Верховный суд разъяснил, как назначается размер компенсации морального вреда
15 ноября, 07:41
МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Размер компенсации морального вреда не может быть незначительным и должен назначаться с учетом уровня жизни и общего уровня доходов граждан. Об этом говорится в принятом Пленумом Верховного суда РФ постановлении «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
«Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении», — говорится в постановлении Пленума.
Оно было разработано вместо прежнего постановления, принятого еще в декабре 1994 года, и содержит в 68 пунктах максимально развернутые рекомендации судьям по рассмотрению исков о компенсации морального вреда.
Право компенсации морального вреда
Пленум отметил, что отсутствие в законодательстве прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям «не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага». Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления; компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, но дело было прекращено за отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление.
Хотя Гражданский кодекс ограничивает право компенсации морального вреда за нарушения, затрагивающие имущественные права граждан, судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. «Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.)», — пояснил Верховный суд.
Что такое моральный вред
В принятом постановлении Пленум постарался дать максимальное развернутое определение морального вреда. «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др. ), либо нарушающими имущественные права гражданина», — говорится в развернутом определении.
Под физическими страданиями, влекущими моральный вред, следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями — страдания, относящиеся к нарушению душевного спокойствия человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
При этом в связи с причинением вреда здоровью во всех случаях предполагается причинение морального вреда потерпевшему, «и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда», отметил Пленум.
Неденежная компенсация
Верховный суд разъяснил, что хотя по общему правилу моральный вред компенсируется в денежной форме, тот, кто причинил вред, вправе добровольно предоставить потерпевшему компенсацию морального вреда как в денежной, так и в иной форме (например, в виде ухода за потерпевшим, в передаче какого-либо имущества (транспортного средства, бытовой техники и т. д.), в оказании какой-либо услуги, в выполнении самим причинителем вреда или за его счет работы, направленной на сглаживание (смягчение) физических и нравственных страданий потерпевшего).
Факт получения потерпевшим добровольно предоставленной компенсации как и сделанное потерпевшим в рамках уголовного судопроизводства заявление о полной компенсации причиненного ему морального вреда не исключает возможности взыскания компенсации морального вреда в порядке гражданского иска. И суд вправе взыскать компенсацию морального вреда в пользу потерпевшего, которому во внесудебном порядке была выплачена или предоставлена в неденежной форме компенсация, если придет к выводу, что компенсация, полученная потерпевшим, не позволяет в полном объеме компенсировать причиненные ему физические или нравственные страдания.
В определенных случаях компенсация морального вреда может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда, в том числе на работодателя — за вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, на родителей — за действия детей, не достигших 14 лет, на государственные органы — за решения должностных лиц, а также на владельца источника повышенной опасности (включая транспортные средства).
Часть постановления Пленум посвятил отдельным случаям компенсации морального вреда — причиненного нарушением трудовых прав работника, нарушениями при оказании услуг в медорганизациях, нарушениями прав потребителя, распространением сведений о гражданине, порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию, либо относящихся к его личной или семейной тайне либо распространением оценочных суждений, если они были высказаны в оскорбительной форме, а также нарушением интеллектуальных прав — права авторства, права на имя, право на неприкосновенность произведения.
Теги:
Россия
Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области
Прокурор разъясняет
- 9 декабря 2020, 09:55
Можно ли привлечь к административной ответственности за оскорбление, если правонарушитель высказывается в неприличной форме? Отвечает прокурор Кировского района г.
Текст
Поделиться
Частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Объективная сторона оскорбления заключается в действиях, которые унижают честь и достоинство определенного лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали).
Оскорбление словом не сводится только лишь к употреблению непристойности, оно предполагает направленность на конкретное лицо (адресата). Не образуют состава оскорбления действия лица, которое публично употребило нецензурную брань. Необходимо установить, что употребляемая брань относилась к конкретному человеку, была адресована именно ему.
Таким образом, оскорбление будет являться таковым только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о конкретном человеке и при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить.
Согласно Большому толковому словарю русского языка Кузнецова С.А. термин «унижение» по своей сути является синонимом оскорбления: «оскорбить — крайне обидеть, унизить кого-либо; уязвить, задеть в ком-либо какие-либо чувства; осквернить, унизить чем-либо неподобающим». Любое унижение связано с негативной оценкой именно личности потерпевшего, подрывающей уважение последнего к самому себе и его престиж в глазах окружающих, совершая оскорбление, виновное лицо отрицает ценность индивида как носителя общечеловеческого достоинства.
Если сказанное выражение относилось не к конкретному лицу, а происходящим событиям, а именно сказано по поводу действий какого-то лица, то унизительной оценки, необходимой для квалификации сказанного как оскорбление, предусмотренное ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ, не усматривается.
Можно ли привлечь к административной ответственности за оскорбление, если правонарушитель высказывается в неприличной форме? Отвечает прокурор Кировского района г.
Саратова А.В. ПригаровЧастью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Объективная сторона оскорбления заключается в действиях, которые унижают честь и достоинство определенного лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали).
Оскорбление словом не сводится только лишь к употреблению непристойности, оно предполагает направленность на конкретное лицо (адресата). Не образуют состава оскорбления действия лица, которое публично употребило нецензурную брань. Необходимо установить, что употребляемая брань относилась к конкретному человеку, была адресована именно ему.
Таким образом, оскорбление будет являться таковым только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о конкретном человеке и при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить.
Согласно Большому толковому словарю русского языка Кузнецова С.А. термин «унижение» по своей сути является синонимом оскорбления: «оскорбить — крайне обидеть, унизить кого-либо; уязвить, задеть в ком-либо какие-либо чувства; осквернить, унизить чем-либо неподобающим». Любое унижение связано с негативной оценкой именно личности потерпевшего, подрывающей уважение последнего к самому себе и его престиж в глазах окружающих, совершая оскорбление, виновное лицо отрицает ценность индивида как носителя общечеловеческого достоинства.
Если сказанное выражение относилось не к конкретному лицу, а происходящим событиям, а именно сказано по поводу действий какого-то лица, то унизительной оценки, необходимой для квалификации сказанного как оскорбление, предусмотренное ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ, не усматривается.
Является ли позор важным моральным инструментом?
Плохое поведение учащихся в Вашингтонской средней школе в прошлом месяце не могло ожидать, что их плохое поведение останется незамеченным их сверстниками и учителями. Список под названием «Сегодняшнее задержание» был спроецирован на стену столовой, что сделало группу студентов, подлежащих наказанию, достоянием гласности. Этот конкретный инцидент попал в местные новости, но это всего лишь один пример явления, известного как «стена ответственности». Они принимают разные формы, иногда включают показ оценок или других достижений, а иногда фокусируются на плохом поведении. Мотивация для таких публичных показов информации состоит в том, чтобы поощрить хорошее поведение и усердную работу учащихся.
Эту стратегию используют не только администраторы средних школ. Судьи по всей стране участвовали в «творческом вынесении приговоров», используя стыд, чтобы мотивировать сокращение или устранение преступного поведения. Например, судья окружного суда в Северной Каролине приговорил мужчину, осужденного за домашнее насилие, носить по городу плакат с надписью «Это лицо домашнего насилия» четыре часа в день, семь дней подряд.
Интернет гарантирует, что аудитория для публичного порицания будет широкой. Позорное поведение в социальных сетях варьируется от фотографий мопсов с табличками, указывающими, что они «съели мамины туфли», до доксинга — обмена именами и адресами людей, которые участвуют в социально непопулярных мероприятиях.
Все это не совсем безосновательно. Некоторые эмоции играют центральную роль в морали — такие эмоции, как гордость, вина и стыд. Мы социальные существа, и поэтому один из способов защиты от плохого поведения в наших социальных кругах — это привлекать друг друга к ответственности. Представьте, например, что у Тома есть привычка не сдерживать свои обещания. У него плохая репутация ненадежного, ненадежного члена группы. В результате он может начать чувствовать вину или стыд за свое поведение, и тогда он может начать действительно делать то, что, как он сказал, собирается сделать. Признание того, что его сверстники считают, что он должен плохо относиться к своему поведению, имеет желаемый эффект — оно меняет поведение Тома. Таким образом, кажется, что стыд может быть мощным инструментом управления поведением членов социальной группы.
Стыд может играть и другие важные социальные роли. Во-первых, это часто информирует общественность о проблемном поведении. Он выбирает людей, которых некоторые представители населения хотели бы избегать. Например, открытие того, что Майк является сторонником превосходства белой расы, присутствовавшим на митинге белых националистов, может помешать потенциальному работодателю совершить ошибку, наняв Майка.
Во-вторых, публичное порицание может служить сдерживающим фактором. Если Сэм, региональный менеджер небольшой компании, станет свидетелем того, как других людей на его должности обвиняют в сексуальных домогательствах по отношению к сотрудникам, возможно, Сэм перестанет домогаться своих сотрудников из страха публичного обращения с ним таким же образом.
В-третьих, пристыжение может быть важным способом укрепления наших общественных ценностей и выполнения нашего обязательства высказываться против неприемлемого поведения. В конце концов, некоторые из самых вопиющих нарушений прав человека произошли из-за или были продлены из-за молчания людей, которые знали лучше, могли бы высказаться, но ничего не сделали.
С другой стороны, есть довольно веские аргументы против практики пристыжения. Часто стыд проявляется таким образом, что в конечном итоге унижает другого человека за действия, которые он совершил. Унижение, возможно, несовместимо с отношением уважения к достоинству людей. В ответ некоторые могут возразить, что, хотя унижение может быть ужасным испытанием, многие из поступков, за которые людей стыдят, сравнительно намного хуже. Например, плохо ли унижать кого-то за то, что он сторонник превосходства белой расы?
На практике у стыда есть реальные основания — истории о плохом поведении распространяются быстро. Детали, которые обеспечивают контекст для поведения, часто не готовы, и в большинстве случаев никто не смотрит на контекст с самого начала. Даже если правда, что стыд занимает важное место в нравственной жизни, это, по-видимому, будет верно только тогда, когда стыд мотивирован реальными фактами — в конце концов, человека не следует стыдить, если он этого не заслуживает.
Вопрос о «заслуженности» важен для решения вопроса о том, можно ли когда-либо морально оправдать стыд. Практику стыда можно рассматривать как возмездие — делается предположение, что человек, которого стыдят за свои действия, несет полную моральную ответственность за эти действия. Различные факторы, включая окружающую среду, социализацию и биологию, способствуют и, возможно, по крайней мере в некоторых случаях, даже определяют то, что делает человек. Если общества собираются придерживаться позиции, согласно которой ретрибутивизм необходим для справедливости, им лучше убедиться, что они используют эти ретрибутивистские инструменты так, как они сами по себе справедливы. Подобные действия не имеют одинаковой предыстории, и важно учитывать нюансы отдельных случаев.
Мотивация стыдливого поведения, как правило, приводит к определенным результатам, таким как изменение поведения и сдерживание. Вопрос о том, действительно ли чувство стыда изменяет или сдерживает поведение, является эмпирическим. Учитывая потенциальные затраты, чтобы практика была оправданной, мы должны быть исключительно уверены, что она действительно работает.
Также необходим тщательный анализ реальных намерений, стоящих за каждым конкретным актом стыда. Иногда намерения людей непрозрачны даже для них самих. Моральное отражение и оценка, конечно, очень важны. Иногда, однако, реальной мотивацией стыдливого поведения является власть и политическое влияние. Важно знать разницу.
Даже если бы факты позволили нам заключить, что пристыжение взрослых — стоящее предприятие, из этого не следует, что то, что подходит для взрослых, подходит и для детей. Молодые люди находятся в очень активной стадии самосозидания и обучения. Стыдливое поведение может стать причиной проблем с самооценкой на всю жизнь.
Наконец, учитывая, что стыд может привести к таким негативным последствиям, полезно спросить: есть ли лучший способ добиться того же результата?
Контекст, содержание и заявления об унижении в ответ на коллективную жертву | Социальная психология коллективной жертвы
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальная психология коллективной жертвыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальная психология коллективной жертвыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Jogdand, Yashpal, Sammyh Khan, and Stephen Reicher,
‘Контекст, содержание и заявления об унижении в ответ на коллективную жертву’
,
в Johanna Ray Vollhardt (ed. ) 3 40,
Социальная психология коллективной жертвы
(
Нью-Йорк,
2020;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 21 мая 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780190875190.003.0004,
, по состоянию на 22 ноября 9002 г. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальная психология коллективной жертвыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальная психология коллективной жертвыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе исследуется роль унижения в опыте коллективной виктимизации. Унижение концептуализируется как эмоция самосознания, отличная от стыда, гнева и смущения. Унижение испытывается, когда имеет место дегуманизирующее и обесценивающее обращение, которое оценивается как неправомерное. В главе обсуждается парадокс литературы об унижении, согласно которому как действие (например, циклы насилия), так и подавление действия (например, демобилизация сопротивления) наблюдаются как результат унижения. Опираясь на исследование опыта далитов в индуистской кастовой системе, представлена концептуализация унижения, которая является реляционной, ориентированной на жертву и сосредоточенной на отношениях агентства и власти. Унижение концептуализируется как претензия, которая включает в себя как оценку определенных актов виктимизации как унизительных, так и политический акт выражения обиды виновному. В целом унижение можно использовать для мобилизации или демобилизации сопротивления угнетению.
Ключевые слова: унижение, Индия, далиты, каста, свобода действий, циклы насилия, сопротивление
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.