Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ошибки социальной перцепции: 2.3. Эффекты и «ошибки» социальной перцепции

2.3. Эффекты и «ошибки» социальной перцепции

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем, как правило, лишь в небольшом числе наиболее близких к нам лиц. В среднем – это семь-восемь человек.

Хотя восприятие индивидуально, можно выделить некоторые общие предсказуемые эффекты восприятия. В более широком плане эффекты восприятия можно рассмотреть как проявления процесса стереотипизации, сопровождающего восприятие человека человеком. Для повышения эффективности делового общения полезно знать об этих эффектах.

Под ошибками каузальной атрибуции принято понимать отклонения реальной казуальной атрибуции от «идеальных» моделей. На экспериментальном уровне было подтверждено, что люди далеко не всегда приписывают причину «правильно», даже с точки зрения весьма облегчённых критериев. Ниже мы рассмотрим причины этого.

При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия.

Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такого типа. Навыки экспресс диагностики очень важны в практике взаимодействия, однако восприятие людей с опорой на эталоны (лежащие в основе такой диагностики) связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых эффектов,2среди которых отметим эффект ореола, мягкость, центральную тенденцию, эффекты первичности, новизны и проекции.

Эффект ореола: человек формирует впечатление об объекте в целом (благоприятное или нет) на основе восприятия какого-то отдельного значимого качества этого объекта. Объект, его поведение систематически переоценивается, так как оценку определяет не столько реальное поведение объекта, сколько степень благоприятности сформировавшегося о нем впечатления. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное первое впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Мягкость: характеристика личности, которая обуславливает чрезвычайно положительные оценки ею других людей или объектов.

Центральная тенденция: тенденция избегать крайних суждений и оценивать людей и объекты усредненно или нейтрально.

В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек проявляется

эффект первичности. Он состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.

Эффект новизны: заключается в тенденции больше доверять более новой информации в ситуациях восприятия знакомого человека. Если недавняя информация отрицательна, человек или объект будет оценен отрицательно.

Эффекты контраста: тенденция оценивать людей или объекты, сравнивая их с характеристиками недавно наблюдаемых людей или объектов.

Эффект проекции – когда в результате симпатии собеседнику приписываются свои собственные достоинства, а при антипатии – свои недостатки.

ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Социальное восприятие часто оказывается неточным, построенный образ партнера по общению — некорректным. Наиболее ошибочным оказывается первое впечатление о человеке, но существует вероятность неточного отражения и понимания и довольно знакомого партнера. Типичные ошибки социальной перцепции провоцируются следующими психологическими эффектами и факторами.

Эффект ореола (“гало-эффект”) — тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное или негативное впечатление об одном качестве человека на всю его личность в целом. Так, человека начинают считать выдающимся после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи. Исследователи отмечают, что действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола: срабатывают фактор превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Фактор превосходства

срабатывает не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру (уму, росту, здоровью, материальному положению и др.), оценивается им гораздо выше и по остальным параметрам; иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Эффект порядка (эффекты “первичности” и “новизны”) касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с человеком больший вес придается данным, полученным вначале. Наоборот, в ситуациях восприятия знакомого человека действует “эффект новизны”, заключающийся в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

Эффект средней ошибки — тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Эффект проекции — приписывание другим людям собственных качеств. Причем замечено, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать собственные достоинства, а неприятному — свои же собственные недостатки. Это психологическое правило известно давно и используется в проективных тестах: “Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам”.

Стереотипизация. Так, например, одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Ошибки восприятия и их виды

Перейти к основному содержанию

Ошибки восприятия Лакшмисри Гош

Лакшмисри Гош

Старший помощник по подбору персонала Synechron

Опубликовано 20 мая 2020 г.

+ Подписаться

ошибка восприятия  – это неспособность справедливо и точно судить о людях, вещах или ситуациях. Примеры могут включать такие вещи, как предвзятость, предрассудки, стереотипы, которые всегда заставляли людей ошибаться в различных аспектах своей жизни.

Ошибка восприятия оказывает сильное влияние на организацию и препятствует правильному принятию решений при приеме на работу, аттестации, обзоре, обратной связи и т. д.

Существует множество типов ошибок восприятия на рабочем месте

1. Избирательное восприятие — Люди обычно интерпретируют в соответствии со своими интересами, идеями и опытом. Это тенденция не замечать и забывать стимулы, вызывающие эмоциональный дискомфорт. Например, мы можем подумать, что первокурсники с оценками выше 80 % исключительно хорошо справятся с техническими собеседованиями по соответствующим предметам. неточный результат большую часть времени. Например, у нас всегда создается впечатление, что ленивый человек никогда не может быть пунктуальным ни в каком случае.

3. Стереотипы -Мы всегда склонны классифицировать людей по общим группам/категориям, чтобы упростить дело. Например-Женщины всегда хорошие домохозяйки и могут преуспеть в балансе между работой и личной жизнью

4. Эффект контраста — Мы снова иногда судим о людях по сравнению с другими. Этот пример обычно встречается в спорте, академических исследованиях и обзорах достижений. честно.

6. Впечатление -Все мы знаем термин «первое впечатление — это последнее впечатление» и мы его тоже применяем. Например-Во время приема на работу думали так «Самый порядочный и скромный человек на собеседовании может всегда хорошо справляться со всеми ролями и обязанностями.

Стратегии улучшения навыков восприятия: 7 стратегий

  1. Точное знание себя: Один из действенных способов свести к минимуму искажения восприятия — это познать себя.
  2. Выразится другими:
  3. . .com,

    Wikipedia

    Pinterest

    www. managementnote.com

    Другие также смотрели

    Исследуйте темы

    Восприятие: процесс и ошибки

    Восприятие — это процесс, посредством которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды. Например, одни люди чувствуют себя счастливыми, зарабатывая деньги, а другие — тратя деньги.

    Восприятие можно определить как «процесс интерпретации настоящего стимула на основе прошлого опыта».

    Восприятие не так просто, как здесь сказано. Это комплексный подход. Это синтетический процесс, в который вовлечены различные физиологические и психологические процессы. Например, точность органов чувств, ясность ощущений, психический склад личности и т. д. Иначе наше восприятие может пойти не так.

    Процесс восприятия
    • Восприятие: В этом процессе человек получает информацию через раздражители.
    • Выбор: Это регулируется двумя типами факторов:
    • Внешние факторы: Это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
    • Внутренние факторы: Это отношение, мотивы, переживания, интересы и ожидания.
    • Организация: Это процесс, посредством которого мы сортируем стимулы по осмысленной схеме. Это включает в себя следующее:
    • Группировка: Сборка стимулов по признаку сходства.
    • Близость: Близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
    • Замыкание: Способность упорядочивать стимулы таким образом, чтобы вместе они образовывали цельный паттерн.
    • Интерпретация: Это формирование представления о воспринятой, отобранной и организованной информации. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипизация, эффект ореола, эффект проекции и ожидания. Это типы ошибок восприятия.
    • Эффект первенства/новизна: Первое впечатление производит самое важное, известное как эффект первенства. Эффект новизны, с другой стороны, заключается в том, что люди помнят последние события больше, чем менее недавние.
    • Стереотипирование: Это эффект, вызванный формированием определенного мнения о категории стимулов и обобщением этого представления на встречи с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими чертами членов. Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
    • Эффект ореола: Это процесс обобщения всестороннего анализа до одного атрибута или черты. Эффект отрицательного ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на оценку работы сотрудников в компании.
    • Проекция: Это психологический защитный механизм, который заставляет человека сравнивать свои негативные черты с другими людьми и делать вывод, что они лучше других. Проверка восприятия сводит к минимуму негативные последствия проекции.
    • Избирательное восприятие: Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, несовместимую с его точкой зрения.
    • Эффект ожидания: Это склонность человека интерпретировать любое лицо или объект на основе того, как он ожидает, что человек или объект будет в первую очередь. Его также называют эффектом Пигмалиона.

    Факторы, влияющие на восприятие

    Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:

    Ошибки восприятия
    1. Стереопечать

    «Создание положительных или отрицательных обобщений о группе или категории людей, обычно основанных на неточных предположениях и убеждениях, и применение этих обобщений к отдельному члену группы». Например, Девушки очень разговорчивы, Богатые жестоки к бедным.

    1. Эффект ореола

    Составление общего впечатления о человеке на основе одной характеристики. т.е. если кто-то хорош в одном измерении, он/она считается хорошим и в других измерениях.

    1. Эффект недавности

    Когда самая ПОСЛЕДНЯЯ информация влияет на наше суждение, даже если у нас есть вся другая информация о Человеке.

    1. Эффект подобия мне

    Мы склонны благосклонно относиться к тем, кто похож на нас. Например, на собеседование пришли два кандидата, один из Дели, а другой из Бихара. Поскольку интервьюер из Дели, он склонен выбирать кандидата из Дели с лучшей оценкой.

    1. Фундаментальная ошибка атрибуции

    Склонность недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних факторов при вынесении суждений о поведении других.

    1. Корыстный уклон

    Склонность людей приписывать свои успехи внутренним факторам, возлагая вину за неудачи на внешние факторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *