Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мягкие согласные какие буквы: Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (с таблицей)

Содержание

  • 1 Деление согласных по мягкости
  • 2 Твердые согласные
  • 3 Мягкие согласные

 

В русском языке каждая буква (кроме морфем «ь» и «ъ») обозначает гласный или согласный звук.

Согласные звуки — это те, при произношении которых воздух в речевом аппарате встречает препятствие, из-за чего звук состоит из шума и голоса, либо только из шума. В русском есть 37 согласных звуков и 21 буква для их письменного обозначения.

По специфике произношения согласные звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Деление согласных по мягкости

Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Здесь, для наглядности, они расположены в виде таблицы:

 

Классификация звуковЗвукиПримеры с фонетическим разбором
Могут быть и твердыми, и мягкими[б, б’]

[в, в’]

[г, г’]

[д, д’]

[з, з’]

[к, к’]

[л, л’]

[м, м’]

[н, н’]

[п, п’]

[р, р’]

[с, с’]

[т, т’]

[ф, ф’]

[х, х’]

бублик [бубл’ик], белый [б’элый’]

вода [вада], ветер [в’эт’ир]

голубь [голуп’], герой [г’эрай’]

длинный [дл’ин:ый’], дюшес [д’ушэс]

коза [каза], зефир [з’иф’ир]

окно [акно], кизил [к’из’ил]

локон [локан], лед [л’от]

муха [муха], мечеть [м’ич’эт’]

нос [нос], нерест [н’эр’ист]

поднос [паднос], печенье [п’ич’ин’й’э]

рост [рост], рябина [р’иб’ина]

стекло [ст’икло], сюрреализм [с’ур’:иал’изм]

тупик [туп’ик], тянуть [т’инут’]

фокус [фокус], филин [ф’ил’ин]

хорек [хар’ок], херес [х’эр’ис]

Всегда твердые[ж], [ш], [ц]житель [жыт’ил’], швея [шв’ий’а], церковь [цэркаф’]
Всегда мягкие[й’], [ч’], [щ’]койот [кой’ат], человек [ч’илав’эк], щебень [щ’иб’эн’]

 

Твердые согласные

Твердыми становятся согласные, которые расположены перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э»:

  • каштан [каштан], дорога [дарага], трава [трава], каша [каша], фантазия [фан’таз’ий’а];
  • корона [карона], Тора [тора], горб [горп], солнце [сонцэ], лоск [лоск];
  • буря [бур’а], пустыня [пустын’а], мудрость [мудраст’], рутина [рут’ина], шуба [шуба];
  • пыль [пыл’], мыться [мыц:а], рысь [рыс’], быль [был’], зыркать [зыркат’];
  • мэрия [мэр’ий’а], каратэ [каратэ], фэнтези [фэн’т’из’и].

Также есть три твердых согласных звука, которые не зависят от соседних гласных или других факторов, всегда оставаясь твердыми: [ж], [ш], [ц].

Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.

Важно запомнить: твердые согласные «ж», «ш», «ц», а также согласные, стоящие перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» не должны смягчаться при произношении. Если возникают малейшие сомнения о том, как правильно произнести слово — стоит провести его фонетический разбор и удостовериться в твердости или мягкости согласного звука.

Мягкие согласные

Согласные буквы начинают обозначать мягкие звуки в словах, в которых они расположены перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» либо графемы «ь»:

  • кремень [кр’эм’ин’], телевизор [т’ил’ив’изар], мелочь [м’элач’], шелест [шэл’ист], феникс [ф’эн’икс];
  • стажёр [стаж’ор], перекочёвывать [п’ир’икач’овыват’], решётка [р’иш’этка], новорождённый [наварошт’ин:ый’];
  • кино [к’ино], литература [л’ит’иратура], шиллинг [ш’ыл:инк], орбита [арб’ита], вино [в’ино];
  • клюв [кл’уф], брюхо [бр’уха], индюк [ин’д’ук], резюме [р’из’ум’э], сюртук [с’уртук];
  • мякоть [м’акат’], вафля [вафл’а], шляпа [шл’апа], ветряк [в’итр’ак], десять [д’эс’ит];
  • рьяно [р’й’ана], бадьян [бад’й’ан], картофель [картоф’ил’], оземь [оз’им’], пустошь [пусташ’].

Звуки [й’], [ч’], [щ’], как было упомянуто в таблице, будут мягкими всегда.

 

 

Урок на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

 

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

—   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 — обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра  «Беговые дорожки», раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.

 

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Прочитаем стихотворение

Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

 

— Найдите главное слово.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.

   Я тетрадочку открою 
   И как надо положу.
  Я от вас, друзья, не скрою: 
  Ручку я вот так держу. 
  Сяду прямо, не согнусь, 
  За работу я возьмусь.

—  Запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2)

— Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

—  Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

— Какую цель поставим перед письмом?

Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Оцените свою работу (!,+, -)

 

1 Чтение слов (слайд 3)

Наум, Нина, Нора, Нюра

— Что общего в этих словах?

— Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?  (твёрдые и мягкие)

-Сегодня на уроке проведём небольшое  исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

3. Самоопределение к деятельности

А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )

Зовут их Бим и Бом. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания.  Вслушайтесь внимательно.

—  Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)

— Какой это звук твёрдый или мягкий?

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что  начинается на мягкий согласный звук.

— А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.

— Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)

— Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)

 О том, какие фокусы происходят в русском  языке, вы узнаете из небольшой сказки.

Живёт в стране Грамматика  ещё  известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол  Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

— Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.

— Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)

— Вы догадались, кто из них Бом, а кто Бим?(по цвету) Почему?

— Какие гласные они выбирают?

 

III. Формулировка темы и цели урока

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)

— Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)

IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

1Сравнение слов в парах(слайд 6)

Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?

нос – нёс

мал – мял

пар – пир

кот – кит

Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)

А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)

— Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)

-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)

Вывод

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и  мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)

2. Чтение правила на стр 121

А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.

 

V. Первичное закрепление

 

3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

— Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые  и мягкие согласные на слух

Игра «Беговые дорожки»

Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается  с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.

Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,

— Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)

4. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сели.

 

V. Закрепление материала

1. Устно, комментируя . Упр. 192.

— Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?

— Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?

— Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?

— Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?

 

2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.

Давайте вспомним,  каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?

— Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.

3. Физкультминутка для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.

4. Самостоятельная работа упр.  123 и 124 по рабочей тетради

— упр. 123 записать гласные, которые смягчают.

— упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.

Оцените свою работу по  шкале.

 

5. Для закрепления выполним работу в паре

Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Биму, а другое  — Бому.

Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале

VI. Итог урока

 

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

— Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)

-Какую роль играет Ь в словах?

VII. Рефлексия.

Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначьте начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)

Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)

Оцените свою активность на уроке. (показ на ладони)

Оценивание ладонью

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

— Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами

 У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.

 А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.

 

VI. Домашнее задание

Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. — всем

У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно  

 

 

 

 

Чешское произношение мягких согласных

Чешское произношение мягких согласных


А сайт, который поможет вам выучить чешский язык.

главная страница    ссылки    о мы    наши команда    контакт  
  произношение  
      ./../images/graphics/tbbg-blue15.gif»>  

Поиск этот сайт:


Визит наш дочерний сайт по адресу myczechrepublic.com

 

Чехия мягкие согласные обозначаются маленькой буквой «v» над ними ( hek ).

Нажмите на любое чешское слово, чтобы услышать, как оно произносится. Размер звуковых файлов колеблется от 22 КБ до 41 КБ, чтобы обеспечить хорошее качество звука. Это загрузка каждого файла может занять несколько секунд.

ирафа — жираф ика — конус

ока — чечевица/линза

тука — карандаш мой — мышь

уитель — учитель

ивот — жизнь кола — школа

про — почему

   
эка — река    
куэ — курица    
нетто — племянница    

Теряет hek , когда за ним следует «» или «я»

Теряет hek , когда за
следует «» или «я»

Теряет hek , когда за ним следует «» или «я»
тэ — сейчас рту — ртуть тыс. — лошадь
дкуджи — спасибо кот — котенок нкдо — кто-то
дивадло — театр тиск — нажать никдо — никто

Слушай ко всем словам в Real Audio

Пожалуйста, дайте нам знать, если у вас проблемы с загрузкой и воспроизведением звуковых файлов.


Все аудиофайлы © Local Lingo L.L.C.

 
    ./../images/graphics/tbbg-blue15.gif»>  
© 1998-2018 Местный Линго с.р.о.

Мягкие согласные и немые буквы Фонетика Рабочие листы | soft c soft g kn gn wr

Ищете занимательные и практические рабочие листы с мягкими согласными и немыми буквами, которые помогут вам научиться фонетике?  В этот пакет входит более 50 фонических листов для тренировки сочетания, расшифровки и правописания слов с мягкими согласными (мягкая c и мягкая g), а также немыми буквами (kn, gn, wr).

Практикуйте мягкие звуки c и g и модели беззвучных букв со своими учащимися в условиях целой группы или небольшой группы с помощью этих интерактивных рабочих листов по фонетике. С ними легко работать первоклассникам или второклассникам как в центральной группе, так и самостоятельно.

Вот что вы получите:

  • Более 50 рабочих листов с буквами c и g и Silent Letters, включая:
    • 5 практических страниц – по 1 для каждого шаблона
    • 7 Вырезать и вставить — сортировка по рисунку
    • 8 Цвет по звуку
    • 6 Сортировать по цвету
    • 6 Напишите пропущенное слово
    • 8 Чтение и рисование
    • 8 Раскрась, создай и напиши
    • 3 мини-книги — Soft c, Soft g и Silent Letters (по 1 странице для каждого звука)

Эти рабочие листы не являются обычными скучными рабочими листами. Вашим ученикам понравится практиковать немые буквы или мягкие слова c и g с помощью этих увлекательных и интерактивных рабочих листов. Каждый рабочий лист был разработан, чтобы добавить тренировку мелкой моторики, использование манипуляций и визуальное различение, чтобы помочь вашим учащимся практиковать различные фонетические навыки и навыки фонематического восприятия. Посмотрите, как я использую некоторые из этих действий с рабочими листами здесь.

Все эти безмолвные буквы, а также рабочие листы soft c и soft g phonics поставляются с печатными инструкциями  с изображениями в действии, а также ключом ответа.

Просто распечатайте и вперед! Разнообразие этих  рабочих листов без предварительной подготовки  позволяет вам использовать их в течение года, чтобы постоянно проверять свои фонетические навыки. Вы также можете использовать эти рабочие листы для создания игр с папками с файлами или заламинировать их маркером для повторного использования.

⭐️ Соберите комплект и сохраните, чтобы получить скидку ⭐️

Получите все рабочие листы по акустике в одном мега-пакете здесь, чтобы сэкономить 30% , 10 центральных занятий,  ПЛЮС 3 недели планов уроков , опорные таблицы, оценки и многое другое

Эти рабочие листы являются частью учебной программы SFK по акустике для первого класса – комплекта, рассчитанного на  лет и рассчитанного на год  , который включает в себя планы уроков, разминки по фонематическому восприятию, центры, рабочие листы, оценки, учебные пособия, опорные диаграммы и многое другое! Узнайте больше об учебной программе Phonics здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *