Топическая модель психического аппарата З.Фрейда ⇒ Статьи по психологии от практикующих специалистов на ⋙ Qui.help
Автор: Игорь Мосьпак , 04/21/2021 12:43:11 04/21/2021 12:43:11 (1192 просмотр)
Самоопределение, Смысл жизни, Личностное развитие
Топическая модель психического аппарата З.Фрейда
Топическая модель психического аппарата была разработана З.Фрейдом, и заключается в том, что психика человека состоит из трех частей: сознательной, предсознательной и бессознательной.
Сознательная часть психики это то, что человек видит, слышит, чувствует, думает, осознает в данный момент времени. Сознательная часть психики – это вершина айсберга, которая возвышается над водой, в то время как основная часть айсберга находится под водой, и эту подводную часть можно сравнить с бессознательным и предсознательным.
Предсознательная часть психики состоит из того, о чем человек не думает в данный момент, но может вспомнить, в случае необходимости, весь его предыдущий жизненный опыт: как его зовут, где он живет, столица Франции, как пахнет клубника, как звучит скрипка и т.
И наконец, бессознательная часть психики, самая большая, потому и называется бессознательной, потому что никак человеком не осознается. О ее содержании мы можем судить по ошибочным действиям человека, оговоркам, опискам (именно об этом говорит расхожее выражение «оговорка по Фрейду») . Так же содержание нашего бессознательного раскрывается в сновидения. И хотя эта часть психики не осознается, но именно она играет решающую роль в нашем поведении, мыслях, желаниях и поступках.
Что же содержится в нашем бессознательном?
Там живут наши влечения и инстинкты, а так же весь травматический жизненный опыт, который был вытеснен из-за невозможности его переработки в сознании. Это инстинкты в основном сексуального и агрессивного содержания и влечения к жизни (все созидающее что движет человеком), и влечение к смерти (деструктивные и разрушающие импульсы).
Топическая модель, была первой теоретической разработкой Фрейда, в попытке описать психический аппарат человека. Позже он сформировал структурную модель (ее еще называют второй топикой), которая расширила понимание психического аппарата человека.
Если эта статья была вам полезна и/или интересна поставьте, пожалуйста, лайк.
Статья уже набрала 0 лайков
- Вход
- Психологам
- Найти психолога
- Статьи
- Условия пользования
- Политика конфиденциальности
- UA / RU
[email protected]
© qui.help — все права защищены
Я и Оно (структурная модель Фрейда)
5. 05.2020
Структурная модель, обоснованная 3. Фрейдом в работе «Я и Оно» (1923), описывает три психические системы: Оно, Я и Сверх-Я (транскрипция с латыни — Ид, Эго и Супер-Эго, эта терминология нередко используется и в русскоязычной литературе). Так же как и в первой топике, создателем психоанализа подчеркивалось, что в целом психическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.
Оно
Оно (Ид) — термин, который Фрейд использовал для обозначения той (большей) части психики, которая содержит наиболее примитивные желания и влечения, иррациональные стремления, комбинации «страх—желание» и фантазии. По своему содержанию понятие «Оно» в ряде случаев совпадает с понятием «Бессознательное». По образному выражению Фрейда, Оно — это «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциям и страстями».
Деятельность Ид направлена на обеспечение разрядки психического возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Ид довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о логике, времени, морали, каких-либо ограничениях и о том, что противоположности не могут сосуществовать. 3. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование может быть обнаружено по его дериватам — представлениям, речевым конструкциям, действиям, эмоциям и т.д.
Я
Термин Я (Эго) обозначает те психические функции, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить способы для управления безудержными устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (вербального, последовательного, логического, ориентированного на познание, социально приемлемое поведение и прогнозирование последствий от реализации своих действий, мыслей или желаний). Таким образом, Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями среды, оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспект. Сознательное Эго — то, что большинство людей понимает под термином «Я» или «собственное Я» (в некоторой степени аналогично понятию «личность» в академической психологии). Бессознательное Эго включает преимущественно защитные механизмы и процессы (которые активно не осознаются, но определяют сознательное поведение). Эти механизмы и процессы относительно легко выявляются в процессе психоаналитического исследования, о чем еще будет сказано в соответствующих разделах.
Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преобразовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Но самые запретные стремления Ид — не находящие выхода представления и аффекты — становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. В структурной модели Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность — реальную или потенциальную. Тревога может быть вызвана реальной опасностью (исходящей из внешнего мира), моральными факторами (связанными с конфликтом Эго и Супер-Эго) или иметь невротическое происхождение (вызванное конфликтом между Эго и Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем. В соответствии со структурной моделью интрапсихический конфликт (и порождаемые им симптомы) является следствием столкновения интересов Оно и Я.
Сверх-Я
Третья инстанция Сверх-Я (Супер-Эго) обозначает ту часть психического аппарата, которая формируется на основе родительских образов и запретов (понятий «нельзя», «некрасиво», «некультурно», «стыдно»). Главной задачей Сверх-Я является подавление требований Оно посредством морального влияния на Я.В основе интериоризации определенных стандартов поведения и запретов лежат прежде всего идентификации (отождествление) с родительскими фигурами. Первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии (наказания) со стороны родителей. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним цензором — Супер-Эго. Так формируется совесть, которая, по образному выражению Фрейда, является медалью, на обороте которой написано «страх осуждения социумом». Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувство вины и стыда или провоцировать потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть следствием как недостаточно сформированного, так и слишком жесткого Супер-Эго.
Таким образом, начиная с 1920 г. фрейдовская теория психического аппарата была существенно переработана; при этом во второй топике были предложены новые разграничения, не совпадающие с однозначным делением на Бессознательное, Предсознательное и Сознательное. Так, в инстанции Оно можно видеть главные характеристики Бессознательного, однако и другие инстанции — Я и Сверх-Я — также включают в себя Бессознательное и порождаются им.
Ключевые слова: Фрейд, Я
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр.
Академический курс.Материалы по теме |
---|
Эгопсихология Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Понимание веры в психоаналитической традиции 3. Фрейда … |
Основные концепции психоанализа Зигмунда Фрейда Змановская Е.В., Современный психоанализ |
Психоанализ депрессий по Фрейду Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Развитие самосознания и Я концепции Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда . .. |
Фрейд о меланхолии Решетников М.М., Психоанализ депрессий |
Основные принципы психоанализа З. Фрейда Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Ид, Эго и Суперэго Фрейда: определение и примеры
Теория личности Фрейда
Возможно, единственной наиболее устойчивой и важной идеей Фрейда было то, что человеческая психика (личность) имеет более одного аспекта.
Теория личности Фрейда (1923) рассматривала психику, структурированную на три части (т. е. трехчастную): Ид, Эго и Супер-Эго, которые развиваются на разных этапах нашей жизни. Это системы, а не части мозга или каким-либо образом физические.
Согласно психоаналитической теории Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желания ид и супер-эго.
Хотя каждая часть личности обладает уникальными чертами, они взаимодействуют, образуя единое целое, и каждая часть вносит относительный вклад в поведение человека.
Содержание
Что такое id?
Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности.
Ид — это часть бессознательного, которая содержит все побуждения и импульсы, включая то, что называется либидо, своего рода обобщенная сексуальная энергия, которая используется для всего, от инстинктов выживания до оценки искусства.
Ид также довольно упрям, поскольку реагирует только на то, что Фрейд называл принципом удовольствия (если это приятно, делай это), и ни на что другое.
Он состоит из всех унаследованных (т. е. биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая половой (жизненный) инстинкт — Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт — Танатос.
Ид — это импульсивная (и бессознательная) часть нашей психики, которая прямо и немедленно реагирует на основные побуждения, потребности и желания. Личность новорожденного полностью состоит из Ид, и только позже у него развиваются Эго и Супер-Эго.
Ид остается инфантильным в своей функции на протяжении всей жизни человека и не меняется ни со временем, ни с опытом, так как не соприкасается с внешним миром.
Ид не зависит от реальности, логики или повседневного мира, поскольку он действует в бессознательной части разума.
Ид действует на основе принципа удовольствия (Фрейд, 1920), который заключается в том, что каждое желаемое желание должно быть удовлетворено немедленно, независимо от последствий.
Когда Ид выполняет свои требования, мы испытываем удовольствие, когда ему отказывают, мы испытываем «неудовольствие» или напряжение.
Ид участвует в первичном процессуальном мышлении, примитивном, нелогичном, иррациональном и ориентированном на фантазии. Эта форма процессного мышления не имеет понимания объективной реальности и по своей природе эгоистична и исполнена желаемого за действительное.
Что такое Эго?
Эго — это «та часть Ид, которая была изменена прямым влиянием внешнего мира».
(Фрейд, 1923, стр. 25)
Эго — единственная часть сознательной личности. Это то, что человек осознает, когда думает о себе, и это то, что он обычно пытается проецировать на других.
Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент принятия решений личности. В идеале эго действует по разуму, тогда как Ид хаотично и неразумно.
Эго действует в соответствии с принципом реальности, разрабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий общества.
Эго принимает во внимание социальные реалии и нормы, этикет и правила, решая, как себя вести.
Подобно Ид, эго стремится к удовольствию (т. е. снижению напряжения) и избегает боли, но в отличие от Ид, Эго занимается разработкой реалистичной стратегии для получения удовольствия.
Эго не имеет представления о правильном или неправильном; что-то хорошо просто в том случае, если оно достигает цели удовлетворения, не причиняя вреда себе или Ид.
Часто эго слабо по сравнению с упрямым Ид, и лучшее, что может сделать эго, — это оставаться, указывая Ид в правильном направлении и требуя в конце какой-то похвалы, как если бы действие было его собственным.
Фрейд провел аналогию с Ид в качестве лошади, а Эго — всадником. Эго «похоже на человека верхом на лошади, который должен сдерживать превосходящую силу лошади».
(Фрейд, 1923, стр. 15)
Если эго терпит неудачу в своей попытке использовать принцип реальности и возникает тревога, задействуются бессознательные защитные механизмы, помогающие отвратить неприятные чувства (например, тревогу) или сделать приятные вещи более приятными для человека.
Эго вовлекается во вторичное процессное мышление, рациональное, реалистичное и ориентированное на решение проблем. Если план действий не работает, то он продумывается заново, пока не будет найдено решение. Это известно как проверка реальности и позволяет человеку контролировать свои импульсы и демонстрировать самоконтроль за счет овладения эго.
Важной особенностью клинической и социальной работы является усиление функционирования эго и помощь клиенту в проверке реальности путем помощи клиенту в обдумывании своих вариантов.
По мнению фрейдистов, некоторые виды ненормального воспитания (особенно при наличии холодной, отвергающей «шизогенной» матери) могут привести к слабому и хрупкому эго, чья способность сдерживать желания Ид ограничена.
Это может привести к тому, что эго будет «расколото» своей попыткой сдержать Ид, оставив Ид в полном контроле над психикой.
Что такое суперэго?
Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым человек научился у своих родителей и других людей. Развивается в возрасте 3-5 лет на фаллической стадии психосексуального развития.
Суперэго рассматривается как поставщик наград (чувств гордости и удовлетворения) и наказаний (чувств стыда и вины) в зависимости от того, какая часть (эго-сделка или сознание) активирована.
Суперэго — часть бессознательного, голос совести (поступающий правильно) и источник самокритики.
Оно в какой-то степени отражает моральные ценности общества, и человек иногда осознает свою мораль и этику, но суперэго содержит огромное количество кодов или запретов, которые издаются в основном бессознательно в виде команд или «не заявления «т».
Функция Суперэго заключается в контроле импульсов Ид, особенно тех, которые запрещены обществом, таких как секс и агрессия. У него также есть функция убеждать эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистическим, и стремиться к совершенству.
Суперэго состоит из двух систем: совести и идеального я.
- совесть — это наш «внутренний голос», который говорит нам, когда мы сделали что-то не так.
Совесть может наказать эго, вызывая чувство вины. Например, если эго уступает требованиям Ид, суперэго может заставить человека чувствовать себя плохо из-за вины.
Суперэго также несколько коварно, поскольку оно пытается изобразить то, что оно хочет от человека, в грандиозных, восторженных выражениях, то, что Фрейд назвал эго-идеалом, возникающим из первой большой любовной привязанности человека (обычно родитель).
- идеальное я (или эго-идеал) представляет собой воображаемую картину того, каким вы должны быть, и представляет карьерные устремления, как относиться к другим людям и как вести себя как член общества.
Предполагается, что дети, воспитанные родителями, испытывают любовь условно (когда они делают что-то правильно), и ребенок усваивает этот опыт в виде серии реальных или воображаемых суждений.
Поведение, не соответствующее идеальному я, может быть наказано Суперэго через чувство вины. Супер-эго также может вознаграждать нас через идеальное «я», когда мы ведем себя «правильно», вызывая чувство гордости.
Чувство вины — очень распространенная проблема из-за всех побуждений и влечений, исходящих от Ид, и всех запретов и кодов Суперэго. Есть множество способов, которыми человек справляется с чувством вины, и они называются защитными механизмами.
Если идеальное «я» человека является слишком высоким стандартом, то все, что он делает, будет представлять собой неудачу. Идеальное Я и совесть во многом определяются в детстве родительскими ценностями и тем, как вас воспитывали.
Каталожные номера
Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Теории и влияние на психологию
Зигмунд Фрейд (1856–1939) был основоположником психоанализа, метода лечения психических заболеваний, а также теории, объясняющей поведение человека.
Фрейд считал, что события нашего детства оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Например, тревога, возникающая из-за травмирующих переживаний в прошлом человека, скрыта от сознания и может вызывать проблемы во взрослом возрасте (в виде неврозов).
Таким образом, когда мы объясняем свое поведение себе или другим (сознательная умственная деятельность), мы редко даем верный отчет о нашей мотивации. Это не потому, что мы намеренно лжем. В то время как люди большие обманщики других; они еще более искусны в самообмане.
В работе всей жизни Фрейда доминировали его попытки найти способы проникнуть в этот часто тонкий и тщательно продуманный камуфляж, скрывающий скрытую структуру и процессы личности.
Его лексика прочно вошла в лексикон западного общества. Слова, которые он ввел через свои теории, теперь используются обычными людьми, такие как анальный (личность), либидо, отрицание, подавление, катарсический, оговорка по Фрейду и невротический.
Содержание
Дело Анны О
Дело Анны О (настоящее имя Берта Паппенгейм) стало поворотным моментом в карьере молодого венского невропатолога по имени Зигмунд Фрейд. Это даже повлияло на будущее направление психологии в целом.
Анна О. страдала истерией, состоянием, при котором у пациентки проявляются физические симптомы (например, паралич, судороги, галлюцинации, потеря речи) без видимой физической причины. Ее врачу (и учителю Фрейда) Йозефу Брейеру удалось вылечить Анну, помогая ей вспомнить забытые воспоминания о травмирующих событиях.
Во время бесед с ней выяснилось, что у нее развился страх питья, когда собака, которую она ненавидела, пила из ее стакана. Другие ее симптомы возникли во время ухода за больным отцом.
Своего беспокойства за его болезнь она не выражала, но выражала позже, во время психоанализа. Как только у нее появилась возможность сделать эти бессознательные мысли сознательными, ее паралич исчез.
Брейер обсуждал этот случай со своим другом Фрейдом. Из этих дискуссий зародился зародыш идеи, которую Фрейд должен был преследовать до конца своей жизни. В Исследования по истерии (1895) Фрейд предположил, что физические симптомы часто являются поверхностными проявлениями глубоко вытесненных конфликтов.
Однако Фрейд не просто выдвигал объяснение конкретной болезни. Имплицитно он предлагал революционно новую теорию самой человеческой психики.
Эта теория появилась «по крупицам» в результате клинических исследований Фрейда и привела его к предположению, что существует по крайней мере три уровня разума.
Подсознание
Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель психики, с помощью которой описал особенности строения и функции психики. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.
На поверхности находится сознание, которое состоит из тех мыслей, которые сейчас находятся в фокусе нашего внимания, и это видится как верхушка айсберга. Предсознание состоит из всего, что можно извлечь из памяти.
Третья и самая важная область — бессознательное. Здесь лежат процессы, которые являются реальной причиной большей части поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть.
Бессознательное действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, удерживаемых в страхе и опосредованных областью предсознания.
Например, Фрейд (1915) обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы признать их, и считал, что такая информация заперта в подсознании. Это может произойти в процессе репрессий.
Зигмунд Фрейд подчеркивал важность бессознательного, и основное предположение теории Фрейда состоит в том, что бессознательное управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. Действительно, цель психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.
Психея
Позже Фрейд (1923) разработал более структурную модель разума, включающую сущности ид, эго и суперэго (то, что Фрейд называл «психическим аппаратом»). Это не физические области мозга, а скорее гипотетические представления о важных психических функциях.
Ид, эго и суперэго чаще всего рассматривались как три неотъемлемые части человеческой личности.
Фрейд предполагал, что Оно действует на бессознательном уровне в соответствии с принципом удовольствия (удовлетворение от удовлетворения основных инстинктов). Ид включает в себя два вида биологических инстинктов (или влечений), которые Фрейд называл Эросом и Танатосом.
Эрос, или инстинкт жизни, помогает человеку выжить; он управляет жизненно важными действиями, такими как дыхание, еда и секс (Фрейд, 1925). Энергия, создаваемая жизненными инстинктами, известна как либидо.
Напротив, Танатос, или инстинкт смерти, рассматривается как совокупность разрушительных сил, присутствующих во всех человеческих существах (Фрейд, 1920). Когда эта энергия направлена наружу, на других, она выражается в виде агрессии и насилия. Фрейд считал, что Эрос сильнее Танатоса, что позволяет людям выживать, а не самоуничтожаться.
Эго развивается из Ид в младенчестве. Цель эго — удовлетворить требования ид безопасным и социально приемлемым способом. В отличие от Ид, эго следует принципу реальности, поскольку оно действует как в сознательном, так и в бессознательном уме.
Суперэго развивается в раннем детстве (когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола) и отвечает за соблюдение моральных норм. Суперэго действует по принципу морали и побуждает нас вести себя социально ответственным и приемлемым образом.
Основная дилемма всего человеческого существования заключается в том, что каждый элемент психического аппарата предъявляет к нам требования, несовместимые с двумя другими. Внутренний конфликт неизбежен.
Например, суперэго может заставить человека чувствовать себя виноватым, если правила не соблюдаются. Когда возникает конфликт между целями Ид и Супер-Эго, Эго должно выступать в качестве арбитра и посредничать в этом конфликте. Эго может использовать различные защитные механизмы (Фрейд, 1894, 1896), чтобы не допустить переполнения тревогой.
Защитные механизмы
Щелкните здесь для получения дополнительной информации о защитных механизмах.
Психосексуальные стадии
В очень репрессивном «викторианском» обществе, в котором жил и работал Фрейд, женщины, в частности, были вынуждены подавлять свои сексуальные потребности. Во многих случаях результатом была та или иная форма невротического заболевания.
Фрейд стремился понять природу и разнообразие этих болезней, прослеживая сексуальную историю своих пациентов. Это не было в первую очередь исследованием сексуальных переживаний как таковых. Гораздо важнее были желания и желания пациента, его переживания любви, ненависти, стыда, вины и страха, а также то, как он справился с этими сильными эмоциями.
Именно это привело к самой противоречивой части творчества Фрейда — его теории психосексуального развития и Эдипова комплекса.
Фрейд считал, что дети рождаются с либидо – сексуальным (удовольствием) побуждением. Есть несколько стадий детства, в течение которых ребенок ищет удовольствия от другого «объекта».
Чтобы быть психологически здоровым, мы должны успешно пройти каждую стадию.
Психическое отклонение может возникнуть, если этап не завершен успешно и человек «зацикливается» на определенном этапе. Эта конкретная теория показывает, как взрослая личность определяется детским опытом.
Анализ сновидений
Фрейд (1900) считал сновидения королевской дорогой к бессознательному , поскольку именно в сновидениях защита Эго снижается, так что часть вытесненного материала доходит до сознания, хотя и в искаженном виде. форма. Сны выполняют важные функции для бессознательного и служат ценным ключом к пониманию того, как работает бессознательное.
24 июля 1895 года Фрейду приснился сон, который лег в основу его теории. Он беспокоился о пациентке, Ирме, лечение которой шло не так хорошо, как он надеялся. Фрейд, по сути, винил в этом себя и чувствовал себя виноватым.
Фрейду приснилось, что он встретил Ирму на вечеринке и осмотрел ее. Затем он увидел химическую формулу лекарства, которое другой врач дал Ирме, вспыхнуло перед его глазами, и понял, что ее состояние было вызвано грязным шприцем, которым пользовался другой врач. Таким образом, вина Фрейда была уменьшена.
Фрейд интерпретировал этот сон как исполнение желания. Он хотел, чтобы плохое состояние Ирмы не было его виной, и сон исполнил это желание, сообщив ему, что виноват другой доктор. Основываясь на этом сне, Фрейд (1900) предположил, что основной функцией снов является исполнение желаний.
Фрейд проводил различие между явным содержанием сновидения (то, что помнит сновидец) и латентным содержанием, символическим значением сновидения (т. е. скрытым желанием). Содержание манифеста часто основано на событиях дня.
Процесс, посредством которого основное желание преобразуется в явное содержание, называется работой сновидения. Цель работы со сновидениями — трансформировать запретное желание в безопасную форму, уменьшая таким образом тревогу и позволяя нам продолжать спать. Работа сновидения включает в себя процесс уплотнения, смещения и вторичной проработки.
Процесс конденсации – это объединение двух или более идей/образов в одно. Например, сон о мужчине может быть сном и об отце, и о любовнике. Сон о доме может быть сгущением беспокойства о безопасности, а также беспокойства о своей внешности для остального мира.
Смещение происходит, когда мы превращаем человека или объект, который нас действительно беспокоит, в кого-то другого. Например, один из пациентов Фрейда был крайне обижен на свою невестку и обращался к ней как к собаке, мечтал задушить маленькую белую собачку.
Фрейд интерпретировал это как желание убить свою невестку. Если бы пациент действительно мечтал убить свою невестку, он чувствовал бы себя виноватым. Бессознательный разум превратил ее в собаку, чтобы защитить его.
Вторичная обработка происходит, когда бессознательное связывает вместе исполняющие желания образы в логическом порядке событий, еще больше затемняя скрытое содержание. По Фрейду, именно поэтому манифестное содержание сновидений может быть в форме правдоподобных событий.
В более поздней работе Фрейда о сновидениях он исследовал возможность появления в сновидениях универсальных символов. Некоторые из них носили сексуальный характер, в том числе шесты, ружья и мечи, представляющие пенис, а также верховая езда и танцы, представляющие половой акт.
Однако Фрейд осторожно относился к символам и заявлял, что общие символы скорее индивидуальны, чем универсальны. Человек не может истолковать то, что символизировало явное содержание сна, не зная об обстоятельствах человека.
«Словари со словами», которые популярны и сейчас, были источником раздражения Фрейда. В забавном примере ограниченности универсальных символов один из пациентов Фрейда, увидев во сне извивающуюся рыбу, сказал ему: «Это фрейдовский символ — это должен быть пенис!»
Фрейд продолжил исследование, и оказалось, что мать женщины, страстный астролог и Рыба, думала о пациентке, потому что не одобряла нахождение ее дочери в анализе. Кажется более правдоподобным, как предположил Фрейд, что рыба представляла мать пациентки, а не пенис!
Последователи Фрейда
Фрейд привлек множество последователей, которые в 1902 году сформировали известную группу под названием «Общество психологической среды». Группа собиралась каждую среду в приемной Фрейда.
По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).
В начале 1908 года комитет насчитывал 22 члена и переименовал себя в Венское психоаналитическое общество.
Критическая оценка
Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша в объяснении, но не в предсказании поведения (что является одной из целей науки). По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, бессознательное трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.
Несмотря на скептицизм в отношении бессознательного, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматический процессинг (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935) и социальная психология показали важность имплицитного процессинга (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.
Однако большая часть доказательств теории Фрейда взята из нерепрезентативной выборки. В основном он изучал себя, своих пациентов и только одного ребенка (например, Маленького Ганса). Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на детальном изучении одного человека, а применительно к Фрейду речь идет о женщинах среднего возраста из Вены (т. е. его пациентках). Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир). Однако Фрейд считал это несущественным, полагая лишь качественное различие между людьми.
Фрейд, возможно, также проявлял исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – он мог обращать внимание только на информацию, подтверждающую его теории, и игнорировать информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.
Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепцию Фрейда об оральной и анальной личности и некоторые аспекты его идей о депрессии и паранойе. Они не нашли доказательств эдипова конфликта и не подтвердили взгляды Фрейда на женскую сексуальность и то, как их развитие отличается от мужского.
Ссылки
Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462.
Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1895). Исследования по истерии . Стандартное издание 2: Лондон.
Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.
Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.
Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.
Фрейд, С. (1900). Толкование снов . С.Э., 4-5.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное .