Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Общепсихологические парадигмы: 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы

6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы

В формировании стратегических линий совершенствования образовательной сферы большое значение имеет использование исследовательских подходов, разработанных в рамках психологии образования, которые стали основой различных парадигм образования, а именно:

Педагогическая – совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, ориентированная на получение образования детьми, неспособными еще осознать свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных жизненных потребностей

Андрагогическая парадигма обучения и образования взрослого человека, индивида, осознающего свои потребности и способного сознательно удовлетворять их в своей деятельности. Для такого человека учение – это деятельность, которую он сам и планирует, и реализует.

Акмеологическая парадигма, ориентирующая преподавание на помощь субъекту учения в постижении вершины его возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.

Коммуникативная парадигма взаимообучения реализуется, когда несколько осознающих свои потребности и компетентных каждый в своей предметной области субъектов обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и опыта.

В современных условиях все эти парадигмы корректируют свои основные смыслы и векторы на развитие самостоятельности, инициативы, инновационного стиля мышления будущих специалистов с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Важное значение имеет формирование позитивной профессиональной «Я-концепции», которая представляет собой систему ценностно-мотивационных установок относительно личностно-профессиональных особенностей личности будущего специалиста.

Благодаря возможности сравнивать «Я-реальное» и «Я-идеальное» обучающийся с помощью самоконтроля может выбирать и придерживаться соответствующих стратегий поведения, направленных на успех.

В процессе познания развивается интерактивное взаимодействие как главная социальная потребность, удовлетворение которой позволяет формировать ценностные ориентации, поскольку личность осознает ценности свого социального окружения. На основе анализа определенных элементов и компонентов профессиональной компетентности преподавателя взаимодействие трактуется как основное звено профессиональной подготовки личности.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высше­го образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании.

І. Непрерывное образование

. Эта тенденция предполагает решение пробле­мы преемственности не только между школой и вузом, но и, учи­тывая задачу повышения профессиональной подготовки студен­тов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учеб­ной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного.

ІІ. Индустриализация обучения, т. е. его ком­пьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позво­ляет действенно усилить интеллектуальную деятельность совре­менного общества.

ІІІ. Переход от преимущественно информа­ционных форм к активным методам и формам обучения с вклю­чением элементов проблемности, научного поиска, широким ис­пользованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Это тен­денция перехода от «школы воспроизведения» к «школе пони­мания», «школе мышления».

ІV.Стимуляция: развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.Это поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым.

V. Необходи­мость организации обучения какколлективной, совместной де­ятельности обучающихся.

VІ. Переносакцентас обучающей деятельности преподавателя напознающую деятельность студента.

Понятно, что выбор парадигмальной модели зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя. Низкий уровень профессиональной компетенции определяет ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса преподавателем. Гуманистическая же педагогика может строиться только на высоком уровне профессиональных умений и сформированных профессиональных ценностей.

Оправданным и целесообразным в современной педагогике оказывается принцип полипарадигмальности, поскольку он позволяет определить основные подходы как к теоретическим исследованиям, так и к практической профессиональной подготовке будущих специалистов.

Основными стратегиями реформированиявысшего образования выступают:

√ гуманизация предметного содержания и гуманизация учебного процесса;

√ активная экспансия информационно-компьютерных технологий обучения. В связи с этим очень важно исследовать

аспекты взаимной корреляции компьютеризации образования и развития культуротворческой способности:

▪ во-первых, при переходе к «программированному обучению» усиливается значимость подражания как способа обучения: обучающийся действует не «по правилу», а «по образцу»;

▪ во-вторых, в компьютерных сетях и на CD-дисках уже достаточно много материала, который вполне можно использовать как учебный, в том числе иллюстративный;

▪ в-третьих, неожиданным преимуществом программированного обучения можно признать притягательность машины как «одушевляемого» студентом существа, с которым можно состязаться и сотрудничать;

▪ в-четвертых, компьютерно-опосредованные коммуникации при дистанционном обучении позволяют активно использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, «мозговые штурмы», методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы;

▪ в-пятых, роль преподавателя становится совершенно иной, поскольку она приближается к роли режиссера, на которого прежде всего возлагаются функции координации познавательного процесса, корректировки преподаваемого курса, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами и др.

▪ в-шестых, «диалоговый режим» работы превращает традиционного «обучаемого» в «обучающегося», то есть учащего самого себя.

В целом, гуманизация обучения представляет собой парадигму, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам.

Только на основе такой парадигмы становится возможным учет личных целей и устремлений каждого человека и создание максимальных условий для полного раскрытия его способностей, для его постоянного самоусовершенствования и самоутверждения. Такая модель обучения предполагает принципиальные изменения в содержании обучения, отказ от технократизма и экологического вероломства, признание приоритета гуманитарной культуры в широком понимании слова.

Что такое парадигма в психологии. Виды парадигм. —

Человек — это существо, которое постоянно действует, а также существо, способное учиться.  В этом смысле следует отметить, что ни один метод не имеет такого положительного влияния, как практический пример. Таким образом, парадигма относится именно к конкретному примеру, к конкретному шаблону, который ясен, нагляден и может служить ориентиром для выполнения определенного действия.

Пример становится образцом для подражания. Парадигма показывает конкретную модель, которая служит источником вдохновения для выполнения других подобных случаев. Парадигма — это также способ классификации реальности с точки зрения познания этой реальности.

Что такое парадигма и ее непреходящее значение?

Парадигма — это набор убеждений и предубеждений (как философских, так и иных), которые научное сообщество разделяет в данный момент. В широком смысле это означает точку зрения или фокус.

Этот термин начал использоваться в философии науки из работ Томаса Куна. «Структура научных революций» (1962), где была защищена диссертация о том, что в истории науки, как и в истории обществ и политики, мы можем найти моменты, в которых доминирует набор идей, моменты, в которых конкурируют несколько объяснительных моделей и моменты, когда новая точка зрения заменяет предыдущую.

В истории науки мы можем найти критические или революционные времена, когда одна теоретическая модель сменяется другой, как это очень ясно произошло в конце Возрождения с заменой средневековой физики современной или традиционной астрономической теорией (геоцентрической) новой астрономией Коперника и Галилея (гелиоцентрическая).

Томас Кун включил в понятие парадигмы элементы, которые не являются строго научными например, эстетические, религиозные и философские. Элементы, которые, тем не менее могут определять социальный успех теории.

Показывая, что нерациональные измерения науки, которые часто называют «контекст открытия», вместе с чисто объективным и научным измерениями «контекст обоснования», тезисы Куна привели философию науки к сомнению в объективности научного знания и к релятивистским или субъективистским позициям.

Характеристики

Характеристики психологических парадигм, общие для философов, для которых характерен поиск основополагающего принципа всех вещей. Например, первые философы: для Фалеса Милетского принцип – вода, для Эмпедокла – земля воздух, вода, огонь, для пифагорейцев числа, а для Платона – идеи. Психология души Аристотеля, как и все философские мысли о человеческой психике, от досократиков до, по крайней мере, эмпирической философии Юма в 18 веке, может быть включена в принципиалистскую парадигму, поскольку она пытается объяснить всю жизнь в целом из принципа или окончательного основания, которым является душа.

Виды и примеры парадигмы

Парадигмы в психологии условно разделяют на три группы — три методологические ориентации в психологии:

  • естественнонаучная ориентация;
  • гуманитарная;
  • практическая.

Основанием для такого разделения и классификации является исходный образец, на который психологическая дисциплина ориентируется в организации своей структуры. Каждая парадигма имеет свои начальные и развитые формы, характеристики, предметы,  приоритеты в исследовании и методологические «склонности».

В зависимости от группы психологической парадигмы:

Термин «парадигма» имеет то или иное значение в зависимости от контекста, в который этот термин вставлен. Например, парадигма в психологии — это принятие идей, предполагаемых убеждений и усвоенных мыслей на первом этапе жизни. Детство является одним из этапов жизни и самым большим примером с точки зрения счастья. Таким образом, понятие парадигмы в психологическом контексте относится к различным типам человеческого поведения в соответствии с различными ментальными схемами.

Например, с точки зрения человеческого поведения следует отметить, что басня — это пример парадигмы через рассказ, который предлагает конкретные выводы, они служат основой для размышлений о правильном действии.

Естественнонаучная парадигма

 Гуманитарная парадигма

  Практическая парадигма

Рационалистическая бихевиористская парадигма

Психологическая парадигма развивалась в основном в США из работ Дж. Б. Уотсона, и Э. Л. Торндайка. Существенный тезис этого течения состоит в том, что объектом психологии должен быть не разум, а поведение, заявляя, что психические состояния не могут быть объектом научного исследования, в то же время, что они не имеют отношения к объяснению поведения.

Бихевиоризм – это та психология, которая больше всего заботилась о том, чтобы сделать психологическое исследование объективным и научным. Хотя сегодня бихевиоризм больше не является доминирующей психологией, большая часть поведенческих  исследований теперь являются наследием в области психологии обучения и терапии. Принято различать три момента в развитии бихевиоризма:

Чтобы иметь возможность говорить о рационалистическом бихевиоризме, нужно начать с разговора об исторической эволюции, показывая, как психология постепенно утвердилась как независимая от философии наука, к которой она все еще остается привязанной.

Можно сказать, что в западной культуре психология родилась из греческой философии.

 Само слово «психология» имеет греческие корни. В греческой мифологии психика — это девушка невероятной красоты, которую любит и похищает Эрос, и символизирует судьбу души, которая после многих испытаний в конечном итоге навсегда соединяется с божественной любовью.

Философы пытались понять поведение и мышление человека. Действительно, многие из основных проблем психологии впервые были подняты и обсуждены философами:

  • Греческая философия. Аристотель (384-322 гг. До н.э.):

Греческий философ и ученый, который разделяет с Платоном и Сократом звание самых выдающихся философов античности, его часто называют отцом психологии, хотя за несколько лет до него другие философы начали размышлять. что касается мысли и поведения человека.
Он был первым, кто составил классификацию наук и построил систему, охватывающую все отрасли философии. Эта система разделена на три группы:

1-я группа: метафизика, физика и зоология;

2-я группа: политика, экономика и мораль;

3-я группа: поэтическая, риторическая и диалектическая.

Он был самым влиятельным в западной культуре. Он также создал и систематизировал силлогизм, различил сущность существования, отстаивал гилеморфизм, пришел к концепции Верховного Бога, понятия личного и неизменного и сделал счастье человека отдыхом в практике добродетели.
Платон и Аристотель, как и другие греческие философы, столкнулись с некоторыми из основных вопросов психологии, которые все еще изучаются сегодня: рождаются ли люди с определенными способностями и способностями и с определенной личностью или они сформировались в результате опыта? Как индивид познает окружающий мир? Определенные мысли являются врожденными или все они приобретены?

  • Фалес Милетский (640-546 до н.э.), (7 век до н.э.)

Начало всего — вода. Философы-пифагорейцы говорят, что важно соотношение между составными частями вещи, тогда принцип всех вещей — это число.

  • Гераклит (530 г. до н.э.), (5 век до н.э.)

Все меняется. С этого момента возникает вопрос: как вы можете сказать, что что-то есть, если оно постоянно меняется? Прежде чем спрашивать, из чего сделаны все вещи, мы должны спросить, что это такое.  Что всегда существует и, следовательно, можем ли мы сказать, что это что-то?

  • Платон (427-347 гг. До н.э.)

Греческий философ, ученик Сократа — первый греческий мыслитель, чье наследие полностью сохранилось. Платон полагается на утверждение Сократа о том, что человек создан для науки  и одна из его фундаментальных целей  — объяснить, как человек может обладать научным знанием. Если наука состоит из набора универсальных, необходимых и неизменных утверждений и он также существует и имеет ценность, то это может быть только потому, что есть универсальные, необходимые и неизменные реальности.
Поскольку эти реальности не встречаются в чувственном мире, состоящем из конкретных и изменяющихся вещей, должен существовать другой мир, в котором эти реальности имеют свою «штаб-квартиру», которую Платон называет идеями и чье знание делает возможной науку.
Платон предполагает существование двух миров: чувствительный мир, в котором мы живем и тот, у кого есть идеи – настоящий.

Из этих двух миров, которые поднимает Платон, можно сказать, что чувственное — лишь тень мира идей.

Представление Платона о человеке соответствует его видению природы. Платон считает, что человек — бессмертная душа, заключенная в темницу тела. До этого заключения душа жила в мире идей и знает их, но, присоединяясь к телу, забудь это знание. Только видение объектов чувственного мира, которые являются копиями подлинных реальностей, идей, может привести к их памяти.

Он также утверждает, что бессмертная душа разумного и духовного характера должна быть той, которая направляет и господствует над смертными душами (вспыльчивыми и похотливыми) тела.

  • Сократ (470 – 399 г. до н.э.):

Греческий философ и учитель, он изменил западную философскую мысль, оказав влияние на своего ученика Платона, который передал учение Сократа в своих трудах. За его критику в афинском обществе, он был привлечен к суду и приговорен к смерти.

Платон считал, что Сократ — господин мысли на все времена.  Платон обращал внимание на каждое слово, сказанное учителем, поскольку Сократ никогда ничего не писал, иначе было бы невозможно сегодня узнать об этом привилегированном уме, которым он обладал, Сократ думал, что каждый имеет полное знание высшей истины, содержащейся в душе, и ему нужно только быть стимулированным сознательными рефлексами, чтобы осознать это.

  • Психология в Средние века. Святой Августин (5 век)

Чтобы познать себя, человек должен смотреть внутрь, а не вовне. В своем интерьере он откроет истину — отпечаток Бога в нем.

Знание — это способность души. Различают два типа знаний:

-Чувственное знание: материальные объекты воздействуют на наше тело, воздействуя на внешние органы чувств, в которых присутствует душа.

-Интеллектуальное (или рациональное) знание: имеет дело с вечными истинами и причинами. Его цель — созерцание, достигающее познания Бога.

  • Святой Фома Аквинский (1225-1274) (13 век)

Он берет аристотелевскую философию и корректирует христианскую религию, создавая экологическую философию, которая стала философией, официально признанной католической церковью.  Его влияние продолжается и по сей день.

Тело необходимо для познания, поскольку оно приходит к нам через органы чувств. Познавательный процесс как наиболее типичный человека — является способность к абстракции.

  • Рационализм. Декарт (1596-1650 гг.)

Французский философ, положивший начало современной философии: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт размышлял о закрытой механистической универсальной системе, разработал аналитическую геометрию, объяснил преломление света и исследовал магнетизм.

Он был убежден, что нервы — это полые трубки, по которым «духи животных» проводят импульсы так же, как вода течет по трубе. Когда кто-то подносил палец к огню, тепло передавалось с помощью «духов животных» через трубку прямо в мозг.

Этим объяснением он попытался отреагировать на факты и явления, окружавшие человека.

С Декартом в психологии утверждается дуализм. Задаваясь вопросом об отношениях, которые физические элементы имеют с психическим или духовным, он приходит к выводу, что это два совершенно разных элемента:

а) Res cogitans (или мыслящая вещь) — это приведет к ментализму, который будут изучать в рамках психологии только явления сознания.
б) Res extensa (или экстенсивный) — это приведет к бихевиоризму, который хочет, чтобы психология была только наукой о поведении.

  • Спиноза (1632-1677), (17 век)

Всегда возможно рациональное объяснение всего происходящего. У всего есть душа.

  • Лейбниц (1646-1716), (17 век)

Он подтвердит: «в уме нет ничего, что ранее не проходило через наши чувства (Аристотель), кроме свойств разума».

Основные принципы рационализма:
1. Врожденный характер психологических явлений.
2. Возможность экстраполяции от других животных к людям или от простых к сложным признакам.
3. Существование универсалий и/или преемственности в поведении.

Далее последуют эмпиризм, ассоцианизм и конструктивизм, который вырастет из постулатов Канта в попытке примирить рационализм и ассоцианизм.

«…Психологические парадигмы, сопоставимые в некотором смысле с политическими идеологиями или религиозными убеждениями, предполагают руководящие принципы поведения, которые побуждают нас по-разному заниматься профессиональной практикой…»

З. Фрейд.

Перспективы современной психологии (теоретические подходы)

В современной психологии существуют различные подходы.

Подход – это перспектива (т. е. точка зрения), которая включает в себя определенные предположения (т. е. убеждения) о человеческом поведении: о том, как они функционируют, какие их аспекты заслуживают изучения и какие методы исследования подходят для проведения этого исследования.

В рамках одного подхода может существовать несколько различных теорий, но все они имеют общие допущения.

Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический.

Вы можете задаться вопросом, почему существует так много различных психологических подходов и является ли один подход правильным, а другой неправильным.

Большинство психологов согласились бы с тем, что ни один из подходов не является правильным, хотя в прошлом, на заре психологии, бихевиористы сказали бы, что их точка зрения является единственно подлинно научной.

Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны и привносит что-то новое в наше понимание человеческого поведения. По этой причине важно, чтобы у психологии были разные взгляды на понимание и изучение поведения человека и животных.

Ниже приводится краткое изложение шести основных психологических подходов (иногда называемых точками зрения) в психологии.

В этой статье

Бихевиористская точка зрения

Если ваше неспециалистское представление о психологии всегда было о людях в лабораториях, одетых в белые халаты и наблюдающих, как несчастные крысы пытаются преодолеть лабиринты, чтобы добраться до своего обеда, то вы, вероятно, думаете о поведенческая психология.

Бихевиоризм отличается от большинства других подходов, потому что они рассматривают людей (и животных) как контролируемых их окружением и, в частности, что мы являемся результатом того, чему мы научились в нашем окружении. Бихевиористская точка зрения связана с тем, как факторы окружающей среды (называемые стимулами) влияют на наблюдаемое поведение (называемое реакцией).

Бихевиористская точка зрения предлагает два основных процесса, посредством которых люди учатся у своего окружения: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Классическое обусловливание предполагает обучение через ассоциации, а оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения.

Классическое обусловливание (ОК) изучал русский психолог Иван Павлов. Изучая естественные рефлексы и нейтральные раздражители, ему удалось научить собак выделять слюну на звук колокольчика посредством повторения, связанного со звуком колокольчика и едой.

Принципы КК применялись во многих методах лечения. К ним относятся систематическая десенсибилизация при фобиях (постепенное одновременное воздействие раздражителя, которого боятся) и терапия отвращения.

Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание произвольного и непроизвольного поведения. Скиннер считал, что некоторое поведение можно объяснить мотивами человека. Следовательно, поведение возникает по какой-то причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.

Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты) и в то, что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что его можно объективно измерить. Бихевиоризм отвергает идею о том, что люди обладают свободой воли, и считает, что все поведение определяется окружающей средой. Бихевиоризм — это научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к выученным единицам S-R (стимул-реакция).

Бихевиоризм подвергался критике за недооценку сложности человеческого поведения. Во многих исследованиях использовались животные, которых трудно обобщить на людей, и это не может объяснить, например, скорость, с которой мы усваиваем язык. Должны быть задействованы биологические факторы.

Психодинамическая перспектива

Кто не слышал о Зигмунде Фрейде? Так много проявлений нашей повседневной жизни исходит из теорий психоанализа Фрейда — подсознание, отрицание, вытеснение и анальная личность, и это лишь некоторые из них.

Фрейд считает, что события в нашем детстве могут оказать существенное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Он также считал, что у людей мало свободы воли, чтобы делать выбор в жизни. Вместо этого наше поведение определяется бессознательным и детскими переживаниями.

Психоанализ Фрейда — это и теория, и терапия. Это оригинальная психодинамическая теория, вдохновившая таких психологов, как Юнг и Эриксон, на разработку собственных психодинамических теорий. Работа Фрейда обширна, и он внес большой вклад в психологию как дисциплину.

Фрейд, основатель психоанализа, объяснял, что человеческий разум подобен айсбергу, только небольшая его часть видна, что является нашим наблюдаемым поведением, но именно бессознательный, погруженный в себя разум оказывает наибольшее глубинное влияние на наше поведение. Фрейд использовал три основных метода доступа к бессознательному: свободные ассоциации, анализ сновидений и оговорки.

Он считал, что бессознательный разум состоит из трех компонентов: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». «Ид» содержит два основных инстинкта: «Эрос», который является инстинктом жизни, который включает в себя самосохранение, и секс, который подпитывается силой энергии «либидо». «Танатос» — это инстинкт смерти, чьи энергии, поскольку они менее сильны, чем у «Эроса», направляются от нас самих и направляются на агрессию по отношению к другим.

«Ид» и «Супер-Эго» постоянно конфликтуют друг с другом, и «Эго» пытается разрешить этот разлад. Если этот конфликт не разрешен, мы склонны использовать защитные механизмы, чтобы уменьшить нашу тревогу. Психоанализ пытается помочь пациентам разрешить их внутренние конфликты.

Одним из аспектов психоанализа является теория психосексуального развития Фрейда. Он показывает, как ранние переживания влияют на взрослую личность. Стимуляция различных областей тела важна по мере того, как ребенок проходит через важные этапы развития. Слишком много или слишком мало могут иметь плохие последствия позже.

Наиболее важной стадией является фаллическая стадия, когда фокус либидо сосредоточен на гениталиях. На этом этапе маленькие мальчики испытывают «комплекс Эдипа», а девочки — «комплекс Электры». Эти комплексы приводят к тому, что дети идентифицируют себя со своими родителями того же пола, что позволяет им научиться поведению, соответствующему полу, и моральному кодексу поведения.

Однако его критиковали за то, что он слишком подчеркивает важность сексуальности и недооценивает роль социальных отношений. Теория не научна и не может быть доказана, поскольку она замкнута. Тем не менее, психоанализ внес большой вклад в психологию, поскольку он побудил многих современных теоретиков изменить его к лучшему, используя его основные принципы, но устраняя его основные недостатки.

Гуманистическая перспектива

Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, которая делает упор на изучение человека в целом (известный как холизм). Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто действует.

Психологи-гуманисты считают, что поведение человека связано с его внутренними чувствами и представлением о себе. Гуманистическая точка зрения основывается на представлении о том, что каждый человек уникален и индивидуален и имеет свободную волю измениться в любой момент своей жизни.

Гуманистическая точка зрения предполагает, что каждый из нас несет ответственность за собственное счастье и благополучие как людей. У нас есть врожденная (т. е. врожденная) способность к самоактуализации, которая является нашим уникальным желанием реализовать свой наивысший потенциал как людей.

Из-за такой сосредоточенности на человеке, его личном опыте и субъективном восприятии мира гуманитарии считали научные методы неподходящими для изучения поведения.

Две самые влиятельные и устойчивые теории гуманистической психологии, возникшие в 1950-х и 1960-х годах, принадлежат Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу.

Когнитивная перспектива

Психология была официально оформлена как наука в 1879 году Вильгельмом Вундтом, основавшим первую психологическую лабораторию.

Его инициативе вскоре последовали другие европейские и американские университеты. Эти ранние лаборатории с помощью экспериментов исследовали такие области, как память и сенсорное восприятие, которые Вундт считал тесно связанными с физиологическими процессами в мозге.

Все движение развилось от ранних философов, таких как Аристотель и Платон. Сегодня этот подход известен как когнитивная психология.

Когнитивная психология вращается вокруг представления о том, что если мы хотим узнать, что заставляет людей тикать, то нужно выяснить, какие процессы на самом деле происходят в их сознании. Другими словами, психологи с этой точки зрения изучают познание, которое представляет собой «ментальный акт или процесс, посредством которого приобретается знание» 9. 0003

Когнитивная точка зрения связана с «умственными» функциями, такими как память, восприятие, внимание и т. д. Она рассматривает людей как похожих на компьютеры в том, как мы обрабатываем информацию (например, ввод-процесс-вывод). Например, и человеческий мозг, и компьютеры обрабатывают информацию, хранят данные и имеют процедуру ввода и вывода.

Это побудило когнитивных психологов объяснить, что память состоит из трех стадий: кодирования (где информация принимается и обрабатывается), хранения (где информация сохраняется) и извлечения (где информация вспоминается).

Это чрезвычайно научный подход, обычно использующий лабораторные эксперименты для изучения человеческого поведения. Когнитивный подход имеет множество применений, включая когнитивную терапию и показания очевидцев.

Биологическая психология

Биологическая точка зрения утверждает, что все мысли, чувства и поведение в конечном счете имеют биологическую причину. Это одно из основных направлений психологии, которое включает в себя такие вещи, как изучение мозга, генетики, гормонов, иммунной и нервной систем.

Теоретики биологической перспективы, изучающие поведенческую геномику, рассматривают вопрос о том, как гены влияют на поведение. Теперь, когда геном человека нанесен на карту, возможно, мы когда-нибудь более точно поймем, как ДНК, которую мы наследуем, влияет на поведение. Биологические факторы, такие как хромосомы, гормоны и мозг, оказывают существенное влияние на поведение человека, например пол.

Биологический подход предполагает, что большая часть поведения передается по наследству и имеет адаптивную (или эволюционную) функцию. Например, в первые недели после рождения ребенка уровень тестостерона у отцов падает более чем на 30 процентов.

Имеет эволюционную функцию. Мужчины, лишенные тестостерона, с меньшей вероятностью будут блуждать в поисках новых партнеров для оплодотворения. Они также менее агрессивны, что полезно, когда рядом есть ребенок.

Биологические психологи объясняют поведение с точки зрения неврологии, т. е. физиологии и структуры мозга и того, как это влияет на поведение.

Многие биологические психологи концентрировались на ненормальном поведении и пытались его объяснить. Например, биологические психологи считают, что на шизофрению влияет уровень дофамина (нейромедиатора).

Эти открытия помогли психиатрии взлететь и облегчить симптомы психических заболеваний с помощью лекарств. Однако Фрейд и другие ученые утверждают, что это лечит только симптомы, а не причину.

Здесь психологи, занимающиеся вопросами здоровья, берут на вооружение результаты биологических психологов и рассматривают вовлеченные факторы окружающей среды, чтобы получить более полную картину.

Эволюционная психология

Центральным утверждением эволюционной психологии является то, что мозг (и, следовательно, разум) развился для решения проблем, с которыми сталкивались наши предки-охотники-собиратели в период верхнего плейстоцена более 10 000 лет назад.

Эволюционный подход объясняет поведение с точки зрения избирательного давления, которое формирует поведение. Считается, что большинство моделей поведения, которые мы видим/демонстрируем, развились во время нашей EEA (среды эволюционной адаптации), чтобы помочь нам выжить.

Наблюдаемое поведение, вероятно, развилось, потому что оно является адаптивным. Это был естественный отбор, то есть особи, которые лучше всего приспособлены к выживанию и размножению. поведение может быть даже выбрано половым путем, т. Е. Люди, которые наиболее успешно получают доступ к партнерам, оставляют после себя больше потомства.

Таким образом, разум оснащен «инстинктами», которые позволяли нашим предкам выживать и размножаться.

Преимущество этого подхода в том, что он может объяснить поведение, которое кажется дисфункциональным, например, анорексию, или поведение, которое не имеет большого смысла в современном контексте, например, нашу биологическую реакцию на стресс, когда мы обнаруживаем, что в банке слишком много денег.

Перспективы Заключение

Итак, в заключение, в психологии так много разных точек зрения, чтобы объяснить разные типы поведения и дать разные точки зрения. Ни одна перспектива не имеет объяснительной силы по отношению к остальным.

Только со всеми различными типами психологии, которые иногда противоречат друг другу (споры о природе и воспитании), пересекаются друг с другом (например, психоанализ и детская психология) или строятся друг на друге (биологическая психология и психология здоровья), мы можем понять и создать эффективные решения при возникновении проблем, чтобы у нас было здоровое тело и здоровый дух.

Тот факт, что существуют разные точки зрения, свидетельствует о сложности и богатстве человеческого (и животного) поведения. Научный подход, такой как бихевиоризм или когнитивная психология, имеет тенденцию игнорировать субъективный (то есть личный) опыт людей.

Гуманистическая точка зрения признает человеческий опыт, но в значительной степени за счет ненаучности своих методов и способности предоставлять доказательства. Психодинамическая точка зрения слишком сильно концентрируется на бессознательном и детстве. Таким образом, он упускает из виду роль социализации (которая различна в каждой стране) и возможность свободы воли.

Биологическая перспектива сводит человека к набору механизмов и физических структур, которые явно необходимы и важны (например, гены). Однако он не учитывает сознание и влияние окружающей среды на поведение.

Общая психология — Психология

Теория

Психологическая теория лежит в основе того, как психологи понимают и объясняют, почему мы делаем то, что делаем. Это аспект экспериментов, опросов, наблюдений и интервью. Каждый из этих различных аспектов взгляда и понимания людей так же разнообразен, как и другие. Эти теории пытаются объяснить, почему и как мы стали теми, кто мы есть.

Основные теории:

  • Бихевиорист (собака Павлова, Скиннер — Кондиционирование)
  • Психодинамический (Фрейд — Ид, Эго, Суперэго)
  • (Холизм — или весь человек)
  • . . . . — Гуманизм . Память, восприятие, внимание; Вундт)
  • Биологический (Как гены влияют на поведение)
  • Эволюционный (Адаптивное поведение)

Изучить основных основных предположений различных школ мысли в психология.

Объяснить как психологические исследования применимы к различным аспектам личной и социальной жизнь.

Определить какие руководящие принципы следует применять к оценке психологических исследований и практики.

Идентифицировать этические дилеммы, которые могут возникнуть в психологических исследованиях.

      Опишите основные биологические основы

      психология


Обучение, язык и память

Обучение – это то, что мы делаем ежедневно, в процессе многие вещи, которые мы изучаем, помогают нам совершенствоваться и учат нас, как получать результаты мы хотим в отношении вещей, которые мы хотим. Обучение — это постоянное изменение нашего поведения в результате полученного нами опыта.

Изучите процессы кондиционирования, связанные с обучением.

Различают классическое и оперантное обусловливание.

Дайте определение безусловному раздражителю, условному раздражителю, подкреплению, формированию и угашению.

Изучение когнитивно-социальных моделей обучения.

Существуют три основных типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и наблюдательное обучение. Все три из них проистекают из концепций бихевиоризма, школы психологической мысли, которая стремится измерять только наблюдаемое поведение.

    • Эдвард Торндайк — «закон эффекта» — любое поведение с хорошими последствиями будет повторяться, негативных последствий избегать.
    • Ivan Pavlov  — Classical Conditioning
    • John Watson  — founder of behaviorism
    • B.F. Skinner  — Operant Conditioning
    • Albert Bandura  — social learning theory and the Bobo dolls

Motivation and Personality

Проверить Основные теории мотивации.

Сравнить и противопоставить теории личности с точки зрения того, как они объясняют уникальные модели и черты личности.

Определить полезность и ограничения личностного тестирования.

Иерархия потребностей Маслоу

Различные вещи влияют на личность человека, а также побуждают его стремиться к определенной цели. Мотивация – это основа стремления к достижению целей. Маслоу предположил, что у нас есть определенная иерархия того, что нам нужно, чтобы выжить, и чтобы соответствовать этой конкретной иерархии, которую он побуждает стремиться достичь. Маслоу был гуманистом.

  • Эффект свидетеля : Самый известный пример — Китти Дженовезе, , где примерно 38 человек, которые могли бы отреагировать, чтобы предотвратить убийство Китти Дженовезе, ждали, не сделает ли это кто-то другой. Это пошло, чтобы показать, что если рядом есть кто-то, кто отвечает так, как будто в этом нет ничего плохого, это создаст атмосферу того, что в этом нет ничего плохого.
  • Социальная фасилитация и социальная лень иногда могут идти рука об руку, так как оба влияют на производительность.
  • Посмотреть основные понятия человеческого взаимодействия с точки зрения социальной психологии.

    Анализ предвестники и последствия человеческого взаимодействия с точки зрения социальной психологии концепции.


    • Аномальная психология и терапия 4 4 8 80154

      Определить ненормальная психология в отличие от «нормальной психологии».

      изучить психические расстройства и психические заболевания с психологической точки зрения.

      Сравнить и контрастная терапия, разработанная для каждой школы мысли в психологии для лечения психических расстройств.

    Э List of DISorders.docx
    Посмотреть Скачать
    В конце списка расстройств в DSM-V и их оси, которые я смог найти в DSM-IV-TR 19к т. 1 29 апр. 2014 г., 11:55 Мэри Тонг

    Брока
    Вид
    Мозг остается самым сложным и неизвестным органом человеческого тела. То, как он работает со сбоями, вызывает некоторые из самых интересных научных явлений. Каждую неделю в этой статье я буду пытаться рассматривать конкретное нейрофизиологическое состояние или тематическое исследование. 11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    How Stuff Works — Синдром чужой руки
    Просмотр
    «Синдром чужой руки — это редкое неврологическое расстройство, при котором одна рука функционирует непроизвольно, при этом жертва совершенно не осознает ее действия». 11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    Музей Дюпюитрена
    Посмотреть
    Музей Болезненной Антономии в Париже Франция 11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    Неврология для детей
    Посмотреть
    Объясняет существование двух разных полушарий мозга. 11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    Мозг за работой
    Вид
    Инсульт Педро Бах-и-Рита и изменения в нейропластичности  11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    Обсерватория мозга UCSD
    Просмотр
    Project HM — Повреждение мозга и его последствия — чтобы узнать больше о мозгах, перейдите на главную страницу. 11 апр. 2014 г., 23:13 Мэри Тонг

    Ċ Книжное эссе на тему «После ухода Фрейда». Век психоанализа в Америке; Файлы Фрейда. Исследование истории психоанализа.pdf
    Просмотреть Скачать
    Документ о психологических теориях — психоанализ  484k т. 2 7 апр. 2014 г., 00:14 Мэри Тонг
    Ċ cooper-ampsatodayrevisedxx__6_.pdf
    Посмотреть Скачать
    Документ о психологических теориях 163к т. 2 7 апр. 2014 г., 00:14 Мэри Тонг
    Ċ History of Psychiatry-2010-Hoffman-455-70. pdf
    Посмотреть Скачать
    Документ по психологическим теориям 248k т. 2 7 апр. 2014 г., 00:14 Мэри Тонг
    Ċ Значение бихевиоризма для Б. Ф. Скиннера.pdf
    Посмотреть Скачать
    Документ по бихевиоризму (Скиннер) — Психологическая теория 1513к т. 2 7 апр. 2014 г., 00:14 Мэри Тонг

    Психологический сайт About.com
    Просмотр
    Сайт посвящен объяснению аспектов психологии и различных теорий. 24 апр. 2014 г., 11:31 Мэри Тонг

    Классика истории психологии
    Посмотреть
    Документы по психологии — в основном от известных психологов  12 апр.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *