1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общеста и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И. Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача.
В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см, таблицу 16).
Таблица 16
Структура мировоззрения личности | |
Объективные компоненты | Субъективные компоненты |
Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т. п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл | 1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т. п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений, и определения своего отношения к ним. 2. Убеждения человека—знания (идеи, концепции, теории и т. п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать |
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И, Ф. Харламову):
□ Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
□ Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.
□ Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см, схему 60, с. 142). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.
Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке — его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или в религиозных учебных заведениях. Атеизм—тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.
Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.
Виды мировоззрения | ||||||
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений | Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. | Обыденное (житейское) ми-ровоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений о мире | ||||
Схема 60 |
Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (см. таблицу 17).
Таблица 17 | ||
Возрастные особенности формирования мировоззрения | ||
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) | Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалекгико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук, У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений | Важнейшее новообразование — са-мосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профес-сиональному самоопределению старшеклассников |
Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
Критериями сформированности мировоззрения личности являются:
□ знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;
□ устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;
□ развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;
□ проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.
СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Научное мировоззрение представляет собой органическое единство кон-кретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.
Научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания. Она включает-систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Мировоззренческие идеи пронизывают все другие формы общественного сознания, объединяют их в единую и целостно-ориентационную систему. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании школьников в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естественных и общественных процессов, явлений.
Научное мировоззрение .формируется не только в процессе усвоения зна-ний, но и в результате преодоления ненаучных штампов, шаблонных, примитивных, обыденных взглядов. Под влиянием обновления общества, развития общественных и естественных наук оно совершенствуется. Новые научные факты, открытия общественных и естественных наук, новый общественный опыт обновления жизни дополняют, уточняют, изменяют сложившиеся взгляды и стереотипы мышления.
Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет слож-ную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целе-устремленной воли. Рассмотрим каждое из этих понятий в системе мировоззрения. Взгляды — это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждение — качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину. Он считает их реализацию в жизни необходимым для людей благом и поэтому эмоционально отстаивает их, готов за них пострадать, стремится увлечь ими других людей, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связаны с эмоциональными переживаниями человека. Особенно значительны для него интеллектуальные чувства, такие, как радость познания и вера в непогрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и предан-ность ей, социальный оптимизм и целеустремленность. Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практиче-скому действию. Научное мировоззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевым действием. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Верность убеждениям, борьба за их проведение в жизнь предполагает твердость характера, идейную стойкость, настойчивость и несгибаемую волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. В основе научного мировоззрения лежат принципы диалектиче-ского подхода к рассмотрению и освоению действительности, что делает мышление гибким, творческим, изучающим явления в движении, во взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей.
Научное мировоззрение, позволяющее освоить и принять новое политиче-ское мышление, отказаться от застойных стереотипов, является активным организующим началом в борьбе за мир и разоружение, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденции, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование воспитывается у школьников в целостном педагогическом процессе, одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. Цель мировоззренческого воспитания — в форлш-повании устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к при-, роде, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных взглядов и ‘убеждений, объясняющих мир, критического отношения к антинаучным представлениям, обоснованных методологических подходов к по-знанию и деятельности. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений. Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического, экономического и экологического воспитания.
Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.
Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление
Библейское мировоззрение и педагогика | Колледж Патрика Генри
Базы данных
Интернет-ресурсы
субъектов
Избранные журналы
Советы по исследованию
Педагогика I фокусируется на теоретических основах педагогики и поддерживается библиотечными ресурсами, относящимися к основным мыслителям в области образования. В поддержку «Педагогики II» библиотека разрабатывает коллекцию предметов учебной программы.
В каталоге библиотеки PHC вы можете искать различные ресурсы по названию, автору, ключевому слову или фразе, связывая вас с журнальными статьями, электронными книгами и печатными книгами в коллекции на кампусе. Чем конкретнее условия поиска, тем точнее будут результаты. Для наших студентов дистанционного обучения (DL) отрывки из печатных материалов, хранящихся в библиотеке кампуса, могут быть предоставлены по запросу .
Если вы получаете доступ к электронным ресурсам за пределами кампуса и вам необходимо войти в систему, используйте имя пользователя и пароль студенческого портала для получения доступа. Если у вас возникли трудности с веб-сайтом или доступом к каким-либо ресурсам, сообщите об этом персоналу библиотеки по электронной почте на номер 9.0043 [email protected] или library@phc. edu .
Профессиональная библиотечная помощь доступна на территории кампуса по телефону 540-441-8400 или по электронной почте [email protected].
Базы данных
- ERIC представляет собой наиболее полную библиографию учебных материалов, доступных с 1966 года. Индексирует 1,2 миллиарда записей материалов, связанных с образованием — журнальных статей, книг, отчетов и т. д. Если вы найдете статью, а ERIC не предоставит полный текст, вы можете проверить списки периодических изданий библиотеки PHC, чтобы узнать, подписаны ли мы на это конкретное периодическое издание. Если нет, вы можете запросить статью через ILL.
- JSTOR содержит статьи и рефераты из более чем 240 научных журналов по широкому кругу дисциплин. Если вы нашли нужную статью, а ее полный текст недоступен, проверьте список периодических изданий в библиотеке, чтобы узнать, доступен ли журнал в другой базе данных PHC. Если нет, вы можете запросить статью ILL.
- ProQuest и Academic Search Premier — это простые в навигации базы данных с доступом к более чем 700 научным журналам и тысячам полнотекстовых статей по различным дисциплинам.
Интернет-ресурсы
- Детская библиотека предоставляет доступ к широкому спектру полных текстов детских книг, в том числе недавно отмеченным наградами книгам и избранным авторам. Вы также можете выполнять поиск различными способами, включая обложку и/или исполнителя.
- Глобальная школа способствует обмену идеями, ресурсами и передовым опытом среди учителей.
- Lexile обеспечивает процесс определения уровня чтения учащихся и текста.
- Центр обновления государственного образования предоставляет информацию о самых последних тенденциях в философии образования со ссылками на дополнительные полезные ресурсы.
- 6+1 Черта письма — это аналитическая модель для оценки и обучения письму, состоящая из 6+1 ключевых качеств, определяющих умение писать.
- Национальная академия образования предоставляет доступ к качественным исследованиям в области образования и способствует их использованию при формировании политики и практике.
- Национальный центр статистики образования — это Национальный центр статистики образования, предоставляющий ценные результаты исследований.
- Институт CiRCE является ведущим источником вдохновения, информации и идей для классических педагогов. Он также содержит ссылки на другие полезные ресурсы по классическому образованию.
Предметы
Вы можете искать в каталоге, используя любой из приведенных ниже тематических заголовков Библиотеки Конгрессов и ограничиваясь «Темой»:
Христианское образование Домашнее обучение — США
Христианство — Философия Логика
Церковь и образование — США Государственные школы — США
Образование Риторика
Образование — Философия Рассуждения
Педагогическая психология Выбор школы — США
Избранные журналы
Вы можете искать журнальные статьи по названию, автору, ключевому слову или фразе, или вы можете просмотреть один из тематических журналов, перечисленных ниже и связанных с ними в списке периодических изданий библиотеки.
- Детское образование (в сети с 01.02.1988 по настоящее время)
- Education Digest (в сети с 01.01.1988 по настоящее время)
- Harvard Educational Review (в сети с 01.02.1988 по настоящее время)
- Журнал взаимодействия в классе (онлайн с 01.07.2004 по настоящее время)
- Journal of Experiential Education (онлайн с 01.05.1998 по настоящее время)
- Journal of Research in Childhood Education (онлайн с 01.04.1997 по настоящее время)
- Словесность (в сети с 01.01.1989 по настоящее время)
- Старое здание школы (Печать с 2003 г. по настоящее время)
- Review of Educational Research (онлайн с 01.04.1988 по настоящее время)
- Educause — рецензируемый онлайн-журнал для практикующих специалистов об управлении и использовании информационных ресурсов в высшем образовании.
- International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning (IJSTL) — это научный (рецензируемый) электронный журнал, который издается два раза в год Центром передового опыта в области преподавания Южного университета Джорджии.
- Преподаватель классической музыки (Мемориа Пресс)
Советы по исследованию
- Поиск по теме : Как только вы найдете потенциальный источник в каталоге, нажмите на предметный термин в записи, чтобы найти другие элементы по той же или похожей теме.
- Разнообразные педагогические ресурсы доступны по телефонам Библиотеки Конгресса (LOC) LB 5 — LC 5200.
- Как только вы обнаружите потенциальный источник , дополнительные ценные ресурсы могут быть перечислены в библиографии предмета.
- Если вы не можете найти элемент в коллекции PHC, вы можете запросить ресурсы через Межбиблиотечный абонемент. Запросы ILL можно делать непосредственно в библиотечном каталоге.
- Zotero — это система управления цитированием, которая поможет вам собирать и систематизировать ресурсы, а затем легко создавать сноски, концевые сноски, ссылки в тексте и библиографии. Вы можете скачать и просмотреть онлайн-учебники, но вы можете воспользоваться помощью библиотекаря, чтобы быстро научиться пользоваться Zotero.
Все ссылки должны быть в формате APA . Информацию для надлежащего цитирования APA можно найти в Руководстве по публикациям Американской психологической ассоциации, доступном в резерве на стойке распространения библиотеки. Дополнительную справку по цитированию APA можно получить в Интернете по адресу OWL (онлайн-лаборатория письма) , разработанной Университетом Пердью.
Создано: Д-р Лаура Макколлум / Д-р. Жаклин Вейт/Торнхилл, 2010 г., 2012 г. Последнее обновление: Торнхилл, 2022 г.
Включение различных мировоззрений и религий в систему образования
Мир становится все более и более глобализированным, а наше общество все более мультикультурным. Мы уже научились свободно общаться с людьми, говорящими на другом языке, принадлежащими к другой культуре или имеющими другой цвет кожи. Однако нам по-прежнему трудно сталкиваться с разными религиями и обращаться к ним. Возможно, следующее поколение научится быть более открытым к различным мировоззрениям?
- Языки и культуры
- Человеческое обучение
- Экономика и общество
- Текст Нина Венге | Фотографии Варпу Хейсканен и Мостфотос, графика Беттиина Ливонен
«Во многих отношениях мы живем во время перемен. Многие обычаи, связанные с религиями и мировоззрениями, являются частью традиции, которую больше не нужно поддерживать», — говорит Исмо Пеликка , старший преподаватель религиозного образования, этики и истории.
Он участвует в проекте «Создание пространств для разнообразия мировоззрений в дошкольном образовании », целью которого является повышение компетентности учителей в области воспитания мировоззрения и развитие педагогики для детей младшего возраста, признающей разнообразие. Проект осуществляется в сотрудничестве между университетами Восточной Финляндии, Университетом Хельсинки и Университетом Оулу.
Проект также имеет общественное значение, поскольку его цель состоит в том, чтобы дети могли в будущем с легкостью сталкиваться с различными мировоззрениями и обращаться к ним.
«Воспитание мировоззрения включено в базовую национальную учебную программу Финляндии по дошкольному образованию, и это вызывает много вопросов о том, как его следует проводить. В прошлом дошкольное образование было очень ориентировано на христианство, поэтому учет разнообразия мировоззрений является серьезным изменением».
Чтобы мировоззренческое воспитание изменилось в нужном направлении, педагогам дошкольного образования необходимо дать соответствующие инструменты.
«Учителя должны получить достаточную поддержку для того, чтобы справиться с этим изменением их профессии. В нашем проекте мы стремимся развивать профессиональную компетентность учителей дошкольного образования, чтобы образовательные цели основной национальной учебной программы могли быть достигнуты в детских садах и в семейных детских садах».
По словам Пелликки, Финляндия является единственной страной в мире, где воспитание мировоззрения включено в законодательство, регулирующее дошкольное образование, и в национальную базовую учебную программу для дошкольного образования.
«А теперь это нужно сделать естественной частью дошкольного образования».
В прошлом дошкольное образование было очень ориентировано на христианство, поэтому учет разнообразия мировоззрений является серьезным изменением.
Исмо Пеликка
Старший преподаватель
От частного дела к общественной сфере
До этого тысячелетия религия в Финляндии в значительной степени была разделена на две части: была евангелическо-лютеранская церковь и «остальные». Однако мир стремительно становится все более и более разнообразным, и в 2000-х все чаще встречаются встречи с представителями различных религий.
«Вот почему нам также нужен более профессиональный подход к религиям и нерелигиозным мировоззрениям. В дошкольном образовании религии, как правило, были скрыты в прошлом или обсуждались на коротких, специально отведенных сессиях. Более того, педагогическое образование в целом было основано на светском мышлении, где вопросы, связанные с религией и мировоззрением, либо игнорируются, либо передаются эксперту-религиоведу», — говорит профессор религиозного образования Мартин Убани 9.0046 .
Убани предпочитает термин мировоззрение религии. По его словам, до тех пор, пока мировоззрения будут исключаться из повседневных ситуаций, а религиозные убеждения будут считаться не чем иным, как личным делом, мировоззренческое образование не может двигаться вперед, даже в дошкольном образовании.
«Религия становится все более публичной. Мир вокруг нас меняется, и наше педагогическое образование и дошкольное образование должны меняться вместе с ним».
Исмо Пеликка (слева) и Мартин Убани отмечают, что дети не выносят оценочных суждений о мировоззрении или религии друг друга. Для них важны хорошие друзья, с которыми можно играть.
Продукты своего времени
По словам Убани, дошкольное образование часто воспринимается как не что иное, как уход за больными, хотя оно проводится в соответствии с учебной программой, основанной на педагогике.
«Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к школе. Основная национальная учебная программа для базового образования основана на идее о том, что при поступлении в школу ребенок будет обладать достаточными культурными способностями и структурированными отношениями со своим происхождением. Если образование, связанное с мировоззрением, полностью игнорируется в дошкольном образовании, ребенку придется многое наверстать».
Убани подчеркивает, что нет ничего плохого ни в том, как готовили воспитателей дошкольного образования, ни в используемых ими методах.
«Они были продуктами своего времени и актуальными для того времени».
Более смелое обсуждение в рабочих сообществах
Хорошо известно, что изменения будут медленными и что потребуются поддержка и ресурсы. Исследователь раннего развития Элиза Балчин , которая пишет докторскую диссертацию в рамках проекта, говорит, что более ранние исследования ясно показывают, как область дошкольного образования нуждается в конкретных мерах и инструментах для удовлетворения изменившихся потребностей.
«В идеальной ситуации все мировоззрения, представленные группой детей, учитывались бы в дошкольном образовании. Поскольку мировоззрения являются частью нашей жизни, о них нельзя умалчивать в публичных пространствах, то есть в предлагаемом обществом образовании».
По словам Балчина, одним из способов помочь учителям дошкольного образования было бы открытое обсуждение в рабочих сообществах воспитания мировоззрения и способов его преподавания.
«Это сделало бы разнообразные знания и навыки, связанные с разными мировоззрениями, более заметными».
Выделение региональных особенностей
Проект по мировоззренческому воспитанию начинается с целостной встречи с ребенком. При этом также учитываются особенности окружающей среды. В восточной Финляндии, например, это означает, что проект исследует разные мировоззрения, особенно с точки зрения православной религии, которая сильна в регионе.
Воспитатели дошкольного образования организовали различные мировоззренческие занятия в детских садах, участвующих в проекте. Идея заключалась в том, чтобы дать учителям дошкольного образования новые идеи для реализации воспитания мировоззрения.
«Во время этих занятий дети знакомились с религиями и мировоззрениями, представленными в их собственной группе, через, например, спектакли кукольного театра и рассказы, придуманные учениками. Некоторые группы также совершили виртуальную экскурсию по зданию православного храма», — говорит Балчин.
Совместное совместное обучение также было протестировано и усовершенствовано. По словам Балчина, совместное обучение повысило уверенность учителей в себе и придало им уверенности в том, что они могут проводить мировоззренческое образование также самостоятельно.
«Совместные занятия давали возможность, например, задавать вопросы, обсуждать и обсуждать вопросы с коллегами. Преимущество совместного обучения заключается в том, что разнообразные навыки учителей можно использовать и в рамках воспитания мировоззрения».
Религии в Финляндии. Источник: Статистическое управление Финляндии.
От осторожности к открытости
У детей разные отношения с религией, и они поступают в дошкольное образование из самых разных слоев общества. Это означает, что необходимо оставить место для детских вопросов, обсуждений и размышлений.
«Долгое время у нас был очень бюрократический подход к мировоззренческому воспитанию: мы хотим делать все правильно и очень осторожны, чтобы не задеть чьи-либо чувства», — говорит Убани.
По его словам, образование, связанное с мировоззрением, часто преувеличивается, а религии прячутся на второй план, чтобы «защитить» от них детей.
«Это делает религии чем-то, что следует держать в секрете и стыдиться, хотя нашему обществу было бы полезно признать существование разных религий, точно так же, как мы признаем существование разных языков и культур. С такой же легкостью можно столкнуться с разными мировоззрениями, и пусть дети также задаются вопросом о разных религиях».
Убани подчеркивает, что цель не в том, чтобы «насильно скармливать» кому-либо какое-либо мировоззрение, а в том, чтобы открыто и на равных обсуждать различные религии и мировоззрения как часть педагогической культуры.
«Даже маленькие дети часто интересуются мировоззренческими вопросами. Хорошо послать им сообщение о том, что они находятся в безопасном месте, чтобы говорить о вещах, которые определяют нашу жизнь. Это часть ситуации с образованием. Было бы тревожно, если бы социальная практика пошла в другом направлении и погасила искру для обсуждения».
Исследования показывают, что все более молодые люди интересуются религиями. И хотя число людей, не имеющих никакой религии, также велико, происхождение семей очень разнообразно, и люди, работающие в сфере дошкольного образования, должны быть чуткими к выявлению и принятию различных взглядов, не делая никаких оценочных суждений.
«Однако нам нужны современные педагогические инструменты для знакомства с религией и ребенком, и сейчас мы вместе работаем над их созданием».
Даже маленькие дети часто интересуются вопросами, касающимися мировоззрения. Хорошо послать им сообщение о том, что они находятся в безопасном месте, чтобы говорить о вещах, которые определяют нашу жизнь.
Мартин Убани
Профессор
Перемены начались
В детских садах, участвующих в проекте, развитие мировоззренческого образования встретили с энтузиазмом, и в нем была явная необходимость.
«Мировоззренческое воспитание связано с общим ростом ребенка, и соответствующая педагогика является важной частью многозначного и равноправного воспитания. Основная идея состоит в том, чтобы научиться нейтрально говорить о различных мировоззрениях уже в детстве», — объясняет Пелликка.
Исследователи подчеркивают, что педагоги дошкольного образования не обязаны знать все обо всем, но должны быть готовы задавать вопросы и обсуждать с ребенком мировоззренческие вопросы.
«Наш проект показал, что учителя дошкольного образования беспокоятся о том, чтобы стать экспертами в области религии. Дело не в этом. Учителя по-прежнему будут экспертами в области образования, а религия — это вопрос педагогики».
Изменение будет реализовано вместе. Преподаватели университета говорят, что в ходе проекта они узнали столько же, сколько и учителя дошкольного образования.
«Мы, конечно же, не приступали к этому проекту, предполагая, что знаем все, что нужно знать. Идея состоит в том, чтобы работать вместе, чтобы найти лучшие практики и создать новые традиции», — говорит Пелликка, подводя итоги проекта.
Итак, перемены начались.