Мотивация поведения личности
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.
Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным «определителем» значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.
Мотивационные состояния
Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.
Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.
Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:
- естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.),
- естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания),
- желания ни естественные, ни необходимые.
Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.
Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т.
п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом.
В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:
- ориентировочные реакции,
- сексуальное влечение,
- голод (пищевое влечение),
- жажда,
- влечение материнства.
Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)
Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.
Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.
Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – «умысел») – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.
В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.
Термин «мотив» в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.
Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.
Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.
Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»).
Установка
Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.
Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, «норму его реакции».
Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.
Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.
Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.
Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.
Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.
В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.
Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности
Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.
Мотивация поведения личности в организации
Понятие, сущность и функции мотивации поведения личности в организации
Определение 1
Мотивация – это внутреннее состояние индивида, которое связано с его потребностями, активизирующее, стимулирующее и направляющее его действия к поставленной цели.
Сущность мотивации заключается в том, что она неразрывно связана с потребностями индивида. Так, индивид стремится снизить уровень напряжения, которое выражается в виде тревоги и беспокойства, возникающих у него когда он испытывает нужду в удовлетворении определенной потребности (социальной или биологической).
Потребность заключается в том, что человек в процессе своей деятельности, в том числе и профессиональной, стремится удовлетворить свои физиологические и социальные потребности. К физиологическим потребностям относятся – потребность в пище, одежде, жилье и т.д., к социальным – потребность занять определенный социальный статус, положение в обществе и т.д. Ради этого всего люди ходят на работу.
Таким образом, профессиональная деятельность, в рамках определенной организации позволяет человеку удовлетворять свои физические и социальные потребности. Кроме того, каждый человек, будучи сотрудником организации, стремится производить на сослуживцев хорошее впечатление, устанавливать с коллегами благоприятные взаимоотношения, самоутверждаться и развиваться. Все это и является мотивацией поведения человека в организации.
Основными функциями мотивации являются:
- Побуждение человека к выполнению определенных действий.
- Осуществление целенаправленной деятельности.
- Осуществление самоконтроля и поддержания своего поведения на должном уровне.
Мотивация поведения личности в организации будет высока в том случае, если человек заинтересован в конечном результате, а так же если он сам положительно относится к возложенным на него профессиональным обязанностям. Только в этом случае трудовая мотивация человека и мотивация его поведения в рамках организации будут высоки.
Структура мотивации поведения
Основным принципом управления в организации является принцип мотивации личности в организации. В данном случае управление понимается как целенаправленное воздействие на личность сотрудников, которое во многом зависит от имеющихся средств и ресурсов. Одним из средств воздействия на поведения человека в организации является мотивация, а главными рычагами выступают стимулы и мотивы.
Определение 2
Стимул – это внешняя причина, которая побуждает человека к совершению активных действий.
Например, в рамках организации, основным стимулом для сотрудника выступает уровень заработной платы и условия труда.
Определение 3
Мотивы – это внутренняя побудительная сила, которая может включать в себя осознанные внутренние побуждения, инстинктивные импульсы, биологические желания и влечения.
В процессе мотивации человек осознает мотивы и делает свой выбор, отдавая предпочтение тому или иному мотиву. В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания:
- Потребность – это недостаток или дефицит чего-либо.
- Интересы – это совокупность сконцентрированных потребностей.
- Цели – воображаемые или реальные образы ожидаемых человеком результатов профессиональной деятельности, направленных на достижение интересов и потребностей.
- Установки – это состояние готовности осуществлять необходимые действия в определенных условиях и определенным образом.
- Социальные ориентации – представляют определенные относительно устойчивые отношения и предпочтения к конкретным жизненным и культурным ценностям.
Замечание 1
Во всех случаях мотивации основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека.
Таким образом, поведение человека определяет сложная система потребностей. Они, влияя друг на друга, образуют индивидуальный комплекс потребностей человека, побуждающих его к деятельности. Надо отметить, что на этот комплекс влияют не только психологические особенности индивида, но и объективные обстоятельства в виде материальной и социальной среды. Зависимость системы потребностей человека от внешнего воздействия позволяет использовать ее в целях управления.
Основные потребности человека
Каждый человек имеет достаточно широкий круг потребностей, которые оказывают влияние на формирование у него мотивации поведения или трудовой мотивации. Однако, руководство организации, при разработке системы управления персоналом должно учитывать основные потребности человека, лежащие в основе его мотивации на качественное выполнение должностных обязанностей.
Основные потребности человека, являющиеся основной мотивации поведения в организации:
- Физиологические потребности – это естественные потребности, которые присущи каждому человеку от рождения (еда, воздух, пища, жилье, одежда и т.п.). Удовлетворение данных потребностей обеспечивает человеку само существование в качестве биологического организма.
- Потребность в безопасности – это потребности, которые включают в себя потребность быть защищенным в психическом и физическом плане, иметь стабильный заработок, быть уверенным в завтрашнем дне, принадлежность к определенной социальной группе и т.д. Особое значение имеет принадлежность к определенной социальной группе, каждый человек в процессе своей профессиональной деятельности устанавливает контакты с коллегами и товарищами по работе, что является важным фактором, оказывающим положительное влияние на его трудовую мотивацию.
- Потребность в уважении и положительной оценке. Каждый человек стремится занять определенное место в организации и обществе, подчеркнуть свою значимость статусом. Для большинства людей их работа является отражением престижа и личных жизненных достижений.
- Потребность в самоактуализации. Каждый человек стремится реализовать себя и свой потенциал в профессии и личной жизни. Люди с высоким уровнем профессиональной самоактуализации, стремятся выполнять свои профессиональные обязанности на максимуме своих возможностей. Поэтому очень важно предоставить таким сотрудникам возможность карьерного роста.
- Власть и оказание влияние. В рамках организации, данный мотив проявляется не только в том, что человек стремится оказывать влияние на других сотрудников, но в том, что он стремится осуществлять контроль над собственной рабочей силой, с целью большей самостоятельности в профессиональной деятельности.
- Потребность в достижении. Мотив на достижение высокого профессионального результата особенно важен в условиях конкуренции. Человек, обладающий данным мотивом способен взять на себя большую ответственность в решении профессиональных задач.
Motivational Traits — IResearchNet
Мотивация относится к внутреннему набору процессов отсутствия способностей, которые направляют, активизируют и поддерживают поведение с течением времени. Мотивация влияет на направление (т. е. выбор деятельности), интенсивность (т. е. количество усилий) и постоянство (т. е. продолжительность усилий) поведения человека. Черту можно определить как отличительную черту характера человека, которая демонстрирует постоянство в разных ситуациях и во времени. Черты часто противопоставляют состояниям, которые более специфичны для ситуации и меняются относительно быстро. То есть черта проявляет временную стабильность и оказывает одинаковое влияние на поведение в разных ситуациях, тогда как состояния гораздо более временны.
Мотивационная черта может быть определена как устойчивая и отличительная особенность человека, которая отличается от когнитивных способностей, но влияет на выбор целенаправленной деятельности, количество усилий, затрачиваемых на выполнение задач, и продолжительность времени, в течение которого осуществляется деятельность. Кроме того, мотивационная черта оказывает одинаковое влияние на поведение в разных ситуациях (например, на работе, в свободное время, в обществе) и во времени (например, сегодня и через шесть месяцев).
Мотивационные черты как отдаленные факторы, влияющие на рабочее поведение
Было показано, что мотивационные черты предсказывают результаты обучения, производительность труда и корпоративное гражданское поведение. Считается, что мотивационные черты влияют на поведение в основном за счет мотивации, специфичной для задачи (т. Е. Мотивации состояния) и саморегуляции (т. Е. Самоуправления). Действительно, несколько исследований показали, что мотивационные черты влияют на самоэффективность людей (т. е. уверенность в выполнении конкретной задачи), выбор цели и приверженность цели (т. е. силу привязанности к цели). Затем считается, что эти мотивационные факторы, более похожие на состояние, влияют на производительность. Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что мотивационные черты влияют на производительность посредством процессов саморегуляции, специфичных для конкретной задачи, таких как контроль мотивации (т. ), управление эмоциями (т. е. предотвращение беспокойства и негативных эмоций, влияющих на производительность), умственное сосредоточение (т. е. сосредоточение на задаче) и метапознание (т. е. отслеживание своего обучения и прогресса). Таким образом, ожидается, что мотивационные черты будут влиять на рабочее поведение через мотивацию для конкретных задач и переменные саморегуляции.
Концептуализации мотивационных черт
Нет единого мнения о том, какие черты лучше всего представляют диспозиционную мотивацию. В результате развилось несколько параллельных направлений исследований, основанных на разных теориях мотивации. Хотя конкретные черты различаются в зависимости от структуры, многие из них основаны на давнем различии между мотивацией подхода и мотивацией избегания. Мотивация приближения относится к общей чувствительности к вознаграждающим стимулам и тенденции искать такие стимулы. Мотивация избегания относится к общей чувствительности к карающим стимулам и тенденции избегать таких стимулов. Мотивация приближения и избегания считается независимыми, так что люди могут быть высокими по обоим, низким по обоим или высоким по одному и низким по другому.
В следующих разделах представлен краткий обзор некоторых недавних и влиятельных концепций мотивационных черт. Этот обзор не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим, но описывает черты, которые основаны на четко сформулированных теориях мотивации. Этот обзор не включает личностные черты, которые имеют очень широкий охват и касаются не только мотивации (например, добросовестность включает мотивационную переменную стремления к достижениям, а также немотивационные переменные, такие как компетентность, порядок и исполнительность), или черты, влияющие на мотивацию. только в определенных ситуациях (например, открытость опыту может дать сильную мотивацию исследовать новый город, но не может привести к сильной мотивации для выполнения знакомой рабочей задачи).
Система поведенческой активации и система поведенческого торможения
Джеффри Грей разработал теорию мотивации, основанную на данных физиологических исследований. Эта теория утверждает, что мотивационные черты улавливаются системой поведенческой активации (BAS) и системой поведенческого торможения (BIS), которые соответствуют мотивации приближения и избегания соответственно. Люди с высоким BAS, как правило, ищут полезные действия и имеют сильное стремление к достижению целей. Эти люди проявляют импульсивность, поиск острых ощущений и тенденцию испытывать положительные эмоции (например, надежду, счастье, восторг). Люди с высоким BIS стремятся избегать ситуаций, угрожающих или наказывающих, что приводит к низкому уровню целенаправленного поведения и переживанию негативных эмоций (например, страха, разочарования, печали). Показатели чувствительности BIS и BAS были связаны с отдельными областями префронтальной доли, что подтверждает биологическую основу этих признаков. Хотя структура BIS-BAS представляет собой, пожалуй, самую базовую модель подхода и мотивации избегания, в организационных исследованиях ей не уделялось внимания.
Ориентация на цель
Концепция ориентации на цель была первоначально разработана Кэрол Двек. Ориентация на цель относится к различиям в том, как люди интерпретируют ситуации достижения и реагируют на них. Поскольку основное внимание в ней уделяется обучению и достижениям, эта концепция стала одной из наиболее широко изучаемых структур мотивационных качеств в организационных исследованиях. Как правило, люди выбирают либо ориентацию на цели обучения (LGO), либо ориентацию на цели производительности (PGO). Люди с высоким уровнем LGO хотят развивать свои знания, навыки и компетентность в решении задач и верят, что эти способности изменчивы. Эта направленность считается чертой мотивации подхода. Люди с высоким PGO стремятся продемонстрировать свою компетентность и способности по сравнению с другими и склонны полагать, что эти способности фиксированы. Эту ориентацию можно разделить на подчерты приближения и избегания. Люди с высоким уровнем PGO-подхода стремятся доказать свою компетентность и способности по сравнению с другими. Люди с высоким уровнем PGO-избегания стремятся избегать проявлений некомпетентности и негативных суждений со стороны других. Хотя было показано, что целеустремленность предсказывает различные результаты работы, ведутся споры о том, лучше ли ее концептуализировать как черту, состояние или нечто среднее (т. е. контекстуализированную черту).
Мотивационные черты
Рут Канфер и его коллеги разработали теорию мотивационных черт, основанную на различиях подхода и избегания, но с упором на организационные приложения. Кроме того, они разработали соответствующий критерий, Опросник мотивационных качеств, который измеряет индивидуальные различия в мотивации в трех областях: личное мастерство, конкурентное превосходство и мотивация, связанная с тревогой. Личное мастерство — это черта подхода, состоящая из черты желания учиться (т. Конкурентное превосходство состоит из подчерты другой упомянутой цели (т. ), что является чертой подхода. Мотивация, связанная с тревогой, представляет собой черту, ориентированную на избегание, и состоит из субчерты беспокойства (т. Канфер и его коллеги представили доказательства конструктивной валидности шкал, но ни одно исследование не изучало, предсказывают ли шкалы производительность труда.
Ориентация на действие-состояние
Ориентация на действие-состояние была впервые описана Юлиусом Кулем как часть более широкой теории контроля действия. Ориентация на действие-состояние отражает различия в способности управлять своим целенаправленным поведением с течением времени и включает в себя три аспекта: озабоченность, нерешительность и непостоянство. Люди, ориентированные на действие, обычно более эффективны, чем люди, ориентированные на состояние. Озабоченность относится к различиям в способности человека отключаться от мыслей о неудачах или альтернативных целях и состояниях. Люди, ориентированные на состояние, не могут легко избавиться от негативных мыслей, тогда как люди, ориентированные на действие, выбрасывают такие мысли из головы и начинают новую деятельность. Измерение нерешительности отражает различия в способности инициировать действия по уже выбранным задачам. Люди, ориентированные на действие, могут легко начать работу над задачами, тогда как люди, ориентированные на состояние, с трудом начинают деятельность. Измерение изменчивости относится к способности упорствовать в задачах, пока они не будут выполнены. Люди, ориентированные на действие, заканчивают действия, тогда как люди, ориентированные на состояние, прекращают действия до их завершения. Исследования показали, что ориентация на состояние действия предсказывает эффективность работы, успеваемость в классе и отношение к работе.
Фокус на регулировании
- Тори Хиггинс и его коллеги разработали теорию фокуса на регулировании, в которой утверждается, что люди различаются по своей склонности уделять внимание продвижению и профилактике. Люди, ориентированные на продвижение, стремятся свести к минимуму различия между своим реальным и идеальным «я» (например, надежды, стремления), а люди, ориентированные на профилактику, стремятся свести к минимуму различия между своим реальным и «должным» «я» (например, обязанности, ответственность). Люди с высокой ориентацией на продвижение ищут свои желания и стремятся к личностному росту. В результате люди, ориентированные на продвижение по службе, испытывают рвение, когда стремятся к цели, радость, когда цель достигается, и печаль, когда цель не достигается. Люди, которые сосредоточены на предотвращении, рассматривают цели как обязательства и заботятся о поддержании безопасности и предотвращении потерь. В результате люди, ориентированные на профилактику, обычно проявляют осторожность при достижении целей, чувствуют себя расслабленными, когда цели достигнуты, и испытывают нервозность, когда цели не достигаются. Применение этой теории к организационным исследованиям только начинается, и большинство усилий сосредоточено на разработке теории.
Самоопределение
Теория самоопределения Эдварда Деси и Ричарда Райана различает внутренне мотивированное поведение (т. . Теория самоопределения описывает три черты, связанные с внутренней и внешней мотивацией: ориентация на автономию, ориентация на контроль и безличная ориентация.
Ориентация на автономию относится к различиям в степени, в которой люди регулируют свое поведение на основе личных интересов и предпочтений. Люди, ориентированные на автономию, ищут возможности для удовлетворения своих личных потребностей и желаний. В результате они, как правило, испытывают внутреннюю мотивацию, чувство компетентности и удовольствие от выполнения задачи. Ориентация на контроль относится к различиям в степени, в которой люди регулируют поведение на основе внешних ограничений и контроля. Люди, ориентированные на контроль, считают, что другие контролируют их поведение. В результате эти люди испытывают внешнюю мотивацию и мало удовольствия от работы. Безличная ориентация относится к степени, в которой люди сосредотачиваются на информации, которая предполагает, что они некомпетентны и не добьются успеха. Безлично ориентированные люди считают, что они не могут преуспеть, и поэтому не испытывают ни внутренней, ни внешней мотивации. Это отсутствие мотивации приводит к чувству беспомощности, подавленному настроению и низкому уровню целенаправленных действий. Первоначальные исследования по этой теме показали, что эти черты предсказывают производительность труда и благополучие сотрудников.
Резюме
Мотивационные черты — это стабильные, неспособные характеристики, которые влияют на направление, интенсивность и постоянство целенаправленного поведения людей в разных ситуациях. Считается, что мотивационные черты влияют на поведение посредством мотивации, специфичной для задачи, и саморегуляции. Существует несколько структур мотивационных черт, каждая из которых основана на отдельной теории мотивации. Одним из направлений будущих исследований может стать разработка интегративной модели мотивационных характеристик, объединяющей эти подходы в комплексную структуру.
Ссылки:
- Бретт, Дж. Ф., и Вандевалле, Д. (1999). Ориентация на цель и содержание цели как предикторы эффективности программы обучения. Журнал прикладной психологии, 84, 863-873.
- Брокнер, Дж., и Хиггинс, Э. Т. (2001). Регуляторная теория фокуса: значение для изучения эмоций на работе. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 86, 35-66.
- Карвер, К. С., и Уайт, Т.Л. (1994). Поведенческое торможение, поведенческая активация и аффективные реакции на предстоящее вознаграждение и наказание: шкалы BIS/BAS. Журнал личности и социальной психологии, 67 (2), 319-333.
- Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологическое исследование, 11, 227–268.
- Дифендорф, Дж. М., Холл, Р. Дж., Лорд, Р. Г., и Стрин, М. (2000). Ориентация на действие-состояние: построить достоверность пересмотренной меры и ее связь с переменными, связанными с работой. Журнал прикладной психологии, 85, 250-263.
- Эллиот, Эй Джей, и Трэш, Т. М. (2002). Мотивация приближения-избегания в личности: темпераменты и цели приближения и избегания. Журнал личности и социальной психологии, 82 (5), 804-818.
- Фарр, Дж. Л., Хоффманн, Д. А., и Рингенбах, К. Л. (1993). Ориентация на цель и теория управления действиями: последствия для промышленной и организационной психологии. В CL Cooper & IT Robertson (Eds.), Международный обзор промышленной и организационной психологии (том 8, стр. 193–232). Нью-Йорк: Уайли.
- Канфер, Р., и Акерман, П.Л. (2000). Индивидуальные различия в трудовой мотивации: дальнейшее изучение структуры черт. Прикладная психология, 49, 470-482.
- Канфер Р. и Хеггестад Э. Д. (1997). Мотивационные качества и навыки: личностно-ориентированный подход к мотивации труда. В Л. Л. Каммингс и Б. М. Став (редакторы), Исследование организационного поведения (том 19, стр. 1-56). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- Куль, Дж., и Бекманн, Дж. (1994). Воля и личность: действие против государственной ориентации. Сиэтл, Вашингтон: Hogrefe & Huber.
См. также:
Взаимосвязь между мотивацией, личностными качествами и намерением продолжать использование МООК
Аль-Кирим, Н., Руйбах, К., Тархини, А., Серхани, М.А., Яммахи, А.Р., и Яммахи, М. А. (2018). На пути к пониманию личности студентов, изучающих информационные технологии, и их обучению информационным технологиям в университете ОАЭ. Образование и информационные технологии, 23 (1), 29–40. https://doi.org/10.1007/s10639-017-9578-1.
Артикул Google ученый
Альраими, К.М., Зо, Х., и Циганек, А.П. (2015). Понимание продолжения МООК: роль открытости и репутации. Компьютеры в образовании, 80 , 28–38. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.006.
Артикул Google ученый
Эштон, М.С., Ли, К., и Паунонен, С.В. (2002). Какова главная черта экстраверсии? Социальное внимание против чувствительности к вознаграждению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (1), 245–252. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.1.245.
Артикул Google ученый
Блэквелл Д., Лиман К. , Трампош Р., Осборн К. и Лисс М. (2017). Экстраверсия, невротизм, стиль привязанности и страх упустить что-то как предикторы использования социальных сетей и зависимости. Личность и индивидуальные различия , 116 , 69–72.://doi.org/10.1016/J.PAID.2017.04.039.
Брахими, Т., и Сарирет, А. (2015). Обучение вне класса через МООК. Компьютеры в человеческом поведении, 51 , 604–609. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.03.013.
Артикул Google ученый
Братман, М. (1987). Намерение, планы и практическая причина . Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса.
Google ученый
Братт, К., Сиданиус, Дж., Абрамс, Д., ван дер Торн, Дж., Йост, Дж. Т., и Чайкалис-Петрицис, В. (2011). Почему мужчины (и женщины) бунтуют и не бунтуют. Бюллетень личности и социальной психологии, 38 (2), 197–208. https://doi.org/10.1177/0146167211422544.
Артикул Google ученый
Браун, М. В., и Кудек, Р. (1992). Альтернативные способы оценки соответствия модели. Социологические методы и исследования, 21 (2), 230–258. https://doi.org/10.1177/0049124192021002005.
Артикул Google ученый
Бирн, Б.М. (1989). Учебник по LISREL: основные приложения и программирование для моделей подтверждающего факторного анализа (1-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag.
Книга Google ученый
Чаморро-Премузик, Т., и Фернхэм, А. (2003). Личность предсказывает академическую успеваемость: данные двух лонгитюдных университетских выборок. Журнал исследований личности, 37 (4), 319–338. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00578-0.
Артикул Google ученый
Чен Г., Дэвис Д. , Хауф К. и Хоубен Г.-Дж. (2016). О влиянии личности в массовое открытое онлайн-обучение. В материалах конференции 2016 г. по адаптации и персонализации пользовательского моделирования — UMAP ’16 (стр. 121–130). Галифакс, Новая Каролина, Канада: ACM Press. https://doi.org/10.1145/2930238.2930240.
Глава Google ученый
Деси, Э.Л., Кестнер, Р., и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125 (6), 627–668. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.6.627.
Артикул Google ученый
Дечман, М. (2015). Моделирование принятия электронного обучения в обязательной среде высшего образования: влияние предыдущего образования и пола. Компьютеры в поведении человека, 49 , 272–281. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.03.022.
Артикул Google ученый
Денг Р. , Бенкендорф П. и Ганнауэй Д. (2019). Прогресс и новые направления преподавания и обучения в МООК. Компьютеры в образовании, 129 , 48–60. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.10.019.
Артикул Google ученый
ДеЯнг, К.Г. (2010). К теории большой пятерки. Психологический опрос, 21 (1), 26–33. https://doi.org/10.1080/10478401003648674.
Артикул Google ученый
ДеЯнг, К.Г., Куилти, Л.К., и Петерсон, Дж.Б. (2007). Между аспектами и доменами: 10 аспектов большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 93 (5), 880–896. https://doi.org/10.1037/0022-3514.93.5.880.
Артикул Google ученый
ДеЯнг, К.Г., Кэри, Б.Е., Крюгер, Р.Ф., и Росс, С.Р. (2016). Десять аспектов большой пятерки в перечне личности для DSM-5. Расстройства личности, теория, исследования и лечение, 7 (2), 113–123. https://doi.org/10.1037/per0000170.
Артикул Google ученый
Фейлер, округ Колумбия, и Клейнбаум, А.М. (2015). Популярность, сходство и предвзятость сетевой экстраверсии. Психологическая наука, 26 (5), 593–603. https://doi.org/10.1177/0956797615569580.
Артикул Google ученый
Форнелл, К., и Ларкер, Д. Ф. (1981). Оценка моделей структурных уравнений с ненаблюдаемыми переменными и ошибкой измерения. Журнал маркетинговых исследований, 18 (1), 39–55. https://doi.org/10.2307/3151312.
Артикул Google ученый
Гомес-Зермено, М., и Алеман, Л. (2016). Анализ исследования отсева из курса Mooc и R. Турецкий онлайн-журнал дистанционного образования, 17 (4), 3–14.
Google ученый
Волосы, Дж. Ф., Татем, Р. Л. , Андерсон, Р. Э., и Уильям, Б. (1998). Многомерный анализ данных (5-е изд.). Нью-Йорк: Прентис Холл.
Google ученый
Хью, К.Ф., и Чунг, В.С. (2014). Использование студентами и преподавателями массовых открытых онлайн-курсов (МООК): мотивация и проблемы. Educational Research Review, 12 , 45–58. https://doi.org/10.1016/J.EDUREV.2014.05.001.
Артикул Google ученый
Ху Л. и Бентлер П. М. (1999). Критерии отсечки для индексов соответствия в ковариационном структурном анализе: традиционные критерии в сравнении с новыми альтернативами. Моделирование структурными уравнениями: междисциплинарный журнал, 6 (1), 1–55. https://doi.org/10.1080/10705519909540118.
Артикул Google ученый
Худибург, Р. А., Пашай, И., и Вулф, Р. (1999). Предварительное исследование компьютерного стресса и большой пятерки личностных факторов. Психологические отчеты, 85 (2), 473–480. https://doi.org/10.2466/PR0.85.6.473-480.
Артикул Google ученый
Джу, Ю. Дж., Со, Х. Дж., и Ким, Н. Х. (2018). Изучение взаимосвязей между самоопределением студентов, принятием технологий, удовлетворенностью и постоянным намерением использовать K-MOOC. Компьютеры в образовании, 122 , 260–272. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.01.003.
Артикул Google ученый
Йост, Дж. Т., и Берджесс, Д. (2000). Амбивалентность установок и конфликт между групповыми и системными мотивами оправдания в низкостатусных группах. Бюллетень личности и социальной психологии, 26 (3), 293–305. https://doi.org/10.1177/0146167200265003.
Артикул Google ученый
Йост, Дж. Т., Банаджи, М. Р., и Носек, Б. А. (2004). Десятилетие теории оправдания системы: накопленные свидетельства сознательного и бессознательного укрепления статус-кво. Политическая психология, 25 (6), 881–919. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2004.00402.x.
Артикул Google ученый
Йост, Дж. Т., Ливиатан, И., Ван Дер Торн, Дж., Элисон Леджервуд, А. М., и Носек, Б. А. (2011). Психология справедливости и законности. В R. Bobocel, AC Kay, MP Zanna и JM Olson (Eds.), The психология справедливости и законности (1-е изд., стр. 79–102). Нью-Йорк: Психология Пресс. https://doi.org/10.4324/9780203837658.
Глава Google ученый
Ким, Т. Д., Ян, М.,. ю., Бэ Дж., Мин, Б. а., Ли, И., и Ким, Дж. (2017). Побег от бесконечной свободы: влияние ограничения свободы пользователя на предотвращение отсева в контексте онлайн-обучения. Компьютеры в поведении человека, 66 , 217–231. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.09.019.
Кортум П. и Освальд Ф.Л. (2018). Влияние личности на субъективную оценку юзабилити. Международный журнал взаимодействия человека с компьютером, 34 (2), 177–186. https://doi.org/10.1080/10447318.2017.1336317.
Артикул Google ученый
Косински М., Бахрах Ю., Кохли П., Стиллвелл Д. и Граепель Т. (2014). Проявления личности пользователя в выборе сайта и поведении в онлайновых социальных сетях. Машинное обучение, 95 (3), 357–380. https://doi.org/10.1007/s10994-013-5415-y.
Артикул MathSciNet Google ученый
Лорин, К., Кей, А.С., Праудфут, Д., и Фицсаймонс, Г.Дж. (2013). Реакция на ограничительную политику: согласование оправдания системы и психологической реакции. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 122 (2), 152–162. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2013.06.004.
Артикул Google ученый
Литтлджон, А., Худ, Н., Миллиган, К. , и Мастейн, П. (2016). Обучение в МООК: Мотивация и саморегулируемое обучение в МООК. Интернет и высшее образование, 29 , 40–48. https://doi.org/10.1016/J.IHEDUC.2015.12.003.
Артикул Google ученый
Лю, Д., и Кэмпбелл, В. К. (2017). Большая пятерка личностных черт, две большие метачерты и социальные сети: метаанализ. Журнал исследований личности, 70 , 229–240. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2017.08.004.
Артикул Google ученый
Лонгстафф, Э. (2017). Ритуал в интернет-сообществах: исследование пост-голосования на дискуссионных форумах МООК. Международный журнал взаимодействия человека с компьютером, 33 (8), 655–663. https://doi.org/10.1080/10447318.2016.1277639.
Артикул Google ученый
Лун-Гуанг, Н. (2019). Детерминанты принятия решений студентами, участвующими в МООК: объединение теории запланированного поведения и модели саморегулируемого обучения. Компьютеры в образовании, 134 , 50–62. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.004.
Артикул Google ученый
Марш, Х.В., и Хосевар, Д. (1985). Применение подтверждающего факторного анализа к изучению самооценки: факторные модели первого и более высокого порядка и их неизменность в группах. Психологический бюллетень, 97 (3), 562–582. https://doi.org/10.1037/0033-2909.97.3.562.
Артикул Google ученый
МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52 (5), 509–516. https://doi.org/10.1037/0003-066X.52.5.509.
Артикул Google ученый
Маккрей, Р. Р., и Лёкенхофф, К. Э. (2010). Саморегуляция и пятифакторная модель личностных качеств. В Справочник по личности и саморегулированию (стр. 145–168). Уайли-Блэквелл. https://doi.org/10.1002/9781444318111.ч7.
Миллиган, К., и Литтлджон, А. (2017). Зачем учиться на МООК? Мотивы студентов и профессионалов. Международный обзор исследований в области открытого и дистанционного обучения, 18 (2), 92–102. https://doi.org/10.19173/irrodl.v18i2.3033.
Артикул Google ученый
Пиказо-Вела, С., Чоу, С.Ю., Мелчер, А.Дж., и Пирсон, Дж.М. (2010). Зачем предоставлять онлайн-обзор? Расширенная теория запланированного поведения и роль черт личности большой пятерки. Компьютеры в поведении человека, 26 (4), 685–696. https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.01.005.
Артикул Google ученый
Подсаков П., Маккензи С., Ли Дж. и Подсаков Н. (2003). Общие ошибки метода в поведенческих исследованиях: критический обзор литературы и рекомендуемые средства правовой защиты. Журнал прикладной психологии, 88 (5), 879–903. https://doi.org/10.1037/0021-9010.88.5.879.
Артикул Google ученый
Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Внутренние и внешние мотивы: классические определения и новые направления. Современная педагогическая психология, 25 (1), 54–67. https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1020.
Артикул Google ученый
Seemann, E.A., Buboltz, WC, Thomas, A., Soper, B., & Wilkinson, L. (2005). Нормальные переменные личности и их связь с психологическим реактивным сопротивлением. Исследования индивидуальных различий, 3 (2), 88–98.
Google ученый
Симмеринг, М. Г., Арсено, Дж. М., Росс, К., Сисич, М., Орр, Э. С., и Орр, Р. Р. (2009). Личность и мотивы, связанные с использованием Facebook. Компьютеры в поведении человека, 25 (2), 578–586. https://doi.org/10.1016/j.chb.2008.12.024.
Артикул Google ученый
Свендсен Г. Б., Йонсен Дж.-А. К., Алмос-Соренсен, Л., и Виттерсо, Дж. (2013). Принятие личности и технологии: влияние личностных факторов на основные конструкции модели принятия технологии. Поведение и информационные технологии, 32 (4), 323–334. https://doi.org/10.1080/0144929X.2011.553740.
Артикул Google ученый
Табак, Ф., и Нгуен, Н. Т. (2013). Принятие и эффективность технологий в среде онлайн-обучения: влияние саморегулирования. Журнал онлайн-обучения и преподавания, 9 (1), 116–130.
Google ученый
Торранс, Э.П., и Брем, Дж.В. (1968). Теория психологического реактивного сопротивления. Американский журнал психологии, 81 (1), 133. https://doi.org/10.2307/1420824.
Артикул Google ученый
Цай, Ю. Х., Лин, К. Х., Хонг, Дж. К., и Тай, К. Х. (2018). Влияние метапознания на интерес к онлайн-обучению и продолжение обучения с помощью МООК. Компьютеры в образовании, 121 , 18–29. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.02.011.
Артикул Google ученый
Ван, Дж.-Л., Джексон, Л.А., Чжан, Д.-Дж., и Су, З.-К. (2012). Взаимосвязь между большой пятеркой личностных факторов, самооценкой, нарциссизмом и поиском острых ощущений с использованием студентами китайских университетов сайтов социальных сетей (SNS). Компьютеры в человеческом поведении, 28 (6), 2313–2319. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.07.001.
Артикул Google ученый
Ваттед А. и Барак М. (2018). Мотивирующие факторы для завершивших МООК: сравнение между студентами университетов и обычными участниками. Интернет и высшее образование, 37 , 11–20. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2017.12.001.
Артикул Google ученый
Вонг, Дж., Баарс, М., Дэвис, Д., Ван Дер Зее, Т. , Хубен, Г.Дж., и Паас, Ф. (2019). Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-средах обучения и МООК: систематический обзор. Международный журнал взаимодействия человека с компьютером, 35 (4–5), 356–373. https://doi.org/10.1080/10447318.2018.1543084.
Артикул Google ученый
Ву, Б., и Чен, X. (2017). Намерение продолжать использовать МООК: интеграция модели принятия технологии (TAM) и модели соответствия технологии задачи (TTF). Компьютеры в поведении человека, 67 , 221–232. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.10.028.
Артикул Google ученый
Чжэн, С., Россон, М. Б., Ши, П. К., и Кэрролл, Дж. М. (2015). Понимание мотивации, поведения и восприятия учащихся в МООК. В материалах 18-й конференции ACM по совместной работе и социальным вычислениям с компьютерной поддержкой — CSCW ’15 (стр. 1882–1895). Нью-Йорк, США: ACM Press. https://doi.