как рассуждать последовательно и логично
Третий урок курса посвящен аргументации и ее практическим особенностям. Но прежде чем мы перейдем к основному материалу, поговорим немного на тему того, почему вообще с позиции критического мышления необходимо уметь аргументировать свое мнение, а также доверять только аргументированным мнениям.
Содержание:
- Что такое аргументация и почему она важна?
- Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов
- Основные методы аргументирования
- Задание на взаимопроверку
- Правила аргументации
- Конструкции аргументирования и приемы аргументации
- Тактика аргументации
- Немного об убедительных доводах
Что ж, приступим.
Что такое аргументация и почему она важна
Термин «аргументация» происходит от латинского слова «argumentatio», что означает «приведение аргументов». Это значит, что мы приводим какие-либо доводы (аргументы) с целью вызвать доверие или сочувствие к выдвигаемому нами тезису, гипотезе или утверждению. Комплекс таких доводов и является аргументацией.
Задача аргументации – сделать так, чтобы адресат принял выдвигаемую автором теорию. И по большому счету аргументацию можно назвать междисциплинарным исследованием выводов как результата логических рассуждений. Аргументация имеет место и в научной, и в бытовой, и в правовой, и в политической сферах; всегда применяется в беседах, диалогах, убеждениях, переговорах и т.д.
Аргументация – это явление исторического характера, и она видоизменяется с течением времени. Для ее выражения служат языковые средства, например, произнесенные или написанные утверждения. Эти утверждения, их взаимосвязи и влияние на человека изучает теория аргументации.
Аргументация есть деятельность целенаправленная, и она способна как усилить, так и ослабить чьи-либо убеждения. Также это и социальная деятельность, ведь когда человек аргументирует свою позицию, он воздействует на тех, с кем контактирует. Здесь подразумевается диалог и активная реакция противоположной стороны на доказательства и свидетельства. Кроме того, предполагается и адекватность собеседника, и его способность к рациональному взвешиванию аргументов, их принятию или оспариванию.
Именно благодаря аргументации человек может доходчиво объяснить кому-либо свою точку зрения, подтвердить ее истинность вескими доводами, исключить непонимание. Грамотно аргументированные суждения сводят к минимуму сомнения, говорят о правдивости и серьезности выдвигаемых гипотез, предположений и заявлений. К тому же если человек в состоянии привести веские аргументы в свою пользу, это служит показателем того, что он уже не раз критически оценил всю имеющуюся у него информацию.
По этой же причине и доверять стоит только тем сведениям, которые могут быть достойно аргументированы. Это будет означать, что они проверены, доказаны и истинны (или хотя бы попытка к этому была сделана). Собственно, это и есть цель критического мышления – ставить что-то под сомнение, чтобы найти подтверждающие или опровергающие факты.
Из всего, сказанного выше, можно заключить, что аргументирование является самым правильным и открытым способом воздействия на мнения и решения других людей. Естественно, чтобы обучение критическому мышлению дало результат, а аргументация была эффективной, необходимо знать не только теоретические, но и практические ее основы. Ими мы и продолжим.
Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов
Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения концентрироваться, напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т.к. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.
Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:
1 |
Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения. |
2 |
Приведение аргументов – сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами). |
3 |
Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение). |
При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:
- Оперировать нужно убедительными, точными, ясными и простыми понятиями.
- Информация должна быть правдивой (если достоверность данных не установлена, то не нужно их использовать, пока все не будет проверено).
- В процессе разговора нужно подбирать определенный темп и конкретные способы аргументации, основываясь особенностях своего характера и темперамента.
- Все аргументы должны быть корректны; никакие личные нападки не допускаются.
- Рекомендуется воздерживаться от использования неделовых высказываний, которые затрудняют понимание информации; лучше оперировать наглядными доводами; при освещении негативной информации в обязательном порядке указывается ее источник.
Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:
✔ | Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами. |
✔ | Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены. |
✔ | Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата. |
Если вы уверены в том, что ваши аргументы соответствуют предлагаемым критериям, можно переходить непосредственно к аргументации. Исходя из этого, развитие критического мышления предполагает освоение основных методов аргументирования.
Основные методы аргументирования
Теория аргументации предлагает использовать достаточно много методов аргументирования. Мы расскажем о наиболее действенных из них с нашей точки зрения. Они подходят как для делового, так и для повседневного общения.
1
Фундаментальный метод
Смысл метода состоит в прямом обращении к человеку, которого вы хотите познакомить фактами, представляющими основу ваших умозаключений.
Но в применении таких сведений не нужно чересчур усердствовать. Слишком большое количество цифр действует утомляюще, вследствие чего аргументы теряют свой эффект. Важно также и то, что некорректные данные могут ввести слушателя в заблуждение.
ПРИМЕР: Преподаватель университета приводит статистику о студентках-первокурсницах. Исходя из нее, 50% студенток родили детей. Цифра впечатляющая, но в действительности выясняется, что на первом курсе было лишь две девушки, и только одна родила.
2
Метод игнорирования
Чаще всего игнорирование применяется в спорах, диспутах и беседах. Смысл таков: если вы не можете опровергнуть предлагаемый вам оппонентом факт, вы можете успешно игнорировать его значение и ценность. Когда вы видите, что человек придает значение тому, что, на ваш взгляд, не имеет особой важности, вы просто фиксируете это и пропускаете «мимо ушей».
3
Метод противоречия
По большей части этот метод можно назвать защитным. Его основой является выявление противоречий в рассуждениях оппонента и фокусировании на них внимания. В результате, если его доводы безосновательны, вы легко окажетесь в выигрыше.
ПРИМЕР (спор Пигасова и Руднева на тему существования убеждений, описанный И. С. Тургеневым):
«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай. — Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
4
Метод «Да, но»
Самые лучшие результаты представленный метод дает тогда, когда оппонент с предубеждением относится к теме беседы. Учитывая то, что предметы, явления и процессы имеют как положительные, так и отрицательные стороны, это метод дает возможность увидеть и обсудить альтернативные способы решения проблемы.
ПРИМЕР: «Как и вы, я прекрасно осознаю все перечисленное вами в качестве преимуществ. Однако вы не учли и некоторые недостатки…» (Далее одностороннее мнение собеседника последовательно дополняется аргументами с новой позиции).
5
Метод сравнения
Этот метод отличается высокой эффективностью, т.к. делает речь автора яркой и внушительной. Также данный метод можно назвать одной из форм метода «извлечения выводов». Благодаря ему аргументация становится весомой и явной. Для усиления рекомендуется применять общеизвестные аналогии с явлениями и предметами.
ПРИМЕР: «Жизнь за Полярным кругом можно сравнить с пребыванием в холодильнике, дверь которого никогда не открывается».
6
Метод «Бумеранг»
«Бумеранг» позволяет применять против оппонента его же «оружие». В методе отсутствует доказательная сила, но, несмотря на это, он самым серьезным образом влияет на слушателя, в особенности, если использовать остроумие.
ПРИМЕР: Во время выступления В. В. Маяковского перед жителями одного из московских районов по поводу решения в СССР проблем интернационального характера кто-то из зала вдруг спросил: «Маяковский, вы какой национальности? Вы родились в Багдати, значит, вы грузин, да?».
Маяковский посмотрел на этого человека и увидел пожилого рабочего, искренне желающего разобраться в проблеме и так же искренне задающего свой вопрос. По этой причине он по-доброму ответил: «Да, среди грузин — я грузин, среди русских — я русский, среди американцев — я был бы американцем, среди немцев — я немец».
Одновременно с этим два парня из первого ряда решили съехидничать: «А среди дураков?».
На это Маяковский ответил: «А среди дураков я в первый раз!».
7
Метод частичной аргументации
Один из самых популярных методов. Его смысл сводится к тому, что монолог оппонента расчленяется на явно различимые части с применением фраз «это явно неверно», «на этот вопрос можно посмотреть по-разному», «это точно» и т.п.
Интересно, что основой метода служит известный тезис: если в любом доводе и выводе всегда можно отыскать нечто сомнительное или недостоверное, то уверенное давление на собеседника позволяет прояснить даже самую затруднительную ситуацию.
ПРИМЕР: «Все, что вы рассказали нам о принципах работы очистных сооружений теоретически совершенно правильно, однако на практике нередко приходится делать серьезные исключения из правил» (Далее перечисляются обоснованные аргументы в пользу вашей позиции).
8
Метод «Видимая поддержка»
Относится к методам, к применению которых нужно готовиться. Использовать же его нужно в ситуациях, когда оппонентом, например, в споре, являетесь вы. Суть метода такова: допустим, собеседник озвучил вам свои доводы по поводу обсуждаемой проблемы, и слово переходит к вам. Здесь и кроется хитрость: в начале своей аргументации вы не высказываете ничего в противовес словам оппонента; вы даже приводите новые аргументы в его поддержку, удивляя этим всех присутствующих.
Но это лишь иллюзия, ведь далее последует контратака. Проводится она примерно по такой схеме: «Но…. в подтверждение своей точки зрения вы забыли привести несколько других фактов… (перечисляете эти факты), и это еще не все, ведь…» (Далее следуют ваши аргументы и доказательства).
Ваша способность мыслить критически и аргументировать свою позицию серьезно разовьется, даже если вы ограничитесь освоением вышеизложенных методов. Однако если ваша цель – достичь в данной области профессионализма, этого будет крайне мало. Чтобы начать двигаться дальше, нужно изучить другие составляющие аргументирования. Но прежде давайте немного попрактикуемся.
Задание на взаимопроверку
Только что вы познакомились с методами аргументирования, и теперь предлагаем вам немного потренироваться в их применении.
Ниже даны три фразы. Представьте, что вам говорит их ваш собеседник, и попробуйте парировать каждую при помощи одного из методов.
Фразы:
- Все богатые люди плохие.
- Ты же говорил, что поддержишь меня в любой ситуации?!
- Тебе место в дурдоме!
Это задание на взаимную проверку, поэтому сначала вам нужно проверить 2 работы других пользователей, а затем загрузить свою. При проверке чужих работ оцените оригинальность ответов и то, насколько они эффективны и аргументированны.
Cтатистика На весь экран
Уверены, у вас получилось выполнить задание и подобрать правильные слова. Однако любая аргументация всегда строится на определенных правилах, и именно о них мы и поговорим далее.
Правила аргументации
Правила аргументации достаточно просты, но каждое из них отличается набором своих особенностей. Всего этих правил четыре:
1
Правило первое
Оперируйте убедительными, точными, ясными и простыми терминами. Имейте в виду, что убедительность легко теряется, если приводимые доводы размыты и абстрактны. Также берите во внимание то, что в большинстве случаев люди улавливают и понимают намного меньше, чем хотят показать.
2
Правило второе
Метод аргументации и ее темп желательно подбирать в соответствии с особенностями своего темперамента (о типах темперамента вы можете почитать здесь). Это правило предполагает:
- Свидетельства и факты, озвученные по отдельности, действуют более эффективно, чем те, которые преподносятся все вместе.
- Несколько (три-пять) наиболее ярких доводов более действенны, чем множество средних фактов.
- Аргументирование не должно иметь форму «героического» монолога или декларирования.
- При помощи грамотно расставленных пауз можно достичь лучшего результата, нежели при помощи потока слов.
- Большее воздействие на собеседника оказывает активное, а не пассивное построение высказываний, в особенности, когда нужно привести доказательства (к примеру, фраза «мы это сделаем» намного лучше фразы «это можно сделать», слово «заключить» намного лучше фразы «сделать заключение» и т.д.)
3
Правило третье
Аргументация всегда должна выглядеть корректной. Это значит:
- Если человек прав, открыто признавайте это, даже если последствия могут быть для вас неблагоприятными.
- Если собеседник принял какие-либо аргументы, в дальнейшем старайтесь использовать именно их.
- Избегайте фраз-пустышек, свидетельствующих о снижении концентрации и ведущих к нецелесообразным паузам для выигрыша времени или поиска нити разговора (такими фразами могут быть: «не было сказано», «можно и так, и так», «наряду с этим», «иначе говоря», «более или менее», «как я уже сказал» и т. п.)
4
Правило четвертое
Адаптируйте аргументы к личности собеседника:
- Выстраивайте аргументацию, учитывая мотивы и цели оппонента.
- Помните, что так называемая «чрезмерная» убедительность может вызвать неприятие со стороны оппонента.
- Старайтесь не применять формулировки и выражения, затрудняющие понимание и аргументирование.
- Стремитесь к максимально наглядному изложению своих доказательств, соображений и идей с приведением примеров и сравнений, но помните, что они не должны расходиться с опытом собеседника, т.е. должны быть близки и понятны ему.
- Избегайте крайностей и преувеличений, чтобы не вызвать недоверия оппонента и не поставить под сомнение всю свою аргументацию.
Следуя этим правилам, вы повысите внимание и активность собеседника, минимизируете абстрактность своих высказываний, намного эффективнее увяжете аргументы и обеспечите максимальное понимание своей позиции.
Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник». Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования.
Конструкции аргументирования и приемы аргументации
Всего существует две основных
1 | Доказательная аргументация (применяется, когда нужно что-либо обосновать или доказать). |
2 | Контраргументация (применяется, когда нужно опровергнуть чьи-либо утверждения и тезисы). |
Для использования обеих конструкций принято оперировать одними и теми же приемами.
Приемы аргументации
Каким бы ни было ваше убеждающее воздействие, вы должны ориентироваться на десять приемов, применение которых оптимизирует вашу аргументацию и сделает ее более эффективной:
- Компетентность. Делайте аргументы более объективными, достоверными и глубокими.
- Наглядность. По максимуму применяйте знакомые всем ассоциации и избегайте абстрактных формулировок.
- Ясность. Увязывайте факты и свидетельства и остерегайтесь недосказанности, путаницы и двусмысленности.
- Ритм. Делайте свою речь более интенсивной по мере приближения к финалу, но не упускайте из вида ключевые вопросы.
- Направленность. Обсуждая что-либо, придерживайтесь конкретного курса, решайте ясные задачи и стремитесь к четким целям, заранее в общих чертах познакомив с ними оппонента.
- Внезапность. Учитесь увязывать факты и детали в необычной и неожиданной форме и тренируйтесь в использовании этого приема.
- Повторение. Акцентируйте внимание собеседника на главных идеях и положениях, чтобы оппонент лучше воспринимал информацию.
- Границы. Заранее определяйте границы рассуждений и не раскрывайте всех карт, чтобы поддерживать живость беседы и активность внимания собеседника.
- Насыщенность. Излагая свою позицию, делайте эмоциональные акценты, вынуждающие оппонента быть максимально внимательным. Не забывайте также и понижать эмоциональность, чтобы закрепить мысли оппонента и дать ему и себе небольшую передышку.
- Юмор и ирония. Будьте остроумны и шутите, но не усердствуйте. Лучше всего действовать так, когда нужно парировать выпады собеседника или высказать неприятные для него доводы.
С использованием данных приемов ваш аргументационный арсенал пополнится серьезным оружием. Но, помимо методических аспектов, к которым по большей части относится техника аргументирования, искусство критически мыслить и последовательно рассуждать превосходно развивается тактикой аргументации.
Тактика аргументации
Освоить тактику аргументации не так сложно, как может показаться. Для этого нужно всего-навсего усвоить ее основные положения.
1
Использование аргументов
Аргументация должна начинаться уверенно. Не должно быть никаких колебаний. Основные аргументы излагаются в любой подходящий момент, но лучше делать это постоянно в новом месте.
2
Выбор техники
Техника (методы) должна выбираться с учетом психологических особенностей оппонента и своих собственных.
3
Избегание конфронтации
Чтобы фаза аргументации протекала нормально, следует стремиться к избеганию конфликтов и обострений, т.к. разные позиции и нагнетенная атмосфера, словно пламя, могут распространиться на другие области общения. И здесь мы должны указать на несколько нюансов:
- Критические вопросы рассматриваются или в самом начале, или в самом конце стадии аргументации.
- Деликатные вопросы обсуждаются наедине с собеседником еще до начала беседы или дискуссии, т.к. тет-а-тет достигаются гораздо большие результаты, чем при свидетелях.
- Когда ситуация сложная, всегда делается пауза, и только после того как каждый «выпустил пар», продолжается общение.
4
Поддержание интереса
Наиболее эффективно предлагать собеседнику варианты и сведения для заблаговременного вызова у него интереса к теме. Это значит, что изначально описывается текущее положение дел с акцентом на вероятные отрицательные последствия, а затем указываются возможные решения и подробно описываются их преимущества.
5
Двусторонняя аргументация
С помощью нее можно повлиять на человека, позиция которого не совпадает с вашей. Нужно указать на плюсы и минусы своего предложения. На результативность этого способа воздействуют интеллектуальные способности оппонента. Но, независимо от этого, нужно представить все недостатки, которые могли бы стать ему известны от других людей и из прочих источников информации. Что касается односторонней аргументации, она применяется тогда, когда у собеседника сформировалось свое мнение и когда у него нет возражений против вашей точки зрения.
6
Последовательность плюсов и минусов
Исходя из выводов социальной психологии, основное формирующее воздействие на позицию оппонента оказывает такая подача информации, где сначала перечисляются положительные стороны, а затем отрицательные.
7
Персонифицированная аргументация
Известно, что убедительность фактов зависит от восприятия людей (люди, как правило, некритичны к себе). Поэтому в первую очередь нужно постараться определить точку зрения собеседника, а после вставить ее в свою конструкцию аргументации. В любом случае следует стараться не допускать противоречивости аргументов оппонента и собственной аргументации. Самый простой путь к достижению этого – прямое обращение к своему визави, например:
- Что вы думаете по этому поводу?
- Вы правы.
- Как вы думаете, как можно решить этот вопрос?
Когда вы признаете правоту оппонента и проявите к нему внимание, вы поощрите его, а значит, он будет более восприимчив к вашей аргументации.
8
Составление выводов
Бывает так, что аргументация превосходна, но желаемая цель не достигается. Причиной тому служит неумение обобщить сведения и факты. Исходя из этого, для большей убедительности нужно в обязательном порядке самостоятельно делать заключения и предлагать их собеседнику. Помните, что далеко не всегда факты являются очевидными.
9
Контраргументация
Если вдруг вам приводят аргументы, которые видятся вам безупречными, не нужно паниковать. Напротив, следует сохранять хладнокровие и применить критическое мышление:
- Верны ли предлагаемые факты?
- Можно ли опровергнуть эту информацию?
- Можно ли выявить противоречия и неувязки в фактах?
- Не ошибочны ли предлагаемые выводы (хотя бы отчасти)?
Представленная тактика может стать заключительным элементом всей вашей стратегии аргументирования. И по большому счету, информации, с которой вы познакомились, вполне хватит, чтобы научиться профессионально аргументировать свою точку зрения, позицию и доводы. Но все же этот урок не будет полным, если мы не дадим еще несколько рекомендаций.
Заключить третий урок нашего курсы мы хотим небольшим разговором об убедительных доводах – еще одном важном элементе воздействия на мнение человека и группы людей.
Немного об убедительных доводах
Что такое убеждение? Если не разбираться в массе всевозможных трактовок и интерпретаций, убеждением можно назвать использование таких слов, которые склонят партнера по общению принять вашу точку зрения, поверить вашим словам или сделать так, как говорите вы. И как же этого добиться?
Знаменитый американский радикальный организатор и общественный деятель Саул Алинский создал совершенно простую теорию убеждения. Она гласит, что человек воспринимает информацию с позиции личного опыта. Если вы попробуете донести свою позицию до другого, не беря во внимание то, что он хочет сказать вам, вы можете даже не рассчитывать на успех. Говоря проще, если вы хотите убедить кого-то, вам нужно приводить ему аргументы, соответствующие его убеждениям, ожиданиям и эмоциям.
Ссылаясь на это, можно выделить четыре основных варианта действий при аргументировании:
1 |
Фактические данные. Несмотря на то, что иногда статистика может ошибаться, практически всегда факты неоспоримы. Сведения, полученные эмпирическим путем, считаются одним из самых убедительных инструментов для составления основы аргументации. |
2 |
Эмоциональное воздействие. Как говорил один из лучших американских психологов Абрахам Маслоу, люди лучше всего реагируют, когда мы обращаемся к их эмоциям. |
3 |
Личный опыт. Истории из собственной жизни и информация, проверенная на личном опыте, – это замечательные инструменты для воздействия на слушателя. Собственно, вы и сами можете в этом убедиться: послушайте человека, который рассказывает вам что-то «по учебнику», а затем послушайте того, кто сам пережил или сделал то, о чем говорит. Кому вы больше верите? |
4 |
Прямое обращение. Из всех существующих слов можно выбрать то, которое люди не устанут слушать никогда – это слово «Вы». Каждый задает себе вопрос: «А в чем от этого польза для меня?». Отсюда и еще один секрет убеждения: пытаясь кого-то в чем-то убедить, всегда ставьте себя на его место, а когда поймете его ход мышления, обратитесь к нему с помощью «Вы» и объясните то, что нужно, на «его» языке. |
Удивительно, но эти четыре простейших приема не применяются в жизни и работе огромным количеством людей, в частности теми, кто по каким-то причинам принижает достоинства персонализации, обращения к эмоциям и прямого общения с людьми. Но это грубейшая ошибка, и если вы желаете стать убедительным в своих словах, вы ни в коем случае не должны ее допускать. Соедините все изложенное в этом уроке в единое целое – и вы поразитесь, насколько легко и быстро можно научиться быть убедительным в любой жизненной ситуации.
Развитие критического мышления и навыка аргументирования снабдит вас огромным количеством преимуществ в семейной, повседневной и профессиональной жизни. Но опять же: есть вещи, которые могут стать помехами на вашем пути. Что это за препятствия? Ответ на этот вопрос мы дадим в следующем уроке, где перечислим большинство потенциальных помех и приведем немало интересных примеров.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Теперь же самое время побеседовать о препятствиях на пути критического мышления.
Кирилл
← 2 Научный метод4 Препятствия →
Букварь материалиста / Хабр
Почему я решил написать статью?
Мир вокруг нас порой поражает воображение, но часто доходит до того, что воображение поражает мозг, после чего он отказывается работать правильно. Все чаще вокруг себя я вижу примеры иррационального мышления, и ощущаю его влияние на мою жизнь. Результаты такого мышления в большинстве своем плачевны.
Иррациональное мышление живет в идеалистическом мире, который живет в хаосе, не подчиняясь никаким законам. Ведь если для каждого закон свой, то закона нет ни для кого. Ловушка иррациональности работает сама собой, для ее захлопывания не нужно предпринимать никаких усилий. Намного проще не делать ничего, вместо того чтобы делать хоть что-то.
Я захотел ответить на вопрос — почему люди отказываются от рационального мышления, и почему позволяют идеалистическому миру заменить материалистический. Эта статья была написана как сборник заметок в процессе изучения диалектики Гегеля, когда я решил заменить тяжелые для слуха и восприятия определения на более легкие и удобоваримые. В процессе написания этих заметок я начал делать выводы, на основе собственных суждений, что и стало основой этой статьи.
Я — человек планеты Земля, программист, атеист, не верю в гороскопы, не слежу за китайским зоопарком в календаре, не имею голубых кровей и потомственных способностей, без энергетической ауры, не проклят, не реинкарнировал. Я материалист, и это результат моего рационального мышления. Бытие определяет сознание, рациональный материализм определяет все вокруг, и само бытие окружающего нас пространства, что позволяет жить в существующей реальности, и рационально использовать её ресурсы.
Любое действие, которое я осознанно совершаю — основано на материалистическом базисе и/или рациональном методе. Я не принимаю решений, основанных на пробежавшей черной кошке, совету во сне или прогнозе астролога. Я не трачу попусту время на разговоры о том, что не обеспечено материальным базисом, а значит и не может влиять на мою реальность. Это не значит что я не признаю экономику или любовь, ведь это отношение материальных сущностей, как и другие важные абстрактные (нематериальные) понятия, но рационально описывающие материальный базис.
Когда сознание позволяет вещам за границами материалистического мира влиять на этот мир — то эти границы пропадают полностью, и наше бесшовное материалистическое пространство становится дырявым как дуршлаг. От дьявола и бога до рептилоидов с 5G вышками — мгновение. От пустой траты времени, такой как расчёт в каком положении была Вега относительно Цереры в день моего рождения, до откровенно вредной, такой как сжигание вышек и ведьм — даже не мгновение, это все явление одного порядка. Я предпочел тратить свое время на осознание этого, и начал задумываться о том почему я думаю “так”, и как это — “так”? Так я открыл для себя диалектику, в частности диалектику Гегеля.
Диалектика. Статическая логика
Диалектика — метод, описывающий бытие, его форму и способ познания
Для того чтобы объяснить диалектику нужно предельно точно объяснить ее основные принципы, и лишь при описании метода можно перейти к рассуждениям, которые этот метод позволяет вести. Написанное далее покажет, что искать познание чего-либо можно только внутри него же, как вещи-в-себе. Разберемся с каждый понятием в частности, чтобы понять целое.
Диалектика и ее основные понятия
Чтобы понять диалектику — нужно определиться с понятиями, дабы не допускать непониманий и/или разночтений с самого начала, и оттого не допустить ошибку интерпретаций в будущем. Я использую понятия диалектики Гегеля, однако описываю их в упрощенном, сжатом, и оттого более легким для понимания способом. Не будем же забывать, что все это написано через призму моего познания, оттого несет на себе следы моих собственных измышлений.
Диалектический метод сложен по своей сути, т.к. внутри него лежит бесконечно возрастающая сложность, ведь этот метод описывает сам себя, а значит существует, изменяется и имеет собственное бытие. Но как и все в нашем мире — он имеет начало, которыми и являются базовые понятия метода. Эти понятия логически связаны, и создают структуру повествования логический рассуждений. Для того чтобы упростить начальное понимание требуется первым этапом рассмотреть статическую логику, убрав любое движение и изменение. Для этого требуется описать ничто, нечто, отношение между ними, понятия количества, качества, сути и формы, а также их дуализм.
Ничто и Нечто
Сначала было ничто. То есть не было ничего. Иначе — ничто это отсутствие всего.
В ничто не было ни пространства, ни материи, ни отношений, ни движения, ни чего-либо иного кроме самого ничто.
Ничто
Сложно представить себе — ничто, потому как представить можно только что-нибудь. Значит для того, чтобы представить себе ничто, его нужно не представлять, но наше сознание устроено так что не может не представлять хоть что-либо, т.к. биологический эволюционный процесс нашего мозга заполняет любую неизвестность и пустоту. Чтобы в полной мере представить себе ничто можно просто уснуть, и в момент длинного сна, когда сновидений не будет — тогда наше сознание представляет себе истинное ничто.
Существовало ли ничто?
Когда было одно лишь ничто, и ничего другого — существовало ли оно? Существовать — значит иметь в себе суть, то, что в полной мере показывает его отличие от чего-либо другого. Однако если у ничто была суть, то есть отличие — значит ничто было не одно, ведь невозможно описать отличие ничто от ничто — ведь это одно и то же.
Следует что и ничто не существовало в полной мере само по себе никогда, ибо как сказано выше — единоличное ничто противоречит само себе, и это неразрешимый парадокс. Как только появляется ничто — появляется и нечто, нужное для опознания и отличия ничто от самого себя.
ПарадоксПарадокс — логический процесс, при котором одновременно существуют взаимоисключающие суждения и\или явления.
Невозможный парадокс — когда суждение A является причиной суждения B, при котором невозможно существование является причиной явления A, что приводит к тому что не будет существовать и суждение B. В таком парадоксе невозможно существование обоих суждений, A и B.
Замкнутый парадокс — когда следствием ситуации A является ситуация B, которая не приводит ни к чему иному, кроме как к ситуации А. Соответственно ситуация B как бы аннигилирует, оставляя ситуацию A как единую существующую точку входа в этот бесконечный цикл, при котором ситуация B — бессмысленна.
Нечто
Парадокс — это всего лишь ситуация логического суждения, и для всего существующего — явление невозможное. Ничто также не может существовать в парадоксе, иначе бы не стало и его, ведь следуя логике парадокса — ему, ничто, пришлось бы аннигилироваться, следуя законам такой логики. Но что бы тогда осталось после ничто? Ничто? Опять парадокс, который опять и опять ведет к невозможности существования ничего вообще.
Логика подводит нас к одному единственному правильному суждению — существование ничто приводит и к существованию нечто, как к некоему противовесу, позволяющему описать отличие ничто от нечто.
Ничто и нечто
Ничто и нечто — явления одного порядка, описывающие друг друга, и существовать друг без друга не могут, ибо при существовании только одного из этих явлений — другое перестало бы иметь собственную суть, как сказано выше, его невозможно было бы отличить.
Нечто существует только потому, что есть ничто, которое позволяет показать себя отличной от чего-то. Слится вместе сущности также не могут, ибо тогда их невозможно будет вместе не отличить ни от чего.
Как представить ничто и нечто?
Представьте себе свет, который не оставляет тени. Тогда пространство, где есть свет невозможно отделить от пространства, где его нет, а значит и само понятие света — бессмысленно. В таком примере свет выступает в качестве нечто, а тьма выступает в качестве ничто. Свет отличается от тьмы, именно тем, что тьма — это не наличие света.
Другим более полным объяснением можно считать что ничто — это тихое гладкое озеро, возмущение которого — создает нечто отличное от того, что ничего не происходит пока озеро покоится.
Но когда гладь поверхности нарушается — получается нечто, отлично от ничто — что и создает движение и различие.
Это есть дуализм ничто и нечто.
Доказание не-существованияИменно поэтому невозможно доказать не-существование чего-либо. Доказывая существование — мы показываем отличие нечто от ничто, как отличие явление от его отсутствия. Доказывать не-существование = доказывать не наличие (отсутствие) отличий между явлением и его отсутствием. Доказать отсутствие отличий явления от его собственного отсутствия невозможно, ведь это замкнутый парадокс — нам придется доказывать отсутствие отличий нечто от не-существования, для чего потребуется доказать второй не-существование, а ведь с этого мы и начали.
Отношение
Вернемся к ничто и нечто. Когда существуют оба явления, они имеют между собой различие, которое явно отличает одно явление от другого. Граница между двумя явлениями как застывший момент взаимодействия — это отношение. В момент существования ничто и нечто — нечто относится к ничто, как наличие явления к его не-наличию.
Виды отношений
Отношение существует для пар явлений, ведь любое явление не относится само к себе никак, в нем нет различий между собой и собой же. А значит отношение появляется тогда, и только тогда, когда в нем участвует только два явления или объекта. Больше двух или меньше двух объектов в одном отношении не участвуют.
Если мы имеем три объекта, то говоря об отношении между тремя объектами — мы имеем в виду поочередное отношение пар объектов друг к другу, ибо если два объекта относятся к третьему — тогда эта пара выступает в качестве одной стороны, а значит и субъектом таких отношений выступают вдвоем как целое.
Истинное отношение
Первый вид отношения, возникающий в паре ничто и нечто — это истинное противоположное отношение. Само такое отношение существует, то есть имеет суть именно в том, что противопоставляет себя окружающему. Это отношение равнозначных противоположностей.
Говоря об истинном отношении — мы говорим о чистой фактологии, когда явление отделяет себя от всего остального, и граница такого отделения и является отношением. Такой вид отношения не имеет движущей силы, т.к. является просто констатацией факта, что явление отделяет себя от всего остального. Увеличение количества таких отношений говорит лишь об увеличении количественных характеристик, и не более. Истинное отношение соотносит форму нечто в ничто явления.
Субъективное отношение
Второй вид отношения — это субъективное однонаправленное отношение, в котором действительно важен лишь один субъект отношения, а второй выступает в качестве ссылки для сравнения. Это отношение частного к общему, когда часть приобретает то, чего нет у общего, а значит и приобретенное частью относится к общему не-наличию с определенным. Значит, что часть относится к общему своим отличием, но не наоборот.
Субъективное отношение — это вид отношения, когда не само явление относится к окружающему, а именно суть явления противопоставляется не-наличию такой сути извне. В субъективном отношении, в отличие от истинного — есть инициатор, который и является движущей силой отношений. Субъективное отношение отличает суть нечто в ничто явления.
Дуализм
Форма и суть
Фактически истинное отношение определяет форму нечто, отделяемого от ничто. Субъективное отношение определяет суть нечто, действующую в зарезервированных границах формы. В истинном отношении явление отражает свою противоположность, и форма явления может меняться, однако суть явления остается прежней. Сутью явления является лишь субъективное отношение явления самому к себе, как его содержание к его форме.
Можно описать это как границу явления, перед которой происходит взаимодействие с внешним миром, а внутри границ взаимодействие с самим собой. Внутреннее содержание явления подвержено внешнему влиянию опосредованно, с фильтром в виде формы явления, но неизменной внутренней сути, качественно отличающей явление от абсолютно любого другого.
Это есть дуализм формы и сути.
Истинное отношение по факту является лишь сложением двух субъективных отношений:
Отношение сути явления к его форме
Отношение форм других явлений к собственной форме
Тогда на границе двух субъективных отношений создается черта личного и внешнего, где сама граница выступает полем боя между сутью явления и его отсутствием. Суть явления субъективно влияет на свою форму изнутри, и в то же время форма подвержена внешнему воздействию других явлений.
Качество и количество
Наличие формы и сути требуется нам для минимального описания отличия нечто от ничто. Этот дуализм определяет всё, начиная от дуализма ничто и нечто, продолжая дуализмом формы и сути, и находясь в дуализме качества и количества.
Качество — есть внутренняя неизменная определенность, отличающая определенное нечто от всего остального. Качество определяет внутреннюю суть явления. Определяет собой субъективно-однонаправленное отношение ко всему иному, опосредованно через призму формы.
Количество — есть внешняя изменчивая неопределенность. Количество определяет внешнюю форму явления. Определяет собой истинно-противоположное отношение формы со всем иным, тем самым определяя количественную меру явления, являясь “защитным” рубежом для сути явления.
Дуализм качества и количества
Дуализм качества и количества — есть целое любого явления, как его неопределенность в определенной форме.Форма явления является барьером, которой подвержено влиянию сути изнутри, и подвержено влиянию иных явлений извне. Суть явления существует только в очерченных ему границах, и может иметь отношения от своего лица только через призму формы.
Без формы невозможно определить границы явления, а без сути — его отличие. Поэтому количество — это всего лишь форма явления, а качество — его суть. Следовательно форма — это субъективное отношение внутренней сути нечто к ее внешнему миру, противоположное субъективному отношению внешнего мира к внутренней сути явления. Тем самым можно утверждать, что количество — это качество отношения внутреннего к внешнему.
Материя
Явление имеющее качественное отличие в количественном проявлении есть материя.
Для полноценного проявления материалистического явления мы явно выражаем его суть, которая позволяет нам выделить и отличие явление от других неотличимых, как и от ничто. Если явление не проявляет себя качественно, тогда неважно количество материи, которую оно использует. Ведь невозможно будет отличить половину материи от чего-либо другого, а значит нельзя её будет и выделить с определенным качеством.
Если же для явления является неважной количественная форма — следовательно явление будет существовать всегда и везде, а значит его взаимодействие будет только лишь субъективным, и истинного отношения несущего границу применения качества не будет.
Материя несет в себе качественное отличие как меру сути, и количественное отличие как меру формы, и только тогда становится материей — когда определенно обретает исчисляемые и проверяемые величины меры сути и количества. Любая материя есть нечто, как логическое продолжение ничто, отличающееся само от себя в количественных и качественных показателях.
Материя в глобальном смысле есть отношение бесконечной формы к бесконечной сути. Но все же чаще мы использует термин материя, в то же время осознавая что мы говорим лишь о части материи, у которой форма и суть имеют определенную конечность. Также (часть) материи может содержать в себе (часть) материи, следуя логическим возможностям формы и сути.
Послесловие
После объяснения понятий статической логики мы можем привести ее в движение, дабы создать динамическую модель, однако эта модель будет содержать изменения относительно самой себя. Для этого потребуется описать пространство, его измерения и реальность, в которой оно находится. На этом этапе мы объясним все понятия пространственной логики.
Понятия пространственной логики в свою очередь являются фундаментальными для приведения системы логики в движения, и создания полноценной динамической логической системы, с её внутренними законами.
В следующей статье мы разберем все понятия пространственной логики, чтобы начать описывать динамическую. Спасибо за внимание!
Комплексный анализ. Может ли аргумент алгебраического числа быть иррациональным числом, умноженным на пи?
спросил
Изменено 10 лет, 10 месяцев назад
Просмотрено 514 раз
$\begingroup$
В основном из любопытства. Пусть $\nu$ — алгебраическое число. Может ли Arg($\nu$) иметь вид $\pi \times \mu$ для иррационального числа $\mu$?
- комплексный анализ
- алгебраическая теория чисел
$\endgroup$
0
$\begingroup$
Да. Попробуйте $\alpha + i \beta$, где $\alpha$ и $\beta$ рациональны и не равны нулю, а $\arctan(\beta/\alpha)$ не является рациональным кратным $\pi$. Единственными случаями, когда $\theta/\pi$ и $\tan(\theta)$ являются рациональными, являются «очевидные» случаи, когда $\tan(\theta) \in \{ 0, \pm 1\}$. 9\му$.
$\endgroup$
2
$\begingroup$
Теорема Нивена подразумевает, что существует множество примеров, например $\frac{3}{5}+\frac{4}{5}i$. r\prod_jq_j\prod_k(\rho_k\bar\rho_k)\, $$ где $q_j$ — обычные простые числа, конгруэнтные $3$ по модулю $4$, а каждое $\rho_k\bar\rho_k$ — обычное простое число, конгруэнтное $1$ по модулю $4$, точно так же, как $13=(3+2i)(3-2i )$. Обратите внимание, что $\rho_k$ и $\bar\rho_k$ равны различных простых чисел Гаусса, т.е. не связанных единичным множителем. Так что возьми свой $z$, удовлетворяющий условиям, которые я указал в самом начале; тогда его разложение на простые числа должно включать по крайней мере один $\rho$, которому не соответствует $\bar\rho$, и каждая степень числа $z$ также удовлетворяет этому условию, поэтому не является реальным.
$\endgroup$
образование — Существует ли достаточно достижимый аргумент правдоподобия, что $\pi$ иррационально?
спросил
Изменено 4 года, 8 месяцев назад
Просмотрено 3к раз
$\begingroup$
Сегодня я обучал кого-то (точнее, двенадцатилетнего), и мы столкнулись с задачей на кругах. Мало ли я знал, в каком направлении это приведет. Я смог привести быстрый аргумент правдоподобия, что все круги подобны и что они связаны некоторой константой (чаще всего $π$). Мы подошли к фактическому вычислению $π$, и я никак не мог не упомянуть о его иррациональности. Действительно, будучи несколько способным студентом, этот человек спросил, после того как я выписал частичное расширение $3,14159.2…$ не может ли она продолжить вычисление цифр и как она может это сделать. Хотя я упомянул аппроксимацию многоугольниками как один из возможных алгоритмов аппроксимации, она заверила меня, что продолжит находить больше цифр, на что я спросил: «С какой целью?» Действительно, продолжал я, невозможно закончить вычисление цифр. Но он должен начать повторяться после какой-то цифры, какой бы большой она ни была, возразила она. Нет я сказала. Это иррациональное число (ранее мы говорили об иррациональности, и было достаточно легко показать вариант классического доказательства иррациональности $\sqrt 2,$ как простого алгебраического числа). Затем она спросила, почему это так. Внезапно я обнаружил, что мне не хватает объяснений, так как я никогда не удосужился подробно изучить какие-либо из известных доказательств. Я пытался сказать ей, что известные доказательства ей теперь не понять, но она, тем не менее, настаивала. Тогда я пообещал, что приду с ним, когда мы встретимся в следующий раз.
Однако я уверен, что это не принесет ей никакой пользы. Поэтому я искал простое объяснение (не обязательно доказательство в обычном смысле), достаточно убедительное, но пока не нашел. Все, что я нашел, — это варианты доказательств Ламберта или Эрмита, и это далеко не то, что я ищу.
В следствии подумал спросить здесь. Возможно, кто-то сталкивался с похожей ситуацией и находил достаточно информативную аргументацию на этом уровне (то есть набросок идей или аргумент правдоподобия, который может привести к доказательству — в конце концов, идеи всегда могут быть поняты кем угодно). Короче говоря, знаете ли вы какой-нибудь аргумент, который я мог бы привести этому человеку, который мог бы хотя бы утолить его любопытство на данный момент, пока он не будет готов к классическим доказательствам (если он продолжит интересоваться)? Если да, то предъявите их.
Спасибо.
- образование
- иррациональные числа
- пи
- доказательство без слов
- интерактивное доказательство
$\endgroup$
7 92} $$ Если вам удастся убедить ее, что возможно для числа, имеющего десятичное расширение, которое никогда не начнет (и не продолжит!) повторяться, может стать легче принять, что $\pi$ тоже может быть одним из этих чисел.
$\endgroup$
3
$\begingroup$
Я попытался бы убедить ее, что большинство чисел иррациональны и даже не обращаются к $\pi$, показав ей, что вопрос «Повторяются ли цифры $\pi$?» нетривиальна (и действительно глубока), вероятно, более ценно, чем убедить ее в обратном, тем более что убеждение ее в иррациональности $\pi$ может создать впечатление, что $\pi$ особенный, когда это очень важно. не особое свойство $\pi$.
С этим можно довольно просто поспорить; главное отметить, что иррациональное плюс рациональное является иррациональным — это легко показать с помощью противоречия, используя целочисленные отношения, и не так уж плохо показать, если вы принимаете «рациональное» как означающее «цифры повторяются», так что вы можете используйте тот, который, вероятно, будет более удобным.
С самого начала, как только вы получите одно иррациональное число, вы в некотором смысле получите, что как минимум $\frac{1}2$ числа иррациональны, потому что если $c$ — любое иррациональное число, то $x +c$ для $x$ рационально всегда иррационально. Немного больше работы может убедить кого-то, что $x+\alpha c$ для ненулевого целого числа $\alpha$ всегда будет иррациональным и что все числа формы $x+\alpha c$ различны в зависимости от значения $( x,\alpha,c)$ — что, кажется, предполагает, что почти каждое число иррационально, поскольку по любому рациональному числу я могу произвести бесконечно много иррациональных чисел!
В этом аргументе есть некоторое упущение, а именно то, что он измеряет размер множеств нечетким образом. Обычный способ завершить этот аргумент — рассмотреть его по модулю $1$ (т. е. рассмотреть только дробные части), затем рассмотреть возможность выбора случайного числа в $[0,1)$ и подумать о вероятности попадания в рациональное число — тогда, формальная вещь заключается в том, что вы можете найти бесконечно много попарно непересекающихся множеств, которые с одинаковой вероятностью попадут в число рациональных чисел, поэтому вероятность попадания в рациональное число должна быть равна нулю.
Как указано @R.. в комментариях, можно строго определить выбор случайного действительного числа в $[0,1]$, многократно бросая десятигранный кубик, чтобы получить его цифры — это оба могут дать фактическое модели для аргумента, который я предлагаю, а также может быть использован для другого доказательства того, что вероятность получить рациональное значение равно $0$ — не так уж трудно убедить себя, что для любых фиксированных $n$ и $m$ событие, которое вы бросьте $n$ цифр, и тогда шаблон с периодом $m$ появится с вероятностью $0$ — но тогда вам понадобится счетная аддитивность, чтобы сказать, что вероятность получения этого для любых $n$ и $m$ также равна нулю — и ученик может по праву отказаться от этого рассуждения, поскольку исчисляемая аддитивность трудно мотивировать, когда несчетная аддитивность явно неверна. 2} {\ ddots}}}} $$ (или выбрать другой пример, который сходится быстрее?)
Вы можете сделать это, вычислив частичные суммы и показав, как они сходятся. Теперь возьмем несколько частичных сумм и попробуем упростить каждую из них по очереди. Запишите все целые числа как их простые факторизации, чтобы было очевидно, что они становятся все более сложными, а не «хорошо сокращаются». Теперь вы можете с уверенностью утверждать, что, следуя этому процессу, вы не получите правильную дробь, поэтому число пи должно быть иррациональным.
Это не «настоящее» доказательство, и вы должны подчеркнуть ей, что есть дополнительные части, которые вы упустили. В частности, мы опускаем доказательство того, что непрерывная дробь действительно равна пи, и доказательство того, что непрерывная дробь иррациональна. Вы также можете упомянуть тот факт, что бесконечные суммы нуждаются в формальном определении. 9\ infty \ bigg (\ frac {2n} {2n-1} \ cdot \ frac {2n} {2n + 1} \ bigg ) = \ frac {\ pi} {2} $$ Это скобки $\frac{\pi}{2}$ сверху и снизу, потому что члены попеременно больше и меньше единицы. Также «совершенно очевидно», что каждый частичный продукт будет иметь все большую и большую степень двойки в числителе (в то время как знаменатель всегда нечетный).
$\endgroup$
7
$\begingroup$ 9{th}$ место (* — см. после этого абзаца) (или, возможно, сдвинутое на $1$ в зависимости от того, как именно вы считаете), опять же, насколько нам известно, и оно точно не будет в форме повторяющегося десятичного числа. . Первая часть сводится к предположению, что $\pi$ является «нормальным» числом, что является концепцией, которую стоит изучить. Это означает, что ожидается, что любая строка из $n$ цифр должна быть найдена в десятичном представлении с средняя частота, которую вы ожидаете случайно. Вторая часть связана с тем, что $\pi$ известно как нерациональное число.
(*) Для малых $n$ или для специально построенных баз, или даже по слепой случайности, возможны короткие повторения случайно или намеренно (см. n-1)}$$
Можно доказать, что почти каждое действительное число является нормальным (Харди и Райт — Введение в теорию чисел — делают это в своей главе о десятичных дробях, которая, возможно, доступна — конечно, для идей — у них также есть доказательство иррациональность $\pi$, которая была бы недоступна). Но трюк с диагональю Кантора, показывающий, что большинство действительных чисел нерациональны, заслуживает внимания. А поскольку все рекуррентные числа рациональны, большинство из них должно быть нерекуррентным.
Это не совсем ответ на весь ваш вопрос, но здесь скрывается интересная математика.
$\endgroup$
11
$\begingroup$
Возможно, ученик не понимает, что иррациональные числа не имеют повторов в своих десятичных представлениях, а рациональные числа либо оканчиваются, либо заканчиваются повторяющимся циклом. Покажите ей дроби типа 12345/99999. Так что, если бы число пи имело повторяющийся десятичный шаблон, оно было бы рациональным. Научите ее, как преобразовать числа, которые заканчиваются повторяющимися циклами, в их эквивалентную дробь. Научите ее ПРИБЛИЖЕНИЮ к пи, например, 22/7 и 355/113. Она могла бы использовать калькулятор, чтобы убедиться, что они не точны.
Объясните учащемуся об алгебраических числах и трансцендентных числах. Затем покажите pi/4 как решение tan(x)=1. Затем покажите ей силовую серию для загара. Поскольку число пи является решением БЕСКОНЕЧНОГО ряда, оно не является решением конечного многочлена… поэтому оно не может быть алгебраическим.
Не совсем здравая математика, но пока она может удовлетворить студента.
Возраст 12 лет? Она должна быть очень яркой. Что у нее есть для уроков музыки? (Кажется, математика и музыка идут рука об руку.) 9п}} = \ underbrace {{\ гидроразрыва {\ sqrt {2}} {2}} \ cdot {\ гидроразрыва {\ sqrt {2 + {\ sqrt {2}}}}} {2}} \ cdot {\ гидроразрыва {\sqrt {2+{\sqrt {2+{\sqrt {2}}}}}}{2}}\cdots}_\text{$n-2$ факторов} $$
Предел отношения это, конечно, $\dfrac2\pi$.