операциональный состав, практическая значимость, виды
Содержание:
- Мышление в психологии — определение процесса
- Особенности мыслительной деятельности
- Виды процессов и их характеристики
- Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
- Свойства
- Операциональный состав
- Практическая значимость
- Польза позитивного мышления
Содержание
- Мышление в психологии — определение процесса
- Особенности мыслительной деятельности
- Виды процессов и их характеристики
- Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
- Свойства
- Операциональный состав
- Практическая значимость
- Польза позитивного мышления
Мышление в психологии — определение процесса
Существует несколько десятков определений понятия «мышление».
- С точки зрения нейропсихологии и патопсихологии — это высшая психическая функция, в основе которой лежат психофизиологические механизмы.
- В социальных науках мышление рассматривается как социально обусловленный вид человеческой деятельности, сложившийся в результате исторического развития человека.
- В философии мышление изучается в первую очередь как категория, обусловленная функционированием сознания.
- В гештальтпсихологии под мышлением понимают последовательную смену гештальтов (целостных образов) путем инсайтов.
- Бихевиоризм рассматривает мышление как форму приспособления к новым условиям.
В общей психологии наиболее часто используется следующее определение.
Мышление — это высшая форма познавательной деятельности, проявляющаяся в процессе опосредованного отражения окружающей действительности с помощью понятий, суждений, умозаключений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В ходе мышления происходит:
- обработка информации;
- формирование представлений об объектах;
- установление связей;
- моделирование закономерностей.
Особенности мыслительной деятельности
На основании мыслительной деятельности человек:
- решает познавательные задачи;
- связывает события с помощью логики;
- обобщает результаты чувственного опыта;
- ориентируется в окружающем мире;
- ставит и достигает цели.
Мыслительная деятельность обладает следующими особенностями:
- Целенаправленность — мышление всегда имеет конечную цель, оно направлено на решение конкретных задач или проблем. При различных формах психических расстройств происходит нарушение целенаправленности мыслительной деятельности человека.
- Опосредованность — умственная деятельность носит опосредованный характер. В ее основе лежит не только восприятие и ощущение, но и прошлый опыт, имеющиеся знания, анализ косвенной информации. Например, человек не может почувствовать рентгеновское излучение с помощью своих анализаторов, но знает, что оно существует.
- Обобщенность — познавая мир, человек находит общие черты в конкретных предметах. В обобщениях фиксируются наиболее существенные свойства объектов действительности. Обобщения выражаются посредством речи с помощью понятий. Простые понятия обладают конкретностью и однозначностью толкования. Например — стол, лиса, ученик. Сложные понятия имеют множество толкований и содержат широкую степень обобщений. Например — истина, бытие, добро.
- Субъективность — мыслительный процесс не может быть объективным, поскольку он напрямую зависит от мыслящего субъекта.
- Практичность — мышление связано с практической деятельностью человека и пронизывает все сферы социальной жизни.
Виды процессов и их характеристики
В зависимости от преобладания в мыслительном процессе вербальной, образной и практической составляющей выделяют 3 основных типа мышления:
- Предметно-действенное.
- Наглядно-образное.
- Словесно-логическое.
Предметно-действенное — опирается на непосредственное восприятие материального мира и практические действия с предметами. При данном типе мышления действия опережают мыслительный процесс.
Характерно для детей младшего возраста, которые проводят активные манипуляции с вещами. При этом решение проблемы осуществляется с помощью физического преобразования ситуации.
У взрослых людей не исчезает, а отступает на второй план. В развитой форме присутствует у людей, чья практическая деятельность непосредственно связана с конструированием, работой с техникой.
Характеристики предметно-действенной мыслительной деятельности:
- наблюдательность;
- внимание к деталям;
- конкретность;
- экспериментальность;
- ориентированность на практику.
Наглядно-образное — связано с мысленными операциями в форме представлений и образов. Это более сложная форма мыслительной деятельности, чем предметно-действенное мышление. В простейшей форме возникает у детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Функционирует за счет работы правого полушария головного мозга.
Характеристики:
- тесно связано с воображением;
- позволяет воссоздавать различные свойства предметов;
- способно к установлению непривычных сочетаний и связей;
- образ включает в себя не только визуальные, а все чувственные характеристики (например, двигательные и тактильные).
Словесно-логическое — вид умственной деятельности, осуществляемый с помощью речевых рассуждений и других операций со словесно-логическими конструкциями. Зачатки формируются в старшем дошкольном возрасте.
Характеристики:
- функционирует на базе языка;
- использует понятия и различные виды обобщений;
- опирается на законы логики;
- устанавливает закономерности и связи;
- позволяет прогнозировать развитие событий.
Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
Свойства
Мышление обладает следующими специфическими свойствами:
- Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью.
- Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.
- Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.
- Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.
- Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.
- Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.
- Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.
- Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.
- Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.
- Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.
Операциональный состав
Умственная деятельность представляет собой набор взаимосвязанных мыслительных операций. Наиболее важными из них являются следующие:
- Абстрагирование
- Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию. Заключается в возвращении мысли от общего к конкретному.
- Анализ — мысленное разделение предмета или явления на части. При этом предметом изучения становятся отдельные свойства, действия, отношения.
- Синтез — противоположный анализу процесс. Заключается в объединении отдельных частей в единое целое.
- Индукция — умозаключения, совершаемые на основе перехода от частного к общему.
- Дедукция — рассуждения, при которых происходит переход от общего к частному.
- Классификация — деление понятий на группы по наличию общих признаков и свойств.
- Сравнение — умственная операция по выявлению сходств и различий. В основе лежит анализ, поскольку процедура сравнения предполагает первоначальное выделение признаков и свойств, по которым будут сравниваться предметы или явления.
- Обобщение — логическая операция, в ходе которой происходит объединение объектов по их общим признакам, а также продуцирование понятий более широкого объема.
В умственной деятельности используется совокупность взаимосвязанных мыслительных процессов. Нельзя делать выводы, основываясь только на одной логической операции. Особенно часто возникают ошибки при использовании индуктивного метода. Пример: человек опускает в воду вилки, ложки и другие крупные металлические предметы. На основании этого он делает ошибочный вывод, что все металлы тонут в воде.
Практическая значимость
Мышление формирует интеллект, от развития которого во многом зависит успех человека в тех или иных видах деятельности.
Интеллект — это совокупность познавательных способностей человека, включая мышление, память, восприятие, воображение.
Развитие мыслительных способностей влияет на:
- скорость и глубину усвоения новых знаний;
- умение оперировать понятиями и символами;
- способность делать умозаключения и выводы, находить закономерности и выстраивать логические связи;
- умение решать задачи и проблемные ситуации.
Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:
- Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.
- Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.
- Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.
- Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.
- Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.
- Проверка — выявление правильности найденного решения.
- Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.
На практике мышление часто подвергается искажениям.
Наиболее частые случаи когнитивных искажений:
- упрощение — сведение сложной картины мира к понятным и легко запоминаемым схемам, образам, идеям;
- стереотипность — восприятие окружающего через призму глубоко укоренившихся шаблонов и стереотипов;
- узкая фокусировка — излишнее внимание к отдельным аспектам в ущерб общей картине;
- «эффект ореола» — влияние общего восприятия от человека или явления на частные случаи.
Польза позитивного мышления
Одной из важных характеристик мышления является его позитивность и негативность. Оптимистично настроенные люди имеют ряд преимуществ перед теми, кто видит все в «черном цвете».
Достоинства позитивной умственной деятельности:
- Концентрация внимания — положительный настрой позволяет сконцентрироваться на решении проблемы, не отвлекаясь на негативный эмоциональный фон. Это экономит силы и время, повышает эффективность работы.
- Устойчивость к стрессу — полезно воспринимать ошибки и проблемные ситуации не как что-то трагическое, а как возможность приобретения нового опыта. Это позволяет не зацикливаться на прокручивании негативных сторон и легче пережить стресс.
- Контроль — удержание положительного настроя тренирует силу воли и внимание. Это помогает лучше контролировать ситуацию, снижает риски случайных ошибок.
- Улучшение здоровья — многие заболевания имеют психосоматическую природу. Это означает, что психологическое состояние человека напрямую влияет на возникновение и развитие физических болезней. Длительное негативное мышление способно ослабить иммунитет, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
- Повышение мотивации — концентрация на успехах, а не на неудачах позволяет мотивировать человека на постановку и достижение все более сложных целей.
- Улучшение отношений — формирование привычки мыслить в позитивном ключе помогает избегать ненужных ссор и конфликтов. Умение принимать разные точки зрения, концентрироваться на цели, а не на разногласиях улучшает качество отношений, влияет на их глубину и длительность.
- Расширение восприятия — при негативной умственной деятельности часто внимание фокусируется только на узкой части окружающего мира. Этот эффект в психологии называется «туннельным мышлением». Позитивный настрой позволяет расширить зону восприятия, увидеть новые возможности и перспективы.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Основные свойства мышления
17.07.2012
Мышление — это обобщенный и опосредованный процесс отражения действительности. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на отражение предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.
Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этих предметов в памяти. Иначе говоря, и память, и восприятие — непосредственные процессы, которые прямо соприкасаются с объектами. Так, при контакте с людьми у нас появляется представление об их внешности, их облик сохраняется и помогает узнать этого человека при новой встрече.
Осознать же связи между объектами и их отношения (например, что тверже или тяжелее) непосредственно невозможно. Невозможно это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того чтобы понять, что зимой всегда холодно или что вода замерзает при 0 °С, необходимо наблюдать эти явления неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года или о свойствах воды. Тот факт, что опыт одного человека может быть недостаточен для точного и объективного суждения, показывает, что необходимы надындивидуальные критерии, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и является кристаллизацией опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой (образно-схематическом, творческом), человек обращается к иным видам надындивидуального опыта, отраженным в культуре (искусству, этическим нормам и т.д.), для доказательства объективности и достоверности.
Как уже было сказано, мышление — не только обобщенное, но и опосредованное отражение, т.е. в процессе мыслительной деятельности используются дополнительные, опосредующие его, орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, нам необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы не можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть — утонет он или поплывет. То есть мы определяем тяжесть дерева посредством ее сравнения с водой, опосредованно. Твердость дерева мы проверяем посредством железного топора, который его рубит, в то время как стекло разбивается при ударе по нему. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем дерево.
Из этого примера также видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т.д.) были в то же время и первыми орудиями мышления, потому что с их помощью устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись и первой абстракцией, так как в утверждении что, например, топор можно делать только из железа или стали, но нельзя из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от чьего-то непосредственного опыта. Индивидуальный опыт передается следующим поколениям и в виде орудий, и в виде слов, которые фиксируют его результаты. Это и есть те самые значения, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений являются подтверждением индивидуальных обобщений, тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт.
Ключевые слова: Мышление
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Качества ума … |
Воображение и мышление Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Мифологическое мышление Карпов А.В., Общая психология |
Научное мышление Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления |
Мышление как творческий процесс Штейнмец А.Э., Общая психология |
Понятие как форма мышления Логика: Шпаргалка. : РИОР; Москва; 2010 |
Абстрактное мышление, как этап познавательной деятельности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Группомыслие: феномен «огруппления мышления» Семечкин Н.И., Психология малых групп |
15 типов мышления и их характеристики
8 минут
Хорошее мышление позволяет жить лучше. Один из способов добиться этого — узнать, какие типы мыслей может производить ваш мозг.
Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .
Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.
Ежедневно ваш разум производит различные типы мыслей. Некоторые более ценны, чем другие. Многие из них позволяют принимать решения перед лицом как мелких, так и крупных проблем. Однако в настоящее время нейронаука до сих пор не знает, что такое человеческая мысль и как она создается.
Что они знают, так это то, что мысли реагируют на удивительный результат активности нейронов и что они требуют активации различных областей мозга. Фактически, немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц однажды заявил, что когнитивная магия является результатом бессознательных умозаключений. Позже Роджер Шепард определил их как мысленные представления.
Сегодня нейробиологи подчеркивают, что мысль и эмоция имеют прямую связь, до такой степени, что то, как вы думаете, может влиять на то, как вы себя чувствуете. На самом деле, несмотря на сложность определения этих психологических процессов, нельзя отрицать, что хорошее мышление, как сказал бы нобелевский лауреат Даниэль Канеман, позволяет жить лучше.
Один из способов лучше овладеть своими мыслями — узнать их и понять, как различать каждую модальность мысли, которую производит ваш мозг.
«Мир, каким мы его создали, — это процесс нашего мышления. Его нельзя изменить, не изменив наше мышление».
-Альберт Эйнштейн-
Определение мышления
Мышление – это любой психический процесс, произвольный и непроизвольный, посредством которого вы развиваете содержание об окружающей среде, других и себе. На самом деле под мышлением понимаются все идеи, воспоминания, рассуждения, убеждения и образы, созданные вашим разумом.
Однако, как бы учёные ни пытались дать определение мышлению, они, как правило, терпят неудачу. В конце концов, — чрезвычайно сложный процесс. Действительно, лежащий в его основе неврологический механизм до сих пор остается загадкой не только для неврологии, но и для науки в целом.
Тем не менее, мы можем определить некоторые характеристики мышления:
- Это абстрактная деятельность разума .
- Это обусловлено нервным, физическим и моторным развитием. Кроме того, на него влияют язык, окружающая среда, опыт и эмоции.
- Искажения мышления могут привести к проблемам с психическим здоровьем .
- Мышление — это способность, которую можно улучшить с помощью умственных упражнений и включения нового содержания.
Дисциплины, изучающие мышление
Поскольку это такой сложный объект, к изучению мышления подходят разные дисциплины и с разных точек зрения. Среди них:
- Психология . В этой области рассматривается влияние мышления на поведение и эмоции, а также влияние последнего на наши мысли. Он также изучает искажения, возникающие в наших мыслях, и предлагает более здоровые альтернативы мышлению. Кроме того, он изучает, как язык и окружающая среда влияют на мышление и наоборот.
- Логика . Это формальная наука, изучающая законы, управляющие человеческим мышлением. Он также определяет правильные формы рассуждений.
- Философия . С древних времен эта область давала многочисленные размышления о природе мысли и ее характеристиках. Философская область способствовала развитию эмпирических наук, изучающих мышление и другие психические явления.
- Психиатрия . Это раздел медицины, который анализирует способы мышления и лечит расстройства, возникающие в результате их изменения.
Типы мышления
В течение дня у вас возникает много разных мыслей. Вы представляете, мечтаете, беспокоитесь о вещах, которые еще не произошли, выносите суждения и думаете о решениях проблем, из-за которых вы, возможно, теряете сон. Все они модулируют то, как вы обрабатываете и реагируете на то, что вас окружает и что происходит.
Чрезвычайно полезно осознать образ мышления, который преобладает над вами в течение дня . На самом деле, несмотря на то, что многие из них появляются в вашем уме непроизвольно, осознание их может позволить вам стремиться к большему контролю над ними.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы мышления.
1. Рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление позволяет глубоко, вдумчиво и спокойно анализировать различные окружающие вас реальности . Это способствует принятию лучших решений, не ведущих к импульсивности.
В исследовании, проведенном Университетом Тунку Абдул Рахман (Малайзия), подчеркивается необходимость развития этой компетенции у детей для достижения способности к критическому мышлению.
2. Критическое мышление
Немногие навыки так необходимы, как рассуждение и критическое мышление . Они выходят за рамки того, что очевидно, нормативно или установлено, чтобы улавливать нюансы, подвергать сомнению очевидное и находить противоречия и недоработки. На самом деле, именно в этих маленьких уголках повседневной жизни иногда обнаруживаются великие откровения.
3. Дедуктивное мышление
Человек, который мыслит дедуктивно, выводит информацию из анализа конкретных переменных. Они делают это с помощью , начиная с некоторых общих предпосылок, чтобы позже прийти к конкретному выводу . В некотором смысле, это один из самых распространенных типов мыслей, которые используются ежедневно.
Например, если вы заходите в магазин и видите, что одежда, на которую вы смотрите, дорогая, вы делаете вывод, что этот магазин слишком дорог для вас.
4. Индуктивное рассуждение
В 1938 году Леон Терстон, пионер психометрии, определил индукцию как способ рассуждения о том, что начинается с ряда конкретных наблюдений. Они позволяют производить общие законы и выводы (противоположное дедуктивному мышлению).
5. Логическое мышление
Логические мыслители — отличные наблюдатели. Они тщательно анализируют каждый факт, затем сравнивают, делают выводы, делают выводы, а затем делают выводы на основе этой доступной информации. Это позволяет им всегда обосновывать каждый шаг благодаря собранным данным.
Логически мыслящие люди не руководствуются своими инстинктами. Они отбрасывают предположения и предрассудки, чтобы использовать вдумчивые и всегда объективные подходы.
6.
Креативное мышлениеТакой способ рассуждения может изменить вашу жизнь. Это потому, что творческие мыслители исследуют множество точек зрения и возможностей. На самом деле, , обладающий новаторскими и подлинными идеями, позволяет вам идти разными путями познания.
Исследование, проведенное Радбаудским университетом в Неймегене (Нидерланды), показало, что создание программ обучения творческому мышлению улучшает академические результаты студентов.
7. Систематическое мышление
Одним из самых интересных видов мышления является систематическое. В этом случае вы вступаете в контакт с тем, что вас окружает, чтобы понять каждый компонент, не трансформируя его. Это включает в себя просмотр вещей через увеличительное стекло, чтобы попытаться понять, из чего они сделаны.
8. Обдуманное мышление
Человек, практикующий обдуманное мышление, действует, решает и думает на основе своих ценностей и эмоций. В этом случае размышления оставлены в стороне, и они ведут себя и реагируют по-настоящему, по-человечески, эмоционально.
9. Дивергентное мышление
Спонтанность, креативность, вызов, оригинальность. Дивергентное или латеральное мышление способно генерировать множество оригинальных решений конкретной проблемы . Эта когнитивная гибкость позволяет деактивировать догматизм повседневной жизни.
10. Конвергентное мышление
Логика, разум, индукция, дедукция. Конвергентное мышление — один из самых интересных типов мышления. Он использует логический, основанный на опыте подход, обычно используемый для решения проблем.
11. Магическое мышление
Магическое мышление характерно для детей, суеверных людей и даже некоторых религий. Он также встречается в некоторых литературных жанрах. Он состоит из выводов, основанных на необоснованных, необоснованных, фантастических или сверхъестественных переменных.
Однако в некоторых случаях вы можете даже сами использовать это волшебное рассуждение. Например, когда вы думаете, что достаточно чего-то очень сильно захотеть, чтобы это произошло.
12. Аналоговое мышление
Это мышление используется людьми при познании мира и принятии решений. Он характеризуется использованием воспринимаемых сходств в качестве основы для вмешательства в некоторые другие сходства, которые еще не были восприняты или подтверждены с уверенностью .
Пример рассуждений по аналогии следующий: Анна и Джон — спортсмены. Анна здорова; следовательно, вполне вероятно, что и Джон тоже. Это тип мышления, типичный для науки. Например, об этом свидетельствуют аналогии между исследованиями на животных и людях.
13. Мягкое мышление
Этот тип мышления характеризуется обращением к абстрактным и неясным понятиям , часто метафорическим, и тенденцией не избегать противоречий.
Люди, которые так думают, склонны избегать окончательных выводов . Кроме того, его обычно связывают с дискурсом постмодернистских философских течений и психоанализа.
14.
Тяжелое мышлениеЭтот тип мышления был предложен Роджером ван Оехом. это характеризуется тем, что предлагает конкретные понятия и идеи, которые идут прямо к пункту и не допускают двусмысленности в своих словах.
Кроме того, упорное мышление известно своей точностью, последовательностью, точностью и логической достоверностью . Люди, которые склонны рассуждать таким образом, предлагают идеи и мнения, которые больше похожи на науку, чем на субъективные или фантастические рассуждения.
15. Синвергентное мышление
Синвергентное мышление было предложено Майклом Дж. Гелбом. Речь идет об оптимальном использовании обоих полушарий головного мозга: правого и левого. В свою очередь это подразумевает соединение двух упомянутых выше типов мышления: конвергентного и дивергентного.
Таким образом, этот тип мышления обеспечивает преимущества как конвергентного, так и дивергентного мышления для решения проблемы.
В заключение, все эти типы мышления составляют то, как вы обрабатываете свою повседневную реальность. Это абстрактные сущности, которые нейробиология пока не может четко определить, но они объединяют все, что вы есть, что вы чувствуете и как вы принимаете решения.
Это может вас заинтересовать…Мышление: определение, типы и примеры
Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?
- Что такое мышление в психологии?
- Какие существуют типы мышления?
- Каковы характеристики мышления?
- Какие есть примеры мышления в психологии?
- Как мы можем развивать наши мыслительные способности?
Определение мышления в психологии
Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?
Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.
Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и мысленно организуют , чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.
Типы мышления в психологии
В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.
Креативное мышление
Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!
Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.
Дивергентное мышление
Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.
Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!
Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com
Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!
Символическое мышление
Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать мысленные представления объектов, мест, событий или людей в уме. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!
Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.
Характеристики мышления в психологии
Люди с развитым мышлением, как правило, имеют несколько общих черт. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.
Экспертиза и мотивация
Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.
Компетенция относится к основательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту в этом конкретном предмете или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.
Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубоким мыслительным процессом, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.
Концепты и прототипы
Существуют еще две характеристики мышления, важные для психологии, — концепт и прототип.
Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.
Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.
Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.
Что, если мы вообще покончим с ментальными понятиями и разложим все по своим категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.
Прототипы являются репрезентативными элементами в рамках каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.
Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.
Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original
Примеры мышления в психологии
Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?
Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.
Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.
В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.
Как развить навыки мышления
Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?
Улучшение критического мышления
Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по конкретной теме:
. Определите задачу
Исследования
. Определите
.0007 Актуальность ваших данных
Задайте больше вопросов
Найдите Best Решение
.
Мышление – основные выводы
- Мышление в психологии – это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.