Умереть от любви. Как это бывает — расскажет Пак Чхан Ук в фильме «Решение уйти»
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
03.11.2022 11:36
Поделиться
Валерий Кичин
Лауреат Каннского фестиваля 2022 года корейский режиссер Пак Чхан Ук в фильме «Решение уйти» почти неузнаваем: от изощренной графичности «Олдбоя» или атакующей эротики «Служанки» остались пара натуралистичных кадров с мухой на зрачке мертвеца, да бушующая «химия» в сценах взаимного тяготения следователя Хэ-Чжуна и китаянки Со Рэ, подозреваемой в убийстве собственного мужа. Это многослойная психологическая драма в одеждах детектива, ребус загадочных человеческих натур и страстей, которые их гипнотизируют, ими кукловодят.
Следователь влюбляется в подследственную — не раз отработанный в кино сюжетный ход. Настолько отработанный, что эрудированный зритель легко предугадывает ход действия. Но Пак Чхан Ук для того и пришел в кино, чтобы ломать стереотипы и обманывать предсказания.
Опытный альпинист летит с любимой скалы, его труп едят мухи — несчастный случай? самоубийство? убийство? Следователь Хэ-Чжун (Пак Хэ-иль), скучающий оттого, что стало мало убийств, берет дело в свои руки. И остолбеневает, когда на опознание тела приходит дивно красивая молодая женщина, на лице которой нет ни тени скорби. А когда узнает, что на ее счету уже есть убийство, и прошлое ее темно, понимает, что вдова становится главной подозреваемой. Но ее красота уже пронзила его сердце…
Звучит мелодраматично? Как раз по фильму, где мелодраматические нотки придают затейливому психологическому этюду необходимую остроту. Потому что нет более сильных контрастов, чем романтичные «стрелы Амура» — и трупные мухи на мертвом зрачке, чувствительность — и бесстрастно графичный почерк патологоанатома. Этот фильм будет беспрерывно кидать от свороченных скул и кровавых синяков к трепетному касанию рук, от бешеной схватки на крыше небоскреба к долгому, очень долгому, необычно долгому взгляду — немому объяснению влюбленного мгновенно и безнадежно. От трезвой погони к затуманенному взору человека под гипнозом. И финал картины тоже придуман так, как еще никому не приходило в голову: уход изощренный, мучительный, очень лиричный, почти вычурно красивый и… художнически кокетливый.
Пак Чхан Ук из тех безусловно талантливых мастеров, которые очень любят себя в искусстве и часто жертвуют ясностью нарратива в угоду страсти быть оригинальным во всем — в ракурсе, в монтаже, в ритме. Это нравится его фанам, но широкая публика за пределами Кореи к этим кунштюкам, как правило, равнодушна. Возможно, новая картина рождена желанием вернуть себе массовую аудиторию, когда-то так воодушевленную его первым успешным фильмом — «Объединенная зона безопасности» 2000 года, где будущий кумир еще был верен классическим формам кинорассказа и не слишком козырял оригинальностью языка и стиля. Думаю, он добился цели: «Решение уйти» исторгнет много слез у сентиментальных зрительниц, недосягаемость любовного счастья щемит сердца, почти платонический эротизм сексуальных сцен напомнит о душевной чистоте, принадлежащей то ли иным эпохам, то ли сказочным мирам. И, конечно, песня о тумане, поэтичная, чувственная, объединившая времена и поколения. Много символики, которая подскажет зрителю, в каком направлении думать: следователь Хэ-Чжун постоянно закапывает себе средство от усталости глаз — он теперь в любовном тумане, в котором тонет любая истина.
Кадр из фильма «Решение уйти». Фото: предоставлено «Кинопоиском»
В роли загадочной вдовушки китайская актриса Тан Вэй — действительно замечательно красивая, с выразительными глазами, в которых читается богатое драмами прошлое, — идеальная героиня жестоких мелодрам. Сердобольная: хоронит птичку, гладит кошку. Но не забудем, что это фильм Пак Чхан Ука, любителя играть контрастными жанрами, и кроткая Со Рэ, чьи мужья последовательно и неотвратимо умирали, по сюжету выглядит Синей Бородой в юбке. Любовь — плохой помощник следствию, и Хэ-Чжун начинает действовать вопреки логике и закону. Мы тоже в тумане и не знаем, как относиться к красавице, — кто она, преступница или жертва? Внучка боевого генерала, героя Кореи, она прибыла в корабельном трюме среди других эмигрантов, истощенная и измученная, ее пожалел сердобольный бизнесмен-альпинист, который потом почему-то оказался под скалой с переломанными ребрами. С другой стороны, у Со Рэ на теле синяки и царапины, над женщиной издевались, — не потому ли она так спокойно, с улыбкой рассматривала на опознании мужнин труп? Игра в загадки любви как великой капризницы — тайна этого фильма, которую он унесет с собой даже после финальных титров.
Изощренна работа оператора: ручная нервная камера сменяется съемками как бы полиэкранными — через компьютерный монитор плюс отражение в стекле плюс собственно объект съемки — красиво, оригинально, но весь смысл визуальной игры — в ее демонстративной оригинальности. Сюжет раздроблен на эпизоды, день сегодняшний сменяется флэшбеками, герой незримо присутствует даже там, где он физически отсутствует. Все актеры, кроме двух главных, не умеют работать на полутонах — все педалированно, все точно рассчитано на камеру, перед которой нужно затормозить, упасть, вскричать. Математическое кино, в котором тщательно продумана и запрограммирована каждая зрительская слезинка, расчленяет на формулы самый расхожий сюжет всех драм мира: как умереть от любви.
Картина в доступе на стрим-платформе KION.
Российская газета — Федеральный выпуск: №251(8899)
Поделиться
Мировое киноКино и театр с Валерием КичинымРГ-Фото
«Желаю себе и всем хорошо умереть»: как русские писатели относились к Новому году
Лев Толстой одевался козой
В семье Толстых празднование Рождества и Нового года проходило с размахом: в Ясную Поляну приезжали друзья и знакомые домочадцев, на праздник приглашали и дворовых детей. В Рождество, которое по старому стилю отмечалось 25 декабря, Толстые устраивали маскарад. Впервые это мероприятие Софья Андреевна, жена писателя, провела в 1865 году, чтобы порадовать племянниц супруга Лизу и Варю, и вскоре это стало традицией.
close
100%
Сам Толстой скептически относился к рождественским празднествам, подчеркивая, что их отмечают не по-христиански. «И в этом наряде идут женщины в церковь, — друг друга оглядывают, себя охорашивают. После этого начинают разговляться, вино пить. И, разговевшись, идут по дворам пить. И начинается пьянство и распутство на всю неделю. Именинник Христос, а празднуют дьявола — его радуют», — считал классик.
Софья Андреевна вспоминала, что сначала Лев Николаевич запрещал покупать детям игрушки и наряжать елку, поэтому вместо нее ставили померанцевое дерево. Однако впоследствии супруга писателя все-таки уговорила его дополнить празднество новогодними атрибутами. В 1870 году рождественскому настроению поддался и сам Толстой. «Лев Николаевич прыгал, одетый козой, как молоденький мальчик», — писала Софья Андреевна в дневниках.
Новогоднюю ночь Толстые отмечали в семейном кругу. По воспоминаниям внучки писателя Анны Толстой-Поповой, 31 декабря в Ясной Поляне устраивали ужин и подавали шампанское, а Лев Николаевич довольствовался чаем с миндальным молоком. После боя часов присутствовавшие поздравляли друг друга с Новым годом.
«Мы живем, значит, мы умираем. Хорошо жить, значит, хорошо умирать. Новый год! Желаю себе и всем хорошо умереть», — записал в 1883 году Толстой в дневнике.
Александр Пушкин скучал
По красивой легенде в полночь 1 января 1801 года, спустя два года со своего рождения, маленький Александр Пушкин пошел в гостиную, где взрослые шумно праздновали Новый год. Увидев ребенка, мать классика взяла его на руки и произнесла: «Вот, кто переступил порог нового столетия, и кто в нем будет жить!»
close
100%
Во взрослом возрасте Пушкин часто встречал Новый год в кругу друзей, но не всегда удачно. «Здесь мне скучно… С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Вчера Нащокин задал нам цыганский вечер; я так от этого отвык, что от крику гостей и пенья цыганок до сих пор голова болит. Тоска, мой ангел», — писал он в 1831 году своей жене.
Свой последний 1837 год Пушкин встретили в доме Карамзиных, а через месяц погиб от полученного на дуэли ранения.
Федор Достоевский требовал елку
Писатель Федор Достоевский любил отмечать Рождество и Новый год с семьей и по-детски радовался каждому празднику. Жена классика Анна Григорьевна вспоминала, что особенно его заботила елка. «Требовал, чтобы я покупала большую и ветвистую, сам украшал ее (украшения переходили из года в год)», — писала Достоевская.
close
100%
В дневниках супруга писателя вспомнила об одном курьезном случае, который произошел у них в 1872 году. Тогда Достоевский раздал детям подарки: дочери — куклу и детский чайный набор, а сыну — трубу. Детей также порадовали санками, запряженными двумя игрушечными лошадьми. Сыну Федору настолько понравились санки, что писателю пришлось полночи следить за играющим в них мальчиком. Уложить спать было нельзя — мальчик сразу плакал. И несмотря на то, что сын порядком вымотал отца в Рождество, писателю понравился праздник. «Федор Михайлович был доволен праздником, пожалуй, больше своих детей», — подчеркнула Достоевская.
Помимо этого, автор «Преступления и наказания» водил семью на службу в храм в Рождество, а детей — на праздничный бал. Там, говорят, он весело плясал вместе с ними. В Новый год семья Достоевских была вместе, но иногда выбиралась к друзьям, знакомым и родственникам. «Мы были у Голеновских и утром, были и вечером, где встречали Новый год. Брат Федор был в отличнейшем расположении духа, равно как и все присутствующие, и мы возвратились домой далеко за полночь, как и подобало при встрече Нового года», — вспоминал младший брат Достоевского Андрей.
Антон Чехов желал увидеть Вельзевула
«Новый год такая же дрянь, как и старый, с тою только разницею, что старый год был плох, а новый всегда бывает хуже», — этой цитатой из рассказа «Ночь на кладбище» Антона Чехова поздравил Дмитрий Медведев в 2020 году. Однако Чехова нельзя назвать противником Нового года и Рождества.
«Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники», — писал сатирик.
close
100%
И, например, в детстве Чехов с нетерпением ждал рождественских каникул, во время которых начиналась бурная театральная жизнь и балы для учеников таганрогской гимназии. В семье писателя на праздники также запекали рождественский пирог, внутрь которого клали гривенник, а тот, кому доставалась монета, считался счастливчиком. Кроме того, праздничный стол в семье Чеховых не обходился без апельсинов, так как в то время этот цитрус пользовался большей популярностью, чем мандарины.
Во взрослом возрасте Чехов предпочитал празднеству и личным встречам письменные поздравления. «Так как скоро Новый год, то поздравляю твое семейство и желаю всяких благ, тебе же желаю увидеть во сне Вельзевула», — например, писал сатирик старшему брату Александру.
Анна Ахматова встречала 1945 год
В 1920-е годы, когда Рождество и Новый год были запрещены, поэтесса Анна Ахматова сохраняла христианские традиции. Например, исследовательница Людмила Тихвинская говорила «МК», что когда Ахматова жила вместе с третьим супругом Николаем Пуниным, то они наряжали елку бумажными японскими фонариками. Эти украшения Пунин делал вместе с детьми самостоятельно, освоив технику оригами во время своей поездки в Японию.
close
100%
Также сохранились воспоминания о елке, устроенной в доме Пуниных, в 1945 году. В тот год в квартире было очень холодно, поэтому присутствующие не снимали верхнюю одежду. Несмотря на тяжелые времена, организаторы праздника устроили встречу детей с Дедом Морозом, который раздал всем подарки. «И Анна Андреевна принимала в этом очень большое участие, ей это очень нравилось, грело ее. Она играла со всеми детьми», — вспоминала внучка Пунина Анна Каминская.
Корней Чуковский ненавидел вечеринки
Писатель Корней Чуковский говорил, что у него «старинная ненависть ко всяким застольным торжествам, юбилеям, вечеринкам и пирам». И большую часть новогодних праздников он проводил за письменным столом.
close
100%
«Проснулся внезапно, побежал посмотреть на часы; вижу: 12 часов ровно. Через минуты две после того, как я встал, грохнула пушка, зазвонили в церкви. Новый Год. Я снова засяду за Конрада — вот только доем булочку, которую купил вчера у Беца», — писал Чуковский.
Однажды автор «Мойдодыра» встретил 1 января в Доме литераторов. «Пошел экспромтом, потому что не спалось. О-о-о! Тоска — и старость — и сиротство. Я бы запретил 40-летним встречать Новый год», — вспоминал празднество он.
Михаил Булгаков красился помадой
В 1937 году Михаил Булгаков вместе со своей последней женой Еленой и друзьями были дома. «Зажгли елку. Были подарки, сюрпризы, большие воздушные шары, игра с масками», — записала супруга в дневниках. Булгакова также рассказала о необычной новогодней традиции: они специально купили для каждого из присутствующих на домашнем празднике кружку с надписью «1936 год», которую потом нужно было разбить.
close
100%
После того, как Булгаковы раздавали детям подарки, они играли спектакль. Например, однажды Булгаков написал две сценки по «Мертвым душам»: одна у Собакевича, другая — у Сергея Шиловского. «М.А, для роли Сергея, надел трусы, сверху Сергеево пальто, которое ему едва до пояса доходило, и матроску на голову. Намазал себе помадой рот», — вспомнила супруга писателя. После спектакля Булгаковы ужинали пельменями и сладостями.
Евгения Гинзбург праздновала в тюрьме
Репрессированная советская журналистка и писательница Евгения Гинзбург встретила 1937 год в тюрьме за участие в троцкистской террористической акции. В своей книге «Крутой маршрут. Хроника времен культа личности» она подчеркнула, что это была ее первая новогодняя ночь в заключении.
close
100%
«Если бы мы знали тогда, что впереди их еще не меньше семнадцати! Какое-то шестое чувство заставило нас одновременно протянуть руки из-под колючих серых одеял и чокнуться жестяными кружками, в которых заранее заготовлена сладкая вода», — написала Гинзбург.
По словам писательницы, это празднество ощущалось в тот момент поистине Лукулловским пиршеством. «Я торжественно прочла Юле поздравительные стихи, и мы сладко заснули в мечтах о Новом годе», – заключила Гинзбург. Всего писательница провела 10 лет в тюрьмах, а также больше семи лет в ссылке.
Я умру в этом прекрасном месте
Стиль|Я умру в этом прекрасном месте
https://www.nytimes.com/2018/02/10/style/new-york-love-death-valentines-day .html
Реклама
Продолжить чтение основной истории
внешний вид
Чтобы быть настоящим жителем Нью-Йорка, нужно в равной мере любить и ненавидеть город и всегда возвращаться.
Фотографии Дэниела Арнольда
Текст Дарси Уайлдер
Продюсер Ева Лайонс
Изображение
Влюбленные в поезде L. Кредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesВсякий раз, когда я думаю об этих альтернативных реальностях, этих теориях времени, где каждый раз открываются новые измерения ты выбираешь между горячим или холодным кофе, мне хочется мчаться на солнце. Он просто слишком большой, его слишком много, и я начинаю чувствовать себя скованным «должен». Какие решения могут или не могут сделать меня тем человеком, которым я должен быть? И, бывает, когда закажешь колд брю, дают вчерашний кофе со льдом, и это типа: Отлично, почему я не могу быть в том измерении, где у меня есть питьевой кофе?
Есть что-то освобождающее в том, чтобы отказаться от всего, или, может быть, просто от желания. Так же, как в начальной школе мои картины превращались в серую лужу, и учитель рисования садился рядом со мной и спрашивал: «Что ты собирался делать? Что случилось?» И я смотрел на свою серую лужу, не в силах объяснить, что произошло.
Ист-ВиллиджКредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesВ обширной мифологии Нью-Йорка это место, куда вы идете, чтобы стать тем, кем вы всегда хотели быть. Вы переезжаете сюда, и все, наконец, происходит для вас таким образом, что вы чувствуете, что боретесь, но затем вы в конце концов собираетесь достаточно, чтобы оглянуться на это с достаточным количеством материала для скромных, но вдумчивых мемуаров, которые включают отрывок о как раньше были кварталы, до того как город стал торговым центром. И люди дома, которые никогда не понимали тебя, до сих пор не понимают тебя, и их жизнь так хороша. Хорошо для них.
Может, это из-за того, что я родился здесь отвратительным, знаешь [опускает тени]. Или, может быть, это потому, что мои бывшие коллеги, раздраженные и сытые по горло, в конце концов переименовали наш групповой текст в «Настоящие жители Нью-Йорка», где они начали составлять вымышленные тексты длиной в абзацы с точки зрения борющегося с крысами домовладельца по имени Сэл, который не мог не найти поездку на Фарватер. Кажется, быть отсюда — это самая неприятная вещь, которую я мог сделать, но также, вероятно, я не могу пройтись по Второй авеню, не упомянув о своем первом поцелуе, когда я пробрался в Lit Lounge в 14.
Central ParkКредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesПокупки кроватей в Ikea.Кредит…Дэниел Арнольд для The New York TimesDeli John’s в районе Гринпойнт в Бруклине.Кредит…Дэниел Арнольд для The New York TimesКогда там Был взрыв самодельной бомбы в нескольких кварталах от моей квартиры в прошлом году, друг из Района залива проверил меня, прежде чем я понял, что что-то случилось. Он написал: «Привет, ты в порядке?» А я с постели ответила: «Ага, мне не кажется? Я снова слишком грустный в сети?»
Есть что-то унизительное в том, что кто-то смешивает реакцию на взрыв в администрации порта и страх, что люди знают, что вы уязвимы. Он сказал, что не мог представить себе «более нью-йоркского ответа, чем «да, разве я не в порядке?»». Он также сказал, что постоянно скучает по Нью-Йорку и думает, что вернется, потому что никто не опубликовали этот мем с кучей крыс, поедающих праздничный торт, с подписью «поздний завтрак с моими девочками».
Другой друг, уехавший из Нью-Йорка, пропустил его, потому что «было ощущение, что мы все вместе». Однако это чувство обостряется, когда трансплантаты вспоминают о том, что людям «на родине» не нужен предлог, чтобы поздороваться с вами.
На женском марше в январе. Фото… Дэниел Арнольд для The New York TimesЯ должен напомнить себе, что по умолчанию это сообщество. Это интенсивное или мощное одиночество ненормально и даже извращенно. Когда я работал в офисе, я часто уходил домой в пятницу и возвращался в понедельник, ни с кем не поговорив. Как и другие поиски дна, я начал фетишизировать, насколько нездоровой была эта изоляция вплоть до аскетизма. Может быть, дело в том, что я всегда была одинока, когда жила в городе. Все мои отношения были в колледже или во время коротких поездок. Может быть, для меня сообщество, которое я всегда знал, и моя способность действительно «делить свою жизнь» с другим человеком являются взаимоисключающими.
Union SquareКредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesTimes SquareКредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesКража поцелуя в Музее естественной истории.Кредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesCentral Park SouthКредит… Дэниэл Арнольд для The New York TimesБыло время, когда я страстно желал жить в Лос-Анджелесе — очевидно, это было признаком того, что я очень нездоров — а до этого я идеализировал список небольших городов. В старших классах я думал, что ненавижу это здесь, или я ненавидел это здесь. (Есть ли разница?) Но: Вы когда-нибудь смотрели в глаза квартире с регулируемой арендной платой и говорили ей «Нет»?
В алмазном районе Манхэттена. Фото… Дэниел Арнольд для The New York TimesВсе привыкли говорить, что если вы выросли в Нью-Йорке, вам суждено умереть в Нью-Йорке. Всегда есть что-то, что тянет вас назад во время этих коротких поездок в другое место: энергия, ритм времени, семья, золотые наручники хорошей сделки по квартире. Или то, как пожилые женщины из Верхнего Вест-Сайда хлопали меня по плечу и любезно говорили, что у меня «пробежали чулки», когда они были настолько изношены и изодраны, что больше напоминали паутину, когда давали паукам ЛСД. Или так, как я годами здороваюсь со знакомыми лицами по соседству, не зная их имени, рода занятий или чего-либо еще, кроме непринужденной беседы о том, к какому спортзалу они принадлежат и что они думают о погоде.
Мэтью Грубер готовится к празднованию своего 94-летия с внуками это еще одна грань, смежная грань бриллианта близости, как радостно-циничны светские беседы и милые изречения на кружках кофе, как принято супругам шутить о ненависти друг к другу или родителям насмешливо закатывать глаза о своих детях.Разрешение пресытиться друг другом для меня является высшей оценкой близости и доверия. Обычный разговор в лифте, который включает в себя закатывание глаз, жалобы, общие обиды. Держите удовлетворение, хорошие вещи близко к груди. Почему мы должны так часто сожалеть о благодарности? Мы хвастаемся? В низкосортных раздражениях есть общность, разрешение разделить эту мимолетную нетерпимость, стремление к чему-то лучшему, одновременная неблагодарность и оптимизм «Эх, могло быть и лучше».
На автобусной остановке. Кредит… Дэниел Арнольд для The New York TimesДэниел Арнольд — фотограф из Нью-Йорка. Дарси Уайлдер — писатель из Нью-Йорка. Ее роман «Буквально покажи мне здорового человека» был опубликован издательством Tyrant Books в 2017 году. это было ваше время, чтобы уйти из жизни?
Работая в похоронной сфере, я не могу не думать об этой теме.
И, как выясняется, многие люди, известные и нет, произнесли на смертном одре довольно эпические последние слова. Некоторые из них смешные, некоторые грустные, некоторые философские, но одно можно сказать наверняка… все они невероятно запоминающиеся, и именно поэтому я здесь, чтобы поделиться ими с вами сегодня:
1. «Я собираюсь… или я собираюсь умереть; используется любое выражение».
– Французский грамматист Доминик Буур (1628-1702)
2. «Я должен войти, туман поднимается».
– Эмили Дикинсон (1830-1886)
3. «Там очень красиво».
– Томас Алва Эдисон (1847-1931)
4. «Похоже, хорошая ночь для полета».
– Дядя одного пользователя Reddit (Gillybilly)
Дядюшка пользователя Reddit служил на флоте во время Второй мировой войны и летал на коммерческих самолетах в течение 30 лет, и, лежа на больничной койке, он сказал эти последние слова своему брату.
5. «О, ВАУ. УХ ТЫ. УХ ТЫ.»
– Стив Джобс (1955-2011)
О последних мгновениях жизни Стива Джобса написано в трогательной хвалебной речи его сестры, где она пишет: абсолютист, романтик. Его дыхание указывало на трудный путь, на какую-то крутую тропу, на высоту. Казалось, он карабкается. Но с этой волей, с этим трудолюбием, с этой силой была также сладкая способность Стива удивляться, вера художника в идеал, еще более прекрасный позже».
Последние слова Стива несколько часов назад были односложными, повторенными трижды. Прежде чем отправиться в путь, он посмотрел на свою сестру Пэтти, потом долго смотрел на своих детей, потом на спутницу жизни Лорен, а потом через их плечо мимо них. Последними словами Стива были: О, ВАУ. УХ ТЫ. УХ ТЫ.
6. «Я не хочу ничего, кроме смерти».
– Джейн Остин (1775-1817)
В письме, написанном сестрой Джейн Остин, Кассандрой Остин, она пишет: «Когда я спросила ее [Джейн], есть ли что-нибудь, что она хочет, она ответила, что хочет ничего, кроме смерти».
7. «Жизнь за деньги не купишь».
– Боб Марли (1945–1981)
8.
«Либо эти обои идут, либо я».– Оскар Уайльд (1854-1900)
Оскар Уайльд прошел в отеле «Левый берег» и перед смертью оставался в основном позитивным, пока в конце не сравнил свое здоровье с обоями в своей комнате, которые он, казалось, ненавидел. После его смерти обои были сняты, и комната стала похожа на одну из комнат в лондонской квартире Оскара.
9. «Вот, о монахи, это мой вам совет. Все составные вещи в мире изменчивы. Они недолговечны. Упорно трудитесь, чтобы обрести собственное спасение».
— Будда (ок. 563 г. до н. э. — ок. 483 г. до н. э.)
10. «Давай, убирайся — последние слова для дураков, которые еще не сказали достаточно!»
– Карл Маркс (1818-1883)
Эти последние слова Карл Маркс сказал своей экономке, которая спросила его, какие были его последние слова, чтобы она могла записать их для «потомков».
11. «Друзья аплодируют, комедия окончена».
– Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
12.
«Я просто хотел с кем-то попрощаться».– Пациент одного пользователя Reddit (jacobtwo-two)
Пользователь Reddit говорит нам, что это была медицинская помощь в гериатрическом отделении, пациент позвал его, и когда он приложил ухо к ее рту, она тихо сказала , «Я просто хотел попрощаться с кем-то». Через несколько дней она умерла.
13. «Женщина, которая может пердеть, не умерла».
– Французская монахиня Луиза-Мария-Тереза (1664-1732)
После того, как Луиза разорвала его прямо перед смертью, она решила, что женщина, которая может пукнуть, наверняка все еще брыкается.
14. «Смертная казнь означает, что наказание получают те, у кого нет смертной казни».
– Джон Артур Спенкелинк (1949-1979)
Джон Артур Спенкелинк был казнен сразу после повторной легализации смертной казни во Флориде в 1919 году.79. Он провел свои последние дни, записывая эти последние слова на письмах.
15. «Умирающий не может сделать ничего легкого».
– Бенджамин Франклин (1706-1790)
16. «Мне не следовало переходить со скотча на мартини».
– Актер Хамфри Богарт (1899-1957)
17. «Мне все это надоело».
-Уинстон Черчилль (1874-1965)
Прежде чем погрузиться в девятидневную кому, Уинстон Черчилль произнес эти последние слова.
18. «Зачем мне с тобой разговаривать? Я только что разговаривал с вашим боссом.
– Драматург Уилсон Мизнер (1876-1933)
Когда священник сказал Уилсону Мизнеру: «Я уверен, что вы хотите поговорить со мной», когда он был на смертном одре, он ответил этими последними словами.
19. «Последний тег».
– Банкир Ричард Б. Меллон (1858-1933)
Ричард Б. Меллон и его брат Эндрю играли в пятнашки, которые длились семь десятилетий. На смертном одре это были последние слова Ричарда своему брату. Его брат оставался «этим», пока не умер четыре года спустя.