Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Определите с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции вы сталкиваетесь в повседневной жизни: Рязанский филиал ПГУПС

Содержание

Учебной дисциплины огсэ. 03. Психология общения для образовательных учреждений, реализующих


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 03. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

для образовательных учреждений, реализующих

образовательные программы СПО углубленной подготовки

2010 год
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО)


Организация-разработчик: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования».
Разработчики:

Шеламова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМ и ЭР ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 32 г. Москва

Рекомендована Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Психология общения».


Заключение Экспертного совета № 090 от «22» марта 2011 г.

(Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1).

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6
  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО углубленной подготовки

Примерная программа учебной дисциплины «Психология общения» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.

Задачи:


  • продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

  • развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

  • научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

  • сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате освоения дисциплины «Психология общения» обучающийся

должен уметь:


  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

11

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

подготовка практико-ориентированных сообщений

8

подготовка к практическим занятиям

4

домашняя работа

12

Итоговая аттестация в форме зачета

2. 2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

2

Содержание учебного материала

1


Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.

ознакомительный


Самостоятельная работа обучающихся
. Примерные варианты заданий:

Выявите влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.


1

Раздел 2. Психология общения

48

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия.

Содержание учебного материала



2
2

2


1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

репродуктивный


2.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения

3. Единство общения и деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно.

Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно.

Дайте характеристику диалогическому общению.

Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении.

Определите особенности коммуникации, ее роль и функции в зависимости от психологических теорий, в которых она рассматривается.

Сформулируйте преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения.

Подготовьте доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия»

Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.

Рассмотрите взаимосвязь деятельности и общения.



4

Тема 2.2

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)


Содержание учебного материала

2
2


1.Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.

репродуктивный


2.Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

Практическое занятие

Самодиагностика по теме «Общение». Диагностический инструментарий:

«Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования.

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.


2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий.

Определите с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности?

Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей. Определите роль восприятия в развитии межличностного общения. Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.

Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах)


3

Тема 2.3.

Общение как взаимо-действие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала



1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

2

репродуктивный

2.Взаимодействие как организация совместной деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий.

Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»? Определите: какой тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя».

Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в межличностном общении.

В чем его сущность трансактного анализа Э. Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?



2

Тема 2.4.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала



1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2

репродуктивный

2. Невербальная коммуникация.

2

3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

2

Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения»

1

Практическое занятие Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения.

Анализ ролевых игр.


2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий.
На примерах покажите, почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?

С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики?

Почему по речи судят об общей культуре человека?

Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь»

За счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры поведения?

Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики

Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»

Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность – основа диалогического общения.

Почему человеку необходимо слышать и слушать?

Рассмотрите особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания. Подготовьте сообщения по теме: «Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей».

Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики.


5

Тема 2.5.

Формы делового общения и их характеристики


Содержание учебного материала

2

2




1.Деловая беседа. Формы постановки вопросов.

репродуктивный

2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация

Практическое занятие. Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр

2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий
Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.

Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы.

Определите значение аргументов для принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее успешность.

Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут).

Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?


3

Раздел 3

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения


12

Тема 3.1.

Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала



1.Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов

2

репродуктивный

Практическое занятие. Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.

Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации


2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий

Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.


2

Тема 3.2.

Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция


Содержание учебного материала

1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

2

репродуктивный

2 Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

2

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий

Определите роль руководителя в разрешении конфликтов.

Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам»


2

Раздел 4.

Этические формы общения


10

Тема 4.1.

Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала



1. Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения

2

2


репродуктивный

2.Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

Контрольная работа по теме «Этика и психология общения»

1

Практическое занятие. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности

3

Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий

Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве.

Обоснуйте «золотое правило» нравственности

Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.



2

.

ВСЕГО


72

3. условия реализации программы дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология»

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

  2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону. : Издательство «Феникс», 2006. – 448с.

  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.

  4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.

Дополнительные источники:


  1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.

  2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.

  3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. — 368с.

  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.

  5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М. : Форум, 2009. – 304с.

  6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.

  7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология общения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология общения» является комплексный зачет

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

— использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— взаимосвязь общения и деятельности;

— цели, функции, виды и уровни общения;

— роли и ролевые ожидания в общении;

— виды социальных взаимодействий;

— механизмы взаимопонимания в общении;

— техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

— этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов


Формы контроля обучения:

— устный опрос,

— письменное тестирование;

— контрольные работы;

— домашнее задание творческого характера;

— практические задания;

— активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т. п.)

Методы оценки результатов обучения:

— мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

— накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

— традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка


1 В остальных ФГОС требования к программе дисциплины аналогичны

Каталог: images -> doc
doc -> Рабочая программа дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры» для специальности 050720(52) Физическая культура
doc -> Раппорт раппорт процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнера в результате присоединения и ведения в общении
doc -> Тема опыта: «Формирование мотивации двигательной активности детей 11-15 лет средствами физической культуры»
doc -> Влияние музыки на организм подростка
doc -> Программа «Немецкий язык путь к творчеству. »
doc -> Концепция дошкольного воспитания
doc -> К. С. Поддымова, учитель начальных классов Условия развития механизмов самоорганизации у учащихся с нарушением зрения в процессе обучения в начальной школе
doc -> Эволюция образования в современном мире
doc -> Рабочая программа дисциплины «коррекционная и специальная педагогика» для специальности 050720(52) Физическая культура


Скачать 177.69 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда. ..

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров…

Интересное:

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является…

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 13Следующая ⇒

К невербальным компонентам относят жесты, мимику, которые играют большую роль в процессе делового общения. Поэтому человеку необходимо знать, понимать и умело владеть невербальными компонентами. Данный тест поможет Вам определить уровень владения невербальными средствами в процессе общения.

Инструкция:

1. Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».

 

№ п/п Вопросы Ответы
Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо  
Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки  
Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства  
Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу  
Я часто бываю скован в движениях  
В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться  
Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи  
Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми  
При разговоре я часто верчу что-либо в руках  
Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции  
Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию  

 

2. Подсчитайте количество ответов «да» и количество ответов «нет».

3. Проанализируйте результаты.

Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.

Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и теперь способны значительно облегчить Вашу профессиональную деятельность.

 

Ответьте на вопросы:

— Что такое социальная перцепция?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

— Каковы, по вашему мнению, причины искажений в процессе восприятий?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

— Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

— Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

— Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

— Что такое имидж человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

— Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? Если да, то докажите на конкретных примерах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Транзактный анализ общения»

 

Транзакция– единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю его жизнь. Зрелый человек умело использует различные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Инструкция: Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

 

Обработка результатов: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

• I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

• II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

• III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Если у вас получилась формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

 

Вывод: ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

В транзактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подходу к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность у своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.

Родитель: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Взрослый: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ребенок: __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…



Корреляция против причинно-следственной связи | Отличия, конструкции и примеры

Опубликован в 12 июля 2021 г. к Прита Бхандари. Отредактировано 5 декабря 2022 г.

Корреляция означает наличие статистической связи между переменными. Причина означает, что изменение одной переменной вызывает изменение другой переменной.

В исследованиях вы могли встретить фразу «корреляция не подразумевает причинно-следственную связь». Корреляция и причинно-следственная связь — две взаимосвязанные идеи, но понимание их различий поможет вам критически оценивать источники и интерпретировать научные исследования.

Содержание

  1. В чем разница?
  2. Почему корреляция не означает причинно-следственную связь?
  3. Корреляционное исследование
  4. Проблема третьей переменной
  5. Регрессия к среднему
  6. Ложные корреляции
  7. Проблема направленности
  8. Каузальное исследование
  9. Часто задаваемые вопросы о корреляции и причинно-следственной связи
6

Какая разница?

Корреляция описывает связь между типами переменных: когда одна переменная изменяется, меняется и другая. Корреляция — это статистический показатель взаимосвязи между переменными. Эти переменные изменяются вместе: они коварины. Но эта ковариация не обязательно связана с прямой или косвенной причинно-следственной связью.

Причина означает, что изменения в одной переменной вызывают изменения в другой; между переменными существует причинно-следственная связь. Эти две переменные коррелируют друг с другом, и между ними также существует причинно-следственная связь.

Корреляция не подразумевает причинно-следственную связь, но причинно-следственная связь всегда подразумевает корреляцию.

Почему корреляция не означает причинно-следственную связь?

Есть две основные причины, по которым корреляция не является причинно-следственной связью. Эти проблемы важно выявить, чтобы сделать обоснованные научные выводы из исследований.

Проблема с третьей переменной означает, что смешанная переменная влияет на обе переменные, делая их причинно связанными, когда это не так. Например, продажи мороженого и уровень насильственных преступлений тесно связаны, но не связаны друг с другом причинно-следственной связью. Вместо этого высокая температура, третья переменная, влияет на обе переменные по отдельности. Неспособность учесть третьи переменные может привести к тому, что в вашу работу вкрадется исследовательская предвзятость.

Проблема направленности возникает, когда две переменные коррелируют и могут фактически иметь причинно-следственную связь, но невозможно сделать вывод, какая переменная вызывает изменения в другой. Например, уровень витамина D коррелирует с депрессией, но неясно, вызывает ли низкий уровень витамина D депрессию или депрессия вызывает снижение потребления витамина D.

Вам нужно будет использовать соответствующий план исследования, чтобы различать корреляционные и причинно-следственные связи:

  • Корреляционные исследования могут демонстрировать только корреляционные связи между переменными.
  • Экспериментальные проекты могут проверить причинно-следственную связь.

Предотвращение плагиата. Запустите бесплатную проверку.

Попробуй бесплатно

Корреляционные исследования

В корреляционном исследовании вы собираете данные о своих переменных, не манипулируя ими.

Пример: корреляционное исследование. Вы собираете данные опроса, чтобы выяснить, существует ли связь между уровнями физической активности и самооценкой. Вы спрашиваете участников об их текущем уровне физической активности и измеряете их самооценку с помощью опросника.

Вы обнаружили, что уровень физической активности положительно коррелирует с самооценкой: более низкие уровни физической активности связаны с более низкой самооценкой, в то время как более высокие уровни физической активности связаны с более высокой самооценкой.

Корреляционные исследования обычно отличаются высокой внешней валидностью, поэтому вы можете обобщить свои выводы на реальные условия жизни. Но эти исследования имеют низкую внутреннюю валидность, что затрудняет причинно-следственную связь изменений одной переменной с изменениями другой.

Эти исследовательские планы обычно используются, когда проводить контролируемые эксперименты неэтично, слишком дорого или слишком сложно. Они также используются для изучения отношений, которые, как ожидается, не будут причинно-следственными.

Пример: корреляционное исследование. Чтобы выяснить, связано ли использование агрессивных медиа с агрессией, вы собираете данные об использовании детьми видеоигр и их поведенческих тенденциях. Вы просите родителей сообщить, сколько часов в неделю их ребенок проводит за жестокими видеоиграми, и вы опрашиваете родителей и учителей о поведении детей.

Вы обнаружите положительную корреляцию между переменными: дети, которые проводят больше времени, играя в жестокие видеоигры, имеют более высокие показатели агрессивного поведения.

Задача с третьей переменной

Без контролируемых экспериментов трудно сказать, вызвала ли интересующая вас переменная изменения в другой переменной. Посторонние переменные — это любая третья переменная или пропущенная переменная, кроме интересующих вас переменных, которые могут повлиять на ваши результаты.

Ограниченный контроль в корреляционных исследованиях означает, что посторонние или смешанные переменные служат альтернативными объяснениями результатов. Вмешивающиеся переменные могут создать впечатление, что корреляционная связь является причинно-следственной, хотя это не так.

Пример: посторонние и смешанные переменные. В вашем исследовании жестоких видеоигр и агрессии родительское внимание является смешанной переменной, которая может влиять на то, как часто дети используют жестокие видеоигры, и на их поведенческие тенденции. Низкое родительское внимание может привести к жестокому использованию видеоигр и агрессивному поведению у детей.

Но это не то, что вы контролируете, поэтому вы можете сделать вывод только о корреляции между вашими основными переменными.

Когда две переменные коррелированы, все, что вы можете сказать, это то, что изменения в одной переменной происходят одновременно с изменениями в другой.

Регрессия к среднему

Регрессия к среднему значению наблюдается, когда переменные, которые значительно выше или ниже среднего при первом измерении, приближаются к среднему значению при втором измерении. В частности, в исследованиях, которые намеренно сосредоточены на наиболее экстремальных случаях или событиях, RTM всегда следует рассматривать как возможную причину наблюдаемого изменения.

Пример: регрессия к среднему. Регрессия к среднему может объяснить так называемое «проклятие Sports Illustrated ». Эта городская легенда утверждает, что спортсмены или команды, которые появляются на обложке спортивного журнала, плохо выступят в следующей игре.

Игроки или команды, представленные на обложке SI , заслужили свое место, выступив исключительно хорошо. Но спортивный успех — это сочетание мастерства и удачи, и даже лучшие игроки не всегда побеждают.

Скорее всего, удача не будет длиться бесконечно, как и исключительный успех.

Другими словами, из-за RTM за отличным исполнением с большей вероятностью последует посредственное, чем за другим великолепным, создавая впечатление, что появление на обложке приносит несчастье.

Ложные корреляции

Ложная корреляция — это когда две переменные кажутся связанными через скрытые третьи переменные или просто по совпадению.

Пример: Ложная корреляция В Германии и Дании статистические данные показывают четкую положительную корреляцию между популяцией аистов и коэффициентом рождаемости за несколько десятилетий. Поскольку популяция аистов колеблется, меняется и количество новорожденных. Как вы объясняете эту закономерность?

Теория аиста устанавливает простую причинно-следственную связь между переменными, чтобы доказать, что аисты физически рожают детей. Это сатирическое исследование показывает, почему нельзя установить причинно-следственную связь только на основе корреляционного исследования.

На самом деле корреляция может быть объяснена третьими переменными (такими как погодные условия, изменения окружающей среды и т. д.), которые вызвали увеличение популяций как аистов, так и людей, или связь может быть чисто случайной.

При анализе корреляций в большом наборе данных со многими переменными шансы найти хотя бы один статистически значимый результат высоки. В этом случае вы, скорее всего, совершите ошибку первого рода. Это означает ошибочный вывод о наличии истинной корреляции между переменными в генеральной совокупности на основе искаженных выборочных данных.

Проблема направленности

Чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь, вам нужно показать направленную связь без альтернативных объяснений. Эта связь может быть однонаправленной, когда одна переменная влияет на другую, или двунаправленной, когда обе переменные влияют друг на друга.

Корреляционный план не сможет различить ни одну из этих возможностей, но экспериментальный план может проверить каждое возможное направление по одному.

Пример: проблема направленности Переменные физической активности и самооценки могут быть причинно связаны тремя способами:
  • Физическая активность может повлиять на самооценку
  • Самооценка может влиять на физическую активность
  • Физическая активность и самооценка могут влиять друг на друга

В корреляционных исследованиях направленность взаимосвязи неясна, поскольку исследовательский контроль ограничен. Вы рискуете сделать вывод об обратной причинно-следственной связи, неправильном направлении отношений.

Причинное исследование

Причинно-следственные связи между переменными могут быть достоверно продемонстрированы только в контролируемых экспериментах. Эксперименты проверяют формальные предсказания, называемые гипотезами, для установления причинно-следственной связи в одном направлении за раз.

Эксперименты обладают высокой внутренней достоверностью, поэтому причинно-следственные связи могут быть продемонстрированы с достаточной степенью уверенности.

Вы можете установить направленность в одном направлении, потому что вы манипулируете независимой переменной перед измерением изменения зависимой переменной.

Пример: проверка направленности в экспериментальном плане. Вы считаете, что уровень физической активности влияет на самооценку, поэтому проверяете эту гипотезу в эксперименте. Вы применяете вмешательство физической активности и измеряете изменения в самооценке. Чтобы установить направленность, ваше вмешательство в физическую активность должно предшествовать любому наблюдаемому изменению самооценки.

Чтобы проверить, является ли эта связь двунаправленной, вам нужно разработать новый эксперимент, оценивающий, может ли самооценка влиять на уровень физической активности.

В контролируемом эксперименте вы также можете исключить влияние третьих переменных, используя случайное назначение и контрольные группы.

Случайное распределение помогает равномерно распределить характеристики участников между группами, чтобы они были похожи и сопоставимы. Контрольная группа позволяет сравнить экспериментальную манипуляцию с аналогичным лечением или отсутствием лечения (или с плацебо, чтобы контролировать эффект плацебо).

Пример: контроль третьих переменных в плане эксперимента. Вы случайным образом помещаете каждого участника в контрольную или экспериментальную группу. Случайное назначение устраняет влияние третьих переменных характеристик участников, таких как возраст или состояние психического здоровья, которые могут повлиять на ваши результаты.

Контрольная группа получает несвязанное, сопоставимое вмешательство, в то время как экспериментальная группа получает вмешательство физической активности. Если все переменные между группами остаются постоянными, за исключением вашей обработки независимой переменной, любые различия между группами можно отнести к вашему вмешательству.

Часто задаваемые вопросы о корреляции и причинно-следственной связи

Что такое корреляция?

Корреляция отражает силу и/или направление связи между двумя или более переменными.

  • Положительная корреляция означает, что обе переменные изменяются в одном направлении.
  • A отрицательная корреляция означает, что переменные изменяются в противоположных направлениях.
  • нулевая корреляция означает отсутствие связи между переменными.
В чем разница между корреляцией и причинно-следственной связью?

Корреляция описывает связь между переменными: когда одна переменная изменяется, меняется и другая. Корреляция — это статистический показатель взаимосвязи между переменными.

Причина означает, что изменения в одной переменной вызывают изменения в другой; между переменными существует причинно-следственная связь. Две переменные коррелируют друг с другом, и между ними также существует причинно-следственная связь.

Почему корреляция не подразумевает причинно-следственную связь?
org/Answer»>

Проблема третьей переменной и направленности — две основные причины, по которым корреляция не является причинно-следственной.

Проблема с третьей переменной означает, что смешанная переменная влияет на обе переменные, заставляя их казаться причинно связанными, хотя на самом деле это не так.

Проблема направленности возникает, когда две переменные коррелируют и могут фактически иметь причинно-следственную связь, но невозможно сделать вывод, какая переменная вызывает изменения в другой.

В чем разница между корреляционным и экспериментальным исследованием?

Контролируемые эксперименты устанавливают причинно-следственную связь, тогда как корреляционные исследования показывают только связи между переменными.

  • В экспериментальном плане вы манипулируете независимой переменной и измеряете ее влияние на зависимую переменную. Другие переменные контролируются, поэтому они не могут повлиять на результаты.
  • В корреляционном плане вы измеряете переменные, не манипулируя ни одной из них. Вы можете проверить, изменяются ли ваши переменные вместе, но вы не можете быть уверены, что одна переменная вызвала изменение другой.

В целом корреляционное исследование имеет высокую внешнюю достоверность, в то время как экспериментальное исследование имеет высокую внутреннюю достоверность.

Процитировать эту статью Scribbr

Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

Бхандари, П. (2022, 05 декабря). Корреляция против причинно-следственной связи | Отличия, конструкции и примеры. Скриббр. Проверено 20 апреля 2023 г., из https://www.scribbr.com/methodology/correlation-vs-causation/

Процитировать эту статью

Полезна ли эта статья?

Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…

Прита имеет академическое образование в области английского языка, психологии и когнитивной нейробиологии. Как междисциплинарный исследователь, она любит писать статьи, объясняющие сложные исследовательские концепции для студентов и ученых.

UCLA Справедливость, разнообразие и инклюзивность

Перейти к навигации Перейти к поиску Перейти к поиску Перейти к основному содержанию Перейти к ссылкам в нижнем колонтитуле

UCLA Справедливость, разнообразие и инклюзивность

Сообщить об инциденте

Искать: Поддержка EDI

Открытый поиск

Искать: ×

Поддержка EDI Сообщить об инциденте

Демография факультетов общего кампуса

Демографическая панель факультетов общего кампуса предоставляет данные за 5 лет о поле и расовом/этническом составе преподавателей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (в Сенате и вне Сената). Пользователи могут фильтровать данные по школе/подразделению, отделу, академической серии и названию.

 

Демографические данные неакадемического персонала

Панель демографических данных неакадемического персонала предоставляет данные за 10 лет о гендерном и расовом/этническом составе неакадемического персонала Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Данные представлены в виде численности персонала и FTE (эквивалент полной занятости). Пользователи могут фильтровать по году, подкатегории персонала, школе/организационному подразделению и отделу.

Набор студентов

Графики набора студентов и таблицы данных отражают заявленные специальности зачисленных студентов в конце третьей недели семестра. О зачислении сообщается в виде моментальных снимков осеннего семестра и средних значений за три четверти (усредненных за осеннюю, зимнюю и весеннюю четверти учебного года).

Прием в бакалавриат

Таблицы и таблицы данных о приеме в бакалавриат содержат информацию о первокурсниках и переводных абитуриентах, допущенных и зачисленных.

Демографические данные руководителей

Панель демографических данных руководителей предоставляет данные за 9 лет о гендерном и расовом/этническом составе заведующих кафедрами, деканов и старших администраторов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

 

Набор студентов

Графики набора студентов и таблицы данных отражают заявленные специальности зачисленных студентов в конце третьей недели семестра. О зачислении сообщается в виде моментальных снимков осеннего семестра и средних значений за три четверти (усредненных за осеннюю, зимнюю и весеннюю четверти учебного года).

Прием в бакалавриат

Таблицы и таблицы данных о приеме в бакалавриат содержат информацию о первокурсниках и переводных абитуриентах, допущенных и зачисленных.

Демографические данные руководителей

Панель демографических данных руководителей предоставляет данные за 11 лет о гендерном и расовом/этническом составе заведующих кафедрами, деканов и старших администраторов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *