Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нормально ли разговаривать с самим собой вслух в виде диалога: Диалог с собой вслух – норма или психическое отклонение?| Новости общества

Диалог с собой вслух – норма или психическое отклонение?| Новости общества

Вам случалось видеть, как люди говорят сами с собой? Разговаривают с телевизором, если думают, что они одни. Или, ударившись мизинцем о тумбочку, громко ругают этот предмет мебели, как будто он живой. Если человек, находясь в одиночестве, беседует сам с собой вслух, нормально ли это? Или это уже признаки отклонения, психического расстройства? Мы вновь пытаемся разобраться в себе с профессиональной помощью клинического психолога, нейропсихолога, основателя академии «Триэтта» Валерия Ивановского

Время, когда появилась речь

— Норма это или отклонение? А как бы вы сами ответили на этот вопрос?

— Замечаю, что я сама иногда говорю с собой. Хотя, когда кто-то едет в метро и говорит вслух, это уже странно.

— Для того, чтобы правильно понимать, является ли это проблемой или нет, необходимо разобраться с основными функциями языка и речи, почему человек говорит, а также о том, каким образом человек научается говорить.

Дело в том, что изначально речь человека возникла для координации групповой деятельности. Причем, эта деятельность предполагала достижение коллективного результата, например, выживание коллектива, какой-то человеческой группы, но зачастую противоречила индивидуальному биологическому инстинкту человека. Чтобы это было понятно, приведу очень грубый пример, связанный с первобытной охотой. Когда группа мужчин охотилась на животное, которое каждый из них в одиночестве не мог победить, например, мамонта, происходило следующее: каждый из этой группы должен был быть скоординирован в своих действиях. И при этом действия каждого должны были вливаться в общее действие группы и приводить к результату – к добыче этого мамонта, его убийству, чтобы в последующем разделить мясо между всеми и не умереть с голода.

Так вот, чтобы деятельность каждого, с одной стороны, координировать, необходима была какая-то система команд. Причем, самая лучшая, так как все они находились на определенном расстоянии, и участники охоты использовали звуковой жестовый язык, именно так он зарождался. И изначально язык предполагался в качестве каких-то координирующих команд: «Беги ко мне», «Беги от меня», «Кидай копье», «Осторожно, он рядом», «Помоги мне» и т.д.

Личные инстинкты подчинялись задаче выживания группы

То есть изначально язык, во-первых, был понимаем и уместен только в конкретной ситуации, сопровождался жестами и был понятен, только когда люди непосредственно все вместе находились в определенной ситуации. В последующем он начал развиваться, усложняться, отделяться от конкретной ситуации, мог использоваться в разных ситуациях – и возник язык в нынешнем виде. Это – с одной стороны.

С другой стороны, обслуживаемое таким праязыком групповое поведение противоречило индивидуальным биологическим инстинктам каждого человека. Потому что в условиях той же охоты задача человека – незаметно подкрасться к дичи, напасть на нее и изловить. А во время коллективной охоты часть людей выполняла, например, функцию загонщиков, она выводила дичь, того же мамонта, на тех, кто находился в засаде с каменьями, с копьями для того, чтобы они могли этого мамонта поразить.

Так вот, с точки зрения биологии, они совершали абсолютно бессмысленные вещи. Потому что при охоте ты должен незаметно подкрасться и эту дичь победить. А загонщики делали всё для того, чтобы не только обнаружить свое присутствие, но и напугать животное до такой степени, чтобы оно от них убегало.

Представляете, как удивительно! Даже на этом уровне они выполняли задачу, которая противоречит их биологическому инстинкту, но приводит к достижению общегруппового социального инстинкта, который одновременно позволяет выжить.

Базовые функции речи

И всё это обеспечивалось при помощи языка. То есть изначально язык возник как некая надиндивидуальная координация, действие для совместного выживания, для совместного усиления, для совместного облегчения нахождения, выживания в этом мире. И основная функция языка заключается именно в такой групповой координации, чтобы каждый индивид, входящий в эту группу, становился сильней, используя весь наличный ресурс – всех людей. То есть речь можно сравнить с вынесенной во вне нервной системой, которая позволяет координировать деятельность сверхорганизма — общества. И это позволяет человеку как части общества облегчить своё существование в этом мире, чтобы мы под этим ни подразумевали.

Второй функцией языка является осуществление целенаправленных волевых действий человека. Вопрос воли, вопрос сознательной деятельности человека до сих пор будоражит умы многих ученых, потому что вокруг воли, волевого акта, целенаправленного действия накручено очень много самых различных мифов, легенд и теорий. Но в основе волевого акта находится именно речь. Она заключается в том, что человек при помощи внутренней речи отдает себе команды: «Иди туда, сделай то-то», чего бы это ни касалось.

Третья функция речи – это функция информационно-коммуникационная, то, к чему мы привыкли. Когда при помощи речи человек доносит какую-то информацию, излагает в том числе свою позицию по тем или иным вопросам, этот процесс и составляет основу нематериальной человеческой культуры, которая помогает в словах зашифровывать то, что человечество накопило, достигло за весь период его существования с момента возникновения языка.

Кроме того, речь – и это непосредственно пересекается с тем, что я только что сказал, – является универсальным банком данных, где находится не просто информация о нематериальной культуре, а вообще обо всех знаниях, обо всех умениях, навыках, мыслях человека относительно мира, относительно себя, относительно вещей, явлений и взаимосвязей, которые в этом мире существуют. И одновременно это является задокументированной историей наших исканий, нашей борьбы и наших перспектив.

Четвертая функция речи — это конструирование реальности. В процессе социализации человек овладевшая речью, одновременно открывает для себя мир предметов и явлений, запечатлённых в качестве специфических знаков-символов -слов. Он взаимодействует с миром и познаёт его через слово, с каждым новым словом мир раздвигает свои границы — яблоко, зелёный, вода, боль, самолёт, синхрофазотрон, добро, галактика, и вот мир становится безграничным. Через слово человек получает возможность пользоваться опытом других людей, всех кто был до него и вместе с ним, через книги, интернет, соцсети и так далее для осуществления своих стремлений и осознания и изменения себя и действительности.

Надлежащее, должное и запретное

Так вот, возвращаюсь к ситуации, когда человек говорит сам с собой, нам необходимо еще понять, каким образом ребенок научается речи, воспринимает ее. Это происходит следующим образом: в достаточно юном возрасте, в год-полтора ребенок начинает, глядя на взрослых, использовать речь и в своей повседневной жизнедеятельности. То есть изначально он путем очень долгих и очень сложных психических процессов знакомится с тем, что такое слово, как оно связывается с предметами, явлениями.

Но опять же, его знакомство с речью происходит при помощи его родителей, с одной стороны, как агентов социальных, которые передают ему и речь, и вместе с речью все накопленные обществом знания в рамках своих компетенций, в рамках своего кругозора, образования. То есть всю зашитую в слове информацию о том, что такое мир, какой он ребенок, что такое надлежащее, должное и запретное в обществе и так далее.

И изначально это происходит как раз в виде команд, когда родители очень часто говорят ребенку: «Иди ко мне», «Не трогай это», «Возьми куклу», «Возьми кубики», «Посмотри, как это красиво», «Не суй пальчик в розетку»… То есть овладение ребёнка словом, в целом, очень напоминает историю развития речи. Как эмбрион, который в кратких чертах повторяет всю эволюционную историю развития организма, так и ребенок, обучаясь речи, в общих чертах повторяет всю историю ее возникновения и усвоения.

Рождение воли

Одновременно с этим, смотрите, что происходит. С одной стороны, ребенок постигает коммуникационные основы речи. То есть он научается вербально обозначать объекты и соотносить их с каким-то словесным звучанием. Это помогает ему манипулировать с этими объектами, через них, через мягкие игрушки с кубиками учиться диалогу с миром.

С другой стороны, то, чего мы коснулись в начале, когда родители при помощи слова или жеста дают ребенку какие-то команды, он начинает как раз формировать и то, что в последующем станет его волей. То есть воля человека формируется извне, при помощи другого взрослого и при помощи словесных команд, например: «Подойди ко мне», «Возьми эту игрушку», «Помой тарелку», «Иди ложись спать».

Ребенок начинает подчинять свои действия, словесной просьбе другого, они становятся произвольными. Получается, что начало этой волевой реакции находится на конце родителя, другого человека, а заканчивается на самом ребенке. То есть звучит родительское «принеси игрушку», ребенок подчиняется словесной команде и выполняет её. В последующем таким же образом он начинает отдавать себе команды сам. Причем, сначала это происходит в плане его развернутой внешней речи, потом всё это перерастает в шепотную речь, а потом переходит в речь внутреннюю. И далее в течение всей жизни именно так и будет происходить — любой волевой акт — человек сам себе всегда дает внутреннюю команду: «Встань», «Иди», «Занимайся этим», «Пей», «Достигай» и т.д.

При помощи обращённых к самому себе внутренних словесных команд человек решает все бытовые ситуации, и реализует свои значимые социальные устремления и приходит к научным открытиям, постигает добро и зло. В начале и конце жизни человека находится слово, оно и есть его жизнь.

Мы возвращаемся в детство, проговаривая проблему вслух

Итак, мы с вами подходим к тому, что есть ситуации, особенно в нашем детстве, когда мы сами с собой говорим, когда мы сталкиваемся с каким-то затруднением и пытаемся его решить. То есть это один из промежуточных этапов формирования нашего произвольного волевого поведения, когда человек, столкнувшись с какой-то ситуацией, вслух ее анализирует, сначала как ребенок: «Вот какая кукла! Далеко лежит – надо до нее дойти. Пойду-ка я прямо и возьму ее».

Вот таким образом в этом диалоге с самим собой ребенок анализирует ситуацию и дает себе волевую команду как ее разрешить. И когда человек говорит сам с собой уже будучи взрослым, вероятно, это возникает в ситуации, когда взрослый человек сталкивается с задачей достаточно для него сложной, и он не может ее решить, рядом нет человека, с которым он может посоветоваться. Причем, как правило, человек начинает говорить сам с собой в условиях, когда ситуация нестандартна, необычна, и уже не помогает его наличный опыт; когда он сталкивается с проблемой, которую он не может решить при помощи всех своих предыдущих знаний. Происходит некий психический конфликт, в результате которого происходит редукция его психической деятельности на более ранние стадии.

Он возвращается в ситуацию вот этого ребенка, отчасти беспомощного, и пытается решить возникшую жизненную задачу знакомым способом. И для того, чтобы обрести душевную уверенность, чтобы успокоиться и овладеть ситуацией, человек начинает проговаривать, например, проблему вслух или пытаться вслух искать ее решение, как он это делал когда-то в детстве, когда формировалось его произвольное волевое поведение, когда он овладевал азами языка. Это первая ситуация.

«Человеку нужен человек»

Вторая ситуация, при которой человек может говорить, это ситуация, когда он чувствует экзистенциальное одиночество. Дело в том, что, говоря о речи, о причинах ее возникновения, мы все время подчеркивали одну мысль, что человек – это групповое существо. Потому что вне социума, вне других людей нет человека. Без другого человека речь, социальные стремления и переживания бессмысленны – необходим собеседник. Для того чтобы произошло это волшебство и человек стал человеком, необходим другой человек, общество.

Ситуация, когда мозг говорит с собой

Мы говорили, что общение – это и коммуникация, выражение себя, определенная информация о событиях, об отношении к ним. Что общение, речь – это и накопление знаний, и их использование. Мы говорили, что речь – это и волевой фактор, который позволяет управлять поведением других людей и своим. То есть речь и человек – это практически слова синонимичные. Речь человеку необходима как воздух, чтобы он постоянно оставался и был человеком.

Одновременно слово опосредствует деятельность всех органов чувств — слух, зрение, обоняние изменяет свою чувствительность под воздействием слова. В некоторых случаях, например истерической слепоты и паралича, слово может блокировать восприятие и команды мозга. Мозг устроен так, что ему постоянно требуется стимуляция извне. В этом состоит его предназначение — испытывать внешние и внутренние воздействия, анализировать их и заставлять организм реагировать в соответствии с этими воздействиями, преломленными через потребности организма. Отсутствие сигналов мозг воспринимает очень болезненно, если они прекращаются, мозг может подумать, что находящийся на его попечении организм умер, что может привести к трагическим для функционирования мозга последствиям. Поэтому в случае отсутствия сигналов, мозг начинает продуцировать сигналы сам. В этом можно убедиться поэкспериментировав с флоатингом. Это когда человека в абсолютно звуконепроницаемой комнате, лишённой света, погружают в солевой раствор комнатной температуры, причем изолируют его руки и ноги, чтобы он не мог ничего ощущать, и через короткое время у него возникают различного рода галлюцинации – слуховые, аудиовизуальные и т.д.

Это очень смелый эксперимент, поэтому необходимо с осторожностью его использовать. То есть, когда человек попадает в ситуацию сенсорной депривации, то мозг, чтобы нормально функционировать, чтобы не было сбоев в его работе, не было никаких травм и повреждений, начинает продуцировать сигналы сам. Также и речь настолько необходима, что когда человек какое-то время молчит, то, чтобы остаться в границах нормальности, он начинает говорить сам с собой, слушая свою речь со стороны.

Я говорю – значит, существую

То есть вот это желание быть человеком, являть себя человеком миру – это на уровне социального инстинкта, который в данном случае приравнивается к инстинкту безусловному. Это должное, человек не может без речи существовать! И когда ему не с кем поговорить, человек чувствует себя одиноким. Причем, это одиночество может быть мнимое, а может быть реальное. Ведь даже находясь в толпе, человек может чувствовать себя одиноким.

Это всё говорит о том, что человек испытывает определенные страдания, определенную дезадаптацию. И, с одной стороны, вот эти его разговоры с самим собой, они являются способом это страдание уменьшить, и в то же время являются симптомом, сигналом о том, что с человеком происходит что-то, что приносит ему боль, страдания, что является какой-то дезадаптацией, которую необходимо убрать.

Если это и не болезнь, то сигнал о помощи

Итак, мы с вами выяснили как минимум две ситуации. Человек говорит сам с собой, когда он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить, используя свой повседневный опыт, и он редуцирует к более ранним ступеням психического развития, начинает повторять путь ребенка, когда он вслух начинает анализировать проблему и находить ее решение. Или же, чувствуя какую-то экзистенциальную пустоту, одиночество, он пытается компенсировать этот страх, эту боль, эту дезадаптацию при помощи разговора с самим собой.

Но это не говорит о том, что у человека обязательно какие-то психические отклонения. Это не патология, это всё в рамках нормы. Потому что норма достаточно подвижна.

Но сама по себе речь с собой говорит о том, что человек находится в некомфортной ситуации, в попытке разрешить сложную социально-психологическую проблему. То есть это, в любом случае, сигнал о том, что человеку нужна наша помощь, нужно наше тепло, нужно наше участие.

Проговорить проблему, значит, яснее осознать её

— Ученые провели исследование и выяснили, что разговор вслух с самим собой может быть признаком высокой когнитивной деятельности. Многие спортсмены разговаривают с собой во время тренировок, и это помогает им сосредоточиться.

— Это как раз то, о чем я сказал. На самом деле такая ситуация не говорит о том, что это обязательно высокая когнитивная деятельность. Это говорит о том, что в результате стресса человек столкнулся с тем, что он находится или за пределами его личного опыта, или его личного опыта недостаточно.

В этом плане, когда спортсмен перед соревнованиями чувствует себя неуверенно, когда он волнуется, когда он думает, что уровень его тренировок может оказаться недостаточным, чтобы победить, он начинает говорить с собой, как раз редуцирует к этому ребенку. Чтобы попытаться при помощи такого волевого акта убедить себя на какое-то действие, в данном случае на участие и победу, именно возвращаясь к более ранним психическим приемам.

— Когда дети пишут сочинения, взрослые – тесты или журналисты – статью, когда они приступают к работе, тоже начинают проговаривать свою мысль, идею, это помогает более структурированно подходить к делу. Это как-то связано? Как именно помогает проговаривание текста?

— В любом случае, когда мы проговариваем что-то, мы, безусловно, лучше осознаем ситуацию. Потому что пока мы ее не проговорили, пока мы ее не опредметили при помощи слов, мы воспринимаем ее достаточно размыто. Мы же отметили в нашем разговоре, что слово является тем инструментом, которое для нас, для человека, конструирует именно социальный мир – мир, в котором человек живет, с которым он соприкасается. На 99% это не мир природы, это мир, созданный другими людьми.

И в этом плане проговаривание, опредмечивание при помощи слов делает любое явление, любую задачу, любую проблемную ситуацию гораздо более ясной. То есть, когда мы ее опредметили, маркировали, мы поняли гораздо яснее, о чем идет речь.

С другой стороны, слово — оно само по себе, так как оно является частью дискурсивного, логичного мышления, оно вводит любую ситуацию в некие категории, в некую систему понятий, что позволяет гораздо легче не просто осознавать, а потом манипулировать – по крайней мере в словах – с этой ситуацией для поиска наиболее оптимального результативного взаимодействия с ней.

Например, если ученый проговаривает какую-то проблему, научную задачу это позволяет ему лучше ее осознать, лучше провести мысленный эксперимент, чтобы увидеть возможные пути решения этой задачи. Но в любом случае проговаривание, манипулирование в данном случае – это как раз та ситуация, в которой есть некая проблема, есть некая неуверенность в том, что ты можешь найти решение, используя наличные инструменты.

Поэтому и необходим дополнительный анализ, дополнительное осознание и дополнительная ревизия своих инструментов в виде навыков, знаний и умений с тем, чтобы эту ситуацию разрешить.

В любом случае разговор — это манифестация своей социальности, желание и его воплощение быть человеком.

чем опасен диалог с самим собой — T&P

В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» — глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, — это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме — это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», — это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, — то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой — это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, — классика: внутренний редактор — это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди — бабушка и подруга — говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга — когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, — по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, — или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко — в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него — огромные, важные, сильные хозяева этого мира — взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, — а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, — это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку — это незыблемый фундамент. А ошибки — это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Разговор с самим собой — признак психического заболевания? Эксперт выносит свой вердикт

Быть пойманным на разговоре с самим собой, особенно если в разговоре используется ваше имя, не стыдно. И это неудивительно — это заставляет вас выглядеть так, как будто вы галлюцинируете. Очевидно, это потому, что вся цель разговора вслух состоит в том, чтобы общаться с другими. Но, учитывая, что многие из нас разговаривают сами с собой, может ли это быть в конце концов нормальным или, может быть, даже здоровым?

На самом деле мы постоянно разговариваем сами с собой. Я имею в виду не просто странное «где мои ключи?» комментарий — на самом деле мы часто вступаем в глубокие, трансцендентные разговоры в 3 часа ночи, и никто другой, кроме наших собственных мыслей, не отвечает. Этот внутренний разговор действительно очень полезен, так как играет особую роль в поддержании нашего ума в тонусе. Это помогает нам организовывать наши мысли, планировать действия, укреплять память и модулировать эмоции.

Другими словами, это помогает нам контролировать себя.

Громкий разговор может быть продолжением этого безмолвного внутреннего разговора, вызванного непроизвольным запуском определенной двигательной команды. Швейцарский психолог Жан Пиаже заметил, что малыши начинают контролировать свои действия, как только начинают развивать речь. Приближаясь к горячей поверхности, малыш обычно громко говорит «горячо, горячо» и уходит. Такое поведение может продолжаться и во взрослой жизни.

Нечеловеческие приматы, очевидно, не разговаривают сами с собой, но было обнаружено, что они контролируют свои действия, активируя цели в типе памяти, специфичном для задачи. Если задача визуальная, например, сопоставление бананов, обезьяна активирует другую область префронтальной коры, чем при сопоставлении голосов в слуховой задаче. Но когда людей тестируют аналогичным образом, кажется, что они активируют одни и те же области независимо от типа задачи.

Макаки, ​​соответствующие бананам. Хосе Рейнальдо да Фонсека/wikipedia, CC BY-SA

В ходе увлекательного исследования ученые обнаружили, что наш мозг может работать так же, как мозг обезьян, если мы просто перестанем разговаривать сами с собой — тихо или вслух. В ходе эксперимента исследователи просили участников повторять вслух бессмысленные звуки («бла-бла-бла») при выполнении визуальных и звуковых заданий. Поскольку мы не можем сказать две вещи одновременно, бормотание этих звуков лишало участников возможности сказать себе, что делать в каждом задании. В этих условиях люди вели себя как обезьяны, активируя отдельные зрительные и звуковые области мозга для каждой задачи.

Это исследование изящно показало, что разговор с самим собой, вероятно, не единственный способ контролировать свое поведение, но это тот, который мы предпочитаем и используем по умолчанию. Но это не значит, что мы всегда можем контролировать то, что говорим. Действительно, во многих ситуациях наш внутренний разговор может стать проблематичным.

Разговаривая с собой в 3 часа ночи, мы обычно стараемся перестать думать, чтобы снова заснуть. Но говоря себе не думать, вы только отправляете свой разум в блуждание, активируя всевозможные мысли, включая внутренние разговоры, почти случайным образом.

Такую ментальную активацию очень трудно контролировать, но она подавляется, когда мы целенаправленно фокусируемся на чем-то. Чтение книги, например, должно эффективно подавлять внутренние разговоры, превращая его в любимое занятие, позволяющее расслабить ум перед сном.

Блуждающие мысли могли быть восприняты как безумие. Дмитрий Зинкевич/Shutterstock

Но исследователи обнаружили, что пациенты, страдающие тревогой или депрессией, активируют эти «случайные» мысли, даже когда пытаются выполнить какую-то несвязанную задачу. Наше психическое здоровье, по-видимому, зависит как от нашей способности активировать мысли, относящиеся к текущей задаче, так и от подавления ненужных — умственного шума. Неудивительно, что некоторые клинические методы, такие как осознанность, направлены на расхламление ума и снижение стресса. Когда блуждание ума полностью выходит из-под контроля, мы входим в похожее на сон состояние, демонстрируя бессвязные и не соответствующие контексту разговоры, которые можно описать как психическое заболевание.

Итак, ваш внутренний разговор помогает организовать ваши мысли и гибко адаптировать их к изменяющимся требованиям, но есть ли что-то особенное в разговоре вслух? Почему бы просто не держать это при себе, если больше никто не услышит твоих слов?

В ходе недавнего эксперимента в нашей лаборатории Бангорского университета мы с Александром Киркхэмом продемонстрировали, что разговор вслух на самом деле улучшает контроль над задачей, помимо того, что достигается с помощью внутренней речи. Мы дали 28 участникам набор письменных инструкций и попросили прочитать их про себя или вслух. Мы измеряли концентрацию участников и их выполнение при выполнении заданий, и оба эти показателя улучшались, когда инструкции к задачам читались вслух.

Большая часть этого преимущества, по-видимому, исходит от простого слушания себя, поскольку слуховые команды лучше контролируют поведение, чем письменные. Наши результаты показали, что даже если мы разговариваем сами с собой, чтобы получить контроль над сложными задачами, производительность значительно улучшается, когда мы делаем это вслух.

Возможно, это объясняет, почему так много профессионалов в области спорта, таких как теннисисты, часто разговаривают сами с собой во время соревнований, часто в решающие моменты игры, говоря что-то вроде «Давай!» чтобы помочь им оставаться сосредоточенными. Наша способность генерировать четкие инструкции для себя на самом деле является одним из лучших инструментов для когнитивного контроля, и он просто работает лучше, когда произносится вслух.

Вот и все. Говорить вслух, когда разум не блуждает, на самом деле может быть признаком высокого когнитивного функционирования. Вместо того, чтобы быть психически больным, это может сделать вас интеллектуально более компетентным. Стереотип сумасшедшего ученого, разговаривающего сам с собой, погруженного в собственный внутренний мир, может отражать реальность гения, который использует все имеющиеся в его распоряжении средства для увеличения мощности своего мозга.

Говорить с собой нормально? Что это значит для психического здоровья

Исследователи тщательно изучили процесс разговора с самим собой и пришли к выводу, что это обычное и нормальное поведение. Люди называют разговор с самим собой разговором с самим собой или разговором с самим собой.

Хотя люди часто связывают разговор с самим собой с проблемами психического здоровья, медицинские работники считают его нормальным в любом возрасте и даже полезным в некоторых обстоятельствах.

В этой статье мы исследуем, почему человек может говорить сам с собой. Мы также рассмотрим его преимущества и когда он может указывать на состояние психического здоровья.

Исследователи давно изучают разговор с самим собой. В 1880-х годах ученых особенно интересовало, что люди говорят сами с собой, почему они разговаривают сами с собой и с какой целью разговаривают сами с собой.

Исследования определяют разговор с самим собой как вербальное выражение внутренней позиции или убеждения, то есть он выражает внутренние чувства, невербальные мысли и интуитивные догадки о ситуации посредством речи. Человек намерен направить свою речь только на себя.

Хотя дети часто разговаривают сами с собой, это не должно вызывать беспокойства у родителей или опекунов. Это способ развития речи, стимулирования во время выполнения задачи и повышения производительности при выполнении задач.

Привычка говорить сама с собой может сохраняться во взрослом возрасте и, как правило, не является проблемой.

Разговор с самим собой может иметь несколько преимуществ. Это не вызывает значительного риска для здоровья, если только человек не испытывает других симптомов психического расстройства, таких как галлюцинации.

При выполнении задачи с набором инструкций разговор с самим собой может улучшить контроль над задачей, концентрацию и производительность. Это также может улучшить навыки решения проблем.

В исследовании 2012 года изучалось, как разговор с самим собой влияет на задачи визуального поиска. Полученные данные свидетельствуют о том, что разговор с самим собой при поиске определенного предмета, такого как потерянный предмет одежды или набор ключей, или попытка найти продукты в продуктовом магазине, может помочь человеку найти их раньше.

Исследования также показывают, что разговор с самим собой во время занятий спортом может принести пользу, в зависимости от того, как человек говорит с самим собой и что он говорит.

Например, разговор с самим собой в мотивационном или учебном ключе может повысить производительность. Однако, хотя негативный разговор с самим собой может повысить мотивацию в спорте, он может не улучшить результаты.

Есть три категории разговоров с самим собой, которые различаются в зависимости от тона голоса. К ним относятся:

  • Положительный внутренний диалог: Поощряет и укрепляет положительные убеждения о человеке. Участие в позитивном разговоре с самим собой может уменьшить беспокойство и улучшить концентрацию и внимание.
  • Отрицательный внутренний диалог: Обычно включает критический и обескураживающий диалог.
  • Нейтральный разговор с самим собой: Этот тип разговора с самим собой не является ни позитивным, ни негативным. Люди могут использовать его, чтобы сами давать инструкции, а не подкреплять или поощрять определенное убеждение или эмоцию.

Люди также могут называть разговор с самим собой открытым и скрытым разговором с самим собой. Открытая речь — это направленная на себя речь, которую могут услышать другие люди. Скрытый разговор — это речь, которая происходит внутри, и которую никто другой не может услышать, например, произнося речь в рот, а не говоря вслух.

Существует несколько причин, по которым человек может говорить с собой, в том числе:

Регулирование эмоций

Разговор с самим собой может помочь регулировать и обрабатывать эмоции. Например, если человек говорит о себе, что нервничает или злится, это может помочь ему, если:

  • сосредоточить свое внимание на том, чтобы улучшить свои нервы или гнев
  • контролировать свои эмоции
  • подумать о том, как реагировать на свои чувства в этот момент момент

Уменьшение беспокойства

Исследование, проведенное в 2014 году, предполагает, что людям с тревогой, в том числе социальной тревогой, полезно разговаривать с самим собой.

Исследователи обнаружили, что люди, говорящие о себе в третьем лице, могут дистанцироваться от своих неприятных чувств и обрабатывать, регулировать и анализировать эти эмоции, чтобы уменьшить тревогу. Участие в разговоре с самим собой может также уменьшить тревогу после стрессовых событий.

Если разговор с самим собой мешает жизни человека, есть способы уменьшить такое поведение.

Запись разговора с собой в дневнике может помочь человеку перенести мысли из головы, организовать мыслительный процесс и справиться со стрессом и беспокойством.

Ведение журнала может помочь людям определить повседневные ситуации, которые заставляют их говорить с самим собой, и лучше понять, что может вызвать эти сценарии в будущем.

Практика переключения разговора с самим собой на внутренние мысли, когда они возникают, или использование речи вместо ее озвучивания также может уменьшить разговор с самим собой.

Люди могут обнаружить, что их разговор с самим собой влияет на их психическое здоровье, если они настроены негативно и самокритикуют, когда разговаривают сами с собой.

В таких ситуациях им следует поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы найти способы повысить самооценку и настроить разговор с самим собой, чтобы сосредоточиться на том, чтобы быть более позитивным и ободряющим.

Шизофрения

Если человек говорит сам с собой как часть галлюцинации, ему следует обратиться за помощью к медицинскому работнику. Разговоры с самим собой и галлюцинации могут указывать на состояние психического здоровья, например на шизофрению.

Больной шизофренией может испытывать изменения в поведении и мыслях, такие как галлюцинации или бред. Галлюцинации заставляют человека видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус или чувствовать вещи, которые не являются частью окружающего мира и присутствуют только в его сознании.

Слышать голоса и реагировать на них — распространенная галлюцинация при шизофрении. Эти голоса и ощущения кажутся реальными тому, кто их испытывает. Медицинские работники утверждают, что мозг реагирует на эти голоса так же, как если бы они разговаривали с реальным человеком.

Больные шизофренией также могут уйти от мира, потеряв интерес к повседневному общению с друзьями и семьей и с трудом выражая эмоции.

Для большинства людей разговор с самим собой является нормальным поведением, которое не является признаком психического расстройства.

Разговор с самим собой может иметь некоторые преимущества, особенно в повышении производительности в задачах визуального поиска. Это также может помочь понять более длительные задачи, требующие выполнения инструкций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *