«Одаренность – это способность к творчеству» – Новости – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»
Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность
Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.
Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация.
Александр Ильич Савенков,
член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб)
Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Елена Игоревна Щебланова,
заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.
Презентация Щеблановой Е.
И. (PPTX, 1.82 Мб)Прогнозирование развития одаренности
Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет.
Наталья Борисовна Шумакова,
проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63 Мб)
Творчество и интеллект
Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации
Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей.
Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству.
В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна. Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе.
Диана Борисовна Богоявленская,
почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Измерение интеллектуальной одаренности
Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности:
- Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
- Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
- Исследование в специфичной среде конкретной предметной области.
Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика.
Полная версия семинара
Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем. По этой причине детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обращать внимание на способности ребенка с ранних лет – с тем, чтобы не упустить возможность дать ему соответствующие навыки.
Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы.
< Объективность
Одержимость >
Популярные термины
Одаренность
Как развить свой талант
Чтобы достичь успеха, надо развивать свои природные способности. Талантом наделен каждый из нас, просто не все знают, как его обнаружить и развить. Вот несколько рекомендаций от психолога по развитию творческого потенциала.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Хочу уволиться и начать работать на себя, но боюсь, что ничего не получится»
- Как рак влияет на психику и чем может помочь психолог
- Куда сходить в Москве в марте: 5 идей для новых впечатлений
- Как появляется нелюбовь к телу: 3 неочевидные причины — объяснение фитнес-тренера
- «Мужчины сводят все разговоры к теме секса. Это с ними или со мной что-то не так?»
- «Я мечтаю о шизофрении, хочу стать чокнутой, хочу быть странной»
- Сохранить и улучшить отношения: ученые назвали самые эффективные стратегии
- «Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке
Сегодня читают
- «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
- «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
- «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
- «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
- 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
- «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Талант | психология | Britannica
В гениальности
Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, предполагает оригинальность, креативность,…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL» :»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«имя»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null ,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:581413}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»: 581413,»title»:»талант»,»url»:»https://www. britannica.com/science/talent-psychology»,»description»:»Гений: Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, предполагает оригинальность, креативность,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»талант»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается талант: гений: Гений отличается от таланта , как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность же предполагает оригинальность, креативность,…»,»identifierHtml»:»психология»,»identifierText»:»психология»,»topicClass»:»наука»,»topicKey»:»талант-психология»,» articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/science/talent-psychology»,»assemblyLinkPrefix»:»/ media/1/581413/»},»topicLink»:{«title»:»talent»,»url»:»https://www.
britannica.com/science/talent-psychology»},»tocPanel»:{ «title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:{«ВНЕШНИЕ «:[{«url»:»http://www.education.vic.gov.au/childhood/professionals/learning/Pages/understandgt.aspx»,»title»:»Правительство штата Виктория — Департамент образования и обучения — Понимание одаренности и таланта»,»noFollow»:false,»type»:»EXTERNAL»}]},»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null, «imageUrl»: null, «авторы»: null, «ключевые слова»: «талант», «wordc количество»:0,»url»:»https://www.britannica.com/science/talent-psychology»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается талант :genius: Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания).сравнение с гениальностью
- В гениальности
Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, предполагает оригинальность, креативность,…
Подробнее
Что такое талант? | Психология сегодня
Источник: geralt/Pixabay
Талант — это часто употребляемое слово, и когда его произносят, мы часто киваем, соглашаясь с тем, что знаем, что кто-то имеет в виду. Во многих случаях это может быть синонимом «интеллект» или в других областях это может означать «атлетизм». Вы можете обойтись без точного определения таланта, если только вы не ученый, пытающийся объяснить производительность. Тогда вы хотите знать, что именно отличает спортсмена мирового класса, гроссмейстера по шахматам или кого-либо еще на вершине своей области.
Недавно я услышал превосходное определение таланта, данное Анжелой Дакворт из Пенсильванского университета:
«Талант — когда я использую это слово, я имею в виду скорость, с которой вы становитесь лучше, прилагая усилия. Скорость, с которой вы становитесь лучше в футболе, и есть ваш футбольный талант. Скорость, с которой вы становитесь лучше в математике, и есть ваш математический талант. Вы знаете, учитывая, что вы прилагаете определенные усилия. И я абсолютно уверен — и не все так считают, но думаю, что большинство — что между нами есть различия в талантах: что мы не все одинаково талантливы» (Duckworth, 2016).
Что мне нравится в этом определении таланта, так это то, что оно позволяет нам рассматривать усовершенствование как результат как врожденных качеств, так и усилий. Мы можем улучшаться медленнее, но мы все еще можем улучшаться, прилагая усилия.
Это определение таланта также помогает нам упорствовать. Например, если мы пытаемся совершенствоваться в какой-то области и возлагаем большие надежды, мы постоянно достигаем предела наших текущих навыков. Всякий раз, когда мы чувствуем, что находимся на этом «крае», и о нашей работе судят по сравнению с другими, мы можем интерпретировать относительную обратную связь как свидетельство отсутствия таланта или вместо этого думать о таланте как о степени нашего совершенствования. Последняя интерпретация помогает нам упорствовать, но при этом допускает различия в талантах. Это классическая история о черепахе и зайце — другие могут гоняться за кроликами в наших владениях, но, учитывая наше стремление к совершенству, мы можем тащиться вперед, как черепахи, в конечном итоге достигая своих целей с помощью обдуманных усилий.
Это история многочисленных экспертов в книге Андерса Эрикссона Пик: секреты новой науки экспертизы . В области за областью Эрикссон, когнитивный психолог из Университета штата Флорида, обнаружил, что те, кто упорно практиковал, в конечном итоге достигли вершины в своей области.
Для Эрикссон практика и усилия стоят на первом месте. Как он резюмирует: «В долгосрочной перспективе побеждают те, кто больше практикуется, а не те, кто изначально обладал некоторым преимуществом в интеллекте или каком-либо другом таланте». идея «правила 10 000» (т. е. что для того, чтобы стать экспертом, требуется 10 000 часов практики)* говорит о том, что мы более равны, чем думаем. Эрикссон отвергает талант любого человека, даже Эйнштейна. Он описывает, как нейробиологи обнаружили, что у Эйнштейна была «значительно большая, чем в среднем, нижняя теменная долька», которая, как считается, играет роль в математическом мышлении. В ответ Эрикссон спрашивает:
«Может ли быть так, что люди вроде Эйнштейна просто рождаются с более массивными, чем обычно, нижними теменными дольками и, следовательно, имеют врожденную способность к математическому мышлению? Вы можете так подумать, но исследователи, изучавшие размер этой части мозга у математиков и нематематиков, обнаружили, что чем дольше кто-то работал математиком, тем больше у него серого вещества в правой нижней теменной области. долька, что предполагает, что увеличенный размер был продуктом расширенного математического мышления, а не чем-то, с чем человек родился». 0003
Однако по мере того, как книга продолжается, экстремизм начинает смягчаться, и Эрикссон начинает учитывать аспекты врожденных различий, но только как вторую скрипку на практике. Как он резюмирует:
«Я подозреваю, что такие генетические различия — если они существуют — скорее всего, проявятся через необходимую практику и усилия, направленные на развитие навыка. Возможно, например, некоторые дети рождаются с набором генов, которые заставляют их получать больше удовольствия от рисования или создания музыки».0003
Твердая позиция Эрикссон в отношении ценности практики стала результатом работы по точному выявлению различий между элитными и средними исполнителями, при этом в большинстве областей объяснения врожденных различий неуловимы. Однако с определением таланта, предложенным Даквортом, нам не нужно выбирать между врожденностью или усилием — оба важны, — и, если судить по бесчисленным исследованиям элитных экспертов, проведенным Эрикссоном, усилие важнее, чем мы часто предполагаем.