Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мышление роста: Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно — Сноб

Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно — Сноб

«Мысли формируют реальность» — это выражение стало чрезвычайно растиражированным и, как следствие, практически потеряло свой первоначальный смысл. Что эта установка означает на практике, как мышление влияет на нашу жизнь, в чем заключается природа и механизм действия человеческой мотивации, почему нужно постоянно развивать свои знания и навыки и как перестать бояться неудач, рассказывает Андрей Осокин, преподаватель «Нетологии», директор по маркетингу маркетплейса СберМегаМаркет

4 июня 2021 9:05

Фото: Samuel Scrimshaw/ Unsplash

О концепции Growth Mindset

Профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк одной из первых в мире начала изучать мотивационный компонент человеческого сознания. На лекциях, которые она проводила во многих ведущих университетах, Кэрол рассказывала о психологии развития. То, что мышление определяет нашу жизнь, — давно известный факт. Но до Дуэк ни один видный психолог не рассматривал типичные речи профессиональных лайф-коучей (в стиле «Действуй, ты сможешь!») в качестве объекта исследования. Она задалась вопросом: действительно ли мотивацией можно управлять, и если да, то как? Так зародилась концепция Growth Mindset, или мышления роста. Это особый взгляд на мир, в соответствии с которым все происходящее — не угроза, а возможности для развития, и поражение — всего лишь очередная ступенька к прогрессу, а не повод заниматься самокопанием. Growth Mindset также предполагает непрерывное образование или life-long learning. Идея в том, что жизнь и успех не предопределены стартовыми условиями. У каждого человека есть возможность освоить любые навыки — правда, до определенной степени, в зависимости от базовых характеристик. Например, если по вашим ушам «прошелся медведь», это не значит, что музыкальный слух развить не получится. Пласидо Доминго вам не стать, но музыкантом среднего уровня или звездой караоке — вполне.

В соответствии с концепцией Growth Mindset людей условно можно разделить на тех, кто привык к самообучению, и тех, кто считает, что все качества «даруются» природой. Люди с «фиксированным» мышлением боятся неудач как огня, поэтому используют только известные и надежные способы решения проблем. Отсюда и нежелание брать на себя ответственность за новые задачи — они попросту не хотят бросать вызов собственной компетентности. В то же время люди с гибким мышлением всегда готовы к поражениям, открыты для поиска новых решений и ради собственного развития готовы выйти из зоны комфорта.

Почему мышление роста работает

Команда исследователей под руководством Кэрол Дуэк провела множество экспериментов в поддержку концепции Growth Mindset. В одном из них она разделила 400 детей на две группы и попросила их собрать простые головоломки. Одну группу хвалили только за достижение цели, а вторую — за старания. В группе, где детям прививали ценность результата, укреплялось фиксированное мышление: они получали удовлетворение только от итога, а не от самого процесса, и на следующем этапе выбирали головоломку попроще.

В другой группе, где детей хвалили за старание, формировалось гибкое мышление, они не останавливались на достигнутом, брались за более сложные задачи и пытались найти новые способы их решения. Это и есть мышление роста, которое движет нашим развитием.

Фото: Mark Fletcher-Brown/ Unsplash

Как культивировать в себе мышление роста и постоянно развиваться

  • Мозг любит тренировки. Но развиваться в одной области недостаточно, нужно постоянно бросать себе вызовы в новых направлениях. Из собственной жизненной практики и наблюдений за известными людьми я приметил одну интересную особенность: большинство выдающихся личностей развиты всесторонне. Знаменитый финансист оказывается знатоком астрофизики и геологии, а выдающийся ученый — ценителем искусства и музыки.

    Если постоянно насыщать свой мозг знаниями из различных областей, то он будет находить нестандартные решения проблем. В результате мышление становится не просто гибким — появляется творческий подход к делу. Это и есть основа новаторства — возможность смотреть на проблему с другого ракурса, недоступного людям с фиксированным мышлением.

  • Будьте открыты новому опыту. На рассвете карьеры, когда я менял место работы, старался не выбирать вакансии с перечнем компетенций, которыми я уже владею, потому что осознавал пагубность профессионального застоя. Меня привлекали уникальные случаи и условия работы, которые бросали мне вызов. Так я ушел в digital, когда понял, что за ним будущее и что это очень интересно. У меня не было знаний и опыта, но я бросил все и пошел учиться с нуля.

    Не бойтесь новизны, приветствуйте ее в вашей жизни. Будьте открыты не только к экспериментам, но и к здоровой критике. Если вы полюбите сам процесс поиска решения, то не будете стремиться к самоутверждению за счет одобрения со стороны общества. Например, вы побежите марафон прежде всего потому, что получаете удовольствие от процесса, а не ради лайков в Инстаграме.

  • Анализируйте свои мысли и действия. Фиксируйте свои эмоции через размышления или личный дневник. Так вы сможете контролировать свои чувства, а не идти у них на поводу. Учитывайте прошлые ошибки и не превращайте их в трагедию, которая приводит к тупиковой ситуации. Делайте выводы, но не зацикливайтесь на собственной оплошности.

  • Формируйте положительные привычки. Приведу простой пример с диетой: человек может похудеть за месяц и достичь желаемого результата. Но без привычки закрепить его не получится — встав на весы и удовлетворив свое эго, он отправится устраивать пир в ближайшем заведении фастфуда. У вас должна быть изначально позитивная установка и явный интерес к новому знанию, а привычка — хорошее подспорье для развития дисциплины. 

  • Делайте и ошибайтесь. Вы можете регулярно слушать мотивационные речи и хвалить себя за старые результаты, а можете трудиться, экспериментировать и двигаться дальше. Работоспособность — основа любой мотивации. Недостаточно просто верить в то, что все получится, — необходимо именно пробовать варианты на практике. Важно понимать, что мышление роста можно привить — это не абстрактная категория или врожденное свойство.

  • Выступайте на конференциях и читайте лекции. Трансляция своих знаний помогает постоянно развиваться и не останавливаться на достигнутом. Если вы начнете делиться опытом с другими, то заметите положительный эффект для себя — вся информация в уме станет структурированной и ясной. Именно поэтому я стараюсь найти время для преподавания — сейчас я веду курс «Директор по интернет-маркетингу» в «Нетологии».

Фото: Sigmund/ Unsplash

Каким специалистам не обойтись без гибкого мышления

В условиях современной экономики почти каждая отрасль  интенсивно развивается. Адаптация стала важнейшим качеством любого специалиста. Яркие примеры — IT и маркетинг. Программист, как и маркетолог, не может остановиться в развитии — он должен осваивать новые технологии, софт и методики решения задач. Меняются тренды, и человеку необходимо идти в ногу со временем. Мышление роста не только является фундаментом для саморазвития в бурно растущих отраслях, но и помогает адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Руководителям стоит прививать гибкость в решении проблем еще на этапе создания бизнеса — это позволяет команде быстро адаптироваться в критических условиях, например, в период пандемии и режима самоизоляции. Вместо бездумной расстановки ежедневных задач, порождающей рутину и выгорание, лучше всего держать обратную связь с сотрудниками, вовлекать их в контекст новой задачи и просить предложить возможные решения. Совместный поиск вариантов гораздо эффективнее, чем одиночная расстановка «приказов» с дедлайнами. Если у сотрудников ничего не получается, хоть они старались, не нужно воспринимать ситуацию в штыки, лучше поблагодарить их за проделанный труд и креативность.

Где учиться мышлению роста

Если у вас уже достаточно развита сила воли, то изменить свою жизнь в лучшую сторону и настроить себя на мышление роста можно самостоятельно, для этого необходимо понять суть подхода и прививать себе дисциплину, хорошие привычки и правильное отношение к неудачам. Но если на начальном этапе у вас возникают трудности, попробуйте начать с курсов, в основе которых отдельные блоки по развитию soft skills, а также различные форматы обучения: групповые задания, тренажеры, тьюторская поддержка.  

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь 

Вам может быть интересно:

  • «ЕС потребует проведения расстрела в соответствии со всеми нормами смертной казни». Саша Филипенко о том, что происходит в Белоруссии
  • «Сумасшедшие диктаторы не остановятся ни перед чем». Реакция соцсетей на задержание Романа Протасевича
  • Роман с кокаином. Как относились к наркотическим веществам в царской России

Как развить у себя мышление, помогающее добиться успеха

22 марта 2016ЖизньВдохновение

Благословенны люди с выдающимися мозгами, у них есть все шансы добиться успеха, а удел остальных — смириться с синицей в руке. Если вы так считаете, то вам необходимо прочесть эту статью о новом исследовании Стэнфордского университета, в котором говорится, что успех зависит от образа мышления.

Поделиться

0

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к успеху в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ.

Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление, то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи.

Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если интеллект у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Здравый смысл подсказывает, что человек, наделённый высоким интеллектом, уверен в себе. Это так, но только до тех пор, пока всё даётся ему легко. Решающим фактором является то, как вы встречаете проблемы и неудачи. Люди с мышлением роста с распростёртыми объятиями приветствуют жизненные препятствия.

Для людей с мышлением роста неудача — это информация. Мы называем случившееся неудачей, но для них это скорее воспринимается так: это не сработало, но я умею решать проблемы, поэтому попробую предпринять что-то ещё.

Кэрол Дуэк

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста. Мы расскажем о нескольких стратегиях, которые помогут вам перестроить своё мышление.

Не оставайтесь беспомощными

Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

Представьте, что произошло бы, имей все эти люди фиксированное мышление. Они бы смирились с неудачей и потеряли надежду. Люди с мышлением роста не чувствуют себя беспомощными, они понимают: чтобы добиться успеха, нужно потерпеть крах, но затем начать всё снова.

Отдайтесь страсти

Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное — лишь развлечение.

Действуйте

Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: страх и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом — делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.

Пройдите лишний километр или два

Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного. Ученик Брюса Ли (Bruce Lee) каждый день пробегал с наставником 5 километров. Однажды после пробежки Брюс предложил пробежать ещё 3 километра. Уставший ученик возразил: «Я умру, если пробегу ещё 3 километра», — на что Брюс ответил: «Ну так сделай это».

Его ученик так разозлился, что пробежал эти 3 километра, а потом, измученный и яростный, накинулся на Брюса, сердясь на него за этот комментарий. А учитель объяснил свой ответ так:

Остановка равнозначна смерти. Если будешь устанавливать пределы своим возможностям, физическим или каким-либо ещё, они распространятся на всю твою жизнь. На работу, мораль, на всё остальное. Пределов нет. Есть временные остановки, но нельзя задерживаться на них, нужно идти дальше. Если это убьёт, значит, убьёт. Человек должен постоянно повышать свой уровень.

Если вы каждый день не становитесь немного лучше, значит, вы становитесь немного хуже — а что же это за жизнь?

Ожидайте результатов

Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться мотивированным и подталкивает к улучшениям. В конце концов, если вы не собираетесь добиться успеха, зачем вообще всё затевать?

Будьте гибкими

Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не получат результат.

Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали

Жалобы — очевидный признак людей с фиксированным мышлением. Люди с мышлением роста ищут возможности в любом исходе дел, у них нет времени на жалобы.

Следуйте всем перечисленным выше пунктам

Каждый день следите, как вы реагируете даже на мелкие события. И постоянно старайтесь реагировать правильно. Так, как это сделал бы человек с мышлением роста.

Мышление роста — Что такое мышление роста

Мышление роста — Что такое мышление роста — Мышление работает

Авторизоваться Зарегистрироваться

Более 30 лет назад Кэрол Двек и ее коллеги заинтересовались отношением студентов к неудачам. Они заметили, что некоторые ученики восстанавливались, в то время как другие казались опустошенными даже малейшими неудачами. Изучив поведение тысяч детей, доктор Двек ввела термины «фиксированное мышление» и «мышление роста», чтобы описать лежащие в основе убеждения людей об обучении и интеллекте. Когда студенты верят, что могут стать умнее, они понимают, что усилия делают их сильнее. Поэтому они тратят дополнительное время и усилия, и это приводит к более высоким достижениям.

Недавние достижения в области неврологии показали, что мозг гораздо более податлив, чем мы когда-либо думали. Исследования пластичности мозга показали, как связи между нейронами могут меняться с опытом. С практикой нейронные сети создают новые связи, укрепляют существующие и создают изоляцию, которая ускоряет передачу импульсов. Эти нейробиологические открытия показали нам, что мы можем увеличить наш нейронный рост с помощью действий, которые мы предпринимаем, например, используя хорошие стратегии, задавая вопросы, практикуясь и следуя привычкам правильного питания и сна.

 

Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader

 

В то же время, когда эти нейробиологические открытия набирали обороты, исследователи начали понимать связь между мышлением и достижениями. Оказывается, если вы верите, что ваш мозг может расти, вы ведете себя по-другому. Поэтому исследователи задались вопросом: «Можем ли мы изменить мышление? И если да, то как?» Это положило начало серии вмешательств и исследований, которые доказывают, что мы действительно можем изменить мышление человека с фиксированного на рост, и когда мы это делаем, это приводит к повышению мотивации и достижений. Например, семиклассники, которых учили, что интеллект податлив, и показывали, как мозг растет с усилием, показали явное повышение оценок по математике.

В дополнение к обучению детей гибкому интеллекту, исследователи начали замечать, что практика учителя оказывает большое влияние на мышление учеников, а обратная связь, которую учителя дают своим ученикам, может либо побудить ребенка выбрать вызов и повысить успеваемость, либо искать более легкий путь. вне. Например, исследования различных видов похвалы показали, что когда говорят детям, что они умные, у них развивается фиксированное мышление, тогда как похвала за трудолюбие и усилия развивает мышление роста. Когда учащиеся настроены на рост, они принимают вызовы и учатся на них, тем самым повышая свои способности и достижения. Узнайте больше о том, как практика учителя влияет на мышление и успеваемость учащихся.

 

Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader

 

Как в реальном мире выглядит обучение мышлению роста? Когда мы переносим исследования из лаборатории в классную комнату, мы видим потрясающие результаты. Одним из таких примеров является начальная школа Фиске. С разнообразным контингентом студентов, изучающих английский язык и учащихся специального образования, администраторы Fiske привнесли мышление роста в школьную культуру, начав с мышления учителей. Учителя приняли участие в книжном исследовании MindsetMaker в первый год внедрения и завершили онлайн-курс повышения квалификации MindsetMaker™ на второй год. В то время как результаты государственных тестов по математике оставались на прежнем уровне, в Fiske Elementary наблюдался удивительный рост, который они объяснили изменением мышления учителей и культурным сдвигом. Узнайте больше о примерах из практики о сокращении разрыва между исследованиями и практикой.

 

Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader

 

Когда ученики понимают, что могут стать умнее, они прилагают больше усилий в учебе.

Ученики, которых обучали пластичному интеллекту, имели явное улучшение оценок по математике.

Учащиеся, которых хвалили за усилия, превзошли учеников, которым говорили, что они умнее.

После использования MindsetMaker™ результаты Фиске по математике значительно превысили средний показатель по штату.

Мышление роста: понимание того, что способности и интеллект можно развивать.

Как лучше всего начать революционное мышление роста? Один из способов — определить, где у вас могут быть склонности к фиксированному мышлению, чтобы вы могли работать над тем, чтобы стать более ориентированным на рост. Мы все живем в континууме, и последовательная самооценка помогает нам стать теми, кем мы хотим быть. Пройдите тест на образ мышления

Вмешательство с установкой на рост

Требуется имя.
Требуется фамилия.
Требуется адрес электронной почты.
Требуется название/роль.
Требуется школа/организация.

Учительские практики

Практика учителя

Авторизоваться Зарегистрироваться

Поскольку установка на рост связана с верой в то, что вы можете развивать свой интеллект, вы можете направлять учащихся к развитию, используя определенные виды похвалы.

Влияние похвалы и отзывов

Обратная связь, которую учителя дают учащимся, может удивительным образом повлиять на их мышление. Например, во время похвалы за интеллект, типа «Ты такой умный!» Некоторые считают, что это мотивирует, исследования показывают, что на самом деле это может оказать негативное влияние на мотивацию и успеваемость учащихся. В исследовании с пятиклассниками Двек и Мюллер разделили детей на две группы и попросили их решить задачу-головоломку. Одна группа, после первоначального успеха, получила высокую оценку за их интеллект и способности.

Другую группу, также после успеха, хвалили за их усилия, а не за врожденный интеллект. Когда изначально легкая задача усложнилась, группы отреагировали совершенно по-разному. Студенты, которых хвалили за интеллект, предпочитали продолжать работать над более простыми задачами, в то время как студенты, которых хвалили за усилия, предпочитали переходить к более сложным задачам. Группа, получившая похвалу за усилия, продемонстрировала более активное поведение и назвала цели обучения наиболее мотивирующими. Группа, получившая высокую оценку интеллекта, избегала проблем в пользу гарантированного успеха и называла производительность, т. е. умение выглядеть умно, в качестве основной цели. В целом, похвала за интеллект на самом деле привела к меньшей настойчивости, меньшему удовольствию и худшим результатам, чем похвала за усилия. Когда студентов хвалили за высокие способности, они начинали приписывать свой успех фиксированному (и неизменному) качеству самих себя, в то время как студенты, которых хвалили за усилия, считали, что их результаты можно улучшить. Прочитайте полное исследование здесь.

Влияние мышления учителей

Исследования также подтверждают идею о том, что образ мышления преподавателей может влиять на то, как они реагируют на учащихся, что, в свою очередь, влияет на результаты учащихся. В исследовании 2012 года Раттан и его коллеги обнаружили, что преподаватели с фиксированным мышлением в отношении математических способностей с большей вероятностью оценивали учеников как имеющих низкий потенциал, чем их коллеги, ориентированные на рост. Кроме того, преподаватели с установкой на данность с большей вероятностью утешали учащихся по поводу их предполагаемых низких математических способностей и применяли добрые стратегии. Они использовали «ориентированную на комфорт» обратную связь, в которой говорили своим ученикам, что их неспособность преуспеть в математике — это нормально, а также пытались упростить математику, занижая ожидания. В отдельном исследовании, опубликованном в той же статье, эта обратная связь, ориентированная на комфорт, была связана с более низкой мотивацией учащихся, а также с более низкими ожиданиями в отношении их собственных результатов по сравнению с обратной связью, ориентированной на стратегию. Прочитайте полное исследование здесь.

Курс профессионального развития MindsetMaker™ меняет образ мышления учителей

Недавнее исследование, проведенное в Университете штата Вашингтон, изучало влияние профессионального развития с мышлением роста на студентов колледжей. Результаты показали, что инструкторы, которые использовали курс профессионального развития MindsetMaker™, усвоили больше практик и убеждений, связанных с мышлением роста, чем те, кто не проходил обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *