Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством: Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста. | Статья на тему:

Содержание

Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста. | Статья на тему:

Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

«Люблю – не люблю»

Цель: развитие  воображения и мимических движений.

Ход. Взрослый, а затем и ребенок называют разнообразную пищу; мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

«Маски»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Взрослый показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Ребенок мимикой воспроизводит эти состояния.  

«Прочитай письмо»

 Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

Литература.

  1. Андреева Г.М. Социальна психология. – М.: Аспект пресс, 2001
  2. Бородецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни  и искусстве:Азбука молчания: Учеб. Пособие для творческих учеб. Заведений, фак. Педагогики и психологии. М: Гуманит.изд.цент ВЛАДОС, 2000
  3. Возрастная и педагогическая психология// Под.ред. Петровского. М.: Просвещение, 1973
  4. Проблема общения в психологии. Ред. Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981
  5. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии// отв. Ред. Шорохова Е.В. –М.: Педагогика, 1973
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986

Развитие связной речи у детей с ОНР с помощью современных методик в ДОУ

Связная речь – важный компонент коммуникации людей. К ней относят диалогическую и монологическую. Иногда замечают, что ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников. Он может все понимать и слышать, но молчать. Заметив это, родителям следует обратиться к специалистам – неврологу, психологу и логопеду.

Чаще всего выявляется общее недоразвитие речи (ОНР) различного уровня. Развитие связной речи у детей с ОНР – процесс, требующий обязательного участия логопеда во взаимодействии с родителями.

Связная речь детей

Связная речь у детей с ОНР

Связная речь малышей с ОНР характеризуется ситуативностью (малыш может говорить правильно от случая к случаю) и преобладанием невербальных средств коммуникации (жесты, мимика). Задержку речевого развития можно выделить уже к 3-м годам – в норме ребенок к этому возрасту уже пользуется фразой и может поддержать простой диалог.

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Обратите внимание! У детей с ОНР в малой степени сформирован основной этап порождения речевого высказывания (отсутствует замысел мысли, ее грамматическое оформление).

Из-за этого дошкольник может в процессе повествования менять тему, сам не замечая того.

Проблемы формирования связной речи у детей с ОНР

Основной проблемой в формировании монолога и диалога становится сниженное внимание детей с ОНР. Для того чтобы добиться результатов, взрослому необходимо постоянно быть в поле зрения обучающегося и не давать тому отвлекаться. Также требуется обращать внимание на неверно произнесенные слова или словосочетания и дожидаться, пока малыш сам придет к правильному варианту.

Ребенок с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая характеристика детей основывается на классификации Левиной, выделяющей 3 формы ОНР:

  • 1-го уровня, когда высказывание отсутствует. В обиходе лишь звукоподражания и различные звукокомплексы (небольшое слово, которым малыш обозначает сразу несколько предметов).
  • 2-го уровня, общеупотребительная речь зарождается. Дошкольник уже может произносить короткие фразы, участвовать в диалогах (ответы, как правило, односложные). В детских монологах присутствует множество ошибок как звукового, так и смыслового характера.
  • 3-го уровня, остаточное речевое недоразвитие. Малыш активно пользуется как диалогической, так и монологической формами. Сохраняются заминки в согласовании прилагательных и существительных, ошибки в словоизменении и словообразовании малознакомых слов.

Особенности речи детей с ЗПР

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) часто используют большое количество слов, не понимая их значения. Из-за грамматической несформированности допускают множество ошибок как в оформлении предложений, так и в изолированных словах. Особенностью речевого развития детей с ЗПР являются дефекты произношения и звукового анализа и синтеза (малыш не может выполнить задание, где требуется выбрать и указать определенный звук).

Особенности детей с ЗПР

Характеристика ребенка с нарушением речи

Дети с нарушениями речи имеют следующую характеристику:

  • эмоционально нестабилен и подвержен резкой смене настроения;
  • имеет вялые и пассивные органы артикуляции;
  • снижено внимание и память, заторможен мыслительный процесс;
  • гиперактивен или, наоборот, пассивен и быстро утомляется в процессе обучения;
  • если состоит в обычной группе детского сада (не речевой), то может быть изгоем среди сверстников.

Особенности речевого развития детей с ЗПР

Множество людей изучают тему речевого развития детей с ЗПР, а результаты исследований отражают в рефератах и докладах. Так известно, что малыши с задержкой психического развития имеют:

  • малый запас сведений и представлений об окружающем мире;
  • сниженную познавательную активность;
  • нарушения всех компонентов речи;
  • пониженное формирование психических функций;
  • слабо регулируемую произвольную деятельность.

Обратите внимание! Общей особенностью связной речи детей с ЗПР являются трудности пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок. Нарушения лексического, грамматического и артикуляционного строя речи также присущи.

Как формировать речь детей с задержкой психического развития

За основу теста на дифференциацию нарушения и определения его степени берется методика Глухова. Компетентность данного теста подтверждают многочисленные исследования студентов и преподавателей, включающих методику в практическую часть дипломов и посвящающих ей основную долю сбора статистических данных в курсовых работах.

Коррекционная работа по формированию правильного высказывания у детей с ЗПР:

  1. Формирование четкого и ясного произношения, устранения дефектов в звукопроизношении.
  2. Развитие причинно-следственных связей и умение соотносить слово и предмет (явление, признак или действие).
  3. Увеличение словарного запаса.
  4. Устранение ошибок в употреблении предлогов и падежных форм.

Обратите внимание! Обогащение неречевого общения детей возможно посредством развития невербальных средств общения – мимики и жестов. У детей с ЗПР наблюдается слабая координация движений лица, вялая артикуляция, что нарушает коммуникацию дошкольника как со сверстниками, так и с взрослыми.

Развиваются невербальные средства общения в игровой форме – поначалу все упражнения показывает педагог (индивидуально – перед зеркалом или глядя «глаза в глаза», на групповом занятии – демонстрируя презентацию), следом происходит совместное повторение, и только в конце – индивидуальный показ (можно организовать повторение упражнения по цепочке, друг за другом).

Занятие по формированию речи у детей

Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста

Нарушения в экспрессивной речи малышей специалисты называют моторной алалией. За ним следует нарушение звукопроизношения, малый словарный запас и невозможность произнесения фразы, соответствующей возрастной норме. Что же такое экспрессивность?

Существует 2 типа речи: экспрессивная (произносимая) и импрессивная (понимаемая). У детей с нарушениями экспрессивной речи – полностью сохранен интеллект и восприятие. Они прекрасно понимают все обращения взрослых и могут с легкостью показать на требуемый предмет. Однако тяжелым заданием для них окажется назвать этот самый предмет.

Важно! Лечат подобные нарушения логопед и психолог в специализированных дошкольных учреждениях. Помимо этого малыш проходит комплекс физиотерапевтических процедур, направленных на запуск речевого высказывания, а также краткий курс медикаментозных препаратов.

Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?

При расстройстве экспрессивной речи у детей специалисты дают благоприятный прогноз на будущее: более 50% малышей избавляются от проблемы, и лишь дошкольники с тяжелыми нарушениями имеют некоторые последствия в виде умеренных и легких расстройств.

Как правило, при интенсивных занятиях с логопедом, к школьному возрасту от расстройства не остается и следа: малыш говорит чисто, четко, с небольшими заминками (в пределах возрастной нормы), его речь выразительная и не перескакивает с одной темы на другую.

Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет

Чем раньше выявляется задержка в речевом развитии ребенка, тем быстрее и с меньшими усилиями ее можно скорректировать. Для определения необходимо знать, в каком возрасте для малышей характерны те или иные проявления речевых высказываний.

  • Гуление и лепет появляются к 2-м и 4-м месяцам соответственно. Беззвучность или низкая активность свидетельствуют о расстройстве.
  • Первые слова у девочек появляются к 10 месяцам, у мальчиков – к 1 году.
  • К 2-м годам малыш овладевает фразой из 2-3 слов.
  • К 3-м годам словарный запас достигает 700 слов.

Признаками речевой задержки в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Предпочтение невербальных средств общения речевым (использование жестов и мимики).
  • Невозможность собственной речи к 3-м годам.
  • Невозможность составления простых фраз из 2-3 слов к 2-м годам.

Обратите внимание! Дети, получившие на медико-психолого-педагогической экспертизе диагноз «расстройство экспрессивной речи», отправляются в специальный речевой сад на 3 года, с обязательным ежегодным продлением (повторное прохождение комиссии).

Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет

К 4-м годам в словарном запасе малыша должно присутствовать не менее 900 слов. При отсутствии связной речи или грубых нарушениях лексического и грамматического строя старшего дошкольника отправляют в речевой детский сад на 2 года с ежегодным прохождением комиссии.

Формирование экспрессивной речи у дошкольников

Развитие речи малыша – процесс, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка. При подозрениях на нарушения следует обращаться к логопеду и неврологу, т.к. на сегодняшний день в логопедической практике зафиксировано множество разнообразных речевых расстройств. Правильно дифференцировать их и назначить необходимое лечение сможет только специалист.

4 Преимущества использования невербального общения для детей с особыми потребностями

12 октября 2018 г.

С помощью невербальных жестов детям с особыми потребностями легче сообщать о конкретных идеях, потребностях и эмоциях.

В то время как невербальная коммуникация является важным инструментом как для детей, так и для взрослых, она особенно важна для людей, которые испытывают ограничения в общении. Для детей с особыми потребностями невербальная коммуникация является важным средством понимания, общения и построения нарративов. Хотя вы, возможно, уже знаете, что невербальное общение является важным аспектом общения в целом, подумайте о многих преимуществах использования невербального общения для детей с особыми потребностями в повседневной жизни.

Невербальная коммуникация позволяет детям сообщать подробности

С помощью невербальных жестов детям с особыми потребностями легче сообщать определенные идеи, потребности и эмоции. Поощряя использование жестов для общения помимо простого приветствия, дети с особыми потребностями также могут легче общаться без разочарований и непонимания, вызванных физическими ограничениями, которые могут повлиять на их речь.

Невербальное общение может обогатить словарный запас

Сочетая словесное общение с жестами или другими формами невербального общения, дети не только смогут легче общаться, но также смогут расширить свой словарный запас и понимание грамматики. Комбинирование слов и жестов позволяет создавать словарные ассоциации, а также укреплять их способность строить повествования.

Невербальная коммуникация может указывать на задержки в развитии и проблемы в раннем возрасте

Хотя вы можете многое узнать о своем ребенке посредством вербальной коммуникации, невербальная коммуникация может служить еще лучшим индикатором любых задержек или проблем в развитии. Ограничения в производстве жестов могут указывать на другие проблемы, которые следует решать в раннем возрасте.

Невербальная коммуникация может свидетельствовать о развитии речи

Невербальная коммуникация не только является отличным инструментом для общения ребенка, но также может быть эффективным индикатором развития речи в будущем. Обращая пристальное внимание на часто используемые жесты или попытки вашего ребенка вербально идентифицировать объект, вы можете предсказать, какие слова станут частью его речи позже.

Терапевтический центр Connections

Центр терапии связей обслуживает семьи детей и подростков с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Мы команда экспертов в области педиатрической речи, трудотерапии, речевой патологии и поведенческих наук. Как команда, мы предлагаем интенсивную практическую терапию для детей и подростков, а также информативные и полезные ресурсы для семей. Если вы хотите узнать больше о том, что мы можем сделать, чтобы помочь вашей семье, посетите нас в Интернете или позвоните нам по телефону (202) 561-1110 (офис в Вашингтоне, округ Колумбия) или (301) 577-4333 (офис в Ланхеме). Хотите получить больше информации о том, как помочь вашему ребенку развиваться? Следите за нами в Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+ и Pinterest.

Категории: логопедия и языковая терапия | Теги: дети, невербальная коммуникация и словарный запас

Эта запись была размещена на Пятница, 12 октября 2018 г., в 13:35. Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2.0. И комментарии и запросы в настоящий момент закрыты.

КАК УЛУЧШИТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ДЕТЕЙ — KumonMalaysia — Детский центр дополнительных программ после школы

КАК УЛУЧШИТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ДЕТЕЙ

Способность к эффективному общению означает, что ребенок может общаться с другими людьми, обмениваясь идеями и выражая свои чувства. Общение может происходить в двух формах: вербальной и невербальной. Когда дети научатся общаться, у них будет возможность выразить то, что им нужно, или установить взаимодействие со своими близкими. С самого рождения дети начали общаться. Они могут использовать звуки, выражения лица или движения тела в качестве начала, и они будут развивать свои навыки общения по мере взросления.

Ниже приведены некоторые идеи, которые родители могут использовать для улучшения коммуникативных навыков ребенка.

1) Реагировать на жесты, мимику и когда они звучат.

Эти мгновенные и ласковые реакции могут помочь вашему ребенку улучшить свои коммуникативные навыки.

2) Больше общайтесь и слушайте своих детей . Возьмите за правило всегда спрашивать детей, как прошел их день. Активное слушание и общение с вашим ребенком побудит его делиться и высказываться больше. Это также хороший способ улучшить общение между родителями и детьми.

3) Помогите им улучшить свои языковые навыки. Время от времени полезно играть с детьми в небольшие игры, чтобы помочь им в развитии речи. Например, когда вы находитесь в машине, поиграйте в такие игры, как «Я шпион». Еще один способ помочь им развить свой язык — попросить их описывать окружающие их предметы с помощью жестов и звуков.

4) Помогите им понять невербальное общение.

Выражения лица и жесты тела дают невербальные сигналы о том, что человек чувствует или думает. Научите своих детей тому, как различные движения тела могут передавать четкие эмоции.

5) Уважайте и признавайте чувства вашего ребенка. Родители должны объяснить своим детям, что это нормально быть теми, кто они есть, даже если их взгляды или чувства отличаются от ваших. Уважайте их, не осуждая, не дразня и не критикуя. Таким образом, ваш ребенок будет чувствовать себя более комфортно, чтобы открыться вам о чем угодно.

6) Читаем вместе. В возрасте 6 месяцев и младше ребенок уже может оценить хорошую книгу, особенно если она насыщена яркими красками. Книги помогают детям в построении характера, понимании, определении объектов, ознакомлении с алфавитом и числами и во многом другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *