Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Наблюдение психология: Наблюдение как метод психологического исследования

Содержание

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Лекции и практикум по психологии — Общая психология

К классическим описательным методам практической психологии относят наблюдение, предоставляющее ни с чем не сравнимую информацию о ребенке и позволяющее обнаружить «проблемных» детей. Очевидно, что необходимость диагностики всехдетей подряд не всегда оказывается оправданной. В этом случае наблюдение экономит время и силы, а далее психолог совместно с педагогом или родителями разрабатывают систему конкретной помощи ребенку. Это один из важнейших принципов эффективной организации работы психолога: он должен работать в тесном контакте с педагогами и родителями.

Однако когда все-таки стандартная диагностика действительно необходима, наблюдение дает возможность получить дополнительную информацию о поведении или специфике деятельности ребенка, которая не всегда может быть получена при использовании тестовых психодиагностических процедур.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения — будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т. п.

В процессе первоначальных наблюдений для регистрации получаемых данных наиболее эффективно использование не составленных заранее протоколов, а развернутых и упорядоченных (более или менее) дневниковых записей. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам обследования (или исследования) и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. В этом случае результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа.
В психодиагностике принято различать несколько видов наблюдения. В частности, в зависимости от количества единиц наблюдаемого объекта различают сплошное, выборочное и случайное наблюдения.
Сплошное наблюдение предполагает фиксацию и последующий анализ расширенного количества изучаемых показателей.
Выборочное наблюдение — наблюдение, при котором обследованию и фиксации подлежат не все единицы изучаемой совокупности, а только их определенная часть, достаточная для получения обобщающих статистических характеристик.
Случайное наблюдение — наблюдение, характеризующееся получением неожиданной, не предусмотренной программой исследования информации.
По показателю времени регистрации фактов различают:
1) систематические (текущие, непрерывные) наблюдения;
2) парциальные наблюдения, которые, в свою очередь, подразделяют на единовременные и периодические.
Систематическое наблюдение представляет собой наблюдение, осуществляемое по заранее разработанному плану изучения субъекта в течение определенного времени с целью обнаружения у него определенных психологических характеристик, свойств и т. п.
В последние годы достаточно распространенным в диагностической практике выступает мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий), в широком смысле трактуемый как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Парциальное наблюдение — это краткосрочное по периодичности и длительности временных затрат, выборочное по фиксируемым показателям наблюдение.
В зависимости от положения наблюдателя различают невклю-ченное (опосредованное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное, непосредственное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри».
Включенное наблюдение относится к наиболее сложным и трудоемким видам наблюдения, когда наблюдатель должен одновременно активно взаимодействовать с наблюдаемым, устанавливая с ним контакт, поддерживая беседу и фиксировать наблюдаемые параметры, таким образом, чтобы сам факт их регистрации не отвлекал субъекта, за которым ведется наблюдение, и не вызывал у него негативных эмоциональных переживаний.

По целевым установкам наблюдение может быть классифицировано на поисковое (нестандартизированное), стандартизированное, диагностическое и контрольное.
Поисковое (пилотажное, обсервационное, нестандартизированное) наблюдение, направленное на первичный анализ (выявление) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения.
Поисковое наблюдение требует от психолога достаточно высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков.
Стандартизированное (статистическое) наблюдение, основанное на использовании уже выработанной схемы наблюдения, в рамках которой известно, какой признак (элемент наблюдения) относится к определенной диагностической категории. Стандартизованное наблюдение реализуется: а) посредством отчетности по установленным формам, в установленные сроки или б) посредством специально организованных обследований.
Полученные в результате наблюдения данные способствуют проверке той или иной гипотезы, помогают подтвердить или опровергнуть предположение специалиста о наличии определенных психологических характеристик у конкретного ребенка или группы детей.
Диагностическое наблюдение имеет свою структуру и алгоритм:
1) фиксируется общая характеристика наблюдаемой ситуации: вид и направленность деятельности ребенка, взаимоотношения между членами коллектива, условия, место анализируемой ситуации;
2) определяется типичность наблюдаемого явления у отдельного ребенка или детского коллектива (группы) в сравнении с другими аналогичными субъектами исследования;
3) самими детьми могут даваться характеристики их поступков, эмоциональных состояний, принадлежность к референтной группе.
Кроме того, наблюдая за детьми, важно определить цель их деятельности, интенсивность и формы проявления активности. Наконец, очень важно выявить результативность детских видов деятельности. Следует отметить, что последовательность наблюдения может меняться в зависимости от условий наблюдения или от диагностических задач.
Контрольное наблюдение, имея иную последовательность, ориентируется на фиксацию и последующий анализ четко разработанных показателей, критериев, индикаторов. Например, оценка активности участия детей в совместной деятельности, эмоциональные отношения со взрослыми и сверстниками и т. п. Наблюдающий регистрирует возможные проявления, кодируя их цифрами или буквами.
Контрольное наблюдение чаще всего используется в лабораторных условиях, когда наблюдаемая группа ограничена специально заданной ситуацией. Как любой метод, контрольное наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Заранее продуманная процедура наблюдения позволяет более точно и объективно фиксировать сам процесс деятельности, сосредоточив внимание на наиболее важных его проявлениях. В то же время в качестве недостатков метода можно указать на наличие определенной установки наблюдателя, его предвзятость и склонность к психологическому перенасыщению, невозможность более внимательно проанализировать отдельные аспекты наблюдаемого процесса; большие затраты времени на получение объективного результата, а также ограниченность круга наблюдаемых явлений и субъектов и субъективность оценок под влиянием побочных факторов.
Наиболее надежно наблюдение в ситуациях свободного выбора. Дело в том, что в условиях образовательного пространства (например, на уроках) легко диагностируются только те дети, чье поведение заметно отклоняется от нормы, тогда как большинство учеников в стандартных ситуациях, выступая в качестве исполнителей указаний педагога, могут и не проявить своих истинных особенностей.
Диагностическая функция ситуаций свободного выбора основана на положении о борьбе мотивов как внутренней детерминанте поступков. Действительно, в реальной жизнедеятельности ребенок постоянно оказывается перед необходимостью принятия конкретного решения, например как поступить в данном случае: помогать другим или уклониться от этого, требовать для себя определенных привилегий или подчиниться общим правилам, говорить правду или скрыть ее и т. п. Именно в подобных ситуациях проявляются специфические личностные особенности ребенка. Особой диагностической ценностью обладают ситуации, когда ребенок совершает поступок, связанный с определенными потерями для себя, например когда для выполнения какого-либо поручения, задания он должен пожертвовать своим временем или другим, более интересным для него делом. Однако многие естественные ситуации не могут быть заранее запланированы и предвидены, а значит, психолог не всегда сможет их зафиксировать. Поэтому в диагностических целях создаются экспериментальные ситуации, в которых борьба мотивов побуждается самим наблюдателем, например помощь сверстнику в выполнении какого-либо задания, побуждение к добросовестному выполнению поручения. Психолог также может создать ситуацию, когда принимать решение должен и отдельный ребенок, и весь детский коллектив.
Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок более естественен, специально не играет социальных ролей, присущих взрослым; с другой стороны — дети, особенно дошкольного возраста, обладают повышенной от-влекаемостью от выполняемого действия, неустойчивым вниманием. Поэтому при изучении особенностей развития дошкольников и младших школьников наиболее уместным будет включенное наблюдение, реализуемое в форме совместной деятельности с группой детей или конкретным ребенком.
Следует отметить, что метод наблюдения имеет ряд недостатков, которые исключить невозможно в принципе. В частности:
□ наблюдаемые факты слиты со множеством сопровождающих их явлений;
□ исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность субъекта. Психическое явление может не возникнуть, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; П исследователь может пропустить психологические факты,
если не знает об их существовании; СЭ при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает субъекту несвойственные ему мысли и чувства. Ошибки, допускаемые наблюдателем, связаны с тем, что искажение восприятия событий будет тем больше, чем сильнее наблюдатель будет стремиться подтвердить свою гипотезу. В процессе наблюдения, особенно если оно требует длительного периода фиксации данных, наблюдатель не застрахован от возникновения чувства усталости, адаптации к ситуации, и, как следствие, он перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. п. В частности, можно обозначить несколько типичных ошибок наблюдения: Гала-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированиютонких различий. Эффект снисхождения —тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции — оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста — склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения [13; 18; 40];
□ с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним субъектом нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится; О в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
□ без использования специальных записывающих средств бывает трудно с высокой долей точности зафиксировать наблюдаемые факты;
О производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.
Однако несмотря на ряд недостатков (в принципе свойственных многим методам и методикам), наблюдение имеет следующие достоинства:
О наблюдение является незаменимым, когда необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию или получить целостную картину происходящего, отразить поведение индивидов во всей полноте;
О субъект, не зная о том, что он выступает объектом наблюдения, ведет себя свободно, естественно, а следовательно, проявления его психики не искажаются;
□ исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом и каждый фиксируемый факт воспринимать как ее часть;
□ наблюдение не имеет возрастных ограничений.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Иначе говоря, с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным методом, смыкающимся с экспериментом. На его результаты в большей степени влияют уровень опыта наблюдателя и его квалификация.

Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: опросу, анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. — 320 с.

 

Наблюдательная психология — Мир психологов

  1. Вопросы психологии

Введение в наблюдательную психологию с обзором теории социального обучения Бандуры, современными проблемами наблюдательной психологии и оценкой подхода.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Список литературы
  1. Бандура А. Теория социального обучения . Нью-Джерси: Prentice Hall, 1977.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб вашей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Ты зациклился?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться Мир Психолога

Комплект психологического наблюдения — Техническое помещение

Atoms/Iconography/360-white@2xion-porter — Ionicons Copy@2xAtoms/Iconography/calendar-dark@2xAtoms/Iconography/calendar-pinkAtoms/Iconography/calendar-pinkAtoms/Iconography/calendar-dark Copy@2x3B13F687-6EB2-452A- B918-16B02FF86090@2xchevron-right — FontAwesome@2x81A2B1C2-3C1E-48C0-8EAB-2BB76C1052E1@2xchevron-right — FontAwesome@2xchevron-right — FontAwesome@2xchevron-right — FontAwesome Copy@2x18D48E51-725A-43FC@47E4xE9-949 томы /Iconography/close-red@2xAtoms/Iconography/close-white@2xion-android-cloud-circle — Ionicons@2xAtoms/Бренд/connected-uni-logo-white@2xAtoms/Iconography-download-icon-white@2xdropdown-chevron -black@2xAtoms/Иконография/выпадающая форма-шеврон-белый@2xAtoms/Иконография/электронная почта-значок-свет@1xF93E1E4C-136C-41CA-8FC9-02353765C1C0@2xA14CB21F-CD96-450C-BBD7-6647B25B0D0D@1xatoms/Iconography/facebook-icon@2xAtoms/Iconography/facebook-iconAtoms/Iconography/google-plus-icon@2xion-ios-information- схема — IoniconsAtoms/Iconography/instagram-iconGroup@2xAtoms/Iconography/linkedin-icon@2xAtoms/Iconography/minus-icon@2xAEC8A5E2-9638-45F8-9E94-3C320D2410A9@2xAtoms/Iconography/nav-icon-white Copy@2xAtoms/Iconography /pause-icon-white@2xion-android-person — Ionicons@2xAtoms/Iconography/phone-icon-white@2x5131105A-B2E1-443D-A44D-E6DCCBBF53DD@2xAtoms/iconography/pintrest-icon@2xAtoms/Iconography/play-button -white@2xAtoms/Iconography-play-button-white-2@2xAtoms/Iconography/plus-icon-black@2xAtoms/Iconography/print-icon-light@2x34CD08DE-22EB-4484-B0B4-48190645DEBC@2xsearch — FontAwesome@2xAtoms/Iconography/search-white@2xAtoms/Iconography/snapchat-icon@2xAtoms/Iconography/tick-green@2xAtoms/Iconography/twitter-icon@2xAtoms/Iconography/twitter-iconAtoms/Iconography/youtube- icon@2xAtoms/Iconography/youtube-icon@2xAtoms/Iconography/icon-tiktok-iconAtoms/Iconography/icon-tiktok-colorПерейти к содержимому Перейти к поиску

Поиск

Набор для наблюдения за психологией используется для наблюдения за различными формами человеческого поведения в психологических исследованиях.

Набор для наблюдения позволяет нам наблюдать за поведением человека более естественным образом, удаляя исследователя из комнаты, но по-прежнему позволяя наблюдать за поведением участника через одностороннее зеркало и систему камер. Из комнаты R310 участники могут видеть зеркало, но из диспетчерской исследователь может смотреть сквозь стекло, чтобы наблюдать за поведением своих участников. Существует также система камер для облегчения записи научных исследований, позволяющих проводить дальнейший анализ отображаемого поведения. В дополнение к наблюдательным исследованиям этот пакет также может способствовать исследованиям на основе виртуальной реальности.

Оборудование

  • Камера видеонаблюдения × 2
  • Микрофон и акустическая система
  • Одностороннее зеркало
  • Различные игрушки, используемые при исследовании поведения детей
  • Системы виртуальной реальности

Галерея изображений

Диспетчерская

Комната наблюдения

Комната наблюдения

Комната наблюдения

Диспетчерская

Комната наблюдения

Комната наблюдения

Комната наблюдения

Посох

Пол Галлимор Технический специалист – психология

  • Адрес электронной почты: p. [email protected]
  • Номер телефона: +44 (0)1782 294503
Читать полный профиль

Дина Гринстед Технический специалист — Психология

  • Адрес электронной почты: [email protected]
  • Номер телефона: +44 (0)1782 294503
Читать полный профиль

Марк Янг Технический инструктор по спорту, тренировкам и психологии

  • Адрес электронной почты: mark.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *