Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мотивом деятельности называется то что побуждает: «Мотивом ______ (А) называется то, что побуждает её,ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная _______ (Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром ____

4.2. Психологическая теория деятельности

Деятельность – это активно-преобразовательная форма взаимодействия человека с миром.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, и структуру.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход —

экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Основные виды деятельности.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственными опосредствованным, вербальными невербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда

Развитие деятельности.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Психологическая теория деятельности. Деятельность – это активно-преобразовательная форма взаимодействия человека с миром — Студопедия

Поделись  

Деятельность – это активно-преобразовательная форма взаимодействия человека с миром.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, и структуру.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т. п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Основные виды деятельности.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственными опосредствованным, вербальными невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т. п.).

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда

Развитие деятельности.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.



Как типы мотивации помогают достигать целей

Перейти к разделу

Что такое мотивация?

Различные типы мотивации

Как использовать типы мотивации в своих интересах

Лучшие виды мотивации для различных сценариев

Может ли мотивация быть отрицательной?

С нетерпением жду

Вы должны это читать? Или вы должны работать прямо сейчас?

Раз уж вы здесь, значит, вам нужна мотивация. Это случается с лучшими из нас. Независимо от того, должны ли вы работать над большой презентацией для работы или писать статью, мы здесь, чтобы помочь.

Дело в том, что независимо от того, чем вы занимаетесь, нам всем иногда трудно сохранять мотивацию. Но, к счастью, мы не бессильны в этой ситуации. Понимание различных типов мотивации может помочь вам избежать прокрастинации и оставаться сосредоточенным.

Когда вы знаете, что вас мотивирует, вы можете использовать это, чтобы вернуться на правильный путь, когда вы сбились с пути. Иногда это так же просто, как напомнить себе, почему вы любите свою работу. Или, если вы лидер, вам может понадобиться система вознаграждения, чтобы ваша команда оставалась на высоте.

Давайте разберем типы мотивации и то, как они могут помочь вам сделать больше.

Что такое мотивация?

По своей сути мотивация — это сила, которая побуждает вас выполнять задачу или действовать. Вот почему вы встаете утром, чистите зубы и идете на работу.

Вероятно, вы не замечаете своей мотивации, пока не почувствуете, что ее больше нет. Но на самом деле каждый день вами движет множество вещей, даже если вы об этом не подозреваете.

На самом деле, самое большое влияние могут оказать мотивы, о которых мы не знаем. Вынося их на свет, исследуя их и учась работать с нашими различными типами мотивации, мы помогаем нам управлять нашей лодкой, а не дрейфовать по ветру и течению. Это мощная практика.

Итак, хотя вы чувствуете апатию прямо сейчас, учтите следующее: что-то побудило вас просмотреть эту статью. Вы явно хотите вернуться в колею. Это что-то значит.

Различные типы мотивации

Мы можем свести все к двум типам мотивации: внутренней и внешней. Оба также имеют сопутствующие подтипы.

Внутренняя мотивация (или внутренняя мотивация) исходит изнутри. Это относится к тому, когда вы делаете что-то само по себе, потому что это соответствует вашим интересам, увлечениям или личным ценностям.

Эти мотиваторы сопровождаются внутренним вознаграждением, например, ощущением осознания того, что вы следуете своей жизненной цели. Это означает, что они имеют более глубокое значение, чем другие мотиваторы, которые обычно могут удерживать вас в фокусе на цели в течение длительного времени.

Внешняя мотивация (или внешняя мотивация) относится к внешним факторам, побуждающим вас что-то делать. Например, вас могут мотивировать внешние награды или негативные последствия.

То, что вы получите, зависит от выполнения (или невыполнения) задачи.

Внешние мотиваторы носят временный характер, поэтому их лучше всего использовать для краткосрочных и среднесрочных проектов. Фактически, исследования показали, что у людей повышается мотивация, когда им обещают немедленное вознаграждение.

Внешняя мотивация может выглядеть так, будто учащиеся стремятся добиться успеха в школе, потому что их оценки отражают их успеваемость. С другой стороны, учащиеся, которые пытаются преуспеть в школе, потому что они искренне заинтересованы в содержании, мотивированы внутренне.

5 видов внутренней мотивации

Многие вещи могут мотивировать человека изнутри. Ниже приведены некоторые из распространенных примеров. Попробуйте посмотреть, к каким из них вы относитесь. Это может быть хорошим напоминанием о том, почему вы делаете то, что делаете.

1. Мотивация к обучению (или мотивация компетентности)

В этом типе мотивации вы руководствуетесь процессом обучения. То, чего вы пытаетесь достичь, захватывающе, потому что вы никогда не делали этого раньше. Вам нравится изучать новый навык или улучшать уже существующий. В этом случае награда за выполнение задания менее важна, чем само задание.

Пример: Преподавателем университета движет стремление к знаниям. Для них постоянная учеба и обучение мотивируют работать каждый день.

2. Мотивация отношения

Если у вас есть мотивация отношения, вам нравится быть позитивным и распространять позитив. Речь идет о том, чтобы заставить людей чувствовать себя хорошо, поэтому вы ищете действия, которые позволяют вам это делать.

Пример: Тренер по тренажерному залу помогает людям получать удовольствие от тренировок с отличным отношением. Это мотивирует их приходить на работу каждый день.

3. Мотивация достижения

Для этого типа мотивации вы не обязательно думаете о награде в конце — вы просто заботитесь о том, чтобы пересечь финишную черту. Нет большего удовлетворения, чем чувство выполненного долга.

Пример: Профессиональный спортсмен хочет победить, независимо от приза или титула. Это конечная цель, которая оправдывает трудности сезона.

4. Творческая мотивация

Вас может мотивировать творчество. Если этот тип мотивации кажется вам знакомым, вы цените свободу самовыражения и больше всего счастливы, когда люди позволяют вам расправить крылья.

Пример: Графический дизайнер чувствует себя задохнувшимся, когда им управляют на микроуровне.

Как творческий человек, они счастливы, когда у них есть свобода завершить проект по своему выбору.

5. Физиологическая мотивация

Здесь вас мотивируют биологические потребности, такие как пища и вода. Эти мотивы существуют, потому что годы эволюции сделали нас такими.

Пример: Рассмотрим иерархию потребностей доктора Абрахама Маслоу. Он классифицировал основные мотиваторы человека в порядке важности, начиная с физических потребностей. По мере удовлетворения этих потребностей вы постепенно продвигаетесь к самореализации.

Итак, каковы ваши внутренние мотиваторы? В BetterUp мы можем помочь вам узнать себя и оставаться продуктивными, даже когда вы находитесь в кризисе.

Какие существуют 4 типа внешней мотивации?

На ваше поведение, вероятно, влияет и несколько внешних факторов. Эти формы мотивации так же важны, как и внутренние, если вы можете их использовать.

1. Поощрительная мотивация

Поощрительная мотивация связана с внешним вознаграждением. Точно так же, как мышь, мотивированная сыром, вас мотивирует результат задачи, а не сама задача.

Пример: После тренировки вы позволяете себе свой любимый перекус. Перекус важнее для вас, чем упражнение, и мотивирует вас на выполнение тренировки.

2. Мотивация страха

Здесь вас мотивирует страх перед нежелательным исходом. Вы не хотите выполнять задачу, но вы должны это сделать, если хотите избежать плохого.

Пример: Вы откладываете часть своей зарплаты, опасаясь непредвиденных обстоятельств, когда предпочитаете купить телевизор. Мотивация страха не обязательно плоха, потому что она может помочь вам достичь финансового благополучия, как в этом примере.

3. Мотивация власти

Желание контролировать свою жизнь — это нормально. Но некоторые люди делают еще один шаг вперед: они хотят контролировать других людей. Есть много видов власти, и их можно использовать в гнусных или альтруистических целях.

Пример: Политик баллотируется в президенты, потому что считает, что его идеи полезны для мира — им просто нужна сила, чтобы их реализовать.

4. Социальная мотивация

Социальная мотивация описывает желание быть принятым в вашей социальной группе. Здесь вас мотивирует то, что другие думают о вас.

Пример: Вы тратите время на изучение социальных навыков, таких как активное слушание, чтобы построить крепкие дружеские отношения. Вы хотите понравиться новым друзьям.

Как использовать типы мотивации в своих интересах

Мотивация ничего не значит, если вы не можете превратить это стремление в действие. Вот несколько примеров того, как вы можете внедрить эти типы мотивации в свою повседневную жизнь.

  1. Целеполагание. Сосредоточение на конкретных целях — отличный метод для людей, мотивированных достижениями.
  2. Расскажите людям о своих целях. Социально мотивированные из вас: рассказывая людям о своих целях, вы будете нести ответственность.
  3. Создайте систему вознаграждений. Это идеальная техника, если вам нужен внешний стимул. На самом деле, вы всегда должны вознаграждать себя за свои победы.
  4. Напишите, кому вы помогли. Если вы мотивированы отношением, найдите время, чтобы подумать о том, кого вы заставили улыбнуться в конце дня. Ведите дневник, чтобы записывать счастливые моменты.
  5. Отслеживайте свой прогресс в выполнении задачи. Это напомнит вам, насколько хорошо вы справляетесь.
  6. Будьте активны. Упражнения и забота о своем физическом благополучии необходимы для удовлетворения ваших физиологических потребностей. Достижение этой цели поможет вам оставаться на вершине других.
  7. Ешьте здоровую пищу. Как и в случае с физическими упражнениями, ваше тело нуждается в хорошем топливе, чтобы функционировать наилучшим образом. Удовлетворите эту потребность, и вы улучшите свою производительность.
  8. Используйте приложение для отслеживания. Многие приложения «геймифицируют» задачи и цели. Они предоставят виртуальную награду, чтобы внешне мотивировать вас.

Лучшие типы мотивации для различных сценариев

Типы мотивации проявляют себя наилучшим образом, когда вы используете их в правильном контексте. Вы должны адаптировать, смешивать и сочетать, а также корректировать в соответствии с вашими потребностями. Вот несколько примеров:

  1. Если вы учитель, вы можете использовать мотиваторы как типы мотивации к обучению. Например, если учащемуся не нравится учиться ради этого, используйте внешний метод, чтобы поощрять учебу. Кроме того, помните, что некоторые студенты будут внутренне мотивированы и будут усердно работать без подсказок. Это могло бы социально мотивировать других студентов.
  2. Вы также можете использовать каждый вид мотивации на работе. Если вы руководитель группы или менеджер, поставьте перед собой четкие цели и отслеживайте их так, чтобы каждый мог видеть свой прогресс. Это может пробудить в команде чувство достижения и поднять моральный дух. Ваша команда, скорее всего, усвоит свое желание добиться успеха и достичь этих целей.
  3. Если сотрудник работает неэффективно, узнайте, каковы его внутренние мотиваторы. Вы можете попробовать поручить им проекты в зависимости от того, что их движет.

Может ли мотивация быть отрицательной?

Создавая стратегию мотивации для себя или других, помните, что стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отрицательные стимулы в долгосрочной перспективе только навредят мотивации. Эксплуатация страха работника перед неудачей является негативной, поскольку связана со стрессовой эмоцией (страхом) и избеганием негативного результата (неудачи). В долгосрочной перспективе вы возлагаете бремя на их плечи и вредите их навыкам решения проблем. Кроме того, вы рискуете сжечь их.

Вместо этого прислушайтесь к внутренним мотиваторам вашей команды. Если участник любит учиться, склонность к этому желанию является положительным стимулом . Вы побуждаете их выполнять работу, которая им нравится, что поддерживает их интерес и мотивацию. Поощрения и похвалы также являются прекрасными примерами положительных мотивирующих факторов.

В ожидании

Разные мотиваторы работают для разных людей. Знание того, что вами движет, поможет вам «обмануть» свой мозг, заставив его работать продуктивнее. Вы можете настроить систему поощрений, чтобы выработать новые привычки, повысить мотивацию сотрудников или найти более значимую для вас работу.

Как только вы вооружитесь правильными типами мотивации, вы тоже сможете это сделать. Если вам нужна дополнительная поддержка, BetterUp может помочь вам начать работу. Вместе мы сможем выяснить, что мотивирует вас, чтобы вы могли снова разжечь пламя вдохновения.

10 наиболее распространенных источников мотивации

Мотивация обычно описывается как сила, которая побуждает нас добиваться цели (желаемого результата). Мотивация является отправной точкой для любого выбора (например, карьеры, супругов, хобби). В целом мы стремимся максимизировать удовольствие и минимизировать боль (Touré-Tillery & Fishbach, 2017). Однако в достижении своих целей людьми движет нечто большее, чем просто кнут/пряник (Sharot 2017).

  1. Внешние стимулы. Если вы хотите, чтобы люди что-то сделали, акцентируйте внимание на наградах (например, деньгах). Но внешнее вознаграждение побуждает сосредоточиться на краткосрочных результатах в ущерб долгосрочным.
  2. Как избежать потерь. Мы любим побеждать, но ненавидим проигрывать. Мы чувствуем боль утраты глубже, чем радость приобретения. Например, потребители больше реагируют на повышение цены, чем на ее снижение. Неприятие потерь порождает инерцию или предвзятость к статусу-кво, что означает сильное желание придерживаться своего текущего статуса.
  3. Достижение «дна». Концепция «достижения дна» предполагает, что люди должны «достичь дна», прежде чем они смогут измениться. В области исследований алкоголя «достижение дна» считается важным мотивирующим фактором при обращении за лечением (Kirouac & Witkiewitz, 2017). Однако этот переломный момент может быть разным для каждого человека (например, потеря работы, супруга и дома, серьезные физические проблемы).
  4. Внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация относится к поведению, которое обусловлено внутренним вознаграждением (желанием сделать что-то ради самого себя). Акцент делается на удовольствии, которое возникает от действия, а не от достижения какой-то конечной цели. С возрастом люди преследуют внутренние цели и отказываются от внешних целей. Они выбирают цели, которые отражают их более глубокие интересы, а не внешнее давление (Ryan & Deci, 2017). Это может объяснить, почему пожилые люди счастливее.
  5. Поддержание позитивного образа себя. Люди мотивированы на то, чтобы их воспринимали благосклонно (например, доброта). Наши действия открывают окно в нашу личность и предпочтения. Например, дать денег попрошайке или изменить фотографии профиля в Facebook, чтобы почтить память жертв какой-то новой трагедии.
  6. Самопроверка . Люди также мотивированы проверять или подтверждать свои существующие представления о себе. Вот почему мы предпочитаем общаться с теми, кто видит нас такими, какими мы видим себя, и избегаем тех, кто этого не видит. Например, общение с партнером, который подтверждает ваше представление о себе как о супруге, заставляет вас чувствовать себя лучше.
  7. Любопытство . Аристотель утверждал, что «все люди по своей природе желают знать». Мы запрограммированы с желанием учиться и исследовать мир. Любопытство рассматривается как возникающее, когда внимание сосредотачивается на пробеле в своих знаниях. Любознательный человек мотивирован получить недостающую информацию, чтобы уменьшить или устранить чувство лишения. Как только нам говорят то, чего мы не знаем, мы хотим знать. Противоположностью любопытству является скука или отрешенность.
  8. Автономность. Людям нравится чувствовать себя под контролем. Мы биологически запрограммированы искать контроль. Это делает нас счастливее и здоровее во многих отношениях. Таким образом, предоставление людям чувства контроля (имеющих выбор) является мощной мотивацией.
  9. Текущее настроение . Должно быть соответствие между руководством (например, сообщениями о здоровье), которое мы предлагаем, и текущим настроением человека перед нами. Например, когда люди чувствуют угрозу, они гораздо более реагируют на негативную информацию. Плохое настроение побуждает человека думать о негативных вещах. Напротив, люди с большей вероятностью будут заниматься скучными делами, когда они в хорошем настроении. Так что согласовывайте то, что вы хотите сказать, с настроением другого человека.
  10. Другие люди . Мы социальные существа, и нам важно мнение других людей. Нами движет желание заслужить уважение наших товарищей. Люди предпочитают достижения, которые подтверждены, признаны и оценены другими людьми. Одобрение является необходимым условием для формирования и поддержания социальных связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *