Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями: Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах

Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах

Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите

цифры, под которыми они указаны.
 
1)     Объективные противоречия социальных конфликтов обуслов-
лены явлениями и процессами, зависящими от воли и созна-
ния людей.
2)     Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к
компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный кон-
фликт внутрь.
3)     Одним из условий возникновения социального конфликта мо-
гут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4)     Социальный конфликт — это высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, соци-
альных институтов, обществе в целом.
5)     Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной
системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
 

ответы

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

ГИА

ОГЭ

Юмор

Олимпиады

похожие вопросы 5

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 7 Вопрос 9 Найдите значение выражения.

Привет…Не могу справиться с ответом на такой вопрос…может кто поможет, а?
Найдите значение выражения 3-15 : 48-17 ∙ 16-16. (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.Семенов А.В.11 класс

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 7 Вопрос 10 Найдите значение выражения.

Найдите значение выражения  (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.11 классСеменов А.В.

Вариант 1. С-51. № 1. ГДЗ Алгебра 7 класс Звавич. помогите найти значения алгебраических дробей

 Найдите значения алгебраических дробей   при соответствующих значениях х и заполните таблицу: (Подробнее…)

ГДЗАлгебра7 классЗвавич Л.И.

Помогите найти юридические факты. Вариант 1. Часть 1. Задание 18. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова.

 Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые
являются событиями. Запишите цифры, под которыми они (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеЕГЭ11 классКоролькова Е.С.

Вариант 2. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о гендере

 Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1)     Понятие «гендер» не связано с (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеЕГЭ11 классКоролькова Е.С.

Социальный конфликт презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Социальный конфликт


Слайд 2
Текст слайда:

Социальный конфликт

тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями
Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов..


Слайд 3
Текст слайда:

Консенсус

— это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.


Слайд 4
Текст слайда:

Виды

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.


Слайд 5
Текст слайда:

Негативные последствия

дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации;
неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации;
враждебность и агрессивность поведения, недоверия к руководству и окружающим;
ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;


Слайд 6
Текст слайда:

Позитивные последствия конфликта

инициирование изменений, обновления, прогресса;
артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов;
мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем;
формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;


Слайд 7
Текст слайда:

Задания


Слайд 8
Текст слайда:

1. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
 
1) Объективные про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­ных кон­флик­тов обу­слов­ле­ны яв­ле­ни­я­ми и процессами, за­ви­ся­щи­ми от воли и со­зна­ния людей.
2) Если все кон­флик­ту­ю­щие сто­ро­ны про­яв­ля­ют склон­ность к компромиссу, то это не разрешает, а за­го­ня­ет со­ци­аль­ный кон­фликт внутрь.
3) Одним из усло­вий воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут стать раз­ли­чия в цен­но­стях про­ти­во­бор­ству­ю­щих сторон.
4) Социальный кон­фликт — это выс­шая ста­дия раз­ви­тия про­ти­во­ре­чий в си­сте­ме от­но­ше­ний людей, со­ци­аль­ных групп, со­ци­аль­ных институтов, об­ще­стве в целом.
5) Социальный кон­фликт предот­вра­ща­ет око­сте­не­ние со­ци­аль­ной системы, от­кры­ва­ет до­ро­гу новым фор­мам — инновациям.


Слайд 9
Текст слайда:

2. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
 
1) Социальные кон­флик­ты могут про­те­кать толь­ко в форме граж­дан­ских войн.
2) Конфликты могут ока­зы­вать по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на общество.
3) Одним из спо­со­бов раз­ре­ше­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та яв­ля­ют­ся вза­им­ные уступ­ки про­ти­во­бор­ству­ю­щих сторон.
4) Все со­ци­аль­ные кон­флик­ты вы­зва­ны эко­но­ми­че­ски­ми причинами.
5) Причиной со­ци­аль­но­го кон­флик­та все­гда вы­сту­па­ют объ­ек­тив­ные обстоятельства.


Слайд 10
Текст слайда:

3. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
 
1) По­след­ствия со­ци­аль­ных кон­флик­тов могут быть толь­ко негативными.
2) Со­ци­аль­ные кон­флик­ты стали воз­ни­кать в об­ще­стве толь­ко с по­яв­ле­ни­ем государства.
3) Ос­но­ва­ни­ем для клас­си­фи­ка­ции со­ци­аль­ных кон­флик­тов может вы­сту­пать их длительность.
4) Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда воз­ни­ка­ют по эко­но­ми­че­ским причинам.
5) Со­ци­аль­ный кон­фликт – это спо­соб вза­и­мо­дей­ствия индивидов, общностей, со­ци­аль­ных институтов.
6) Пер­вой ста­ди­ей со­ци­аль­но­го кон­флик­та яв­ля­ет­ся скры­тая стадия, на ко­то­рой про­ти­во­ре­чия между участ­ни­ка­ми кон­флик­та ещё не осознаются.


Слайд 11
Текст слайда:

4. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Социальные конфликты происходят только в социальной сфере общественной жизни.
2) Социальный конфликт отражает противоречие интересов различных социальных групп.
3) Государство может выступить в роли арбитра для сторон социального конфликта.
4) Социальные конфликты могут быть спровоцированы политикой государства.
5) Все социальные конфликты протекают в явной форме.


Слайд 12
Текст слайда:

5. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений.


Слайд 13
Текст слайда:

6. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными.
2) В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества.
4) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленные друг против друга.
5) Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации.


Слайд 14
Текст слайда:

7. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.
2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.
4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.
5) Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон.


Слайд 15
Текст слайда:

8. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений.


Слайд 16
Текст слайда:

9. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
 
1) В основе социального конфликта лежат противоречия между социальными группами.
2) Социальные конфликты существуют в любом обществе.
3) Предметом социального конфликта являются объективные обстоятельства, при которых возникает конфликт.
4) Социальные конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции.
5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению социальной системы.


Слайд 17
Текст слайда:

10. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.
2) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.
3) Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.
4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.
5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.


Скачать презентацию

1.2 Социологические взгляды на социальные проблемы

Цели обучения

  1. Дайте определение социологическому воображению.
  2. Объясните, что подразумевается под убеждением об обвинении жертвы.
  3. Обобщите наиболее важные убеждения и предположения функционализма и теории конфликта.
  4. Обобщите наиболее важные убеждения и предположения символического интеракционизма и теории обмена.

Социологическое понимание социальных проблем в значительной степени опирается на концепцию социологическое воображение . Мы обсудим эту концепцию более подробно, прежде чем обратиться к различным теоретическим взглядам, которые обеспечивают дополнительный контекст для понимания социальных проблем.

Социологическое воображение

Многие люди лично сталкиваются с одной или несколькими социальными проблемами. Например, многие люди бедны и безработны, у многих слабое здоровье, у многих проблемы в семье, они злоупотребляют алкоголем или совершают преступления. Когда мы слышим об этих людях, легко подумать, что их проблемы принадлежат только им и что они и другие люди с такими же проблемами полностью виноваты в своих трудностях.

Социология придерживается другого подхода, подчеркивая, что индивидуальные проблемы часто коренятся в проблемах, вытекающих из аспектов самого общества. Это ключевое понимание помогло К. Райту Миллсу (1959) (Mills, 1959) провести классическое различие между личными проблемами и общественными проблемами. Личные проблемы относятся к проблемам, затрагивающим отдельных лиц, в которых пострадавший человек, а также другие члены общества обычно винят собственные личные и моральные недостатки человека. Примеры включают такие различные проблемы, как расстройства пищевого поведения, развод и безработица. Общественные проблемы , источник которых лежит в социальной структуре и культуре общества, относятся к социальным проблемам, затрагивающим многих людей. Таким образом, проблемы в обществе помогают объяснить проблемы, с которыми сталкиваются люди. Миллс считал, что многие проблемы, обычно считающиеся личными проблемами, лучше всего понимать как общественные проблемы, и он ввел термин социологическое воображение для обозначения способности оценивать структурную основу индивидуальных проблем.

Чтобы проиллюстрировать точку зрения Миллса, давайте воспользуемся нашим социологическим воображением, чтобы понять некоторые современные социальные проблемы. Начнем с безработицы, которую обсуждал сам Миллс. Если бы без работы было всего несколько человек, писал Миллс, мы могли бы разумно объяснить их безработицу тем, что они были ленивы, не имели хороших рабочих привычек и так далее. Если это так, то их безработица будет их личной проблемой. Но когда миллионы людей не имеют работы, безработица лучше всего понимается как общественная проблема, потому что, как отмечает Миллс (Mills, 1959), «сама структура возможностей рухнула. И правильная постановка проблемы, и спектр возможных решений требуют от нас рассмотрения экономических и политических институтов общества, а не только личного положения и характера отдельных лиц».

Когда всего несколько человек остались без работы, справедливо будет сказать, что их безработица — это их личная проблема. Однако, когда миллионы людей не имеют работы, как это было с начала экономического спада в 2008 году, эту массовую безработицу правильнее рассматривать как общественную проблему. Таким образом, его причины кроются не в безработных, а в экономических и социальных системах нашего общества.

Высокий уровень безработицы в США, вызванный серьезным экономическим спадом, начавшимся в 2008 году, служит наглядным примером того, что делал Миллс. Миллионы людей потеряли работу не по своей вине. Хотя некоторые люди, несомненно, являются безработными из-за лени или отсутствия хороших рабочих привычек, необходимо более структурное объяснение, сосредоточенное на отсутствии возможностей, чтобы объяснить, почему так много людей остались без работы. Если это так, то безработицу лучше всего понимать как общественную проблему, а не личную проблему.

Еще одной социальной проблемой являются расстройства пищевого поведения. Обычно мы рассматриваем расстройство пищевого поведения человека как личную проблему, которая возникает из-за отсутствия контроля, низкой самооценки или другой личной проблемы. Это объяснение может быть правильным, но оно не помогает нам понять, почему так много людей имеют личные проблемы, которые приводят к расстройствам пищевого поведения. Возможно, более важно то, что эта вера также игнорирует более крупные социальные и культурные силы, которые помогают объяснить такие расстройства. Например, большинство американцев с расстройствами пищевого поведения — женщины, а не мужчины. Это гендерное различие заставляет нас задаться вопросом, что такого в том, чтобы быть женщиной в американском обществе, расстройство пищевого поведения встречается гораздо чаще. Чтобы начать отвечать на этот вопрос, нам нужно обратиться к эталону женской красоты, подчеркивающему стройное тело (Boyd, et. al., 2011). Если бы этого культурного стандарта не существовало, гораздо меньше американских женщин страдали бы расстройствами пищевого поведения, чем сейчас. Поскольку он существует, даже если вылечить каждую девушку и женщину с расстройством пищевого поведения, их место займут другие, если только мы не сможем каким-то образом изменить этот стандарт. С этой точки зрения расстройства пищевого поведения лучше всего рассматривать как общественную проблему, а не только как личную проблему.

Подхватывая идеи Миллса, Уильям Райан (1976) (Ryan, 1976) указал, что американцы обычно думают, что социальные проблемы, такие как бедность и безработица, возникают из-за личных недостатков людей, испытывающих эти проблемы, а не из-за структурных проблем в более широком смысле. общество. Пользуясь терминологией Миллса, американцы склонны думать о социальных проблемах как о личных, а не общественных проблемах. Как выразился Райан, они склонны обвинять жертву, а не систему.

Чтобы помочь нам понять идеологию возложения вины на жертву, давайте рассмотрим, почему бедные дети в городских районах часто очень мало учатся в своих школах. По словам Райана, подход с обвинением жертвы будет означать, что родители детей не заботятся об их учебе, не могут научить их хорошим привычкам в учебе и не поощряют их серьезно относиться к школе. Он писал, что такое объяснение может быть применимо к некоторым родителям, но оно игнорирует гораздо более важную причину: печальное состояние городских школ Америки, которые, по его словам, переполнены, ветхие здания со старыми учебниками и устаревшими учебниками. оборудование. Чтобы улучшить школьное образование детей в городских районах, писал он, мы должны улучшить сами школы, а не просто пытаться «улучшить» родителей.

Как показывает этот пример, подход с обвинением жертвы указывает на решения социальных проблем, таких как бедность и неграмотность, которые сильно отличаются от тех, которые предлагает более структурный подход, обвиняющий систему. Если мы будем обвинять жертву, мы потратим наши ограниченные деньги на устранение личных недостатков людей, страдающих от бедности, неграмотности, плохого здоровья, расстройств пищевого поведения и других трудностей. Если вместо этого мы обвиняем систему, мы сосредоточим внимание на различных социальных условиях (ветхие школы, культурные стандарты женской красоты и т. п.), которые объясняют эти трудности. Социологическое понимание предполагает, что последний подход в конечном счете необходим, чтобы помочь нам успешно справляться с социальными проблемами, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Теоретические перспективы

Социологическое мышление по социальным проблемам руководствуются тремя теоретическими взглядами: функционалистская

теория, конфликтная теория и символическая интеракционистская теория. Эти точки зрения рассматривают одни и те же социальные проблемы, но делают это по-разному. Их взгляды, взятые вместе, предлагают более полное понимание социальных проблем, чем любой из взглядов в отдельности. Таблица 1.1 «Снимок теории» суммирует три точки зрения.

Таблица 1.1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения Взгляды на социальные проблемы
Функционализм Социальная стабильность необходима для сильного общества, а адекватная социализация и социальная интеграция необходимы для социальной стабильности. Социальные институты общества выполняют важные функции по обеспечению социальной стабильности. Медленные социальные изменения желательны, но быстрые социальные изменения угрожают общественному порядку. Социальные проблемы ослабляют стабильность общества, но не отражают фундаментальные недостатки в его структуре. Решение социальных проблем должно принимать форму постепенной социальной реформы, а не внезапных и далеко идущих изменений. Несмотря на их негативные последствия, социальные проблемы часто также выполняют важные функции для общества.
Теория конфликта Общество характеризуется повсеместным неравенством, основанным на социальном классе, расе, поле и других факторах. Необходимы далеко идущие социальные изменения, чтобы уменьшить или устранить социальное неравенство и создать эгалитарное общество. Социальные проблемы возникают из-за фундаментальных недостатков в структуре общества и одновременно отражают и усиливают неравенство, основанное на социальном классе, расе, поле и других аспектах. Успешное решение социальных проблем должно включать далеко идущие изменения в структуре общества.
Символический интеракционизм Люди создают свои роли в процессе взаимодействия; они не просто усваивают роли, которые общество определило для них. Когда происходит это взаимодействие, люди договариваются о своих определениях ситуаций, в которых они оказываются, и социально конструируют реальность этих ситуаций. При этом они в значительной степени полагаются на символы, такие как слова и жесты, чтобы достичь общего понимания своего взаимодействия. Социальные проблемы возникают в результате взаимодействия людей. Люди, практикующие социально проблемное поведение, часто учатся такому поведению от других людей. Люди также учатся своему восприятию социальных проблем от других людей.

Функционализм

Функционализм, также известный как функционалистская теория или перспектива, возник в результате двух великих революций восемнадцатого и девятнадцатого веков. Первой была Французская революция 1789 года., чье интенсивное насилие и кровавый террор потрясли Европу до основания. Аристократия по всей Европе опасалась, что революция распространится на их собственные земли, а интеллектуалы опасались, что общественный порядок рушится.

Промышленная революция девятнадцатого века усилила эти опасения. Начавшись сначала в Европе, а затем в Соединенных Штатах, промышленная революция привела ко многим изменениям, в том числе к подъему и росту городов, поскольку люди покидали свои фермы, чтобы жить рядом с заводами. По мере роста городов люди жили во все более бедных, скученных и дряхлых условиях, а преступность свирепствовала. Это было дополнительным свидетельством, если оно было нужно европейским интеллектуалам, разрушения общественного порядка.

В ответ интеллектуалы начали писать, что сильное общество, примером которого являются прочные социальные связи и правила и эффективная социализация, необходимо для предотвращения распада общественного порядка. Они предупреждали, что без сильного общества и эффективной социализации общественный порядок рушится, что приводит к насилию и другим признакам социального беспорядка.

Эта общая схема воплотилась в трудах Эмиля Дюркгейма (1858–1917), французского ученого, в значительной степени ответственного за социологическую перспективу, какой мы ее знаем сейчас. Принимая точку зрения консервативных интеллектуалов о необходимости сильного общества, Дюркгейм считал, что у людей есть желания, которые приводят к хаосу, если только общество не ограничивает их (Durkheim, 19). 52). Это происходит, писал он, посредством двух взаимосвязанных социальных механизмов: социализации и социальной интеграции. Социализация помогает нам усвоить правила общества и необходимость сотрудничества, поскольку люди в конечном итоге обычно соглашаются с важными нормами и ценностями, в то время как социальная интеграция или наши связи с другими людьми и социальными институтами, такими как религия и семья, помогает нам социализироваться и интегрироваться. нас в общество и укрепить наше уважение к его правилам.

Сегодняшняя функционалистская точка зрения вытекает из работ Дюркгейма и других консервативных интеллектуалов девятнадцатого века. Он использует человеческое тело как модель для понимания общества. В человеческом теле наши различные органы и другие части тела выполняют важные функции.0015 выполняет функции для постоянного здоровья и стабильности нашего тела. Наши глаза помогают нам видеть, наши уши помогают нам слышать, наше сердце обеспечивает циркуляцию нашей крови и так далее. Точно так же, как мы можем понять тело, описывая и понимая функции, которые его части выполняют для его здоровья и стабильности, мы можем понять и общество, описывая и понимая функции, которые его части — или, точнее, его социальные институты — выполняют для жизни. постоянное здоровье и стабильность общества. Таким образом, функционализм подчеркивает важность социальных институтов, таких как семья, религия и образование, для создания стабильного общества.

Эмиль Дюркгейм был основателем социологии, и ему в значительной степени приписывают разработку функционалистской точки зрения.

Подобно взглядам консервативных интеллектуалов, из которых он вырос, функционализм скептически относится к быстрым социальным изменениям и другим крупным социальным потрясениям. Аналогия с человеческим телом помогает нам понять этот скептицизм. В нашем организме любое внезапное, быстрое изменение является признаком опасности для нашего здоровья. Если мы сломаем кость в одной из наших ног, нам будет трудно ходить; если мы потеряем зрение обоими глазами, мы больше не сможем видеть. Медленные изменения, такие как рост наших волос и ногтей, прекрасны и даже нормальны, но внезапные изменения, подобные только что описанным, явно неприятны. По аналогии, внезапные и быстрые изменения в обществе и его социальных институтах неприятны с точки зрения функционализма. Если человеческое тело развилось до своей нынешней формы и функций, потому что это имело смысл с эволюционной точки зрения, то и общество эволюционировало до своей нынешней формы и функций, потому что это имело смысл. Таким образом, любые внезапные изменения в обществе угрожают его стабильности и будущему.

Как можно предположить из этих комментариев, функционализм рассматривает социальные проблемы как результат естественной эволюции общества. Когда социальная проблема действительно возникает, она может угрожать стабильности общества, но это не означает, что в обществе существуют фундаментальные недостатки. Соответственно, постепенная социальная реформа должна быть всем, что необходимо для решения социальной проблемы.

Функционализм даже предполагает, что социальные проблемы должны быть в некотором смысле функциональными для общества, потому что в противном случае эти проблемы не будут продолжаться. Это, конечно, спорное предположение, но верно то, что многие социальные проблемы действительно выполняют важные функции для нашего общества. Например, преступность является серьезной социальной проблемой, но она также полезна для экономики, поскольку создает сотни тысяч рабочих мест в правоохранительных органах, судах и исправительных учреждениях, в сфере домашней безопасности и в других секторах экономики, основная роль которых заключается в борьбе с преступностью. преступление. Если бы преступность исчезла, многие люди остались бы без работы! Точно так же бедность также является серьезной социальной проблемой, но одна из функций, которую выполняет бедность, заключается в том, что бедные люди выполняют работу, которая в противном случае могла бы не выполняться, потому что другие люди не захотели бы ее выполнять (Gans, 19). 72). Как и преступность, бедность также обеспечивает работой людей по всей стране, например, тех, кто работает в социальных службах, помогающих бедным.

Теория конфликтов

Во многих отношениях теория конфликтов противоположна функционализму, но по иронии судьбы также выросла из промышленной революции, во многом благодаря Карлу Марксу (1818–1883) и его сотруднику Фридриху Энгельсу (1820–1895). В то время как консервативные интеллектуалы опасались массового насилия в результате индустриализации, Маркс и Энгельс сожалели об условиях, которые, по их мнению, были ответственны за массовое насилие, и о капиталистическом обществе, которое, по их мнению, было ответственно за эти условия. Вместо того, чтобы опасаться разрушения общественного порядка, которое представляло собой массовое насилие, они считали, что революционное насилие необходимо для устранения капитализма и нищеты и страданий, которые они считали его неизбежными результатами (Маркс, 19).06; Маркс и Энгельс, 1962).

Согласно Марксу и Энгельсу, каждое общество делится на два класса по признаку собственности на средства производства (орудия труда, фабрики и т.п.). В капиталистическом обществе буржуазия , или господствующий класс, владеет средствами производства, тогда как пролетариат , или рабочий класс, не владеет средствами производства, а вместо этого угнетается и эксплуатируется буржуазией. Это различие создает автоматический конфликт интересов между двумя группами. Проще говоря, буржуазия заинтересована в сохранении своего положения наверху общества, в то время как интерес пролетариата состоит в том, чтобы подняться снизу и свергнуть буржуазию для создания эгалитарного общества.

В капиталистическом обществе, писали Маркс и Энгельс, революция неизбежна из-за структурных противоречий, вытекающих из самой природы капитализма. Поскольку прибыль является главной целью капитализма, интерес буржуазии заключается в максимизации прибыли. Для этого капиталисты стараются удерживать заработную плату как можно ниже и тратить как можно меньше денег на условия труда. Этот центральный факт капитализма, говорили Маркс и Энгельс, в конечном счете вызывает рост классового сознания или осознание причин своего угнетения среди рабочих. Их классовое сознание, в свою очередь, приводит их к восстанию против буржуазии, чтобы уничтожить угнетение и эксплуатацию, от которых они страдают.

Взгляд Маркса и Энгельса на конфликт, возникающий из-за неравных позиций, занимаемых членами общества, лежит в основе современной теории конфликта. Эта теория подчеркивает, что разные группы в обществе имеют разные интересы, вытекающие из их разного социального положения. Эти разные интересы, в свою очередь, приводят к разным взглядам на важные социальные вопросы. Некоторые версии теории укореняют конфликт в разделениях на основе расы и этнической принадлежности, пола и других подобных различий, в то время как другие версии следуют Марксу и Энгельсу, рассматривая конфликт, возникающий из-за различных позиций в экономической структуре. Однако в целом теория конфликта подчеркивает, что различные части общества вносят свой вклад в продолжающееся неравенство, тогда как функционалистская теория, как мы видели, подчеркивает, что они способствуют постоянной стабильности общества. Таким образом, в то время как функционалистская теория подчеркивает преимущества различных частей общества для постоянной социальной стабильности, теория конфликта отдает предпочтение социальным изменениям для уменьшения неравенства.

Карл Маркс и его соратник Фридрих Энгельс были яростными критиками капитализма. Их работа вдохновила более позднее развитие теории конфликта в социологии.

Феминистская теория развивалась в социологии и других дисциплинах с 1970-х годов и для наших целей будет рассматриваться как особое приложение теории конфликта. В данном случае конфликт касается гендерного неравенства, а не классового неравенства, подчеркиваемого Марксом и Энгельсом. Хотя существует множество вариаций феминистской теории, все они подчеркивают, что общество наполнено гендерным неравенством, так что женщины являются подчиненным полом во многих измерениях социальной, политической и экономической жизни (Lorber, 2010). Либеральные феминистки рассматривают гендерное неравенство как результат гендерных различий в социализации, в то время как марксистские феминистки говорят, что это неравенство является результатом подъема капитализма, который сделал женщин зависимыми от мужчин в плане экономической поддержки. С другой стороны, радикальные феминистки считают, что гендерное неравенство присутствует во всех обществах, а не только в капиталистических. Несколько глав этой книги посвящены взглядам феминистских социологов и других социологов.

Теория конфликта в ее различных формах рассматривает социальные проблемы как возникающие из присущего обществу неравенства. В зависимости от того, какая версия теории конфликта рассматривается, неравенство, способствующее возникновению социальных проблем, основывается на социальном классе, расе и этнической принадлежности, поле или каком-либо другом измерении общественной иерархии. Поскольку любое из этих неравенств представляет собой фундаментальный недостаток общества, теория конфликтов исходит из того, что для решения многих социальных проблем общества необходимы фундаментальные социальные изменения.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм фокусируется на взаимодействии людей и на том, как они интерпретируют свое взаимодействие. Его корни лежат в работах американских социологов, социальных психологов и философов начала 1900-х годов, которые интересовались человеческим сознанием и действиями. Герберт Блумер (1969) (Blumer, 1969), социолог из Чикагского университета, опирался на их труды, чтобы развить символический интеракционизм, термин, который он придумал. Опираясь на работу Блюмера, сторонники символического интеракционизма считают, что люди не просто усваивают роли, которые им отведено обществом; вместо этого они создают эти роли по мере взаимодействия. В ходе взаимодействия они согласовывают свои определения ситуаций, в которых они оказываются, и социально конструируют реальность этих ситуаций. При этом они в значительной степени полагаются на символы, такие как слова и жесты, чтобы достичь общего понимания своего взаимодействия.

Символический интеракционизм фокусируется на отдельных людях, таких как люди, разговаривающие здесь. Социологи, поддерживающие этот подход, исследуют, как и почему люди взаимодействуют, и интерпретируют значения их взаимодействия.

Примером является знакомый символ рукопожатия. В Соединенных Штатах и ​​многих других странах рукопожатие является символом приветствия и дружбы. Это простое действие указывает на то, что вы хороший, вежливый человек, с которым кому-то должно быть комфортно. Чтобы усилить важность этого символа для понимания взаимодействия, рассмотрим ситуацию, когда кто-то отказывается от рукопожатия . Это действие обычно задумано как знак неприязни или как оскорбление, и другой человек интерпретирует его как таковое. Их понимание ситуации и последующее взаимодействие будут сильно отличаться от тех, которые возникают при более типичном рукопожатии. Как подразумевает термин символический интеракционизм , их понимание этой встречи возникает из того, что они делают, когда они взаимодействуют, а также из их использования и интерпретации различных символов, включенных в их взаимодействие. Согласно символическим интеракционистам, социальный порядок возможен, потому что люди узнают, что означают различные символы (например, рукопожатие), и применяют эти значения к разным ситуациям. Если бы вы побывали в обществе, где протягивание правой руки для приветствия интерпретировалось как угрожающий жест, вы бы быстро поняли ценность общего понимания символов.

Символический интеракционизм рассматривает социальные проблемы как возникающие в результате взаимодействия людей. Это взаимодействие важно в двух важных отношениях. Во-первых, социально проблематичное поведение, такое как преступность и употребление наркотиков, часто усваивается из нашего взаимодействия с людьми, которые практикуют такое поведение; мы принимаем их установки, оправдывающие такое поведение, и мы изучаем любые специальные приемы, которые могут потребоваться для совершения такого поведения. Во-вторых, мы также учимся нашему восприятию социальной проблемы из нашего взаимодействия с другими людьми, чье восприятие и убеждения влияют на наше собственное восприятие и убеждения.

Поскольку символический интеракционизм делает акцент на восприятии социальных проблем, он тесно связан с рассмотренным выше социальным конструкционистским взглядом. Обе точки зрения подчеркивают субъективный характер социальных проблем. Тем самым они напоминают нам, что восприятие часто имеет не меньшее значение, чем объективная реальность, при определении того, поднимается ли данное состояние или поведение до уровня социальной проблемы, и в типах возможных решений, которые различные стороны могут предпочесть для конкретной социальной ситуации. проблема.

Применение трех точек зрения

Чтобы объяснить вооруженное ограбление, символические интеракционисты сосредотачиваются на том, как вооруженные грабители решают, когда и где ограбить жертву, и на том, как их взаимодействие с другими преступниками усиливает их собственные преступные наклонности.

Чтобы помочь вам лучше понять различные взгляды этих трех теоретических точек зрения, давайте посмотрим, что они, вероятно, скажут о вооруженном ограблении , очень серьезной форме преступления, признав при этом, что три точки зрения вместе дают более полное понимание вооруженного грабежом, чем любая перспектива обеспечивает сама по себе.

Функционалистский подход может предположить, что вооруженное ограбление на самом деле выполняет положительные функции для общества, такие как упомянутая ранее функция создания рабочих мест для преступности в целом. Он по-прежнему считал бы, что необходимо прилагать усилия для сокращения вооруженного грабежа, но также предполагал бы, что далеко идущие изменения в нашем обществе не являются ни разумными, ни необходимыми в рамках усилий по сокращению преступности.

Теория конфликта использует совершенно другой подход к пониманию вооруженного ограбления. Можно отметить, что большинство уличных преступников бедны, и таким образом подчеркнуть, что вооруженное ограбление является результатом отчаяния и разочарования от жизни в бедности и отсутствия работы и других возможностей для экономического и социального успеха. Таким образом, с точки зрения теории конфликта, корни уличной преступности лежат в обществе не меньше, чем в людях, совершающих такие преступления. Чтобы уменьшить количество вооруженных грабежей и других уличных преступлений, теория конфликта будет отстаивать далеко идущие изменения в экономической структуре общества.

Со своей стороны, символический интеракционизм сосредоточится на том, как вооруженные грабители принимают такие решения, как когда и где кого-то грабить, и на том, как их взаимодействие с другими преступниками усиливает их собственные преступные наклонности. Он также расследует, как жертвы вооруженного ограбления ведут себя при столкновении с грабителем. Чтобы сократить количество вооруженных ограблений, организация будет выступать за программы, которые сокращают возможности взаимодействия между потенциальными преступниками, например внешкольные программы, которые заставляют молодых людей из групп риска заниматься «обычными» видами деятельности, чтобы у них оставалось меньше времени на общение с молодыми людьми, которые может помочь им попасть в беду.

Ключевые выводы

  • Согласно Ч. ​​Райту Миллсу, социологическое воображение включает в себя способность признать, что личные проблемы коренятся в общественных проблемах и структурных проблемах.
  • Функционализм подчеркивает важность социальных институтов для социальной стабильности и подразумевает, что далеко идущие социальные изменения будут социально вредными.
  • Теория конфликта подчеркивает социальное неравенство и предполагает, что для построения справедливого общества необходимы далеко идущие социальные изменения.
  • Символический интеракционизм подчеркивает социальные значения и понимание, которые люди извлекают из своего социального взаимодействия.

Ссылки

Blumer, H. (1969). Символический интеракционизм: перспектива и метод . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Бойд, Э. М., Рейнольдс, Дж. Р., Тиллман, К. Х., и Мартин, П. Я. (2011). Расовый/этнический статус девочек-подростков, их идентичность и стремление к худобе. Социальные исследования, 40 (2), 667–684.

Дюркгейм, Э. (1952). Самоубийство (Дж. Сполдинг и Г. Симпсон, пер.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. (Оригинальная работа опубликована в 1897 г.).

Ганс, Х. Дж. (1972). Положительные функции бедности. Американский журнал социологии, 78 , 275–289.

Лорбер, Дж. (2010). Гендерное неравенство: феминистские теории и политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Маркс, К. (1906). Капитал . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус. (Оригинальная работа опубликована в 1867 г.).

Маркс, К., и Энгельс, Ф. (1962). Коммунистический манифест. В году Маркс и Энгельс: Избранные произведения (т. 2, стр. 21–65). Москва, Россия: Издательство «Иностранный язык». (Оригинальная работа опубликована в 1848 г.).

Миллс, CW (1959). Социологическое воображение . Лондон, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета.

Райан, В. (1976). Обвинение жертвы (Rev. ed.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Винтажные книги.

Противоречие и гармония

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 2. Система категорий в философской мысли Следующий

Единство противоположностей и противоречие. Один из основных вопросов мировоззрения и методологии познания заключается в следующем: какова причина движения и развитие явлений и находится ли оно в самом мире или вне его? Некоторые отвечают, что так же, как существование часов предполагает часовщика, поэтому существование и движение мира предполагает творца, который правит этим миром. Просто как часы работает, когда его заводит владелец, так что мир движется со скоростью воля высшей силы. Но если существование и движение мир предполагает творца, существование творца сам, по логике такого мышления, должен в свою очередь предполагают существование творца еще более высокого заказ. И это приводит нас к ложной бесконечности. научный мировоззрение не ищет причин движения Вселенной за его пределами. Оно находит их в самой вселенной, в его противоречиях.

Научный подход к объекту исследование предполагает умение воспринимать динамическую сущность, сочетание в одном и том же предмете взаимно несовместимые элементы, которые отрицают друг друга и тем не менее в одновременно принадлежат друг другу.

Конечная причина развития любой конкретной системы является взаимодействие. Анализ показывает, что взаимодействие возможно между объектами или элементами объектов, которые не идентичны друг к другу, но разные. Тождество и различие имеют их степени. Разница, например, может быть несущественной или существенное. Крайним случаем различия является противоположная — одна из взаимно предполагаемых сторон противоречие. По отношению к развивающемуся объекту разница является начальной стадией разделения объекта на противоположности. Вступая во взаимодействие, объект стремится, как оно было дополнением к самому себе в том, с чем оно взаимодействие. Там, где нет стабильного взаимодействия, есть только более или менее случайный внешний контакт.

Еще важнее помнить об этом моменте, когда мы говоря о связи между явлениями, находящимися в процесс развития. В целом мире нет развивающийся объект, в котором нельзя найти противоположных сторон, элементы или тенденции: стабильность и изменение, старое и новое, и скоро. Диалектический принцип противоречия отражает дуалистические отношения внутри целого: единство противоположности и их борьба. Противоположности могут вступить в конфликт только в той мере, в какой они образуют единое целое, в котором один элемент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противостоять элементы составляют жизнь целого. Более того, единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта, относительна и преходяща, а борьба противоположностей абсолютный, выражающий бесконечность процесса разработка. Это связано с тем, что противоречие есть не только отношения между противоположными тенденциями в объекте или между противоположными объектами, но и отношения объект самому себе, то есть его постоянная самоотрицание. Ткань всей жизни соткана из двух виды нитей, положительные и отрицательные, новые и старые, прогрессивные и реакционные. Они постоянно конфликтуют, сражаются друг с другом.

Древние говорили, что все происходит через раздор. Если явление содержит противоположности, оно должно быть в противоречие с самим собой. То же относится и к выражению этого явления в мыслях. Существует очевидное противоречие в том, что явление остается одним и тем же и в то же время постоянно изменяется, т. е. содержит противоположные тенденции.

Противоположные стороны, элементы и тенденции целого, чьи формы взаимодействия противоречие не дано в некоторых вечно готовая форма. На начальном этапе, пока существует только как возможность, противоречие выступает как единство, содержащее несущественное различие. Следующий этап существенное различие в этом единстве. Хотя обладая общей основе, определенных существенных свойств или тенденций в объекты не соответствуют друг другу. Жизненноважный различие порождает противоположности, которые, отрицая друг друга перерасти в противоречие. Крайний случай противоречия является острым конфликтом. Противоположности не стоят в унынии бездействие; они не что-то статичное, как два борца в фотограф. Они взаимодействуют и больше похожи на живую борьбу соответствие. Всякое развитие порождает противоречия, разрешает их и в то же время рождает новые. Жизнь — это вечное преодоление препятствий. Все переплетено в сеть противоречий.

Противоречия в умах и поступках людей с блестящей точностью и живостью выражен в творчестве много великих художников. Наиболее ярким примером является, пожалуй, Шекспир, так глубоко изображавший внутренний мир человека. проникновения во все противоречивые страсти, огорчение души, столкновение мотивов, конфликт эмоции, соперничество между людьми, критические состояния воли и разума, противоборствующие побуждения добра и зло, благородное и неблагородное, трагическое и комический. С большим умением он прослеживает развитие характера вплоть до превращения его в собственную противоположность и противоречия между его характеры часто составляют индивидуальное выражение противоречий социальных сил и интересы.

У Достоевского, например, утверждение, что все противоречия в жизни «жить вместе» никогда не проигрывает его сила. Какими бы кошмарными они ни были, никто не может убежать от них; они преследуют всех мужчин повсюду.

Равновесие и гармония. Мысли о противоречии и противоположности заставляют нас спросить можно ли категорически сказать, что противоречия всегда, одновременно предполагают и исключают друг друга. Жизнь имеет были свидетелями случаев, когда противоположности не только исключали, но и дополняют друг друга, образуя гармоничный весь. Возьмем, к примеру, проблему психологическая несовместимость в рабочем коллективе, в быту жизни, в семье. Совместимость обязательно предполагает определенные противоречия, дополняющие друг друга и, взятые вместе образуют гармоничное целое, симфонию, в которой наоборот не исключает, а предполагает его противоположный. Следовательно, противоположности могут сочетаться в разных способами, и результатом может быть какофония или симфония. пифагорейцы говорил о гармонии как о чем-то, без чего ничто не могло бы существует. Греческий врач и мыслитель Алкмеон считал, что здоровье организма зависело от гармоничного сочетания противоположных качеств и сил, на их равновесие, в то время как любое превосходство или доминирование одного из них могло дать подняться до болезни. Этот принцип гармоничного сочетания был применяется ко Вселенной в целом. Если бы не было гармонии, противоречивые и разнородные принципы не могли войти в синтетическое целое Вселенной. Музыкальная гармония, согласие различных тонов или размеров, по-видимому, Пифагор и его единомышленников как просто слышимая форма вселенской гармонии и определяется количественными связи. Это гармония, которая раскрывает тайну внутреннего согласия противоположности. Это единство в разнородном, это согласие в различие, которое можно найти в музыкальной гармонии, заключается в раскрывается во всей Вселенной. Под гармонией мы понимаем сбалансированное и жизнеспособное стабильное сочетание элементов и их связи, их внутренние и внешние взаимодействия, все их движения. Гармонию следует рассматривать как процесс. жизнь Вселенной состоит в постоянном прерывании и восстановление гармонии, равновесия: все течет и уравновешивается, все уравновешивается и течет. Мы могли бы указать ряд форм равновесия, связанных с внутреннее движение: сохранение состояния движения, для например, сохранение состояния светового излучения, процесс жизни, процесс материального и духовного (интеллектуальное) производство и так далее. Равновесие достигается и приводит к стабильному, гармоничному состоянию взаимодействие противоположностей, составляющих данный процесс в целом (например, сбалансированное состояние внутренние процессы живого организма), поддержание взаимодействие одного явления с другим (например, взаимодействие организма и окружающей среды), устойчивость определенной формы или закона (например, устойчивость законов, регулирующих физическое, органическое, социальное и психологическое процессы), равновесие, сохранение основы порождающее заданную форму движения (например, устойчивость полей элементарных частиц как условие происхождения атомов, атомной стабильности, образования неорганические и органические соединения и др. ). В некоторых относительно закрытые системы, равновесие противоположных сил может быть продолжительный. В целях исследования и использования в технологии, исследователи договорились рассматривать определенные состояния материи как существующие в идеально чистом виде и при заданных им соответствующих формулы. Метеорология, например, придает большое значение к изучению относительного равновесия атмосферы, термодинамика изучает относительную термодинамическую равновесие и ядерная физика, радиоактивный равновесие. Химия изучает химическое равновесие.

Существует огромный диапазон так называемых статистических равновесия. Это также характерно для столь высоко сложная живая система как человек, т. динамически сбалансированная система как в телесном, так и в психологическая организация. Когда мы говорим о ком-то, что он «неуравновешенный человек», мы имеем в виду патологическое возбудимость его нервной организации, склонность к вспышкам в приступах гнева, часто без всякой причины.

Противоречия и их разрешение. движение противоречия состоит в том, что оно одновременно понял и решил. Противоречия постоянно включаются и создавалось, возрождалось в новой форме. Решение противоречивая система также является средством движения к новой система, которой исторически суждено прийти на смену ей.

Противоречия разрешаются, преодолеваются в борьбе. Они и их разрешение стимулирует движение. Взаимодействие противоположности, как противоречие и его разрешение, вот что пробуждает каждое семя к росту и каждую почку к раскрытию лист, цветок или сочный плод. Противоречие и его разрешение придает движение большим и малым вещам и раскрывается в обычном «разумном» порядке вселенная. Они объясняют единство жизни и смерти, биение пульса, движение сил, выделяющихся в кристаллов, в растениях, животных, людях, обществе и в вся вселенная. Если противоречия не разрешены, они не «подстегивать» развитие, они необходимы, но не достаточное условие развития.

Способов разрешения противоречий много, и они зависят от различных условий, в том числе от характера спорящие стороны в случае возникновения противоречий в жизни человека и общества. В некоторых случаях одна сторона противоречие гибнет и другое торжествует, в других и то, и другое стороны гибнут, изнуряя себя в борьбе. Может также быть более или менее продолжительным компромиссом между участники. Разрешение противоречия может быть полным или частичное, мгновенное или поэтапное. Возьмем, для например, нынешний век. Он полон противоречий любого вида и сорта. В общественно-политическом плане ситуация опасно накалилась из-за безудержного гонка вооружений, инициированная империализмом, которая вынуждает социалистическую страны принять меры по укреплению своих оборона. Отношения между некоторыми странами плохие напряженный. Идет ожесточенная идеологическая борьба между страны социализма и капитализма. Что делают народы мирового желания? Что является их главной заботой? Каждый знает, что такое К., и это было изложено полностью на 26-м съезд КПСС — за разрядку. Советский руководство подтвердило позитивными действиями, что оно стремится не нагнетать противоречий между миром социализма и капитализм, а разрешить существующие противоречия путем мирными политическими средствами.

Было бы ошибкой думать, что всякое противоречие приводит к развитию. Например, конфликт между членов семьи вряд ли можно рассматривать как источник разработка. Различные процессы, по-видимому, имеют оптимальную противоречивость, которая способствует развитию наибольшая степень.

Характер противоречия зависит от специфики противоборствующих сторон, а также об условиях их происходит взаимодействие. Внутренние противоречия взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы, т. например, внутри определенного вида животных (внутривидовой борьба), внутри данного организма или общества. Внешний Противоречия – это взаимодействие противоположностей, связанных с различные системы, например, между обществом и природой, организма и окружающей среды и так далее. В финале анализа, решающими противоречиями в развитии являются внутренние.

Антагонистические противоречия – это взаимодействие между непримиримо враждебные классы, социальные группы и силы. Как правило, они нарастают до точки конфликта и разрешаются в социальных и политических революциях. Неантагонистический противоречия — это взаимодействия между классами, основные интересы и цели совпадают. Социалистическая революция завершилась тем самым устранил антагонистические противоречия, но не устраняют противоречия вообще. Социализм имеет свою противоречия, например, между развивающимися производство и растущий спрос, между передовыми и отсталые, между творческим мышлением и догматизмом. основное противоречие состоит в том, что во всей совокупности противоречия играют решающую роль в развитии.

Противоречия можно найти в природе, обществе и человеке. думать буквально на каждом шагу. Вся история человечества культура научного познания предполагает борьбу между новые знания и гипотезы и устаревшие положения, столкновение разных, а иногда и совершенно противоположных мнения. Борьба идей — одна из жизненно важных гарантий против мумификации мысли. Великие открытия всегда вызвать оживленную дискуссию и спор, и именно здесь правда рождается. Жизнь — это непрекращающаяся борьба, процесс развития, в котором победитель обычно добивается прогресса в развитии познания хотя бы по какой-либо причине, кроме как необходимость сражаться, еще более насущная усилиями противоположной стороны. Это стимулирует мысль и интеллектуальные способности обеих сторон, тем самым способствуя общему интеллектуальный прогресс.

Констатация противоречий в науке чрезвычайно важно для развития познания. Не следует бойтесь противоречий, ибо каждое противоречие содержит в себе зародыш открытия. Креативное мышление не только утверждает антиномии, но стремится их разрешить. диалектический противоречие в мышлении есть не внутреннее противоречие, не смешение понятий, но взаимодействие противоположных позиции, точки зрения, мнения, концепции. В отличие от бестолкового мышление, диалектические противоречия представляют сознательно воспринимаемые противоречия. Бессознательные противоречия в мысли являются признаком глупости или неправильного рассуждения, которые исправляются либо самим мыслителем, либо другие. Ни может ли теория, которая внутренне противоречива, быть научное значение. Она должна быть усовершенствована и стать внутренне непротиворечивый. Иначе диалектика превратилась бы оправдание полной беспринципности и учить умение сегодня говорить одно, а завтра другое. Когда запутавшись в противоположных выводах, разум чувствует крайне неудобно. Далеко не мешает нам, рекомендации формальной логики, включая правила, защитить нас от элементарных противоречий, от безответственное перескакивание с одного утверждения на другое без какие-либо объективные основания, помогают нам обнаружить и выразить, сознательно указать на фактические противоречия и изменчивость вещей. Под диалектикой мы подразумеваем не противореча самому себе, хотя и это может случиться бессознательно в ходе исследования, когда психические ассоциации бушуют вокруг какой-то идеи; что мы имеем в виду, это противоречие в предмете и отражение этого противоречие в мышлении, где оно сознательно регистрируется и решен. По мере развития науки число возможных противоречий, парадоксов и антиномий не уменьшается, а на самом деле умножается. Великие полеты творческой мысли и открытия были и будут сделаны возможными именно путем разрешения этих противоречий. Противоречия взяты до антиномии обычно оказываются вехами в научный прогресс, точки, где прорывается мысль в то, что было ранее неизвестно.

На первом этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его первоначальной целостности и чувственном конкретности, противоречивое единство противоположностей не может быть раскрытый. Поэтому познающий должен начать с ментального анализа. исходного единства, разбивая его на составные части. Познание аспектов противоречия в их обособленность и даже противоположность предполагает синтез ранее разделенных противоположностей. В результате односторонность исходного аналитического подхода к объекта, когда все его аспекты изучались как изолированные явления, преодолевается.

Антиномии, имеющие объективную основу, представляют собой специфическую форму существования диалектических противоречий в знания. Содержание, которое они отражают, в конечном счете элемент структуры развивающей цели противоречие. Когнитивные антиномии служат формой теоретическое воспроизведение противоречий в научных теории, развитие которых происходит через выявление и разрешение противоречий, обнаруженных в предыдущие теории или уровни исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *