«Свобода гражданина есть основание правового государства» (Роберт фон Моль)
«Свобода гражданина есть основание правового государства» (Роберт фон Моль)
В данной цитате автор высказывает идею одного из признаков правового государства, а именно полную гарантированность и незыблемость прав и свобод человека, что является одним из основных принципов правового государства.
Я согласен с мнением автора, так как одна из главных идей правового государства — это обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества. Основанием такого государство служит право и народ.
Обратимся к теоретическому курсу обществознания. Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, а также призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Обществоведы выделяют несколько основных признаков правового государства: верховенство права во всех сферах общественной жизни, эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона, реальное разделение властей (наличие законодательной, исполнительной и судебной властей), полная гарантия и незыблемость прав и свобод человека, взаимная ответственность государства и личности (наличие прав и обязанностей), единство права и закона, а также политический и идеологический плюрализм, то есть многообразие идеологий и партий и общественно-политических движений.
Примером можно считать свободу гражданина в плане выбора религии. В конституции РФ есть статья 28, в которой сказано, что каждому гарантируется свобода вероисповедания. Россия является примером, гражданину предоставляется право выбрать самому свою религию и никто не имеет право обвинить его в его выборе или сказать, что он не прав. В России есть много народов, исповедующих множество разных религий. Большинство жителей относятся к православным христианам, но при этом на Северном Кавказе много мусульман суннитского толка. Бурятия – республика России, в которой многие жители исповедуют буддизм, так как данная республика имела некоторые связи с Монголией, а через неё и с Тибетом, но также на территории данной республики проживают христианине. Это один из примеров, который показывает, что в таком правовом государстве, как Россия, обеспечение свобод гражданина является основой.
Ещё одним примером являются политические свободы, которые предоставляет правовое государство своим гражданам. Свобода собраний и объединений, статья 11 конституции РФ. К примеру летом 2018 года многие проводили митинги, которые были связаны с недовольством о введении пенсионной реформы. Такие митинги проходили во многих городах, к примеру Нижний Новгород, после определённых согласований с органами местного управления в целях безопасности, митингующие смогли выйти в определённого время на площадь, чтобы высказать свою позицию или сделать определённый призыв, государство не ограничивало их, так как это было их право, а правовое государство обязано предоставить и гарантировать свободы и права граждан.
Из этого мы можем сделать вывод, что Роберт Фон Моль был прав, говоря, что свобода гражданина есть основа правового государства, так как все принципы и устройство такого государства сделаны так, чтобы максимально обеспечить свободу и права любого гражданина. На наших примерах мы убедительно это показали.
Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
ВК: https://vk.com/oshchepkovandr
Группа ВК: https://vk.
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCGof7k7FePogUUtJX5WslQg/videos
Следующее Предыдущее Главная страница
Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности.
Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых …
Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.
Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном …
Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.
Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространё…
- Объясните, почему истину считают идеалом познания.
Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) К…
Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности.
Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распростране…
Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности.
Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование может…
Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества.
Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или н…
«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых» (Ф. Искандер)
Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека. …
Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.
Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных …
План «Российская федерация: форма государства»
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ…
Параграф 22. Гражданское общество и правовое государство
Вопрос 1. Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек? Как он может их защитить?
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Защита прав человека – деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями являются суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. В чём выражается правовой характер государственной власти?
В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать.
Вопрос 2. Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? Приведите примеры этих прав.
Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан иначе, как по суду.
Вопрос 3. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве?
Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путём торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путём особой кодификации их в конституциях.
Вопрос 4. Опираясь на полученные знания, назовите документ, в котором провозглашённые права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.
Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
Вопрос 5. Какие ещё документы в области прав человека вам известны? Каковы механизмы их защиты?
В 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?
Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
Главный признак правового государства — верховенство права в Обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права. Право имеет возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм) имеет формально определённый (письменный) и общеобязательный характер.
Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. В правовом государстве речь идёт об особом качестве законов — правовых законах. Они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека.
Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность ещё один признак правового государства.
Наивно думать, что права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу мысли, слова и др. ) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).
Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех.
Принимая законы и другие политические решения, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершённого проступка.
Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
Вопрос 2. Что представляют собой сферы жизнедеятельности гражданского общества и как оно связано с правовым государством?
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нём граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни, учёбе, творчестве, информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определённые институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Отношения и институты гражданского общества можно представить в виде определённых подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной, политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятельности.
Социальная подсистема охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками.
Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.
Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом), для совместного решения проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.
Подчеркнём, что группы интересов могут иметь организационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан. Другие заинтересованные группы возникают стихийно как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а проявляются в качестве гражданских инициатив. Инициативные группы граждан используют такие средства, как собрания, демонстрации, пикетирования. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах гражданского общества, оказывая на них большое влияние.
Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей. В этой подсистеме создаются производственные, торговые и другие организации. Здесь действуют частные, «муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательство.
Духовно-культурная подсистема обусловлена удовлетворением потребностей людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Консолидирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравственные ценности.
Многие учёные относят к духовно-культурной подсистеме и негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, периодические издания (журналы, газеты), сетевые СМИ.
Политическая подсистема включает прежде всего муниципальные коммуны. Это власть на местах или местное самоуправление, о чём подробнее будет сказано ниже. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движения, которые перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вместе с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Например, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество любителей животных требует от местной власти (самоуправления) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.
Вопрос 3. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?
Под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Согласно закону, они разделяются в России на следующие виды: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, а также городские округа и внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). При этом низовым, базовым уровнем двухуровневой модели местного самоуправления являются поселения.
Сельское поселение включает один или несколько сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень и др.), объединённых общей территорией, а городское — город или посёлок городского типа.
Из групп поселений формируются муниципальные районы — второй уровень местного самоуправления. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство и озеленение территории, вывоз бытовых отходов и мусора, освещение улиц и др.
Муниципальные районы решают задачи в основном межпоселенческого характера (организация транспортного обслуживания между поселениями, охрана общественного порядка муниципальной полицией и др.). По замыслу реформаторов муниципальные районы призваны действовать по принципу «поселение для населения, район для поселения», а их полномочия — разграничиваться с полномочиями органов государственной власти.
Городские округа — это города регионального значения. Они представляют собой поселения, не входящие в состав муниципальных районов, поэтому исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района.
Все муниципальные образования имеют свои источники доходов, свой бюджет и муниципальную собственность. В каждом создаются свои органы власти как представительные (совет, земство, дума), так и исполнительные — местная администрация. Высшими должностными лицами муниципальных образований являются главы (мэр, староста), избираемые, как правило, либо на муниципальных выборах, либо представительными органами из их состава.
Смысл местного самоуправления в том, чтобы найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований, максимально приблизить население к органам местной власти, предоставив каждому человеку реальные возможности влиять на решение местных проблем и нужд. Граждане могут участвовать в этом процессе непосредственно (на местных выборах и референдумах, путём голосования по отзыву депутата и выборного должностного лица и пр.), а также через деятельность избранных во властные структуры представителей.
Особо следует сказать о территориальном общественном самоуправлении граждан по месту жительства на территориях поселения. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, сельский населённый пункт, не являющийся поселением, и др. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на собраниях, конференциях граждан и путём создания ими органов территориального общественного самоуправления, например домовых комитетов, советов микрорайонов. Они в отличие от муниципального образования не имеют, как правило, местного бюджета, хотя и могут обладать определённым имуществом.
Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что Главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
В этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к. для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, свободу личности, конечно если личность не переступает рамки закона.
Вышеперечисленные признаки правового государства являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а государство в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое государство – это демократическое государство, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Вопрос 2. В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований в РФ возросло почти в 2 раза и насчитывает более 24 тыс. территориальных сообществ. Из них, по данным мониторинга Министерства финансов, лишь 2% обладают уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам. Сделайте все возможные выводы и предположения из приведённых данных.
Позитивные последствия муниципальной реформы:
• Появление стимулов у органов местного самоуправления поселений к мобилизации доходов в местный бюджет
• Возможность реализации приоритетов муниципальной политики
• Привлечение местного сообщества к решению вопросов местного значения и развитию муниципального образования
Наиболее сложные вопросы муниципальной реформы:
• Трудности управления пространственным развитием
• Конфликтность двухуровневой модели управления муниципальными образованиями
• Несформированность подходов к управлению городским развитием
Ограничения, разрешенные Законом о правах человека
Серия модулей E4J University: Борьба с терроризмом
Модуль 7: Борьба с терроризмом и чрезвычайные ситуации
Введение и результаты обучения
Ключевые вопросы
- Ограничения, разрешенные законом о правах человека
- Отступление во время чрезвычайного положения
- Примеры чрезвычайного положения и отступлений, связанных с терроризмом
Упражнения и тематические исследования
Возможная структура класса
Основное чтение
Продвинутое чтение
оценка учащихся
Дополнительные средства обучения
использованная литература
Опубликовано в июле 2018 г.
Этот модуль предназначен для лекторов
Не все принципы прав человека пользуются одинаковым уровнем защиты. Вместо этого они могут иметь различные юридические характеристики, быть абсолютными или неабсолютными по своему характеру или иметь присущие им ограничения.
Некоторые из самых фундаментальных прав человека являются «абсолютными». Такие права включают запреты на пытки, рабство и уголовные законы, имеющие обратную силу. Абсолютный характер этих прав означает, что не разрешается ограничивать эти права, уравновешивая их пользование преследованием законной цели. Например, статья 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания предусматривает, что «никаких исключительных обстоятельств, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение , может служить оправданием пыток». Точно так же в ответ на практику некоторых государств Комитет по правам человека заявил, что «запреты на захват заложников, похищения или тайные задержания не подлежат отступлению. Абсолютный характер этих запретов, даже во времена чрезвычайного положения, оправдывается их статусом норм общего международного права» (Замечание общего порядка Комитета по правам человека CCPR/C/21/Rev.1/Add.11, пункт 13(b)).
Однако большинство прав не являются абсолютными по своему характеру. Государства могут ограничивать осуществление этих прав по уважительным причинам, в том числе в целях борьбы с терроризмом, при условии соблюдения ряда условий.
В случае некоторых прав условия законных ограничений изложены в договорных положениях, закрепляющих право. Примерами являются права на свободу выражения мнений, свободу объединений, свободу собраний и свободу передвижения, а также требование гласности судебных слушаний. Эти права сопровождаются различными основаниями, такими как национальная безопасность или общественный порядок, а также условиями, которые должны быть соблюдены для их правомерного ограничения. В частности, ограничения, предусмотренные в тексте, например, в статьях 18(3) и 19(3) Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), существуют и на них можно полагаться независимо от любого объявления чрезвычайного положения. Действительно, даже во время чрезвычайных ситуаций, как это понимается в статье 4 МПГПП, разъясняемой ниже, государства могут предпочесть полагаться на эти ограничения вместо того, чтобы добиваться отступлений.
В случае некоторых других прав положение договора о правах человека ограничивается констатацией того, что это право не может подвергаться «произвольному вмешательству». Это, например, случай статьи 9, который требует, чтобы лишение свободы не было произвольным (подробно обсуждается в Модуле 10). Понятие «произвол» не следует отождествлять с «противозаконностью», а следует толковать в более широком смысле, включая элементы неуместности, несправедливости, отсутствия предсказуемости и надлежащей правовой процедуры.
Условия законного ограничения неабсолютных прав без отступленияНа основе таких положений, как статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, защищающая право на свободу выражения мнений (другие примеры включают статьи 18, 21 и 22), суды по правам человека и договорные органы разработали тест для установить, является ли правомерной мера, ограничивающая неабсолютное право. Необходимо задать следующие вопросы:
Только в том случае, если на все эти вопросы можно ответить утвердительно в конкретном случае, ограничение неабсолютного права допустимо в соответствии с международным правом в области прав человека. Обратите внимание, что этот тест был разработан для проверки допустимости мер вмешательства в права, прямо допускающих ограничения и разъясняющих законные цели, оправдывающие ограничения (например, статьи 18(3) и 19(3)). Однако на самом деле очень похожие рассуждения используются для оценки допустимости мер, ограничивающих другие неабсолютные права. Примером может служить то, что задержание будет считаться произвольным не только в том случае, если оно лишено правовых оснований, но и в том случае, если оно является дискриминационным или полностью несоразмерным преследуемой законной цели. (См., например, Комитет по правам человека (1994). Просмотров: Муконг против Камеруна . 10 августа. Сообщение № 458/1991). |
Наконец, некоторые права подлежат тому, что можно назвать «внутренними» ограничениями. Примером может служить право обвиняемого по уголовному делу быть судимым без «необоснованной задержки». Что является разумной задержкой, следует оценивать с учетом обстоятельств каждого дела, принимая во внимание сложность дела (которая в делах о терроризме может быть значительной), поведение обвиняемого и способ рассмотрения дела. следственными и судебными органами. Эти ограничения не сформулированы в текстах договоров по правам человека, а были разработаны национальными и международными судами и другими договорными органами, применяющими нормы прав человека к конкретным рассматриваемым ими делам.
Следующая страница Верхний
|
Каждое государство несет основную ответственность на своей территории за обеспечение соблюдения прав человека для всех членов. Подписывая и ратифицируя конвенции о правах человека, правительства на национальном и местном уровнях должны взять на себя обязательство избегать любых действий, которые могут нарушить или привести к нарушению прав человека. Кроме того, большинство договорных обязательств требуют от правительства принятия позитивных мер для обеспечения или защиты осуществления прав человека. Они могут также потребовать принятия и обеспечения соблюдения законодательства или принятия других соответствующих мер для обеспечения того, чтобы отдельные лица и другие организации уважали права человека. Многие страны создают системы обеспечения соблюдения прав человека, которые могут включать комиссию по правам человека для расследования жалоб и специальные судебные органы для рассмотрения дел. Кроме того, иски о нарушении прав человека могут рассматриваться в обычном порядке гражданского или уголовного дела. Наконец, могут быть созданы специальные или постоянные комиссии для мониторинга и написания отчетов по неотложным или текущим вопросам.
Для обеспечения соблюдения обязательств в области прав человека существуют различные механизмы на национальном, региональном и международном уровнях. На международном уровне большинство этих механизмов предоставляют средства контроля за соблюдением требований. Некоторые предлагают процедуры подачи петиций, которые позволяют отдельным лицам оспаривать нарушения государством своих обязательств в области прав человека. В некоторых случаях механизмы связаны с конституциями и национальным законодательством, в других — с договорами о правах человека, а в третьих — со специализированными учреждениями ООН, отвечающими за обеспечение соблюдения определенных прав, таких как трудовые права беженцев и права на здоровье. Механизмы, связанные с национальными конституциями и законодательством, могут предлагать более конкретные и действенные средства правовой защиты, и обычно их следует сначала опробовать, прежде чем обращаться к международным процедурам подачи петиций.
3.1 Надлежащая правовая процедура
Понятие надлежащей процессуальной процедуры относится к процессу, с помощью которого государство реализует все права. Большинство формальных гарантий надлежащей правовой процедуры связаны с проведением справедливого судебного разбирательства. Все лица, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, имеют право на справедливое и публичное судебное разбирательство, а на стадии судебного разбирательства — на незамедлительное информирование на понятном ему языке о характере обвинения (статья 14). ). Эти нормы актуальны в контексте инвалидности в трех отношениях. Во-первых, они имеют решающее значение в контексте гражданских обязательств. Во-вторых, они, очевидно, актуальны в контексте обычного уголовного судопроизводства в отношении лиц, которые оказались инвалидами. В-третьих, они актуальны в том смысле, что предоставляют суду право отстаивать другие права. Таким образом, право на суд может быть использовано в оскорбительных целях для установления и защиты прав.
Международное право также признает, что лицо имеет право на соблюдение определенных минимальных стандартов надлежащей правовой процедуры в ходе судебного разбирательства. Статья 10 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на полное равенство на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом при рассмотрении его прав и обязанностей и любого предъявленного ему уголовного обвинения».
3.2 Локус Станди
Большинство международных процедур обжалования требуют от заявителя prima facie личного участия в деле. Заявление о том, что вы являетесь жертвой, является условием, изложенным в большинстве конвенций, предусматривающих средства правовой защиты. Однако Комитет по правам человека (МПГПП) согласился рассматривать сообщения, поданные от имени предполагаемых жертв другими лицами, когда жертва не может сама подать жалобу. Это открывает доступ к системе подачи жалоб Пакта огромному числу жертв, которые не могут связаться с адвокатом. Заявитель должен продемонстрировать полномочия действовать от имени потерпевшего; на практике Комитет открыл двери только для лиц, имеющих тесные семейные связи. Американская конвенция о правах человека прямо признает actio Popularis в статье 44, в которой говорится, что: «Любое лицо или группа лиц или любая неправительственная организация, юридически признанная в одном или нескольких государствах-членах Организации, может подавать в Комиссию петиции, содержащие разоблачения или жалобы на нарушения настоящей Конвенции государством-участником».
Лица, чьи права были нарушены, являются потерпевшими и поэтому имеют право отстаивать свои права в судах или других соответствующих судебных органах. Однако инвалиды могут не иметь возможности эффективно отстаивать свои права. Правила locus standi может быть радикализирован, чтобы расширить доступ к судам для тех, кто до сих пор не мог предстать перед судом из-за бедности или социальной или физической инвалидности. Это можно сделать, предоставив любому члену общественной или общественной инициативной группы право возбудить иск от имени лица или группы лиц, которым был причинен вред. Чтобы избежать трудоемких и дорогостоящих ходатайств о судебном приказе, истцам, возможно, было бы разрешено направить письмо в суд, чтобы возбудить иск.
3.3 Процедуры обжалования на национальном уровне
У лиц с ограниченными возможностями может не хватать ресурсов, необходимых для найма юридической помощи. Декларация о правах инвалидов, пункт 11, гласит, что «инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда такая помощь оказывается необходимой для защиты их личности и имущества». Государства должны оказывать юридическую помощь лицам с ограниченными возможностями, а также другим уязвимым слоям общества. У лиц с инвалидностью могут возникнуть трудности с финансированием дорогостоящих гонораров адвокатов. Одним из решений этой проблемы могла бы стать социализация юридических услуг, при которой юристы были бы обязаны вести определенные дела важного социального характера за значительно сниженную плату.
Статья 14, пункт 3 (d) МПГПП гласит, что «быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или с помощью защитника по своему выбору; быть информированным, если он не имеет защитника, о своем праве а также иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда этого требуют интересы правосудия, и безвозмездно с его стороны в любом таком случае, если он не имеет достаточных средств для его оплаты».
Европейская конвенция о правах человека гласит в статье 6, параграф 3 (с), что «для защиты себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, или если он не имеет достаточных средств для оплаты юридической помощи, бесплатно, когда этого требуют интересы правосудия».
Многие правозащитные организации, в том числе несколько стран за пределами Европы, полагаются на дело о правах человека Европейского суда, Эйри против Ирландии (Решение ЕСПЧ от 11 сентября 1979 г., Серия А № 32). В частности, Суд установил, что обязательство государств сделать доступ к судам возможным и эффективным включает право на бесплатную юридическую помощь по гражданским делам, когда соответствующая процедура настолько сложна, что требует юридической помощи для обеспечения доступа к суду. 9Прецедент 0248 Airey и решения, которые последовали за ним, привели к обширной реформе европейского внутреннего законодательства, чтобы защитить доступ к судам для неимущих по гражданским делам.
Еще одним препятствием для обращения в суд может быть формальная структура судов. Атмосфера должна быть поощрительной и гуманизирующей для своих клиентов. Участие в судебном процессе и формальном судебном разбирательстве часто является одним из самых основных прав человека.
Спорные вопросы об инвалидности, такие как стерилизация умственно отсталых детей, могут подпадать под юрисдикцию специальных семейных судов. Эти суды нацелены на предоставление неформальной и быстрой помощи в вопросах семейного права. Консультанты суда по семейным делам могут помочь в этом процессе. Приветствуется внесудебное урегулирование споров. Примирение и посредничество являются другими неформальными методами урегулирования споров.
3.4 Национальные суды
Защита прав человека в первую очередь должна осуществляться через национальные суды. Причины:
- В то время как большинство договоров о правах человека предусматривают независимые надзорные процедуры и органы, лишь немногие государства, возможно, за исключением участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, приняли факультативные положения или протоколы, касающиеся права лиц обращаться за помощью в такие органы (однако американская система отличается).
- Даже в тех случаях, когда договаривающиеся стороны допускают такие индивидуальные права, роль национальных судов остается решающей, поскольку, как правило, путь к международным средствам правовой защиты остается заблокированным до полного исчерпания внутренних средств правовой защиты.
В большинстве штатов действуют законы, защищающие гарантии прав человека. Страны, подписавшие региональные и международные документы по правам человека, обязаны соблюдать их положения. Иногда национальные законы прямо ссылаются на права человека, и многие государства практически дословно копируют международные и региональные гарантии в свое национальное законодательство. Многие страны создают системы обеспечения соблюдения прав человека, которые могут включать комиссию по правам человека для расследования жалоб и специальные судебные органы для рассмотрения дел.
Механизмы, связанные с национальными конституциями и законодательством, могут предлагать более конкретные и действенные средства правовой защиты, и обычно их следует сначала опробовать, прежде чем обращаться к международным процедурам подачи петиций. На национальном уровне вес национальной правовой системы может быть использован для обеспечения соблюдения прав человека.
Типы механизмов и процедур варьируются от страны к стране. Например, в одних странах существуют комиссии по правам человека, а в других о них ничего не слышно. Точно так же конституционные суды существуют в одних странах, но не существуют в других. Государства могут также создавать административные органы для контроля и выполнения международных и региональных соглашений.
Чем больше широко известны международные нормы об инвалидности, тем выше вероятность соблюдения этих норм национальными судами. Национальные суды могли бы стать поборниками и защитниками международных прав человека инвалидов. Кроме того, судебные инициативы могут подтолкнуть исполнительную и законодательную ветви власти к реформированию законодательства.
Национальная судебная система выполняет важную функцию в обеспечении прав лиц с ограниченными возможностями. Пострадавшие инвалиды могут подать иск в случае нарушения их прав. При необходимости они могут подать в суд на возмещение ущерба. Затем суд может решить, были ли нарушены права истца. Решения суда могут быть исполнены в обычном порядке. Суды также могут доводить дела до сведения законодательных органов и поощрять различные заинтересованные группы к принятию мер по определенным вопросам. Национальные системы защиты прав человека могут быть важны по двум причинам:
- Они более доступны для большого числа людей с ограниченными возможностями и групп защиты интересов в каждой стране;
- В тех случаях, когда юрисдикция по искам о правах человека принадлежит вышестоящему суду (например, Высокому суду, Апелляционному суду или Верховному суду), решение в пользу прав инвалидов устанавливает закон, который, в свою очередь, может применяться другими лицами с ограниченными возможностями, чьи права нарушены. Это доктрина судебного прецедента — подход общего права, а не гражданского права.
Международное и региональное право в области прав человека может использоваться в национальных правозащитных механизмах различными способами, в том числе: национальное право.
Национальные законы и механизмы могут быть использованы для продвижения прав инвалидов путем изучения:
- Какие положения конституции или основных законов защищают права инвалидов и какие положения другого законодательства важны для прав инвалидов
- Существуют ли специальные конституционные или иные правовые положения, касающиеся права на недискриминацию и/или на равенство?
- Какие конвенции по правам человека обязалась соблюдать страна? Когда конвенция вступила в силу в стране?
- Являются ли договоры о правах человека «самоисполняющимися»? То есть, они автоматически становятся частью местного законодательства, как только они подписаны, или должны быть приняты дополнительные законы?
- Какие существуют непосредственные механизмы защиты прав человека: конституционные суды, бюро по гражданским правам, комиссии по правам человека, омбудсманы и т. д.? Есть ли в каком-либо из этих органов сотрудники, занимающиеся конкретно женщинами?
- Подавали ли правозащитники международные иски о правах человека в национальные суды в прошлом? Если да, то как отреагировали судьи? Будут ли ваши местные судьи принимать во внимание международные нормы, даже если они не могут быть применимы напрямую?
В некоторых юрисдикциях, таких как Чили, ряд судебных прецедентов показывает, что чилийские суды склонны полагаться на международное право при решении дела. Имеются также важные дела, в которых автоматическое включение международного обычного права было признано судами и применено соответствующим образом. Есть также случаи, когда суды ставили внутреннее право выше международного права. Это особенно верно в случае возникновения коллизии между договором и последующим противоречащим ему законом, поскольку суд может быть склонен применить норму, принятую позднее. Это еще одно последствие присвоения договору той же правовой иерархии, что и национальному закону. Если возникает конфликт между нормой международного права и положением Конституции, ситуация будет еще более осложнена тем фактом, что суды обычно подходят к этому вопросу с дополнительной осторожностью. Это, конечно, особенность не чилийского дела, а многих других правовых систем. Нет никаких сомнений в том, что с точки зрения международного права аргумент о том, что конституционные положения имеют преимущественную силу над договорами, не имеет силы. Однако с точки зрения конституционного суда наиболее вероятно, что Конституция будет соблюдена, если только сами ее положения не будут предусматривать верховенство международного правила.
В Германии международные права человека и основные права, гарантированные Основным законом, в значительной степени совпадают. Основной закон начинается с перечня основных прав, который открывается в параграфах 1-3 статьи 1 обещанием немецкого государства уважать и защищать права личности: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его является обязанность всей государственной власти». Поэтому немецкий народ признает нерушимые и неотъемлемые права человека как основу любого общества, мира и справедливости во всем мире. В Германии международное право, проистекающее из недоговорных источников, вводится в немецкую правовую систему через статью 25 Конституции Федеративной Республики Германии , который содержит следующую инкорпоративную оговорку: «Общие нормы международного публичного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет над законами и непосредственно создают права и обязанности для жителей федеральной территории». Это означает, что никакого дополнительного имплементирующего законодательства не требуется. Этим общим правилам отводится место выше всех других внутренних законов в иерархии норм. В судебных спорах, когда возникают сомнения в существовании общей нормы международного права, этот вопрос может быть решен путем обращения в Федеральный конституционный суд.
В Японии договоры имеют силу закона и имеют преимущественную силу над законодательными актами японского парламента. Поскольку договоры имеют такой привилегированный статус в Японии, страна крайне настороженно относится к присоединению к договору о правах человека. Хотя Япония не ратифицировала многие конвенции по правам человека, она ратифицировала некоторые из наиболее важных из них за последние пятнадцать лет. После ратификации этих договоров Япония значительно пересмотрела свои законы, чтобы привести их в соответствие с требованиями договоров.
Несмотря на то, что международное право имеет внутреннюю юридическую силу в Японии, те международные документы по правам человека, которые не имеют обязательного характера, не считаются имеющими силу закона. Обязательный характер по международному праву является предпосылкой для внутренней силы закона.
Недостатки национальной системы:
Национальные системы защиты прав человека также могут иметь существенные ограничения. Общие ограничения национальных систем защиты прав человека могут включать:
- Зависимость от политической среды.