12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
Так как моральные требования претендуют на абсолютность, безусловную обязательность, то единственно возможное позитивное моральное требование есть требование быть моральным. Что это значит? Быть моральным означает признать безусловную Ценность, святость человека.
Человеческая личность — больше того, что она делает. Она исходно самоценна. Собственно, определяя человеческую личность как нравственно ответственное существо, мы определяем ее как существо, имеющее самоценное значение и достойное уважения. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку, т.е. такое отношение, в ходе которого данная конкретная личность утверждается до и независимо от каких бы то ни было ее конкретных качеств и действий, есть исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.
Идея, согласно которой безусловная обязательность требовании морали обнаруживается в требовании, утверждающем самоценность человеческой личности, в истории культуры расшифровывалась по-разному: как любовь к ближнему, братство людей, человеческая солидарность, благоговение перед жизнью и т.
Насилие есть узурпация свободной воли, такое отношение между людьми, в ходе которого одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим. Человек совершает насилие тогда, когда он лишает другого возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или низводя до положения раба. Под насилие не попадают такие формы принуждения, когда одна воля господствует над другой с ее согласия,’ как, например, в отношениях: учитель — ученики, законодатели — граждане и т.п.
Важнейшими элементами морали следует считать моральные нормы. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей. При этом надо учитывать, что не всякое предписание является нормой, а лишь такое, которое принимает форму безличных, всеобщих и общечеловеческих императивов, имеет характер общего правила, рассчитанного на многократное применение, и содержит всеобщий принцип поведения.
Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Она представляет собой такое общее требование, которое регламентирует, согласует и генерализирует поступки людей. В сложной динамике общественной и личной жизни человек оказывается перед самыми разнообразными проблемами — нормальными и конфликтными, обыкновенными и сложными, стереотипными и творческими, случайными и закономерными и т. д., подвержен многосторонним воздействиям — внешним и внутренним, сознательным и стихийным, положительным и отрицательным, привычным и непривычным. Все это усложняет выбор поведения. Нравственная норма — это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.
Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность). В них выражены нравственные требования: «поступай так, ибо это добро» (или «должно», «справедливо» и т. п.), «не делай так, ибо это зло» (или «несправедливость», «подлость» и т. п.).
Одна и та же норма, скажем требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: «не лги», «говори только правду».
В нормах как бы аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей. Нормы адресованы к человеку, к его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс. Основное нравственное отношение возникает и проявляется в определенных ситуациях, когда от личности требуется выполнение определенных обязанностей, за которые она несет ответственность перед обществом, коллективом или самим собой. Основными элементами этих должных ситуаций являются следующие: социально значимые предписания, установка-ориентация, готовность личности к должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение.
Другим компонентом морали являются ценностные ориентации. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания — идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Общество регулирует поведение людей посредством ценностных ориентации. Люди подчиняют свои замыслы, надежды, чувства достижению той или иной моральной ценности.
Моральные требования — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Cтраница 1
Моральные требования имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших целей, они не практичны, а указывают общие нормы и принципы поведения, оправдывающие себя лишь через состояние данной группы и общества в целом в какой-то перспективе. Мораль не может указать: чтобы достичь того-то, нужно поступать так-то. Она предстает как сумма требований, регулирующих состояние общества. [1]
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как не укради, не лги, приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои.
Ложью считается преднамеренное искажение ( фальсификация) данных эксперимента. [2]В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как не укради, не лги, приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение ( фальсификация) данных эксперимента. [3]
Уже при разборо учения о Союзе мы видели, что должны означать эти моральные требования и насколько они соответствуют действительности. С этой иллюзией о его силе тесно связана и другая иллюзия, — о том, что в Союзе уничтожается субстанция ( смотри Гуманный либерализм) и что отношения между членами Союза никогда не принимают прочной формы, противостоящей отдельным индивидам. [4]
Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые ( неизвестные) вам моральные требования. [5]
Подчас одно из различий между моралью и правом усматривают в том, что правовые нормы более строги и жестки, тогда как моральные требования можно нарушать относительно безнаказанно. [6]
Можно предположить, что в коммунистическом обществе, во-первых, полностью отомрут такие нормы права, как уголовные, финансовые, уголовно-процессуальные и др., поскольку исчезнут общественные отношения, которые выступают предметом их регулирования; во-вторых, те нормы права, необходимость в которых для регулирования общественных отношений останется и при коммунизме, потеряют свою специфически юридическую форму; в-третьих, правовые нормы, содержанием которых являются моральные требования, потеряв юридическую форму, сольются с правилами коммунистической морали и вместе с ними составят особый комплекс правил коммунистического общежития. [7]
Нормы морали охватывают область отношений гораздо более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Содержание норм права характеризуется большей конкретностью. [8]
Ставит высокую моральную планку для себя и окружающих. Высокие моральные требования к порядочности других людей Умеет дать отпор Конфликтен, если задеваются интересы дела, которому он служит. [9]
Я усматриваю, я познаю, я должен подчинить, сила смеет быть лишь одним из Моих средств. Уже при разборе учения о Союзе мы видели, что должны означать эти моральные требования и насколько они соответствуют действительности. С этой иллюзией о его силе тесно связана и другая иллюзия, — о том, что в Союзе уничтожается субстанция ( смотри Гуманный либерализм) и что отношения между членами Союза никогда не принимают прочной формы, противостоящей отдельным индивидам. [11]
Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования. Научно эти проблемы решает лишь марксистская этика. Поэтому человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные или стихийно установленные требования, а понять их социальное происхождение и последствия своих личных и совместных действий. Таково одно из непременных требований коммунистической морали, благодаря к-рому человек поднимается до сознательного ( а значит, и лично мотивированного и обоснованного) служения интересам всего человечества и творчества истории. [12]
Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования.
Поскольку нормы нравственности регулируют отдельные стороны практически любых общественных отношений, предмет пх регулирования часто совпадает с предметом регулирования со стороны права, которое закрепляет те общественные отношения, которые имеют особо важное значение для господствующих классов. Получается, что очень многие виды общественных отношений регулируются одновременно и нормами нравственности, п нормами юридическими. Более того, самые существенные для государства моральные требования находят свое выражение в юридических нормах, приобретая тем самым поддержку со стороны официальной власти. Само собой разумеется, что господствующие классы поддерживают при помощи закона только такие нравственные нормы, которые соответствуют в первую очередь пх собственным интересам. Они закрепляют в праве свою мораль п те элементарные правила человеческого общежития, которые необходимы для общества как такового; нарушение таких норм представляет опасность для существования общества в целом, следовательно, и для данного класса. [14]
Моральные принципы выступают как одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если нравственная норма предписывает, какие поступки человек может совершать, то нравственные принципы выражают требования общества к нравственной сущности человека, его назначению, к характеру взаимоотношений между людьми. Эти принципы, вошедшие в сознание людей, выступают своеобразными духовными инструментами нравственного познания внешнего мира, самоопределения своего предназначения в обществе. Утвердившись в сознании, они играют активную роль в нравственной оценке личностью своих поступков и поведения. [15]
Страницы: 1 2
Моральные требования | Взвешивание и рассуждение: темы из философии Джона Брума
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWeighing and Reasoning: Themes from the Philosophy of John BroomeМоральная философияBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWeighing and Reasoning: Themes from the Philosophy of John BroomeМоральная философияBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Zimmerman, Michael J. ,
‘Моральные требования’
,
в Ивао Хиросе и Эндрю Рейснер (ред.)
,
Взвешивание и рассуждение: темы из философии Иоанна Брума
(
Oxford,
2015;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 21 мая 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199684908.003.0012,
, по состоянию на 29 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWeighing and Reasoning: Themes from the Philosophy of John BroomeМоральная философияBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWeighing and Reasoning: Themes from the Philosophy of John BroomeМоральная философияBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе исследуется влиятельная концепция нормативности Джона Брума, которую он разработал в ходе нескольких статей. Большая часть его внимания была сосредоточена на требованиях рациональности, но он также распространил свои открытия на требования, вытекающие из других источников, таких как благоразумие и мораль. Особое внимание в этой главе уделяется моральным требованиям. Есть четыре основных раздела. В первом разделе объясняется использование Брумом двух ключевых терминов: «требовать» и «должен». Во втором разделе предлагается альтернативное использование. В третьем разделе представлено краткое описание природы моральных требований. В заключительном разделе обсуждаются некоторые следствия этого подхода, при этом особое внимание уделяется тем, которые ставят под сомнение точку зрения Брума на нормативность, особенно в отношении вопроса о том, при каких условиях безусловное моральное требование может быть отделено от условного морального требования. требование.
Ключевые слова: Брум, «требовать», «должен», моральные требования, условные требования
Предмет
Моральная философия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Дэвид Бахерст, Категорические моральные требования
Дополнительные параметры загрузки
Дэвид Бахерст
В статье отстаивается учение о том, что моральные требования носят категорический характер. Моей отправной точкой является эссе Джона Макдауэлла 1978 года «Являются ли моральные требования гипотетическими императивами?», в котором Макдауэлл доказывает, вопреки Филиппе Фут, что моральные причины не зависят от желаний агентов и в определенном смысле неизбежны. Изложив точку зрения Макдауэлла, изучив его идею о том, что моральные требования «заставляют замолчать» другие соображения, и обсудив его партикуляристский этос, я отвечу на возражение, что моральные причины, как их понимает Макдауэлл, фундаментально неполны в том смысле, в каком только чистокровная кантианская апелляция к чисто практическому причина может исправить. Я заключаю, что возражение несостоятельно: обычные моральные причины не нуждаются в обосновании Разума. Нет никакой перспективы вывести их из высшего принципа морали или других канонов рациональности. Обычные причины сами по себе достаточны, хотя их значение можно прояснить и осветить с помощью различных стратегий — одних в целом аристотелевских, других черпающих вдохновение из кантовской формулы человечества, — способами, которые могут усилить и оправдать их. Несмотря на несостоятельность возражения, в заключение я размышляю о том, как кантианские прозрения все же могут играть значительную роль в макдауэлловском взгляде на нравственное обдумывание и нравственное воспитание.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Опции Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Категорические императивы, моральные требования и моральная мотивация. Сяомэй Ян — 2006 — Метафилософия 37 (1): 112–129.
Почему Кант считает моральные требования категорическим императивом? Мария Мехиа — неизвестно
Категорические требования: Кант и Юм об идее долга. Дэвид Виггинс — 1991 — The Monist 74 (1): 83-106.
Кантианская мораль и юмовские мотивы. Филип Кларк — 2004 — Философия и феноменологические исследования 68 (1): 109-126.
Кантианская мораль и юмовские мотивы. Филип Кларк — 2004 — Философия и феноменологические исследования 68 (1): 109–126.
Майкл Смит и далеки: причина, мораль и непредвиденные обстоятельства: Джеймс Ленман. Джеймс Ленман — 1999 — Utilitas 11 (2): 164-177.
Моральные требования все еще не являются рациональными требованиями. Пол Нордхоф — 1999 — Анализ 59 (3):127-136.
Осмысление категорических императивов. Бернд Лано — 2006 — Анализ и критика 28 (1): 71-82.
Категорические требования: Кант и Юм об идее долга. Дэвид Виггинс — 1991 — The Monist 74 (1): 83-106.
Являются ли моральные требования гипотетическими императивами? John McDowell & I.G. McFetridge — 1978 — Дополнительный том Аристотелевского общества 52 (1): 13-42.
Являются ли моральные требования гипотетическими императивами? John Mcdowell & IG Mcfetridge — 1978 — Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes 52:13-42.
Желание, долг и моральные абсолюты. Энтони Дафф — 1980 — Философия 55 (212):223 — 238.
Конституционизм Корсгаарда и возможность дурного действия. 21 (1):37-56.
Моральный провал — ответ критикам. Лиза Тессман — 2016 — Feminist Philosophical Quarterly 2 (1): 1–18.
Юридические законы как моральные законы в учении Канта о праве . Бен Лоуренс — 2014 — В Джордже Павлакосе и Веронике Родригес Бланко (ред.), Практическая нормативность: очерки причин и намерений в законе и практическом разуме .