Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Навыки лидера: 7 самых важных навыков лидера

Содержание

7 самых важных навыков лидера

Лидером рождаются или становятся? Кого можно назвать лидером? Если сравнить двух руководителей, почему один из них окажется более сильным лидером, чем другой? Разберем этот вопрос более детально.

На самом деле качеств, по которым человека можно охарактеризовать как лидера, несколько. Чем большее их количество разовьётся и станет привычками, тем лучше. Тем сильнее такой человек будет как лидер. Вместе с тем, понятие «лидерство» – довольно относительное.

Читайте также: 7 самых важных качеств лидера

Вы не можете быть абсолютным лидером, равно как и не можете быть полностью лишенным этого качества. Перечислять все навыки лидера не имеет смысла, но  я расскажу о тех из них, которые позволяют добиться максимального результата в работе.

1. Умение нести ответственность за принятые решения

Формально, если решение приняли не вы, то и отвечать за плохой результат не вам.

Позиция удобная, но совершенно недостойная лидера. Ежедневно вы сталкиваетесь с необходимостью принять то или иное решение, и если этого не делать, то другие сделают это за вас. Как правило, принять волевое решение человеку мешает нежелание и страх последствий. Но как только он берёт на себя ответственность, то начинает управлять своей собственной жизнью.

2. «Вырастить» лидеров в своём окружении

Один человек не может в одиночку управлять большим количеством подчинённых, ему обязательно нужен помощник, а в случае, если это крупная компания, то не один. Представьте себе ситуацию, когда директор фирмы контролирует всех и каждого, лично давая задания и поручения. Может ли он с этим справиться? Скорее да, но эффект будет недолгим. Очень скоро его ресурсы будут исчерпаны. Поэтому любому лидеру нужны «свои люди», те, кому можно доверять, передавать полномочия. Рядом с лидером должен быть помощник, соратник, способный принять на себя часть обязанностей руководителя.

Из этого следует, что вам необходимо искать и обучать тех, кто сможет стать вашей «правой рукой». Со временем нужно проверить, как ваш помощник пользуется властью, способен ли он заменить вас в случае необходимости.

3. Огонь в глазах!

Вы можете вспомнить, когда в последний раз не спали из-за того, что в голове постоянно были мысли о новом проекте, когда идеи рождаются одна за другой? Знакомо? Если нет, то вам, как лидеру, будет сложно. Ведь именно лидер, в отличие от обычного сотрудника, способен вызвать интерес к проекту у своих подчинённых и тех, кто за ним следует. Поэтому так важно заниматься в жизни своим делом. Чтобы преуспеть в чём бы то ни было, нужна страсть!

4. Харизма

Это сложно объяснить и нельзя измерить, но именно она даёт возможность лидеру вести людей за собой, заражать их идеями, выводить из зоны комфорта, провоцировать, вдохновлять на новые свершения. Если у вас есть харизма, люди безоговорочно верят вам, вашей силе и способностям.

5.Стержень/характер

Как часто ваши действия соответствуют вашим словам? Если вы даёте обещание, то способны сдержать слово? Или вам не кажется это важным? Истинный лидер всегда влечёт за собой других. Но те, кто следует за вами, очень скоро могут перестать вам доверять, если вы не держите слово и не исполняете обещаний, отказываясь от своих решений. Настоящий лидер требователен к другим, но больше всего – к себе. 

6. Желание учиться

Лидер всё время открывает для себя что-то новое, у него неутолимая жажда знаний. Такой человек даже в отпуске не сидит сложа руки, ему скучно просто так лежать на пляже. Вместо этого он возьмёт уроки дайвинга, прыгнет с парашютом или полетит на вертолёте.  Ведь не даром говорят, что лучший способ отдохнуть – сменить деятельность. Эти слова как раз о лидере. Он постоянно в поиске и хочет быть лучше, а значит и работает эффективно.

7.Предназначение

Лидер буквально живёт своим делом. Часто люди путают такие понятия как предназначение (миссия) и цель. Но цель это немного другое. Разница в том, что цели человек достигает ради себя, а предназначение – желание достигать чего-то ради других.

Читайте также: Проект «Школа лидерства». Как в АНКОРе растят лидеров со свежими идеями

Люди пойдут за вами и доверятся вам в том случае, если вы посвящаете себя тому, что важно для всех и каждого. Яркий пример – Стив Джобс. Его целью было заработать много денег, но истинным предназначением – желание сделать наш мир лучше. Создав компанию Apple, он подарил новые возможности всему человечеству.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

 

Теги:Развитие Саморазвитие Лидерство лидеры Управлениеперсоналом

Добавлено 11 апреля 2018

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Подписаться на новые статьи HR-tv. ru

Урок 3. Полезные навыки лидера


Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов.

Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой.

Содержание:

  • Лидерские навыки
  • Управление временем в лидерстве
  • Проверьте свои знания

Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.

Лидерские навыки

Стивен Кови, один из 25-ти самых влиятельных американских авторов, по версии журнала «Тайм», в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» главными лидерскими навыками считает:

Проактивность (человек – кузнец своего счастья).
Умение видеть конечную цель (начиная делать что-либо, вы должны иметь четкое представление о том, что будет в финале).
Способность сконцентрироваться на важном (делайте все значимые дела в первую очередь, не откладывая).
Умение найти взаимную выгоду (не только для себя, но и для всех в сфере деятельности).
Стремление в первую очередь понять, а потом – быть понятым (умение слушать собеседника).
Совместные действия (сопоставление взглядов и обмен знаниями).
Постоянное самосовершенствование.

И, говоря о целях, мы обязаны рассказать о технике SMART.

Критерии SMART

Умение правильно ставить перед собой цели – важный навык, необходимый каждому. Он позволяет сосредотачиваться на результате, конкретно планировать его достижение.

Критерии SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач. Впервые термин был употреблен в 1965 г. в работе П. Мейера, который изучал проблематику эффективного менеджмента.

Несмотря на то что в проектном планировании SMART – аббревиатура, в английском языке слово «smart» имеет значение «умный». Перевод в данном случае играет важную роль, так как отражает суть расшифровки – постановка цели должна быть умной. Критерии включают в себя следующее:

S – конкретный (specific)

M – измеримый (measurable)

A – достижимый (attainable)

R – актуальный (relevant)

T – ограниченный во времени (time-bound)

Разберемся с этим навыком планирования на простом примере. Допустим, ваша цель – создать собственный бизнес. Конкретность цели – к примеру, вы делаете отличные поздравительные открытки собственными руками и хотите зарабатывать, продавая их через Интернет. Измерение – вы ставите задачу подготовиться к продажам в течение 4 недель и продавать не менее 5 открыток в неделю.

Достижение – вы создаете сайт, делаете первые 30 открыток, рассказываете об этом друзьям, рекламируете товар через реферальные ссылки и соцсети. Цель актуальна ввиду того, что вы сможете заработать, занимаясь любимым делом. Ограничение во времени – 4 недели на запуск ресурса и 30 открыток для продаж в течение 6 недель.

Этот пример демонстрирует, что навык правильной постановки цели является обязательным условием для достижения успеха в любой области. При этом неважно, работаете вы сами или в команде. Применение критериев SMART поможет четко увидеть цель, сформулировать поэтапные задачи по ее осуществлению, сконцентрироваться на достижении конкретного результата, а это именно те навыки, которые являются отличительной чертой хорошего лидера.

Управление временем в лидерстве

Управление временем (англ. time-management) – процесс сознательного контроля затраченного на конкретную деятельность времени для увеличения производительности и эффективности. Навык тайм-менеджмента помогает лидеру лучше планировать свое рабочее время и время подчиненных, приучает к лучшей самоорганизации и разумному планированию досуга.

Методики и техники управления временем. Существуют различные методы и техники, которые используются при планировании времени. Некоторые из них описаны на нашем сайте. Также в менеджменте применяются метод «Альпы», АВС-анализ, ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра, метод Парето и др. О них подробно можно прочитать в Википедии. С точки зрения развития навыков лидерства, нас больше всего интересует техника самоменеджмента.

Американские бизнес-тренеры выделяют 12 основных правил самоменеджмента, которые позволяют упростить работу, при этом повысив ее результативность:

  1. Живите по вашей системе ценностей.
  2. Если у вас есть собственное мнение – выскажите его.
  3. Выполняйте данные обещания.
  4. Хотите нести больше ответственности – будьте готовы нести ее в полной мере.
  5. Доверие является результатом оправданных ожиданий.
  6. Будьте более продуктивным, откажитесь от плохих привычек.
  7. Придерживайтесь трудовой этики.
  8. Будьте разносторонним и интересным.
  9. Будьте учтивым, вежливым и уважительно относитесь к окружающим.
  10. Соблюдайте дисциплину.
  11. Помните, что у вас всегда есть выбор.
  12. Занимайтесь собой, поддерживайте форму.

Теперь рассмотрим более практичную часть. Если вы никогда раньше не прибегали к самоменеджменту для планирования своей занятости, самое время начать это делать, ведь польза этого лидерского навыка огромна.

Вот несколько упражнений на отработку данного навыка:

1 Упражнение 1. Начните с того, что каждый день перед окончанием рабочего дня (или перед сном) составляйте план заданий на день. Делайте это как можно более конкретно, ранжируя задачи по степени важности.
Следующий день начинайте с решения наиболее важных заданий, приступая к ним без отлагательств. Постепенно вы научитесь не только планировать время и наиболее эффективного его использовать, но и четко видеть цели и пути их достижения.
2 Упражнение 2. «Похитители времени». Запишите на листе бумаги 5 основных причин потери своего времени. Это может быть, например, заваленный документами рабочий стол, на котором тяжело что-то найти. Проанализируйте свои ответы. Старайтесь не допускать потери времени по записанным пунктам в будущем. Организуйте рабочее место удобнее. Не опаздывайте на встречи и требуйте того же от других.

Также обязательно обратите внимание на вспомогательные материалы, которые помогут лучше разобраться в теме.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

  • Как пробудить в других эмпатию
  • Цели SMART
  • Getting Things Done Дэвида Аллена
  • Управление рабочим временем или тайм-менеджмент для лидеров

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.