Буквенное обозначение звуков и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха).
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто.
Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.Итак, правила следующие:
- Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
- Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
- Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
- Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Буквенные обозначения
Буквенное обозначение звуков (для старшеклассников)
Северин Боэций играет на музыкальном инструмента монокорде, который использовался для изучения математических основ музыки. Фрагмент рукописной книги XII века из собрания библиотеки Кембридского университете.Для обозначения высоты нот в ряде случаев используют буквы алфавита. Буквенные обозначения встречаются реже хорошо знакомых всем слоговых (до, ре, ми…), они неудобны для пения, и чаще всего используются в работах по теории музыки. Метод записи высоты звуков с помощью букв известен со времен Древней Греции. В настоящее время существуют две распространенные системы буквенных обозначений: латинская и английская.
Латинская используется в классической музыке. Она весьма древняя, впервые ее применил в своих работах философ и теоретик музыки Боэций (480-524 гг. Нашей эры).
Английская система более новая. Она характерна для стилей современной музыки (джаз, рок, латина, бардовская песня, попса, танцевальная электроника и т. п.), однако, в англоязычных странах используется и в академической среде. В частности, ее применяют в компьютерных программах для набора нот, знаменитом словаре Гроува (Grove dictionary of music and musiscians), английской версии Википедии и т. д. Таким образом, академическому музыканту нужно знать обе системы буквенных обозначений, тогда как, к примеру, для рок-музыканта или барда достаточно будет только английской.
Латинская система буквенных обозначений
Высота звуков в латинской системе обозначается следующим образом:
Запомнить латинскую систему буквенных обозначений достаточно просто, так как ноты от Ля до Соль идут вверх в порядке алфавита. Основная сложность заключается в том, что нота си-бемоль обозначается буквой b, а си – буквой h. В Средневековье существовало два варианта: си-твердая (более высокая) и си-мягкая (более низкая). Более высокая обозначалась квадратной буквой (от нее произошел бекар), более низкая – круглой буквой b (от нее произошел бемоль). Позднее си-твердую стали обозначать буквой h. Примерно в то же время в нижней части звукоряда прибавилась дополнительная нота соль, которую обозначали греческой буквой гамма . В настоящее время она вышла из употребления, однако в ее честь названо хорошо знакомое всем упражнение.
Знаки альтерации в латинской системе обозначаются следующим образом:
– Если нота с диезом, к ней приписывается «is»: до-диез – cis, фа-диез – fis и т. д.
– Для обозначения бемоля используется слог «es»: ре-бемоль – des, соль-бемоль – ges и т. д.
– Исключения: ля-бемоль – as, ми-бемоль – es, си-бемоль – b.
– Для обозначения дубль-диеза или дубль-бемоля пишется, соответственно, isis или eses.
Мажор в латинской буквенной системе обозначается словом dur, минор словом moll. Между буквенным обозначением тоники и словом «dur» или «moll» ставится дефис: C-dur, fis-moll и т. п. Названия мажорных тональностей пишутся с заглавной буквы: As-dur, E-dur и т. п. Названия минорных тональностей пишутся со строчной буквы: g-moll, cis-moll и т. п.
Также в латинской системе существуют различные способы обозначения октавы, в которой находится звук. Для этого используются заглавные и строчные буквы, рядом с Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольцкоторыми ставятся цифры, либо иные знаки (запятые, штрихи и т. д.). Из них нужно знать в первую очередь цифровые обозначения, принятые в нашей стране. Они организованы по тому же принципу, что и в слоговой системе: звуки малой октавы пишутся строчными буквами, большой октавы – заглавными. Если звук выше малой октавы, то к букве приписывается цифра в верхнем, соответствующая октаве (например, соль второй октавы – g2). Для обозначение контроктавы используется цифра 1 в нижнем регистре, для субконтроктавы – цифра 2 в нижнем регистре (например, ля контроктавы – A1). Также в отечественной литературе по теории музыки встречается обозначение октав с помощью запятых, введенное знаменитым физиком Германом фон Гельмгольцем (1891-1894 гг.), автором важнейших работ в области музыкальной акустики.
Примеры обозначения звуков различных октав:
Английская система буквенных обозначений
Английская система буквенного обозначения нот сходна с латинской, но в то же время, она проще и логичнее. К примеру, буквой B в ней обозначается нота Си, а буква H не используется:
Знаки альтерации в английской системе обозначаются следующим образом:
– Диез обозначается словом sharp или значком #: например, до-диез – C-sharp или C#
– Бемоль обозначается словом flat или буквой b: например, Ля-бемоль – A-flat или Ab
– Дубль-диез и дубль-бемоль обозначаются, соответственно, как double-sharp и double-flat.
Для обозначения тональностей используются английские слова major и minor, которые пишутся без дефиса. Также, как и в латинской системе, тоника мажорной тональности пишется с заглавной буквы, тоника минорной – со строчной.
Для обозначения октав в английской системе используются цифры от 0 (субконтроктава) до 8 (пятая октава). Например, си субконтроктавы – H0, ля первой октавы – С4 и т. д.
Субконтроктава – 0
Контроктава – 1
Большая октава – 2
Малая октава – 3
Первая октава – 4
Вторая октава – 5
Третья октава – 6
Четвертая октава – 7
Пятая октава – 8
Письменное задание по теме «Английские обозначения нот» можно скачать здесь:
634.04 МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА ПО ЗОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.
634.04 МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА ПО ЗОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.
(a) Никто не должен эксплуатировать, приводить в действие или размещать на частной собственности любой источник звука таким образом, чтобы создавать уровень звука, превышающий пределы, установленные в категории обозначений зонирования в Таблице 3.
Зонирование принимающей земли | Максимальное количество децибел, разрешенное с 8:00 до 23:00. с воскресенья по четверг; с 8:00 до 00:00 пятница и суббота | Максимальное количество децибел с 23:00 до 8:00 с вечера воскресенья до утра четверга; 12:00 Полночь до 8:00 утра субботы и воскресенье утро |
Жилой | 60 DBA | 50 DBA |
Коммерческий 9003 | ||
.0003 | 65 dBA | 65 dBA |
Industrial | 70 dBA | 70 dBA |
(b) The sound level limits set forth in Table 3 должен быть превышен, если имеет место одно или несколько из следующих условий:
(1) Шум в любой момент времени превышает любой из установленных пределов зоны в таблице 3 на измеренный уровень звука 15 дБА; или
(2) Шум превышает любой из установленных пределов зоны, указанных в таблице 3, на измеренный уровень звука в десять дБА в общей сложности в течение одной минуты или более за любой десятиминутный период; или
(3) Шум превышает любой из установленных пределов зоны в Таблице 3 на измеренный уровень звука в три дБА непрерывно в течение пяти минут или в общей сложности пять минут из любого десятиминутного периода.
(c) Для целей настоящего раздела шум должен измеряться на границе участка, на котором расположен источник шума, или за его пределами, и должен производиться на расстоянии не менее десяти футов от любых больших отражающих поверхностей.
(d) Для любого источника звука, излучающего чистый тон, циклически меняющийся звук или повторяющийся импульсный звук, пределы, указанные в Таблице 3, должны быть снижены на пять дБА.
(e) Любой шум, возникающий на объекте, который в соответствии с Кодексом зонирования используется незаконным образом, и шум связан с таким использованием, должен рассматриваться как если бы объект имел обозначение зонирования, согласно которому использование будет соответствующим.
(f) Если зональное обозначение объекта, на котором расположен источник шума, отличается от зонального обозначения объекта, на котором измеряется шум, применяется максимально допустимый уровень шума более строгого зонального обозначения.
(g) Положения настоящего раздела не распространяются на следующее:
(1) Деятельности, подпадающие под действие Раздела 634. 03.
(2) Мусороуборочные автомобили.
(Заказ от 27 сентября 2009 г. Принят 09.05.)
Уведомление сайта
Министерство транспорта СШАМинистерство транспорта США
Уровни
FAA регулирует максимальный уровень шума, который может издавать отдельное гражданское воздушное судно, требуя, чтобы воздушное судно соответствовало определенным стандартам сертификации по шуму. Эти стандарты обозначают изменения в требованиях к максимальному уровню шума как «этап».
Стандарты США по шуму определены в Своде федеральных правил ( CFR ), раздел 14, часть 36 — Стандарты шума: сертификация типов воздушных судов и летной годности (14 CFR, часть 36). FAA публикует сертифицированные уровни шума в консультативном циркуляре «Уровни шума для сертифицированных в США и иностранных самолетов». В этом информационном циркуляре приводятся данные об уровне шума для самолетов, сертифицированных в соответствии с частью 36 14 CFR, и классифицируются самолеты по соответствующим «этапам».
Любое воздушное судно, сертифицированное на предмет летной годности в США, также должно соответствовать требованиям стандарта по шуму, чтобы получить сертификат по шуму. Сертификация по шуму гарантирует, что новейшая безопасная и годная к полетам технология шумоподавления включена в конструкцию самолета и позволяет снизить уровень шума, с которым сталкиваются местные жители.
По мере развития технологии шумоподавления FAA работает с международным сообществом, чтобы определить, нужен ли более строгий стандарт шума. Если да, то международное сообщество через Международную организацию гражданской авиации ( ICAO ), проводит всесторонний анализ для определения этого нового стандарта.
Stages
Stage 5 — это текущий стандарт шума FAA для реактивных и больших турбовинтовых самолетов. Это эквивалентно стандартам шума ИКАО.
Международное сообщество установило и одобрило этот стандарт и признало необходимость предоставления меньшему количеству времени для соответствия требованиям.