Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Опосредованное и непосредственное общение: Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение — Студопедия

Виды общения | Psylist.net

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе люди общаются друг с другом. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Осведомленность общностей о содержании общения или присутствии третьего в момент общения двух лиц меняет картину коммуникации. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку контактирующие личности должны заботиться о престиже представляемых ими общностей.

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. При этом необходимо иметь в виду, что руководитель общается с отдельной личностью как представителем группы, носителем группового мнения, содержания, а также с группой в целом (например, командир воинского подразделения в момент подачи команды и исполнения ее подчиненными).

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, а могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил, и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают, то возникает конфликтная ситуация, и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Межгрупповое общение – не безликое аморфное воздействие. В нем каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им. В соответствии с этим личность выбирает средства общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию.

Общение бывает непосредственное и опосредованное. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение лицом к лицу, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Если например два человека разговаривают по телефону, то опосредованность можно считать минимальной: они слышат друг друга, но не могут друг к другу прикоснуться. В том случае, когда один другому посылает письмо или передает сообщение через третьих лиц, опосредованность значительная.

Рассматривая непосредственное и опосредованное общение, следует иметь в виду, что непосредственное взаимовосприятие партнеров не является главным показателем непосредственного общения. Восприятие друг друга дает определенную информацию каждому о каждом, но это не есть содержательное взаимодействие. Как только между контактирующими происходит обмен даже незначительной информацией, это общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения. Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым. Если оно носит деловой характер, то с незнакомым лицом общение развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок, конечно, невозможно, но попытка постичь личностные и характерологические особенности постоянно существует. В кратковременном общении со знакомыми, с друзьями задача познания их личности отходит на второй план в сравнении с задачами, которые предстоит решить.

Длительное взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное, предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и таким образом – познание друг друга. Длительное общение – путь не только к взаимопониманию, но и к пресыщению. Как показывает практика, длительный срок общения создает предпосылку либо для возникновения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для конфронтации, противопоставления, т. е. психологической несовместимости. Кстати сказать, несовместимость может возникать и при кратковременном общении, когда люди могут почувствовать неприязнь или, напротив, тяготение друг к другу.

Общение может быть законченным и незаконченным. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не только субъективную значимость результата общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, что вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными или субъективными причинами. Объективные (или внешние) причины – разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств общения и др. Субъективные причины – взаимное или одностороннее нежелание продолжать общение, понимание необходимости его прекращения и т.д.

Общение как деятельность всегда социально. Оно совершается между людьми и в присутствии людей. Даже тогда, когда люди (двое) общаются без третьего лица, они общаются как носители определенного социального опыта, как представители групп, коллективов, определенных социальных слоев. Степень социальности может быть различной. Она определяется количеством людей, участвующих в общении или посвященных в его цели, содержание, результаты общения. В одних случаях в контакты вовлечено большое количество людей, в этом случае социальная ситуация общения довольно широка. Тогда, когда количество людей невелико (например, общение ученика с учителем), социальная ситуация общения узкая.

Степень социальности ситуации общения обусловливает все его компоненты: содержание, средства, виды. Личность, вступающая в общение, испытывает на себе груз социальности. В психологии установлено, что, если содержание, результаты, средства и формы общения известны или могут быть известны другим людям, оно протекает иначе в сравнении с общением, о котором знают только контактирующие люди. Неодинаково совершается общение и в том случае, когда контактируют люди в присутствии других или наедине. Так, например, в классах часто бывают подростки, играющие роль шутов. Эту роль они играют обычно в присутствии одноклассников, которые поддерживают их смехом, улыбками, репликами. Но стоит такому подростку остаться наедине с педагогом, лишиться поддержки товарищей, его манера общения резко меняется.

На социальную ситуацию общения люди реагируют по-разному в зависимости от их личных свойств, практики общения. Психологи установили, что манеру (динамику) общения обусловливает темперамент, что выражается в общительности (необщительности) как свойстве характера. Люди общительные в любой ситуации находят адекватную манеру общения. Они быстро ориентируются в ситуации, находят тему, способы контактирования. Люди необщительные чувствуют себя скованно, особенно в непривычной для себя ситуации. Если же социальная ситуация общения оказывается широкой, если контакты данной личности оказываются в поле зрения большого количества людей, то для людей необщительных она может быть подавляющей, а иногда и дезорганизующей. Человек в этой ситуации говорит и делает не то, что заранее намечено с учетом требований ситуации.

Однако социальная ситуация общения служит условием и фактором развития и формирования общительности как свойства личности. Последовательно включаясь в узкую, а затем и в широкую ситуацию общения, человек приобретает навык, который, постепенно превращаясь в привычку, становится достоянием личности.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Проблема качества социально-психологической информации
  • Эффект «бумеранга»
  • Лидерство и руководство в малых группах
  • Показатели социально-психологического климата
  • Место и природа межличностных отношений
  • Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
  • Первые исторические формы социально-психологического знания
  • Психологические особенности этнических групп
  • Классификация групп
  • Дискуссия о предмете социальной психологии

Примерная программа учебной дисциплины оп. 09 «социальная психология»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Приложение II.21

к ПООП по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( отраслям)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для квалификаций техник и старший техник

.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( отраслям).

Учебная дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 09. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 10. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;

а так же при формировании и развитии профессиональной компетенции ПК3. 5 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

Скачать 336,74 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Прямые и непрямые стили общения – Вы мультикультурны

Во многих восточноевропейских странах, если вы приходите к кому-то домой и вам предлагают чашку чая, считается невежливым сразу принять. Вы должны отказаться пару раз, сказав, что не хотите беспокоить хозяина, а затем продолжить отказ, но с меньшим акцентом, что означает, что вы действительно хотите чашку чая. Для немца, который спрашивает один раз и рассчитывает получить честный ответ, это может показаться странным. Восточноевропейцу, который переезжает в Германию, в конечном итоге придется приспособиться к более прямому общению.

Одним из самых важных открытий для успешной межкультурной коммуникации является понимание уровня прямоты (или косвенности), который люди используют в своих сообщениях.

Прямая коммуникация

Прямая коммуникация — это когда говорящий сообщает истинные намерения непосредственно в вербальном сообщении. Сообщения прямых коммуникаторов обычно не имеют основного значения . Они ценят прямые ответы, честность и откровенность.

Этот стиль общения считается более « ориентированным на задачу », потому что критика выражается более свободно и воспринимается менее лично .

Прямые люди не боятся конфликтов и привыкли открыто не соглашаться с другими. Для них честность — лучшая политика .

Косвенное общение

Косвенное общение — это когда истинные намерения не выражены устно , но исходят из контекста или невербального общения . Косвенно говорящие обычно не делают прямого заявления , если это может вызвать напряжение или конфликт . Они найдут еще более замысловатых способов ответить на не сказать «нет» .

Для них быть вежливым и « сохранить лицо » – не задевать самооценку другого человека важнее, чем честный ответ.

Поскольку прямого конфликта необходимо избегать любой ценой, непрямые говорящие будут выражать неодобрение или беспокойство невербальным общением, туманными вопросами или даже жаловаться третьей стороне.

 

Культурные истоки прямой и косвенной коммуникации

Прямая коммуникация обычно считается характерной чертой западных культур , которые имеют тенденцию быть индивидуалистическими, эгалитарными и аналитическими. Непрямая связь типичен для восточных культур , которые склонны к коллективности и иерархичности.

Прямое общение согласуется с индивидуалистическим личным интересом. В этих культурах люди заботятся о выполнении действий и поиске решений. Они склонны предлагать решения и ценят их обоснованность. Предложение и обсуждение альтернатив характерно для низкоконтекстных и аналитических культур. Люди из этих культур анализируют множество альтернативных решений, обсуждая их «за» и «против» с корыстной, возможно, беспроигрышной точки зрения.

Свободное предложение и обсуждение решений требует эгалитарного общества, в котором несогласие с кем-то, у кого больше власти, не повлияет на вашу позицию.

Прямая связь также называется низкоконтекстной. Этот термин был впервые введен Эдвардом Т. Холлом в 1976 году. Он состоит из прямого утверждения, а затем его обоснования. И утверждение, и обоснование сформулированы в терминах аристотелевской логики, характерной для аналитического мышления западной культуры .

Косвенное общение не любит прямой конфронтации или критики. В нем часто участвуют третьи лица, наделенные полномочиями принимать решения, чтобы люди более низкого уровня не потеряли лицо. Действительно, принятие на себя ответственности за решение проблем является социальной обязанностью партии с более высоким статусом в иерархических культурах.

Непрямая конфронтация может также основываться на историях, метафорах или образах, чтобы вызвать ассоциативную логику, предназначенную для обеспечения достаточного понимания, чтобы другая сторона могла выработать соответствующий ответ.

В академической статье мы находим следующий пример: «Китайская студентка сказала своим одноклассникам с западной культурой, которые изо всех сил пытались понять косвенную конфронтацию:

« Я бы никогда не сказала другу, что мне не нравится ее платье . Вместо этого я бы сказал ей, что мне нравятся ее туфли, опустив упоминание о ее платье. Она бы поняла, что мне не нравится ее платье, потому что я не упомянул о нем.

Этот танец может быть трудно понять людям, привыкшим к прямому общению, но те, кто привык к косвенному, обычно очень хорошо улавливают эти сигналы.

Косвенное общение способствует гармонии и сохранению лица , это характеристика коллективных и иерархических культур. Также называется высококонтекстной связью . Высокий контекст  культуры – это те, которые сообщают  неявным образом и в значительной степени зависят от контекста .

Непрямое общение согласуется с конфуцианскими рассуждениями, которые являются диалектическими и ассоциативными .

Прямое и косвенное управление конфликтами

Как вы, вероятно, уже поняли, эти различия могут создавать конфликты, если люди не осознают свой стиль общения или принимают его как должное.

Как мы можем избежать подобных конфликтов или разрешить их ?

Прежде всего, понимая, что у каждого стиля общения есть свои плюсы и минусы . Некоторые из них связаны со степенью, в которой участники спора контролируют исход конфликта.

В прямой конфронтации такие исходы, вероятно, будут отражать интересы сторон, а не интересы более крупного социального субъекта , такого как организация, группа, семья, частью которой они являются.

успешный конец против косвенной конфронтации должен стать восстановлением гармонии и социального равновесия .

Понимание этих плюсов и минусов позволяет понять, что каждый подход может многому научиться у другого.

Люди, предпочитающие прямой стиль общения :

• Если они оскорбляют людей своей резкостью, вы можете помочь им увидеть, как их воспринимает другая сторона, и предложить более тонкий стиль общения.

• Поощряйте их замечать такие тонкости, как зрительный контакт или невербальное общение.

 Люди, предпочитающие непрямой стиль общения :

• Максимально отражайте свой стиль общения. Если вам кажется, что вы не понимаете, что происходит, говорите прямо

• Постарайтесь, чтобы они рассказали больше контекста или предыстории своего сообщения.

• Дайте время установить взаимопонимание, прежде чем переходить к основной теме.

Пример успешного общения

В своей книге 2007 года «Глобальные переговоры» Жанна Бретт приводит следующий пример: Главный герой отправился на китайскую фабрику, попросил директора снять с конвейера два велосипеда, чтобы вместе покататься по сельской местности, и заметил в конце поездки, что он, возможно, слышал стук или два (когда, по его мнению, велосипеды были определенно гремит) и вернулся в Гонконг, ничего больше не сказав. Через месяц велосипеды были отправлены, покупатель из Германии остался доволен велосипедами и заказал еще.

Как видно из этого примера, возможность эффективно общаться с кем-то, кто предпочитает непрямое общение, означает сохранение их лица . Если бы немецкий бизнесмен столкнулся с директором завода напрямую, он, вероятно, получил бы тот же результат, но отношения были бы скомпрометированы.

Косвенное разрешение конфликта может означать, что правонарушение или претензия никогда не признаются открыто

, но это не означает, что конфликт не воспринимается.

Людям из западных культур труднее всего понять, что непрямая конфронтация обычно понимается.

Если косвенная конфронтация не понимается и не принимается мер, вполне возможна эскалация, как и в случае, когда игнорируется прямая конфронтация. Конфликт, с которым столкнулись косвенно, может не признаваться явно, а просто разрешаться способом, приемлемым для заявляющей стороны и сохраняющим лицо обеих сторон, например, с просьбой о взаимодействии с третьей стороной.

В непрямом стиле общения, , может не обсуждаться причина конфликта, , поскольку причинная атрибуция является скорее аналитической , чем целостной точки зрения мышления.

Использование непрямой конфронтации для успешного разрешения конфликта имеет целью сохранить гармонию и отношения , а не индивидуальный результат.

Тем не менее, такой подход к разрешению конфликтов может привести к отказу от инноваций или невозможность изменить статус-кво . На более личном уровне косвенное разрешение конфликта, которое не удовлетворяет заявляющую сторону, может привести к тому, что эта сторона откажется от будущего взаимодействия или избежит его.

Предприятия поняли важность общения много лет назад, но каждый должен знать об этом мощном инструменте для лучшего общения между культурами .

 

Если у вас есть какие-либо вопросы или замечания, не стесняйтесь комментировать ниже!


Если вам нравится этот проект, подпишитесь на информационный бюллетень Multicultural You . Я ненавижу спам и буду посылать вам только одно письмо в месяц

, полное полезной межкультурной информации!


Пройдите бесплатный тест культуры!

 

Уведомление Facebook для ЕС! Вам необходимо войти в систему, чтобы просматривать и публиковать комментарии FB!

Прямой и косвенный стили общения

Перейти к основному содержанию

Марджори Фризен

Марджори Фризен

Профессиональный тренер по деловому английскому и корпоративной культуре

Опубликовано 3 ноября 2015 г.

+ Подписаться

Стиль общения — это то, как мы используем язык для обмена информацией с другими.

Прямое общение происходит, когда истинные намерения говорящего сообщаются в его/ее словесном сообщении. Он явно выражает потребности и желания говорящего/отправителя. Когда прямой коммуникатор хочет или нуждается в чем-то, он / она «сразу выйдет и скажет это».

Прямые коммуникаторы принимают слова другого говорящего за чистую монету: они не будут анализировать сообщение на предмет скрытого смысла. Они ценят эффективность коротких, прямых ответов и ожидают и уважают честность и откровенность.

Косвенное общение происходит, когда истинные намерения говорящего скрыты. Косвенные говорящие не будут делать прямое заявление или прямо отвечать на вопрос, который может вызвать напряжение или создать неудобную ситуацию. Они с большей вероятностью скажут «может быть» или «возможно», когда истинный ответ «нет».

Непрямые коммуникаторы считают, что вежливость важнее, чем правдивый ответ; это убеждение связано с концепцией «сохранения лица» — чтобы не задеть самооценку другого человека.

В США и большинстве западных культур предпочтение отдается прямому общению. В других культурах, включая африканские и некоторые азиатские страны, более распространено непрямое общение.

Для прямо говорящего косвенное вербальное общение часто считается уклончивым, даже не заслуживающим доверия, а для косвенного говорящего прямое вербальное общение воспринимается как резкое, даже грубое.

Для говорящих в культурах, где прямое общение является нормой, общение с носителями из культур, использующих непрямое общение, может вызывать разочарование. Например:

Менеджер по продажам только что получил плохо написанный отчет с несколькими неподтвержденными утверждениями.

Если менеджер является прямым коммуникатором, он/она может сказать сотруднику: «В этом отчете вы сделали ряд ошибок и неверных предположений. Вернитесь, проверьте свои данные и проверьте свою работу.

Если менеджер является косвенным коммуникатором, он/она может сказать: «Кажется, в этом отчете есть некоторые ошибки, и читатели могут подвергнуть сомнению некоторые из ваших предположений. Не могли бы вы проверить это в другой раз, прежде чем закончить?»

Цель у прямого и непрямого коммуникатора одна и та же: он/она хочет, чтобы сотрудник представил более качественный отчет. Однако второй запрос может потребовать интерпретации.

Человеку, не привыкшему к определенному стилю общения, может быть трудно «догадаться» о скрытом значении непрямого общения, и это может создать препятствие для полноценного общения.

При прямом общении меньше риск неправильного понимания, но больше риск удивить или обидеть получателя. При непрямом общении больше риск непонимания, но меньше риск обидеть получателя.

На рабочем месте вероятность напряженности и стресса возрастает, когда два разных стиля объединяются.

Урегулирование различий требует понимания и гибкости. Поймите, как ваш стиль может повлиять на других, и станьте более гибкими в подходе к людям с другим стилем. Попробуйте немного другой подход — например, используйте менее «напористый» язык с косвенным коммуникатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *