6.2. Филологическое научное исследование: основные понятия и методы
Научное исследование представляет собой элементарный факт научно-исследовательской деятельности с целью получения нового научного результата.
Научное исследование начинается с возникновения проблемной ситуации, «когда субъект попадает в относительно «непривычную» ситуацию, в относительно новые и необычные для него условия.
…А. Кестлер называет проблемную ситуацию вызовом, броса емым миром человеку, на который он вынужден искать креативный ответ: «Шок служит как спусковой крючок для творческой реакции» (Дух в машине / / Вопросы философии. 1993. № ЮС. 95)»2. Дело в том, что в познавательной ситуации субъект обнаруживает некоторый разрыв в имеющемся научном знании.
Познавательная ситуация цементирует все основные элементы структуры научного исследования: объект исследования, предмет исследования, средства исследования, факти-194
цескую область.
Проиллюстрируем приведенное положение материалом исследования, посвященного мене абзацной структуры текста при переводе его с одного языка на другой3. Читателями, владеющими двумя и более я з ы к а м и , и специалистами-филологами давно отмечалось, что при переводе текста с одного я з ы к а на другой переводчиком изменяется абзацная структура текста: одни абзацы исчезают, другие появляются. Что происходит в переводном тексте в сопоставлении с текстом оригинала? почему исчезают абзацы текста оригинального и как появляются абзацы в тексте перевода? На эти и многие другие вопросы ответа в науке до некоторого времени не существовало. Так возникает познавательная ситуация.
Объектом исследования являются определенные стороны, явления, факты, составляющие фактическую область исследования и выраженные в теоретическом знании до осуществления данного конкретного исследования.
Продолжим рассмотрение приведенного выше примера. До проведения описываемого здесь исследования в теории текста существовали понятия абзаца, оригинального и переводного текста; отношения последнего к первому иногда квалифицировались как «дочерние», а значит, признавалось не тождество текстов, а производность одного от другого. Суждения по поводу названных (и ряда других) фактов составляют объект рассматриваемого исследования.
Предмет исследования — то «белое пятно» в картине объекта, на ликвидацию которого («белого пятна») направлено исследование.
Итак, предмет исследования представляетсобой некоторую сторону, грань объекта исследования, неизвестное в известном. В филологических исследованиях различается два основных типа предмета исследования: 1) отдельные явления,
13* 195
факты или их стороны; 2) связи и отношения между явлениями фактами, их сторонами. В приведенном нами примере создаете ‘ предмет исследования второго типа.
Как найти в объекте исследования его предмет? Этаз а д а ча решается
при изучении научной литературы, посвященной интересующей исследователя области. При чтении литературы в сознании исследователя складывается теоретическая картина объекта исследования в ее противоречивой сущности;
при сопоставлении данных фактической области и теоретической картины объекта. В процессе сопоставления находятся факты либо не объясненные теорией, либо противоречащие ей.
В нашем примере: факт изменения абзацной структуры оригинального и переводного текстов оказался за пределами теории абзаца.
Средствами исследования выступают методы исследования и инструментальные средства (аудио- и видеотехника, каталожная карточка и др. ).
Методы решения задачи, связанной с исследованием мены абзацной структуры при переводе текста с одного языка
Фактическую область исследования составляет егоматериал: факты языка, тексты, материалы анкетирования иопроса, впечатление, производимое художественным произведением, проявления эффективности высказывания и др. Материалы,составляющие фактическую область исследования, находятсяметодом наблюдения (см.
ниже).Демонстрируемое здесь исследование выполнено на материале текста романа «Каззапага» (1983) немецкой писательницы СЬ. \ У о 1 г * и его русского перевода «Кассандра» (1985).
Представим еще одну группу понятий.
Цель и с с л е д о в а н и я . Общая цель, которую преследует любоенаучное исследование, — получение нового теоретического результата.
Каждое конкретное исследование определяется тем, каков смысл рассмотрения предмета исследования. Н а ч и н а ю щ и й филолог обычно ведет исследование для достижения одной из следующих целеустановок: введение в научный оборот новых фактов, явлений, процессов, отношений и под.; обнаружение взаимодействий между фактами процессами и под.; истолкование (интерпретация) нового или уже известного материала в современных условиях, построение модели и др. Более сложные исследования выдвигают в качестве цели построение концепции, установление тенденций развития фактической области и др.
Цель исследования, посвященного абзацированию, состояла в поиске соответствующей методики исследования.
Задачи исследования — те промежуточные действия, которые необходимо осуществить на пути достижения цели.
Вернемся еще раз к нашему примеру. Задачами описываемого исследования являются следующие: 1) выявить специфику художественного текста, выступающего компонентом системы говорящий — текст — слушающий; 2) на основе лингвистической характеристики абзаца рассмотреть роль абзацирования в формировании художественной картины мира; 3) разработать методику, позволяющую провести сопоставление особенностей абзацирования оригинального текста и его перевода и др. Обратимся к методам исследования.
В науковедении различаются методы общенаучные и част-нонаучные. Общенаучные методы применяются во всех науках или во многих из них, частнонаучные — в одной науке или в небольшой группе наук. В учебном пособии представлены важнейшие общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, классификация и моделирование). О н и применяются и в лингвистике, и в литературоведении, а также в филологических научных Дисциплинах. Частнонаучные методы, характерные для лингвистики и литературоведения, изучаются в соответствующих Учебных дисциплинах.
196
197
Общенаучные методы исследования
различаются по их на правленности на
решение эмпирических (др.-греч. етрегпа
‘ опыт) или теоретических (др.-греч.1кедпа — наблюдение,ИгГ
следование) задач. К первой группе
относятся наблюдение
Далее представим общенаучные методы в их проекции на фи. лологию.
Наблюдение — это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило нахождение в тексте интересующих исследователя явлений.
Ситуация, в которой используется метод наблюдения, описана в пьесе Б. Ш о у «Пигмалион» ( 1 9 1 2 — 1 9 1 3 ) . Фонетист Г е н -ри Хиггинс, слушая речь цветочницы Элизы Дулиттл, записывает произносимые ею высказывания. В этих высказываниях Хиггинса интересует их звуковая сторона. По звучанию звуков речи, входящих в высказывания, он устанавливает место рождения и проживания героини. Хиггинс повторяет фразу Элизы: Ни расстроившись, кэптен; купити лучи цвиточик у бедны девушки. Он устанавливает, что Элиза родилась в местности Лиссонгров. Точно так же, по звучанию высказываний других персонажей, участвовавших в сцене, Хиггинс определяет место их рождения или проживания. Отвечая на вопрос одного из персонажей, Хиггинс объяснил, «как он это делает»:Фонетика — и только. Наука о произношении. Это моя профессия и в то же время мой конек. Счастлив тот, кому его конек может доставить средства к жизни. Нетрудно сразу отличить по выговору ирландца или йоркширца, но я могу с точностью до шести миль определить место рождения любого англичанина. Если это в Лондоне, то даже с точностью до двух миль. Иногда можно указать даже улицу.
Воспринимая речевой поток, в примере из Б. Шоу, исследователь выделяет определенные звуковые сегменты; на основе имеющихся у него знаний об английской фонетике, о территории распространении тех или иных звуков речи он идентифицирует полученные факты и дает им первичную квалификацию -по признаку территории распространения.
Наблюдение позволяет найти фактический материал исследования. В этом его главная ценность как метода исследования.
процессе нахождения, или сбора, материала он фиксируется специальных карточках, магнитных носителях, кинопленке, родится в память компьютера и др. Выбор способа фиксирова-дня определяется фактурой материала (устной, письменной и „р), целью, задачами исследования.
При кажущейся простоте метода наблюдения его применение вызывает ряд трудностей.
Сложным является вопрос об источниках материала. Главная проблема здесь — в отборе источников, в установлении степени их надежности. Так, при изучении художественного текста едва ли не первостепенное значение имеет выбор наиболее авторитетного источника. К ним относятся, например, академическое или полное собрания сочинений писателя. При отсутствии такого рода изданий используется издание избранных произведений. Следует различать первое и последнее прижизненное издание произведения, его журнальный вариант. Дело в том, что тексты изданий могут не совпадать: при подготовке своего произведения к переизданию автор нередко вносит в него изменения; журнальный вариант, как правило, отличается некоторой краткостью.
Другой с л о ж н ы й вопрос: что и с к а т ь ? Д л я л и н г в и с т а такой вопрос как будто не возникает. Например, при изучении союза «и» в русском языке лингвист выбирает из устного или письменного текста высказывания с «и». В их число попадают, например, следующие:пишу и читаю; и пишу и читаю; пишу, да и читаю; пишу, да еще и читаю; читаю и пишу лежа и карандашом. текст — читатель. Литературоведение имеет дело с текстом помещенным в пространствоавтор — текст — читатель (Ил ‘ хотя бы в одну часть этой схемы: автор — текст; текст —ЧИТа тель). То же относится и к фрагменту текста. В самом деле,При изучении любого литературного явления вне отношения текста к автору и / или читателю исследователь останется «сугубым» лингвистом: филологом, исследующим язык как системуИли язык в действии (см. главу 3). В тексте не дана ни композиция ни образ персонажа, ни художественная деталь: все они «появляются» только при выполнении условия, которое сформулировал М.М. Бахтин.
Найденный в ходе наблюдения материал далее изучается п о -средством других методов.
Эксперимент ( лат. ехрептепЫт — проба, опыт) выражается в преднамеренном и целенаправленном воздействии познающего субъекта на предметы и явления. Классическим примером эксперимента является «школьное» задание заменить выделенное слово другим, близким по смыслу.
Преднамеренность и целенаправленность воздействия исследователя-филолога на изучаемый объект проявляется в операциях либо реальных, либо мысленных. В первом случае появляется новая реальность: языковая, текстовая; художественная, политическая и др., во втором — видоизменяется лишь модель. Соответственно различаются эксперимент реальный и мысленный.
В первом случае воздействию подвергается сам объект. Так, изучая различия между наречием и кратким прилагательным в современном русском языке, исследователь может п о -мещать словоформу в тот или иной контекст, характерный для употребления наречия и краткого прилагательного. Ср.: мелко писать — сочетание с глаголом; следовательно,мелко в данном употреблении — словоформа наречия;озеро мелко — сочетание с существительным; следовательно, второемелко — словоформа прилагательного. Основа же подобного вывода кроется в з н а н и и принципа сочетаемости наречия и краткого прилагательного.
к приведенном случае воздействие заключается в том, что одно йто же слово перемещается в разные словосочетания.
Во втором случае видоизменяется модель объекта. Мысленный эксперимент часто проводится в литературоведении, когда, истолковывая те или иные психологические коллизии, сложные отношения между героями произведения, исследователь ставит их в возможные ситуации, «проигрывает» несколькоИМ созданных вариантов, с тем чтобы доказать правомерность авторского решения (либо опровергнуть его!). Примером мысленного эксперимента служит поиск исследователем ответа на вопрос:А что изменилось бы в романе «Евгений Онегин» А. Пушкина, если бы Ленский не был убит на дуэли? В подобных случаях реальный эксперимент, по понятным причинам, невозможен.
Эксперимент имеет дело с фактами, найденными в ходе наблюдения, рассматривает изучаемый объект в динамике: при изменении самого объекта, его модели (наш второй пример) или условий его существования (первый пример). Исследователь получает знания о жизни объекта, в чем состоит познавательная ценность метода эксперимента в филологии.
Иногда к эксперименту относят и анкетирование как способ получения информации от носителей языка, читателей, специалистов путем воздействия на них через вопросник анкеты.
Анкетирование распространено, например, при изучении читательского спроса, уровня эстетического развития учащихся, в психолингвистике, социолингвистике, при установлении степени владения языком в условиях дву- или многоязычия и др. К анкетированию часто прибегают составители рекламных текстов, чтобы понять, какой из текстов обладает большей степенью воздействия на потенциального потребителя услуг и товаров.
Приведем пример. Для установления степени действенности текста, рекламирующего некий предмет (шкатулку для хранения украшений), проведено анкетирование, задачами которого было получить от аудитории потенциальных покупателей информацию о видении ими рекламируемого товара, о словесной и несловесной (рисунок шкатулки) составляющих рекламного текста, о рекламном т е к с т е как целом. В о п и с ы в а е м о м здесь п р и -мере информация первого рода была получена на основе анкеты. Она содержала ряд вопросов, в том числе:
200
201
Каково Ваше первое впечатление от шкатулки?
Какие ассоциации она вызывает у Вас?
Что Вам понравилось в ней?
Что не понравилось?
Завершите предложение:
Когда я беру в руки эту вещь…
Самое важное в ювелирных изделиях…
Человек, который имеет эту шкатулку…
6. Составьте короткий рассказ (из 3—5 предложений) об этом изделии.
Придумайте как можно больше названий для этой шкатулки.
С чем можете сравнить этот предмет?
14. О себе: пол:м/ж, возраст: до 20—20—25—30. Спасибо!
(Приведенная совокупность вопросов составлена студентом-филологом. Эти вопросы дали возможность узнать, что видит потенциальный покупатель в этом предмете и, самое главное, каким должен быть рекламной текст4.)
Перейдем к рассмотрению методов теоретического исследования.
К л а с с и ф и к а ц и я (лат. с1а$$к — р а з р я д и/асеге — д е л а т ь ) — метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа (основания классификации) и путем установления связей между возникшими типами. Примеры классификаций: родо-видовая классификация произведений художественной литературы; классификация речевых жанров; деление звуков речи на гласные и согласные и др. В основе классификации лежит логическая операция деления множества на подмножества (классы).
В филологических исследованиях важны два вида классификации: описательный, объяснительный.
1) Систематизация материала по уже известным в науке основаниям. Например: среди способов передачи чужой речи выделяется несобственно-прямая речь. Ее задача состоит в том,
чтобы фрагментом текста, формально принадлежащим повествователю, передать суждения, размышления персонажа, наблюдаемую им картину. Иначе говоря, текст устроен так, что при формальной принадлежности его повествователю содержательно он принадлежит и персонажу.
С м . т е к с т из р о м а н а Л. Т о л с т о г о «Анна К а р е н и н а » : Опахоте-ла упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона.
Не выделенная полужирным шрифтом часть текста — это слова повествователя: он видит происходящее. Последнее же, выделенное, предложение, не отличаясь в формальном отношении от слов повествователя, передает ощущение необходимости сделать то-то и то-то, возникающее у персонажа (здесь: у Анны Карениной): надо — таково решение именно персонажа (не по’ вествователя). Несобственно-прямая речь может использоваться для передачи высказывания персонажа или его внутренней речи. Если, обращаясь к новому, еще не изученному тексту, исследователь подводит обнаруженные им факты несобственно-прямой речи под уже выделенные и зафиксированные в науке классы, то в этом случае он применяет классификацию первого вида. Эта классификация является описательной.
2) Систематизация материала на основе принципов, процедур, оснований, которые науке еще не известны и разрабатываются в данном исследовании одновременно с изучением материала. Так, изучение песенного творчества В. Высоцкого поставило перед исследователями задачу «прописать» его песни в системе литературных жанров. Песни Высоцкого не «помещались» в традиционную систему жанров, в которой жанр рассматривается как типическая форма целого произведения, тип словесно-художественных структур, тип литературного произведения и Др. Т.В. Сафарова5, изучавшая песенное творчество В. и др. Таким образом, найдено то основание, которое и объеди‘ н я е т а в т о р с к и е песни Высоцкого в о д и н класс, и в то ж евремя служит объяснению их разнообразия (основания деленияматериала на втором, более низком уровне). Классификацияданного типа являетсяобъяснительной.
В филологии востребованы классификации обоих типов Одна из них позволяет доказать факт стабильности изучаемого объекта; вторая демонстрирует момент его динамики(развития функционирования).
При применении метода классификации особо значим тотматериал, который не подходит под уже выделенные классы.
Так, традиционно считается, что во французском языке основой предложения является соединение подлежащего со сказуемым: Р1егге И г . ип Нуге с в о з м о ж н ы м и распространителями (Пьер читает книгу). Вмсте с тем во многих случаях структурная основа предложения содержит три члена: Р1егге а ип Нуге (У Пьера есть книга). С учетом описанной ситуации факты второго рода можно либо признать исключением, либо перестроить классификацию, посчитав, что структурная основа предложения может быть дву-, трехчленной (а возможно, содержать и больше членов). Специалисты по французскому синтаксису6, учитывая, что в современном французском языке есть большая группа глаголов, не употребляющихся без дополнения, признают, что предложения с точки зрения их структурной основы образуют два класса: предложения с двучленной основой и с основой, более чем двучленной. Так языковой материал и стремление исследователей осмыслить его как можно более полно, точно и непротиворечиво заставляют провести корректировку уже известной классификации.
Рассмотренный пример побуждает ввести одно правило классификации:не оставлять б е з внимания ни одного обнаруженного факта. В противном случае осуществленная систематизация материала не будет отражать реального положениядел. Это значит, что построенное объяснение будет грешить неточностью, некорректностью.
Моделирование ( л а т . тойи1из — мера, о б р а з е ц ) — метод, в о с н о —екоторого лежит исследование объектов познания по их аналогаМ. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие — несущественно, и являютсямоделями.
Например, при изучении проблемы создания и понимания теКста и в лингвистике, и в литературоведении используется целый ряд моделей коммуникации. Эти модели с различной степенью детализации демонстрируют задачи, решаемые в процессах создания и восприятия текста говорящим (автором), слушающим (читателем) и самим текстом (произведением). В одну из наиболее полных моделей коммуникативного акта включаются следующие компоненты: коммуниканты, процессы вербализации и п о н и м а н и я , я з ы к , текст, о б с т о я т е л ь с т в а коммуникативного акта, практические и коммуникативные цели.
В зависимости от вида деятельности (повседневной, деловой, политической, рекламной, эстетической и др., что обобщается понятием обстоятельства коммуникативного акта) эта модель имеет различное наполнение. Так, в актах литературно-художественной деятельности коммуниканты выступают в функциях автора и читателя, язык — как естественный язык, преобразующийся в язык художественной литературы.
Исследование создания и понимания художественного текста потребует выдвижения, например, одного из компонентов модели, при этом все прочие «превратятся» в фон. Если мы изучаем деятельность говорящего по созданию текста, то все прочие компоненты модели учитываем как такие, которые помогают рассмотреть изучаемый: текст — продукт деятельности, слушающий — получатель текста и истолкователь смысла, у истоковкоторого стоит г о в о р я щ и й ( а в т о р ) , я з ы к — инструмент, к о т о р ы м пользуется создатель текста, и т.д.
В филологии чаще всего применяются знаковые модели (схемы, формулы, чертежи, рисунки, языковые выражения и Др.). Выбор модели осуществляется в соответствии с задачей исследования: модель заменяет изучаемый объект.
Моделирование позволяет изучить объект в динамике, вего развитии и функционировании; объектом моделирования нередко является коммуникативное, речевое, литературное
204
205
поведение человека. В этом состоит значимость моделироваци как метода исследования в филологии.
Решение и ответы на тесты Методы научных исследований в менеджменте ММУ
МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ММУ, МУМ) (РЕШЕНИЕ И ОТВЕТЫ ПО ТЕСТУ ОТ 100 РУБ)
Оставьте заявку (контакты ниже), и мы поможем с решением и ответом на тест.
ВОПРОСЫ по предмету
- Методы научных исследований в менеджменте (1-1) ММУ
- Совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами, называется:
- Что является идеалом науки, по мнению большинства учѐных:
- Какая из мер центральной тенденции предпочтительна для данных, полученных с помощью номинальной шкалы:
- Что является основным в системном подходе к исследованию.
- Выберите две особенности современной науки:
- Выбор ведущих методов научного исследования обусловлен в первую очередь…
- Верны ли следующие суждения о классификации наук:
- Естественные науки и математика – это физика, химия, биология
- Технические науки – это полиграфия, радиотехника:
- Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы…
- Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:
- Назначение науки состоит в том, чтобы…
- Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:
- Критерий валидности говорит о…
- В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить…
- Какая из функций не относится к функциям науки:
- Познавательная функция науки это:
- Проверенным практикой результатом познания действительности является:
- Понятие валидности относится, прежде всего, к…
- Самая престижная и знаменитая научная премия:
- Постепенное развитие процесса познания называется:
- В понятие надежности не включается. ..
- В структуру научного метода не входит:
- Первичным элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания является:
- Конкретно-научный уровень методологии науки представляет собой…
- Метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижении целого в единстве:
- … — это совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению.
- Под … подразумеваются признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки и решения проблем научному сообществу:
- Какая из мер центральной тенденции предпочтительна в малой совокупности результатов с большим разбросом крайних значений:
- Главная цель мировоззренческой функции:
- Какая система исходных идей относится к философскому уровню методологии науки:
- Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:
- Какой из факторов является наиболее важным в успехе исследования.
- Задачи исследования – это:
- Методы исследования бывают:
- Задачи представляют собой этапы работы.
- В заключении научного исследования необходимо отразить:
- Объект исследования — это…
- Что представляют собой методы научного исследования.
- В основе проблемы лежит:
- Краткое изложение первичных документов или их части с основными фактическими сведениями и выводами называется:
- Научное исследование начинается:
- К прикладным исследованиям относятся те, которые:
- Проектирование в научном исследовании — это…
- Важнейшими аспектами рассмотрения научного исследования является движение мысли исследователя в направлении:
- Гипотеза в исследовании — это…
- Диагностика и сбор эмпирических данных не включены в…
- Предмет исследования в науке…
- Получение нового теоретического результата – это:
- Научное исследование начинается.
- На первом этапе гипотеза возникает:
- Научное исследование начинается с:
- Сжатое изложение самого существенного в данном материале называется:
- Знакомство с литературой обычно начинается с:
- Что представляет собой методика научного исследования.
- Моделирование позволяет изучить объект:
- Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, – это.
- Формулировка цели научного исследования отвечает на следующий вопрос:
- Системный подход в исследовании предполагает, прежде всего …
- Какие из предложенных методов относятся к теоретическим:
- Метод исследования — это…
- В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить следующие понятия:
- Диагностический показатель — это…
- Принципы как нормативное знание основаны на…
- Что не входит в понимание методологии науки:
- Метод перехода от общих суждений к частным называется:
- Установление между науками внутренних связей, создание обобщенных междисциплинарных подходов и концепций характерно для:
- Что такое метод научного исследования:
- Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию … знаний о действительности.
- Парадигма — это. ..
- Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:
- Метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям называется:
- Диагностический критерий — это…
- Глубокое качественное изменение в развитии науки называется:
- Теоретическая концепция — это…
- На чем сосредоточена философия науки:
- Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы…
- Какой частный метод научного исследования позволяет провести анализ стратегического положения предприятия на рынке:
- Модель в научном исследовании — это способ…
- Какие из предложенных методов относятся к общелогическим:
- Общенаучные методы включают в себя:
- Гипотеза в научном исследовании…
- В концепцию научного исследования включаются…
- Обоснование актуальности темы исследования предполагает:
- Предмет исследования представляет собой:
- Какой тип диаграммы наиболее наглядно демонстрирует соотношение частей внутри целого.
- Примером метода … является периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Фактическую область исследования составляет:
- На заключительном этапе исследователь вновь обращается:
- Выбор темы научного исследования определяется.
- На заключительном этапе исследования раскрывается:
- Основные характеристики исследования определяются…
- Проект в научном исследовании — это…
- Методы исследования бывают.
- В методологию науки термин «научная парадигма» ввел:
- Что включает в себя методологический раздел научного исследования:
- Метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам:
- Основной этап научного исследования включает следующие стадии:
- Что представляет собой исследование.
- Таблица:
- Наука в качестве социального института сформировалась в:
- Наблюдение позволяет найти:
- Освоение программ высшего образования завершается:
- Методология науки – это:
- Закончите предложения.
- Изучение влияния исследовательской деятельности студента института на его личностно-профессиональное становление как будущего специалиста актуально в социальном, теоретическом и практическом планах.
- С одной стороны, в науке созданы определенные предпосылки для системного анализа взаимосвязи между исследовательской деятельностью студента института и его личностно-профессиональным становлением, с другой стороны, анализ научной литературы и опыта профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений свидетельствует о наличии противоречий:
- Эмпирические задачи решаются методами:
- Сокращения в научных текстах:
- Перечислите три основные концепции науки:
- Особый вид научного произведения, в котором реализуется научное творчество как процесс научного освоения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих научный мир — это:
- Принцип исследования (найти ошибочное утверждение)…
- Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:
- Что включается в себя процедурный раздел рабочей программы научного исследования:
- Частнонаучные методы применяются:
- Метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений называется:
- Для научного текста характерна:
- Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию происходит в процессе:
- Наиболее часто встречаются в экономических исследованиях методы:
- Как лучше проиллюстрировать причинно-следственную зависимость двух величин:
- Результат умственного труда называют:
- Принцип — это. ..
- Научный текст необходимо:
- Какая система исходных идей не относится к философскому уровню методологии науки:
- Во введении научного исследования необходимо отразить:
- Философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания – это:
- Объектом исследования являются:
- В научно-исследовательской деятельности проблема представляет собой:
- Список использованной литературы:
- В науковедении различаются методы:
- Стиль научного текста предполагает только:
- Познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления, является задачей:
- Методы теоретического исследования – это:
- Рисунки в научных текстах:
- Что такое методология исследования.
- Формами исследовательской работы студентов являются:
- Особенности научного текста заключаются:
Наблюдение и наблюдение за участниками | American University Online
Наблюдение и наблюдение за участниками являются очень важными инструментами сбора данных, которые оценщики используют на протяжении всего проектного цикла. Оценщики используют наблюдение и наблюдение за участниками для сбора данных о входных, выходных и конечных результатах проекта. Что касается мониторинга и оценки, наблюдение обычно относится к тому, когда оценщик наблюдает деятельность проекта в действии. Наблюдение позволяет оценщику увидеть, что происходит в проекте. Напротив, наблюдение за участниками относится к тому, когда оценщик наблюдает за участниками, разговаривая с заинтересованными сторонами и участвуя в деятельности проекта. Как участник, оценщик получает более глубокое понимание проектной деятельности и восприятия заинтересованных сторон.
Merrian (2009) предлагает рассматривать наше наблюдение и исследования с включенным наблюдением в континууме, изображающем роль между наблюдателем и наблюдаемым. Автор очерчивает деление континуума:
- Полный наблюдатель
- Наблюдатель как участник
- Участник как наблюдатель
- Партнер по сотрудничеству (исследовательская роль не скрыта)
- Полный участник (исследовательская роль скрыта)
между полным наблюдателем и полным участником. Обычно оценщики хотят играть роль партнера по сотрудничеству, где они могут получить эмическую перспективу, которая может быть полезна для планирования, мониторинга и оценки проекта.
Полное наблюдениеКогда мы используем полное наблюдение, мы наблюдаем за населением проекта, не взаимодействуя с заинтересованными сторонами, а только наблюдая за их поведением. На самом деле мы делаем это все время, когда посещаем проекты. Иногда, когда мы посещаем какой-либо проект, мы делаем о нем наблюдения и включаем эти наблюдения в наши выводы, не думая об этом как об исследовании или сборе данных.
Ключевым здесь является то, что оценщик остается отделенным от населения проекта, не взаимодействует с ним и не задает вопросов. Оценщик просто наблюдает и делает некоторые предварительные выводы в качестве полного наблюдателя.
Наблюдение может быть очень полезным как часть плана МиО, который включает в себя несколько различных методов на этапах планирования, реализации и оценки проекта. Мы часто используем наблюдение, когда планируем , чтобы наблюдать за необходимостью. Это может быть важной частью оценки потребностей, особенно если у нас есть план наблюдения. Мы также используем наблюдение, чтобы наблюдать или наблюдать за процессом реализации , чтобы увидеть, кто участвует, а кто нет. Мы часто используем наблюдение, чтобы сравнить то, что люди делают, с тем, что они говорят, и добавить глубины нашим оценка .
Включенное наблюдение: сбор эмической точки зренияСогласно Бернарду (2011), включенное наблюдение дает нам уникальное понимание исследовательского или проектного сообщества, поскольку вы получаете интуитивное представление о культуре, участвуя в нем. Шенсул и ЛеКомпт (2013) говорят нам, что включенное наблюдение дает нам интуитивное и интеллектуальное понимание того, как общество организовано и расставлено по приоритетам, и как люди относятся друг к другу. Для оценщиков это включает в себя то, что приемлемо с культурной точки зрения, какие проекты могут работать, как работает проект во время его реализации и каково влияние проекта.
Когда мы занимаемся включенным наблюдением, мы надеемся, что нас примут как инсайдера или попадут за кулисы, где вы станете настоящим участником. Бернар говорит нам, что включенное наблюдение предполагает достаточное сближение с людьми, чтобы они чувствовали себя комфортно, рассказывая нам о своей жизни, тем самым противодействуя эффекту наблюдателя, который мы получаем при наблюдении и включенном наблюдении, и позволяя нам достичь эмического понимания.
Оценщики используют включенное наблюдение при планировании, реализации, мониторинге и оценке проектов. Мы также используем включенное наблюдение, чтобы помочь в разработке нашего последующего исследования, включая вопросы для интервью. В фаза планирования , мы используем включенное наблюдение для оценки потребностей сообщества и подходящих способов разработки наших проектов развития. На этапе реализации мы используем включенное наблюдение, чтобы улучшить текущую деятельность, такую как учебный семинар, по мере того, как мы ее контролируем. Мы могли бы спросить, вовлечены ли участники, а если нет, то почему, и что мы можем с этим поделать. Очень важно, что мы используем включенное наблюдение, чтобы повысить достоверность наших усилий по мониторингу. Совместное наблюдение помогает нам увидеть и понять, что делают люди, и мы можем сравнить это с тем, что они говорят. Это помогает нам увидеть, делают ли люди что-то отличное от того, о чем они говорят. Точно так же мы используем включенное наблюдение, чтобы добавить глубины нашим оценок , так как это позволяет нам наблюдать и понимать изменения в поведении или установках. Например, мы видим и понимаем, как участники используют свои новые навыки. Как и выше, это также повышает достоверность наших усилий по оценке, если мы можем сравнивать то, что люди говорят, с тем, что они делают.
Наблюдения и полевые заметкиМы должны заранее подумать о том, что мы будем наблюдать при использовании этих методов. Мой совет при использовании наблюдения и включенного наблюдения: наблюдайте за всем, что имеет отношение к проекту. Известный участник-наблюдатель Спрэдли (1980) отмечает, что мы должны учитывать то, что люди делают (культурное поведение), что они знают (культурные знания), и что люди производят и используют (культурные артефакты). Согласно Спредли, мы должны просмотреть:
- Объекты,
- Действия,
- Действия,
- События,
- Время,
- Актеры,
- Чувства14 и
- Чувства14.
Когда вы участвуете в наблюдении и включенном наблюдении, вы обычно делаете заметки, которые становятся вашими необработанными данными. Обычно я делаю несколько заметок, когда занимаюсь включенным наблюдением. Я также соберу прямые цитаты, если сочту, что они пригодятся позже. Когда я покидаю сеттинг, я сразу же подытоживаю или обрисовываю в общих чертах свои наблюдения, рисуя схему сеттинга и движений членов сообщества, чтобы придать глубину своим наблюдениям. Обычно это включает словесные описания обстановки, людей и действий, как Спредли, выше.
После участия в наблюдении и включённом наблюдении и написании своих заметок я обычно отступаю на день или два, чтобы обдумать свои мысли. Затем я возвращаюсь к своим заметкам и добавляю анализ или области, в которых мне нужно провести дополнительные исследования. Если я напечатал свои заметки, я добавляю свой комментарий или анализ в виде пузырей комментариев. Если у меня есть рукописные заметки, я пишу свои мысли на полях.
Заключительные мыслиПоскольку мы занимаемся наблюдением и включенным наблюдением, нам необходимо принимать во внимание возможные эффекты наблюдателя, необходимость сопротивляться сбору данных, которые не имеют отношения к нашему проекту, этические проблемы и потенциальную микрополитику.
Кроме того, мы должны учитывать, что наши наблюдения и возникающие у нас вопросы будут зависеть от нашего собственного мыслительного процесса и предубеждений. Выявление наших собственных предубеждений — один из важных шагов в сборе достоверных и надежных данных наблюдения, включенного наблюдения и других качественных методов. Даже если мы попытаемся подойти к проблеме без чрезмерной предвзятости, мы должны понимать, что наш собственный опыт, который мы привносим в наши наблюдения, влияет на то, что мы видим, и на наши интерпретации этого. Это может привести к тому, что мы будем несовершенными интерпретаторами другой или даже нашей собственной культуры.
Ссылки
H. Russell Bernard, Research Methods in Anthropology , 5-е изд., Maryland: Alta Mira, 2011. 2009.
Жан Шенсуль и Маргарет ЛеКомпт. Основные этнографические методы , 2-е изд., Мэриленд: Альта Мира, 2013.
Джеймс Спрэдли. Участник наблюдения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1980.
Об авторе:
Доктор Беверли Питерс имеет более чем двадцатилетний опыт преподавания, проведения качественных исследований и управления проектами развития сообщества, микрокредитования, инфраструктуры и демократизации в нескольких странах Африки. В качестве консультанта д-р Питерс работал над проектами в области инфраструктуры, образования и микрокредитования, финансируемыми ЕС и USAID, в Южной Африке и Мозамбике. Она также задумала и разработала предложение для женского кризисного центра Организации мира и развития Дарфура, центра, который оказывает физическую и экономическую помощь женщинам, пережившим насилие в лагерях для ВПЛ в Дарфуре. Доктор Питерс имеет докторскую степень. из Университета Питтсбурга. Узнайте больше о докторе Питерсе.
Чтобы узнать больше об онлайн-программе магистратуры Американского университета в области измерения и оценки или о сертификате выпускника в области мониторинга и оценки проектов, запросите дополнительную информацию по номеру или позвоните нам по бесплатному телефону 855-725-7614.
Как это работает онлайн? — Methodspace
Мир меняется, как и ваши исследовательские планы и возможности. Мы отвечаем на вопросы, которые вы публикуете на MethodSpace, и связанных с ними онлайн-мероприятиях. Найдите всю серию вопросов и ответов здесь и задайте свои вопросы.
Вопросы, обсуждаемые в этом посте, были заданы на вебинаре Когда поле онлайн . Запись этого вебинара, организованного Nvivo, доступна для просмотра.
Многие исследователи, у которых мало или совсем нет опыта работы с онлайн-методами, сейчас пытаются выяснить, как перенести исследования, которые они планировали провести лично. Этот набор вопросов отражает их интерес к методам сбора качественных данных, включающим наблюдение.
Как можно проводить включенное наблюдение онлайн?
Изначально планировалось для наблюдения за взаимодействием между участниками. Итак, думаем о том, как наблюдать онлайн-взаимодействия между участниками.
В исследовательской среде, могу ли я исследовать так же, как «скрытно»? Если возможно, как я могу это сделать? Потому что я понимаю процесс как участник, но есть явления, которые сложно передать, что исследователь делает в некоторых онлайн-местах.
Термин включенное наблюдение описывает тип исследования, в котором исследователь является участником или имеет доступ к изучению изучаемого явления. Исследователь может задавать вопросы, участвовать в дискуссиях с отдельными лицами или группами и/или «выполнять» изучаемую деятельность. Поскольку исследователь открыто собирает данные, у него есть соглашение с организацией или местом проведения исследования и согласие участников. Напротив, с ненавязчивое, скрытое или пассивное наблюдение, исследователь собирает данные без ведома людей или обстановки. Ненавязчивое наблюдение также называют скрытым .
Хотя формулировки могут различаться в разных исследовательских традициях, я обновил определения, сформулированные в книге Качественные онлайн-интервью (Salmons, 2015):
Ненавязчивое наблюдение : Исследователи собирают размещенную, но не идентифицирующую личность информацию. для шаблонов в таких сообщениях на веб-сайтах, в блогах или сайтах социальных сетей или во взаимодействиях в дискуссионных группах. В этой форме наблюдения исследователи не создают посты, не задают вопросы, не отвечают или иным образом не участвуют во взаимодействии с онлайн-сообществом, группой или сайтом социальной сети.
Совместное наблюдение для сбора данных в процессе, который включает участие исследователей в коммуникациях — например, размещение сообщений на форумах, в блогах или на стенах в онлайн-сообществах или на сайтах социальных сетей. Исследователь отвечает на сообщения других, открыто взаимодействует с группой и может делиться знаниями, полученными в ходе учебы или опыта. Наблюдатели-участники могут проводить как неформальные обсуждения, так и формальные интервью с членами группы. (стр. 152)
В сети исследователь, использующий включенное наблюдение, может связаться с менеджером или модератором онлайн-дискуссии, чтобы запросить разрешение на изучение группы в качестве участника. В зависимости от характера группы и характера исследования исследователь может раскрывать или не раскрывать информацию о том, что он собирает данные в качестве участника группы. Наблюдатель-участник может опубликовать информацию об исследовании и протокол о согласии на участие или отказе. (Примечание: я остановлюсь более подробно на вопросах этики и согласия в другом посте о MethodSpace.)
Ненавязчивый исследователь — сторонний наблюдатель, собирающий данные без взаимодействия. Они могут использовать архивы и/или публикации на общедоступных сайтах. Будет ли это считаться приемлемым, зависит от типа данных и ожиданий группы. Хотя может показаться простым сказать, что сообщение является «неидентифицируемыми данными», потому что вы не указали имя, любой может ввести комментарий в браузер и найти его. Могут быть прикреплены метаданные, которые идентифицируют человека, создавшего сообщение. Некоторые сайты и некоторые группы только для членов имеют свои собственные правила или нормы, которые следует соблюдать.
Как только вы начнете общаться с людьми, за которыми наблюдаете, вы перейдете к «выявленному» способу сбора данных и вам потребуется информированное согласие.
Разница между видами онлайн наблюдения не всегда жесткая и быстрая. Иногда участник-наблюдатель может отступить, чтобы просмотреть более крупные тенденции или культуры в онлайн-среде. Иногда ненавязчивый наблюдатель может договориться об интервью в организации, на которую он смотрит. Однако когда дело доходит до этики и требований к соглашениям или информированному согласию, я указываю на различие между опросом или побуждением людей рассказать (или написать) о своем опыте и просмотром (или чтением) того, что они могут сказать о себе. (Подробнее о том, как исследователи смешивают качественные и количественные методы в наблюдательных исследованиях: Salmons, J. (2015). Проведение смешанных и мультиметодных исследований онлайн. В S.-H. Biber & B. Johnson (Eds.), Oxford Handbook of Смешанные и мультиметодные исследования (Оксфорд: Oxford Press.)
В какой-то степени решение быть участником или ненавязчивым наблюдателем может быть связано с позицией исследователя по отношению к теме исследования. Например, если я хочу изучить опыт академических писателей, я буду инсайдером , так как это моя текущая работа. Я мог бы выбрать метод включенного наблюдения, потому что я хочу участвовать в беседах и иметь знания и опыт по обсуждаемым темам. Кроме того, я могу завоевать доверие менеджера группы или модератора, потому что они увидят, что я опубликованный академический писатель. С другой стороны, если бы я хотел изучить, как люди участвуют в Интернете для обсуждения теорий заговора и распространения дезинформации, я мог бы предпочесть делать это ненавязчиво, поскольку я был бы посторонним и не мог бы участвовать в этом по-настоящему.
Существует множество научной литературы и отличных книг о различных вариациях онлайн-исследований с наблюдением и об этнографии — методологии, которая исторически основывалась на наблюдениях. Вот несколько ресурсов, которые могут вас заинтересовать. Не стесняйтесь оставлять любые дополнительные вопросы в области комментариев.
Ресурсы о видах этнографии, использующие Интернетentanglements, журнал открытого доступа о мультимодальной этнографии https://entanglementsjournal.org/
LSE Digital Ethnography Collective List Reading List SHARED DOC — март 2020 г.
LSE Digital Ethnography Reading List
Козинец Р. В. (2019). Нетнография: основное руководство по качественному исследованию социальных сетей (3-е изд.). Тысяча дубов: публикации SAGE.
Образцы глав 1 и 2
Пинк С., Хорст Х., Постил Дж., Хьорт Л., Льюис Т. и Такки Дж. (2015). Цифровая этнография: принципы и практика (третье изд.). Лондон: публикации SAGE.
Образец Глава 1
Статьи с открытым доступом Форум: качественные социальные исследования Специальный выпуск по виртуальной этнографии (2007)8 . Есть те, кто считает, что виртуальная этнография предполагает особый методологический подход, и те, кто считает, что этнографическое исследование Интернета заставляет нас задуматься над фундаментальными предположениями и концепциями этнографии, но не означает особой формы этнографии. Статьи в этом специальном выпуске FQS, посвященные виртуальной этнографии, демонстрируют различные подходы исследователей, изучающих Интернет с этнографической точки зрения
Акему, О. , и Абдельнур, С. (2020). Противостояние цифровым технологиям: этнография в современных организационных условиях. Организационные методы исследования, 23(2), 296–321. https://doi.org/10.1177/1094428118791018Аннотация. Цифровые технологии пронизывают современную жизнь. В результате организационным этнографам приходится бороться с информантами, взаимодействующими лицом к лицу и с помощью цифровых средств (например, по электронной почте, через Facebook Messenger и Skype). Это совпадение цифровых и физических взаимодействий информантов бросает вызов способности этнографов демонстрировать достоверность и многозначность в своих отчетах о современной организации. Опираясь на недавние теории о природе цифровых артефактов и два случая полевых этнографических исследований, мы утверждаем, что цифровые артефакты предоставляют этнографам разные способы соприсутствия с участниками исследования: цифровой как архив и цифровой как процесс . Мы предлагаем исследователям руководство по использованию этих режимов соприсутствия для повышения достоверности и многоголосия в этнографических исследованиях современных организаций. Мы также исследуем последствия для методологических проблем, таких как этика, аналитический выбор и рефлексивность.
Бенейто-Монтегут, Р., Бегерия, А., и Кассиан, Н. (2017). Занимаемся этнографией цифровой команды: быть вместе и цифровыми социальными данными. Качественные исследования, 17(6), 664–682. https://doi.org/10.1177/1468794117724500Аннотация. Поскольку цифровая доступность социальных данных помогает изменить форму этнографических исследований и, таким образом, расширить общепринятое понимание этнографии, в этом исследовании предлагается набор стратегий для преодоления существующих ограничений в проведении этнографии. На основе двухлетнего онлайн- и офлайн-этнографического проекта по использованию социальных сетей в более позднем возрасте дается представление о том, как реконструируются и обсуждаются практики и значения этнографии в ответ на взрыв цифровых социальных данных и с помощью командных практик. В этой статье рассматривается, как совместная и междисциплинарная этнографическая рефлексия поддерживается и расширяется с помощью цифровых инструментов, создавая живой источник данных, которые можно анализировать в рамках этнографии. В качестве вклада в текущие дебаты о «Социальной жизни методов» он также рассматривает эпистемологические вопросы, связанные с цифровыми данными и групповой этнографией, такие как роль этнографа(ов), поле(а) и анализ вычислительных данных. В статье делается вывод о том, что цифровая командная этнография является жизнеспособным вариантом для проведения обширных и описательных исследований об использовании социальных сетей, что, в свою очередь, способствует совместному, неиерархическому и основанному на диалоге процессу производства знаний.
Burles, MC, & Bally, JMG (2018). Этические, практические и методологические аспекты ненавязчивого качественного исследования личных рассказов, распространяемых в Интернете. Международный журнал качественных методов.
https://doi.org/10.1177/1609406918788203Аннотация. По мере роста популярности интернет-исследований внимание к этике изучения онлайн-контента имеет решающее значение для обеспечения этического усердия и уместности. За последние годы появились этические руководства и рекомендации, которые информируют исследователей и институциональные наблюдательные советы о передовом опыте. Тем не менее, эти рекомендации иногда неуместны, чрезмерно жестки или не учитывают случайный характер этического принятия решений в качественных исследованиях. Кроме того, в существующей литературе очевидны различные этические позиции и практики. В этой статье рассматриваются ключевые этические вопросы качественного исследования онлайн-контента с упором на ненавязчивое изучение личных нарративов, распространяемых через Интернет. Принципы информированного согласия и конфиденциальности подробно рассматриваются наряду с практическими и методологическими соображениями для ненавязчивого качественного исследования. Это критическое исследование способствует постоянному обсуждению этического проведения интернет-исследований и продвигает этично-сознательные, но гибкие подходы к онлайн-качественным исследованиям и творческим методологическим усилиям по преодолению этических проблем.
Калиандро, А. (2018). Цифровые методы этнографии: аналитические концепции для этнографов, изучающих среду социальных сетей. Журнал современной этнографии, 47 (5), 551–578. Откройте доступ здесь.
Реферат . Цель этой статьи — представить некоторые аналитические концепции, подходящие для этнографов, работающих с социальными сетями. В результате роста социальных сетей структура Интернета стала очень сложной, изменчивой и фрагментированной. В рамках этого пространства не всегда можно рассматривать «классическое» интернет-сообщество как привилегированную полевую площадку этнографа, в которую он погружается. С другой стороны, черпая вдохновение из некоторых методологических принципов парадигмы цифровых методов, я полагаю, что главная задача этнографа, перемещающегося по средам социальных сетей, должна заключаться не только в выявлении онлайн-сообщества, в которое нужно углубиться, а в картировании практик, с помощью которых пользователи Интернета а цифровые устройства структурируют социальные образования вокруг фокального объекта (например, бренда). Чтобы помочь этнографу в картографировании социальных образований в среде социальных сетей, я предлагаю пять аналитических концепций: сообщество , общественность , толпа , самопрезентация как инструмент и пользователь как устройство .
Костелло, Л., Макдермотт, М.-Л., и Уоллес, Р. (2017). Нетнография: ряд практик, заблуждения и упущенные возможности. Международный журнал качественных методов. https://doi.org/10.1177/1609406917700647Аннотация. Это первая статья, описывающая, как расширение термина «нетнография» в качественных исследованиях приводит к неправильному восприятию и упущенным возможностям. Когда-то признанная потребность в человеческом присутствии в нетнографических исследованиях уступает место неучастным (пассивным) подходам, претендующим на натуралистичность и беспристрастность. Хотя это может быть разумным в некоторых средах, это также лишает возможности совместного творчества в онлайн-сообществах и социальных сетях. Напротив, совместные (активные) нетнографы имеют возможность проводить свои исследования таким образом, чтобы привносить ценность и непрерывность повествования в онлайн-пространства. В этой статье рассматриваются способы использования и адаптации нетнографий в различных сферах онлайн-активности. Он исследует способы, которыми нетнографии соответствуют или отклоняются от уникального набора аналитических шагов, предназначенных для обеспечения качественной строгости. В заключение он выступает за активную нетнографию, которая требует нетнографического «усердия», когда исследователи готовы к «крови, поту и слезам», чтобы пожинать богатые плоды.
Норсков, С., и Раск, М. (2011). Наблюдение за онлайн-сообществами: обсуждение ролей онлайн- и офлайн-наблюдателей в изучении разработки, сотрудничества и координации в среде программного обеспечения с открытым исходным кодом. Forum Qualitative Sozialforschung / Форум: качественные социальные исследования, 12 (3). doi: http://dx. doi.org/10.17169/fqs-12.3.1567Резюме . В этой статье рассматривается применение наблюдения в онлайн-среде с особым акцентом на роль наблюдателя. Он основан на исследовании онлайн-наблюдения за виртуальным сообществом, то есть сообществом программного обеспечения с открытым исходным кодом (OSS). В статье рассматриваются общие и специфические преимущества и недостатки ролей наблюдателей в онлайн-сетях путем сопоставления этих ролей с теми же ролями, которые принимаются в офлайн-сетях. Исследование предполагает, что при правильных обстоятельствах онлайн- и офлайн-наблюдение может быть выгоднее сочетать, поскольку они хорошо дополняют друг друга. Обсуждаются вопросы качества и факторы, важные для получения достоверных данных наблюдений в условиях онлайн-исследований, таких как сообщества OSS. Делается предложение относительно того, как можно уменьшить угрозы достоверности и переносимости в отношении онлайн-наблюдения (т. е. отсутствие полноты и детализации, риск неправильного понимания) при сохранении уровня надежности (который потенциально высок из-за большей степени анонимности). и «изоляция» в сетевых настройках). Таким образом, в документе предполагается, что чем меньше участие исследователя в роли онлайн-наблюдателя, тем больше он / она должен рассматривать возможность внедрения офлайн-методов сбора данных, а не принимать более активное участие в наблюдаемой онлайн-среде. Это методологическое обсуждение формирует основу для обдуманного выбора роли онлайн-наблюдателя, а не для пассивного скольжения в роль, назначенную сеттингом.
Шимковски, К. (2020). В поисках уединения, принимая упадок: качественное исследование долгосрочного развития частного онлайн-сообщества. Социальные сети + общество. https://doi.org/10.1177/2056305120907949Резюме . В этой статье анализируется развитие онлайн-сообщества на основе досок объявлений в период с 2002 по 2016 год. В ней исследуется частное онлайн-сообщество, которое активно изолировало себя от интернет-публики и не принимало новых членов более десяти лет. Опираясь на онлайн-наблюдение, оффлайн-полевые исследования, онлайн- и оффлайн-интервью, а также на архивные исследования 12-летнего онлайн-взаимодействия, статья представляет собой углубленный качественный отчет о «старении» онлайн-сообщества, который фокусируется на его внутренней динамике. и рассказы участников. Портрет сообщества, которое пережило годы явного «упадка», исследует устойчивость социальных сетей и культур в Интернете. В частности, в статье определены три взаимосвязанных фактора, которые сформировали долгосрочное развитие сообщества: (1) структурная и культурная преемственность, активно достигаемая благодаря усилиям пользователей и администраторов, сделала онлайн-сообщество связным и узнаваемым социальным скоплением, которое сохраняется с течением времени. ; (2) участники форума не всегда воспринимают снижение уровня взаимодействия с сообществом как негативное явление, а переосмысливают его как выражение внутригруппового знакомства и побочный эффект процесса консолидации; и (3) переплетение онлайн- и офлайн-взаимодействия является основным источником знакомства между членами и фактором, способствующим долголетию сообщества.