Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Можно ли изменить темперамент: Можно ли поменять свой тип темперамента, характер, стань экстравертом или интровертом

Содержание

Можно ли поменять свой тип темперамента, характер, стань экстравертом или интровертом

  1. Можно ли поменять темперамент?
  2. Какие шаги предпринять?
  3. Может ли интроверт стать экстравертом, и наоборот?
  4. Как влиять на собственный характер?
  5. Бонус: упражнение «Холерик»

«Мне не нравится мой тип темперамента. Как его поменять?» – чаще всего этим вопросом задаются меланхолики, которым хотелось бы стать более невозмутимыми и социально активными, и – реже – флегматики. Сангвиники, как правило, в принципе довольны собой, и для них эта тема не очень актуальна. Да и холерики вполне устраивают сами себя, хотя они и не прочь изменить большинство окружающих их людей.

Согласитесь, идеально было бы скомбинировать все 4 темперамента, выбрав для себя самые полезные черты каждого из них. Взять за основу уравновешенного, но гибкого сангвиника; заимствовать у флегматика способность спокойно реагировать на проблемы; добавить талант холерика с завидной легкостью и энергией выполнять сложные задачи и при этом обладать чувствительной натурой меланхолика – дополните желаемые черты сами.

Но возможно ли это? Рассмотрим и смежный вопрос: может ли тихоня-интроверт стать душой компании, а экстраверт, обожающий внимание, научиться проводить время наедине с собой? Разберемся по порядку.


Темперамент: врожденная черта?

А вы знаете свой тип темперамента? Тест Айзенка подскажет, какой из них лидирует, а «Формула по Белову» рассчитает соотношение всех четырех типов в вашей личности.

Начнем с того, что темперамент – врожденная особенность человека. Ее можно сравнить с настройкой по умолчанию, которая задает тон всем поступкам и образу жизни. Однако с течением жизни – в зависимости от круга общения, ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, среды, в которой живем, – отдельные черты видоизменяются, корректируются, отшлифоваются.

Иногда выход за рамки типичного поведения бывает довольно ярким, но обычно это касается каких-то конкретных ситуаций. Например, если спокойного флегматика окатить ледяной водой, то как минимум на несколько минут он превратится в холерика.

Самый бодрый сангвиник, подхвативший простуду, станет вялым и медлительным. А начальник, суровый и собранный на работе, в кругу семьи и друзей может слыть рассеянным добряком.

Отсюда следует вывод: мы не способны изменить темперамент в целом, но способны влиять на собственную манеру поведения на непродолжительное время. При должном старании такие изменения можно превратить в привычку (как в примере с начальником). Но нужно быть готовым к тому, что для этого придется приложить немало усилий и по крайней мере по началу постоянно контролировать себя. С другой стороны, подобная работа над собой обязательно принесет желаемые плоды.

Какие шаги предпринять?

Помните о трех важных постулатах:

  1. Не стоит одновременно хвататься за все сразу (если только это не связанные между собой черты).
  2. Работайте с конкретными особенностями характера.
  3. Отталкивайтесь чего-то положительного, а не фокусируйтесь на отрицательном.

Поясним эти установки на примерах.

  1. Допустим, вы меланхолик и хотите стать сангвиником (противоположности по квадрату Айзенка). Вряд ли это просто самоцель – скорее всего, вам нравятся какие-то определенные черты, присущие сангвинику. Сформулируйте для себя – какие именно. Что конкретно привлекает вас в этом темпераменте, чего нет у вас? Допустим, вы хотите иметь такие же легкость на подъем, способность быстро принимать решения и хорошие коммуникативные навыки. Зачем начинайте работу именно над данными конкретными чертами – самостоятельно, на специальных занятиях, с психологом или как-либо еще. Помочь могут тематические книги, статьи, вебинары и т.д. Например, это могут быть курсы повышения коммуникативных навыков, книги гуру по принятию решений и пр.
  2. «Настроить» темперамент сложно, но изменять его резко и по многим направлениям еще сложнее, поэтому лучше не браться за много черт сразу. Пусть в привычку войдет одна желаемая черта, потом работайте над следующей. Исключение делайте только для чего-то несложного или для очень близких черт, над которыми проще работать одновременно. Например, это могут быть умение быстрее принимать решения и легкость на подъем. Впрочем, есть и такие люди, которым проще взяться один раз и за все сразу, чем растягивать процесс. Оцените, что будет эффективнее в вашем случае.
  3. Если вам нравятся черты, присущие холериками, мы подготовили для вас комплекс советов, как приблизиться к этому типу. Вы найдете его в конце статьи.

  4. Как и в случае с аффирмациями, важно сконцентрироваться не на том, что плохого в вашем характере, а на том, что хорошего вы хотите привнести и что планируете улучшить. Это гораздо более конструктивный подход, поскольку дает вам цель, которую надо достичь, контроль над ситуацией, заставляет искать необходимые инструменты и подстегивает к действиям. Иными словами, не «Я медлительный в принятии решений», а «Я хочу быстро принимать решения».

Может ли интроверт стать экстравертом, и наоборот?

Считается, что тип личности неизменен, как и темперамент. Однако на него также возможно повлиять – в общем-то по той же модели, которая описана выше.

  • Если вы интроверт, но мечтаете завести множество друзей и быть в центре внимания (и одновременно отчаянно боитесь этого), есть только один выход: выйти из дома и начать общаться с окружающими
    . Будьте тем, кем хотите быть – разговорчивым и дружелюбным. Хотя бы в течение некоторого времени. Задавайте незнакомцам вопросы, интересуйтесь у коллег, как прошли их выходные, посещайте тематические фестивали и кружки, знакомьтесь с единомышленниками, спросите у прохожего, как доехать до библиотеки.
    Сначала будет очень тяжело, но важно перебороть себя, и вы поймете, что это вам вполне по силам. Главное, не останавливайтесь, даже если вам нахамили и осмеяли. Если кто-то поступил так, это говорит о его внутренних проблемах – не ваших. Рано или поздно вы обязательно найдете друзей и станете более раскованным.
  • Если вы экстраверт, который физически не может ни дня провести в одиночку и жаждет общения, попробуйте взять перерыв и посвятить время самому себе. Почитайте книгу, которую давно хотели начать, или посмотрите фильм, который советовали друзья. Помедитируйте или примите горячую ванну. Заведите дневник, перенесите свои мысли на бумагу. Это поможет разобраться в себе и раскрыть новую сторону вашей личности.

Можно ли влиять на собственный характер?

В теории – да, и это легче, чем изменить темперамент или тип личности. На практике же подобные изменения непросты. Характер является сложной комбинацией привычек, манеры поведения, способа мышления и типов психического реагирования. Выявлена тенденция: с возрастом он меняется в отрицательную сторону, поэтому считается, что пожилые люди более пессимистично смотрят на жизнь и с ними сложнее общаться.

До сих пор идут споры о том, влияет ли на характер генетическая предрасположенность. Одни ученые уверяют, что поведение не связано с генами и формируется в результате воспитания, зависит от окружения человека, его образования, жизненных обстоятельств и прочих факторов. Другие исследователи не сомневаются в том, что связь между генами и характером существует, и доказательство тому – эксперименты, проведенные на однояйцевых близнецах, росших в различных средах. Разлученные братья и сестры проявляли высокую схожесть реакций.

Одно известно точно: никакой предопределенности нет, и любой человек может внести коррективы в свою манеру поведения. В детстве, когда характер только формируется, повлиять на него проще всего, но и во взрослом возрасте это тоже возможно. Делу помогут вера в то, что желаемые изменения осуществимы (что на самом деле так) и сильная мотивация – когда вы точно знаете, ради чего вы меняетесь.

Кстати, актеры обладают поведенческой гибкостью – это помогает им вжиться в роль.

Значит ли это, что каждый способен сформировать себе характер на свой вкус? Повторимся, что все мы умеем при необходимости действовать нетипично. К примеру, неуверенный в себе человек может собрать волю в кулак и энергично выступить перед большой аудиторией – особенно если от этого будет зависеть его карьера. Гораздо сложнее не изменить способ реагирования в единичной ситуации, а «перезагрузить» систему в целом. Во многом только от человека зависит, захочет ли он что-то менять в себе.

Самый простой способ понять, в какую сторону перестраиваться: смотреть, как люди вокруг вас реагируют на те же ситуации, которые случаются с вами. Подойдет и персонаж из книги или сериала, который вам симпатичен. Представьте, как бы он на вашем месте отреагировал на хамство начальника – промолчал, отшутился или постоял бы за себя? Пытайтесь действовать так же. Опять же, сначала вам надо будет контролировать себя, потом это войдет в привычку. Главное – тренируйтесь, и у вас получится!

Бонус: упражнение «Холерик»

Как мы уже писали, темперамент изменить нельзя, он является вашей «заводской настройкой». Несмотря на это, если вы хотите быть более бодрым и выполнять задачи быстрее, попробуйте практиковать этот комплекс упражнений. Он включает в себя изменение привычек, которые повлияют на вашу манеру поведения.

  • Говорите энергичнее. Обратите внимание на вашу манеру говорить. Сделайте речь более громкой и эмоционально насыщенной (тараторить при этом не нужно). Меньше анализируйте слова и вкладывайте в них больше эмоций.
  • Жестикулируйте. Добейтесь, чтобы ваши движения выглядели более выразительными. Потренируйтесь перед зеркалом, если нужно.
  • Задействуйте мимику. Улыбайтесь, поднимайте брови, хмурьтесь. Позвольте языку тела говорить за вас.
  • Измените походку. Двигайтесь энергичнее и быстрее. Не неситесь на всей скорости, просто шагайте бодрее и увереннее.
  • Думайте быстро. Это нелегко, особенно для флегматиков и меланхоликов, которым требуется время на раздумья и которые не уверены в конечном решении. Просто попробуйте не размышлять долго над несущественными делами, и вы почувствуете, как многое становится проще.
  • Делайте сразу. Долой прокрастинацию: не откладывайте мелкие задачи, а выполняйте их как можно скорее, в идеале – в сию же минуту. Отправьте коллеге то письмо, которое он ждет с утра, полейте цветы, позвоните клиенту – и ваши мысли будут свободны от назойливых дел.

Возьмите за привычку выполнять эти советы каждый день, и вы увидите, как становитесь увереннее в себе.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Полезные советы Саморазвитие Темперамент Типы характеров Экстраверсия/интроверсия


Можно ли изменить свой темперамент?

Темперамент является одной из самых интересных и изученных в психологии особенностей человеческой психики. Темперамент не определяется как плохой или хороший, но люди задаются вопросом о том, как изменить темперамент, если его особенности не нравятся.

Что такое темперамент

Учение о темпераментах зародилось в период Античности и дополнялось по ходу развития человеческой цивилизации.

Темперамент – стойкая индивидуальная совокупность психофизиологических качеств личности, проявляющаяся в поведении и деятельности.

Темперамент определяет:

  • темп мышления и восприятия,
  • концентрацию внимания,
  • эмоциональность,
  • восприимчивость,
  • силу воли,
  • легкость смены рода занятий,
  • ритм и продолжительность активности,
  • локус контроля и прочие особенности индивидуальности.

Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Темперамент предопределен типом высшей нервной деятельности, врожденными особенностями. Физиология мозга обуславливает психику, особенности темперамента.

Совокупность характеристик нервной системы порождает один из четырех типов высшей нервной деятельности:

  1. неуравновешенный сильный тип — холерик,
  2. уравновешенный подвижный сильный — сангвиник,
  3. уравновешенный инертный сильный — флегматик,
  4. слабый тип — меланхолик.

У темперамента есть позитивные и негативные особенности. Обычно у людей смешанный тип темперамента, с преобладанием одного типа.

Например, если человек на 45% меланхолик, 25% флегматик, 20% сангвиник, 10% холерик, то говорят что у него меланхолический темперамент.

Данные от рождения качества дополняются приобретенными в процессе воспитания и развития особенностями характера и формируют индивидуальность личности.

Характеристика типов темперамента

Каждый индивид уникален, втиснуть его в рамки той или иной типологии и классификации нельзя. В нестандартных ситуациях личность проявляется по-разному.

Спокойный флегматик бывает гневным и агрессивным, осторожный меланхолик совершает безумный поступок, легкомысленный сангвиник становится ответственным, холерик впадает в уныние.

Определение темперамента – первый шаг к познанию врожденных особенностей психики. Преобладающий тип темперамента определяется самостоятельно путем ознакомления с характеристиками четырех темпераментов.

Психодиагностические методики позволяют определить тип темперамента человека. Например, тест на темперамент «Личностный опросник» Г. Айзенка.

Типы темперамента и их характеристика:

  1. Меланхолик.

Положительные особенности:

  • чувствительность,
  • эмоциональность,
  • интуитивность,
  • отзывчивость,
  • не конфликтность,
  • альтруистичность,
  • ответственность,
  • осторожность,
  • внимательность,
  • скромность.

Отрицательные особенности: тревожность, мнительность, ранимость, пассивность, замкнутость, боязливость.

  1. Флегматик.

Положительные особенности:

  • спокойствие,
  • уравновешенность,
  • эмоциональная устойчивость,
  • целеустремленность,
  • трудолюбие,
  • надежность,
  • организованность,
  • верность,
  • рациональность.

Отрицательные особенности: медлительность, замкнутость, неразговорчивость, безынициативность, безразличие, цинизм.

  1. Холерик.

Положительные особенности:

  • активность,
  • энергичность,
  • инициативность,
  • сила воли,
  • выносливость,
  • работоспособность,
  • страстность,
  • выразительность и яркость чувств, речи, мимики.

Отрицательные особенности: неуравновешенность, порывистость, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, бесконтрольность, конфликтность.

  1. Сангвиник.

Положительные особенности:

  • оптимизм,
  • общительность,
  • активность,
  • артистичность,
  • обаяние,
  • креативность,
  • подвижность,
  • веселость,
  • богатство мимики и жестов,
  • легкость восприятия жизни.

Отрицательные особенности: безответственность, легкомыслие, непостоянство, инфантильность, поверхностность.

Тип темперамента остается неизменным, в незначительной степени преобразовываясь в процессе жизнедеятельности.

Человек развивает положительные черты темперамента и учится компенсировать отрицательные, но сменить тип темперамента нельзя.

Меланхолик не превратится в холерика, но может развить в себе некоторые черты холерического темперамента.

Постоянство негативных особенностей темперамента корректируется, когда личность развивается, воспитывается характер, вырабатываются необходимые навыки и умения.

Коррекция темперамента

Работая над собой, индивид может достичь много, измениться, вырасти как личность.

В жизни человеку случается сожалеть о нехватке той или иной особенности темперамента. Как изменить темперамент так, чтобы научиться в определенной ситуации реагировать непривычным образом, а в остальном оставаться собой?

Нужно ценить и любить индивидуальность, а не стремиться к идеальности или нормальности. Но для адаптации в социуме, улучшения межличностных отношений и достижения поставленных целей, нужно развивать недостающие качества, черты, формировать навыки и привычки.

Этапы самостоятельной коррекции темперамента:

  1. Определение темперамента. Провести диагностику типа темперамента, отметить отрицательные и положительные стороны. Обозначить те из них, которые нуждаются в коррекции. Так как врожденные качества изменить нельзя, задуматься над тем, какие черты и навыки развить, чтобы гармонизировать психику.

Например, присущую меланхоликам застенчивость компенсировать, обучившись навыкам общения.

  1. Подумать, нужны ли изменения и просчитать их возможные последствия. Помимо желаемых результатов, предположить возможные негативные последствия изменения личности.

К примеру, если холерик научится быть уравновешенным, не станет ли жизнь казаться ему скучной без проявления ярких эмоций?

  1. Целеполагание. Сформулировать цель работы над собой, обозначить сроки, способы и средства ее достижения. Определить признаки достижения цели.

К примеру, сангвиник учится доводить начатое дело до конца  и ставит такую цель. Находит задания, которые нужно выполнить в конкретный, продолжительный по времени срок. Затем узнает, что для этого потребуется и определяется, что если сумеет довести начатые дела до конца, цель достигнута.

  1. Определение ресурсов. Найти подходящие обучающие и развивающие методики, упражнения, курсы, психологические тренинги. Прочитать советующую литературу, посмотреть фильмы. Найти другие средства и способы, помогающие достичь цели.
  2. Начать запланированную работу над собой, отмечать успехи и достигнутые результаты.

С проблемой корректировки негативных качеств темперамента обращаются к психологу, который проконсультирует, поможет разобраться в себе и при необходимости разработает индивидуальную психокоррекционную программу.

Важно помнить, что человеку не обязательно «ломать» себя, чтобы быть успешным и счастливым, можно подобрать подходящую для себя сферу деятельности и круг общения.

Темперамент: что это такое и почему это важно

Темперамент: что это такое?

Темперамент — это то, как дети реагируют на мир.

Вы можете судить о темпераменте вашего ребенка с точки зрения того, насколько много или мало он проявляет этих трех качеств:

  • Реактивность: это то, насколько сильно дети реагируют на такие вещи, как захватывающие события или нежелание добиваться своего. Реактивные дети склонны сильно чувствовать вещи.
  • Саморегуляция: насколько дети могут контролировать свое поведение, в том числе то, как они выражают свои чувства. Также важно, насколько дети могут контролировать свое внимание и насколько они настойчивы.
  • Общительность: так комфортно чувствуют себя дети, когда знакомятся с новыми людьми или получают новый опыт.

Дети рождаются со своим темпераментом, и вы, вероятно, могли описать темперамент вашего ребенка с тех пор, как он был младенцем. Например, «Джейд очень покладистая» или «Лука любит рутину».

Различия в темпераментах объясняют, почему ваши дети могут сильно отличаться друг от друга. Например, ваши дети могут быть более или менее реактивными, более или менее саморегулирующимися и более или менее общительными.

Адаптация вашего воспитания к темпераменту вашего ребенка

Вы не можете изменить темперамент вашего ребенка. Ваш ребенок такой, какой он есть, и это здорово.

Но вы можете способствовать развитию своего ребенка, адаптируя свое воспитание к темпераменту вашего ребенка . Вы можете помочь своему ребенку развить положительные стороны его темперамента. И вы можете понять ситуации, которые вашему ребенку могут показаться трудными из-за его темперамента, и помочь ему научиться справляться с такими ситуациями.

Вот несколько идей, как адаптировать воспитание к темпераменту вашего ребенка.

Воспитание более и менее реактивных темпераментов

Более реактивный
Если у вас очень реактивный ребенок, ваш ребенок, вероятно, будет очень веселиться, когда происходит что-то хорошее. Но ваш ребенок также может быть громким и драматичным, когда он чем-то недоволен, например, не добивается своего. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться реагировать более спокойно, например, расслабляясь и используя слова для выражения гнева.

Реактивные дети часто также очень физически активны и им может потребоваться много времени на свежем воздухе. Вы можете помочь своему ребенку развиваться, поощряя его, например, пробовать новые виды спорта. Но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы успокоиться, поэтому отдых перед сном может быть хорошей идеей.

Менее реактивный
С менее реактивным ребенком обычно легко ладить, но он может быть менее напористым. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться постоять за себя. Например, если вы заметили ситуации, в которых ваш ребенок мог бы быть более настойчивым, вы можете научить его по-другому справляться с такими ситуациями.

Также важно следить за тем, чтобы менее реактивные дети не оставались за рамками семейных дискуссий. Например: «Харпер, ты мало что сказала. Вы довольны таким выбором фильма?»

Дети, которые менее реактивны, также могут быть менее физически активными . Вашему менее активному ребенку больше всего понравится множество возможностей использовать свои навыки мелкой моторики, например, заниматься рукоделием или рисовать. Но вам, возможно, придется поощрять физическую активность. Например, сходите в парк, чтобы собрать листья для коллажа. Или убедитесь, что вы оба идете в библиотеку, если можете, вместо того, чтобы ехать за рулем.

Воспитание людей с более или менее саморегулирующимся темпераментом

Более саморегулирующийся
Дети, которым легче контролировать себя, хорошо сохраняют спокойствие, когда испытывают такие эмоции, как разочарование или волнение. Они могут быстрее успокоиться после чего-то захватывающего или расстраивающего, и они менее импульсивны.

Ребенок, который очень саморегулируется, также может лучше управлять своим вниманием. Например, они могут продолжать что-то делать, пока это не станет правильным. Они также могут хорошо справляться с неудачами и выполнять такие задачи, как домашняя работа, без особого надзора. Но они могут быть немного перфекционистами, поэтому убедитесь, что они знают, что делать ошибки — это нормально.

Менее самостоятельный
Если вашему ребенку трудно контролировать свое внимание, ему потребуется много поощрения, чтобы продолжать выполнять сложные задачи. Эти дети могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Они также могут быть очень творческими. Чтобы помочь ребенку сосредоточиться, вы можете попробовать вознаградить его или развлечь, используя игры и творческие занятия.

Воспитание более и менее общительного темперамента

Более общительный
Если вашему ребенку 9 лет0010 очень общительны , им нравится быть среди других людей, играть на свиданиях и заниматься групповыми делами. Но вам не нужно постоянно организовывать игры и занятия для вашего ребенка, потому что для вашего ребенка также важно научиться занимать себя.

Дети с более общительным темпераментом также обычно очень легко адаптируются и легко справляются с изменениями в распорядке дня. Замечательно, если вы можете подарить своему легко адаптирующемуся ребенку много новых впечатлений, но убедитесь, что ваш ребенок по-прежнему проводит с вами время один на один.

Менее общительный
Если ваш ребенок не очень общительный, он, вероятно, довольно хорошо играет сам по себе и, возможно, не нуждается в помощи, чтобы найти себе занятие. Но вам, возможно, придется помочь этому ребенку завести друзей. Если ваш ребенок не чувствует себя комфортно в компании или на вечеринках, например, вы можете попробовать пригласить одного или двух друзей на свидание к вам домой или в парк.

Если ваш менее общительный ребенок плохо адаптируется , ему понравится регулярный распорядок, и он может не справиться с изменениями. Это может облегчить вам планирование вещей в соответствии с распорядком дня вашего ребенка, но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы справиться с изменениями или переходами.

Темперамент вашего ребенка может отличаться от вашего. Некоторые родители считают, что легче понять и заботиться о ребенке, чей темперамент похож на их собственный. Например, если вам нравится предсказуемость, вам может быть легко ухаживать за ребенком, который нуждается в регулярном сне. Но если вам нравится иметь возможность делать что-то в любое время, вам может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что ваш ребенок любит рутину.

Как может измениться темперамент

Темперамент вашего ребенка может измениться по мере взросления. Это происходит потому, что опыт вашего ребенка влияет на то, как он ведет себя в различных ситуациях.

Например, ребенок, который раньше был очень рассеянным в школе, может стать взрослым, способным хорошо концентрироваться на деловых встречах. Это может быть связано с тем, что у них появилось больше мотивации по мере взросления, или потому, что они научились управлять своим отвлечением.

Можете ли вы изменить свою личность?

Личность – это непрерывный ряд успешных жестов .

—Ф. Скотт Фицджеральд.

Личность определяет нас и то, как мы взаимодействуем с миром. Хотя существуют разные теории о том, что такое личность на самом деле и как формируются наши основные личностные черты, общее мнение состоит в том, что личность формируется в результате раннего жизненного опыта и имеет тенденцию оставаться стабильной с течением времени. Согласно наиболее широко принятой модели личности, существует пять основных параметров личности, которые определяют нас как личности. Каждая из черт «большой пятерки» — открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм — имеет группу связанных черт, которые формируют наши эмоции и поведение в самых разных ситуациях.

Черты характера, которыми мы обладаем во взрослом возрасте, как правило, вырастают из темперамента, который был у нас в младенчестве и раннем детстве. Как и в «большой пятерке» факторов взрослой личности, существуют различные виды темперамента, которые, по-видимому, возникают в результате взаимодействия между нашей генетикой и воспитанием, которое мы получаем в детстве. Различия в темпераменте также могут влиять на то, как воспитатели обращаются с детьми и с детьми их возраста. Это может привести к тому, что дети получат жизненный опыт, который может усилить ранние различия в темпераменте и заложить характер личности, который у них будет во взрослом возрасте. Это также может привести к развитию у них дисфункциональных моделей личности, которые могут перерасти в полноценные расстройства личности в более позднем возрасте.

Тем не менее, изменения личности все еще могут происходить в зависимости от нового жизненного опыта. Люди, которые пережили серьезную эмоциональную травму или события, изменившие жизнь, также могут испытывать значительные изменения личности. Даже социальные роли, которые мы берем на себя, могут изменить личность. Родители-новички или люди, вложившие значительные средства в новую работу, могут обнаружить, что становятся более сознательными, поскольку их новые обязанности заставляют их изменить то, как они думают, чувствуют и ведут себя в целом.

Люди в новых романтических отношениях могут обнаружить, что становятся более сознательными в отношении благополучия своих партнеров по мере того, как меняется их взгляд на мир. По мере того, как меняется наша жизнь, меняется и наша личность.

Если уж на то пошло, просто старение может означать значительные изменения личности. По мере того, как мы становимся более зрелыми, мы (обычно) становимся более приятными, сознательными и развиваем большую эмоциональную стабильность. По мере того, как мы чувствуем себя более комфортно, наша личность также может измениться, чтобы соответствовать тому, как мы себя видим. Имея это в виду, многие различные методы лечения, направленные на борьбу с расстройствами личности, такими как антисоциальное или истерическое расстройство личности, обычно включают обучение пациентов тому, как изменить деструктивные модели личности. Эти личностные модели часто чрезвычайно трудно изменить, но это может зависеть от того, насколько мотивированы люди.

Но действительно ли большинство людей хотят, чтобы изменили свою личность? Хотя мы склонны восхищаться людьми, которые более экстравертны или сознательны, чем мы, многие ли из нас действительно готовы приложить усилия, чтобы внести долгосрочные изменения, которые могут изменить черты личности? Согласно недавнему исследованию психологов из Университета Иллинойса, большинство людей недовольны своей личностью и хотят измениться в более позитивном направлении. По каждому из личностных факторов «Большой пятерки» только 13% сообщили, что удовлетворены собой такими, какие они есть.

Что касается того, действительно ли люди могут изменять свои личностные черты, то доказательства несколько более противоречивы. Хотя многие люди пытаются изменить свою личность либо с помощью консультаций, либо путем разработки собственной программы самосовершенствования (например, посещая курсы публичных выступлений, чтобы стать более общительными и общительными), до сих пор остается спорным вопрос, насколько эффективны эти подходы в долгосрочной перспективе. Имея это в виду, Натан Хадсон и Р. Крис Фрэйли из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн провели исследование, чтобы выяснить, могут ли испытуемые изменить измеримые аспекты своей личности.

Их исследование, недавно опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , включало два эксперимента с участием взрослых, набранных из вводного класса психологии. В первом эксперименте 135 участникам сказали, что они участвуют в «исследовании личности», которое длилось шесть недель.

В начале исследования каждому участнику рассказали о личностных факторах «Большой пятерки» и оценили себя по каждому фактору, используя форму онлайн-рейтинга на веб-сайте исследования. Затем их попросили решить, сколько личностных качеств они хотели бы изменить в ходе исследования. В некоторых случаях это включало в себя придумывание различных способов достижения этого изменения: половина участников группы по изменению личности также приняли участие в «плане изменения», в котором их попросили выполнить краткое письменное задание, спрашивая: « Как бы это выглядело, если бы вы достигли желаемых изменений?»

На еженедельных занятиях им напоминали об их цели и выполняли дополнительные письменные задания для измерения их прогресса. Половину участников исследования поместили в контрольное состояние, и им просто дали обратную связь о своей личности и выполнили задания в том, что означают результаты.

Во втором эксперименте с таким же количеством участников Хадсон и Робертс повторили свой первый эксперимент, но сосредоточились на изменениях в повседневном поведении, которые были связаны с чертами личности, которые участники хотели изменить. Они также использовали более комплексные меры оценки личности, чтобы усилить процесс изменения личности.

Исследователи обнаружили, что участники смогли добиться значительных изменений личности в течение обоих 16-недельных исследований. Например, люди, которые хотели стать более экстравертными, к концу периода исследования оказались более экстравертными. Наряду с изменениями в том, как они реагировали на тестирование личности, они также сообщали о значительных изменениях в своем повседневном поведении, которые соответствовали изменениям личности, которые они хотели произвести. Например, люди, которые к концу исследования описывали себя как более экстравертных, также сообщали о том, что им легче взаимодействовать с другими людьми и заниматься повседневными делами, которые соответствовали их более экстравертному характеру.

Тем не менее, даже при использовании комплексных планов изменений и еженедельных сеансов повышения уровня фактическое изменение личности было в лучшем случае скромным. Несмотря на рекомендации исследователей, шестнадцати недель, вероятно, было недостаточно для того, чтобы произошли всесторонние изменения личности. Тем не менее, как отмечают исследователи, изменение моделей мышления, чувств и поведения может в конечном итоге привести к необратимым изменениям в различных чертах личности. Одна из возможных причин такого рода изменений личности заключается в том, что люди часто меняют и саму свою социальную идентичность, в том числе то, как они видят себя. Другими словами, люди, которые видят себя действующие более экстравертные могут в результате начать считать себя более экстравертными.

О чем говорят эти результаты? В течение жизни мы часто становимся более приятными и добросовестными из-за большей эмоциональной зрелости. Является ли это просто естественной частью старения или наша личность меняется, потому что мы работаем над тем, чтобы стать более приятными и сознательными? Признание того, что личность можно изменить, может привести к более эффективному лечению людей с проблемами личности, а также тех, кто сопротивляется изменениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *