Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Не случайно картофель называют вторым хлебом таблица ответы: не случайно картофель называют второй хлеб в нем как и в хлебе содержиться белок крахмал они

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников | Статья:

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников

   

        В настоящее время в образовании большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся.  С чем это связано? По мнению специалистов, функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — является предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.  Поэтому перед школой встает очень важная задача: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Не случайно словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

        Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из учебных предметов. И начинать его формировать нужно уже с начальных классов.

        Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Поэтому я, изучив необходимую литературу, пробую сама составлять подобные задания.

       Стараюсь уже с первого-второго класса по возможности предлагать ученикам задания, направленные на формирование функциональной грамотности.  Для себя я оформляю такие задания в виде карточек (для детей карточки упрощены). Приведу несколько примеров заданий.

       Пример 1.

Тематическая область: литературное чтение.

Класс: 1.

Старик и сова

      Был у старика луг с клевером. Там паслась корова. Шмели опыляли клевер, и тот хорошо рос. Корова ела сочный клевер и угощала старика вкусным молоком. Иногда гнёзда шмелей разоряли мыши. Но вредных мышей ночью ловила сова.

      Однажды старик прогнал сову, чтоб она не шумела по ночам. Обиделась сова и улетела. Стало на лугу много мышей и мало шмелей. Зачах клевер. Перестала корова давать молоко.

      Понял старик, что всё в природе связано. Стал он просить сову вернуться.

Вопросы и задания.

  1. Что такое клевер? Объясни.
  2. Почему клевер зачах? Что это значит?
  3. Как ты думаешь, какое предложение в тексте самое главное? Что понял старик?
  4. Впиши в схему слова из сказки так, чтобы показать, как в природе всё связано между собой. Если нужно, перечитай сказку ещё раз.

        Сова — …. — …. — …. — корова.

  1. Одна сова ловит за ночь одну мышь. Сколько мышей она может поймать за неделю?
  2. Как ты думаешь, простила ли сова старика? Поясни свой ответ.
  3. Помоги старику попросить прощения у совы. Напиши предложение.
  1. Сделай вывод: чему научила сова старика?

Типовая задача для учащихся.

  1. Находить и извлекать необходимую информацию из текста.
  2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  3. Осознавать и понимать экологические проблемы в окружающем мире (в соответствии с возрастом).
  4. Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  5. Делать выводы (заключение) или

оценивать уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит и извлекает необходимую информацию из текста.
  2. Интегрирует и интерпретирует сообщения текста.
  3. Осознаёт и понимает экологические проблемы в окружающем мире (в соответствии с возрастом).
  4. Устанавливает причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  5. Делает выводы (заключение) или

оценивает уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции (в соответствии с возрастом).

      Пример 2.

Тематическая область: окружающий мир.

Класс: 3-4.

«День птиц»     

                                                                                                                                         

   

    1 апреля отмечается Международный день птиц. Это экологический праздник, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок. Цель его — сохранение разнообразия и численности птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция (соглашение) об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Дополнительная информация:

Вопросы и задания.

  1. Прочитай текст. Обведи дату праздника в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2021 году.
  2. Поинтересуйся у взрослых или найди в Интернете, кто такие юные натуралисты, чем они занимаются.
  3. Сколько лет отмечается День птиц в России? Посчитай.
  4. Какие птицы обитают в нашей местности? Укажите не менее трёх видов птиц.
  5. Попробуй объяснить, как ты понимаешь выражение «экологический праздник».
  6. Почему птицы нуждаются в защите и помощи человека? Напиши ответ объёмом до пяти предложений.

Типовые задачи для учащихся.

  1. Находить необходимую информацию в тексте задания и вопросов; находить дополнительную информацию по теме.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  4. Делать выводы (заключение) или

оценивать уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

  1. Демонстрировать коммуникативные

умения: аргументированно, четко и

ясно формулировать выводы,

доказательства.

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит необходимую информацию в тексте задания и вопросов; находит дополнительную информацию по теме.
  2. Преобразовывает информацию из одной формы в другую.
  3. Устанавливает причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
  4. Делает выводы (заключение) или

оценивает уже сделанный вывод с

учетом предложенной ситуации.

  1. Демонстрирует коммуникативные

умения: аргументированно, четко и

ясно формулирует выводы,

доказательства.

Читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

      Пример 3.

Тематическая область: окружающий мир

Класс: 3

Чудо-овощ

       Ах, картошка, картошка! Что за чудо! Сколько вкусных и

полезных кушаний можно приготовить из картофеля: супы, салаты,

оладьи, пироги. Любим его вареным и жареным, запеченным

и тушёным. И что интересно, картофель, как и хлеб, не приедается.

      Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают каучук,

парфюмерные изделия и медикаменты. Картофельная мука идет в

пищу – кисели, оладьи, соусы, торты. Ею же крахмалят бельё. Из

неё же варят клей.

      Но таким важным и полезным продуктом

картофель стал не так давно. Родина картофеля – южноамериканские

горы Анды. В Европу, вместе с золотом и серебром, клубни

картофеля привезли испанские завоеватели в 16 веке.

Спустя столетие картофель всё ещё был редкостью и считался

деликатесом.

       В начале 18 века Пётр I прислал из Голландии

мешок картофеля и велел посадить в разных областях Российской

империи. Крестьяне встретили этого пришельца в штыки, назвав

«черным яблоком». Сажать новый овощ заставляли насильно с

помощью солдат. Из-за этого на Руси вспыхивали «картофельные

бунты». Во второй половине 18 века картошку уже выращивали в

Восточной Сибири и даже на полуострове Камчатке.

        Однако времена меняются. Сегодня картофель в России – самая

распространенная культура после зерновых. Его вполне

заслуженно называют «вторым хлебом».

Вопросы и задания.

  1. Ознакомление.

Расположите в правильном порядке пункты плана в соответствии с содержанием текста (пронумеруйте от 1 до 5).

  • Чудо-картофель.
  • «Картофельные бунты» на Руси.
  • Что делают из картофеля.
  • Второй хлеб.
  • Распространение картофеля по миру.
  1. Понимание.

Объясните, почему картофель в России заслуженно называют вторым хлебом.

  1. Применение.

А) Изобразите информацию графически. Проследите по карте, как распространялся картофель по миру. Поставьте на карте цифру 1 там, откуда он родом, а следующие цифры расставьте так, чтобы они показывали путь картофеля. Последняя – полуостров Камчатка.

    Б) В картофеле, как и в хлебе, содержится белок, крахмал. Они обладают пищевой ценностью. В таблице указано количество этих веществ, но не везде.

           Рассчитайте на основании имеющихся данных и заполните пустые «окошки» в таблице.

Картофель

Хлеб

Во сколько раз больше?

Пищевая ценность (мг)

80

240

Белок (гр)

2

В 4 раза

Крахмал (гр)

45

В 3 раза

  1. Анализ.

Энергетическая ценность 100 граммов репы 27 ккал, брюквы – около 50 ккал, а картофеля – 80 ккал.

Рассмотрите рисунок. Круг разделён на части. Сравните имеющиеся данные и закрасьте синим цветом ту часть круга, которая показывает энергетическую ценность репы, красным цветом – брюквы и зелёным – картофеля.

  1. Синтез.

Опираясь на данные текста и заданий, придумайте математическую задачу о картофеле, которая решалась бы в 1 действие; в 2 действия.

  1. Оценка.

Докажите важность (оцените значимость) картофеля в жизни человека.

Типовые задачи для учащихся.

  1. Располагать в определённом порядке объекты (части текста, пункты плана).
  2. Объяснять причины событий, явлений.
  3. Изображать информацию графически; рассчитывать на основании имеющихся данных новые данные.
  4. Анализировать имеющиеся данные.
  5. Придумывать с опорой на имеющиеся данные новое задание на заданную тему.
  6. Оценивать значимость предметов, явлений, событий.

Планируемый образовательный результат.

  1. Располагает в определённом порядке объекты (части текста, пункты плана).
  2. Объясняет причины событий, явлений.
  3. Изображает информацию графически; рассчитывает на основании имеющихся данных новые данные.
  4. Анализирует имеющиеся данные.
  5. Придумывает с опорой на имеющиеся данные новое задание на заданную тему.
  6. Оценивает значимость предметов, явлений, событий.

Читательская грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность.

        Большой интерес у школьников вызывают задания, основанные на краеведческом материале. Наше село находится в непосредственной близости от районного центра – города Похвистнево. Несколько заданий по развитию функциональной грамотности я посвятила истории райцентра.

      Пример 4.

Тематическая область: математика.

Класс: 3-4.

«Родина моя – Похвистнево»

(задание составлено на основе краеведческого материала)

Городок под названием Похвистнево

С переулками и перекрёстками,

Где весною дожди и осенью

Ручейками звенят с подголосками.

Здесь и будни мои, и праздники

С чудесами, своими твореньями,

И живёт городок наш маленький

Столько лет, как одно мгновение.

       Возникновение города Похвистнево связано со строительством в конце ХIХ века железной дороги Самара-Уфа и началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге.

      8 сентября 1888 года на карте Российской империи появилась железнодорожная станция с необычным названием Похвистнево.

      Первый рейс пассажирского поезда сообщением Самара-Уфа состоялся 9 сентября 1888 г. Через станцию Похвистнево он проследовал вечером со скоростью 25 км/ч.

      В 1905 году на станции Похвистнево был построен вокзал площадью 376 кв. метров, и до наших дней это здание сохранилось в своём первоначальном виде с незначительной переделкой интерьера.  В его правом крыле размещался буфет, который занимал 88 кв. метров.  Центральную часть вокзала занимал зал ожидания площадью 51 кв. метр.

Вопросы и задания.

Пользуясь данной выше исторической информацией, реши задачи и ответь на вопросы.

  1. Когда был основан город Похвистнево? Сколько лет исполняется нашему городу в этом году?
  2. Средняя скорость современного пассажирского поезда 70 км/ч. На сколько меньше была скорость первого пассажирского поезда, проходившего через станцию Похвистнево 9 сентября 1888 г.?
  3. В 1898 году через Похвистнево по Самаро–Златоустовской железной дороге за год было перевезено 10 пассажиров первого класса, 121 — второго класса, 1316 – третьего класса, 5593 человека – четвёртого класса. Сколько всего пассажиров было перевезено через станцию Похвистнево в 1898 году? На сколько больше было перевезено пассажиров четвёртого класса, чем третьего класса? Постройте диаграмму, отражающую количество пассажиров каждого класса, перевезённых через станцию Похвистнево в 1898 году.
  4. Пользуясь информацией, расположенной выше, определите, какую площадь занимали остальные помещения вокзала (телеграф, кабинет начальника станции, билетная касса и пр.).
  5. В августе 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок железнодорожников, возникший около станции, был преобразован в город Похвистнево районного, а в 1967 году – областного подчинения с населением свыше 29000 человек. Сколько лет прошло с момента присвоения Похвистневу статуса города?

Типовые задачи для учащихся.

  1. Находить и извлекать необходимую информацию из текста задания и вопросов.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать ситуацию математически.
  3. Применять математические понятия, умения, процессы размышления.
  4. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  5. Осмысливать и оценивать сообщения текста, определять ценность текста для решения определенной задачи (и не только математической).

Планируемый образовательный результат.

  1. Находит и извлекает необходимую информацию из текста задания и вопросов.
  2. Преобразовывает информацию из одной формы в другую; формулирует ситуацию математически.
  3. Применяет математические понятия, умения, процессы размышления.
  4. Интегрирует и интерпретирует сообщения текста.
  5. Осмысливает и оценивает сообщения текста, определяет ценность текста для решения определенной задачи (и не только математической).

Читательская грамотность, математическая грамотность.

       Кроме своих заданий я активно использую в работе ресурсы Банка заданий по функциональной грамотности от Медиатеки издательства «Просвещение». Это задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISА. Банк постоянно пополняется, позволяет отработать навыки по всем видам грамотности, охватывает все основные предметы школьной программы. Эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.

        Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Литература.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: АКТУАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Сборник методических материалов для учителей начальных классов. ЭПИЦЕНТР, Белгород 2020.

Корнилова А. Ю. Особенности формирования функциональной грамотности младших школьников по предметам гуманитарного цикла / А. Ю. Корнилова, О. Ю. Кравцова, И. М. Саматаева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 59-62.

Юрикова О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 21-23.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/vystuplenie-funkcionalnaya-gramotnost-shkolnikov-aktualnye-problemy-i-puti-ih-resheniya-5277953.html

https://vogazeta.ru/articles/2020/11/11/vo_school_yandex/15579-chto_takoe_funktsionalnaya_gramotnost_i_kak_eyo_razvivat_v_nachalnoy_shkole

https://media. prosv.ru/content/situation/80/

Комплексные работы | Тест (4 класс):

Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст

                                                        

99

        Ах, картошка, картошка! Что за чудо! Сколько вкусных и

17

полезных кушаний можно приготовить из картофеля: супы, салаты,

25

оладьи, пироги. Любим его вареным и жареным, запеченным

36

и тушёным. И что интересно, картофель, как и хлеб, не приедается.

45

Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают каучук,

53

парфюмерные изделия и медикаменты. Картофельная мука идет в

63

пищу – кисели, оладьи, соусы, торты. Ею же крахмалят бельё. Из

73

неё же варят клей. Но таким важным и полезным продуктом

81

картофель стал не так давно. Родина картофеля – южноамериканские

92

горы Анды. В Европу, вместе с золотом и серебром, клубни

99

картофеля привезли испанские завоеватели в 16 веке.

108

Спустя столетие картофель всё ещё был редкостью и считался

118

деликатесом. В начале 18 века Пётр I прислал из Голландии

127

мешок картофеля и велел посадить в разных областях Российской

135

империи. Крестьяне встретили этого пришельца в штыки, назвав

143

черным яблоком». Сажать новый овощ заставляли насильно с

151

«помощью солдат. Из-за этого на Руси вспыхивали «картофельные

161

бунты». Во второй половине 18 века картошку уже выращивали в

169

Восточной Сибири и даже на полуострове Камчатке. Однако

176

времена меняются. Сегодня картофель в России – самая

182

распространенная культура после зерновых. Его вполне

186

заслуженно называют «вторым хлебом».

Чтение

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.

Задание 2. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.

Задание 3. Определи количество частей в тексте. Начало каждой части отметь знаком Z («красная строка»)

Задание 4. Дай название частям и составь план текста. Запиши.

План

                                                                

                                                                

                                                                

                                                                

Задание 5. Подумай, к какому типу относится рассказ:

  1. описание;
  2. повествование;
  3. оценивание;
  4. рассуждение.

Обведи цифру правильного, по твоему мнению, ответа.

Задание 6. Укажи близкое по значению сочетание слов к слову «деликатес»:

  1. повседневное блюдо;
  2. изысканное блюдо;
  3. вкусное блюдо.

Подчеркни правильный ответ.

        Задание 7. Как ты понимаешь выражение «встретить в штыки»?

Ответ.        __________________________

                __________________________

                __________________________

                __________________________

Окружающий мир

Задание 1. Проследи по карте, как распространялся картофель. Поставь на карте цифру 1 там, откуда он родом, а следующие цифры расставь так, чтобы они показывали путь картофеля. Последняя – полуостров Камчатка.

Задание 2. Напиши название картофельной муки.

Ответ.        __________________________

Задание 3. Представь себе муку из картофеля. Как ты думаешь, какими свойствами она обладает? Обведи в кружок букву нужного ответа на следующие вопросы:

1.Какого цвета картофельная мука?

  1. белого
  2. зелёного
  3. желтого
  4. серого

2. Прозрачная ли она?

  1. да
  2. нет

3. Растворяется, как сахар, в воде?

  1. да
  2. нет

4. В каком состоянии находиться?

  1.  в жидком
  2. твёрдом
  3. сыпучем
  4. газообразном

Русский язык

Задание 1. Прочитай слова, записанные в первом столбике.

Подчеркни известные тебе орфограммы в этих словах.

Во второй столбик запиши название орфограммы, подчеркнутой тобой.

Слова

Название орфограммы

чудо

хлеб

овощ

интересно

времена

        

Задание 2.

1. Разбери по составу слово

посадить

2. Подбери к нему однокоренные слова, распределив их по частям речи в таблицу.

Существительное

Прилагательное

Глагол

 3. Докажи, что это родственные слова.

Задание 3.

Для того, чтобы выполнить это задание, внимательно перечитай отрывок текста от слов «картофельная мука…» до  слов «картофельные бунты».

Выбери из данного отрывка все имена существительные, которые пишутся с «ь» в именительном падеже единственного числа.


Запиши их в таблицу, пользуясь правилами написания мягкого знака

Ь

показатель мягкости

Ь

разделительный

Ь

показатель формы слова

Математика

Задание 1. Двое очистили 400 штук картофеля. Один очищал 3 штуки в минуту, другой – 2 штуки в минуту. Второй работал на 25 минут больше первого.

Сколько времени работал каждый?

Ответ:        ________________________________________

________________________________________________

Задание 2. Энергетическая ценность 100 граммов репы 27 ккал, брюквы – около 50 ккал, а картофеля – 80 ккал.

Рассмотри рисунок. Круг разделён на части.

Закрась синим цветом ту часть круга, которая показывает энергетическую ценность репы, красным цветом – брюквы и зелёным – картофеля.

Задание 3. Не случайно картофель называют «второй хлеб». В нём и а хлебе содержится белок, крахмал. Они обладают пищевой ценностью. В таблице указано количество этих веществ, но не везде.

Заполни пустые «окошки».

Картофель

Хлеб

Во сколько раз?

Пищевая ценность

80

240

Белок

2

4 раза

Крахмал

48

3 раза

Изысканные словацкие блюда, подаваемые в стиле округа Бекеш — Гастрономия

Гастрономия округа Бекеш представляет собой уникальное сочетание вкусов Южной Великой равнины, Трансильвании и высокогорья. В местных ресторанах вам предложат циганку, брынзу (творог из овечьего молока), клецки и бобайку с маком, а также уху Кёрёш, колбасу, приготовленную по рецепту города Чаба, и варенье из черной сливы. В нашей подборке мы выбираем ингредиенты, рецепты и фирменные блюда, привезенные из словацких ландшафтов и сохраненные словаками, живущими в округе Бекеш.

Движущиеся традиции

Напрашивается вопрос, почему нам предлагают словацкую кухню в юго-восточном углу Великой Венгерской равнины. Ответ, конечно же, кроется в исторических причинах. В первой половине 18 века евангелисты из Хайленда стали подвергаться гонениям и поэтому искали поблизости новое место для жизни. Бекешчаба и его окрестности в то время были довольно обезлюдевшим районом из-за продолжительных антитурецких боев. Они были рады видеть поселенцев-словаков, известных своим трудолюбием, которые, как и они, занимались земледелием. И за века, прошедшие вместе, слились воедино народные обычаи и привезенные оттуда колориты.

Сегодня 30 процентов населения округа имеют словацкое происхождение.

Соперники штрапачки

С момента смешения народов и языков ведутся непрекращающиеся споры о том, что мы на самом деле называем штрапачкой. Блюдо, известное на словацком языке как «страпачки», состоит из сырого тертого картофеля, кислой капусты и рубленой свинины, а также кнедликов. Для сравнения, под этим названием мы подаем пельмени из овечьего сыра, политые сметаной и поджаренным беконом. В то время как словацкий эквивалент пельменей из овечьего сыра — брындзовые галушки, которые также продаются в традиционных ресторанах и на фестивалях в Венгрии. Например, на фестивале колбасы в Чабе ее можно есть в качестве гарнира к местным мясным продуктам. Брынза – сыр и творог из овечьего молока. Да, но крестьяне уезда Бекеш делают его из коровьего молока, выдержанного в течение нескольких месяцев. Ясно, верно? Еще больше усложняет ситуацию то, что сегодняшние креативные повара придумывают все новые и новые вариации, в том числе уже знакомую халуску из цветной капусты, моркови и кабачков.

Что готовится в кастрюле?

Надежная общая черта вкусов наших соседей и венгров заключается в том, что мы любим начинать трапезу с супа. В то время как фасолевый суп Йокай основан на моркови, сельдерее и кольраби, с фасолью без стручков и копченым мясом, в словацком варианте фасолевого супа преобладает картофель. Еще одно известное блюдо – щабайский суп «кишелы», или кислый суп «оржа» (суп из свиной грудинки), в который входит все, что набирается на кухне во время застолья поросенка. Вот почему его называют «суп из ловцов холостяков», так как это верный способ соблазнить изголодавшихся от тяжелой работы юношей. В словацком блюде есть мясистые кости (то есть «орья»), свиные почки, свиная рулька, копченое мясо, а также красный лук, листовая зелень, лимон, сметана и лавровый лист. После этого может быть нецелесообразно сразу заказывать второе блюдо.

Мяса еще много

Было много основных блюд из свежезабитых свиней, таких как жареная ножка в пивном кляре на подушке из капусты и яблок.

Добавьте еще «кнедли» (мягкий, приготовленный на пару, белый хлеб), и вы действительно почувствуете себя в чешском пивном баре. Эти предметы также распространены в словацкой кухне, и неслучайно они попали к нам через них. Однако есть одно блюдо, которое особенно связано со словаками Бекеша, и это так называемая «циганка». Так называли цыганок, которые приходили просить милостыню, когда забивали свиней. Поскольку словацкие фермеры не ели печень и кровь, которые в противном случае пошли бы на кровяные колбасы, они отдавали ее нищим дамам в виде пельменей. Деликатес, также доступный в настоящее время в колбасных шприцах, замешивают с рисом, луком и яйцом и готовят в брюшине свиньи на сковороде. Остатки мяса также могли пойти на старую пасту «тархонья», которую готовят путем обжаривания сосисок или копченых ребрышек с луком, а затем их варки в небольшой кастрюле с водой до загустения с добавлением картофеля и тархоньи.

Соленое или сладкое?

Что удивительно в кухнях большинства стран, так это то, что они используют одни и те же основные ингредиенты для создания совершенно новых вкусов для замечательного десерта.

Словаки наиболее изобретательны в приготовлении дрожжевого теста и картофеля. Например, «бобайка» с маком, старший брат пельменей с маком, готовится путем обваливания пельменей в соусе из мака и ванили вместо использования булочек. Необычный вариант словацких паровых вареников с маком и джемом предлагают в Тоткомлосе. В квасиенке начинка (орехи, мак, какао, сыр) выкладывается на внешнюю сторону вареников, а в качестве связующего используется сало. Гораздо более распространена картофельная лепешка Palóc (Palots), то есть картофельный блин, также известный как laska, который можно даже начинить джемом по вкусу. Здесь снова вкрадываются конкурирующие названия, поскольку картофельный блин также фигурирует в меню как «lepcsánka» (лепешка или, севернее, «tócsni»), но последний, возможно, меньше относится к пункту меню сладости, и больше как пивной рулет или легкое основное блюдо, подаваемое с салатом. Наконец, стоит упомянуть полностью венгерское блюдо, которое для словаков является таким же домашним блюдом.

Это свиные шкварки с добавлением жареного свиного жира, а также варианты с овечьим сыром и капустой.

Полезен ли картофель? «Белый хлеб» из овощей на самом деле очень питателен, ведь в нем всего 168 калорий и 37 углеводов. опубликовано более 9 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.

Картофель может быть полезным продуктом. Они предлагают ниацин, витамин B6, фолиевую кислоту, витамин C и магний. Они являются отличным источником калия, небари/iStockPhoto/Getty Images

Картофель видели на фермах Линклеттер в Саммерсайде, P.E.I., вторник, 23 апреля 2013 г. The Globe and Mail

Вопрос

Я слышал, что картофель не питателен. Являются ли некоторые здоровее, чем другие?

Ответ

Белый картофель часто называют «белым хлебом» из овощей, крахмалистым продуктом с небольшой питательной ценностью. Правда в том, что картошка полезна, если, конечно, она не пропитана маслом со сливками и не обжарена во фритюре в масле.

Один запеченный картофель красновато-коричневого цвета среднего размера с кожицей содержит 168 калорий, без жира, 37 граммов углеводов и 4 грамма клетчатки. Если вы беспокоитесь, что картофель содержит больше углеводов, чем другие крахмалистые продукты, это не так. Вы найдете примерно 37 граммов углеводов в одной чашке приготовленной киноа, трех четвертях чашки приготовленного коричневого риса и одной чашке приготовленных макарон. И, в отличие от белого хлеба, крахмал в картофеле не подвергался очистке, чтобы истощить питательные вещества.

Картофель также содержит ниацин, витамин B6, фолиевую кислоту, витамин C и магний. Они являются отличным источником калия, который помогает регулировать кровяное давление. Один средний белый или краснокожий картофель с кожурой содержит в два раза больше калия, чем банан среднего размера, 950 миллиграмм против 422 мг. (Взрослым требуется 4700 мг калия в день.)

Шесть так называемых «плохих» продуктов, которые заслуживают места в вашем рационе

Питательная ценность белого картофеля по сравнению со сладким или фиолетовым картофелем

Некоторые виды картофеля содержат больше питательных веществ . Сладкий картофель, родственный ипомеи, богат бета-каротином, антиоксидантом, который, как считается, защищает от некоторых видов рака. Полстакана пюре из сладкого картофеля содержит 15 мг бета-каротина. Официальной рекомендуемой нормы потребления бета-каротина не существует, но считается, что от трех до шести миллиграммов в день помогают снизить риск хронических заболеваний. Ямс, относящийся к семейству лилейных, содержит мало бета-каротина, но является хорошим источником клетчатки и калия.

Пурпурный картофель, который становится все более доступным в продуктовых магазинах и на фермерских рынках, имеет кожуру и мякоть пурпурного цвета. Они насыщены антоцианами, теми же фитохимическими веществами, что и ягоды, красный и фиолетовый виноград и красное вино. Исследования показывают, что более высокое потребление антоцианов может снизить риск сердечных заболеваний и инсульта.

Гликемический индекс картофеля

Картофель различается по гликемическому индексу (ГИ), показателю того, как пища влияет на уровень глюкозы в крови. Продукты с высоким ГИ (например, белый хлеб, столовый сахар) вызывают быстрый скачок уровня сахара в крови. Углеводы в продуктах с низким ГИ (например, овсяные хлопья, коричневый рис) высвобождаются в кровь медленнее. Диета с высоким гликемическим индексом связана с повышенным риском развития диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов рака.

Белый картофель – вареный, запеченный или в пюре – имеет высокий ГИ. Сладкий картофель имеет низкий гликемический индекс; молодой картофель имеет гликемический индекс от среднего до низкого. Однако, по данным исследователей из Университета Торонто, ГИ красновато-коричневого и краснокожего картофеля снижается до диапазона от низкого до умеренного, если вы едите их в холодном (предварительно приготовленном) или подогретом виде. Охлаждение картофеля изменяет структуру его крахмала, в результате чего углеводы медленнее всасываются в кровь. Добавление уксуса к картофелю (вспомните картофельный салат) также снижает его гликемический индекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *