Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нравственная мотивация это: Духовно- нравственная мотивация и воспитание личности

Духовно- нравственная мотивация и воспитание личности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Духовно- нравственная мотивация и воспитание личности
Труфакина Н.М.- преподаватель

Хабаровского технического колледжа


Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины, и судьбе живущего рядом человека. Тиражируемые на всю страну, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психическому здоровью человека. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась одновременно, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время «смяты» нравственные ориентиры и подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Но не все потеряно, человек — существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живет человек, в которой происходит его становление и развитие. Подрастающее поколение всегда находится в том окружении, которое формирует своими законами государство, традициями семья, обычаями и идеалами детско-юношеские коллективы, трудовые коллективы, которые закладывают основы мировоззрения и отношения человека к себе, миру в целом и мотивируют человека, мотивируют к духовному становлению.

Но автоматизма к получению положительного результата в этом процессе нет. Все значительно сложнее, иногда человеку нужно прожить целую жизнь, что бы обрести веру в себя, людей, общество. Актуальность проблемы воспитания связана со следующими четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников, сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, формирующееся в повседневном поведении человека, его отношении к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм и последствиях данного поступка для окружающих людей. Знать нормы поведения недостаточно для того чтобы им следовать.

На мой взгляд, и исходя из имеющегося опыта, правильное поведение должно формироваться посредством «тренинговых мероприятий», чтобы каждая клеточка организма была «пропитана» определенным навыком ситуативного поведения с основами духовности и нравственности.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание (образование) — это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение человеком правилами и нормами поведения в социуме.

Духовно-нравствнное воспитание (образование) — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Это всегда живая практика, ежедневно, ежечасно. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что процесс этот длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, их нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. И в тоже время нужно четко понимать, что этот процесс не может происходить сам по себе, если не будет присутствовать мотивация личности в её самореализации и самосовершенствовании. Без названного выше затухание процесса самосовершенствования будет обеспечено. Такое «затухание» мы наблюдаем сейчас в нашем обществе.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий, в том числе мотивации по формированию мировосприятия и соответствующего поведения личности.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя и ученика, определяющимся ясность духовно- нравственных воззрений. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

К сожалению, двойные нормы морали сегодняшнего дня этому не способствуют, а вернее сказать разрушают то, что было достигнуто тяжелым трудом педагогов и родителей в раннем детстве. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь. Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Но в годы «гонки» за материальными ценностями, в условиях рыночных отношений все больше и больше мотивируются человеческие пороки, нежели его добродетели. Мотивация добродетелей требует их оценки обществом, вернее сказать, их востребованности обществом. Образованный человек — это человек имеющий духовно- нравственный образ в своей душе.

Таким образом, духовно — нравственное воспитание — это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», — говорил Аристотель.

Гегель сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». А это происходит в том случае, если человек идет по пути духовно- нравственного развития и у него есть Учитель, ведущий его по этому пути.

Есть два «входа» во внутренний мир человека: путем формирования знаний о мире и человечестве и путем изменения поведения или точки зрения человека на тот или иной поступок.

Из этого следует, что суть духовно- нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоении ею знаний, идей, опыта общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений ( поведения) к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые человек включается в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности, немаловажный фактор имеет личный пример, отсутствие двойных стандартов (норм).

Корнем слова «образование» является « образ». С точки зрения нашей традиции — это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствовать раскрытию этого образа в жизни человека.  Не стоит смотреть на религию как на прошлое человечества, опорой христианского воспитания являются:



  1. Физическое воспитание — одно из составляющих гармоничного сочетания духовного и физического развития личности.


  2. Воспитание характера как «духовной крепости» связано с воспитанием умения отдавать себе отчёт и оценивать различные проявления воли и чувств, способности разумно и трезво пользоваться даром свободы.

  3. Социальное воспитание личности связано с развитием чувства ответственности за себя, других людей, мир в целом. С первым социальным опытом связано умение подчинять свои интересы интересам других людей. Вот почему так важно приучать детей к осознанной дисциплине. Дисциплина – важный инструмент в воспитании послушания – не только в значении « послушности», но в истинно духовном понимании.

4. Интеллектуальное воспитание направлено на развитие инициативы ума, творческих сил, раскрытие всесторонних сторон разума как Дара Божьего.

5. Трудовое воспитание — опора православного воспитания в целом. Важнейшие понятия христианской жизни могут быть уяснены через труд, терпение, послушание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело. Ребёнок на собственном опыте должен понять, что в основе жизни человека лежит труд. Труд не только физический, но и умственный, вся учебная деятельность.

6. Эстетическое воспитание в итоге ведёт человека к красоте, развивает способность воспринимать образ мира и человека как Божьего творения. Самая возвышенная красота – красота милосердной души.

Семья на Руси всегда укрепляла и растила поколения русского народа. Ею принято было гордиться и на нее надеяться. Одно из самых ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской истории, «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах дает своим сыновьям прекрасные нравственные советы:

Скачать 49,87 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Нравственное измерение человеческого бытия

Нравственное измерение человеческого бытия
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Нравственное измерение человеческого бытия
Роль смысла жизни в организации жизненного пути
Онтологическая идентичность личности
Все страницы

Страница 1 из 3

Веселова Е. К.

Нравственная природа человека

Психология человеческого бытия, так активно развивающаяся сегодня (Брушлинский А.В., 2003; Знаков В.В., 2010; 2013) основывается на традиционном для отечественной психологии субъектном подходе. При таком подходе субъектность человека охватывает не только деятельность, жизнедеятельность или даже жизнь, а гораздо более широкую сферу – существование человека в целом. Человек здесь выступает как субъект собственного бытия на всем протяжении своей жизни и во временной перспективе сам решает вопросы ответственности за существование его личности как сущности и после смерти. Это означает, по большому философскому счету, что человек несет ответственность не только за социо-биологическое, горизонтальное развитие своих индивидных, социально-личностных, индивидуально-творческих качеств, но и за «вертикальное», духовно-нравственное развитие, предполагающее наличие трансцедентного, духовного измерения бытия (Братусь Б. С., 1985; 2006).
Психологическое обращение к проблеме нравственных аспектов бытия предполагает анализ социальных и мировоззренческих сторон функционирования личности и сосредоточение на ее ценностных, нравственных, смысложизненных проблемах (Фромм Э., 1993). Очевидно, что эти категории соотносятся с нравственными идеалами личности.

Нравственная природа человека всегда являлась таинственной загадкой для мыслителей и философов. В ней усматривалось присутствие высшего божественного начала, указаниям которого человек считал себя обязанным следовать безусловно. На этапе пересмотра метафизического подхода к психическим явлениям в XIX‒ХХ вв. появился иной взгляд и на нравственность. В соответствии с этим взглядом, нравственные явления служат целям приспособления к жизни так же, как и приспособительное поведение животных. В результате методологической ориентации на эволюционную концепцию в исследованиях высших психических функций человека возникли соответствующие теории нравственности. Например, Г. Спенсер создал синтетическую теорию нравственности на основе эволюционной теории Дарвина. Но так как до этого никто не сомневался в том, что этические воззрения каждого человека всегда тесно связаны с его метафизическими взглядами, то Спенсеру пришлось разработать свою специальную философию и ответить на вопрос о назначении человека, о целях, к которым он должен стремиться в своей жизни и деятельности. Поэтому Спенсер, прежде чем заняться разработкой этических вопросов, должен был сначала решить метафизические вопросы: что такое мир? как он произошел? какое место в нем принадлежит человеку? какое будущее ожидает человека? (Фурманов Р.Ю., 1991). Наиболее распространенным сегодня в психологии концепциям эволюционного гуманизма соответствует социобиологическая этика, в которой нравственность является системой регуляции поведения, созданной определенными эволюционными процессами. Предполагается, что характер поведения людей в процессе взаимодействия между собой должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить продолжению жизни, в первую очередь жизни индивидуума, и во вторую – той группы, к которой принадлежит этот индивидуум. Общей целью жизни людей является выживание генов, эволюция генофонда (Айронс У., 2001).
В психологии состояния готовности к определенному способу действий, в том числе в моральной сфере, называются по-разному: диспозиции личности, жизненная позиция, направленность интересов, ценностная ориентация, социальная установка, субъективное отношение, доминирующая мотивация, субъективный смысл, придаваемый действиям и т.д. (В.А. Ядов, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.).
В психологии существует различение понятий «нравственность» и «мораль», связанное с разграничением областей изучения, в то время как в философии и этике эти термины обозначают одну и ту же область. Мораль в психологии рассматривается как совокупность норм поведения, принятых в определенном социуме, призванных управлять социальным взаимодействием людей. Моральная регуляция поведения выступает как внешняя мотивация поведения личности в социуме и рассматривается как внешний регулятор.
Под нравственностью, нравственной регуляцией поведения понимается внутренняя регуляция на основе совести, а мотивация принятия решения в ситуации морального выбора на основе «голоса» совести называется внутренней мотивацией. Решения, принимаемые по внутренним мотивам, по велению совести, соответствуют внутренним, не всегда осознанным глубоким убеждениям личности и могут противоречить каким-либо мнениям и нормам социума.
Этимологический анализ понятий «нравственность» и «мораль» показывает, что во всех языках они обозначают одну и ту же область должного отношения людей друг к другу, соответствующую онтологической природе человека, ведь человек живет в сообществе людей. Со временем термин «нравственность» приобрел психологический смысловой оттенок того, что присуще личности, индивидуальности, а также позитивный оттенок признания всеобщности общечеловеческих нравственных ценностей. Термин «мораль» имеет оттенок норм, присущих группе, социуму, которые могут иметь как позитивное, так и негативное значение и являются внешними по отношению к личности. Мораль социума, прежде всего, формирует абсолютные запреты и делает их нормой поведения, которой должны придерживаться люди, если они хотят быть моральными и участвовать в социальных процессах. Нормы морали указывают границы, за пределами которых поведение перестает быть моральным и оказывается внеморальным (когда человек просто не знаком с нормами) или аморальным (игнорирующим известные нормы). Что касается позитивных норм-повелений, то они требуют, во-первых, активности со стороны субъекта нравственности – действующей личности, а во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благоразумным, быть порядочным, быть милосердным и т. д. Диапазон понимания этих призывов может быть очень широк. Поэтому моральные нормы – это в первую очередь запреты и лишь потом – призывы к позитивному нравственному поведению.
Б.Г. Ананьев указывал на междисциплинарный и многоплановый характер морально-нравственной регуляции поведения: «…имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе» (Ананьев Б.Г., 1968, с. 299‒300).
Проблема нравственной регуляции поведения заключается еще и в том, что на индивидуальном уровне бытия человека способы и средства его поведения в той, или иной жизненной ситуации морального выбора не содержатся в готовом виде в общечеловеческом опыте и не являются однозначными для всех. Субъект бытия выступает в качестве агента образа жизни своего более широкого социального окружения и той, более узкой референтной группы, которую он представляет. Как полагает В.В. Знаков, «познающий и понимающий ситуации человеческого бытия субъект – это одновременно и уникальный человек, и универсальный представитель человеческого рода. Он потенциально воплощает в себе группу, содружество эмпирических субъектов. …<…>…Понимающее бытие базируется на общей платформе принимаемых определенными группами людей норм, ценностей, смыслов» (Знаков В.В., 2010, с. 256). Это означает, что субъект бытия является носителем определенной модели нравственного сознания, в которой представлено три уровня: общечеловеческий, социокультурный и индивидуальный. Учет нерасторжимой связи этих трех аспектов при анализе нравственного сознания представляют собой те исходные основания, на которых строится здание человеческой культуры и формирование нравственной личности в универсальном «антропологическом» смысле слова. Однако каждый из этих трех уровней нравственного сознания имеют разный статус и разную степень научного и философского осознания человеческим сообществом.
Нравственное сознание по своей сути – сознание «надличное» и предполагает способность человека подняться над своими сугубо личными интересами, в каком-то смысле отказаться от самого себя. С другой стороны через это самоограничение происходит обретение человеком себя, но уже в качестве представителя той, или иной группы, социума, и, в том числе, как «человека вообще». На каждом из этих уровней могут существовать свои нравственные (или моральные) законы, которые могут и противоречить друг другу в рамках единого индивидуального нравственного сознания конкретного человека и это может происходить неосознаваемым образом.
Иррациональность феномена морали отмечается многими философами (Дробницкий О.Г., 1998). Бессознательное стремление к трансцендентному, тоска по высшему благу, по чистой идее добра связаны с нравственными исканиями человека и нарушают спокойствие его духа. С позиций этой высшей трансценденции отдельный человек может быть прав, поступая вопреки общепринятой социальной норме, или может оказаться виновником негативного события, даже если следует во всем диктату социально заведенного порядка. Универсализм морали связан с выяснением соотношения универсального нравственного закона (в качестве которого выступают нравственные законы религиозных или метафизических систем), морального закона социума и индивидуального закона совести индивидуальности в пространстве конкретных локальных культур.
Существует общепринятое научное определение нравственности как системы регуляции поведения, содержащей: 1) убеждения о сущности (смысле жизни, назначении) людей в мире; 2) представления о «добре» и «зле»; 3) правила поведения, «что следует и чего не следует делать» (Nowell-Smith P.H., 1967).
Соответственно, непосредственные правила поведения (моральный закон), которые выбирает человек, зависят от его мировоззрения, смысла жизни, взглядов на мир, на человека, его назначение в мире. С другой стороны, философы и этики указывают на два возможных источника происхождения морального закона и соответственно появления его в сознании человека. Один источник – внешний, возникающий в культурно-исторической среде в форме мировоззрения конкретного социума и предлагаемый личности для интериоризации. Другой источник – внутренний, иррациональный, неизменяемый, присущий от природы каждому человеку и данный ему в форме совести, имеющий название естественного нравственного закона. Соотношение этих двух моральных законов на уровне индивидуального сознания человека может быть различным. Они могут совпадать, а могут сильно различаться, и даже противоречить друг другу. То, что предлагает человеку социум в качестве обычного решения какой-либо стандартной ситуации морального выбора, он может отвергать в своей совести, т.е. чувствовать, что это плохо, несправедливо. А иногда решение по совести совпадает с моралью, принятой в обществе. Психологически этические категории «добра» и «зла» («хорошо» и «плохо»), человек осваивает в форме опыта переживаний в социально возникающих ситуациях морального выбора, и этот опыт становится внутренним субъективным опытом, как явление индивидуального сознания.
Внутренняя глубинная интегральная структура личности – совесть, исходно диктует человеку естественный нравственный закон и в этом смысле делает человека независимым от сообщества. Неповрежденная совесть позволяет человеку сохранить естественную нравственность в условиях повреждения нравственности сообщества (т. е. оставляет такую возможность).
Совесть как внутреннее ядро личности человека может приобретать свойства того идеала, на который устремлена свободная воля человека, соответственно, она может развиваться, либо деградировать. Она может развиваться и приобретать «вышеестественные» черты в том случае, если личность принимает высшие универсальные мировоззренческие духовные идеалы (например, идеал жертвенной любви), или, в случае устремления на идеалы другого свойства (например, «ты – мне, я – тебе»), совесть будет приобретать моральные принципы этих идеалов.
Психологический анализ поведения человека в ситуациях морального выбора показывает, что здесь важна зрелость индивидуального нравственного сознания человека, степень осознанности принятия тех или иных идеалов в контексте более широкой мировоззренческой системы. Возникает вопрос о личностной идентификации человека с теми, или иными идеалами, воплощающими в себе соответствующие этические и мировоззренческие принципы. Если субъект деятельности ставит цели деятельности, планирует, осознанно выбирает способы деятельности, то человек, как субъект бытия, погруженный в экзистенциальные проблем, не всегда осознанно и планово справляется со своими жизненными задачами. Э. Фромм полагает, что понимание мотивации поведения человека и прогнозирование принятия решения в ситуациях морального выбора, должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования (Э. Фромм, 1993). Потребность в системе ориентации и поклонения, как считает Фромм, очень глубока, и нет иного, более сильного, источника человеческой энергии. Человек не свободен в выборе «иметь или не иметь идеалы», но он свободен в выборе между разными идеалами: поклоняться ли разрушительным силам (злу) или разуму и любви (добру). Мировоззрение – это осознанная система взглядов личности на мир и на место человека в мире, она составляет результат достижения идентичности в онтологической сфере, которая включает принятие и переоценку системы базовых религиозны, и связанных с ними нравственных убеждений. Оно является осознанной частью идентичности личности.


Предыдущая — Следующая >>


Симпатия: основа моральной мотивации | Вэй Сян

Основа нравственного поведения, основанная на присущих нам эмоциях.

Фото Shoeib Abolhassani на Unsplash

Когда я изучаю моральную философию, вопрос «Почему мы поступаем и ведем себя нравственно?» не давал покоя мне с тех пор, как я взял в руки свою первую книгу по этике.

На Западе нас познакомили с различными нормативными теориями о том, что мы должны и чего не должны делать. Одна доминирующая традиция мысли утверждает, что мораль и моральная мотивация мотивированы разумом, нашими рациональными способностями. Этот лагерь часто называют рационализм .

Конечно, этические кодексы могут быть получены из систем причин. Знаменитый категорический императив Канта о том, что мы должны относиться к человечеству как к цели, вытекает из разумного аргумента.

Но этические кодексы и моральные мотивы — это разные вещи. Нормативная этика предоставляет нам «этический компас», чтобы ориентироваться в суровых условиях морали. Его цель состоит в том, чтобы упростить для нас трудные моральные решения, хотя часто он делает обратное. Он говорит нам, что мы должны или не должны делать.

Он также предоставляет нам «инструментарий оценки» для оценки действий. Это должно помочь нам решить, является ли действие морально предосудительным или похвальным.

В технических терминах мы называем «этическим компасом» деонтический вердикт , а «инструментарий оценки» оценочным свойством (этической теории).

Моральная мотивация относится к внутренней причине, по которой мы ведем себя нравственно. Часто наша мотивация действовать определенным образом не имеет ничего общего с нормативностью или моралью. Возьмите простой акт пожертвования денег кому-то на улице.

На вопрос, почему кто-то жертвует свои сбережения случайному незнакомцу, немногие на самом деле ссылаются на этические теории. Ни один здравомыслящий человек не стал бы пространно оправдывать свою деятельность, используя принципы утилитаризма или кантовский категорический императив.

Самый распространенный и разумный ответ, скорее всего, будет: «Я просто хотел помочь» или «Мне было жаль этого человека».

Таким образом, есть различие. Моральная мотивация отслеживает «общую и разумную реакцию», в то время как нормативные теории часто представляют собой постфактум оценку действий. Очень редко эти нормативные теории дают нам фундаментальные основания для того, чтобы действовать нравственно.

Что лежит в основе моральной мотивации? Или, скорее, что побуждает нас поступать нравственно?

Помимо нормативных и метаэтических теорий, этим вопросом должны заниматься и моральные философы. Потому что каким бы элегантным или систематическим ни было наше объяснение морали, оно никогда не будет полным, если не будет состоять из надлежащей теории моральной мотивации. Другими словами, неважно, может ли этическая теория правильно судить о поведении или действиях, если она не может объяснить, почему люди ведут себя именно так.

Есть несколько школ мысли, которые объясняют это. Здесь мы рассмотрим одну традицию конкретно. Это охватило время и культуру; можно сказать, безграничный и вневременной: нонкогнитивизм.

Моральный нонкогнитивизм, вкратце, представляет собой идею о том, что моральные мотивы (и суждения) не являются единственным продуктом рационального разума. Это означает, что моральное поведение и анализ — это нечто большее, чем абстракция, идеализация и мышление. Важно отметить, что здесь задействована человеческая психология — эмоции и интуиция.

Одним из основателей этой школы мысли является шотландский философ Дэвид Юм, чьи знаменитые строки гласят:

«Разум есть и должен быть только рабом страстей».

В отличие от рационалистов, Юм считает, что нравственность возникает из наших страстей. Страсти, грубо говоря, относятся к нашим эмоциям и желаниям. Главное, они иррациональны.

Тогда можно было бы спросить, как можно было бы вести себя нравственно, если бы все представления о нравственности исходили из его страстей? В самом деле, если бы нравственное поведение регулировалось только нашими страстями, стали бы мы прибегать к нашим порокам для удовлетворения наших непосредственных желаний?

Разве вор не стал бы красть, чтобы удовлетворить свое желание разбогатеть? Разве нельзя закрывать глаза на благотворительность из-за эгоизма?

Конечно, такое мнение пессимистично. Но не легкомысленно спрашивать, как нравственность развивается из одних только эмоций.

Ответ Юма на это — симпатия. Конечно, у людей есть низменные желания, которые, если их не контролировать институционально, приведут к хаосу. Но люди также обладают хорошими желаниями. Желание покоя и удовольствий, например, хорошо. И поскольку мы наделены необходимыми биологическими импульсами для формирования социальных групп, мы способны распространять эти благие желания на других.

Юм называет это симпатией. Поскольку мы желаем себе добра и желаем разделить эти желания с другими, нравственное поведение может развиваться естественным образом с течением времени.

Нонкогнитивизм Юма интересен тем, что подобная теория была предложена и аргументирована более чем за 1800 лет до него. Мало того, эта теория была разработана в совершенно другой культуре.

Мэнцзы (или Мэн-цзы) был китайским философом, известным своей моральной психологией. В свое время Менгзи уже было любопытно, откуда берет начало моральное поведение. Но в отличие от западной, китайская философия не видела строгой дихотомии между причинами и страстями. Было принято рассматривать их как объединенную способность, обусловленную сердцем-разумом (心 9).0009 xin ).

Китайская философия малопонятна для многих из нас, но моральная психология Мэнцзы на удивление доступна, несмотря на то, что она устарела.

Менгзи утверждает, что все люди обладают четырьмя основными эмоциями, которые он называет «четырьмя ростками 四端». Это чувство симпатии/сострадания 恻隐, стыда/отвращения 羞恶, благоговения/уважения 辞让 и правильного и неправильного 是非. Я остановлюсь только на первом: сочувствие или сострадание .

Интересно посмотреть, как Мэнцзы считает сочувствие моральной основой, пожалуй, самой важной добродетели конфуцианства — доброжелательности. Чтобы оправдать это, он предлагает нам подумать о сценарии: ребенок падает в колодец.

… предположим, кто-нибудь вдруг увидит ребенка, который вот-вот упадет в колодец: у любого в такой ситуации возникнет чувство тревоги и сострадания — и не потому, что он хочет ладить с родителями ребенка, не потому, что он хочет славы среди соседей и друзей, а не потому, что не нравится звук детского плача. — Mencius, 2A:6

Трудно отрицать, что нам или людям вокруг нас не хватает этого врожденного эмоционального импульса, чтобы помочь тем, кто в опасности. Теперь Мэнцзы не думает, что наши врожденные симпатии достаточно , чтобы побудить нас действовать нравственно, но они необходимы .

Следовательно, моральная теория Мэнцзы утверждает, что мы должны развивать моральное поведение на основе этих четырех эмоций.

Теории Менгзи и Юма о моральной мотивации интересны тем, что они, по-видимому, выдержали испытание временем. Многое из того, что каждый из них предложил, было подхвачено современной психологией. Короче говоря, их теории по-прежнему актуальны.

В книге современного морального психолога Джонатана Хайдта The Righteous Mind , он, как и Менгзи, утверждает, что моральные мотивы сопровождаются различными «характерными эмоциями». Он классифицирует их по пяти широким категориям: сострадание, гнев, гордость, уважение и отвращение (сравните их с «четырьмя ростками» Менгзи). Это означает, что нормативные теории, касающиеся моральных вопросов вреда и заботы, часто связаны с чувствами сострадания и сочувствия.

Почему мы инстинктивно заботимся о других? И почему мы считаем, что причинять вред другим аморально? Потому что мы испытываем определенное сочувствие к тем, о ком мы заботимся, и к жертвам, которым причинили вред.

Между тремя моральными философами есть много поразительного сходства. Несмотря на то, что они разделены временем и культурой, они, по сути, выступали за схожие вещи. Я думаю, что наиболее примечательным из всего этого является то, что мораль не может существовать без аспектов психологии.

Однако все трое мыслителей считали, что мораль — это нечто большее, чем просто сочувствие. Действительно, Юм, Менгзи и Хайдт — все плюралисты. Это означает, что они верят, что существует более одной моральной эмоции, обеспечивающей основу нашей моральной мотивации.

Я решил обсудить симпатию (сострадание), потому что она присутствует во всех трех философиях. Это не значит, что другие моральные эмоции важны.

Кроме того, они не против институционализированной морали (Юм называет это «искусственной добродетелью»). Даже если они думают, что мораль не познавательна, что мораль может быть приобретена естественным путем, это не означает, что моральное поведение, приобретенное через дисциплину и культуру, хуже.

Я думаю, что самое мощное послание, которое дают нам все три мыслителя, таково: забудьте о морали, просто будьте более сочувствующими.

Моральную психологию Мэнцзы я более подробно обсуждал в предыдущей статье. Найдите его здесь:

В чем заключается доброта человечества?

Почему Менгзи считает, что человеческая природа хороша.

theapeiron.co.uk

Моральная мотивация — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание заблокировано

    1

    Интернализм и экстернализм

  • содержимое заблокировано

    2

    Последствия

  • контент заблокирован

    3

    Разум и желание

  • содержание заблокировано

    4

    Объяснение и обоснование

  • содержание заблокировано

    5

    Эгоизм и корысть

  • контент заблокирован

    6

    Альтруизм и симпатия

  • содержание заблокировано

    7

    Мотивы, зависящие от принципа

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Уоллес, Р. Джей

DOI

10.4324/9780415249126-L055-1

DOI: 10.4324/9780415249126-L055-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/статьи/тематические/морально-мотивация/v-1


Вопросы о возможности и природе нравственной мотивации занимают центральное место в истории этики. Однако философы расходятся во мнениях относительно той роли, которую исследования мотивации должны играть в более широком предмете этической теории. Эти разногласия проявляются в споре о том, обязательно ли моральная мысль мотивирует: «интерналисты» утверждают, что это так, «экстерналисты» это отрицают.

Разногласия между экстерналистами и интерналистами отражают принципиальное различие в том, как понимается предмет этики: экстернализм исходит из точки зрения, что этика в первую очередь касается истинности теорий, истолковываемых как наборы предложений, в то время как интерналисты рассматривают мораль как набор принципов, призванных направлять практические обсуждения отдельных агентов. Интерналисты интерпретируют вопросы объективности в этике как вопросы практического разума, об авторитете моральных принципов, регулирующих нашу деятельность. Здесь разногласия сосредоточились на том, должен ли авторитет практических принципов для данного агента основываться на предшествующих желаниях этого агента, или вместо этого практический разум может породить новые мотивы.

Есть также важные вопросы о содержании моральных мотивов. Нравственная теория должна помочь нам понять тот факт, что людей часто побуждают поступать правильно, определяя основной мотив нравственного поведения, который является одновременно широко распространенным и понятным, в качестве серьезного источника причин. Философы объясняют моральную мотивацию с точки зрения личного интереса, симпатии и стремления более высокого порядка действовать в соответствии с моральными принципами. Но каждый из этих подходов сталкивается с трудными проблемами. Могут ли эгоистические объяснения отразить отличительный характер моральной мотивации? Может ли беспристрастное сочувствие быть интегрировано в реалистическую систему человеческих целей? Можем ли мы понять отзывчивость на моральный принцип как естественный человеческий стимул?

Поделиться

Загрузка содержимого

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Уоллес, Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *