сущность и структура – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
УДК 1:316
МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
© Л. А. Иткулова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ проблемы определения сущности мировоззрения, его места в структуре общественного сознания. В работе выявляется интегральный характер мировоззрения как способа теоретического и духовно-практического освоения и преобразования мира. Большое внимание уделяется анализу структурных элементов и подсистем мировоззрения, определяющих специфику осмысления человеком своего бытия.
Ключевые слова: мировоззрение, мир, человек, смыслы бытия, картина мира, знание, ценность.
Т ермин «Мировоззрение» возник в философии сравнительно поздно и вплоть до XIX в. » (миросозерцание). До появления этого термина обозначаемый им предмет выражали посредством понятий «мудрость», «философия», «метафизика» и т.д., понимая под ними некое высшее знание, которое задает человеку правила жизни, учит согласовывать свои поступки с действием всеобщих сил или с вечными и неизменными законами, господствующими над миром и над самими людьми. Уже в древних мифах встречаются упоминания о том, какие знания были переданы людям их мифическими предками или культурными героями.
Под мировоззрением традиционно понимается система наиболее общих взглядов на мир и отношение человека к миру. Будучи формой общественного сознания, мировоззрение отражает потребности, интересы, убеждения, ценности, идеалы и принципы познавательной и практической деятельности, которые определяют мотивы и линию поведения отдельных личностей, а также содержание духовной жизни всего общества. Эта черта принципиально отличает мировоззрение от других форм общественного сознания, таких как, например, философия и наука. Между тем, проблема взаимоотношений мировоззрения и философии решалась в некоторых работах в контексте их отождествления. Например, в работе А. П. Шептулина утверждается, что «философия призвана разрабатывать систему взглядов на мир в целом, давать единое понимание всех происходящих в мире процессов, т. е. быть мировоззрением людей» [1]. Очевидно, такой подход является причиной того, что долгое время в отечественной философии вне поля исследований в этой области оставались внетеоретические формы мировоззренческого сознания (мифологическое, религиозное). По мнению В. П. Иванова, сведение мировоззрения к философии означает его редукцию к знанию, а «формирование мировоззрения состоит единственно в изучении философии как совокупности обобщенных знаний о мире» [2]. Сегодня подобные представления, в основном, преодолены,
и мировоззрение рассматривается как ядро, стержень, интегрирующее начало сознания, которое нельзя сводить лишь к сумме знаний о мире. Мировоззренческое значение обретают только те знания, которые действительно необходимы для жизненного самоопределения, которые актуализируются в смысложизненных убеждениях людей.
Важное место в отечественных исследованиях проблемы мировоззрения занимает анализ сущности этого феномена. Исследователями подчеркиваются такие его признаки, как обобщенный характер, системность, устойчивость, целостность, гетерогенность, рациональность и др. Фундаментальными категориями мировоззрения являются понятия «человек» и «мир», которые «конкретизируются через систему категориальных смыслов других универсалий культуры, выражающих отношение человека к природе, к обществу, другим людям и самому себе (смыслы категорий «природа», «космос», «вещь», «отношение», «я», «другие», «свобода», «совесть» и др.) [3, с. 146]. Вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание)» составляет основной вопрос мировоззрения -«мировоззрение есть там, где так или иначе фигурирует основной вопрос мировоззрения, а там, где этот вопрос отсутствует, где он не просматривается хотя бы в неявной форме, мировоззрения нет» [4]. Это положение имеет принципиальное значение в процессе выявления мировоззренческого характера тех или иных форм общественного сознания. Особенность мировоззрения заключается в том, что у него нет четко определенного места в структуре общественного сознания. Оно пронизывает собой все остальные формы общественного сознания (наука, право, искусство, религия и др.), не обособляясь в его особую форму. Поэтому содержание мировоззрения может воплощаться средствами и науки, и религии, и искусства, и права.
Общеизвестно, что сложным объектам исследования труднее дать емкое и однозначное определение, а мировоззрение относится к числу таковых. Пример с отождествлением мировоззренческих и философских взглядов и представлений уже приводился нами. Во многих отечественных исследованиях советского периода проблема мировоззрения рассматривалась в контексте философского (марксистско-ленинского) естественнонаучного знания
(П. В. Алексеев, В. П. Рожин, И. В. Мартынычев, Р. С. Карпинская, А. П. Шептулин, В. Ф. Самойленко, В. С. Буянов и др.). Для ряда других исследователей характерно расширительное толкование мировоззрения как совокупности взглядов и представлений о мире, что фактически приводит к его отождествлению с общественным сознанием. Например, Р. Г. Яновский определяет мировоззрение как «систему обобщенных взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, о природе и обществе, об отношении человека к окружающей действительности» [5]. Такой подход игнорирует вненауч-ные и донаучные виды мировоззрения, которые возникли задолго до появления философии и науки или функционируют рядом с ними, что, естественно, обедняет содержание этого понятия. Кроме того, очевидным недостатком подобных определений является акцент на когнитивные аспекты мировоззрения, недостаточное внимание к его ценностным и деятельностным аспектам.
Мы полагаем, что всестороннее исследование данной проблемы приводит к проблеме человека, ибо именно в мировоззрении человек формирует смыслы бытия, в нем он находит оправдание своего бытия в мире. «Мир «открывается» человеку через его мировоззрение, и то, каким он ему «открывается», зависит от этого мировоззрения. В этом плане мировоззрение выступает способом «освоения» мира. И не только в том значении, что оно дает знание мира, его понимание и горизонт его видения, но и в том, что в мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека в его преобразованном виде. Мировоззрение — это не просто миропонимание, но и орудие, а вместе с тем и результат ми-ропреобразования» [6]. Таким образом, в мировоззрении выражается единство теоретического и духовно-практического освоения мира, которое обеспечивает адекватность самосознания субъекта его жизненному миру. Мировоззрение отражает не только систему осознанных, теоретически и практически обоснованных идеологических принципов отношения человека к действительности, но и нетеоретические формы и уровни — мироощущение, мировосприятие, мироистолкование и др.
С основным вопросом мировоззрения связано и выявление объекта и предмета мировоззрения. Объектом мировоззрения является окружающий человека мир как целое. В предмет мировоззрения входят вопросы, касающиеся отношения двух его равноправных субъектов — человека и мира. Эти отношения имеют двоякую природу, т. е. мировоззрение обращено и к находящейся вне человека объективной реальности, и к человеку, стремящемуся постигнуть смысл жизни и свое место в мироздании. Изолированное рассмотрение этих неразрывно связанных между собой сторон мировоззрения искажает содержание этого понятия, приводит либо к преувеличению значения системных знаний о мире, либо к отрицанию значимости их для человека в процессе осмысления метафизических проблем бытия. Как пишет П. В. Копнин, мировоззре-
ние «…стремится решить проблему человека в его взаимоотношениях с окружающей природой, в тесной связи с пониманием всеобщих законов ее движения» [7]. Он выступает против определения мировоззрения через понятие «мир», поскольку оно, по его мнению, не обладает конкретным содержанием. Вместо него исследователь предлагает использовать другие понятия, больше соответствующие сегодняшнему уровню развития наук, а именно «вселенная», «объективная реальность». Действительно, при исследовании данного вопроса возникает правомерный вопрос, какие стороны объективного мира образуют предмет мировоззрения, т. к. очевидно, что не все явления объективного мира могут быть включены в него. В противном случае, в гносеологическом плане это означало бы растворение предмета мировоззрения в предметах специальных наук. Тогда получается, что мировоззрение отражает все многообразие явлений объективного мира, что фактически означало бы отсутствие у него собственного предмета.
В стремлении человека к осмыслению своего бытия в мире заключается его свойства как уникального существа. Отмечая эту его особенность, М. Хайдеггер называет человека «осмысляющим существом». «Человек — это мыслящее, т.е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется «перепрыгнуть» через себя. Достаточно остановится на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас -здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас — в настоящий час мировой истории» [8]. Таким образом, предмет мировоззрения охватывает только те свойства, существенные черты и законы объективного мира, которые имеют отношение к человеку, исходя из знания которых, человек определяет свое место в мире, формирует свои идеалы и убеждения, придающие его деятельности аксиоло-гически значимый характер.
Структура мировоззрения как интегрального образования чрезвычайна сложна. «Именно мировоззрение, прежде всего и главным образом, определяет характер практического поведения личности, ее нравственного, политического, гражданского, эстетического, познавательного и всякого иного выбора и оценки. Одним из главных ее компонентов являются знания — обыденные, профессиональные и научные. Как отмечает В. Кувакин, «мировоззрение — это информация (знание), над которой надстраиваются оценки, предпочтения, практические регулятивы, убеждения и верования» [9, с. 82]. Но мировоззренчески значимым является лишь такое знание о сущностных силах человека и характеристиках мира, которые обуславливают «генезис, функционирование и развитие этих сущностных сил» [10]. Под сущностными силами понимаются те интегральные качества человека, которые выделяют его среди других существ, позволяют идентифицировать его как уникальное явление в мире.
Для того чтобы знание стало частью мировоззрения, оно должно быть эмоционально воспринято и интерпретировано субъектом, что предполагает
эмоционально-оценочное отношение к конкретным явлениям мира. «Те или иные обобщенные взгляды и представления выступают как мировоззрение тогда, когда обретают эмоциональную окраску, выражают жизненную позицию социального субъекта, т.е. когда становятся достоянием сознания» [11]. На основе такого эмоционально «присвоенного» знания складываются убеждения и принципы -наиболее устойчивые компоненты мировоззрения, определяющие жизненную позицию личности и ее поступки. Мировоззрение не является механической суммой представлений о явлениях материального и духовного порядка, это и обязательная их оценка с точки зрения нравственных, правовых, эстетических взглядов, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Ценности в диапазоне от общечеловеческих до индивидуальных обеспечивают критический отбор знаний человека о себе и о мире. Ценностное отношение к знаниям создает социальные нормы, регулирующие жизнь как отдельной личности, так и общества в целом. Как считают некоторые исследователи, именно норма составляет сущность мировоззрения. Так, К. П. Шуртаков предлагает вообще исключить из предмета мировоззрения отношение мира к человеку: «… и системные знания, содержащие в себе объективированные практикой взгляды и методы познания и преобразования мира, разрабатываемые человеком на основании системного знания, надо отнести к формам отношения мира к человеку, т. е. знаниям, а, следовательно, исключить их из предмета мировоззрения [12]. Таким образом, К. П. Шуртаков считает норму, возникающую в результате устойчивых, повторяющихся актов оценки человеком явлений мира материального и духовного порядка, критерием сформированности и зрелости мировоззрения.
Стремление к познанию мира выражает потребность человека в получении информации о внешней среде. «Наряду с информацией, необходимой для организации действий по удовлетворению многообразных витальных и зоосоциальных потребностей, живые системы обладают потребностью в информации как таковой, в информации с невыясненным прагматическим значением безотносительно к удовлетворению каких-либо витальных и зоосоциальных нужд» [13]. Но эта информация объективно способствует развитию духовных ценностей, обеспечивая открытость и подвижность мировоззренческой системы. Таким образом, в познавательной, ценностной и программно-поведенческой подсистемах мировоззрения происходит формирование взглядов, убеждений, жизненной позиции личности. Мировоззренческие убеждения и принципы не являются чисто «знаниевыми» образованиями, формулируемыми в виде абстрактных теоретических положений. Они выражаются в образах, символах, знаках, являющихся результатом эмоционального переживания субъектом своего отношения к миру.
Рациональное и образно-эмоциональное отношения к миру выражается в форме мироощуще-
ния, мировосприятия и миропонимания. Различие между ними заключается в специфике отражения мира субъектом. Мироощущение связано с чувственной ступенью познания, для которой характерны ощущения, эмоции, возникающие в результате эмоционально-интуитивного или даже инстинктивного (В. Кувакин) переживания мира. Мировосприятие в отличие от мироощущения дает более цельное представление о мире и связано с образным мышлением. Их объединяет созерцательнопассивное отражение субъектом окружающего мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий и представлений. Для миропонимания присуще понятийнобесстрастное (А. Н. Чанышев) отношение к внешней среде, ориентированное на постижение сущности мира и ее обоснования. Таким образом, в мировоззрении выделяются как внерациональные (мироощущение), так и рациональные (миропонимание) уровни, что свидетельствует о богатстве предметного содержания этого феномена. «К слоям этого мира относятся некоторые первичные, врожденные начала и правила поведения, архетипы, инстинкты. Они постоянно заявляют о себе, но редко кто живет только на таком уровне, руководствуясь лишь самыми первичными, обычно примитивными началами» [9,с.66]. Мировоззрение как многоуровневая система включает в себя совокупность представлений человека о мире, полученных на уровне как рационального, так и чувственного познания, включая архетипы коллективного бессознательного.
Одним из важнейших компонентов мировоззрения является картина мира. В философской литературе используются и другие близкие по смыслу термины — «образ мира», «модель мира», «видение мира», которые также характеризуют целостность мировоззрения. Некоторые философы (М. Хайдеггер, В. С. Овчинников, А. Н. Чанышев и ряд других) расширительно понимают термин «картина мира», отождествляя фактически с мировоззрением. Нам больше импонирует позиция Р. Ю. Рах-матуллина, считающего, что «… картина мира является важнейшим компонентом мировоззрения, но не покрывает собой всего его содержания» [14]. Картина мира составляет особый компонент научного знания, выступая как «специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития» [3, с. 191]. Картины мира, сложившиеся в рамках отдельных наук (естественных и гуманитарных), в совокупности составляют некое общенаучное видение мира, объединяющее представления о природе и человеке. Этот синтез позволяет выдвигать общенаучные концепции, влияющие на исследования в различных областях научного познания.
В контексте исследуемой проблемы для нас представляет интерес термины «этническая картина мира», «национальный образ мира», которые фиксируют «какой сеткой координат данный народ улавливает мир, и, соответственно, какой космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропо-
рядок) выстраивается перед его очами» [15]. Концепция «этнической картины мира» — «world-view» -была сформулирована Р. Рэдфилдом, согласно которому «для каждого народа характерно собственное, уникальное видение окружающего мира и самих себя в рамках этого мира» [16]. Главную роль в создании собственной картины мира этносом играет система оценки явлений мира, иерархия ценностей. Различия между этническими образами мира не в знаниях и потребностях, а системе оценки, с которой данный народ относится к миру. Ф. Ницше писал: «Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя,- он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл!…Через оценку впервые является ценность: и без оценки был бы пуст орех бытия» [17]. Такой подход не умаляет значения когнитивной картины мира, которая все же носит универсальный характер. Игнорирование аксиологического аспекта мировидения, о чем мы уже писали, и приводит ряд исследователей к отождествлению терминов «мировоззрение» и «картина мира». Как подчеркивает В. С. Степин, «… важно иметь в виду, что мировоззренческий образ мира — это не только осмысление мира, знание о мире, но одновременно система ценностей, определяющая характер мироощущения, переживания мира человеком, определенную оценку тех или иных его событий и явлений и, соответственно, активное отношение человека к этим событиям» [3, с. 189]. В этом контексте этническая картина мира может пониматься как образ мира, обусловленная системой ценностных предпочтений, коренящихся в бессознательных структурах личности.
Мировоззрение, представляющее воззрения индивида (народа) на окружающий мир и самого себя, отражает развитие его духа на протяжении всей истории его существования. Носителем народного мировоззрения является народ как «метафизическая субстанция». Каждый народ вырабатывает собственную систему ценностей, влияющих на формирование его мировоззрения, мышления и познания. Другими словами, дух народа базируется на неких этнических константах, паттернах или архетипах. Таким образом, характерное для каждого народа видение мира и самих себя в рамках этого мира, этнически окрашено. Это проявляется, прежде всего, в культурной интерпретации окружающего мира посредством символов, лежащих в основе формирования мира ценностей.
Важной особенностью мировоззрения является то, что оно всегда конкретно для индивида, социальной группы, исторической эпохи. В центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Внесубъектного мировоззрения не бывает в принципе. В самом общем виде можно выделить «общественное» и «индивидуальное» мировоззрение, т.е. субъектом (носителем) мировоззрения вы-
ступает как отдельная личность, так различные социальные группы, религиозные и этнонациональ-ные общности, а также общество в целом. Каждый человек имеет собственное мировоззрение, т. е. общие представления о мире, обществе и о себе. Индивидуальное мировоззрение проявляется в принятых человеком решениях, совершенных поступках. Мировоззрение личности формируется под влиянием мировоззрения той социальной группы (профессиональной, этнической, конфессиональной), которой он принадлежит и общества в целом, которое накладывается на его собственный жизненный опыт.
Таким образом, мировоззрение представляет собой интегральное образование человеческого духа. В нем происходит синтез эмоционально воспринятых системных знаний, а также представлений человека о ценностных основаниях своего бытия в мире. Содержание материальных, экзистенциальных и духовных ценностей раскрывается в понятиях об истине, добре и красоте, определяющих смыслы человеческой деятельности. В этом смысле мировоззрение является способом духовнопрактического освоения и преобразования мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шептулин А. П. Философия марксизма-ленинизма. М.: Политиздат, 1970. С. 4.
2. Иванов В. П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы формирования). Киев: «Наукова думка», 1986. С. 11.
3. Степин В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс — Традиция, 2000. 744 с.
4. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001. С. 7.
5. Яновский Р. Г. Наука, мировоззрение, перестройка (пять проблем). М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. С. 51.
6. Шинкарук В. И. Философия, наука, мировоззрение. Киев: «Наукова думка», 1977. С. 17.
7. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. С. 21.
8. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позд. периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. С. 105.
9. Кувакин В. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетея, М.: Логос, 1998. 360 с.
10. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 1. Введение. Философия и жизнь. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 36.
11. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии общества. М.: Мысль, 1980. С. 209.
12. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования: Концептуально-философский анализ. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1989. С. 45.
13. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. С. 23.
14. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира, мировоззрение и онтология: взгляд с точки зрения модернистской традиции // Философская мысль, 2001, №2. С. 24.
15. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. С. 44
16. Рыбаков С. Е. Философия этноса. М.: ИПК Госслужбы, 2001. С. 229.
17. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 52.
Поступила в редакцию 15.07.2009 г.
Мировоззрение — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Православное мировоззрение иеромонах Серафим (Роуз)
- Какое же мировоззрение научно? Н. Колчуринский
- Христианство и современное мировоззрение прот. Петр Лепорский
- Возможно ли «научное мировоззрение»? С.Л. Худиев
Мировоззре́ние — совокупность принципов, взглядов, воззрений, мнений, убеждений, определяющих отношение человека к миру и к себе, как к части этого мира.
Главные, фундаментальные положения христианства суть общие для всякого христианина. Здесь нет и не может быть различий во взглядах (например, мир сотворен Богом из ничего; мир управляется Божественным Промыслом; однажды наступит кончина мира, после чего произойдет его обновление).
Вместе с тем, в области частностей мировоззрение одного христианина может разниться с мировоззрением другого.
Иногда это бывает ввиду разности в уровнях знаний. Однако случается, что различие во взглядах на мир (происхождение мира, мироустройство) обнаруживается даже и среди выдающихся отцов Церкви.
Так, например, святыми отцами не было дано однозначного и бесспорного ответа на вопрос «какова продолжительность Дней Творения», хотя со стороны истории развития мира этот вопрос кажется очень важным (дело в том, что в оригинальном тексте Писания еврейское «иом» — «день» — может интерпретироваться и как день, и как период вообще).
Это обстоятельство, конечно же, не означает незрелость их веры. Просто подобные вопросы, важные с точки зрения естествознания, не принципиальны в религиозно-нравственном отношении.
Всё, что необходимо знать для спасения, открыто Церкви и предоставлено для изучения верующим. Ответы на принципиально значимые религиозные вопросы можно найти в пособиях по Догматике, Нравственному Богословию, другим дисциплинам, в иконографии, различных актах и документах.
Множество же менее значимых вопросов, в том числе и вопрос о продолжительности Дней Творения, относятся к области частных воззрений и допускают различные трактовки (см. : Теологумен).
Между тем, случалось, что какой-нибудь из отцов высказывал своеобразные, оригинальные суждения, отличные от общей позиции Церкви, касавшиеся первостатейных вопросов вероучения. Иногда, после тщательных исследований на Соборах, эти суждения определялись как ложные. В таких случаях высказавшим их авторам предлагалась возможность покаяться и отказаться от заблуждений. В случае несогласия заблуждающиеся признавались еретиками и отлучались от Церкви. Но бывало, что то или иное странное мнение оставалось без детального рассмотрения.
Одним из таких мнений, по сей день имеющим сторонников, является мнение об ограниченности продолжительности будущих адовых мук. Согласно этому мнению, все без исключения грешники однажды будут очищены, прощены и войдут в состав представителей Царства Божьего.
Относительно положений, определенных и раскрытых Церковью, как догматические истины, нет и не может быть разногласий. Стало быть, в этих аспектах мировоззрение одного христианина должно быть согласно с мировоззрением другого.
Что же касается частных вопросов, не имеющих принципиального значения для спасения и допускающих вариативность интерпретации, в этих аспектах воззрения могут разниться.
- 559 0
- 0
-
- М
Что такое мировоззрение? Почему это важно? — Брюс Бруинсма
Понимание компонентов мировоззрения, а затем понимание вашего мировоззрения имеет решающее значение для успешной жизни в мире, в котором вы живете.
Наше мировоззрение связывает нас с ДНК смысла. У каждого из нас есть сетка, через которую мы видим мир и свое место в нем. Этот взгляд формирует наше понимание истины, красоты и реальности, а также того, кто мы есть, в результате нашего воздействия жизни. Когда мы соединяем наш жизненный вклад, то, что мы называем опытом, с ДНК нашего рождения, мы обхватываем руками то, кто мы есть. Однако в этом процессе формируются как минимум две разные точки зрения. Во-первых, это внутреннее понимание того, кто мы есть, а во-вторых, то, что мы понимаем, составляет наш внешний мир. Оба этих понимания объединяются, чтобы объяснить, кто мы такие.
Мы можем лучше понять это явление, заметив, что стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст. Когда мы разделены на отдельные лагеря, мы либо положительные, либо отрицательные. Эта склонность является одним из элементов, формирующих наше мировоззрение. Некоторые из нас принимают беды общества и приходят к выводу, что большая сила, обычно правительство, может решить проблемы и лучше всего обеспечить группу людей. Другие считают, что каждый человек несет личную ответственность за управление своим будущим и что на самом деле лучше всего то правительство, которое управляет меньше всего. Грандиозный эксперимент, который мы называем Соединенными Штатами Америки, является живым доказательством дихотомии и стремления к безопасности, защищенности и возможностям.
«Голоса в нашей жизни формируют то, как мы понимаем и интерпретируем характер и природу реальности». (Проект 210: стр. 47) Среди этих голосов есть доверенные советники и заклятые враги. Среди них есть близкие родственники и совершенно незнакомые люди. Проверка этих голосов имеет решающее значение, но вполне вероятно, что мы будем внимательно размышлять с теми, кого слушаем. Если вы смотрите CNN, у вас будет одна точка зрения на мир, а если вы смотрите новости Fox, у вас будет совершенно другая точка зрения.
Как общество, мы все больше делимся на группы или сегменты, которые отделены друг от друга стеной. Когда мы ограничиваем наше слушание только одной точкой зрения, мы теряем возможность всесторонне оценить и принять ясное решение. Хотя я могу не согласиться с вами, я хочу понять, что вы говорите, думаете и чувствуете. И, конечно же, прося о такой же возможности взамен.
Наше мировоззрение как христиан формируется дополнительным набором входных данных. Павел, Иоанн и другие апостолы и авторы Священных Писаний постоянно предупреждают нас об опасностях быть втянутыми в приоритеты мира, который не действует как последователи Иисуса и не признает суверенитет единого Бога. Когда мы подходим к моменту, когда мы полны решимости следовать за Иисусом, появляется совершенно новый набор голосов. Источником этих голосов является Бог Отец, а те, которые мы слышим, исходят от мужчин и женщин, состоящих в отношениях с ним.
Наше мировоззрение резко отличается от всех остальных. Весь набор опыта, который создал наше мировоззрение, теперь открыт для трансформации и изменения. Но перемены могут быть пугающими.
Разница между мировоззрением миллениалов и мировоззрением поколения X огромна. Когда мы привносим в смесь бумеров, различия становятся еще больше. Наложение этих разных мировоззрений на вклад Иисуса создает сложный набор переменных.
Есть и другой взгляд на проблемы. Тот, который делает его проще, а не сложнее. Начнем, например, с любви. Заповедь Иисуса любить своих ближних, как самого себя, несложно понять. Его также нетрудно применить практически в любой ситуации, независимо от вашего мировоззрения. Ставить «чувство хозяина» выше всего остального — вот как христиане могут действовать в резко меняющемся мире.
Во многих отношениях формулой успеха является то, что взгляд Иисуса важнее взгляда на культурную жизнь. Это формула, которая будет вести нас от одного обстоятельства к другому; от одного вопроса к другому; от одних сложных отношений к другим.
Мировоззрение важно, потому что оно является охранником жизни. Он устанавливает параметры, в рамках которых ведется наша жизнь. Любить Бога, распространять слово и вдохновлять других — это часть моего мировоззрения. Когда я получаю плохие новости, это дает перспективу. Когда я получаю хорошие новости, это дает перспективу. Когда я не знаю, что делать, это помогает проложить путь решения.
Поразмыслите над своим мировоззрением, уделите время молитве и изучению Библии. Когда мы становимся старше, сочетание опыта и прикладной точки зрения становится ценным. Бог всегда готовит нас к следующей главе нашей жизни. Какая часть этой главы повлияет на других и создаст Царство? Еще один способ осмыслить наше мировоззрение — исследовать нашу способность к самосознанию. Когда мы знаем себя, это помогает нам узнать, насколько мы готовы к следующему этапу Божьего призвания в нашей жизни.
Пойдем с нами в нашем путешествии.
Bruce
An overview of the four worldviews
Traditional worldview | Modern worldview | Postmodern worldview | Integrative worldview |
Theistic, dualistic, transcendent view of reality | Objectified, materialistic , механистический взгляд на реальность | Плюралистический, фрагментарный, релятивистский взгляд на реальность | Целостный/единый, духовно-эволюционный взгляд на реальность |
Знание через традицию, условность, писание (буквализм, догматизм) | Знание через эмпирическую науку, рациональность, логику (позитивизм, сциентизм) | Знание через качественные модусы познания (социальный конструктивизм) | Познание через интеграцию, смешанные методы (прагматизм, критический реализм) |
Социальное Я | Самостоятельное Я | Подлинное Я | Взаимозависимое Я |
Традиционные ценности (т. е. солидарность, безопасность, дисциплина, служение, вера, соответствие) | Индивидуалистические ценности (т.е. достижения, гедонизм, успех, статус, власть, веселье) | Постматериальные ценности (т. е. самовыражение, воображение, открытость к изменениям) | Универсальные ценности (т. е. самоактуализация, мудрость, универсализм, трансцендентность) |
Акцент на семье, социальных ролях и правилах , закон и порядок | Акцент на будущее, вера в прогресс, оптимизм | Акцент на деконструкцию нарративов, социальную справедливость | Акцент на индивидуальную и культурную эволюцию и рост |
Природа как осмысленный, божественно созданный порядок (творение Бога) | Природа как инструментальный, объективированный, ресурс для эксплуатации | Природа как внутренний источник, угнетенный голос или сущность, более крупная система | Природа как внутренне ценный, духовно значимый, партнер |
В этой таблице представлен краткий обзор четырех мировоззрений и их отличительных различий
Краткое изложение четырех мировоззрений , условности и Священное Писание.
Они подчеркивают группу, сообщество и семью, а также потребность в социальных ролях и правилах, законе и порядке. Ими движут такие ценности, как солидарность, безопасность, дисциплина, подчинение, служение и вера; и часто имеют чувство высшей цели или призвания. Они видят природу как осмысленный, божественно созданный порядок, который они могут использовать, но также должны заботиться о нем. Великой силой этого мировоззрения является его приверженность группе, его дисциплина и порядок, а также его социальные ценности.Современные мировоззрения рассматривают вселенную как физико-механическую, объективную сущность и находят истину и знания в (эмпирической) науке, рациональности и логике. Они подчеркивают достоинство личности и оптимистично указывают на возможности (технологического) прогресса в будущем. Ими движут такие ценности, как достижения, гедонизм, успех, знания, статус, власть, материальный комфорт и веселье. Они рассматривают природу как инструмент; ресурс, используемый людьми. Великая сила этого мировоззрения заключается в его приверженности индивидуальной автономии, достоинству и достижениям; рациональность и объективность.
Постмодернистские мировоззрения рассматривают вселенную как релятивистскую, плюралистическую и фрагментарную и находят истину и знание посредством субъективных и качественных способов познания, включая искусство и мораль. Они делают упор на самовыражение и скептически относятся к великим (особенно современным) нарративам, которые они считают угнетающими и служащими сильным мира сего. Они руководствуются такими ценностями, как разнообразие, подлинность, воображение, инклюзивность, равенство и защита окружающей среды. Они рассматривают природу как внутренний, субъективный источник. Великая сила этого мировоззрения заключается в его чувствительности к страданиям других и приверженности социальной справедливости.
Интегративное мировоззрение рассматривает вселенную как развивающееся, духовно значимое целое и находит истину и знание посредством интеграции методов и парадигм, науки и духовности. Они подчеркивают необходимость личностного роста и рассматривают культурную «эволюцию» как решение наших глобальных проблем. Ими движут такие ценности, как самореализация, поиск истины и мудрости, мир во всем мире и сострадание. Они считают природу внутренне ценной и духовно значимой; партнер, с которым можно сотрудничать. Великая сила этого мировоззрения заключается в его стремлении интегрировать то, что фрагментировано и поляризовано.
Здесь вы можете узнать больше о смешанных результатах мировоззрения, категории, в которую попадают люди, если они не набирают достаточно высоких баллов по какому-либо из четырех мировоззрений.
Контекст
Эти четыре мировоззрения — и особенно традиционное, современное и постмодернистское — были признаны философами и социологами частью историко-развивающей траектории культурных эпох на Западе. Таким образом, эти мировоззрения говорят об идеях и ценностях, шаблонах и структурах, с которыми знакомо большинство из нас.
Однако эти мировоззрения представляют собой то, что социологи называют идеальными типами : идеи-конструкты, изображающие «чистые» или идеализированные структуры и паттерны, узнаваемые в окружающем нас мире, но обычно не существующие в этих чистых формах. Эти идеальные типы служат аналитическим инструментом, эвристикой, помогающей нам привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности и «увидеть лес за деревьями».
Кроме того, хотя эти мировоззрения были обнаружены в ходе исследований в западном контексте, существует существенная поддержка идеи о том, что эти мировоззрения актуальны и узнаваемы за пределами Запада. Возьмем, к примеру, идеи, полученные в результате Всемирного исследования ценностей, крупнейшего из когда-либо проводившихся некоммерческих, межнациональных, эмпирических исследований временных рядов человеческих убеждений и ценностей.
Анализ данных, проведенный политологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем, утверждает, что в мире существуют два основных аспекта межкультурных различий. Как показывают их результаты, с течением времени и во всем мире наблюдаются массовые культурные изменения со сдвигом от традиционных ценностей, доминирующих в более аграрных обществах (созвучных с традиционным мировоззрением), к секулярно-рациональным ценностям в индустриальных обществах (современных мировоззрение). А также сдвиг от значений выживания к ценности самовыражения доминирующие в постиндустриальных обществах (постмодернистское мировоззрение).
Это говорит о том, что по крайней мере традиционные, современные и постмодернистские мировоззрения наблюдаются и за пределами Запада. Интегративное мировоззрение не выделяется (пока?) четко в «Обзоре мировых ценностей», но широко описано различными философами (например, Жаном Гебсером, а в более современное время — Кеном Уилбером), а также признается в эмпирических работах.
Таблицы, исследования и видеолекции
В этой публикации вы можете найти гораздо более подробную версию приведенной выше таблицы (на стр. 102), а также обширный отчет об исследовании, на котором основан Тест Мировоззрения.
Здесь вы можете прочитать об исследовательском подходе, использованном при разработке Теста мировоззрения.
Здесь вы можете найти короткую видео-лекцию (22 минуты), объясняющую четыре мировоззрения, а также знакомящую с подходом к пониманию и отношению к этим мировоззрениям.