Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Обучение чтению детей 4 5 лет: Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения

Содержание

Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения

Как понять, что пора

На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:

  1. «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.

  2. «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.

Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.

Пора учиться читать, если…

Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:

  1. Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.

  2. Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.

  3. Грамматику.

    Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.

  4. Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.

Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

  1. Больше хвалить и никогда не ругать

    Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.

    Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.

    Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.

  2. Заниматься понемногу, но регулярно

    Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

    А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.

  3. Читать книги вслух

    В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.

    Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта

По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

  1. Обсуждать прочитанное

    Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.

    Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:

    • Кто тебе понравился из героев?

    • Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?

    • Что бы ты сделал на месте героя?

    • Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?

    • Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?

    • Что больше всего запомнилось из прочитанного?

    • Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?

  2. Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.

  3. Идти от простого к сложному

    От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.

    Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.

    Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова.

Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.

Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).

Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.

Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.

Слоговое чтение

Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.

Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.

Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения

Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.

Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:

  1. Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.

  2. Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.

  3. Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.

  4. Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.

  5. Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.

  6. Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.

Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.

Упражнения для обучения чтению

Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.

Упражнения на запоминание букв

Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.

Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.

Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнения на гласные и согласные

Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.

Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.

Упражнения на составление слов

Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.

Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

методики обучения чтению к первому классу

Когда учить ребёнка читать

Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.

Источник: unsplash.com / @jonathanborba

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»?
  • Может ли обобщать предметы по этим признакам?
  • Различает ли схожие и несхожие формы?
  • Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 
  • Правильно ли строит фразы? 
  • Чётко ли выговаривает слова?
  • Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
  • Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления?
  • Способен ли предугадать концовку простой истории?
  • Удаётся ли ему участвовать в диалоге?
  • Умеет ли он слушать, не перебивая?
  • Может ли он рифмовать слова?
  • Привлекают ли его внимание буквы?
  • Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу?
  • Любит ли он, когда ему читают вслух?  

Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

Кубики Зайцева
Источник: moya-lyalyas.ru

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«теремки» Воскобовича
Источник: catalog-chess.ru
 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

Страница из «складушек» В. Воскобовича

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Карточки Домана
Источник: friendly-life.ru/kartochki-domana-dlya-samyh-malenkih

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

Карточки Монтессори легко изготовить самостоятельно.
Источник: hendmeid.guru

 Методика Ольги Соболевой

Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Источник: freepik. com / @gpointstudio

Как научить ребёнка читать по слогам

Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их. 

Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.

Слоговая таблица для обучения чтению

Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.

Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий  специальной подготовки.

Источник: freepik.com 

Упражнения для обучения чтению

В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.  

Из пособия О. Жуковой «Учимся читать. Простые упражнения».
Источник: mishka-knizhka.ru

Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким: 

Упражнение с геометрической подсказкой. Для большей наглядности блоки со словами можно вырезать.  

Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:

Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:

Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.

Источник: graycell.ru 

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Резюме

Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:

  • Обучение детей чтению лучше начинать с запоминания букв. Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их.
  • На ранних этапах произносите согласные буквы так, как они читаются в словах: не [эм], [эл], [дэ], а [м], [л], [д] — так ребёнку будет проще сориентироваться.
  • Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, купите азбуку с озвучкой — задействуйте все каналы восприятия ребёнка.
  • Постепенно соединяйте буквы в слоги, а затем в слова. Играйте в перестановку букв и слогов, позвольте ребёнку экспериментировать.
  • Учите с ребёнком стишки про буквы алфавита, рассматривайте букварь, используйте карточки с буквами и картинками. Благодаря иллюстрациям ребёнок сможет быстрее запоминать символы.
  • Распределяйте нагрузку: лучше заниматься по пятнадцать минут в день, чем по часу два раза в неделю. Чередуйте развлекательные и серьёзные задания.
  • Можно развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах.
  • Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению. Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
  • Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.

Как научить ребенка читать за 10 простых шагов

Обучение вашего ребенка чтению может стать одним из самых полезных событий в вашей жизни! Здесь мы поделимся 10 советами о том, как научить ребенка читать, от дошкольников до детей школьного возраста!

Когда дети учатся читать?

Как бывший учитель начальных классов, обучение детей чтению является одной из моих самых больших страстей! Но поскольку большинство детей не начинают на самом деле «читать» примерно до 6 лет (что превышает целевой возрастной диапазон для моего блога), я не хотел, чтобы родители чувствовали давление, что их 3-летний ребенок должен начать читать. (чего, кстати, у них нет!). Тем не менее, информация, представленная ниже, является общей информацией, которая полезна для детей 9 лет.0011 для всех возрастов независимо от того, готов ваш ребенок читать или нет. Не применяйте все эти стратегии сразу, и вы не должны ожидать, что ваш ребенок сможет сделать все сразу. Обучение чтению — это процесс , и информация, приведенная ниже, предназначена для того, чтобы вы могли ее реализовать, когда почувствуете, что ваш ребенок готов.

Когда ваш ребенок будет готов начать читать, вам нужно будет найти систематическую и подробную программу, которая обучает фонематическому восприятию и фонетике . Это очень важно. Научиться читать — это все равно, что взломать шифровальный код (и, вопреки тому, что следует из названия этого поста, это НЕ легко). Каждый ребенок должен выучить код, и имеет смысл научить этому в явном виде, а не полагаться на то, что дети разберутся сами. Также обратите внимание, что, хотя приведенные ниже предложения помечены как «шаги», они не обязательно расположены в последовательном порядке или в порядке важности. Информация, которую вы найдете здесь, — это просто руководство, которое поможет вам увидеть, как каждый из компонентов чтения сочетается друг с другом для вашего предварительного ридера . Если ваш ребенок школьного возраста и вы ищете программу обучения ребенка чтению, я настоятельно рекомендую Pathways to Reading Homeschool .

 

 

Как научить ребенка читать

1. Читайте вслух  ваш ребенок

Обучение вашего ребенка чтению – это действительно процесс, который начинается в младенчестве. Нет, я определенно НЕ защищаю программы, которые утверждают, что научат вашего ребенка читать с помощью карточек! К чему Я ПРИЗЫВАЮ вас, так это к тому, чтобы начать читать вместе с новорожденным уже через несколько дней после его возвращения домой! Непрерывное чтение не только создает особую связь между вами двумя, но и прививает ей любовь к книгам. Удовольствие от чтения — один из главных предикторов успеха чтения у детей школьного возраста. Если дети с раннего возраста не учатся получать удовольствие от чтения, это, скорее всего, помешает их способностям когда-нибудь в будущем.

То, сколько вы читаете своему ребенку, полностью зависит от вас и вашей семьи, но я советую вам читать по крайней мере 3-4 книги в день, даже когда ваш ребенок очень мал. Когда она немного подрастет и сможет сидеть дольше, поставьте перед семьей цель читать вместе не менее 20 минут каждый день.

Вот несколько советов по типам книг, которые можно читать вашему ребенку. Но, во что бы то ни стало, читайте все, на что ваш ребенок откликается и что ему нравится!

  • Рождение-1 Год : Колыбельные, Настольные книги (с реальными картинками), Тканевые книги (с различными текстурами), Сборники песен
  • 1-3 года : сборники рифм, сборники песен, настольные сборники рассказов
  • 3–5 лет : Алфавитные книги, песенники, иллюстрированные книги, рифмованные книги

 

2. Задавайте вопросы

Задавая вопросы ребенку во время чтения, вы не только поощряете его к взаимодействию с книгой, но и чрезвычайно эффективно понимает то, что он читает. Видите ли, если наша главная цель в «чтении» состоит в том, чтобы заставить нашего ребенка «произносить» слова, мы полностью упустили возможность. Даже дети, которые могут расшифровывать слова и «читать» с большой беглостью, все равно могут быть не в состоянии понять то, что они читают. Если ребенок не может понять, что он читает, в действительности нет смысла читать вообще!

Пока ваш ребенок еще ребенок, задавайте ему такие вопросы, как: «Ты видишь кошку?» указывая на изображение кота. Это не только расширит его словарный запас, но и побудит его взаимодействовать с книгой, которую он читает. Когда он подрастет, попросите его самому показывать на предметы в книге и издавать звуки животных, которых он видит.

 

 

Когда вашему ребенку исполнится 2 или 3 года, начните задавать вопросы до, во время и после чтения книги. Покажите ребенку обложку книги и спросите его, о чем, по его мнению, будет рассказ (прогнозирование). Во время чтения спросите его, что, по его мнению, произойдет в этой истории или почему, по его мнению, персонаж сделал определенный выбор (вывод). Если персонаж изображает сильную эмоцию, определите эту эмоцию и спросите ребенка, испытывал ли он когда-либо подобное (подключение). В конце книги спросите, сбылись ли его предсказания. После этого попросите его рассказать вам, что он помнил о том, что происходило в книге (резюмируя).

Модификация каждой из этих техник во время чтения вслух в соответствии со стадией развития вашего ребенка — отличный способ улучшить понимание прочитанного!

 

3. Будьте хорошим примером (чтения)

Даже если ваш ребенок увлекается книгами с раннего возраста, его увлеченность быстро угаснет, если он не увидит, как чтение читается у него дома. Если вы сами не заядлый читатель, приложите сознательные усилия, чтобы ваши дети видели, как вы читаете хотя бы несколько минут каждый день! Прочтите журнал, кулинарную книгу, роман, свою Библию… решать только вам! Но покажите ребенку, что чтение — это то, чем должны заниматься даже взрослые. Если у вас есть сын, поделитесь этой статьей с мужем. Сыновьям нужно видеть, как читают их отцы, тем более что это не то, к чему от природы склонны молодые энергичные мальчики.

 

Будучи родителями, мы иногда можем зацикливаться на том, что именно должны делать наши дети , чтобы добиться успеха. Но мы часто забываем, что дети часто учатся на собственном примере. Возьмите книгу и разгрузитесь… ради вашего ребенка, конечно!

4. Распознавание букв в естественных условиях

Перед рождением наших мальчиков мы рисовали и вешали большие деревянные буквы с их именами над кроватками в качестве декоративного акцента в их комнатах. Я бы никогда не подумал, что эти деревянные буквы будут таким стимулом к ​​обучению для Большого Брата! Примерно в 2,5 года он начал спрашивать, какие буквы стоят над его именем. Честно говоря, именно так он научился писать свое имя по буквам… и он также может написать по буквам имя своего брата, потому что тоже проявляет интерес к его письмам. С технической точки зрения, это называется «экологический принт» и включает в себя все принты, которые нас окружают, — вывески фаст-фуда, этикетки, дорожные знаки, одежду, журналы и т. д.

 

Часто мы хотим, чтобы  наших детей выучили названия букв к определенному возрасту. Мы покупаем карточки или DVD-диски, утверждая, что обучаем наших детей буквам. Мы тренируем нашего 2-летнего ребенка снова и снова в течение нескольких минут подряд. Не покупайтесь на это… позвольте своему ребенку быть ребенком и используйте в своих интересах «обучаемые моменты», когда они случаются! Детский разум похож на губку и, безусловно, способен запоминать алфавит наизусть, но это не самый эффективный метод, который даст наилучшие долгосрочные результаты. Вашему ребенку будет любопытно узнать об отпечатках, которые он видит вокруг себя, и он будет задавать вопросы. Это ваш шанс начать работу с практическим приложением, которое на самом деле имеет реальный смысл и значение для вашего ребенка .

Не поймите меня неправильно и не подумайте, что я не считаю изучение алфавита важным. Это, безусловно, важно… но метод, которым мы их учим, еще важнее  ! Всегда помните, что наша конечная цель состоит в том, чтобы воспитать человека, который любит читать на протяжении всей жизни, а не ребенка, который просто запоминает без какого-либо значения.

 

5. Объединение нескольких областей разработки

Дети лучше учатся, когда учитываются несколько органов чувств или областей развития. Вот почему практическое обучение обеспечивает более длительное запоминание и более значимое применение. Как только ваш ребенок проявит интерес к буквам, а вы уже начнете использовать естественные условия для определения этих букв, начните выполнять действия, которые задействуют как можно больше органов чувств. K имейте в виду, что изучение названий букв не почти  так же важно, как изучение их звуков!

Существует множество способов включить несколько областей развития в отношении распознавания букв и навыков раннего чтения. Алфавитные поделки позволяют вашему ребенку выучить форму буквы вместе с ассоциацией звука, который она издает, используя при этом мелкую моторику в процессе вырезания, склеивания и создания! Игры, которые задействуют крупную моторику (например, бросание мешков с фасолью на соответствующую букву), также являются прекрасным способом включить движение. Конечно же, каждый ребенок любит песенки и стишки! Проведите инвентаризацию сильных сторон и областей интересов вашего ребенка и определите занятия, соответствующие им!

6. Классифицируйте жанр

Когда вашему ребенку исполнится 5 лет, и он сможет распознавать разницу между настоящим и выдуманным, я предлагаю начать помогать вашему ребенку понимать различные жанры книг во время вашего совместного чтения. Это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Есть около 5 разных жанров детских книг, на которые я бы посоветовал вам обратить внимание вашего малыша. Конечно, вы можете использовать термин «тип», а не «жанр», если его легче запомнить.

  • Документальная литература (реальные истории или факты о животных, местах, людях и т. д.)
  • Фэнтези (понарошку, не может произойти в реальной жизни из-за магии, говорящих животных и т. д.)
  • Реалистичная фантастика (выдуманная история, но технически это может произойти в реальной жизни, потому что персонажи и ситуации правдоподобны)
  • Алфавитные книги
  • Сборники песен

 

Когда дети относят книгу к определенному жанру, они должны сначала обобщить книгу в уме и вспомнить детали. Затем они должны использовать эту информацию, чтобы решить, к какому жанру относится та или иная книга. Наконец, ваш ребенок будет вспоминать детали из других книг того же жанра, проводя связи между ними. Это простое занятие, которое может занять 5-10 секунд вашего времени после прочтения книги, но оно, безусловно, дает импульс мысли и обработке в этом молодом мозгу!

 

Кроме того, важно отметить, что не все книги подходят к одному из этих жанров, особенно книги, которые считаются «фоническими книгами для чтения». Я бы посоветовал вам выполнять это упражнение только с качественной детской литературой, а не с книгами, которые пытаются заставить вашего ребенка «озвучивать» самостоятельно. Большинство книжек с картинками, которые можно найти в детских библиотеках, относятся к одному из этих жанров.

Помните, наша цель — научить детей понимать  то, что они читают… иначе чтение, честно говоря, принесет им мало пользы. Когда мы поощряем наших детей думать и обрабатывать книгу, которую мы только что прочитали вместе, мы непреднамеренно моделируем то, что, как мы надеемся, они однажды будут делать самостоятельно!

 

7. Сосредоточьтесь на фонематическом восприятии и акустике

«Фонемы» — это самые маленькие звуки в английском языке (полный список фонем см. здесь). Эти звуки состоят из согласных, кратких гласных, долгих гласных и диграфов. «Фонематическая осведомленность» состоит из изучения этих звуков и того, как манипулировать ими в слове. Диграфы — это уникальные звуки, состоящие из отдельных букв, таких как /th/, /sh/, /ch/ и т. д.

«Акустика» включает изучение написания этих звуков и различных правил, которым следует английский язык. Изучение правил фонетики является важным инструментом, который помогает ребенку научиться расшифровывать и произносить буквы. Я использовала программу «Пути к чтению» в классе в качестве программы фонематического восприятия и фонетики, и она мне очень понравилась! Это сделало изучение всех сложных правописаний таким веселым занятием! У Pathways теперь есть версия для домашнего обучения, и это потрясающе!

 

9. Декодирование

Декодирование часто называют «выслушиванием». Как только ваш ребенок узнает, какие звуки издает каждая буква (этому учат в реальных, осмысленных  ситуациях), он готов начать составлять слова. Декодирование — это процесс, который требует сильных навыков фонематического восприятия и уступает место орфографическому отображению, процессу, посредством которого слова сохраняются как «слова с прицела» в долговременной памяти.

Чем чаще дети расшифровывают слова, тем лучше они учатся автоматически определять это слово. Исследователи говорят, что может потребоваться от 1 до 4 раз декодирования, прежде чем слово будет передано в долговременную память для автоматического поиска. Иногда эта задача утомительна и не может быть упрощена, поэтому важно найти творческие способы сделать ее интересной. Когда я преподавал в первом классе, я покупал куклы-мизинцы, которыми мои ученики могли указывать на буквы во время расшифровки. Это был огромный успех и сделал этот процесс таким веселым!

 

Найдите эти пальчиковые куклы и многое другое на сайте Oriental Trading

 

10. Используйте программу чтения с четкими, систематическими инструкциями, когда он/она будет в детском саду и после него ” навыки, над которыми мы, как родители, можем работать в самые ранние годы нашего ребенка, чтобы сделать процесс обучения чтению намного проще для наших детей. Как только ваш ребенок достигнет школьного возраста, убедитесь, что вы используете программу, основанную на наука о чтении с подробным и систематическим обучением как фонематическому восприятию, так и фонетике. Если ваш ребенок направляется в школу, попросите просмотреть учебную программу, чтобы убедиться, что она хороша именно в этих областях. Некоторым детям, естественно, легче выучить фонетический код, чем другим, как предполагает «Лестница чтения» Нэнси Янг, но ВСЕ дети получают пользу от раннего обучения на основе кода.

 

На мой взгляд, нет лучшей базовой программы чтения, чем «Пути к чтению». Оригинальная учебная программа использовалась в классах и клинических учреждениях в течение последних 20 лет. Программа участвовала в многочисленных исследованиях, показав статистически значимые результаты . Пути к чтению Homeschool теперь предлагает свою новаторскую учебную программу для домашних педагогов, начиная с базового базового чтения (что эквивалентно обучению в детском саду). Включены все 5 областей обучения чтению, определенные Национальной комиссией по чтению: фонематическая осведомленность, фонетика, словарный запас, беглость и понимание прочитанного. Это такой невероятный ресурс для семей, и я не могу рекомендовать его достаточно высоко!

 

Обучение чтению — это путешествие

Подводя итог, вот несколько практических советов, которые вы можете применять каждый день, основываясь на стратегиях обучения чтению, представленных в этом посте. Очевидно, что вы не сможете применить все эти предложения к детям всех возрастов, поэтому используйте свое суждение о том, какой лучший способ научить ребенка читать.

  • Читайте своему ребенку каждый день!
  • Задавайте ребенку вопросы до, во время и после чтения.
  • Пусть ваш ребенок увидит, как вы читаете.
  • Ищите письма на улице и в окружающей среде.
  • При обучении буквам и звукам задействуйте как можно больше органов чувств.
  • Читайте разные книги и играйте в угадывание жанра.
  • Веселись, рифмуй
  • Играйте вместе в эти устные фонематические игры (материалы не требуются)
  • Поощряйте ребенка произносить короткие слова (согласная, гласная, согласная).
  • Самое главное, веселитесь вместе!
Этот пост был впервые опубликован в феврале 2012 г. Обновлен в 2018 г. Как дети на самом деле учатся читать?

Ученик начальной школы в штате Миссисипи читает книгу на уроке. Исследования показывают, что маленькие дети нуждаются в четком, систематическом обучении фонетике, чтобы научиться бегло читать. Предоставлено: Террелл Кларк для The Hechinger Report

Учить детей читать нелегко; Педагоги часто твердо убеждены в том, что они считают «правильным» способом обучения этому важному навыку. Хотя подходы учителей могут различаться, исследования довольно ясно показывают, как лучше всего помочь детям научиться читать. Вот что родители должны искать в классе своих детей.

Как дети на самом деле учатся читать?

Исследования показывают, что дети учатся читать, когда они могут идентифицировать буквы или комбинации букв и связывать эти буквы со звуками. Конечно, это еще не все, например, придание значения словам и фразам, но фонематическое осознание (понимание звуков в произносимых словах) и понимание фонетики (знание того, что буквы на бумаге соответствуют звукам) — самые основные первые шаги к тому, чтобы стать читатель.

Если дети не могут овладеть фонетикой, они, скорее всего, будут испытывать трудности с чтением. Вот почему исследователи говорят, что четкое, систематическое обучение фонетике важно: учителя должны вести учеников шаг за шагом через определенную последовательность букв и звуков. Дети, которые учатся расшифровывать слова, могут затем применять этот навык к более сложным словам и, в конечном итоге, бегло читать. Некоторым детям, возможно, не потребуется много помощи с акустикой, особенно когда они станут старше, но эксперты говорят, что обучение фонетике может быть важным для маленьких детей и проблемных читателей. «Мы не знаем, сколько фонетики нужно каждому ребенку», — сказал Андерс Расмуссен, директор Начальная школа Вуд-Роуд в Боллстон-Спа, штат Нью-Йорк, который недавно возглавил преобразование школьной программы чтения в структурированный подход, основанный на исследованиях. «Но мы знаем, что ни один ребенок не пострадает, если получит слишком много».

Как в школе вашего ребенка следует обучать чтению?

Тимоти Шанахан, почетный профессор Иллинойского университета в Чикаго и эксперт по обучению чтению, сказал, что фонетика важна в детском саду до второго класса, а фонематическому восприятию следует обучать в детском саду и первом классе. Эта точка зрения была подчеркнута экспертами в последние годы, когда активизировались дебаты по поводу обучения чтению. Но обучение детей чтению должно включать в себя нечто большее, чем фонетика, говорит Шанахан. Они также должны быть подвержены устному чтению, пониманию прочитанного и письму.

Войны за то, как обучать чтению, возобновились. Вот четыре вещи, которые вам нужно знать.

Уайли Блевинс, писатель и эксперт по фонетике, сказал, что хороший тест, который родители могут использовать, чтобы определить, получает ли ребенок обучение чтению на основе исследований, — это спросить учителя своего ребенка, как его учат чтению. «Они должны быть в состоянии сказать вам нечто большее, чем «прочитав много книг» и «развивая любовь к чтению», — сказал Блевинс. По словам Блевинса, наряду со временем, посвященным обучению фонетике, дети должны участвовать в чтении вслух со своим учителем, чтобы увеличить словарный запас и знания по содержанию. «Эти чтения вслух должны включать интерактивные беседы, чтобы вовлечь учащихся в размышления о содержании и использовании словарного запаса», — сказал он. «Слишком часто, когда время ограничено, ежедневные чтения вслух — это первое, что остается вне времени чтения. Мы недооцениваем его влияние на рост числа читателей и должны это изменить».

В школе Расмуссена используется структурированный подход: дети получают уроки фонематического восприятия, фонетики, подготовки к письму и письму, словарного запаса и повторного чтения. Исследования показывают, что такой «систематический и интенсивный» подход к некоторым аспектам грамотности может превратить детей, которым трудно читать, в читателей среднего или выше среднего уровня.

Чего следует избегать школам при обучении чтению?

Педагоги и эксперты говорят, что детей следует поощрять произносить слова вслух, а не угадывать. «Мы действительно хотим убедиться, что ни один ребенок не угадает», — сказал Расмуссен. «Вы действительно хотите… чтобы ваш собственный ребенок произносил слова и смешивал слова с самого раннего уровня». Это означает, что детям не предлагается угадывать незнакомое слово, например, глядя на картинку в книге. Поскольку в старших классах дети сталкиваются с более сложными текстами, избегание опоры на визуальные подсказки также способствует беглому чтению. «Когда они переходят в девятый класс и им приходится читать «О мышах и людях», у них нет подсказок с картинками», — сказал Расмуссен.

Связанный: Голос учителя: нам нужна акустика, наряду с другими вспомогательными средствами, для чтения

Блевинс и Шанахан предостерегают от организации книг по разным уровням чтения и удержания учащихся на одном уровне до тех пор, пока они не прочитают с достаточной беглостью, чтобы двигаться вверх на следующий уровень. Хотя многие люди могут думать, что удержание учащихся на одном уровне поможет им не расстраиваться и не разочаровываться в трудных текстах, исследования показывают, что учащиеся на самом деле узнают больше, когда им бросают вызов материалы для чтения.

Блевинс сказал, что опора на «уровенные книги» может способствовать развитию «плохой привычки у читателей». Поскольку учащиеся не могут произнести многие слова вслух, они полагаются на запоминание повторяющихся слов и моделей предложений или на использование подсказок с картинками для угадывания слов. Расмуссен сказал, что заставлять детей придерживаться одного уровня чтения — и, особенно, постоянно давать некоторым детям тексты, которые ниже уровня их класса, вместо того, чтобы оказывать им поддержку, чтобы довести их до уровня класса — также может привести к большим пробелам в способностях к чтению.

Как узнать, эффективна ли учебная программа по чтению?

Некоторые учебные программы по чтению охватывают больше аспектов грамотности, чем другие. По словам Расмуссена, хотя почти во всех программах есть компоненты, основанные на исследованиях, структура программы может иметь большое значение. Наблюдение за тем, как дети читают, — это лучший способ узнать, получают ли они надлежащее обучение — подробное, систематическое обучение фонетике, чтобы заложить основу для чтения, в сочетании с использованием текстов на уровне класса, предлагаемых всем детям.

Родители, интересующиеся тем, что включено в учебную программу в классе их ребенка, могут найти источники в Интернете, такие как диаграмма, включенная в статью Readingrockets.org, которая обобщает различные аспекты грамотности, включая фонетику, письмо и стратегии понимания, в некоторых из самых популярных учебных программ по чтению.

Блевинс также предложил несколько вопросов, которые родители могут задать учителю своего ребенка:

  • Каков ваш фонический объем и последовательность?

«Если учебная программа основана на исследованиях, она должна иметь четко определенный фонический объем и последовательность, которая служит основой обучения». — сказал Блевинс.

  • Есть ли у вас декодируемые ридеры (короткие книжки со словами, составленными из букв и звуков, которые изучают учащиеся) для фонетической практики?

«Если не используются декодируемые или фонетические ридеры, учащиеся вряд ли получат достаточно практики и приложений, чтобы достичь мастерства, чтобы затем они могли перенести эти навыки на все виды чтения и письма», — сказал Блевинс. «Если учителя говорят, что используют одноуровневые книги, спросите, сколько слов ученики могут произнести вслух, основываясь на фонетических навыках, которым их научили (учителя)… Могут ли эти слова быть полностью произнесены на основе фонетических навыков, которым вы научили, или дети используют только фрагменты слово? Они должны полностью произносить слова, а не использовать только первую или первую и последнюю буквы и угадывать остальные».

  • Что вы делаете для расширения словарного запаса и базовых знаний учащихся? Как часто эта инструкция? Сколько времени каждый день тратится на это?

«Это должно быть много, — сказал Блевинс, — и большая часть этого происходит во время чтения вслух, особенно информационных текстов, а также на уроках естествознания и обществознания».

  • Исследование, используемое для поддержки вашей учебной программы по чтению, основано только на фактических материалах или оно опирается на более широкий массив исследований о том, как дети учатся читать? Как это связано с наукой о чтении?

Учителя должны быть в состоянии ответить на эти вопросы, сказал Блевинс.

Что делать, если мой ребенок плохо читает?

Когда ребенок не прогрессирует, говорит Блевинс, важно выяснить, почему. Это трудности в обучении или ваш ребенок отстает от школьной программы? Это сложный вопрос.» Блевинс предложил, чтобы родители детсадовцев и первоклассников попросили школу своего ребенка проверить фонематическую осведомленность ребенка, фонетику и беглость речи.

Родители детей старшего возраста должны попросить пройти тест на словарный запас. «Эти тесты выявят некоторые основные проблемы, связанные с тем, почему ваш ребенок испытывает трудности с чтением и пониманием прочитанного», — сказал Блевинс. «Как только основные проблемы обнаружены, их можно систематически решать».

«Мы не знаем, сколько акустики нужно каждому ребенку. Но мы знаем, что ни один ребенок не пострадает, если получит слишком много».

Андерс Расмуссен, директор начальной школы Вуд Роуд в Боллстон Спа, Нью-Йорк

Расмуссен рекомендовал родителям работать со своей школой, если они обеспокоены успеваемостью своих детей. Сидя и читая вместе со своими детьми, родители могут увидеть, как обучают детей грамоте. Если дети пытаются угадать по картинкам, родители могут поговорить с учителями об усилении обучения фонетике.

«Учителя не обязательно делают плохие вещи или намеренно или умышленно ставят детей в невыгодное положение, — сказал Расмуссен. «У вас есть много отличных учителей чтения, использующих несколько эффективных и неэффективных стратегий».

Что родители могут сделать дома, чтобы помочь своим детям научиться читать?

Родители хотят помочь своим детям научиться читать, но не хотят доводить их до того, что они ненавидят чтение. «Родители дома могут попасть в ловушку, думая, что речь идет о тренировке их ребенка», — сказала Синди Джибан, бывший педагог и нынешний главный научный руководитель NWEA, исследовательской некоммерческой организации, специализирующейся на оценках и возможностях профессионального обучения. «Это прискорбно, — сказал Джибан. «Это настраивает взаимодействие родителей и детей, которое заставляет его сказать:« Ух, вот это не весело »». Вместо этого Джибан советует сделать декодирование игривым. Вот несколько идей:

  • Попросите детей найти в доме все, что начинается с определенного звука.
  • Растяните одно слово в предложении. Попросите ребенка «передать соль», но произносите отдельные звуки в слове «соль» вместо самого слова.
  • Попросите ребенка придумать, каким было бы имя каждого члена семьи, если бы оно начиналось со звука «б».
  • Спойте эту раздражающую песню «Banana fana fo fanna song». Джибан сказал, что такая игровая деятельность действительно может помочь ребенку подумать о звуках, которые соответствуют буквам, даже если он не смотрит на букву прямо перед собой.
  • Перечитывайте любимую книгу вашего ребенка снова и снова. Для книг, которые дети хорошо знают, Джибан предлагает детям следить пальцем за каждым прочитанным словом. Родители могут сделать то же самое или придумать другую стратегию, чтобы помочь детям следить за тем, какие слова они читают на странице.

Предоставление ребенку разнообразного опыта, который, кажется, не имеет ничего общего с чтением, также может помочь ребенку научиться читать. По словам Расмуссена, получив разнообразный опыт, дети смогут применять свои собственные знания, чтобы лучше понимать тексты на разные темы.

Этот материал о   обучении детей чтению был подготовлен   The Hechinger Report , некоммерческой независимой новостной организацией, занимающейся вопросами неравенства и инноваций в сфере образования. Подпишитесь на информационный бюллетень Hechinger .

The Hechinger Report содержит подробные, основанные на фактах, непредвзятые отчеты об образовании, которые бесплатны для всех читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *