Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Опирается на субъектный опыт тип мировоззрения: Задание 5 ЕГЭ обществознание. Человек и общество.

Задание 5 ЕГЭ обществознание. Человек и общество.

Задание 5 ЕГЭ. Человек и общество

1.Установите соответствие между типами обществ и их отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:

А) сфера услуг начинает преобладать над промышленным производством

Б) промышленное производство приобретает массовый характер

В) ускоренными темпами развивается сфера связи и коммуникаций

Г) зарождается массовая культура

Д) главными участниками политического процесса становятся крупные партии

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.      Индустриальное

2.      Постиндустриальное

2.Установите соответствие между социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

А) семья

Б) собственность

В) государство

Г) парламентаризм

Д) банковская система

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА:

1.       Экономика

2.      Политика

3.      Социальные отношения

3. Установите соответствие между характерными чертами общественной жизни и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ:

А) определение социальной позицией личности преимущественно по приписываемым статусам

Б) ускоренное развитие городов

В) распространение парламентаризма как института политической власти

Г) законодательное закрепление обязанностей и привилегии за отдельными социальными группами

Д) преобладание расширенных семей патриархального типа

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.      Традиционное общество

2.      Индустриальное общество

4.Установите соответствие между утверждениями и способами познания, с помощью которых были сделаны эти выводы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УТВЕРЖДЕНИЯ:

А) всё живое имеет клеточное строение

Б) повышение температуры тела говорит о начале заболевания

В) носитель наследственности – ген

Г) судьба человека мало зависит от его собственных усилий

Д) люди, рождённые под знаком рака, загадочны и непредсказуемы

СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ:

1.       Научное познание

2.      Осмысление повседневного опыта

 

 

 

5.Установите соответствие между примерами и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ:

А) школьное оборудование

Б) теория обучения

В) моральный климат в коллективе

Г) классный журнал

Д) технические средства обучения

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ:

1.      Духовная культура

2.      Материальная культура

6.Установите соответствие между примерами образовательных ситуаций и уровнями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ:

А) Вадим обучается в техникуме, получают специальность автомеханика

Б) семиклассник Борис занимается дополнительно русским языком

В) десятиклассники писали проверочную работу

Г) Ирина изучает основы законодательства в правовом колледже

Д) многие ученики 11 класса посещают подготовительные курсы

УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ:

1.       Среднее профессиональное

2.      Среднее общее

3.      Основное общее

7.Установите соответствие между конкретными явлениями и глобальными проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ЯВЛЕНИЯ:

А) уменьшение разнообразия в природе

Б) увеличение разрыва в показателях роста ВВП на душу населения между группами стран

В) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

Г) нарастание миграционного потока в экономически развитые страны

Д) обострение проблемы утилизации отходов

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1.      Экологический кризис

2.      Проблема «Север – Юг»

8.Установите соответствие между изменениями в обществе и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ:

А) происходит компьютеризация производства

Б) мануфактурное производство сменяется фабричным

В) утверждается сословное деление общества

Г) развивается промышленность в форме ремесла

Д) распространяется светская культура

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.       Традиционное

2.      Индустриальное

3.      Постиндустриальное

 

 

 

9.Установите соответствие между фактами и видами социальных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФАКТЫ:

А) коренное изменение основ общества

Б) насильственное изменение конституционных основ государства

В) внедрение новых форм организации производства по инициативе государственных органов

Г) принятие законов об объединении разрозненных государств в федерацию

Д) кратковременный бурный протест, который привел к смене государственной власти

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ:

1.      Реформа

2.      Революция

10.Установите соответствие между действиями и путями познания мира: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЙСТВИЯ:

А) создание субъективных образов

Б) целенаправленный отбор фактов для анализа и обобщения

В) знакомство с особенностями материалов в процессе их практического использования

Г) отражение мира с позиции прекрасного и безобразного

Д) обязательная проверка полученных результатов с целью их опровержение или дальнейшего использования

ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА:

1.       Обыденное

2.      Художественное

3.      Научное

11. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ:

А) ориентация на модель приемлемого поведения в обществе

Б) оценивает мир с позиции прекрасного и безобразного

В) основные оценочные категории — добро и зло

Г) соблюдение правил приличия

Д) отражение в «золотом правиле» нравственности

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

1.      Этическая норма

2.      Эстетическая норма

3.      Этикет

12.Установите соответствие между характеристиками и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ:

А) воспроизводит каноны

Б) не рассматривается как профессиональная деятельность

В) рассчитана на специально подготовленную аудиторию

Г) ориентируются на коммерческий успех

Д) отражает традиционные исторически сложившиеся ценности

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ:

1.       Народная

2.      Элитарная

3.      Массовая

13.Установите соответствие между присущим человеку и характеристиками человека, представляющими его двойственную природу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИСУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ:

А) мировоззрение

Б) трудовые умения и навыки

В) задатки

Г) темперамент

Д) способности

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА:

1.      Биологическое начало

2.      Социальное начало

14. Установите соответствие между примерами и видами социальных санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ:

А) осуждение со стороны друзей

Б) награждение орденом

В) лишение права занимать определенную должность

Г) предупреждение администратора в связи с нарушением дресс-кода

Д) аплодисменты после лекции известного учёного

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ  САНКЦИЙ:

1.      Формальная позитивная

2.       Неформальная позитивная

3.      Формальная негативная

4.      Неформальная негативная

15. Установите соответствие между проявлениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа и их характером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:

А) формирование норм и правил жизнедеятельности

Б) способность оценивать результаты своей деятельности

В) создание материальных средств существования

Г) рождение детей

Д) рефлекс как способ ответа на воздействие окружающей среды

ИХ ХАРАКТЕР:

1.      Биологический

2.      Социальный

16. Установите соответствие между характеристиками и путями (способами) познание, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

А) ставит целью познание истины

Б) удовлетворяет потребность в получении новых знаний

В) отражает повседневный опыт

Г) включает наблюдение как один из способов познания

Д) устанавливает теоретические закономерности

ПУТИ (СПОСОБЫ) ПОЗНАНИЯ:

1.       Научное познание

2.      Житейское познание

3.      И научная, и житейское познание

17Установите соответствие между отличительными признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) полное, исчерпывающее знание

Б) неизменное знание

В) знание, которое отражает действительность на данном этапе познания

Г) объективное знание

Д) знание, соответствующее предмету познания

ВИДЫ ИСТИНЫ:

1.      Абсолютная истина

2.      Относительная истина

3.      И абсолютная, и относительная истина

18. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) усложнение социальной системы

Б) модернизация общества

В) утрата способности общества к выполнению тех или иных функций

Г) возврат к недемократическому политическому режиму

Д) качественный скачок в производительности общественного труда

ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

1.       Общественный прогресс

2.      Общественный регресс

19. Установите соответствие между процессами (фактами) и типами обществ, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ФАКТЫ):

А) переход от мануфактуры к фабрике

Б) урбанизация

В) сословная иерархия

Г) отток экономически активного населения из аграрного сектора в промышленность

Д) информационная революция

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.      Традиционное

2.      Индустриальное

3.      Постиндустриальное

20. Установите соответствие между отличительными признаками и типами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) опирается на личный опыт практической деятельности

Б) обращается к смысложизненным проблемам и нравственным принципам

В) включает обобщенный опыт познавательной деятельности

Г) характеризуется целостностью и доказательностью

Д) основано на вере в сверхъестественное

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1.       Научное

2.      Религиозное

3.      Обыденное

21.Установите соответствие между отличительными признаками и типами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) вера как основа мировоззрения

Б) формируется стихийно в процессе практической деятельности

В) теоцентрическая картина мира

Г) опирается на субъектный опыт

Д) включает обобщенный опыт познавательной деятельности

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1.      Обыденное

2.      Религиозное

3.      Научное

22.Установите соответствие между отличительными признаками и видами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) анонимность создателя

Б) сложность и оригинальность использования художественных средств

В) коммерческий характер

Г) существование в устной форме

Д) закрепление в исторической памяти

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

1.       Массовая

2.      Элитарная

3.      Народная

23. Установите соответствие между фактами общественного развития и глобальными проблемами, которые в них проявляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФАКТЫ:

А) сохранение традиционного общества и традиционного хозяйства в ряде африканских стран

Б) депопуляция населения в некоторых европейских странах

В) разрыв в уровнях экономического развития стран

Г) превышение численности населения ряда государств над возможностями общества его содержать

Д) глобальное изменение климата

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1.      «Север – Юг»

2.      Экологическая

3.      Демографическая

24.Установите соответствие между формами и ступенями (этапами) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

А) восприятие

Б) представление

В) понятие

Г) умозаключение

Д) ощущение

СТУПЕНИ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ:

1.       Чувственное

2.      Рациональное

3.       

25.Установите соответствие между проявлениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа и их характером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:

А) формирование норм и правил жизнедеятельности

Б) способность оценивать результаты своей деятельности

В) создание материальных средств существования

Г) рождение детей

Д) рефлекс как способ ответа на воздействие окружающей среды

ХАРАКТЕР:

1.      Биологический

2.      Социальный

26. Установите соответствие между примерами и спецификой действия факторов социализации, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ:

А) обучение в общеобразовательной школе

Б) участие в общественно полезной деятельности

В) воспитание в семье

Г) занятия спортом

Д) политическая ситуация в мире

СПЕЦИФИКА ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

1.       Действие целенаправленно

2.      Действует стихийно

27.Установите соответствие между отличительными признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) исчерпывающее, всеобъемлющее знание

Б) неизменное знание

В) знание, которое нельзя опровергнуть

Г) знание, которое частично отражает действительность

Д) знание, которое может быть дополнено

ВИДЫ ИСТИНЫ:

1.      Абсолютная истина

2.      Относительная истина

28. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) усложнение социальной системы

Б) модернизация общества

В) утрата способности общества к выполнению тех или иных функций

Г) появление более современных технологий

Д) переход от высшего к низшему

ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

1.       Общественный прогресс

2.      Общественный регресс

29. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

А) переход к фабричному производству

Б) возрастание роли сферы услуг и рост числа занятий в ней

В) сословная иерархия

Г) отток экономически активного населения из аграрного сектора в промышленность

Д) особая роль интеллектуального капитала

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.      Традиционное

2.      Индустриальное

3.      Информационное

30.Установите соответствие между признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ:

А) сословная структура общества

Б) промышленный переворот

В) информационная революция

Г) преобладание устного народного творчества

Д) стандартизация производства

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.       Традиционное

2.      Индустриальное

3.      Постиндустриальное

31.Установите соответствие между социальными институтами и потребностями коллективов, общества в целом, которое они удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПОТРЕБНОСТИ:

А) упорядочивать общественную жизнь

Б) социализировать детей и подростков

В) обеспечивать общественную безопасность

Г) создавать средства существования

Д) получать знания

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

1.      Школа

2.      Государство

3.      Материальное производство

32.Установите соответствие между типами обществ и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ:

А) переход ко всеобщему начальному образованию

Б) внеэкономическое принуждение к труду

В) зарождение массовой культуры

Г) Социальное происхождение как основа личного статуса

Д) господство религиозного мировоззрения

ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1.       Традиционное

2.      Индустриальное

33.Установите соответствие между процессами и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ:

А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках

Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека

В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого

Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях

Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

1.      Чувствительное познание

2.      Рациональное познание

34. Установите соответствие между формами социальных изменений и особенностями их проявлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ:

А) затрагивает, как правило, отдельные сферы общества

Б) включает массовые протестные движения

В) элемент стихийности преобладает над организованным началом

Г) проводится по инициативе «сверху»

Д) поводом нередко служат случайные события

ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЙ:

1.       Революция

2.      Реформа

35. Установите соответствие между особенностями познания человеком мира и видами знания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ:

А) добываются специальными методами

Б) предполагают проверку истинности полученных сведений

В) формируются на основе наблюдений

Г) опираются на теоретические обобщения

Д) возникают в процессе совершения бытовых действий

ВИДЫ ЗНАНИЯ:

1.      Обыденные знания

2.      Научные знания

36. Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ:

А) уподобление природного мира миру человеческому

Б) интуитивное понимание реальности

В) рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтверждённые истины

Д) единство (нерасчлененность) знаний и верований

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1.       Мифологическое

2.      Научное

37. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ:

А) классификация явлений и типов мышления

Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ:

1.      Образование

2.      Наука

38.Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ:

А) семья

Б) экономика

В) государство

Г) культура

Д) школа

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ:

1.       Социальный институт

2.      Сфера жизни общества

39 Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

А) государство

Б) образование

В) наука

Г) партия

Д) избирательная система

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА:

1.      Социальная

2.      Политическая

40. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ:

А) отражение мира в художественных образах

Б) выражение и объяснение сущности явлений

В) направленный на удовлетворение потребностей человека в прекрасном

Г) обоснованность полученных результатов

Д) достоверность выводов

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

1.      Наука

2.      Искусство


 

ОТВЕТЫ

1

21211

2

31221

3

12211

4

12122

5

21122

6

13212

7

12121

8

32112

9

22112

10

23123

11

32131

12

11231

13

22112

14

41332

15

22211

16

13231

17

11233

18

11221

19

22123

20

32112

21

21213

22

32133

23

13132

24

11221

25

22211

26

12122

27

11122

28

11212

29

23123

30

12312

31

21231

32

21211

33

21121

34

21121

35

22121

36

11221

37

22112

38

12121

39

21122

40

21211

 

Тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества с ответами. Тест состоит из 22 заданий.

1. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение

а) мировоззрение — это форма организации самосознания индивида и общества
б) мировоззрение — это представление о мире и месте человека в мире
в) мировоззрение — это совокупность индивидуального опыта человека
г) мировоззрение — это строгая непротиворечивая система суждений о природе

2. Укажите исторические типы мировоззрения

а) религиозное мировоззрение
б) экзистенциализм
в) атеизм
г) мифология
д) философское мировоззрение

3. Укажите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры

а) наука
б) мифология
в) философия

4. Определите время возникновения философского мировоззрения

а) сер. III тыс. до н. э.
б) III — I в. до н. э.
в) VII — VI в. до н. э.
г) XVII — XVIII вв. до н. э.

5. Как соотносятся философия и мировоззрение

а) философия — часть мировоззрения
б) мировоззрение — часть философии
в) философия — теоретическая часть мировоззрения
г) философия есть мировоззрение

6. Вставьте пропущенное слово:

Первая форма мировоззрения … была доинтеллектуальной, вторая … надинтеллектуальной, то есть не нуждающаяся в логике и рациональном знании. В свою очередь … выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения.

7. Определите, что является предметом изучения философии

а) Бог
б) физическая реальность
в) материя
г) наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека

8. Установите проблематику основных разделов философского знания

а) онтология …
б) гносеология …
в) философская антропология …
г) социальная философия …

9. Определите, в каком из приведенных отношений заключается суть основного вопроса в марксистской философии

а) теории к практике
б) идеального к материальному
в) сознания к материи
г) содержания к форме
д) причин к следствию
ж) духа к природе

10. Какие из перечисленных понятий можно отнести к философским категориям?

а) элементарная частица
б) бытие
в) гравитация
г) субстанция
д) атом
е) материя
ж) свобода
з) истина

11. Определите философскую позицию автора высказывания:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее … следовательно, она реальна … Устрани ощущение мягкости, влажности, красоты, терпкости и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений …»

а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) дуализм.

12. Укажите философскую позицию автора высказывания

«Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе …»

а) субъективный идеализм
б) объективный идеализм
в) агностицизм

13. Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегречекого философа Демокрита:

«Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия … И атомы … носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля … Последние суть соединения некоторых атомов»

а) дуализм
б) материализм
в) идеализм

14. Вставьте пропущенное слово в следующее утверждение:

«Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности, — это позиция …»

а) дуализм
б) материализм
в) агностицизм
г) скептицизм
д) идеализм

15. Вставьте пропущенные слова в следующем суждении:

«… метод философского познания и мышления исторически сформировался раньше, чем … метод»

а) объективный
б) метафизический
в) субъективный
г) диалектический

16. Расположите в хронологическом порядке названные формы диалектики

а) материалистическая диалектика
б) стихийная диалектика
в) идеалистическая диалектика

17. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования (диалектический метод или метафизический метод)

а) принцип развития
б) признание локального характера
в) принцип всеобщей связи
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира

18. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях

а) мировоззренческая
б) методологическая
в) аксиологическая
г) гносеологическая

19. Определите функцию философии, о которой идет речь в высказывании русского философа XIX в. В. С. Соловьева:

«…безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни»

а) мировоззренческая
б) методологическая
в) аксиологическая
г) гносеологическая

20. Назовите представителей философского идеализма

а) К. Маркс
б) Платон
в) Демокрит
г) Г. Гегель
д) Дж. Беркли
е) Р. Декарт

21. Назовите представителей философского материализма

а) Дж. Юм
б) М. Хайдеггер
в) П. Гольбах
г) Демокрит
д) К. Маркс
е) Платон

22. Назовите представителей агностицизма

а) Г. Гегель
б) Д. Юм
в) К. Маркс
г) И. Кант
д) Г. Лейбниц

Ответы на тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. б
2. а, г, д
3. бва
4. в
5. в
6. Мифология, религия, философия
7. г
8.
а) бытие
б) познание
в) человек
г) общество
9. в
10. бгежз
11. б
12. б
13. б
14. в
15. г
16 бва
17.
а) диалектический
б) метафизический
в) диалектический
г) метафизический
18. б
19. а
20. бгд
21. вгд
22. бг

PDF версия
Тест Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
(177 Кб)

Обзор четырех мировоззрений

Традиционное мировоззрение Современное мировоззрение Postmodern Worldview Интегральный мировоззрение
. реальность Плюралистический, фрагментарный, релятивистский взгляд на реальность
Целостный/единый, духовно-эволюционный взгляд на реальность
Знание через традицию, условность, писание (буквализм, догматизм) Знание через эмпирическую науку, рациональность, логику (позитивизм, сциентизм) Знание через качественные способы познания (социальный конструктивизм) Знание через интеграцию, смешанное методы (прагматизм, критический реализм)
Социальное Я Независимое Я Подлинное Я Взаимозависимое Я
Традиционные ценности (т. е. солидарность, безопасность, дисциплина, служение, вера, соответствие) Индивидуалистические ценности (т.е. достижения, гедонизм, успех, статус, власть, веселье) Постматериальные ценности (т.е. , самовыражение, воображение, открытость к изменениям) Универсальные ценности (т.е. самоактуализация, мудрость, универсализм, трансцендентность)
Акцент на семье, социальных ролях и правилах, законе и порядке Акцент на будущее, вера в прогресс, оптимизм Акцент на деконструкции нарративов, социальная справедливость Акцент на индивидуальной и культурной эволюции и росте
Природа как осмысленный, божественно созданный порядок (творение Бога) Природа как инструментальный, объективированный ресурс для эксплуатации внутренний источник, подавленный голос или сущность, большая система Природа как внутренне ценный, духовно значимый, партнер

В этой таблице представлен краткий обзор четырех мировоззрений и их отличительных различий

Краткое изложение четырех мировоззрений

Традиционные мировоззрения рассматривают вселенную как сотворенное Богом и находят истину и знания в традициях, обычаях и Священных Писаниях. . Они подчеркивают группу, сообщество и семью, а также потребность в социальных ролях и правилах, законе и порядке. Ими движут такие ценности, как солидарность, безопасность, дисциплина, подчинение, служение и вера; и часто имеют чувство высшей цели или призвания. Они видят природу как осмысленный, божественно созданный порядок, который они могут использовать, но также должны заботиться о нем. Великой силой этого мировоззрения является его приверженность группе, его дисциплина и порядок, а также его социальные ценности.

Современные мировоззрения рассматривают вселенную как физико-механическую, объективную сущность и находят истину и знания в (эмпирической) науке, рациональности и логике. Они подчеркивают достоинство личности и оптимистично указывают на возможности (технологического) прогресса в будущем. Ими движут такие ценности, как достижения, гедонизм, успех, знания, статус, власть, материальный комфорт и веселье. Они рассматривают природу как инструмент; ресурс, используемый людьми. Великая сила этого мировоззрения заключается в его приверженности индивидуальной автономии, достоинству и достижениям; рациональность и объективность.

Постмодернистские мировоззрения рассматривают вселенную как релятивистскую, плюралистическую и фрагментарную и находят истину и знание посредством субъективных и качественных способов познания, включая искусство и мораль. Они делают упор на самовыражение и скептически относятся к великим (особенно современным) нарративам, которые они считают угнетающими и служащими сильным мира сего. Они руководствуются такими ценностями, как разнообразие, подлинность, воображение, инклюзивность, равенство и защита окружающей среды. Они рассматривают природу как внутренний, субъективный источник. Великая сила этого мировоззрения заключается в его чувствительности к страданиям других и приверженности социальной справедливости.

Интегративное мировоззрение рассматривает вселенную как развивающееся, духовно значимое целое и находит истину и знание через интеграцию методов и парадигм, науки и духовности. Они подчеркивают необходимость личностного роста и рассматривают культурную «эволюцию» как решение наших глобальных проблем. Ими движут такие ценности, как самореализация, поиск истины и мудрости, мир во всем мире и сострадание. Они считают природу внутренне ценной и духовно значимой; партнер, с которым можно сотрудничать. Великая сила этого мировоззрения заключается в его стремлении интегрировать то, что фрагментировано и поляризовано.

Здесь вы можете узнать больше о смешанных результатах мировоззрения, категории, в которую попадают люди, если они не набирают достаточно высоких баллов по какому-либо из четырех мировоззрений.

Контекст

Эти четыре мировоззрения — и особенно традиционное, современное и постмодернистское — были признаны философами и социологами частью историко-развивающей траектории культурных эпох на Западе. Таким образом, эти мировоззрения говорят об идеях и ценностях, шаблонах и структурах, с которыми знакомо большинство из нас.

Однако эти мировоззрения являются тем, что социологи называют идеальными типами : идеями-конструктами, изображающими «чистые» или идеализированные структуры и паттерны, узнаваемые в окружающем нас мире, но обычно не существующие в этих чистых формах. Эти идеальные типы служат аналитическим инструментом, эвристикой, помогающей нам привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности и «увидеть лес за деревьями».

Кроме того, хотя эти мировоззрения были обнаружены в ходе исследований в западном контексте, существует существенная поддержка идеи о том, что эти мировоззрения актуальны и узнаваемы за пределами Запада. Возьмем, к примеру, идеи, полученные в результате Всемирного исследования ценностей, крупнейшего из когда-либо проводившихся некоммерческих, межнациональных, эмпирических исследований временных рядов человеческих убеждений и ценностей.

Анализ данных, проведенный политологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем, утверждает, что в мире существуют два основных аспекта межкультурных различий. Как показывают их результаты, массовые культурные изменения наблюдаются с течением времени и во всем мире, со сдвигом от традиционных ценностей, доминирующих в более аграрных обществах (созвучных с традиционным мировоззрением), к секулярно-рациональным ценностям в индустриальных обществах (современных мировоззрение). А также сдвиг от значений выживания к ценности самовыражения доминирующие в постиндустриальных обществах (постмодернистское мировоззрение).

Это говорит о том, что по крайней мере традиционные, современные и постмодернистские мировоззрения наблюдаются и за пределами Запада. Интегративное мировоззрение не выделяется (пока?) четко в «Обзоре мировых ценностей», но широко описано различными философами (например, Жаном Гебсером, а в более современное время — Кеном Уилбером), а также признается в эмпирических работах.

Таблицы, исследования и видеолекции

В этой публикации вы можете найти гораздо более подробную версию приведенной выше таблицы (на стр. 102), а также обширный отчет об исследовании, на котором основан Тест Мировоззрения.

Здесь вы можете прочитать об исследовательском подходе, использованном при разработке Теста мировоззрения.

Здесь вы можете найти короткую видео-лекцию (22 минуты), объясняющую четыре мировоззрения, а также знакомящую с подходом к пониманию и отношению к этим мировоззрениям. Кроме того, есть видеолекция о том, что такое мировоззрение (9минут) ~ то есть как определить и понять этот термин. И тот, в котором говорится о том, почему изучение нашего мировоззрения важно и важно (18 минут).

2008 : ЧТО ТЫ ПЕРЕДУМАЛ? ПОЧЕМУ?

Я изменил свое мнение об общей обоснованности механического мировоззрения, лежащего в основе современного научного понимания природных процессов. Получив образование в области биологии и математики, я использовал научный подход к объяснению природных явлений на протяжении большей части своей карьеры. Основное предположение состоит в том, что любые свойства и поведение, возникшие естественным образом в ходе космической эволюции, могут быть поняты в терминах движений и взаимодействий неодушевленных объектов, таких как элементарные частицы, атомы, молекулы, мембраны и органеллы, клетки, органы, организмы и т. на.

Моделирование природных процессов на основе этих предположений дало объяснение множеству природных явлений, начиная от движения планет и электромагнитных явлений и заканчивая свойствами и поведением нервных клеток и динамическими паттернами, возникающими в колониях муравьев или стаях птиц. Казалось, нет предела силе этой объяснительной процедуры, которая очаровывала меня и занимала меня на протяжении большей части моей научной карьеры в области биологии.

Однако теперь я пришел к заключению, что этот метод объяснения природных явлений имеет серьезные ограничения и что они вытекают из основных допущений, на которых он основан. Решающим моментом для меня стало «объяснение» качественного опыта у людей и других организмов. Под этим я подразумеваю переживание боли, или удовольствия, или благополучия, или любых других качеств, которые нам хорошо знакомы.

Они описываются как «субъективные», то есть переживаемые живым организмом, потому что их нельзя изолировать от испытывающего их субъекта и измерить количественно. В качестве объяснения этого часто предлагают эволюционную сложность: когда организм имеет достаточно сложную нервную систему, могут возникать субъективные переживания и чувства. Это означает, что из взаимодействия «мертвых», нечувствующих компонентов, таких как клеточные мембраны, молекулы и электрические токи, может возникнуть нечто совершенно новое и качественно иное.

Но это подразумевает получение чего-то из ничего, что нарушает то, что я узнал об эмерджентных свойствах: всегда есть свойство предшественника для любого явления, и вы не можете просто ввести новое измерение в фазовое пространство вашей модели, чтобы объяснить результат. Качества отличаются от количеств и не могут быть сведены к ним.

Так что же является предшественником субъективного опыта, который развивается в организмах? Должно быть какое-то свойство нейронов, мембран или заряженных ионов, производящих электричество, связанное с ощущением, возникающим в организме.

Одна из возможностей состоит в том, чтобы признать, что мир не такой, каким его считает современная наука, механический и «мертвый», но что все имеет некоторые основные свойства, связанные с опытом или чувствами. Философы и ученые уже шли по этому пути раньше и назвали это всечувствием или панпсихизмом: мир пропитан какой-то формой чувства в каждой из его составляющих. Это позволяет эволюции сложных организованных существ, таких как организмы, развивать чувства, а качества быть такими же реальными, как и количества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *