4.Мотивационная сфера личности и волевая деятельность.
Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов.
Совокупность
устойчивых мотивов, определяющих
избирательность отношений и активности
человека и относительно независимых
от наличных ситуаций, называется направленностью
личности.
Направленность как подструктура личности
включает в себя различные побуждения:
ее мотивы, потребности, диспозиции,
интересы, стремления, намерения, идеалы,
нормы, самооценки, оценки других людей,
уровень притязаний, установки и т.
В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.
Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.
Желание – одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес
– форма
проявления познавательной потребности,
выражающаяся избирательным отношением
личности к объекту в силу его жизненного
значения и эмоциональной привлекательности.
Склонность – избирательная направленность субъекта на определенную деятельность.
Идеал – важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.
В
повседневной жизни обычно не бывает
затруднений в определении явлений,
которые относятся к проявлениям воли.
К волевым относят все действия и поступки,
которые совершаются не по внутреннему
желанию, а по необходимости, а также те
действия, которые связаны с преодолением
различных жизненных трудностей и
препятствий. Кроме того, имеется целый
ряд свойств личности, которые традиционно
обозначаются как волевые: настойчивость,
выдержка, целеустремленность, терпение
и др.
В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая – побудительная – непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека.
Вторая функция волевых процессов – тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т. е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.
Волевые
действия реализуются в волевых актах,
имеющих определенную структуру и
содержание. Волевые акты могут быть
простыми и сложными. В простом
волевом акте побуждение
к действию переходит в само действие
почти автоматически. В сложном
волевом актедействию
предшествуют учет его последствий,
осознание мотивов, принятие решения,
намерение его осуществить, составление
плана осуществления. Таким образом,
структуру сложного волевого акта
образуют следующие основные этапы: 1)
возникновение мотивов деятельности;
2) борьба мотивов; 3) решение о действии;
4) исполнение принятого решения. Нередко
1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя
эту часть волевого действия
Ситуация
борьбы мотивов как конкретных побудителей
действия (одно желание противопоставляется
другому, сталкивается с ним) может
требовать от человека овладения своим
поведением, заставляет приложить
соответствующие усилия для ее осмысливания.
Борьба мотивов тем сильнее, чем более
весомы противоборствующие мотивы, чем
более равными по своей силе и значимости
они являются для человека.
В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли – генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.
Психические процессы и состояния — Мотивационно-волевая сфера | ||||||||||||
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||||||||||
Страница 5 из 6
2. ![]()
![]() ![]() Любой мотив или мотивация имеет две стороны — содержательную и динамическую. В содержательной стороне отражена суть переживаемой потребности, в чём именно нуждается человек, а также личностный смысл деятельности и поступков, соотнесённый с ценностями и идеалами человека. То есть что человеку надо, к чему именно он стремится, зачем ему надо то, к чему он стремится. Содержательная сторона мотива и мотивации всегда связана с мировоззрением личности, а оно в свою очередь, связано с социокультурной ментальностью, с социальными представлениями, имеющимися в обществе на данном историческом этапе его развития. ![]() В динамической стороне отражена сила эмоционального переживания, устойчивость стремления, скорость актуализации мотива в реальной ситуации. То есть насколько сильно человеку это надо, насколько неизменно, постоянно его стремление, насколько быстро оно вызывает какие-то действия с его стороны. Абрахам Маслоу предложил пирамиду потребностей, в которой выделил 5 групп (уровней) потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) в принадлежности и поддержке; 4) в уважении и признании; 5) в самооактуализации. Все потребности он делит на две глобальные группы — потребности дефицита (1, 2, 3 уровни) и потребности роста (4 и 5 уровни). ![]() Генри Мюррей создал классификацию потребностей (он рассматривал мотивы и потребности как единое явления, не делая между ними различия), которая оказалась одной из наиболее удачных, и сегодня является очень востребованной в научном познании. Он выделил первичные и вторичные потребности, отнеся к первым потребности в воде, пище, сексе (с ними человек рождается), а ко вторым — психогенные потребности, которые формируются в процессе социального взаимодействия (например, потребность в достижениях, независимости, уважении, власти, агрессии, т.д.). Согласно Г. Мюррею мотивы также делятся на мотивы приближения и избегания. Мотив приближения — это стремление к активному поиску предмета удовлетворения потребности, побуждение к действиям, направленным на сближение с объектом удовлетворения потребности (например, мотив достижения, мотив присоединения). Мотив избегания — это стремление дистанцироваться от объекта, который может привести к нежелательному исходу, побуждение к действиям, направленным на удаление от объекта, содержащего угрозу для удовлетворения потребности (например, мотив избегания неудачи, мотив избегания отвержения) [Хекхаузен Х. ![]() Алексей Николаевич Леонтьев [Леонтьев А.Н., 2001] делит мотивы на номинальные и реально действующие. Номинальный мотив — это мотив знаемый, он не имеет функции побуждения и смыслообразования, но может использоваться как мотивировка, благовидный предлог, может присутствовать в виде стереотипного идеала, который, однако, лишен личностного смысла. Реально действующий мотив — это мотив, побуждающий к деятельности, являющийся действительной причиной поведения человека. Реально действующие мотивы могут быть мотивами-стимулами и смыслообразующими мотивами. Мотив-стимул — это побудитель из внешней среды, который «динамизирует» деятельность, но лишён личностного смысла. Например, поведение может строиться, подчиняясь требованиям внешней необходимости или общепринятых образцов, не определяясь при этом собственными жизненными отношениями и потребностями субъекта. С.Л. Рубинштейн пишет: «Люди часто поступают так или иначе, потому что так делают «все» … с поведением в этом случае дело обстоит так же, как с одеждой, когда действует власть моды: «так носят» равносильно императивному «носи, как носят»» [Рубинштейн С. ![]() Смыслообразующий мотив — это мотив, побуждающий к деятельности и придающий ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место в системе мотивов, даже если они не влияют прямо на конкретные действия. В конкретной ситуации они могут оставаться «за занавесом», определяя деятельность в целом или даже ряд деятельностей. Смыслообразующий мотив всегда связан с представлениями человека о себе и своей жизни, он дает ощущение внутренней необходимости действия [Леонтьев А.Н., 2001]. Психологические теории мотивации. Хайнс Хекхаузен [Хекхаузен Х., 2003], обобщая научное наследие психологии мотивации Х1Х — ХХ в.в., выделил 4 взгляда на причинность поведения, которые сформировались за этот период в западной психологии. 1. Объяснение поведения, исходя из личностных диспозиций (свойств личности) при полном или частичном игнорировании влияния ситуации. Практически, это сведение теории мотивации к теории личности. Сторонники этого подхода основываются на том наблюдении, что в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному, в схожих ситуациях один и тот же человек поступает однотипно, и если ситуация повторяется, то человек часто ведет себя так же, как раньше. ![]() 2. Объяснение поведения на основе ситуативного фактора. Сторонники этого подхода считают, что человек всегда испытывает давление со стороны ситуации. Нельзя, например, всех людей изначально разделить на честных и нечестных, часто они становятся таковыми именно в определенной ситуации, например, в ситуации экзамена. Из этого делается вывод, что для понимания мотивации надо изучать ситуативные факторы, особенности стимулов, а также особенности реагирования на эти стимулы разных людей. На этих позициях стоят сторонники бихевиоризма и психологии научения: Э. Торндайк, Э. Толмен, Л. Халл, Б. Скиннер, Н. Миллер. 3. Объяснение поведения на основе взаимодействия личностных диспозиций и ситуации. ![]() ![]() 4. Объяснение поведения на основе взаимодействия личностных и ситуативных факторов и с учетом социокультурных норм и возможностей осуществления деятельности. Личностные особенности не являются 100%-но врожденными, они формируются на основе социокультурных особенностей развития личности и социокультурных возможностей осуществления деятельности. Длительный дефицит возможностей ограничивает развитие личностных диспозиций и возможностей поведения. Поведенческое поле ограничивает поведение формами, соответствующими данному месту и времени, и именно различия в возможностях осуществления деятельности влияют на развитие мотивов. Из этого делается вывод, что надо понимать социокультурную среду и учитывать ее при изучении личностных и ситуативных факторов поведения человека. В зарубежной психологии одним из первых, кто высказал эту точку зрения, стал Дж. Камински. В отечественной психологии одной из первых научных работ по проблеме мотивации можно считать книгу профессора Петражицкого «О мотивах человеческих поступков», вышедшую в 1904 г. ![]() А.Н. Леонтьев ввёл понятие «опредмечивания потребности», совершенно по-новому объясняя механизм формирования мотива. В развиваемой им теории деятельности он делает акцент на осознанности мотивов, в противовес веяниям теории инстинктов, психодинамическим и бихевиористским теориям, вводит понятие личностного смысла и смыслообразующей функции мотива. ![]()
Мотивационная сфера личности — это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых мотивационных образований, выступающих в виде многоуровневого, иерархически организованного и в достаточной степени интегрированного целостного образования личности.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля как психическая функция проходит путь от построения простейших произвольных движений до формирования сложных волевых качеств. В психологии изучены и описаны волевые качества, необходимые как для активизации желаемых действий, так и для торможения нежелательных. Среди основных волевых качеств можно назвать силу воли, настойчивость, решительность, целеустремлённость, выдержку, самообладание, др. Иногда говорят о положительных (желаемых) и отрицательных (нежелаемых) волевых качествах.
Мотивация и воля являются регуляторными психическими функциями и выступают как взаимосвязанные части единой системы регуляции поведения личности. Воля, не обладая собственным психическим содержанием, выступает как особый механизм, который обеспечивает высший личностный, осознанный уровень регуляции поведения и деятельности. Как показали исследования авторов московской психологической школы, при недостатке мотивационного побуждения воля выполняет задачу усиления смысла предстоящей деятельности и привлечения дополнительных ресурсов мотивации волевыми действиями.
<< Предыдущая — Следующая >> |
Комплексная мотивационно-волевая модель суицидального поведения
1. ВОЗ. 2014. Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева, Швейцария: ВОЗ. [Google Scholar]
2. Турецкий Г., Брент Д.А.
2016. Суицид и суицидальное поведение. Ланцет
387, 1227–1239. ( 10.1016/S0140-6736(15)00234-2) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Хоутон К., Сондерс К.Е., О’Коннор Р.С. 2012. Самоповреждения и самоубийства у подростков. Ланцет 379, 2373–2382. ( 10.1016/S0140-6736(12)60322-5) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. О’Коннор Р.С., Нок М.К. 2014. Психология суицидального поведения. Ланцет Психиатрия 1, 73–85. ( 10.1016/S2215-0366(14)70222-6) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Franklin JC, et al. 2017. Факторы риска суицидальных мыслей и поведения: метаанализ 50-летних исследований. Психол. Бык. 143, 187–232. ( 10.1037/bul0000084) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. O’Connor RC.
2011.
К интегрированной мотивационно-волевой модели суицидального поведения. В Междунар. руководство по предотвращению самоубийств: исследования, политика и практика (ред. О’Коннор Р.К., Платт С., Гордон Дж.), стр. 181–19.8. Чичестер, Великобритания: Wiley. [Google Scholar]
7. Столяр Т.Е. 2005. Почему люди умирают от самоубийства. Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. [Google Scholar]
8. Баумайстер РФ. 1990. Самоубийство как бегство от себя. Психол. преп. 97, 90–113. ( 10.1037/0033-295X.97.1.90) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Schotte DE, Clum GA. 1987. Навыки решения проблем у суицидальных психических пациентов. Дж. Консалт. клин. Психол. 55, 49–54. ( 10.1037/0022-006X.55.1.49) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Шнейдман Э.С. 1985. Определение самоубийства. Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. [Google Scholar]
11. Williams JMG. 2001. Крик боли. Лондон, Великобритания: Пингвин. [Google Scholar]
12. Ван Орден К.А., Витте Т.К., Цукровиц К.С., Брейтуэйт С.Р., Селби Э.А., Джойнер Т.Е. мл. 2010. Межличностная теория самоубийства. Психол. преп. 117, 575–600. ( 10.1037/a0018697) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Клонский Э.Д., May AM.
2015.
Трехэтапная теория (3ST): новая теория самоубийства, основанная на концепции «от идеи к действию». Междунар. Дж. Когн. тер.
8, 114–129. ( 10.1521/ijct.2015.8.2.114) [CrossRef] [Google Scholar]
14. Клонский Э.Д., Цю Т.Ю., Саффер Б.Ю. 2017. Последние достижения в дифференциации суицидальных попыток от суицидальных идеаторов. Курс. мнение Психиатрия 30, 15–20. ( 10.1097/YCO.0000000000000294) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. O’Connor RC, Cleare S, Eschle S, Wetherall K, Kirtley OJ. 2016. Интегральная мотивационно-волевая модель суицидального поведения: обновление. В Международном справочнике по предотвращению самоубийств (ред. О’Коннор Р.К., Пиркис Дж.), стр. 220–240. Чичестер, Великобритания: Уайли Блэквелл. [Академия Google]
16. Айзен И. 1991. Теория запланированного поведения. Орган. Поведение Гум. Реш. 50, 179–211. ( 10.1016/0749-5978(91)
-T) [CrossRef] [Google Scholar]
17. Williams JMG, Van der Does AJW, Barnhofer T, Crane C, Segal ZS. 2008.
Когнитивная реактивность, суицидальные мысли и беглость в будущем: предварительное исследование теории дифференциальной активации безнадежности/суицидальности. Познан. тер. Рез.
32, 83–104. ( 10.1007/s10608-006-9105-y) [CrossRef] [Google Scholar]
18. Платт С. 2016. Неравенство и суицидальное поведение. В Международном справочнике по предотвращению самоубийств (ред. O’Connor RC, Pirkis J), стр. 258–283, 2-е изд. Чичестер, Великобритания: Уайли Блэквелл. [Академия Google]
19. Гилберт П., Аллан С. 1998. Роль поражения и ловушки (задержанного бегства) в депрессии: исследование эволюционного взгляда. Психол. Мед. 28, 585–598. ( 10.1017/S0033291798006710) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Teasdale JD, Dent J. 1987. Когнитивная уязвимость к депрессии: исследование двух гипотез. бр. Дж. Клин. Психол. 26, 113–126. ( 10.1111/j.2044-8260.1987.tb00737.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Williams JMG, Barnhofer T, Crane C, Beck AT.
2005.
Решение проблем ухудшается после проблем с настроением у ранее депрессивных пациентов с a. История суицидальных мыслей. Дж. Ненормальный. Психол.
114, 421–431. ( 10.1037/0021-843X.114.3.421) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Лау М.А., Сегал З.В., Уильямс JMG. 2004. Гипотеза дифференциальной активации Тисдейла: последствия для механизмов рецидива депрессии и суицидального поведения. Поведение Рез. тер. 42, 1001–1017. ( 10.1016/j.brat.2004.03.003) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Турецкий Г. 2014. Молекулярные основы суицидального мозга. Нац. Преподобный Нейроски. 15, 802–816. ( 10.1038/nrn3839) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Hewitt PL, Flett GL. 1991. Перфекционизм в личном и социальном контекстах – концептуализация, оценка и ассоциация с психопатологией. Дж. Перс. соц. Психол. 60, 456–470. ( 10.1037/0022-3514.60.3.456) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. O’Connor RC.
2007.
Отношения между перфекционизмом и суицидальными наклонностями: систематический обзор. Самоубийство Угроза жизни.
37, 698–714. ( 10.1521/suli.2007.37.6.698) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Smith MM, Sherry SB, Chen S, Saklofske DH, Mushquash C, Flett GL, Hewitt PL. 2017. Пагубность перфекционизма: метааналитический обзор отношений перфекционизма и самоубийства. Дж. Перс. 86, 522–542. ( 10.1111/jopy.12333) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Киртли О.Дж., О’Коннор Р.С., О’Кэрролл Р.Е. 2015. Боль внутри и снаружи? Эмоциональная и физическая боль при мыслях и разыгрывании членовредительства. Междунар. Дж. Когн. тер. 8, 156–171. ( 10.1521/ijct.2015.8.2.156) [CrossRef] [Google Scholar]
28. Дюркгейм Э. 1897 г. Самоубийство: исследование по социологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. [Google Scholar]
29. Чанг С.С., Стаклер Д., Ип П., Ганнелл Д. 2013. Влияние глобального экономического кризиса 2008 г. на самоубийства: исследование временных тенденций в 54 странах. БМЖ 347, 15 ( 10.1136/bmj.f5239) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Fergusson DM, Woodward LJ, Horwood LJ.
2000.
Факторы риска и жизненные процессы, связанные с возникновением суицидального поведения в подростковом и раннем взрослом возрасте. Психол. Мед.
30, 23–39. ( 10.1017/S003329179
31. McLaughlin J, O’Carroll RE, O’Connor RC. 2012. Насилие со стороны интимного партнера и суицидальные наклонности: систематический обзор. клин. Психол. преп. 32, 677–689. ( 10.1016/j.cpr.2012.08.002) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Серафини Г., Муцио С., Пиччинини Г., Флури Э., Ферриньо Г., Помпили М., Жирарди П., Аморе М. 2015. Жизненные невзгоды и суицидальное поведение у молодых людей: систематический обзор. Евро. Ребенок-подросток. Психиатрия 24, 1423–1446. ( 10.1007/s00787-015-0760-y) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Бек А.Т., Стир Р.А., Ковач М., Гаррисон Б.
1985.
Безнадежность и возможное самоубийство: 10-летнее проспективное исследование пациентов, госпитализированных с суицидальными мыслями. Являюсь. Дж. Психиатрия
142, 559–563. ( 10.1176/ajp.142.5.559) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Olie E, Jollant F, Deverdun J, de Champfleur NM, Cyprien F, Le Bars E, Mura T, Bonafe A, Courtet П. 2017. Опыт социальной изоляции у женщин с суицидальными актами в анамнезе: нейровизуализирующее исследование. науч. Респ. 7, 8 (10.1038/s41598-017-00211-x) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Burrell LV, Mehlum L, Qin P. 2017. Факторы риска суицида у детей, потерявших близких в результате внезапной смерти родителей от внешних причин. Дж. Аффект. Беспорядок. 222, 71–78. ( 10.1016/j.jad.2017.06.064) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Уильямс К.А., Дорли Д.Д., Эспозито-Смизерс К. 2017. Межличностная чувствительность к отвержению опосредует ассоциации между виктимизацией сверстников и двумя последствиями высокого риска. клин. Детская психология. Психиатрия 22, 649–663. ( 10.1177/1359104517712041) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Chu C, Walker KL, Stanley IH, Hirsch JK, Greenberg JH, Rudd MD, Joiner TE.
2017.
Воспринимаемый дефицит решения проблем и суицидальные мысли: доказательства объяснительной роли препятствующей принадлежности и воспринимаемой обремененности в пяти образцах. Дж. Перс. соц. Психол. ( 10.1037/pspp0000152) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Арье М., Аптер А., Орбах И., Ефет Ю., Зальсман Г. 2008. Автобиографическая память, решение межличностных проблем и суицидальное поведение у стационарных подростков. Компр. Психиатрия 49, 22–29. ( 10.1016/j.comppsych.2007.07.004) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Pollock LR, Williams JM. 2001. Эффективное решение проблем у лиц, пытающихся покончить жизнь самоубийством, зависит от конкретных автобиографических воспоминаний. Самоубийство Угроза жизни. Поведение 31, 386–396. ( 10.1521/suli.31.4.386.22041) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Уильямс Дж. М., Бродбент К.
1986 год.
Автобиографическая память у суицидентов. Дж. Ненормальный. Психол.
95, 144–149. ( 10.1037/0021-843X.95.2.144) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Richard-Devantoy S, Berlim MT, Jollant F. 2015. Суицидальное поведение и память: систематический обзор и метаанализ. Мир J. Biol. Психиатрия 16, 544–566. ( 10.3109/15622975.2014.925584) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Моррисон Р., О’Коннор Р.С. 2008. Систематический обзор взаимосвязи между размышлениями и суицидальными наклонностями. Самоубийство Угроза жизни. Поведение 38, 523–538. ( 10.1521/suli.2008.38.5.523) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Роджерс М.Л., Столяр Т.Е. 2017. Руминация, суицидальные мысли и попытки самоубийства: метааналитический обзор. Преподобный генерал-психолог. 21, 132–142. ( 10.1037/gpr0000101) [CrossRef] [Google Scholar]
44. Treynor W, Gonzalez R, Nolen-Hoeksema S. 2003. Переосмысление размышлений: психометрический анализ. Познан. тер. Рез. 27, 247–259. ( 10.1023/A:1023910315561) [CrossRef] [Google Scholar]
45. Gooding P, Tarrier N, Dunn G, Shaw J, Awenat Y, Ulph F, Pratt D.
2015.
Сдерживающие эффекты копинга и самооценки на взаимосвязь между поражением, попаданием в ловушку и суицидальными наклонностями в выборке заключенных с высоким риском самоубийства. Евро. Психиатрия
30, 988–994. ( 10.1016/j.eurpsy.2015.09.002) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Linehan MM, Goodstein JL, Nielsen SL, Chiles JA. 1983. Причины остаться в живых, когда вы думаете о самоубийстве: причины для инвентаризации жизни. Дж. Консалт. клин. Психол. 51, 276–286. ( 10.1037/0022-006X.51.2.276) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Маклауд А.К., Панхания Б., Ли М., Митчелл Д. 1997. Парасуицид, депрессия и ожидание положительных и отрицательных будущих переживаний. Психол. Мед. 27, 973–977. ( 10.1017/S003329179600459X) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. O’Connor RC, Smyth R, Williams JMG.
2015.
Внутриличностное позитивное мышление о будущем предсказывает повторные суицидальные попытки у лиц, пытающихся покончить жизнь самоубийством в больнице. Дж. Консалт. клин. Психол.
83, 169–176. ( 10.1037/a0037846) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. O’Connor RC, Fraser L, Whyte MC, MacHale S, Masterton G. 2009. Саморегуляция недостижимых целей у лиц, пытающихся покончить жизнь самоубийством: взаимосвязь между отказом от цели, повторной постановкой цели и суицидальными мыслями. Поведение Рез. тер. 47, 164–169. (10.1016/j.brat.2008.11.001) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Аранго А., Опперман К.Дж., Гипсон П.Ю., Кинг К.А. 2016. Суицидальные мысли и попытки самоубийства среди молодых людей, которые сообщают о виктимизации от агрессоров, совершении агрессии и/или низкой социальной связи. Дж. Адолеск. 51, 19–29. ( 10.1016/j.adolescence.2016.05.003) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Chu C, et al. 2017. Межличностная теория самоубийства: систематический обзор и метаанализ десятилетних межнациональных исследований. Психол. Бык. 143, 1313–1315. ( 10.1037/bul0000123) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Чанг К.С., Чан Ч., Ип П.С.Ф.
2017.
Метааналитический обзор социальных отношений и суицидальных мыслей среди пожилых людей. соц. науч. Мед.
191, 65–76. ( 10.1016/j.socscimed.2017.09.003) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Johnson J, Gooding PA, Wood AM, Tarrier N. 2010. Устойчивость как положительные оценки преодоления: тестирование модели схематических оценок самоубийства (SAMS). Поведение Рез. тер. 48, 179–186. ( 10.1016/j.brat.2009.10.007) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. О’Коннор Р.С., Армитаж С.Дж., Грей Л. 2006. Роль клинических и социальных когнитивных переменных в парасуициде. бр. Дж. Клин. Психол. 45, 465–481. ( 10.1348/014466505X82315) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Strack F, Deutsch R. 2004. Рефлексивные и импульсивные детерминанты социального поведения. Перс. соц. Психол. преп. 8, 220–247. ( 10.1207/s15327957pspr0803_1) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Нок М.К., Парк Дж.М., Финн К.Т., Делиберто Т.Л., Дур Х.Дж. , Банаджи М.Р.
2010.
Измерение суицидального ума: имплицитное познание предсказывает суицидальное поведение. Психол. науч.
21, 511–517. ( 10.1177/0956797610364762) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Cha CB, O’Connor RC, Kirtley OJ, Cleare S, Wetherall K, Eschle S, Tezanos KM, Nock MK. Под давлением. Тестирование активируемых настроением психологических маркеров суицидальных мыслей. [PubMed]
58. Стэнли Б., Браун Г.К. 2012. Вмешательство по планированию безопасности: краткое вмешательство для снижения риска самоубийства. Познан. Поведение Практика. 19, 256–264. ( 10.1016/j.cbpra.2011.01.001) [CrossRef] [Google Scholar]
59. Питман А., Осборн Д., Кинг М., Эрлангсен А. 2014. Влияние суицидальной утраты на психическое здоровье и риск самоубийства. Ланцет Психиатрия 1, 86–94. ( 10.1016/S2215-0366(14)70224-X) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. О’Коннор Р.С., Расмуссен С., Хоутон К.
2014.
Самоповреждения подростков: школьное исследование в Северной Ирландии. Дж. Аффект. Беспорядок.
159, 46–52. ( 10.1016/j.jad.2014.02.015) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Хоу К., Хоутон К., Недзвидз К., Платт С. 2013. Кластеры самоубийств: обзор факторов и механизмов риска. Самоубийство Угроза жизни. 43, 97–108. ( 10.1111/j.1943-278X.2012.00130.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Гвион Ю., Аптер А. 2011. Агрессия, импульсивность и суицидальное поведение: обзор литературы. Арка Самоубийство Рез. 15, 93–112. ( 10.1080/13811118.2011.565265) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Hales SA, Deeprose C, Goodwin GM, Holmes EA. 2011. Когниции при биполярном аффективном расстройстве и униполярной депрессии: воображаемое самоубийство. Биполярное расстройство. 13, 651–661. ( 10.1111/j.1399-5618.2011.00954.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. О’Коннор Р.С., Расмуссен С., Хоутон К.
2012.
Отличие подростков, думающих о членовредительстве, от тех, кто занимается членовредительством. бр. Дж. Психиатрия
200, 330–335. ( 10.1192/bjp.bp.111.097808) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Dhingra K, Boduszek D, O’Connor RC. 2015. Дифференциация суицидентов и идеаторов суицида с помощью интегральной мотивационно-волевой модели суицидального поведения. Дж. Аффект. Беспорядок. 186, 211–218. ( 10.1016/j.jad.2015.07.007) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Марс Б., Херон Дж., Клонски Э.Д., Моран П., О’Коннор Р.С., Тиллинг К., Уилкинсон П., Ганнелл Д. 2018. Что отличает подростков с суицидальными мыслями от тех, кто пытался покончить с собой? Популяционное когортное исследование. Дж. Детская психология. Психиатрия (10.1111/jcpp.12878) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. O’Connor RC, Smyth R, Ferguson E, Ryan C, Williams JMG. 2013. Психологические процессы и повторяющееся суицидальное поведение: четырехлетнее проспективное исследование. Дж. Консалт. клин. Психол. 81, 1137–1143. ( 10.1037/a0033751) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
68. Оуэн Р., Демпси Р., Джонс С., Гудинг П.
2018.
Поражение и ловушка при биполярном расстройстве: изучение связи с суицидальными мыслями с психологической теоретической точки зрения. Самоубийство Угроза жизни. Поведение
48, 116–128. ( 10.1111/sltb.12343) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Wetherall K, Robb K, O’Connor RC. 2018. Рассмотрение социального сравнения и суицидальных мыслей через призму интегрированной мотивационно-волевой модели суицидального поведения. Самоубийство Угроза жизни. [PubMed] [Академия Google]
70. Пак Й.Дж., Рю Х., Хан К., Квон Дж.Х., Ким Х.К., Кан Х.К., Юн Дж.В., Чеон С.Х., Шин Х. 2010. Суицидальные мысли у подростков: объяснительная модель с использованием LISREL. Запад. Дж. Нурс. Рез. 32, 168–184. ( 10.1177/0193945909349115) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Panagioti M, Gooding PA, Tarrier N.
2012.
Безнадежность, поражение и ловушка при посттравматическом стрессовом расстройстве, их связь с суицидальным поведением и тяжестью депрессии. Дж. Нерв. Мент. Дис.
200, 676–683. ( 10.1097/NMD.0b013e3182613f91) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
72. Panagioti M, Gooding P, Taylor PJ, Tarrier N. 2013. Модель суицидального поведения при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР): опосредующая роль поражения и ловушки. Психиатрия рез. 209, 55–59. ( 10.1016/j.psychres.2013.02.018) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Li S, Yaseen ZS, Kim HJ, Briggs J, Duffy M, Frechette-Hagan A, Cohen LJ, Galynker II . 2018. Ловушка как медиатор суицидальных кризисов. BMC Психиатрия 18, 10 ( 10.1186/s12888-018-1587-0) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Такер Р.П., О’Коннор Р.С., Вингейт Л.Р. 2016. Исследование взаимосвязи стилей размышлений, надежды и суицидальных мыслей через призму интегрированной мотивационно-волевой модели суицидального поведения. Арка Самоубийство Рез. 20, 553–566. ( 10.1080/13811118.2016.1158682) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Тейсманн Т. , Форкманн Т.
2017.
Руминация, ловушка и суицидальные мысли: опосредованная модель. клин. Психол. Психотер.
24, 226–234. ( 10.1002/cpp.1999) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Taylor PJ, Gooding PA, Wood AM, Johnson J, Tarrier N. 2011. Проспективные предикторы суицидальных наклонностей: поражение и попадание в ловушку приводят к изменению суицидальных мыслей с течением времени. Самоубийство Угроза жизни. 41, 297–306. ( 10.1111/j.1943-278X.2011.00029.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Gooding PA, Tarrier N, Dunn G, Awenat Y, Shaw J, Ulph F, Pratt D. 2017. Психологические особенности и предикторы вероятности суицида у заключенных группы риска. Крым. Джастис Бехав. 44, 321–335. ( 10.1177/0093854816650478) [CrossRef] [Google Scholar]
78. O’Connor RC, Portzky G.
2018.
Взаимосвязь провокации и суицидального поведения через призму интегральной мотивационно-волевой модели суицидального поведения. Курс. мнение Психол.
22, 12–17. ( 10.1016/j.copsyc.2017.07. 021) [CrossRef] [Google Scholar]
79. Taylor PJ, Gooding P, Wood AM, Tarrier N. 2011. Роль поражения и ловушки в депрессии, тревоге и суициде. Психол. Бык. 137, 391–420. ( 10.1037/a0022935) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Siddaway AP, Taylor PJ, Wood AM, Schulz J. 2015. Метаанализ восприятия поражения и ловушки при депрессии, тревожных расстройствах, посттравматическом стрессовом расстройстве и суицидальных наклонностях. Дж. Аффект. Беспорядок. 184, 149–159. ( 10.1016/j.jad.2015.05.046) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Форкманн Т., Тейсманн Т. 2017. Ловушка, воспринимаемая тяжесть и несостоятельность принадлежности как предикторы суицидальных мыслей. Психиатрия рез. 257, 84–86. ( 10.1016/j.psychres.2017.07.031) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Бек А.Т., Стир Р.А. 1993. Руководство по шкале Бека для суицидальных мыслей. Сан-Антонио, Техас, США: Психологическая корпорация. [Google Scholar]
83. де Берс Д.П., ван Боркуло К. Д., О’Коннор Р.С.
2017.
Связь между суицидальными симптомами и повторяющимся суицидальным поведением в выборке суицидальных попыток, лечившихся в больнице. BJPsych Open
3, 120–126. ( 10.1192/bjpo.bp.116.004275) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
84. Hye-Ji K, Sung-Woo B. 2017. Текст научной работы на тему «Анализ суицидального пути у студентов колледжа: акцент на интегрированной мотивационно-волевой модели» Дж. Ш. соц. Работа 39, 1–23. ( 10.20993/jSSW.39.1) [CrossRef] [Google Scholar]
85. Атилола О., Айинде О. 2015. Самоубийство Санго через призму интегрированной мотивационно-волевой модели самоубийства: последствия для культурно чувствительного государственного образования среди йоруба. Психическое здоровье, религия и культура 18, 408–417. ( 10.1080/13674676.2015.1073706) [CrossRef] [Google Scholar]
86. Townsend E, Wadman R, Sayal K, Armstrong M, Harroe C, Majumder P, Vostanis P, Clarke D.
2016.
Выявление ключевых моделей членовредительства у подростков: анализ последовательности с использованием задачи сортировки карточек для членовредительства (CaTS). Дж. Аффект. Беспорядок.
206, 161–168. ( 10.1016/j.jad.2016.07.004) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
87. Литтлвуд Д.Л., Гудинг П.А., Панайоти М., Кайл С.Д. 2016. Кошмары и суицид при посттравматическом стрессовом расстройстве: опосредующая роль поражения, ловушки и безнадежности. Дж. Клин. Сон Мед. 12, 393–399. ( 10.5664/jcsm.5592) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
88. Teasdale JD. 1988 год. Когнитивная уязвимость к стойкой депрессии. Познан. Эмот. 2, 247–274. ( 10.1080/02699938808410927) [CrossRef] [Google Scholar]
89. Бернанке Дж.А., Стэнли Б.Х., Окендо М.А. 2017. К тонкому фенотипированию суицидального поведения: роль суицидальных подтипов. Мол. Психиатрия 22, 1080–1081. ( 10.1038/mp.2017.123) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
90. Myin-Germeys I, Oorschot M, Collip D, Lataster J, Delespaul P, van Os J.
2009.
Опыт выборочных исследований в психопатологии: открытие черного ящика повседневной жизни. Психол. Мед.
39, 1533–1547. ( 10.1017/S0033291708004947) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
91. де Берс Д., Киртли О., Керкхоф А., Портцки Г., О’Коннор Р.С. 2015. Роль мобильных телефонов в понимании и предотвращении суицидального поведения. Кризис J. Кризисное вмешательство Самоубийство Пред. 36, 79–82. ( 10.1027/0227-5910/a000316) [CrossRef] [Google Scholar]
92. Davidson CL, Anestis MD, Gutierrez PM. 2017. Экологическая сиюминутная оценка — методология, которой в суицидологии пренебрегают. Арка Самоубийство Рез. 21, 1–11. ( 10.1080/13811118.2015.1004482) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
93. Клейман Э.М., Тернер Б.Дж., Федор С., Бил Э.Е., Хаффман Дж.С., Нок М.К. 2017. Изучение колебаний суицидальных мыслей и их факторов риска в реальном времени: результаты двух исследований мгновенной экологической оценки. Дж. Ненормальный. Психол. 126, 726–738. ( 10.1037/abn0000273) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
94. Гольдштейн Р.С., Вилнер П.
2002.
Самоотчетные меры поражения и ловушки во время краткого индукции депрессивного настроения. Познан. Эмот.
16, 629–642. ( 10.1080/02699930143000473) [CrossRef] [Google Scholar]
95. де Берс Д. 2017. Сетевой анализ: новый подход к пониманию суицидального поведения. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение 14, 8 (10.3390/ijerph24030219) [CrossRef] [Google Scholar]
96. де Берс Д.П., Оккема М., О’Коннор Р.С. 2016. Оптимизация оценки суицидального поведения: применение методов свертывания. Дж. Аффект. Беспорядок. 196, 218–224. ( 10.1016/j.jad.2016.02.033) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
97. Walsh CG, Ribeiro JD, Franklin JC. 2017. Прогнозирование риска попыток самоубийства с течением времени с помощью машинного обучения. клин. Психол. науч. 5, 457–469. ( 10.1177/2167702617691560) [CrossRef] [Google Scholar]
98. Джаст М.А., Пан Л., Черкасский В.Л., МакМакин Д.Л., Ча С., Нок М.К., Брент Д.
2018.
Машинное обучение нейронных представлений о суициде и концепциях эмоций идентифицирует суицидальную молодежь. Нац. Гум. Поведение
1, 911–919. ( 10.1038/s41562-017-0234-y) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
99. Hussey I, Barnes-Holmes D, Booth R. 2016. Лица с текущими суицидальными мыслями демонстрируют имплицитное «бесстрашие смерти». Дж. Бехав. тер. Эксп. Психиатрия 51, 1–9. ( 10.1016/j.jbtep.2015.11.003) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
100. Канеман Д. 2011. Мышление быстрое и медленное. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пингвин. [Google Scholar]
101. Hawton K, Witt KG, Salisbury TLT, Arensman E, Gunnell D, Hazell P, Townsend E, van Heeringen K. 2016. Психосоциальные вмешательства после членовредительства у взрослых: систематический обзор и метаанализ. Ланцет Психиатрия 3, 740–750. ( 10.1016/S2215-0366(16)30070-0) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
102. О’Коннор Р.С., Фергюсон Э., Скотт Ф., Смит Р., МакДейд Д., Парк А.Л., Ботре А., Армитидж С.Дж.
2017.
Краткое психологическое вмешательство для уменьшения повторения членовредительства у пациентов, госпитализированных после попытки самоубийства: рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет Психиатрия
4, 451–460. ( 10.1016/S2215-0366(17)30129-3) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
103. Armitage CJ, Abdul Rahim W, Rowe R, O’Connor RC. 2016. Исследовательское рандомизированное исследование простого кратковременного психологического вмешательства для уменьшения последующих суицидальных мыслей и поведения у пациентов, госпитализированных в связи с членовредительством. бр. Дж. Психиатрия 208, 1–7. ( 10.1192/bjp.bp.114.162495) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
104. Holmes EA, et al. 2018. Lancet Psychiatry Комиссия по исследованиям психологического лечения в науке завтрашнего дня. Ланцет Психиатрия 5, 237–286. ( 10.1016/S2215-0366(17)30513-8) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
105. Batty GD, Kivimaki M, Bell S, Gale CR, Shipley M, Whitley E, Gunnell D.
2018.
Психосоциальные характеристики как потенциальные предикторы самоубийства у взрослых: обзор доказательств с новыми результатами проспективных когортных исследований. Перевод Психиатрия
8, 15 ( 10,1038/с41398-017-0072-8) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Модель IMV – Исследовательская лаборатория суицидального поведения
Интегрированная мотивационно-волевая (IMV) модель суицидального поведения Интегрированная мотивационно-волевая модель суицидального поведения была впервые предложена в 2011 году Рори О’Коннором (IMV; O’Connor, 2011) и усовершенствована в 2018 году (O’Connor & Kirtley, 2018). Его цель состояла в том, чтобы обобщить, отфильтровать и расширить наши знания и понимание того, почему люди умирают в результате самоубийства, с особым акцентом на психологию суицидального ума. Модель была разработана на основе признания того, что самоубийство характеризуется сложным взаимодействием биологии, психологии, окружающей среды и культуры (O’Connor, 2011), и что нам необходимо выйти за рамки психиатрических категорий, если мы хотим глубже понять причины самоубийства. суицидальное недомогание. Многие теоретические модели имеют слишком узкую направленность; эта модель основывалась на растущей базе эмпирических данных, накопленной в международной исследовательской литературе, и расширяла ее. Это также выдвинуло на первый план соответствующую проблему в области суицидологии; способность лучше определять не только то, у кого возникнут суицидальные мысли (или нет), но и то, кто и когда будет воздействовать на эти мысли. Действительно, это центральная предпосылка модели: факторы, связанные с развитием суицидальных мыслей/намерений, отличаются от тех, которые управляют переходом от суицидальных мыслей к суицидальным попыткам/самоубийству.
O’Connor, R.C. & Kirtley, O.J. (2018). Интегрированная мотивационно-волевая модель суицидального поведения. Философские труды Королевского общества B .
373:20170268. http://dx.doi.org/10.1098/rstb.2017.0268
Ниже приведен краткий подкаст от Рори О’Коннора, описывающий модель IMV, сопровождающую O’Connor & Kirtley (2018) Фил. Транс. Р. Соц. Публикация B .
Вкратце
Вкратце, IMV представляет собой трехчастную модель, которая предполагает, что суицидальное поведение является результатом сложного взаимодействия факторов, ближайшим предиктором которых является намерение человека заниматься суицидальным поведением. Намерение, в свою очередь, определяется чувством ловушки, когда суицидальное поведение рассматривается как важное решение жизненных обстоятельств. Это чувство загнанности в ловушку вызвано оценками поражения/унижения, которые часто связаны с хроническими или острыми стрессорами. Переходы от стадии поражения/унижения к ловушке, от ловушки к суицидальным мыслям/намерениям и от мыслей/намерений к суицидальному поведению определяются стадийными модераторами (то есть факторами, облегчающими/препятствующими переходу между стадиями). Кроме того, фоновые факторы (например, депривация, уязвимость) и жизненные события (например, кризис отношений), составляющие премотивационную фазу (т. е. до начала формирования мыслей), обеспечивают более широкий биосоциальный контекст для самоубийства. По сути, три части модели можно резюмировать следующим образом: (1) фоновые факторы (предмотивационная фаза; контекст, в котором может произойти самоубийство); (2) развитие суицидальных мыслей (мотивационная фаза; появляется мышление) и (3) попытка самоубийства (волевая фаза; факторы, связанные с действием в ответ на мысли о самоубийстве).
Более подробную информацию о разработке модели можно найти в 1-м издании Международного справочника по предотвращению самоубийств и в редакционной статье 2011 о модели в журнале Crisis. Чтобы получить дополнительную информацию о разработке IMV, дважды щелкните здесь и здесь, чтобы просмотреть два коротких видеоролика на YouTube. Обновленную главу с дополнительной информацией о модели IMV (до 2016 г.) можно найти во втором издании Международного справочника по предотвращению самоубийств.
В 2018 году были опубликованы три важных уточнения модели IMV (O’Connor & Kirtley, 2018). Во-первых, признавая потенциальную циклическую природу отношений суицидальные мысли-попытки-идеации, мы добавили это в модель IMV (см. пунктирные линии на рисунке 1 выше и рисунке 2 ниже). Более того, если человек уже совершал суицидальную попытку, маловероятно, что процесс формирования мысли и намерения повторной суицидальной попытки начнется заново и проявится так же, как при первом эпизоде суицидального поведения. Во-вторых, как показано на рисунке 2 ниже, мы дополнительно определили волевой этап, описав 8 ключевых волевых модераторов.
Одной из сильных сторон этой теоретической основы является то, что она генерирует проверяемые гипотезы, которые, в свою очередь, если они подтверждаются, указывают на возможности для потенциального вмешательства. Различные аспекты модели уже были протестированы, что дало ряд обнадеживающих результатов (здесь мы сосредоточимся на исследованиях с участием сотрудников нашей лаборатории):
Например, в одном исследовании, проведенном нашей исследовательской группой, мы исследовали, является ли попадание в ловушку проксимальным предиктором повторения суицидального поведения во времени. Короткий ответ был да. В то время как суицидальные мысли, суицидальное поведение в прошлом, депрессия, безнадежность, поражение и попадание в ловушку были одномерными предикторами попытки самоубийства в течение последующих 4 лет, ловушка была единственным модифицируемым предиктором (наряду с предыдущими попытками самоубийства) в многофакторном анализе. Хотя эти результаты обнадеживают, было бы неплохо воспроизвести их на большей выборке (O’Connor, Smyth, Ferguson, Ryan & Williams, 2013). Дважды щелкните здесь для просмотра краткого видеоописания исследования. См. также O’Connor & Portzky (2018), где мы обобщаем последние данные о взаимосвязи риска провокации и самоубийства.
Модель также делает важные предсказания относительно факторов, наиболее важных для различения тех, кто думает о самоубийстве (но не предпринимает попытки самоубийства), и тех, кто пытается покончить жизнь самоубийством/умирает в результате самоубийства. Действительно, в недавнем крупномасштабном исследовании мы продемонстрировали, что, как и предсказывает модель IMV, волевые модераторы (в том числе склонность к самоубийству, импульсивность, бесстрашие перед смертью) были наиболее важными факторами в дифференциации между этими двумя группами (Dhingra, Boduszek & О’Коннор, 2015). Также был опубликован структурный тест модели (Dhingra, Boduszek, & O’Connor, 2016). Совсем недавно, используя данные шотландского исследования благополучия, национального исследования 3508 молодых людей в Шотландии, мы нашли больше доказательств полезности факторов волевой фазы для различения тех, кто думал о самоубийстве, и тех, кто пытался покончить с собой (Wetherall et al. др., 2018). Важность подверженности суицидальному поведению других в поведенческой активизации также была подчеркнута в большом популяционном когортном исследовании (Mars et al., 2018).
Мы также рассмотрели различные компоненты мотивационной фазы модели. Например, в ряде исследований мы показали, что нарушение позитивного мышления о будущем является ключевым фактором в суицидальном процессе (например, Хантер и О’Коннор, 2003; О’Коннор и др., 2000; О’Коннор и др. , 2004). Действительно, в клиническом исследовании пациентов с повторным членовредительством в анамнезе нарушение позитивного мышления в будущем было лучшим предиктором суицидальных мыслей через 2-3 месяца после эпизода членовредительства, чем общая безнадежность (O’Connor et al. , 2008). ). Конкретные аспекты позитивного мышления о будущем также связаны с самоповреждением в больнице с течением времени (O’Connor et al., 2015). Мы также изучили регулирование целей — еще один мотивационный модератор — и обнаружили, что то, как мы реагируем на недостижимые цели, предсказывает повторение членовредительства/самоубийства (O’Connor, Ryan, O’Carroll, & Smyth, 2012, O’ Коннор и др., 2009 г.). Есть также новые доказательства того, что устойчивость может смягчить отношения захвата и суицидальных мыслей (Wetherall et al., 2017).
Хотя модель IMV была разработана с учетом суицидальных мыслей и поведения, основные принципы модели также могут быть применены к членовредительству независимо от уровня суицидальных намерений. В качестве иллюстрации, в недавнем исследовании 5604 подростков, как и предсказывало IMV, мы обнаружили, что личностные параметры мотивационной фазы и премотивационной фазы не отличались между подростками, которые серьезно думали о членовредительстве, но никогда не действовали в соответствии со своими мыслями. т. е. только идеаторы) и те, кто действительно причинял себе вред (т. е. исполнители), в то время как волевые фазовые переменные делали это (O’Connor, Rasmussen, & Hawton, 2011). С точки зрения психологии здоровья мы бы сказали, что присутствие добровольных модераторов делает самоповреждение более вероятным, потому что они устраняют разрыв между намерением и поведением.
Модель IMV также недавно использовалась для информирования о разработке вмешательств. В частности, с коллегами мы разработали волевой вспомогательный лист (VHS, см. Реализация-намерения на волевой фазе модели) и исследовали его полезность для снижения суицидальных наклонностей и членовредительства. Видеокассета – это средство краткосрочного вмешательства (которое следует использовать в качестве дополнения к обычному уходу), которое побуждает участников задуматься о критических ситуациях, когда у них возникает соблазн причинить себе вред, и рассмотреть альтернативные решения. Результаты первого исследовательского исследования в Малайзии были многообещающими (Armitage, Abdul Rahim, Rowe & O’Connor, 2016, хотя выводы ограничены результатами отсева и самооценки), а второе крупномасштабное РКИ также дало обнадеживающие результаты среди тех, кто с предыдущей историей госпитализации с причинением себе вреда более 6 месяцев (O’Connor, Ferguson, Scott, Smyth, McDaid, Park, Beautrais, & Armitage, 2017). В настоящее время мы также проводим планирование безопасности (волевой этап цели) и поддержку по телефону осуществимости RCT (Safetel) с людьми после попытки самоубийства. Подробности исследования обобщены на Youtube здесь, регистрация пробной версии здесь, а протокол будет опубликован в ближайшее время.
S
elf-harm и рамки компетенций по предотвращению самоубийств люди. Эти рамки были разработаны для поддержки разработки учебных программ для практикующих врачей с широким спектром клинических и профессиональных знаний, для оценки обучения/существующих услуг и анализа индивидуальной профессиональной практики. В частности, в рамки компетенции включено понимание мотивационной (включая важность попадания в ловушку) и волевой этапов суицидального риска. Взятые непосредственно из модели IMV, они являются ключевыми аспектами компетенции «Понимание членовредительства и суицидальных мыслей и поведения» в картах компетенций как взрослых, так и детей и молодых людей. Мы считаем, что понимание модели IMV и ее применения в клинических и неклинических условиях должно стать основой для всех учебных программ по предотвращению членовредительства/самоубийства.
Модель относительно новая, поэтому требует дальнейшего эмпирического исследования. На рисунках выше показаны доминирующие пути, которые можно непосредственно проверить. С этой целью мы и другие группы на национальном и международном уровнях в настоящее время тестируем различные компоненты модели, и мы сообщим о результатах в ближайшие годы. Например, мы работаем с коллегами в Нидерландах (Nuij et al., 2018), чтобы исследовать полезность ежедневного самоконтроля (факторов, полученных из модели IMV) с помощью мгновенной экологической оценки и мобильного планирования безопасности при лечении тех, кто которые склонны к суициду. Мы также используем новые статистические методы, такие как сетевой анализ, для изучения сложной взаимосвязи между различными факторами риска, связанными с IMV, и защитными факторами (de Beurs, van Borkulo & O’Connor, 2017).