цели, функции и потребность в нем
Общение: цели, функции и потребность в нем
Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.
Определение 1Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.
Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими.
Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:
- объективность появления;
- историческая направленность;
- прямая зависимость от практики;
- социальный характер.
Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.
Виды потребностей в общении
- Потребность в индивидуализации. Человек старается выстроить такие взаимоотношения, чтобы в его разговоре, движениях, мимике, жестикуляции читалась неповторимость, уникальность и необычность.
- Потребность в престижности, статусности. Человек при общении получает признание качеств, которые сам считает неординарными. Он получает положительную оценку от окружающих, испытывает чувство гордости. Если эти качества признания не находят, человек проявляет такие свойства как обида, огорчение, разочарование, агрессивность. Потерпев поражение в одном, человек начинает искать возможность проявиться в другом. Он ищет расположения людей, которые склонны оценивать его качества положительно. Но если такая потребность приобретает гипертрофированные размеры, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
- Потребность в лидерстве. Человек стремится оказать влияние на мысли, идеи, а соответственно на поведение, вкусовые предпочтения, установки другого человека. Эта потребность может быть удовлетворена лишь тогда, когда изменится поведение оказавшегося под влиянием человека. Он будет рассматривать поведение лидера в качестве субъекта, способного взять на себя ответственность за принятие тяжелых решений. Поэтому вместе с потребностью в лидерстве, у людей, находящихся под влиянием, возникает потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут быть факторами ухудшения взаимоотношений. Это происходит тогда, когда правота доказывается безотносительно к истине (доминирование), или когда принимаются нежелательные решения под влиянием, давлением (подчинение). Межличностное общение двух доминантных или двух ведомых людей бывают напряженными, конфликтными, непродуктивными.
- Потребность в опекании. Человек хочет покровительствовать или заботиться о другом человеке, предлагая свою помощь, испытывая при этом чувство удовлетворенности. Если эта потребность сильна, то постепенно в человеке формируются такие качества, как альтруизм, человеколюбие.
- Потребность в получении помощи. Человек готов принять помощь от другого. Тот, кто ее оказал, тоже испытывает удовлетворение. Отказ от помощи воспринимается по-разному, может быть и негативная реакция. Человек, предлагающий помощь, может расценить отказ как нежелание взаимодействовать, как прявление завышенной самооценки и гордыни.
Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.
После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.
Фрустрация
Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:
- внешние: трудность поставленной задачи, неподходящие условия для ее решения, плохая команда;
- внутренние — неподготовленность к выполнению сложной задачи, отсутствие воли, зависимость.
Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.
Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.
Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.
Проблема потребности в общении
В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность.
Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:- в партнере и партнерских взаимоотношениях;
- в социальной общности и принадлежности к ней;
- в сопереживании и соучастии;
- в заботе, помощи, поддержке другим;
- в установлении деловых контактов;
- в обмене опытом, знаниями;
- в оценке, уважении, признании;
- в выработке общего с другими людьми миропонимания.
Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.
В первые недели жизни ребенок не реагирует на обращения взрослых и сам к ним не адресуется. На третьем месяце жизни ребенок может различать интонацию, разграничивать «добрую» и «злую» мимику. Ребенок проявляет реакции: поворачивает голову, перебирает ручками, открывает и закрывает рот. М.И.Лисина выделила 4 этапа и 4 критерия появления потребности в общении:
- внимание и проявление интереса ребенка к взрослому;
- эмоции ребенка, адресованные взрослому;
- инициативные действия ребенка для привлечения внимания взрослого;
- чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.
М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.
Определение 2М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.
В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.
Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.
А.А.Леонтьев делает вывод, что потребность в общении является первичной, непроизводной, она не сводится к другим потребностям, особенно на определенных этапах онто-и филогенеза, независимо от того, считается она врожденной или приобретенной. Ученый называет первоначальные потребности «животными». Младенец просто нуждается в уходе окружающих. Когда потребность приобретает социальный характер, она становится связующей нитью между личностью ребенка и окружающим миром. На ранних этапах развития потребность в общении выполняет психологическую функцию удовлетворения не коммуникативных социально практических потребностей. По мере взросления ребенка появляются цели общения и его психологическая динамика.
Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:
- потребность;
- интерес;
- привычка;
- каприз;
- долг.
Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:
- взаимодействующие, в процессе общения сближающиеся содержательно;
- противодействующие, в процессе общения взаимоисключаются, являются противоположно направленными. Например, один хочет выяснить правду, другой не хочет ее рассказывать;
- независимо протекающие, в процессе общения не оказывающие влияния друг на друга. У тех, кто общается, разные цели, но они не мешают друг другу.
Цели и функции общения
Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.
А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.
Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:
- Организация совместной деятельности.
- Познание людьми друг друга.
- Формирование и развитие межличностных отношений.
Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.
М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.
Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:
- информационная;
- экспрессивная;
- регулятивная;
- социального контроля;
- социализации.
Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.
При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.
Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.
- Создание целостной группы, объединения (компания друзей).
- Обмен информацией (беседа,спор).
- Взаимопроникновение (откровенный разговор).
Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.
Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:
- Инструментальная функция — общение является обслуживающим инструментом деятельности;
- Психологическая функция — общение развивает психические процессы, свойства, состояния личности;
- Социально-психологическая функция — общение развивает отношения в социальных группах;
- Социальная функция — общение организует общественное взаимодействие, передачу опыта.
Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е. В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.
Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:
- Психологические функции, которые способствуют развитию личности. Общение стимулирует развитие мышления, активности, эмоций.
- Социальные функции развивают группы, которые являются основными единицами общественной системы. Интеграция общества возможна лишь тогда, когда общение будет присутствовать во всех его видах, типах и формах.
- Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром. Здесь имеется в виду общение не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира. Проявляется своеобразный обмен информацией на уровнях наблюдательности, любознательности, любопытства.
Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.
О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:
- инструментальную — передача сведений с целью совершения действия;
- трансляционную — передача определенного способа деятельности;
- экспрессивную — взаимопонимание переживаний и эмоций;
- самовыражения;
- социального контроля;
- социализации.
Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:
- прагматическую — люди взаимодействуют при совместной деятельности;
- формирующую — определяет развитие личности человека;
- подтверждающую — человек оценивает себя в процессе общения с другими людьми;
- организации и поддержания межличностных отношений;
- внутриличностную — человек ведет диалог с самим собой и принимает важные для него решения.
В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:
- Коммуникативные функции обеспечивают индивидуальное, групповое, общественное взаимодействие. Информация — это знаковая система, образующая канал общения. Решается проблема «канал-знак».
- Информационные функции — осуществляют прием и хранение сведений. Сюда входит передача опыта, социального наследования. Информация передается в виде комплекса знаков (слов, жестов). Решается проблема «знак-значение».
- Когнитивные функции обогащают опыт самопознания и взаимопознания. Решается проблема «значение-смысл».
- Эмотивные функции отражают сторону переживаний, эмоциональной связи с действительностью. Решается проблема «смысл-отношение».
- Конативные функции управляют личностью во всех процессах ее жизнедеятельности. Решается проблема «отношение-поведение».
- Креативные функции преобразуют людей в процессах общения. Решается проблема «поведение-личность».
Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
цели, функции и потребность в нем
Общение: цели, функции и потребность в нем
Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.
Определение 1Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.
Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими. Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.
Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:
- объективность появления;
- историческая направленность;
- прямая зависимость от практики;
- социальный характер.
Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.
Виды потребностей в общении
- Потребность в индивидуализации. Человек старается выстроить такие взаимоотношения, чтобы в его разговоре, движениях, мимике, жестикуляции читалась неповторимость, уникальность и необычность.
- Потребность в престижности, статусности. Человек при общении получает признание качеств, которые сам считает неординарными. Он получает положительную оценку от окружающих, испытывает чувство гордости. Если эти качества признания не находят, человек проявляет такие свойства как обида, огорчение, разочарование, агрессивность. Потерпев поражение в одном, человек начинает искать возможность проявиться в другом. Он ищет расположения людей, которые склонны оценивать его качества положительно. Но если такая потребность приобретает гипертрофированные размеры, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
- Потребность в лидерстве. Человек стремится оказать влияние на мысли, идеи, а соответственно на поведение, вкусовые предпочтения, установки другого человека. Эта потребность может быть удовлетворена лишь тогда, когда изменится поведение оказавшегося под влиянием человека. Он будет рассматривать поведение лидера в качестве субъекта, способного взять на себя ответственность за принятие тяжелых решений. Поэтому вместе с потребностью в лидерстве, у людей, находящихся под влиянием, возникает потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут быть факторами ухудшения взаимоотношений. Это происходит тогда, когда правота доказывается безотносительно к истине (доминирование), или когда принимаются нежелательные решения под влиянием, давлением (подчинение). Межличностное общение двух доминантных или двух ведомых людей бывают напряженными, конфликтными, непродуктивными.
- Потребность в опекании. Человек хочет покровительствовать или заботиться о другом человеке, предлагая свою помощь, испытывая при этом чувство удовлетворенности. Если эта потребность сильна, то постепенно в человеке формируются такие качества, как альтруизм, человеколюбие.
- Потребность в получении помощи. Человек готов принять помощь от другого. Тот, кто ее оказал, тоже испытывает удовлетворение. Отказ от помощи воспринимается по-разному, может быть и негативная реакция. Человек, предлагающий помощь, может расценить отказ как нежелание взаимодействовать, как прявление завышенной самооценки и гордыни.
Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.
Замечание 1После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.
Фрустрация
Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:
- внешние: трудность поставленной задачи, неподходящие условия для ее решения, плохая команда;
- внутренние — неподготовленность к выполнению сложной задачи, отсутствие воли, зависимость.
Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.
Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.
Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.
Проблема потребности в общении
В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность. Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:
- в партнере и партнерских взаимоотношениях;
- в социальной общности и принадлежности к ней;
- в сопереживании и соучастии;
- в заботе, помощи, поддержке другим;
- в установлении деловых контактов;
- в обмене опытом, знаниями;
- в оценке, уважении, признании;
- в выработке общего с другими людьми миропонимания.
Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.Веденов Д. Кэмпбелл придерживаются того, что у человека врожденная потребность в процессе общения. Данной позиции придерживаются Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Леонтьев. М.И.Лисина, наблюдая за младенцами, сделала вывод о том, что потребность в общении формируется в процессе жизни и является результатом контактирования взрослого и ребенка.
В первые недели жизни ребенок не реагирует на обращения взрослых и сам к ним не адресуется. На третьем месяце жизни ребенок может различать интонацию, разграничивать «добрую» и «злую» мимику. Ребенок проявляет реакции: поворачивает голову, перебирает ручками, открывает и закрывает рот. М.И.Лисина выделила 4 этапа и 4 критерия появления потребности в общении:
- внимание и проявление интереса ребенка к взрослому;
- эмоции ребенка, адресованные взрослому;
- инициативные действия ребенка для привлечения внимания взрослого;
- чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.
М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.
Определение 2М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.
В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.
Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.
А.А.Леонтьев делает вывод, что потребность в общении является первичной, непроизводной, она не сводится к другим потребностям, особенно на определенных этапах онто-и филогенеза, независимо от того, считается она врожденной или приобретенной. Ученый называет первоначальные потребности «животными». Младенец просто нуждается в уходе окружающих. Когда потребность приобретает социальный характер, она становится связующей нитью между личностью ребенка и окружающим миром. На ранних этапах развития потребность в общении выполняет психологическую функцию удовлетворения не коммуникативных социально практических потребностей. По мере взросления ребенка появляются цели общения и его психологическая динамика.
Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:
- потребность;
- интерес;
- привычка;
- каприз;
- долг.
Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:
- взаимодействующие, в процессе общения сближающиеся содержательно;
- противодействующие, в процессе общения взаимоисключаются, являются противоположно направленными. Например, один хочет выяснить правду, другой не хочет ее рассказывать;
- независимо протекающие, в процессе общения не оказывающие влияния друг на друга. У тех, кто общается, разные цели, но они не мешают друг другу.
Цели и функции общения
Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.
А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.
Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:
- Организация совместной деятельности.
- Познание людьми друг друга.
- Формирование и развитие межличностных отношений.
Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.
М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.
Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:
- информационная;
- экспрессивная;
- регулятивная;
- социального контроля;
- социализации.
Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.
При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.
Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.
- Создание целостной группы, объединения (компания друзей).
- Обмен информацией (беседа,спор).
- Взаимопроникновение (откровенный разговор).
Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.
Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:
- Инструментальная функция — общение является обслуживающим инструментом деятельности;
- Психологическая функция — общение развивает психические процессы, свойства, состояния личности;
- Социально-психологическая функция — общение развивает отношения в социальных группах;
- Социальная функция — общение организует общественное взаимодействие, передачу опыта.
Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е. В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.
Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:
- Психологические функции, которые способствуют развитию личности. Общение стимулирует развитие мышления, активности, эмоций.
- Социальные функции развивают группы, которые являются основными единицами общественной системы. Интеграция общества возможна лишь тогда, когда общение будет присутствовать во всех его видах, типах и формах.
- Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром. Здесь имеется в виду общение не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира. Проявляется своеобразный обмен информацией на уровнях наблюдательности, любознательности, любопытства.
Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.
О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:
- инструментальную — передача сведений с целью совершения действия;
- трансляционную — передача определенного способа деятельности;
- экспрессивную — взаимопонимание переживаний и эмоций;
- самовыражения;
- социального контроля;
- социализации.
Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:
- прагматическую — люди взаимодействуют при совместной деятельности;
- формирующую — определяет развитие личности человека;
- подтверждающую — человек оценивает себя в процессе общения с другими людьми;
- организации и поддержания межличностных отношений;
- внутриличностную — человек ведет диалог с самим собой и принимает важные для него решения.
В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:
- Коммуникативные функции обеспечивают индивидуальное, групповое, общественное взаимодействие. Информация — это знаковая система, образующая канал общения. Решается проблема «канал-знак».
- Информационные функции — осуществляют прием и хранение сведений. Сюда входит передача опыта, социального наследования. Информация передается в виде комплекса знаков (слов, жестов). Решается проблема «знак-значение».
- Когнитивные функции обогащают опыт самопознания и взаимопознания. Решается проблема «значение-смысл».
- Эмотивные функции отражают сторону переживаний, эмоциональной связи с действительностью. Решается проблема «смысл-отношение».
- Конативные функции управляют личностью во всех процессах ее жизнедеятельности. Решается проблема «отношение-поведение».
- Креативные функции преобразуют людей в процессах общения. Решается проблема «поведение-личность».
Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Иерархия мотивационных потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу в 1943 году разработал иерархию потребностей, которая плодотворно объясняет мотивацию, в статье под названием «Теория мотивации человека». Позже он опубликовал книгу под названием «Мотивация и личность», в которой упомянул, что для мотивации людей важны многочисленные потребности. Это было названо в его честь как иерархия потребностей Маслоу в мотивации.
Мотивация — это термин, используемый для описания потребности или желания, которые стимулируют и управляют поведением. Иерархия потребностей Маслоу — одна из известных теорий, объясняющая, как мы мотивируемся что-то делать.
Иерархия потребностей Маслоу. Объяснение
Согласно Маслоу, у каждого человека в разные периоды жизни был свой набор потребностей. Он сказал, что все потребности человека можно расположить в иерархии. Говорят, что каждый человек движется по иерархии, удовлетворяя потребности каждого уровня. Некоторые люди могут иметь доминирующие потребности на определенном уровне и, таким образом, никогда не перемещаться по всей иерархии.
Уровни представлены в виде треугольника или пирамиды с наиболее крупными и фундаментальными уровнями потребностей на нижнем ярусе, а потребностью в самореализации наверху. Согласно Маслоу, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении — это потребности в дефиците или D-потребности, которые возникают из-за депривации. Самый высокий уровень пирамиды называется потребностями роста или B-потребностями.
Маслоу также упомянул, что мы можем удовлетворить 2 или более потребностей одновременно. Например, если человеку нужна финансовая поддержка, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Таким образом, его потребности в принадлежности и безопасности удовлетворяются одновременно.
Различные потребности, описанные в иерархии потребностей Маслоу, могут быть субъективными, но порядок не обязательно фиксирован. Например, люди работают в течение долгих часов без полного удовлетворения своих физиологических потребностей (еда или вода).
Физиологические потребности: Это основные биологические потребности, такие как голод и жажда. Эти потребности лежат в основании пирамиды. Эти потребности необходимы для выживания. Например, воздух, тепло, вода, пища, кров и сон. Если эти потребности не удовлетворяются, люди могут заболеть и в экстремальных обстоятельствах умереть.
Потребности в безопасности: Потребность в физической безопасности и здоровье. Они приходят чуть выше физиологических потребностей. Например, политическая безопасность, страховые полисы, безопасность на рабочем месте. Если эти потребности удовлетворяются надлежащим образом, человек может чувствовать себя в безопасности в своем мире. Если эти потребности не удовлетворяются, это может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другим нарушениям психического здоровья. Человек также может быть физически небезопасным, если эти потребности не удовлетворяются должным образом.
Потребность в принадлежности и любви: Это потребность давать и получать любовь и быть принятым. Они приходят после потребности в безопасности. Например, дружба, семья, отношения с коллегами, социальные группы. Эти потребности могут быть удовлетворены с помощью встреч в колледже, семейных посиделок, пикников, свиданий или участия в социальной группе. Эта потребность полезна во время стресса и давления.
Например, Рейя живет отдельно от своей семьи из-за смены места работы. Раньше она чувствовала себя одинокой. Теперь она сформировала группу с людьми с ее работы, что помогает ей чувствовать себя лучше, чем раньше. Если эти потребности не удовлетворяются должным образом, человек может впасть в депрессию или тревогу. Он или она может столкнуться с одиночеством и неуравновешенным психическим здоровьем.
Потребность в уважении: Это потребность в компетентности и достижениях. Они приходят после потребности в принадлежности и любви. Например, награды, награды, сертификаты, акции, почетные упоминания. Важно, чтобы наши коллеги, друзья и семья уважали и чувствовали себя уважаемыми. Маслоу показал, что уважение и восхищение других — это потребность в уважении более низкого уровня, а уважение, которое мы испытываем к себе, — потребность в уважении более высокого уровня. Это называется более высоким уровнем, потому что вы всегда являетесь единственной константой в своей жизни, поэтому самоуважение важно для комфортного выживания. Если эти потребности не удовлетворяются, человек может чувствовать себя бесполезным и недооцененным и испытывать из-за этого чувство грусти.
Потребности в самореализации: Это потребность полностью реализовать свой потенциал. Он находится на вершине пирамиды иерархии потребностей и не каждый может достичь его. Маслоу считал, что эта потребность возникнет, когда будут удовлетворены все другие потребности более низкого уровня.
В основном это относится к тому, что мы должны делать. Это может быть воодушевление других или достижение чего-то огромного в одиночку. По Маслоу, люди, достигшие этой потребности, креативны и проявляют самопринятие. Он проводил эксперименты на тематических исследованиях людей и истории их жизни, которые, как он обнаружил, самореализуются. Затем он назвал некоторые общие характеристики самоактуализирующихся людей. Маслоу упомянул, что Авраам Линкольн, Мать Тереза и другие достигли этого уровня.
Им комфортно со своими ограничениями и ограничениями других. У них нет необходимости зависеть от внешних сил или властей, чтобы они давали им направление, поскольку они независимы. Они способны формировать значимые отношения и глубоко ценят жизнь и ее опыт. Некоторые реальные примеры самоактуализирующихся людей включают Альберта Эйнштейна, Уильяма Джеймса и Джейн Адамс. Если эта потребность не удовлетворена, человек может чувствовать себя неудовлетворенным своей жизнью.
Расширенная иерархия потребностей
Первоначальная версия модели иерархии потребностей Маслоу включала 5 потребностей, а именно: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. Позже Маслоу включил в свою модель некоторые дополнительные потребности. Он добавил познавательные потребности, эстетические потребности и потребность в трансцендентности.
Когнитивные потребности включают потребность в знаниях и любознательность.
Например, Стейси интересно решать очень сложные задачи по алгебре. Эти проблемы она решает в свободное время.
Эстетические потребности включают потребность в красоте и признании.
Например, Тия хочет составить свой гардероб таким образом, чтобы он выглядел сбалансированным и красивым.
Потребности в трансцендентности включают потребность в смысле за пределами себя.
Например, Ким хочет отправиться в путешествие в Гималаи в одиночку, чтобы исследовать это место и найти в нем какой-то смысл.
Потребности дефицита и роста
Все вышеперечисленные иерархии потребностей можно разделить на 2 типа: потребности дефицита или потребности более низкого порядка и потребности роста или потребности более высокого порядка. Первые четыре потребности относятся к дефициту или D-потребностям, а остальные верхние относятся к росту или B-потребностям.
Дефицитные потребности возникают в результате депривации. Чем дольше отрицаются дефицитные потребности, тем сильнее стремление к их удовлетворению.
Например, Джейк сегодня забыл в школе свою бутылку с водой. У него был очень напряженный день, насыщенный занятиями, и он не мог пить воду в течение многих часов. К тому времени, когда он добрался до дома, его потребность в питьевой воде была чрезвычайно сильной.
Потребности роста, с другой стороны, возникают из стремления стать лучше как личность. Эти потребности продолжают оставаться постоянными или усиливаются даже после удовлетворения. Человек может достичь уровня самореализации, если потребности роста полностью удовлетворены.
Например, Тина работает профессионалом. Она также художник и считает, что рост и развитие могут происходить в любом возрасте. Недавно она закончила 12-часовую работу, которая получила широкое признание. Возможно, она была бы в состоянии сделать это, учитывая, что ее потребности более низкого уровня удовлетворялись удовлетворительно.
Research Study
Исследование, проведенное Джоном Паттоном и его коллегами, проанализировало взаимосвязь между переменными потребностей дефицита (физиологические потребности, потребность в безопасности, любовь) и переменными потребности роста (успеваемость в учебе).
Многие дети испытывают дефицит потребностей, поэтому это исследование может помочь понять взаимосвязь между этими переменными и максимизировать результаты обучения.
Эксперимент
Выборка для исследования состояла из 390 экономически ограниченных учащихся из более чем 40 школ в США. Потребности в дефиците измерялись факторами, полученными из опросов родителей, а потребности роста оценивались с использованием факторов, полученных из опроса родителей, и результатов опроса родителей. Индивидуально проводимый нормативный тест достижений.
Наблюдение
Опросы родителей состояли из 81 вопроса, ответы на которые давались в формате ответов по 4-балльной шкале Лайкерта. Варианты ответов по каждому пункту варьировались от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Результаты показали положительную связь между потребностями дефицита и потребностями роста.
Здоровье и стоматологическая помощь (что является потребностью в безопасности) оказалось фактором, который в наибольшей степени связан с результатами достижений (что является потребностью роста).
Результат
Это исследование предоставляет доказательства теории Маслоу в том смысле, что академический прогресс (потребность роста) может быть достигнут за счет улучшения дефицитных потребностей, таких как безопасность и принадлежность.
Применение теории Маслоу
Теория Маслоу очень широко используется для объяснения мотивации. Его можно применять в различных сферах жизни. Например, его можно использовать на рабочих местах, чтобы заботиться о сотрудниках и мотивировать их. Лидер может позаботиться о потребностях сотрудника в уважении, предоставляя вознаграждение за ценную работу. Иерархия потребностей также полезна для саморефлексии. Мы можем сесть и проверить, удовлетворяются ли все наши потребности, и перейти к самореализации.
Другое применение теории Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей на рабочем месте. Доступ к надлежащей воде и пищевым ресурсам, комфортная температура и безопасный туалет необходимы для того, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и обрели душевное спокойствие. О потребностях сотрудников в безопасности можно позаботиться, своевременно выплачивая заработную плату, что обеспечивает финансовую безопасность. Это также повышает мотивацию, поскольку сотрудники чувствуют себя в безопасности.
Потребность в сопричастности может быть удовлетворена на рабочем месте путем предоставления средств для тимбилдинга, комнаты отдыха, рабочих вечеринок и праздников, групповых проектов. Это также может повысить мотивацию к работе.
Помимо работы, эту теорию можно применять и в других сферах жизни. Если человек переживает кризис, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Потребность в принадлежности будет удовлетворена, и человек сможет справиться с этим лучше.
Критика
- У теории Маслоу есть и определенные недостатки. Основное беспокойство вызывает то, как он собирал данные для формирования концепции самоактуализации. Он использовал биографии и труды нескольких человек, чтобы завершить свой анализ самоактуализации. Его сбор данных может быть предвзятым из-за его собственного мнения, а некоторые люди не похожи на все население, поэтому его нельзя обобщить на всех.
- Ограничения этой теории заключаются в том факте, что в разных культурах у людей может быть разная иерархия потребностей.
- Большинство людей, которых он изучал, были высокообразованными белыми мужчинами. Он изучил только несколько самок. Эта ошибка в сборе данных делает теорию менее применимой к женщинам, неграмотным и людям из неблагополучных семей.
- Другая критика заключается в том, что люди, у которых не удовлетворены их низшие потребности, все же могут удовлетворить свои высшие потребности. Например, Ван Гог, известный художник, жил в нищете, но сумел добиться самореализации через свое искусство.
- Проще говоря, люди обязательно могут не удовлетворять один уровень за другим и могут иметь другие потребности, не упомянутые в списке, и могут быть готовы пожертвовать некоторыми потребностями.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |