Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Незыблемость прав человека: К вопросу об основах ограничения прав и свобод человека и гражданина

К вопросу об основах ограничения прав и свобод человека и гражданина

Библиографическое описание:

Чекачкова, Г. Н. К вопросу об основах ограничения прав и свобод человека и гражданина / Г. Н. Чекачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1484/ (дата обращения: 12.03.2023).

В процессе реформирования российского судопроизводства права и свободы человека и гражданина выступают одним из важных и основных ценностных ориентиров.

В решении конкретных задач российского судопроизводства, требуется универсальное понимание прав человека, поскольку любая личность не существует вне общества, она реализует себя исключительно в деятельности, вступая в те или иные общественные отношения, и право здесь выступает необходимым средством закрепления выражения социальной свободы личности, ее интересов. Правовой статус личности всегда является отражением ее социально-правового положения. Отсюда правовой статус личности охватывает все существенные ее взаимоотношения с обществом и составляет основу ее социальных связей и отношений.

Ядром правового статуса личности выступают основные права, свободы и обязанности личности. Если в ст. 17 Конституции РФ отмечается, что признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, то в соответствии с действующей Конституцией это означает, что каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в государственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, можно заключить, что права человека – это тот важнейший правовой фактор, который определяет назначение, содержание и формы процессуальной деятельности.

Глава вторая Конституции Российской Федерации раскрывает содержание важнейших прав и свобод людей, тем самым подтверждается тезис о том, что в правовом государстве права человека незыблемы.

Актуальными остаются вопросы, связанные с ограничением этих прав, а, соответственно, и аспекты определения и разъяснения основ ограничения прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции Российской Федерации говорится одновременно о правах и свободах человека и гражданина. Как представляется, указанные понятия соотносятся между собой как разные стороны одного и того же явления. Если сделать акцент на свободе, то будем иметь в виду возможность человека распоряжаться своими внутренними ресурсами по своему усмотрению, что всегда предполагает пределы поведения индивида, обусловленные местом его пребывания в обществе и необходимостью считаться со свободой других людей. Если же говорить о праве человека, то на первый план выходит объем допустимого поведения индивида, при котором он может себя реализовать как личность.

В правовом государстве утверждается незыблемость прав человека, что означает следующее – государство в процессе своего функционирования должно создавать необходимые предпосылки максимально полного осуществления прав, и при этом никто не вправе вторгаться в область прав человека, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Такое стремление общества поставить в центр внимания права и свободы личности понятно. В борьбе за права и свободы человека и гражданина родился миф о недопустимости любого ограничения прав и свобод.

Согласно словарю русского языка слово «ограничение» означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы» [1, c.390].

В литературе по конституционному праву понятие ограничения прав и свобод человека и гражданина представлено различными подходами. В.И. Гойман определяет ограничение права как «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема» [2, c.26-27]. М.А. Нагорная – как «изменение содержания или объема действия нормы права» [3,c.36]. Б.С. Эбзеев дает следующее определение ограничений прав – это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина», и, кроме того, «в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод» [4,c.

24]. Т.Н. Радько в рамках ограничительной функции права выделяет понятие ограничения прав вообще и определяет это ограничение как своего рода уравновешивание противоположных интересов. Затем через это понятие ученый трактует ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть установлены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц [5,c.226-227].

Ограничение прав и свобод человека и гражданина – определение пределов свободы личности в государстве и обществе – это один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Одной из первостепенных задач права является определить и нормативно закрепить баланс между интересами личности, с одной стороны, и интересами государства, с другой. Как отмечает М.В. Баглай: «Нахождение баланса власти и свободы составляет главный смысл конституционного права» [6,c.3].

Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений, способов и форм бытия индивида. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий и конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Следовательно, необходимо отдавать себе отчет в том, что полнота реализации прав и свобод определяется социально-экономическими ресурсами общества. Права личности – «это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями развития жизни общества. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества» [7,c.62].

Права и свободы одного человека также ограничены тем, что аналогичные права и свободы имеются и у другого человека. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», – гласит Конституция Российской Федерации. Одна из функций государства как раз и состоит в том, чтобы для реализации одних прав и свобод ограничивать другие.

Одним из положений идеологии современного периода является рассмотрение прав и свобод человека как высшей ценности. Вместе с тем ничем не ограниченные права и свободы могут принести большой вред как обществу в целом, так и отдельно взятой личности. В таком обществе вседозволенности, в конечном счете, возобладает одно право – право силы. Но есть и другая сторона проблемы ‑ правомерность ограничения прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, ограничение прав человека должно быть  жестко регламентировано.

Основные аргументы против мер ограничения прав и свобод человека и гражданина сводятся к тому, что они позволяют произвольно вторгаться в сферу личной жизни, ущемлять конституционные права граждан. Профессор И.Т. Тарасов по этому поводу писал: «Все меры безопасности не должны распространяться далее того района, который нуждается в них, они не должны действовать долее необходимого срока и они не должны стеснять большего круга лиц, чем это оправдывается необходимостью» [8,c.

133]. Можно сказать, он обозначил три принципа ограничений прав и свобод человека и гражданина: личностный, территориальный и временной, которые взаимно дополняют друг друга.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией (ст. 2). При осуществлении  своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29 Декларации). Поэтому утверждение Ф.М. Рудинского: «права человека определяют меру его свободы» [9,c.97] представляется совершенно точным, выражающим соотношение и взаимосвязь рассматриваемых понятий.

К сожалению, подлинное значение прав человека еще далеко не в полной мере осознается в нашем современном обществе. Законодательное закрепление условий правовой защиты личности, резкого возрастания ее самоценности усваивается сравнительно слабо или вообще не воспринимается как существующее в реальности. Низкая правовая культура, правовой нигилизм, будничное попрание прав человека, ставшее нормой, и другие подобные проявления существующего состояния общества не позволяют в должной мере усваивать общепризнанные, общедемократические ценности, к которым относятся и права человека [10,c.5-6].

Обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав человека и гражданина – насущная задача и конституционная обязанность государства. Неудовлетворительное выполнение государством этой задачи девальвирует саму идею правосудия, что не может не вызывать озабоченности и тревоги у гражданского общества. Поэтому дальнейшее совершенствование законодательства – это главная задача правового государства с целью защиты прав его граждан.

Обозначенный вопрос многоаспектен и в этом направлении предстоит еще исследовать грани правомерных и неправомерных ограничений прав и свобод в правовом государстве, меры ограничения субъективных и объективных прав гражданина, условия и механизм ограничения прав.

 

1.    Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984.

2.    Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7.

3.    Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7

4.    Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7.

5.    Радько Т.Н. Теория государства и права. ‑ М., 2001.

6.    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998.

7.    Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. — М.: Наука, 1987.

8.    Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. ‑ М.: Товарищество «Печатня СП. Яковлева», 1897.

9.    Права человека и статус правоохранительных органов (материалы симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России).

10.    Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. — М., 1994.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, гражданин, свобода, ограничение, правовое государство, Российская Федерация, правовой статус личности, общество, российское судопроизводство.

«Свобода гражданина есть основание правового государства» (Роберт фон Моль)

«Свобода гражданина есть основание правового государства» (Роберт фон Моль)

В данной цитате автор высказывает идею одного из признаков правового государства, а именно полную гарантированность и незыблемость прав и свобод человека, что является одним из основных принципов правового государства.

Я согласен с мнением автора, так как одна из главных идей правового государства — это обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества. Основанием такого государство служит право и народ.

Обратимся к теоретическому курсу обществознания. Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, а также призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Обществоведы выделяют несколько основных признаков правового государства: верховенство права во всех сферах общественной жизни, эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона, реальное разделение властей (наличие законодательной, исполнительной и судебной властей), полная гарантия и незыблемость прав и свобод человека, взаимная ответственность государства и личности (наличие прав и обязанностей), единство права и закона, а также политический и идеологический плюрализм, то есть многообразие идеологий и партий и общественно-политических движений. Все эти признаки очень тесно взаимосвязаны между собой. Права и свободы человека и гражданина разделяются на личные (гражданские, присущи всем людям в силу их человеческой природы), политические, социально-экономические, культурные. Из выше сказанного можно сделать вывод, что такого государства основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом плюрализме, которые закреплены нормативными актами, в первую очередь Конституцией как основного закона страны, обладающего высшей юридической силой. И главная его задача обеспечить права и свободы гражданина, при этом предусматривая неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами и органами государств своих прав и обязанностей, то есть взаимную ответственность с одной стороны государства, которое должно обеспечивать гарантию прав и свобод, а с другой стороны граждан, которые должны выполнять обязанности.

Примером можно считать свободу гражданина в плане выбора религии. В конституции РФ есть статья 28, в которой сказано, что каждому гарантируется свобода вероисповедания. Россия является примером, гражданину предоставляется право выбрать самому свою религию и никто не имеет право обвинить его в его выборе или сказать, что он не прав. В России есть много народов, исповедующих множество разных религий. Большинство жителей относятся к православным христианам, но при этом на Северном Кавказе много мусульман суннитского толка. Бурятия – республика России, в которой многие жители исповедуют буддизм, так как данная республика имела некоторые связи с Монголией, а через неё и с Тибетом, но также на территории данной республики проживают христианине. Это один из примеров, который показывает, что в таком правовом государстве, как Россия, обеспечение свобод гражданина является основой.

Ещё одним примером являются политические свободы, которые предоставляет правовое государство своим гражданам. Свобода собраний и объединений, статья 11 конституции РФ. К примеру летом 2018 года многие проводили митинги, которые были связаны с недовольством о введении пенсионной реформы. Такие митинги проходили во многих городах, к примеру Нижний Новгород, после определённых согласований с органами местного управления в целях безопасности, митингующие смогли выйти в определённого время на площадь, чтобы высказать свою позицию или сделать определённый призыв, государство не ограничивало их, так как это было их право, а правовое государство обязано предоставить и гарантировать свободы и права граждан.

Из этого мы можем сделать вывод, что Роберт Фон Моль был прав, говоря, что свобода гражданина есть основа правового государства, так как все принципы и устройство такого государства сделаны так, чтобы максимально обеспечить свободу и права любого гражданина. На наших примерах мы убедительно это показали.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

ВК: https://vk.com/oshchepkovandr

Группа ВК: https://vk. com/repetitorachinsk

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCGof7k7FePogUUtJX5WslQg/videos

Следующее Предыдущее Главная страница

  • Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности.

    1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

    1) Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с оп…

  • Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества.

    1) Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой …

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.

    1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Объясните, почему истину считают идеалом познания.

    1) Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких свя…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности.

    1) Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование до…

  • План «Российская федерация: форма государства»

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ…

  • Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире.

    1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нес…

Права человека: универсальные, неотъемлемые и неделимые

Этот блог ведет доктор Мария Рон Бальсера, координатор по исследованиям и защите прав ActionAid International. Она работает над налоговой приватизацией и правом на образование: влияние на политику финансирования образования.

Я пишу этот блог накануне Дня прав человека, после празднования 30-летия Конвенции о правах ребенка.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ). Эта декларация была попыткой гарантировать, что злоупотребления и зверства против человеческого достоинства, подобные тем, которые совершали нацисты, никогда больше не повторятся. Права человека универсальный , присущий каждому человеку без исключения; неотъемлемые , что означает, что их никто не может отнять; неделимы и взаимосвязаны , при этом все права имеют равный статус и необходимы для защиты человеческого достоинства.

Составленный в начале холодной войны, он был плодотворным историческим компромиссом между западным блоком, который отстаивал гражданские и политические права — как правило, свободу от государственного вмешательства, такую ​​как свобода религии, свобода от пыток или равенство перед законом — и Восточный блок и страны под колониальным господством, которые отстаивали экономические, социальные и культурные права. Они позволяют реализовать права, для реализации которых необходимо предоставление услуг, например, право на достаточный жизненный уровень, право на образование или право на работу. Права человека основаны на принципах равенства, недискриминации и достоинства, превращая моральные требования в права противостоять злоупотреблениям и тирании. ActionAid следует основанному на правах подходу, поддерживая правообладателей – отдельных лиц – в организации и отстаивании своих прав, а также в привлечении к ответственности носителей обязанностей – государства и правительства. Мы анализируем и устраняем дисбаланс сил, поддерживая группы и отдельных лиц в борьбе с бедностью и социальной изоляцией на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Программа «Продвижение прав в школах» представляет собой новаторский и основанный на участии подход, направленный на усиление государственного образования в соответствии с десятью правами, вытекающими из международного права в области прав человека.

За последние десять лет эта схема использовалась в Африке и Азии, поддерживая превращение детей и местных сообществ в агентов и лидеров перемен, чему я был свидетелем в проекте, который я координирую. Образование является правом и мультипликатором других прав. В широком смысле и в соответствии не только со Всеобщей декларацией прав человека, но и с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.) – оба документа имеют обязательную силу, в отличие от Всеобщей декларации – право на образование требует, чтобы в нем говорилось: этап с использованием максимально доступных ресурсов

  • Уважать свободу выбора родителей и поставщиков услуг по созданию альтернативных учебных заведений, отвечающих правам человека 
  • Защитить человек, особенно детей, от нарушений их прав (например, семьи, школы или частные поставщики услуг, нарушающие или препятствующие осуществлению их прав).
  • Таким образом, государство является носителем обязанностей и несет конечную ответственность за обеспечение образования. Частные поставщики могут предложить дополнительный или альтернативный вариант, если это соответствует правам человека, но они не могут заменить роль государства, как это происходит в таких районах, как Аккра или Лагос, где частных школ больше, чем государственных. Государство также несет ответственность за адекватное регулирование деятельности частных поставщиков образовательных услуг, чего они в основном не делают. Абиджанские принципы, принятые в феврале этого года, объясняют обязательства государств в области прав человека по предоставлению государственного образования и регулированию частного участия в образовании. В его статье 25 говорится об обязательстве предотвращать или устранять прямую или косвенную дискриминацию в сфере образования или посредством образования, включая системные различия в возможностях или результатах образования, подчеркивая социально-экономическое неблагополучие.

    Наше исследование в Гане, Кении и Уганде, в котором использовались Абиджанские принципы для понимания влияния приватизации на право на образование, показало, что эти государства не выполняют свои обязательства по предоставлению бесплатного и качественного образования. Отчасти это связано с недофинансированием сектора в этих трех странах и последующим ростом частного сектора. Этот рост порождает и закрепляет социальное неравенство, ведущее к расслоению и огромному неравенству в возможностях получения образования. Гана, Кения и Уганда должны выполнить свои обязательства по предоставлению бесплатного государственного образования максимально возможного качества. Увеличение размера, доли, чувствительности и контроля бюджета необходимо для предоставления необходимых ресурсов государственным школам и адекватного регулирования частных поставщиков.

    Право на образование является мультипликатором других прав, позволяя людям участвовать в жизни общества, узнавать о здоровых привычках, которые могут спасти их жизнь и жизнь окружающих, или учиться жить с другими, повышая удовольствие от всех других права и свободы (К Томашевски, 2003). Нам необходимо обеспечить доступность образования, наличие достаточного количества школ, учителей и образовательных ресурсов на разумном расстоянии; доступный, свободный от социальных, культурных и физических барьеров; приемлемое качественное образование, позволяющее каждому ребенку развиваться; адаптируемой, ориентированной на ребенка и отражающей человеческое разнообразие (K Tomasevski, 2003). Давайте отметим День прав человека, привлекая правительства к ответственности за выполнение своих обязательств.

    принципов прав человека | Фонд ООН в области народонаселения

    Права человека универсальны и неотъемлемы; неделимый; взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, поскольку все люди рождаются и обладают одинаковыми правами, независимо от места проживания, пола или расы, религиозной, культурной или этнической принадлежности. Неотъемлемым, потому что права людей никогда не могут быть отняты. Неразделимы и взаимозависимы, потому что все права – политические, гражданские, социальные, культурные и экономические – равнозначны по важности, и ни одно из них не может быть реализовано в полной мере без других. Они применимы ко всем в равной степени, и все имеют право участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Они поддерживаются верховенством закона и укрепляются за счет законных требований о том, чтобы носители обязательств несли ответственность перед международными стандартами.

    Универсальность и неотчуждаемость:  Права человека универсальны  и неотчуждаемы . Все люди  во всем мире имеют на них право. Универсальность прав человека заключена в словах статьи 1 Всеобщей декларации прав человека : «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

    Неделимость:  Права человека неделимы . Независимо от того, относятся ли они к гражданским, культурным, экономическим, политическим или социальным вопросам, права человека неотъемлемы от достоинства каждого человека. Следовательно, все права человека имеют равный статус и не могут быть расположены в иерархическом порядке. Отказ в одном праве неизменно препятствует осуществлению других прав. Таким образом, право каждого на достаточный жизненный уровень не может быть поставлено под угрозу за счет других прав, таких как право на здоровье или право на образование.

    Взаимозависимость и взаимосвязанность:  Права человека  взаимозависимы  и  взаимосвязаны . Каждый способствует реализации человеческого достоинства человека через удовлетворение его потребностей в развитии, физических, психологических и духовных. Осуществление одного права часто зависит, полностью или частично, от осуществления других. Например, реализация права на здоровье может зависеть при определенных обстоятельствах от реализации права на развитие, на образование или на информацию.

    Равенство и недискриминация:  Все люди равны как люди и в силу присущего каждому человеку достоинства. Таким образом, никто не должен подвергаться дискриминации по признаку расы, цвета кожи, этнической принадлежности, пола, возраста, языка, сексуальной ориентации, религии, политических или иных убеждений, национального, социального или географического происхождения, инвалидности, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, как установленные стандартами прав человека.

    Участие и включение: Все люди имеют право участвовать и иметь доступ к информации, касающейся процессов принятия решений, влияющих на их жизнь и благополучие. Подходы, основанные на соблюдении прав человека, требуют высокой степени участия сообществ, гражданского общества, меньшинств, женщин, молодежи, коренных народов и других определенных групп.

    Подотчетность и верховенство права: Государства и другие носители обязательств несут ответственность за соблюдение прав человека. В связи с этим они должны соблюдать правовые нормы и стандарты, закрепленные в международных документах по правам человека. Если они этого не делают, потерпевшие правообладатели имеют право возбудить разбирательство для надлежащего возмещения ущерба перед компетентным судом или другим арбитром в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными законом. Отдельные лица, средства массовой информации, гражданское общество и международное сообщество играют важную роль в привлечении правительств к ответственности за выполнение ими своих обязательств по защите прав человека.

    ЮНФПА поддерживает интеграцию стандартов в области прав человека на всех этапах своей структуры программирования, включая:

    • Анализ непосредственных, глубинных и структурных причин нарушений прав человека 
    • Определение стратегий и целей для устранения основных причин нарушений прав человека и расширения прав и возможностей наиболее уязвимых людей, а также укрепления потенциала носителей обязанностей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *