10 последствий нехватки родительского внимания
156 219
РодителямПознать себя
Если взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления человека о себе во взрослом возрасте.
Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.
Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать нашему развитию.
Какие убеждения нам мешают
1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным
В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.
2. Демонстрировать чувства — значит проявлять слабость
В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства — это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.
3. Мои потребности и желания не имеют значения
В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.
4. Рассказывать о проблемах — просто зря напрягать людей
Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, с тех пор мы держим их при себе.
5. Плачут только слабаки
Все плачут, потому что плач — естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.
6. Люди осуждают проявления чувств
Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».
7. Злость — это негативная эмоция, и ее нужно избегать
В детстве мы часто злились, потому что злость — это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.
8. Полагаться на других — значит разочаровываться
Дети нуждаются в помощи так же, как подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.
9. Никому не интересно, что я говорю
В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и о стольком спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.
10. Я один в этом мире
В детстве мы нуждались в ощущении безусловной поддержки. Но взрослые были вечно заняты и безразличны, и мы поняли, что одиноки.
но это не так
Это всего лишь уроки, которые мы усвоили в семье. На самом деле все иначе.
- Сильные чувства объединяют нас с собой и с другими. И способность их испытывать — показатель силы и здоровья.
- Осознание своих потребностей и мыслей — ключ к счастливой полной жизни.
- Чтобы решить проблему, о ней нужно говорить.
- Плакать нормально.
- Если мы будем проявлять чувства, окружающие смогут лучше нас узнать.
- Злость — это важное послание тела, которое делает нас сильнее.
- Взаимное доверие — неотъемлемая часть командной работы.
- Все, что мы хотим сказать, важно. И мы должны это говорить.
- Мы живем среди себе подобных. И мы не одиноки.
Об авторе: Джонис Вебб — психолог.
Текст:Николай ПроценкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Мужчина не делает предложения, а я не хочу быть сожительницей»
«Комплекс Наполеона» действительно существует. Кого следует остерегаться?
Как перестать бояться смерти: 3 совета — наблюдения из дома престарелых
Инцест, абьюз, сексуальное насилие: почему так трудно вспоминать детские травмы
«18 — детский возраст»: психолог объясняет, почему это так
Свобода или распущенность: почему мат становится частью повседневной лексики
«Принимаю близко к сердцу проигрыш в настольные игры. Как перестать расстраиваться?»
Как уйти от абьюзера без последствий: 5 важных правил
Почему недостаток внимания от родителей может сломать ребенку жизнь? Объясняет Людмила Петрановская
Наука и образование
Один из самых востребованных педагогов-психологов страны Людмила Петрановская рассказала, что такое теория привязанности и почему ее незнание привело к травмированию целого поколения людей, а «Собака. ru» записала все самое интересное. Организовали выступление лекторий «Прямая речь» совместно с образовательным центром «Слушай сюда».
Теория привязанности
Теорию привязанности около 70 лет назад создал английский психотерапевт Джон Боулби. Если коротко, то для нашего вида детеныши очень важны: мы не мечем икру тысячам, так что нам необходимо, чтобы они могли выживать и развиваться. При этом наш вид очень адаптивный, ребенок приспосабливается к любой среде обитания: будь то иглу эскимосов, Африка или Нью-Йорк. Поэтому у него есть время, когда он не только реализует инстинктивные программы, но и учится жить в тех условиях, в которых оказался – детство. На этот период ему нужна защита и забота, кто-то, кто будет ему помогать, иначе он просто не вырастет. Эти процессы и призвана обеспечивать привязанность, которая предусматривает определенное поведение взрослой особи, которая чувствует удовлетворение, когда детеныш выглядит довольным, и тревогу, когда с ним что-то не так.
Детеныш хочет все время быть в контакте со своим взрослым, по мере взросления расстояние увеличивается – когда он маленький, ему необходимо, чтобы родитель всегда мог схватить его на руки, а тому, кто постарше, достаточно быть на связи по телефону. Если ребенок не знает, где мама или папа, если они неотзывчивы и недоступны, то он начинает переживать, поэтому кроме желания следовать у него есть стремление нравиться, получать подтверждение, что его не выгонят. Поэтому детям так важно получать улыбки, одобрение и просто любящий взгляд — то, что нормальные родители дают не задумываясь.
Из-за этого дети болезненно переносят, когда взрослый им недоволен, хуже всего, когда их начинают игнорировать. Отсутствие связи порождает панику и мысли: «Обо мне больше не будут заботиться, как мне теперь жить, что будет дальше?».
Все эти реакции инстинктивно заданы: у ребенка нет выбора, реагировать или нет на ругань родителей. Он не впадет в ужас, только если у него либо особенности развития, либо отсутствие заботы уже вошло для него в привычку – но это можно говорить только о детях постарше, маленькие несмотря ни на что будут желать связи с родителем.
Как влияет отсутствие привязанности
Пока все хорошо, программа привязанности в тени, ребенок поворачивается к родителю спиной, а лицом – к миру, который он изучает и осваивает. Если же что-то пошло не так, он находится в стрессе, то обращается к взрослому за помощью или утешением. Если у ребенка есть основания сомневаться в том, что он может получить поддержку в любой момент, то у него прекращается познавательная активность, а все психологические силы уходят на попытки восстановить привязанность со своим взрослым. Он начинает ныть, требовать внимания, делать что-то, что в его представлении может помочь.
Ситуация, когда родители в постоянном конфликте или плохом состоянии, тоже заставляет его тревожиться и отвлекает от познания. Любые проявления недовольства и разочарования вызывают панику, которая останавливает всю остальную психическую деятельность до момента, пока не будет восстановлена связь.
Проводились эксперименты, во время которых весь день матери с ребенком снимался на видео: они показали, что для установления нормальной привязанности достаточно откликаться на потребности в 50 % случаев. У детей большой запас прочности на непредвиденные обстоятельства: понятно, что никакая мама не может реагировать на все просьбы, и психика к этому приспособлена.
Для установления нормальной привязанности достаточно откликаться на потребности в 50 % случаев
Если же на его потребности отвечают реже, чем в половине случаев, то у него либо развивается тревожная привязанность и он требует внимание больше и активнее, либо изолируется и закрывается. Адаптивность психики маленького человека имеет теневую сторону: с одной стороны, хорошо, потому что он может выживать в любых условиях, с другой, он начинает воспринимать любые ужасы в порядке нормы: у него нет жизненного опыта, критичности и эталона. Он все равно испытывает чувство любви, независимо от того, удачно или неудачно родитель исполняет свою роль. Дети выбирают стратегии, которые закрепляются, и на них в дальнейшем базируется их представление о близких отношениях. Формируется то, что Боулби назвал «рабочей моделью привязанности» — это совокупность ожиданий и прогнозов от связей с людьми. Если человек запомнил, что просто так ничего не получишь и нужно все время ревниво требовать внимание, то также он будет вести себя и в других отношениях.
Это не значит, что модель нельзя поменять: на нее влияют друзья, знакомые, возлюбленные, психотерапевты. Но все же часто люди приходят со своими моделями в брак, и либо ревнуют, выносят мозг, срываются, либо молчат и прячутся. Если два эти типа соединяются, то ничего хорошего не получается: один все больше требует, а другой – закрывается. Проходит года два-три, и любящая пара разводится. То же самое может быть в отношениях с друзьями, работой, увлечениями.
Как связаны общество и привязанность
Закрепленные в детстве паттерны влияют и на жизнь отдельных людей, и на общество в целом. После того, как были сформулированы основные положения теории привязанности, было проведено много исследований, подтверждающих, что надежная привязанность коррелирует с благополучием, уровнем здоровья, выносливостью к стрессам.
В середине XX века сформировалось индустриально общество, в котором родители должны были работать и жили в городах, большую часть времени они детей не видели. Появились практики их институционального содержания: ясли, детские сады, пионерские лагеря, школы с продленкой. Новые реалии не позволяли женщине оставаться с ребенком, так как требовали все больше производственных сил. Распадались расширенные сельские семьи: бабушки и дедушки оставались в деревнях, пока молодежь мигрировала в город и оставалась там без поддержки.
При этом потребность в привязанности не осознавалась, и все считали сложившуюся систему нормальной. Проблема полученных детских травм была в том, что о них просто не думали. Заговорили об этом только после Второй мировой войны: исследователи увидели, что может случится со здоровым ребенком после опыта разлуки с родителем. Его психика разваливается, он начинает страдать и терять навыки, приобретая неврозы
К тому моменту, когда все это было осознанно описано, в обществе уже процветали практики разделения детей и родителей: например, взрослых не пускали в больницы. В ответ на это Боулби и его коллеги сняли фильм «Джон» про мальчика, которого отдали в дом ребенка — это была тогда нормальная практика, его просто было не с кем оставить, папа работал, а мама рожала второго. За девять дней, что женщина лежала в роддоме, мир ее сына развалился, он пережил страдания и стресс.
Параллельно с этим были и дети, которые остались вообще без родителей: считалось нормальным воспитывать их в учреждениях под надзором государства, где было 500-600 малышей, а персонал часто менялся. Несмотря на то, что формально о них заботились, кормили, одевали и лечили, результаты были плачевные: дети умирали, болели, плохо развивались, мало кто из них мог адаптироваться к жизни.
Из-за пренебрежения к потребности ребенка быть со своим родителем целое поколение было серьезно травмировано, многие из них росли как сироты при живых матерях и отцах. Они привыкли, что могут рассчитывать только на себя, и это сильно влияло на их возможность чувствовать потребности других людей, на то, как они потом вели себя по отношению к своим детям и как относились к себе.
Изменение положения вещей
В последнее время происходит принятие того, что к детской привязанности нужно относиться серьезно. Но это долгая борьба: только недавно в России родителей разрешили пускать в реанимацию к детям. И это только на словах, потому что до сих пор нужно постараться, чтобы увидеть их.
Привязанность — это не китайская грамота, и чтобы установить хорошую связь со своим ребенком, не нужно быть семи пядей во лбу или прочитать 200 учебников. Главное, чтобы родитель был отзывчив и доступен. Это не сложно, если сам он не находится в депрессии и стрессе. Любой человек, который справляется со своей жизнью, может создать хорошие условия для развития привязанности у ребенка.
С одной стороны, мне хочется, чтобы люди знали о привязанности, но когда мне пишут «Ушла на полчаса, а ребенок заплакал. У него травма привязанности? Я всю жизнь ему испортила? Есть ли какой-то шанс?», это пугает. Это уже перебор. Не нужно выставлять нереальные требования к себе, стоит помнить, что привязанность — это средство, а не цель. Оно необходимо, чтобы обеспечить интеграцию человека в общество. Поэтому важно не только быть надежным, но и не душить своей заботой.
Записал Никита Фуга
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
Морозова Ксения,
Как недостаток внимания влияет на развитие ребенка?
Многие родители и опекуны могут беспокоиться о том, уделяют ли они своим детям достаточно внимания. Ведь детям очень важно чувствовать себя любимыми и поддерживаемыми.
В то время как детям нужно время, чтобы исследовать и играть самостоятельно, иногда дети слишком много остаются одни и могут чувствовать, что им не уделяется достаточно внимания со стороны родителей или опекунов. В этом случае может произойти несколько негативных последствий.
Связанный: 5 советов, как проводить с каждым ребенком личное время
Что такое невовлеченный стиль воспитания
Невовлеченный или пренебрежительный стиль воспитания характеризуется отсутствием участия в жизни ребенка. Родители, которые используют этот подход, обычно практически не общаются со своими детьми и практически не оказывают им эмоциональной поддержки.
Невовлеченные родители, как правило, менее вовлечены в образование и деятельность своих детей. Они также могут пренебрегать основными потребностями своих детей, такими как еда, одежда и транспорт.
Важно отметить, что только потому, что родитель занят работой или другими обязанностями , не означает, что он не вовлечен в процесс.
Хотя родители могут работать много часов, они не остаются в стороне, если проводят часть своего свободного времени со своими детьми и следят за тем, чтобы кто-то присматривал за их детьми.
Незаинтересованный родитель не выделяет место или приспособления для нужд своего ребенка, в то время как занятый родитель следит за тем, чтобы потребности ребенка удовлетворялись, даже если он не тот, кто их удовлетворяет.
Каковы негативные последствия неучастия родителей в развитии ребенка?
Недостаток внимания может повлиять на развитие ребенка по-разному, и это может варьироваться в зависимости от возраста ребенка.
Как влияет отсутствие внимания на младенцев и детей ясельного возраста?
Многие факторы могут повлиять на развитие ребенка, и одним из наиболее важных является количество внимания, которое он получает от своих родителей. Недостаток внимания может негативно повлиять на привязанность младенца к опекуну, что является фундаментальной задачей развития в раннем детстве.
В раннем детстве у младенцев и дошкольников развивается привязанность к своим опекунам посредством взаимного взаимодействия и общения. Младенцы учатся доверять своим опекунам и полагаться на них через повторяющийся положительный опыт, например, когда их кормят, держат на руках и утешают.
Это доверие позволяет детям исследовать свое окружение и развивать отношения с другими людьми. Если младенец не получает достаточного внимания со стороны своего опекуна, у него может развиться ненадежная привязанность.
Это может привести к проблемам в дальнейшей жизни, таким как проблемы с самооценкой и социальными навыками.
Как влияет отсутствие внимания на маленьких детей?
Многие исследования показывают, что недостаток внимания может негативно сказаться на детях. Одно исследование жестокого обращения и пренебрежения в детстве показало, что дети, которым не уделялось достаточно внимания, с большей вероятностью имели проблемы в школе и в отношениях. Кроме того, у них чаще возникали проблемы с законом.
Другое исследование последствий депривации в раннем детстве показало, что дети, которым не уделялось достаточно внимания, чаще имели плохие исполнительные функции и саморегуляцию. Это исследование также показало, что пренебрежение в раннем возрасте негативно влияет на развитие мозга ребенка.
Как влияет недостаток внимания на подростков?
Можно подумать, что подростки хотят, чтобы родители оставили их в покое, но подросткам все же нужно внимание. Когда они взрослеют и становятся независимыми, они могут пользоваться большей свободой, но им по-прежнему нужны руководство и поддержка со стороны родителей.
Недостаток внимания может негативно сказаться на подростках. Они могут чувствовать себя забытыми и лишенными поддержки, что может привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия, тревога и низкая самооценка.
Подростки, которые не чувствуют себя любимыми и о которых не заботятся, могут быть более склонны к рискованному поведению, такому как злоупотребление наркотиками и алкоголем или небезопасный секс.
Каковы признаки невнимательности?
Одним из наиболее очевидных признаков того, что ребенку не уделяется достаточно внимания, является то, что он постоянно ищет внимания у других, особенно у взрослых. Они могут мешать в классе, часто перебивать других или говорить вне очереди.
Дети, которых семья часто игнорирует, также могут быть навязчивыми и требовательными к родителям.
Еще одним признаком является то, что ребенок может быть чрезмерно агрессивным или деструктивным. У них могут быть проблемы с импульсивным контролем, и они быстро приходят в ярость. У них также могут быть трудности с социальным взаимодействием и проявлять признаки одиночества или изоляции.
Недостаток внимания также может привести к проблемам в школе. У ребенка могут возникнуть трудности с концентрацией внимания в классе, проблемы с академическими предметами или низкое чувство собственного достоинства.
Играют ли дети из-за недостатка внимания?
Многие специалисты по психологии развития считают, что недостаток внимания может привести к проблемам с психическим здоровьем и поведением у детей, включая отыгрывание.
Одной из причин, по которой дети могут капризничать, является то, что они ищут внимания. Если они чувствуют, что им не хватает внимания со стороны родителей или опекунов, они могут начать действовать, чтобы их заметили.
Различия между положительным и отрицательным вниманием
Положительное внимание часто вознаграждает, а отрицательное часто наказывает. Положительное внимание обычно включает в себя похвалу или комплименты ребенку, в то время как негативное внимание часто включает крик или ругань.
- Положительное внимание обычно заставляет ребенка чувствовать себя счастливым и любимым, в то время как отрицательное внимание часто вызывает беспокойство или страх.
- Положительное внимание обычно уделяется, когда ребенок делает что-то хорошее, в то время как отрицательное внимание часто уделяется, когда ребенок делает что-то плохое.
- Положительное внимание помогает ребенку чувствовать себя хорошо, в то время как отрицательное внимание часто заставляет его чувствовать себя плохо.
- Позитивное внимание учит ребенка тому, что его любят и ценят, в то время как отрицательное внимание учит ребенка тому, что его нельзя принимать таким, какой он есть.
В целом положительное внимание для ребенка намного лучше, чем отрицательное. Позитивное внимание помогает ребенку чувствовать себя хорошо, научиться доверять другим и полагаться на них, чувствовать себя любимым и поддерживаемым.
Негативное внимание часто делает обратное. Только проявление негативного внимания к ребенку может усилить вредные привычки и заставить детей действовать в других сферах своей жизни, например, в школе или с друзьями.
Как родители могут проявлять внимание к своим детям?
Как родитель, вы можете проявлять внимание к своим детям разными способами, даже если вы заняты или проводите много времени на работе.
1. Проявите неподдельный интерес к их увлечениям
Когда ваш ребенок рассказывает вам о своей последней игре Roblox или недавнем выпуске Peppa Pig , проявите неподдельный интерес к тому, что он хочет сказать. Задавайте им вопросы, внимательно слушайте и смотрите им в глаза, чтобы показать, что вы слушаете.
Даже если вы не находите тему интересной, относитесь к ней как к чему-то, что глубоко волнует того, кого вы любите. Такое внимание будет для них значимо.
2. Запланируйте семейное время
Запланируйте время, когда вы можете проводить время всей семьей. Если ваша семья большая или у вас несколько детей, время от времени проводите время с ребенком один на один. Это индивидуальное внимание может создать длительные воспоминания для вашего ребенка.
3. Разработайте распорядок и ритуалы
Обнимаясь вместе и читая сказку на ночь каждый вечер, прогуливаясь в парке после обеда или вместе готовя блины воскресным утром, создайте вместе с ребенком уникальные распорядки и ритуалы.
4. Делайте перерывы в работе намеренно
Когда вы не работаете, будь то выходные или отпуск, намеренно уходите. И намеренно отстранитесь и соединитесь со своим ребенком.
5. Найдите способы наладить общение в разлуке
Даже если вы не можете быть вместе, вы все равно можете найти способы наладить контакт со своим ребенком и проявить к нему внимание.
Независимо от того, остаетесь ли вы на связи, отправляя текстовые сообщения и электронные письма, общаясь в видеочате или даже рассылая открытки, вы все равно можете уделить внимание своему ребенку, когда вы физически разлучены.
Важно помнить, что все дети нуждаются во внимании, но нет единственно правильного способа уделить им его. Некоторым детям может потребоваться больше внимания, чем другим, а другим могут потребоваться другие виды внимания.
Прислушивайтесь к сигналам вашего ребенка, разговаривайте с ним и следуйте его примеру, когда нужно уделять ему внимание.
–
Чтобы получить больше идей о том, как сблизиться со своими детьми и проводить больше времени вместе, прочитайте 10 способов провести время с детьми с пользой.
Внимание! Симптомы СДВГ у детей
Проблемы с концентрацией внимания часто впервые обнаруживаются учителем, который замечает, что ученик кажется более легко отвлекаемым, чем большинство других детей его возраста.
Возможно, ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить школьную работу в классе. Может быть, когда учитель зовет его, кажется, что он не следит за уроком. Может быть, он отключается, когда ему даются инструкции, или забывает, что должен делать. Может быть, домашние задания часто пропадают.
Несмотря на то, что все дети, особенно очень маленькие, имеют тенденцию к меньшей продолжительности концентрации внимания и большей отвлекаемости, чем взрослые, у некоторых гораздо больше проблем с концентрацией внимания и удержанием на задаче, чем у других.
Поскольку трудности с концентрацией внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя, родители и врачи. Но есть ряд других возможностей, которые могут способствовать проблемам с вниманием. Чтобы избежать неправильного диагноза, важно не упускать из виду эти другие возможности, которые не всегда очевидны.
Вот контрольный список некоторых других проблем, которые могут помешать ребенку сосредоточиться в школе:
Беспокойство
родители) не в курсе. Есть много разных видов тревожности, но их объединяет то, что, по словам невролога и бывшего учителя Кена Шустера, психолога, тревога «имеет тенденцию блокировать мозг», из-за чего тревожным детям тяжело учиться в школе.
Ребенок с тревогой разлуки может быть настолько озабочен тем, что что-то плохое происходит с его родителями, пока он находится вдали от них, что не может сосредоточиться на учебе.
Некоторые дети очень боятся совершить ошибку или опозориться. Доктор Шустер отмечает, что когда учитель зовет их, они могут попытаться исчезнуть. «Они могут смотреть вниз, они могут начать что-то писать, хотя на самом деле они ничего не пишут. Они пытаются разорвать связь с учителем, чтобы избежать беспокойства».
Иногда, когда ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить свою работу в классе, это происходит не потому, что он мечтает, а потому, что он борется с перфекционизмом, который требует от него делать все правильно. Или, если она не сдает домашнюю работу, это может быть не потому, что она ее не сделала, а потому, что она беспокоится, что она недостаточно хороша.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Дети с обсессивно-компульсивным расстройством, которое часто начинается в начальной школе, имеют дополнительный источник отвлечения: у них не только появляются навязчивые мысли, но они чувствуют, что должны выполнять ритуалы или принуждения, чтобы предотвратить чтобы не случилось плохого. Ребенок с обсессивно-компульсивным расстройством может компульсивно выстраивать вещи на столе, постукивать или считать в уме. Или он может быть сосредоточен на том, чтобы сходить в туалет, чтобы вымыть руки.
«Возможно, ребенок сидит в классе с одержимостью необходимостью что-то исправить, чтобы избежать чего-то ужасного. Затем к нему обращается учитель», — говорит Джерри Бубрик, доктор философии, клинический психолог из Института детского разума, специализирующийся на тревоге и ОКР. «Когда он не знает ответа на вопрос, кажется, что он не обращал внимания, но на самом деле это потому, что он был одержим».
Поскольку дети с обсессивно-компульсивным расстройством часто стыдятся своих симптомов, они могут пойти на многое, чтобы скрыть свои компульсии, пока они в школе. Для учителя, который не знает об ОКР, рассеянность может выглядеть как СДВГ, но это не так.
Стресс или травма
Дети также могут казаться страдающими от невнимательности, когда на них повлияла травма. Дети, ставшие свидетелями насилия или других неприятных событий, могут демонстрировать трудности с концентрацией внимания и постоянное чувство незащищенности, называемое гипербдительностью.
У детей, чья домашняя жизнь связана с острым стрессом, могут развиться эти симптомы или даже посттравматическое стрессовое расстройство.
«Многие симптомы посттравматического стрессового расстройства похожи на СДВГ», — объясняет Джейми Ховард, доктор философии, клиницист Института детского разума, специализирующийся на травмах. «Симптомы, распространенные при посттравматическом стрессовом расстройстве, такие как трудности с концентрацией внимания, преувеличенная реакция испуга и повышенная бдительность, могут создать впечатление, что ребенок нервный и рассеянный».
Нарушения обучения
Если кажется, что ребенок смотрит куда угодно, кроме страниц книги, которую он должен читать, другой возможной причиной является нарушение обучения.
Дети с невыявленной дислексией могут нервничать или стыдиться того, что они не могут делать то, что другие дети, и стараться скрыть этот факт.
Если у ребенка проблемы с математикой, он может приветствовать отвлекающие факторы, позволяющие ему подумать о чем-то другом или избежать выполнения задания.
Проблемы с обработкой слуха могут привести к тому, что ребенок пропустит часть того, что говорит учитель, даже если он слушает, и это может выглядеть так, как будто он не обращает внимания.
Некоторые дети могут компенсировать свою неспособность к обучению, работая очень усердно, и они могут быть успешными, пока не достигнут уровня, когда работа становится слишком сложной.
«Они могут скрывать свои слабости, пока не станут старше, и слишком много тяжелой работы», — отмечает Нэнси Раппапорт, доктор медицинских наук, профессор Гарвардской медицинской школы, которая специализируется на психиатрической помощи в школьных условиях. «У них часто диагностируют СДВГ или депрессию, если только кто-то не улавливает проблемы с обучением».
Это действительно СДВГ?
Невнимательность, выходящая за рамки обычного диапазона, является одним из трех ключевых симптомов СДВГ, наряду с импульсивностью и гиперактивностью. Некоторые дети демонстрируют только симптомы невнимательности. Но диагноз СДВГ нельзя ставить только на основании отчетов учителей или одного визита к педиатру.
Чтобы поставить точный диагноз, врач должен собрать информацию от нескольких людей, которые наблюдали за вашим ребенком, включая вас, других опекунов и учителей. Родителей и учителей следует попросить заполнить оценочную шкалу, чтобы получить точную оценку частоты симптомов. Такое поведение должно продолжаться в течение длительного периода и наблюдаться более чем в одной обстановке — например, дома и в школе. И клиницисты должны тщательно исключить другие возможные причины его поведения.
Также важно, чтобы способность ребенка концентрировать внимание сравнивалась со сверстниками, а не со всеми в его классе. Исследование, опубликованное в 2012 году, показало, что мальчики, которые являются самыми младшими в своем классе, имеют на 30% больше шансов получить диагноз СДВГ, чем самые старшие мальчики в классе, а младшие девочки на 70% чаще, чем самые старые девочки.