Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Общение и межличностные отношения: 12. Общение. Межличностные отношения

12. Общение. Межличностные отношения



12. Общение. Межличностные отношения

Страница «Психология» сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 10. Общение. Межличностные отношения

 

 

 

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц для взаимного познания, установления (развития) отношений, взаимовлияния, регуляции совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

— обмен информацией,

— ее интерпретация,

— взаимопонимание,

— взаимооценка,

— сопереживание,

— психологическое воздействие.

В общении выделяются:

— содержание (передаваемая информация),

— цель,

— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

 

 

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Виды коммуникации (и коммуникативные средства):

а) вербальная,

б) невербальная:

— кинетика (мимика, пантомимика),

— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

— проксемика (организация пространства и времени в общении),

— визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные барьеры – обстоятельства, препятствующие эффективной передаче информации.

 

 

3. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений и, таким образом, с социализацией.

Общественные отношения – официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Элементы межличностных отношений:

— когнитивный (гностический, информационный) – понимание информации, задействованной в межличностных отношениях,

— аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных (негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных, сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,

— суггестивный – связанный со внушением,

— поведенческий, регулятивный: симпатия определяет доброжелательность.

 

 

4. Построение отношений по вертикали и по горизонтали.

Развитие межличностных отношений обусловливается особенностями общающихся:

— полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений и притязаний),

— возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении детей и расширение впоследствии),

— национальностью,

— темпераментом,

— состоянием здоровья (влияние физических недостатков на Я-концепцию),

— опытом общения,

— профессией.

 

5. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Показатели межличностной совместимости:

— удовлетворенность взаимодействием,

— взаимная симпатия.

Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула дружбы».

Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.

Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Уровни:

— когнитивная – понимание,

— эмоциональная – сочувствие,

— высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.

Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без взаимности) так и разнонаправленными.

Эпатийность как свойство личности.

 

6. Влияние условий на формирование межличностных отношений:

— экстремальные,
— жизнь в большом городе и селе,

— отдых или работа.

Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость) и в угрожающих обстоятельствах.

Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах (нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.

Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных по четырем причинам:

— чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности,

— чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого общения,

— чтобы добиться внимания и похвалы,

— чтобы получить эмоциональную поддержку.

В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют три компонента:

— социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна),

— редукция (уменьшение, ослабление) тревоги – тяга к более спокойным людям,

— поиск информации.

Дистресс может снижать аффилиативные тенденции:

— если он связан с переживанием неловкости, стыда,

— если переживается мощное эмоциональное потрясение.

Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих эмоций в процессе их обсуждения.

 

 

7. Аффилиация (англ. affiiation – соединения, связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях любви и дружбы.

Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность.   

 

 

8.

Дружба. 

Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)

Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, – сходство.

Понимание дружбы:

— общее предметное содержание (общность интересов, целей),

— различие в темпераменте (?).

Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер идеализируется.

Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения: Psychology OnLine.Net

Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения
Добавлено Psychology OnLine.Net
12.08.2008 (Правка 12.08.2008)

Место и природа межличностных отношений

Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.

Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений (Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Межличностные отношения и общественные отношения

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в

межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Общение в системе межличностных и общественных отношений

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, — раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в спе-цифических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.

Единство общения и деятельности

Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо” (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 271).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, “по поводу” нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство.

Выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “личностного” общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, “предметно-проблемное” (Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.

Идея “вплетенности” общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может конституировать общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследованиям //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется “обратное влияние общения на деятельность” (Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз-действия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Что такое межличностное общение и почему оно важно?

Понимайте межличностное общение на более глубоком уровне, поскольку мы предлагаем несколько лучших советов по эффективному общению.

Поделиться этой публикацией

Никогда не недооценивайте важность социальных навыков, помогающих справляться с жизненными трудностями. Навыки общения являются одними из самых важных социальных навыков, которые пригодятся во всех сферах жизни, включая отношения, карьеру и переговоры.

В этой статье мы сосредоточимся конкретно на межличностном общении, которое является огромной частью повседневной жизни. Мы обсудим 4 принципа межличностного общения, основные типы, некоторые потенциальные барьеры и разницу между межличностным и внутриличностным общением. Наконец, мы дадим несколько основных советов о том, как более эффективно общаться с другими людьми.

Что такое межличностное общение?

Даже если вы никогда не слышали о межличностном общении, вы делаете это каждый день, даже не задумываясь об этом. По сути, это процесс обмена идеями, информацией, чувствами и намерениями между людьми посредством сообщений и сигналов.

Межличностное общение состоит из любых обменов между людьми – это может быть общение лицом к лицу, а также онлайн или по телефону. Сообщения, которые люди передают друг другу, могут быть вербальными и невербальными — мы общаемся не только с помощью того, что мы говорим, но и с помощью таких вещей, как язык тела, тон голоса, мимика и жесты.

Разница между межличностным и внутриличностным общением

Можно легко перепутать такие термины, как межличностное и внутриличностное общение, но на самом деле они полные противоположности. В то время как «интер» относится к общению между людьми или группами, «внутри» относится к общению внутри человека или группы.

Вообще говоря, когда мы говорим о внутриличностном общении, мы имеем в виду то, как мы общаемся сами с собой. Некоторые примеры уникального внутриличностного общения включают нашу самооценку, восприятие и ожидания.

Хотя оба вида общения полезны во многих сферах жизни, ни один из них не важнее другого. Также нормально быть лучше в одном типе, чем в другом — в конце концов, мы все разные. Если у вас проблемы с межличностным общением, надеюсь, эта статья прояснит для вас некоторые вещи.

  • Шанхайский университет международных исследований (SISU) Межкультурная коммуникация: динамика культурных идентичностей в глобальном взаимодействии

  • Лондонский университет Рэйвенсборна Стратегия бренда и коммуникация

  • Центральный Квинслендский университет Деловой этикет: освойте коммуникативные и социальные навыки

Четыре принципа межличностного общения

Существуют четыре основных принципа, которые следует учитывать при рассмотрении вопросов межличностного общения. Эти принципы помогают продемонстрировать природу межличностных отношений и должны дать вам более глубокое понимание.

  • Неизбежно. Практически невозможно избежать общения с другими людьми. Даже если вы предпочитаете проводить время в одиночестве, вы, вероятно, будете регулярно общаться онлайн с другими людьми.
  • Необратимый. Мы не можем взять назад то, что говорим или делаем во время взаимодействия с другими. Даже если мы извиняемся или предлагаем объяснение того, что мы сделали или сказали, наше первоначальное сообщение не может быть отменено.
  • Сложный. Поскольку существует так много аспектов межличностного общения, помимо того, что на самом деле говорится, оно сложно по своей природе. Часто вещи можно интерпретировать по-разному, и некоторым нейроотличным людям может быть особенно трудно уловить тонкие сигналы. Точно так же многие нейротипичные люди не знают о разных стилях общения, и это также может вызывать разные интерпретации.
  • Контекстный. Может быть трудно контролировать получение наших сообщений из-за других вовлеченных факторов. Кто получает сообщение, где они находятся и почему они восприняли его определенным образом? Большая часть этого зависит от контекста.

Различные типы межличностного общения

Межличностное общение можно разделить на четыре основных типа. Ниже мы кратко объясним, что означает каждая из этих категорий:

  1. Устно. Это все о словах, которые вы на самом деле говорите, и включает в себя такие вещи, как выбранный вами язык, насколько убедительно вы говорите и использование утвердительных звуков, таких как «угу» и «я вижу».
  2. Прослушивание. Способность внимательно слушать является одним из наиболее важных навыков общения, независимо от того, слушаете ли вы физически ушами или проявляете внимание другими способами. Слушание может включать в себя такие методы, как разъяснение и размышление.
  3. Письменное сообщение. Хорошие письменные коммуникации становятся все более важными, независимо от того, используете ли вы их на рабочем месте или в социальных сетях. Это включает в себя такие вещи, как четкость, тон, грамматика и даже такие вещи, как пунктуация и смайлики.
  4. Невербальное общение. Как упоминалось ранее, это включает в себя все, что не было сказано в разговоре лицом к лицу. Это жесты, язык тела, мимика и тон голоса. Возможность использовать эти невербальные сигналы и замечать их в других может быть полезной.

Примеры межличностного общения

Чтобы дать вам еще более широкое представление об этих четырех различных типах межличностного общения, мы перечислили несколько примеров ниже и указали, к какой категории они относятся:

  • Телефонные звонки. Поскольку вы можете слышать голоса только во время телефонных звонков, вам приходится полагаться на сильные навыки вербального общения.
  • Презентации. Вы используете все четыре типа межличностного общения при представлении информации. Вам нужно говорить четко, использовать невербальные сигналы, слушать свою аудиторию и ссылаться на письменные тексты.
  • Электронная почта. Вам необходимо хорошее письменное общение при написании электронных писем, особенно на рабочем месте.
  • Игра в спектакле. Исполнителям необходимо использовать сочетание вербальной и невербальной коммуникации, чтобы эффективно заинтересовать аудиторию и донести свое сообщение.
  • Текстовые сообщения. Это основано на письменном общении, но менее формально, чем электронная почта или письма, и требует более индивидуального подхода.

Почему важно межличностное общение?

Если мы еще не разъяснили это, мы еще раз подчеркнем, что сильные навыки межличностного общения могут иметь положительное значение во многих сферах жизни. Например, одно исследование, опубликованное в Евразийском журнале исследований в области образования, показало, что у учащихся, получивших образование в области коммуникативных навыков, значительно увеличились склонность к сопереживанию и способность выражать свои эмоции. Кроме того, отличные коммуникативные навыки часто идут рука об руку с фантастической командной работой и лидерскими качествами, что сделает вас более привлекательным для работодателей.

Навыки межличностного общения могут улучшить ваши личные и профессиональные отношения, помогая вам выражать свои мысли и четко выражать свои намерения. Кроме того, вы сможете лучше понимать других и сопереживать им благодаря своим навыкам слушания.

Однако борьба с аспектами межличностного общения не делает вас неспособным или менее ценным, чем кто-либо другой. Есть много причин, по которым вам может быть трудно общаться, в том числе принадлежность к аутистическому спектру, социальная тревожность и другие неврологические различия или проблемы с психическим здоровьем.

Никто не должен менять себя, чтобы быть более привлекательным для других, но лучше понять различные типы межличностного общения может быть полезно и даже полезно.

  • британский консул Общение между культурами

Потенциальные препятствия для межличностного общения

Барьер для межличностного общения — это то, что мешает получению сообщения. Это может привести к непониманию, незаинтересованности и даже обиде.

Чтобы помочь вам понять, почему иногда мы сталкиваемся с проблемами при общении с другими людьми, мы составили этот список потенциальных препятствий для межличностного общения. Возникающие барьеры будут зависеть от ситуации и вовлеченных людей, но все это потенциальные проблемы, о которых следует знать.

1. Слишком много технического жаргона

Если вы не разговариваете со специалистами по теме, о которой говорите, старайтесь избегать ненужного жаргона. Это касается устного и письменного общения. Использование слишком большого количества ненужных технических терминов может сделать ваше сообщение запутанным или даже непонятным, а суть, которую вы делаете, может быть потеряна при переводе. Вместо этого говорите ясно и лаконично, обращая внимание на того, с кем вы говорите.

2. Непоследовательные сигналы

Иногда вы можете сказать что-то своими словами, но языком тела передать совершенно другое. Это называется непоследовательным сигналом, потому что вы одновременно отправляете два противоположных сигнала. Например, если вы улыбаетесь, когда на самом деле злитесь, получатель, скорее всего, неправильно поймет сообщение, которое вы пытаетесь передать.

3. Выбор неправильного средства

Некоторые средства более подходят для определенных разговоров, чем другие. Например, эмоциональные разговоры лучше проводить лицом к лицу, поскольку вы можете использовать вербальные и невербальные сигналы, чтобы донести свое сообщение. Электронные письма отлично подходят для передачи рутинной информации, а текстовые или мгновенные сообщения хороши для случайных разговоров и быстрых вопросов.

4. Плохие отношения

Когда между людьми отсутствует доверие, особенно в рабочей среде, часто возникают проблемы в общении. Это связано с тем, что предвзятые представления об отношениях могут повлиять на эффективную передачу определенных сообщений — может быть, потому, что получатель не уделяет должного внимания, или потому, что они не верят или не уважают то, что говорит говорящий. Это может усугубляться такими вещами, как культурные различия или различия между поколениями, особенно когда люди придерживаются стереотипов.

Вдобавок к этому, иерархические структуры в офисах также могут препятствовать межличностному общению, так как младшие сотрудники могут неохотно общаться должным образом и представлять свое мнение старшим.

5. Внешние факторы

Во время межличностного общения часто действуют несколько неконтролируемых внешних факторов. Иногда это может быть шум, влияющий на слух и концентрацию, или плохое интернет-соединение, мешающее разговору. К сожалению, внешние факторы никогда не исчезнут, но важно помнить, что нужно быть терпеливым и внимательным к другому человеку или людям, с которыми вы общаетесь, когда возникают такие трудности.

Лучшие советы о том, как улучшить свои коммуникативные навыки

Полную статью о том, как развить навыки эффективного общения и совместной работы, вы можете найти в нашем предыдущем посте в блоге. В статье мы обсуждаем все, от эффективных вопросов и сохранения позитивного настроя до прохождения курсов общения и четкой речи.

Если вы хотите сразу приступить к курсу, у нас есть несколько замечательных вариантов ниже:

  • Межкультурная коммуникация Шанхайского университета международных исследований
  • Навыки эффективного общения для профессионалов от Университета Южного Квинсленда
  • Онлайн-обучение: общение и сотрудничество Университета Лидса
  • Деловой этикет: Мастер общения и социальных навыков Центрального Квинслендского университета
  • Навыки общения и межличностного общения на работе, Университет Лидса и Институт кодирования
  • Навыки влияния и коммуникации для менеджеров Юридического университета
  • Общение с разнообразной аудиторией Университета Суррея
  • Научная коммуникация и взаимодействие с общественностью от EIT Food, Туринского университета, Мадридского автономного университета и EIT
  • Коучинг в образовании: удовлетворение потребности в глубоком общении, Норвежский университет науки и технологий 

Однако у нас также есть несколько советов о том, как вести сложные разговоры и получать максимальную отдачу от общения с людьми. В нашей книге «Почему сложные разговоры — это хороший открытый шаг» эксперты из Университета Лидса предлагают восемь советов ниже. Хотя эти советы в основном применимы к личному общению, некоторые из них можно применить и к письменному общению.

  1. Примите тот факт, что сложные разговоры — это возможность для роста, и решайте любые вопросы, как только почувствуете себя спокойно и сосредоточенно.
  2. Установите четкие ожидания, чтобы избежать путаницы.
  3. Внимательно слушайте и уделяйте человеку все свое внимание.
  4. Признавать и уважать личные различия.
  5. Найдите точки соприкосновения.
  6. Дайте собеседнику почувствовать, что его услышали, отражая сказанное им и поддерживая зрительный контакт.
  7. Используйте утверждения «я» вместо утверждений «вы», чтобы сосредоточиться на своих собственных чувствах и убеждениях, а не на человеке, с которым вы разговариваете. Ваш разговорный тон становится мягче и менее обвинительным.
  8. При структурировании обратной связи попробуйте следующий подход: расскажите, что произошло, затем, как вы себя чувствовали, и, наконец, предложите решение, как это можно сделать лучше. Лучше взять на себя ответственность за свою реакцию и прийти с идеей, как можно улучшить ситуацию.

Заключительные мысли

Надеемся, что эта статья помогла вам чувствовать себя более уверенно в межличностном общении. Независимо от того, хотите ли вы улучшить свои навыки на работе или в личной жизни, никогда не поздно освежить в памяти важные жизненные навыки, такие как общение, творчество, эмоциональный интеллект или критическое мышление. Чтобы узнать больше, почему бы не ознакомиться с нашим постом в блоге о социальных навыках?

  • Юридический университет Навыки влияния и коммуникации для менеджеров

  • Университет Лидса Обучение онлайн: общение и сотрудничество

  • Норвежский университет науки и технологий (NTNU) Коучинг в образовании: удовлетворение потребности в глубоком общении

Межличностные отношения | Межличностное общение |

Близкие отношения иногда называют межличностными отношениями. Самые близкие отношения чаще всего встречаются с семьей и небольшим кругом лучших друзей. Межличностные отношения требуют наибольших усилий для развития и поддержания. Это также отношения, которые приносят вам наибольшую радость и удовлетворение. Межличностные отношения — это ассоциация между двумя или более людьми, которая может варьироваться от мимолетной до продолжительной. Эта ассоциация может быть основана на умозаключениях, любви, солидарности, регулярных деловых взаимодействиях или каком-либо другом виде социальных обязательств. Межличностные отношения формируются в контексте социальных, культурных и других влияний. Контекст может варьироваться от семейных или родственных отношений, дружбы, брака, отношений с коллегами, работы, клубов, районов и мест отправления культа. Они могут регулироваться законом, обычаем или взаимным соглашением и являются основой социальных групп и общества в целом. Отношения обычно рассматриваются как связь между людьми, например, романтические или интимные отношения или отношения между родителями и детьми. У отдельных людей также могут быть отношения с группами людей, например, отношения между пастором и его прихожанами, дядей и семьей или мэром и городом. Наконец, группы или даже нации могут иметь отношения друг с другом. В здоровых отношениях счастье проявляется, и отношения теперь являются приоритетом.

Межличностные отношения представляют собой динамические системы, которые постоянно изменяются в течение своего существования. Как и у живых организмов, у отношений есть начало, продолжительность жизни и конец. Они растут и улучшаются постепенно, по мере того, как люди узнают друг друга и сближаются эмоционально, или они постепенно ухудшаются по мере того, как люди отдаляются друг от друга, продолжают свою жизнь и формируют новые отношения с другими.

Для понимания межличностных отношений был сформирован ряд теорий. Есть смысл взглянуть на отношения с точки зрения каждой из этих теорий. Верить исключительно в одну теорию и игнорировать другие теории ограничивало бы наше понимание социальных отношений.

Почему мы устанавливаем отношения?

С момента рождения люди зависят от других в удовлетворении своих основных потребностей. Благодаря этому дети начинают ассоциировать тесный личный контакт с удовлетворением основных потребностей. Позже в жизни мы продолжаем искать личный контакт по той же причине, даже если мы знаем, что способны удовлетворять свои собственные потребности, не полагаясь на других для выживания. Кроме того, пребывание рядом с другими становится привычкой, и основные физические потребности младенчества расширяются, включая эмоциональные и социальные потребности. Это могут быть потребности в похвале, уважении, привязанности, любви, достижениях и так далее. Именно эти потребности, приобретаемые посредством социального обучения, побуждают нас как людей искать отношения с людьми, которые могут удовлетворить наши потребности на протяжении всей жизни.

Преимущества удовлетворительных отношений

Хорошие отношения требуют управления, усилий и внимания, но инвестиции окупаются во многих отношениях. Особые связи с другими людьми важны как для психического, так и для физического здоровья. Исследования подтверждают идею о том, что если у нас крепкие, заботливые отношения с другими, мы с большей вероятностью будем здоровы и проживем дольше. Удовлетворительные отношения с семьей и друзьями способствуют успеху в карьере, и мы чувствуем себя более защищенными и счастливыми. Плохие отношения, с другой стороны, могут способствовать депрессии, злоупотреблению наркотиками, проблемам с весом и другим проблемам с психическим здоровьем.

Качества хороших и плохих отношений

Некоторые качества хороших отношений могут быть очевидны с момента знакомства с человеком. Вместе с отношениями развиваются и другие черты, придающие отношениям силу и стабильность.

Вот некоторые общие характеристики хороших отношений:

  • Раппорт : когда вы чувствуете себя комфортно или непринужденно с другим человеком. Это может быть автоматическим или может потребоваться время для разработки.
  • Эмпатия: означает способность смотреть на мир глазами другого человека, понимать его чувства и действия.
  • Доверие: означает, что вы можете положиться на другого человека. Когда вы доверяете другому человеку, вы ожидаете от него принятия и поддержки.
  • Уважение: подразумевает принятие и оценку другого человека таким, какой он есть.
  • Ментальные ожидания : наблюдаются по мере развития отношений; партнеры должны иметь одинаковые взаимные ожидания по этому поводу. Отношения должны быть направлены к той же цели или целям для обоих людей.
  • Гибкость: хорошие отношения гибки и могут адаптироваться к изменениям. Обстоятельства меняются, и вы не всегда можете осуществить совместные планы. Иногда приходится идти на компромиссы и пересматривать свои цели.
  • Уникальность : отношения выделяются или являются в некотором роде особенными или отличными.
  • Незаменимость : каждые межличностные отношения так же уникальны, как и люди в них, и никогда не могут быть воссозданы заново.
  • I взаимозависимость : жизнь другого человека влияет на вас.
  • Самораскрытие: в межличностных отношениях люди делятся и доверяют личную информацию о себе
  • Честность и подотчетность : открытое и правдивое общение, признание ошибок или неправоты и принятие ответственности за себя.

Свойства плохих отношений

  • Избегание : Люди в нездоровых отношениях просто избегают смотреть в глаза реальности. Они становятся отстраненными и пропускают несколько случаев, потому что не чувствуют необходимости быть там.
  • Выгорание: Отношения находятся в низшей точке или «выгорании», это может заставить одного из них почувствовать себя в ловушке, усталым, беспомощным, подавленным или разочарованным.
  • Проблемы совместимости: Несовместимость сделает отношения нездоровыми, потому что вы не совместимы, постоянный негатив будет мешать близости. Это приведет к печальным отношениям в постоянном конфликте.
  • Пустота преданности: Отсутствие приверженности может привести к нездоровым отношениям. Пример: когда вы относитесь к своему супругу как к соседу по комнате или другу, это не обязательно означает, что вы должны быть влюблены 24/7.
  • Энтузиазм иссякает : если отношения перестают быть спонтанными и становятся предсказуемыми, они сами по себе уже не будут такими захватывающими, как раньше.
  • Пустота прощения : Ожидается, что те, кто не хочет или не может прощать, будут иметь нездоровые отношения в будущем
  • Просто скажи «да» : Те, кто чувствует, что не могут сказать «нет» установлению границ и поддержанию ограничений, сделают своего супруга менее приоритетным

Типы межличностных отношений

Мы определяем типы межличностных отношений в терминах реляционных контекстов взаимодействия и типов ожиданий, которые коммуникаторы имеют друг от друга.

Дружба Теории дружбы подчеркивают концепцию дружбы как свободно выбранной ассоциации
Семья Модели семейного общения определяют роли, идентичность и способствуют росту личности. Семейная дисфункция может также проявляться моделями общения.
Романтика Романтические отношения определяются понятиями страсти, близости и приверженности.
Профессиональный Профессиональное общение включает в себя общение в малых группах и проведение интервью.

В попытке понять, почему люди формируют отношения, был сформирован ряд теорий. К ним относятся:

  • Теория привязанности/принадлежности
  • Подтверждение и оценка теории отношений
  • Теория социального обмена
  • Теория справедливости
  • Теория отношений разума
  • Системы Тори

Фазы межличностных отношений

Выделено четыре последовательных этапа межличностных отношений:

  • 1. Ориентация 2. Идентификация 3. Использование 4. Разрешение

Теория систем

Целостность, лежащая в основе Общей теории систем (фон Берталланфи, 1968)

вызвала переполох в науке, потому что они бросили вызов общепринятому, линейному мышлению о причинах и следствиях и заменили его процессным мышлением, признающим взаимосвязи и циклы жизни. Идея фон Берталанфи оказала огромное влияние на естественные науки благодаря концепции экосистем, заставив ученых взглянуть на баланс взаимодействий между всеми элементами местности, почвой, водой, воздухом, растениями, животными и людьми, чтобы понять, что происходит. работает для оптимального выживания и здоровья.

Теория систем Уровни:

Теория привязанности/принадлежности

Люди, как правило, социальные животные, они ищут компанию других. Люди должны чувствовать себя в безопасности, когда определенный человек присутствует, и испытывать тревогу, когда этот человек отсутствует. Это стремление к человеческому контакту можно рассматривать как двустороннюю потребность; потребность в привязанности и потребность в принадлежности. Это две разные, но взаимосвязанные потребности.

  • Привязанность: потребность в особых близких отношениях
  • Принадлежность: потребность быть с другими людьми вообще — чувство принадлежности к большей группе.

Привязанность детей к опекунам: у детей развиваются разные стили привязанности, основанные на их прошлом опыте и взаимодействии с опекунами. У детей выделяют четыре различных стиля привязанности: безопасный, тревожно-амбивалентный, тревожно-избегающий и дезорганизованный. Эта теория стала сегодня доминирующей теорией при изучении поведения младенцев и малышей. Привязанность к опекунам в раннем возрасте имеет решающее значение для здорового развития, поскольку они служат шаблонами для последующих отношений.

Привязанность в романтических отношениях взрослых: эта теория была распространена на романтические отношения взрослых в конце 1980-х годов. У взрослых выделяют четыре стиля привязанности: безопасный, тревожно-озабоченный, пренебрежительно-избегающий и боязливо-избегающий. Исследователи изучили организацию и устойчивость моделей умственной работы, которые лежат в основе этих стилей привязанности.

Подтверждение и оценка теории отношений

Исследования показывают, что люди больше всего нуждаются в компании, когда они боятся, беспокоятся или не уверены в себе и хотят сравнить свои чувства с чувствами других. Отношения помогают людям подтверждать и подтверждать свои идеи и чувства, а также ценить себя. Исследования в области социальных наук показывают, что подтверждение и оценка происходят в три этапа. Подтверждающая и оценивающая теория происходит в три этапа:

  • Распознавание: распознается физическое присутствие другого человека.
  • Признание: проявляется интерес к идеям и чувствам другого человека.
  • Одобрение: оба человека соглашаются на отношения и поощряют идеи

Можете ли вы представить отношения с другим человеком, который постоянно узнает вас, признает вас и разделяет ваши чувства и идеи? Насколько важны для вас эти отношения?

Пример) братья сводных братьев понимают, что они будут братьями, что является признанием, когда они начинают говорить о том, что им обоим нравится, что является признанием, когда они решают, что они только что стали ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, что является стадией одобрения.

Теория социального обмена

Вознаграждения от отношений (или результаты, получаемые человеком) должны быть больше или, по крайней мере, равны инвестиционным затратам на отношения. Наградами могут быть любовь, статус, информация, деньги, товары, услуги и так далее. Следующая формула отражает суть теории социального обмена.

Согласно теории социального обмена, человек стремится формировать и поддерживать такие отношения, которые приносят наибольшее вознаграждение при наименьших затратах.

Пример) оплата, которую получает проститутка, за вычетом эмоциональных затрат, может равняться хорошему результату для него/нее, если оплата достаточно велика и/или нет эмоций. Но, с другой стороны, это также может равняться плохому исходу, если ему/ей не заплатят то, что было согласовано, и/или останется куча эмоционального багажа после завершения сеанса.

Теория справедливости

Теория справедливости в основном представляет собой более сложную версию теории социального обмена. Некоторые исследователи социальных наук считают, что люди мотивированы не только необходимостью достижения положительного баланса в своих отношениях. Теория справедливости объясняет, что люди также заботятся о справедливости в своих отношениях. Другими словами, они считают, что вознаграждения и затраты, которые они испытывают в отношениях, должны быть примерно равны вознаграждениям и затратам, которые испытывает их партнер по отношениям. Хотя вознаграждения и затраты могут различаться по своему характеру, они примерно эквивалентны по своей ценности для вовлеченных лиц. Суть теории справедливости можно проиллюстрировать следующей формулой:

Пример) когда в отношениях и вся работа, время, деньги и чувства равны тому, что ваш партнер вкладывает в отношения, что является теорией справедливости.

Пример) если вы всегда покупаете все и следите за тем, чтобы все работало и шло гладко в ваших отношениях, когда ваш партнер никогда ничего для вас не делает, тогда вы двое не равны, потому что, с одной стороны, вы добавляете так много затрат и получаете очень мало наград, а ваш партнер получает много наград и бесплатно.

Теория осознанных отношений

Теория осознанных отношений показывает, как можно усилить близость в отношениях. Разум — это «взаимный процесс познания, включающий непрерывные взаимосвязанные мысли, чувства и поведение людей в отношениях». Пять компонентов «разума» включают:

  • Знать и быть известным: стремление понять партнера и быть понятым
  • Приписывание поведения, укрепляющего отношения: использование сомнений
  • Принятие и уважение: эмпатия и социальные навыки
  • Поддержание взаимности: активное участие в укреплении отношений
  • Непрерывность ума: упорство в внимательности

Пример) вы гуляете однажды ночью со своей второй половинкой, и по выражению их лица и языку тела вы можете сказать, что они хотят домой, и вы тоже.

Стадии формирования отношений

Многие психологи считают, что отношения формируются, поддерживаются и заканчиваются в виде ряда наблюдаемых и поддающихся определению стадий. Количество стадий, названия, данные различным стадиям, и описания стадий варьируются от исследователя к исследователю. Мурстейн, например, предлагает трехэтапную модель, Левенджер предлагает пятиэтапную модель, а Кнапп разбивает подъем и спад отношений на десять этапов. Наиболее распространенная в настоящее время модель была разработана Марком Кнаппом в 1919 г.98. Стадии могут широко применяться ко всем отношениям. Они особенно описывают интимные, романтические отношения и близкую дружбу.

Модель стадий отношений Кнаппа

1. Инициирование: выражение заинтересованности в установлении контакта и демонстрация того, что вы тот человек, с которым стоит познакомиться.

2. Экспериментирование: процесс знакомства с другими людьми и получения дополнительной информации о них.

3. Усиление: сейчас начинают зарождаться межличностные отношения. Чувства по отношению к другому человеку теперь выражаются открыто, формы обращения становятся более привычными, приверженность теперь выражается открыто, и стороны начинают видеть себя «мы», а не отдельные личности.

4. Интеграция: идентификация как социальной единицы. Социальные круги сливаются. Партнеры вырабатывают уникальные, ритуальные способы поведения. Обязательства перед другим человеком возрастают. Некоторые личностные характеристики заменяются, и мы становимся другими людьми.

5. Связь: два человека делают символические публичные жесты, чтобы показать обществу, что их отношения существуют (кольца, браслеты дружбы, подарки, обязательства).

6. Дифференциация: начинает проявляться потребность в восстановлении отдельных идентичностей. Ключом к успешной дифференциации является сохранение приверженности отношениям при создании пространства для автономии и индивидуальности.

7. Ограничение: связи между партнерами уменьшаются в количестве и качестве. Это включает в себя определенное сокращение интереса и приверженности.

8. Стагнация: рост не происходит. Партнеры ведут себя по отношению друг к другу по-старому, знакомо, без особых чувств.

9. Избегание: создания физической, умственной и эмоциональной дистанции между партнерами.

10. Прекращение: в романтических отношениях лучший предсказатель того, станут ли два человека теперь друзьями, зависит от того, были ли они друзьями до их эмоционального вовлечения.

На приведенном ниже рисунке показано, как десять этапов можно сгруппировать в три перекрывающихся и интегрированных этапа: этап объединения, этап поддержания отношений и этап разделения.

Процессные модели развития отношений

Психологи, которые согласны с процессными моделями развития отношений, отмечают, что люди сталкиваются с одними и теми же проблемами, независимо от того, являются ли отношения относительно новыми или уже сложившимися. Модели процессов предполагают, что ключ к успешным отношениям лежит в нахождении баланса между противоположными или несовместимыми силами, которые действуют одновременно в нашей жизни. Теоретики называют эти конфликтующие силы диалектическими напряжениями. К трем сильным диалектным напряжениям, присущим большинству отношений, относятся следующие:

• Связь и автономия — конфликтующие желания связи с другим человеком и независимости

• Предсказуемость и новизна — стабильность является важной потребностью в отношениях, но ее избыток может привести к ощущению пресности

• Открытость и конфиденциальность — наряду со стремлением к близости у нас есть не менее важная потребность сохранять некоторое пространство от других

Правила помогают установить баланс между диалектическими силами. Правила здесь можно определить как общие мнения или убеждения о том, что следует или не следует делать в отношениях. Правила различаются в зависимости от конкретных типов отношений. Поскольку отношения уникальны, они могут иметь набор общих правил и набор уникальных правил, определяющих поведение. Примерами общих правил, применимых ко всем или большинству отношений, являются: уважение частной жизни, честность, конфиденциальность и эмоциональная поддержка. Эти правила могут меняться по строгости в зависимости от морали, убеждений и взглядов людей в отношениях. Отдельные типы отношений, такие как отношения юрист/клиент, требуют дополнительных правил, таких как назначение встреч для консультаций, оплата услуг и т.д. Правила обеспечивают систему сдержек и противовесов, которые помогают поддерживать удовлетворительные отношения. Нарушение правил может поставить отношения под угрозу.

1. Расслабьтесь с оптимизмом

Если вам комфортно рядом с другими, они будут чувствовать себя комфортно рядом с вами. Если вы покажетесь нервным, другие это почувствуют и отступят. Если вы встречаете кого-то в первый раз, расслабьтесь, как будто вы заново открыли для себя давно потерянного друга. Улыбка всегда будет самым мощным средством установления взаимопонимания. Общение с расслабленным оптимизмом, энергией и энтузиазмом создаст прочную основу для прочных отношений.

2. Слушайте внимательно

Мощное слушание выходит за рамки простого прослушивания слов и сообщений; это связывает нас эмоционально с нашим партнером по общению. Слушайте то, что человек не говорит, а также то, что он или она говорит. Сосредоточьтесь и внимательно прислушайтесь к сообщениям, передаваемым за словами и между ними.

Слушайте также глазами и сердцем. Обращайте внимание на выражение лица и позы тела, но смотрите под поверхностью видимого поведения. Почувствуйте всю гамму эмоций, передаваемых тоном голоса и ритмом речи. Поймите, что человек хочет, чтобы вы услышали, а также то, что он хочет, чтобы вы почувствовали.

3. Проявите сочувствие

Сопереживание является основой хорошего двустороннего общения. Быть чутким — значит смотреть с точки зрения другого человека независимо от вашего мнения или убеждений. Относитесь к их ошибкам так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вашим ошибкам. Пусть человек знает, что вы обеспокоены ошибкой и что вы по-прежнему уважаете его как личность. Разделите их радость во времена победы и ободрите в трудные времена. Искреннее чувство сопереживания укрепит доверительные отношения.

4. Отвечайте осторожно

Грамотно выбирайте эмоции и слова. Измеряйте свои эмоции в соответствии с настроением и потребностями человека. Слова могут построить или разрушить доверие. Они различаются оттенками смысла, интенсивности и воздействия. Чему вы научились, внимательно слушая другого человека? Отразите свою интерпретацию сообщения человека обратно к ним. Подтвердите свое понимание их сообщения.

Похвалите человека за мудрость и понимание, которыми он поделился с вами. Это показывает признательность и поощряет дальнейшие диалоги с человеком. Ответ может быть обнадеживающим или обескураживающим. Если вы заранее продумаете влияние своих эмоций и слов, вы окажете положительное влияние на ваши отношения.

5. Синхронизируйте совместно

Когда люди синхронизируют свои часы, они гарантируют, что их индивидуальные действия произойдут вовремя и принесут желаемый результат. Отношения требуют постоянных совместных действий, чтобы выжить и процветать.

По мере развития отношений потребности и ценности людей и отношений будут меняться. Карьерные отношения потребуют гибкости, чтобы соответствовать меняющимся графикам и новым целям проекта. Совместные действия обеспечивают синхронность и создают доверительные союзы. Они являются частью обмена, который укрепляет крепкие, прочные отношения.

6. Действовать аутентично

Действовать аутентично означает действовать честно. Это значит жить в гармонии со своими ценностями. Будьте собой, когда вы с кем-то другим. Отбросьте действия, которые создают ложную видимость и ложную безопасность.

Когда вы действуете искренне, вы честны с собой и другими. Вы говорите, что вы будете делать, и делайте то, что вы говорите. Просите о том, чего вы хотите во всех сферах ваших отношений. Четко объясните, что вы будете терпеть. Узнайте, чего хотят ваши партнеры по отношениям. Подлинность создает взаимное доверие и уважение.

7. Щедро признавайте

Ищите и подчеркивайте положительные качества в других. Смиренно признайте разницу, которую люди вносят в вашу жизнь. Подтвердите их, выразив свою признательность за их жизнь и их вклад. Если вы дадите кому-то понять, что они ценны и особенны, они вас не забудут. Выражение благодарности и поддержки словами и действиями укрепит узы любых отношений.

Не забывайте признавать свои самые важные отношения: отношения с самим собой. Признайте свои собственные качества и используйте эти качества в действии. Вы не можете построить более крепкие отношения с другими, чем с самим собой. Вы будете привлекать в других те качества, которые уже есть в вас.

Спросите себя: какие мысли и действия приведут к таким отношениям, которых я хочу? Какое одно действие я мог бы предпринять сегодня, чтобы укрепить мои нынешние отношения?

Запишите все качества или модели поведения, которых вы желаете для своих отношений. Выберите силовые навыки, которые привлекут эти качества. Ведите журнал действий, которые вы предпринимаете, и прогресса, которого вы достигли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *