Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Научная психология это психология: Научная психология, научный подход в психологии

Научная психология, научный подход в психологии

01 января 2006 г., 03:45

Научная психология — психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом.

Научная психология существует в различных видах: теоретическая и практическая, фундаментальная и прикладная, академическая и нет.

За пределами научной психологии находятся житейская психология, а также психология чудесного, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику. Все разговоры о высших силах и установлении контакта с дружественной Вселенной, о «родовом поле» и чакрах, о приметах и Вселенских Законах развития личности или семьи к научной психологии не относятся. Как правило, вне научной психологии поиски своего предназначения и надежды на интуицию…

Достаточно спорным является вопрос о гуманитарной психологии: считать ли ее разновидностью научного подхода.

Часть исследователей относят ее к науке, подразделяя научную психологию на естественно-научную и гуманитарную психологию, другие относят ее скорее к области искусства — то есть к важной и востребованной области человеческой жизни, однако лежащей за пределами собственно науки.

  • Научность
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психология для профи

Комментарии (1):

Гость, 12 мая 2014 г., 04:11

Полезный сайт.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход. 

2Подробнее

19 сент. 2018 г.

Научный стиль мышления и психология

С чего начинается НАУКА?

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Нужна ли научность практической психологии

В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. Их позицию можно обозначить следующим образом: «Кому-то нужна опора на факты, логическая непротиворечивость, воспроизводимость результатов и прочая научность — пусть об этом и заботятся.

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология чудесного

Психология чудесного — психология, признающая чудеса не как субъективное переживание, а как часть реальности. Это область психологии, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Психология теоретическая и практическая

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Житейская и научная психология

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.

2Подробнее

Содержание

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Психология для профи

Новые статьи:

  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости
  • Кружки и развивающие занятия – как часто?
  • Как развивать у ребенка самостоятельность?
  • Автор и Жертва в практической психологии

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Навигатор по сайту
  • Ложусь вовремя. Отчеты

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Дистанция для членов Клуба
  • АТ короткий текст
  • Аутогенная тренировка. Отчеты

1.2. Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса (лекций, семинаров, практических занятий), чтобы обеспечивать научную доказательность излагаемому материалу. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положениями, идеями.

Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что ученый опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать отчет себе и другим людям в способах получения новых знаний, логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам.

Использование

эмпирического и логического доказательства придает надежность и доказательность научно-психологическим знаниям.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии, или отдельных типов людей.

Для научной психологии характерна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности, или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний, она широко

опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития.

Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке, понятном для профессиональных психологов, но не всегда доступном для неподготовленного слушателя или читателя. Обилие специфической терминологии в психологии, порой вызывает недовольство и критику. Основным объектом такой критики является большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Дело в том, что лексика русского языка имеет многообразные оттенки и неоднозначности. Задачей же научного психологического термина является точное обозначение понятия. По этой причине предпочтительнее является слово “креативность” для обозначения способности человека к генерации новый идей и образом, чем буквальный его перевод – “творческость”. Последнее слово, кроме многозначности, еще и выглядит неуклюже. Навязчивая идея не допускать иностранных слов в русский язык имеет давние традиции. К этому еще в XIX веке стремился составитель словаря русского языка Владимир Даль. Однако буквальный перевод некоторых слов и у него порой выглядит явно неудачно: “логика – умословие, эгоист – самотник, себятник, эллипс – долгокруг и т.д.” (цит. по Фомина, 1990, с.21).

Вывод: особенности знаний научной психологии

Общие закономерности как предмет изучения

Опора на эмпирические научные факты

Объективность

Рациональность

Эмпирическая и логическая доказательность

Обобщенность

Системность

Абстрактность

Специальный научный язык

Что такое психология? | Кафедра психологии

Тело

Психология — это научное исследование разума и поведения. Психологи активно участвуют в изучении и понимании психических процессов, функций мозга и поведения. Область психологии считается «узловой наукой», тесно связанной с медицинскими, социальными науками и образованием (Boyack, Klavans, & Borner, 2005).

В штате Огайо факультет психологии состоит из восьми областей, занимающихся исследованием важнейших аспектов мозга и человеческого поведения.

Поведенческая неврология

  • Факторы, влияющие на пластичность мозга и поведение в процессе развития и во взрослом возрасте
  • Биология и функция гиппокампа
  • Стресс и мозг
  • Нейрогенез и пластичность мозга на протяжении всей жизни
  • Половые различия в функциях мозга
  • Эндокринная и иммунная регуляция мозга и поведения
  • Нейробиология когнитивного контроля

Информация о программе

Клиническая психология

  • Лечение расстройств настроения и личности с помощью когнитивно-поведенческой терапии
  • Биоповеденческие реакции на диагностику и лечение рака
  • Тестирование и распространение психологических методов лечения онкологических больных
  • Психологическая и поведенческая адаптация к хроническим проблемам со здоровьем
  • Влияние упражнений на психологическое и когнитивное функционирование
  • Нейропластичность при здоровом старении и неврологических расстройствах
  • Внимательность и когнитивные функции у пожилых людей

Информация о программе

Когнитивная психология

  • Экспериментальные подходы, визуализация мозга и модельные подходы к восприятию, памяти, принятию решений, действию и языку
  • Моделирование обработки решений в памяти, восприятии, счете.
  • Как наши зрительные системы формируют наше стабильное восприятие мира
  • Нейровизуализация (фМРТ) изучает, как мы оцениваем и выбираем вещи
  • Создание биологически правдоподобных сетевых моделей человеческого познания
  • Как мы контролируем наше внимание при выполнении сложных задач
  • Как слуховая система решает проблемы понимания разговорной речи

Информация о программе

Наука принятия решений

  • Влияние когнитивных, эмоциональных и социальных процессов на суждения и выбор
  • Как умение считать (вычислительные способности) влияет на решения в реальном мире
  • Как мозг представляет субъективные ценности и убеждения
  • Роль установок в числовых суждениях и выборе
  • Как улучшить самоконтроль
  • Как информация интерпретируется и интегрируется в процесс принятия решений
  • Моделирование принятия решений при старении и снижении когнитивных функций

Информация о программе

Психология развития

  • Обучение и изменения в развитии познания, поведения и мозга
  • Влияние генетики и окружающей среды на мозг и поведение
  • Развитие памяти, категоризации и рассуждений
  • Развитие числового познания и математического мышления
  • Как дети изучают язык и используют его для понимания своего мира
  • Как дети перерастают поверхностное в своем социальном и моральном понимании Как дети перерастают поверхностное в своем социальном и моральном понимании

Информация о программе

Интеллектуальные нарушения и нарушения развития

  • Как улучшить здоровье и самочувствие детей и взрослых с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития нервной системы
  • Как наилучшим образом поддержать членов семьи людей с ограниченными возможностями
  • Как повлиять на исход и течение умственной отсталости, расстройств аутистического спектра и связанных с ними нарушений развития нервной системы
  • Как разработать психологические инструменты для измерения основных и сопутствующих признаков умственной отсталости, расстройств аутистического спектра и других нарушений развития нервной системы
  • Как лечить поведенческие и эмоциональные проблемы у детей и взрослых с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и связанными с ними нарушениями развития нервной системы

Информация о программе

Количественная психология

  • Разработка, оценка и применение новых количественных методов анализа психологических данных
  • Применение статистических моделей к проблемам реального мира
  • Байесовские модели человеческого познания

Информация о программе

Социальная психология

  • Автоматические и обдуманные установки: влияние на обработку информации, суждения и поведение
  • Расширение участия женщин в дисциплинах STEM
  • Как мотивация в социальных взаимодействиях формирует отношения, убеждения, благополучие и здоровье
  • Что мотивирует социальное поведение
  • Влияние иммунной системы и обычных противовоспалительных препаратов (например, тайленол) на эмоции, решения и социальное поведение
  • Как сходство активности мозга у разных людей лежит в основе сходства мыслей, взглядов и убеждений

Информация о программе

Является ли психология наукой?

Хотя многие люди, изучавшие психологию, могут работать на работах, которые, возможно, на первый взгляд не кажутся «научными», психологическая практика и образование основываются на результатах исследований, которые прочно основаны на научном методе. В психологии есть некоторые дисциплины, которые даже больше связаны с естественными науками, например нейропсихология, изучающая влияние мозга на поведение. Психология широко признана социальной наукой и включена в список признанных дисциплин STEM Национального научного фонда.

Психология как наука

Многие программы бакалавриата по психологии формируются в соответствии с целями, изложенными в «Руководстве для бакалавров психологии» Американской ассоциации психологов, сказал доктор Мишель Хилл , старший заместитель декана программ психологии в Southern New Хэмпширский университет (SNHU). Второй целью руководства Американской психологической ассоциации (АПА) версии 2.0 является «Научное исследование и критическое мышление», которое включает следующие подцели: использовать научные рассуждения для интерпретации психологических явлений, демонстрировать грамотность психологической информации, а также интерпретировать, разрабатывать и проводить базовые психологические исследования. исследовательская работа.

По словам Хилла, более широкое признание психологии как науки является одним из основных пунктов рекомендаций АРА.

Научная дисциплина

Статус психологии как науки основан на использовании научного метода, сказал Доминелло. Психологи основывают свою профессиональную деятельность на знаниях, полученных посредством поддающихся проверке данных о человеческом поведении и психических процессах. Психологические исследования очень похожи на исследования в других областях науки. Именно посредством этих исследований психологи вносят свой вклад в исследования в своей области. «Профессионалы в области, которые «занимаются психологией» (например, исследованиями, преподаванием, психотерапией), понимают, что психология — это научная дисциплина», — сказал 9.0161 Доктор Николас Х. Доминелло , ведущий преподаватель программы бакалавриата по психологии SNHU.

Обучение планированию этих исследований и интерпретации результатов является важной частью психологического образования. По словам Доминелло, студенты бакалавриата учатся разрабатывать исследовательский вопрос и выбирать метод сбора данных, а также имеют возможность разработать и уточнить гипотетическое исследование.

Психология всегда растет и всегда строит сама себя, сказал он. «Предмет психологической науки, поведения и психических процессов обширен и сложен», — сказал Доминелло. «Поэтому установить убедительные доказательства сложно. Психологические исследования цикличны, и опубликованные результаты исследований часто вызывают дополнительные запросы. Каждый «кирпичик» знаний вносит свой вклад в общую структуру знаний о конкретном явлении».

Итак, если психологи согласны с тем, что психология — это наука, откуда возникает путаница? Что побуждает некоторых людей думать о психологии как о мягкой науке?

«Я чувствую, что отчасти это искаженное представление о психологии связано с разнообразием внутри области (т. е. различных подполей) и тем фактом, что результаты психологической науки часто приводят к большему количеству вопросов и направлений будущих исследований. Это контрастирует с некоторыми более традиционными науками, которые ищут только конкретные, окончательные ответы», — сказал Доминелло.

Методы исследования в психологии

Психология также использует более широкий набор качественных методов, чем некоторые традиционные науки.

«Хотя качественные исследования обеспечивают другой путь к пониманию, чем традиционные количественные методы, я чувствую, что они также являются «научными», просто основанными на других философских основаниях», — сказал Доминелло.

Методы исследования можно разделить на количественные и качественные. Результатом количественного исследования являются числовые данные, которые можно анализировать. В качественном исследовании используются такие методы, как опросы, интервью и наблюдения. Качественное исследование можно анализировать, группируя ответы по широким темам. Такое сочетание количественных и качественных методов необходимо для понимания человеческого фактора, присущего психология

«Психология как наука использует эту более широкую исследовательскую перспективу, чтобы лучше понять человеческие явления. При объединении качественные данные могут вдохнуть жизнь в количественные данные», — сказал Доминелло.

«Психология уникальна тем, что она расширяет и углубляет знания в сочетании со многими другими дисциплинами, потому что всем нам в той или иной степени интересно понять человеческое поведение, будь то собственное поведение или поведение других», — сказал Хилл. .

Это богатое сочетание качественных и количественных навыков делает психологию хорошей степенью бакалавра, которая может подготовить студентов к широкому кругу профессий. По словам Доминелло, люди со степенью бакалавра психологии могут продолжить карьеру в сфере социальных услуг, образования, управления персоналом и медицины, используя свое образование и навыки в качестве основы для понимания и работы с другими.

Где можно применить психологию

Хилл сказал, что акцент программы бакалавриата по психологии на эффективном общении, информационной грамотности и понимании человеческого поведения может применяться во многих областях, помимо психологии, включая продажи, маркетинг и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *