2.1.1. Расстройства восприятия
Восприятие — это целостное отражение тех предметов или явлений окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (человек воспринимает цветок в целом, видит его цвет и форму, чувствует запах, тонкость его лепестков). Восприятие — сложный акт, в котором присутствуют и взаимодействуют такие слагаемые психического процесса, как память и мышление. Восприятие начинается с ощущения. Ощущение — такой вид психической деятельности, с помощью которого мы отражаем качества предметов и явлений, отдельные их свойства: величину, форму тела, массу, цвет и т.д. Ощущение является самым элементарным актом познавательного процесса.
Одним из свойств восприятия является представление, с помощью которого удается удерживать информацию на непосредственном уровне. Представление — это результат оживления образов, воспринимаемых ранее, в прошлом.
Ощущения, восприятия и представления относят к чувственному познанию.
Появление расстройств восприятия при психических заболеваниях означает искажение информации о внешнем мире. В результате у человека нарушаются ориентировка в мире, поведение. Патология может касаться как ощущений, так и целостного восприятия мира.
Изменения ощущений в патологии могут быть количественными и качественными.
Количественные изменения свидетельствуют об изменении порога раздражения — его понижении или повышении. Понижение чувствительности к раздражителям — гипостезия — достигает иногда степени полного бесчувствия — анестезии. При гипостезии все окружающее кажется тусклым, без ярких красок, звуки доходят как через стену. Такого рода состояния бывают при некоторых психических расстройствах, однако встречаются и у здоровых людей в состоянии крайнего утомления. При гиперстезии обычные звуки могут казаться непереносимо громкими, свет — необычно ярким, запахи — нетерпимо резкими.
Среди качественных изменений ощущений следует выделить сенестопатии. Сенестопатии — разнообразные неприятные, тягостные и просто мучительные ощущения (стягивания, натяжения, переливания, жжения, щекотания, боли и т.д.), возникающие в различных поверхностных частях тела или во внутренних органах, нередко без определенной локализации и трудно поддающиеся четкому описанию. Эти ощущения практически не встречаются у здоровых людей и характерны для психических расстройств. Так, некоторые больные шизофренией испытывают ощущения «пересыхания мозгов», «бульканья в голове», «шевеления в животе» и др. По своей сути сенестопатии являются иллюзиями и галлюцинациями общего чувства (тактильными и интероцептивными).
Качественными нарушениями, патологическими изменениями содержания восприятия являются обманы чувств — иллюзии и галлюцинации.
Иллюзии — ошибочное восприятие, преимущественно зрением или слухом, реально существующих предметов или явлений. Иллюзорное восприятие может иметь место на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением законов физики. Например, ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал: «Мой глаз ее преломляет, а мой разум — выпрямляет». Пример физиологических иллюзий — известные рисунки «двойного значения».
Одним из условий возникновения большинства иллюзий является недостаточная информация, поступающая от органов чувств. В темноте легче обознаться, принять одно за другое. Представления возникают в этих случаях не произвольно любые, а определенные, доминирующие в данный момент в сознании. Так, человек, испытывающий страх, может в темноте принять куст за притаившегося злоумышленника и т.д.
По этим же закономерностям сходные иллюзии появляются и в патологии. Некоторые психозы (белая горячка, обострение шизофрении) начинаются со страха, с ощущения надвигающейся беды. Больной с тревогой вслушивается, всматривается в окружающее, пытается «расслышать» то, что созвучно его настроению. Это так называемые аффективные иллюзии. Вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо доброжелательной речи больной слышит угрозы, ругательства, относящиеся к нему. При другом типе иллюзий — парэйдолических иллюзиях — действительно существующие образы воспринимаются измененно, обычно в причудливо-фантастическом виде.
Галлюцинации — одна из форм нарушения чувственного познания, при которой восприятия возникают без реального раздражителя, реального объекта. Галлюцинации являются признаком психического расстройства, когда человек относится к ним как к действительности.
К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики.
Галлюцинации различают по органам чувств, выделяя слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные, телесные.
Слуховые галлюцинации проявляются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров, отдельных звуков, шумов, которые его пугают. Наиболее опасны галлюцинации, носящие императивный характер (повелительный), например, больной слышит приказание молчать, ударить или избить кого-то.
Зрительные галлюцинации могут быть либо элементарными (в виде зигзагов, искр, пламени), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей, предметы, части тела человека и т.д. Такие зрительные обманы обычно характерны для острых психозов, в частности алкогольных.
Обонятельные галлюцинации заключаются в том, что больной ощущает отвратительные, мерзкие запахи. Нередко больные с обонятельными галлюцинациями отказываются от еды, так как уверены, что «пища их отравлена» или «их кормят гнилым человеческим мясом».
Тактильные галлюцинации заключаются в появлении ощущения прикосновения к телу, холода, жжения, ощущения хватания, появления на теле какой-то жидкости и др. Больному может казаться, что его хватают, щекочут, царапают.
Многие галлюцинации сочетаются между собой. Они носят название комплексных. Так, страшные звери могут разговаривать с больным, царапаться. Участие больного в разворачивающихся галлюцинациях бывает разным: он может пассивно слушать или активно участвовать в галлюцинаторных событиях.
Описанные выше типы галлюцинаций относят к истинным. Они появляются в поле действия того или иного органа чувств. Их видят, слышат извне, со стороны, как реальные образы и ощущения. Истинные галлюцинации не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, они воспринимаются больным даже более ярко, чем действительно существующие предметы и явления.
Псевдогаллюцинации отличаются от истинных главным образом тем, что больные осознают их как нечто субъективное, необычное, отличающееся от реальных образов. Проецируются псевдогаллюцинаторные образы в субъективном пространстве: внутри головы, в теле больного. У больного имеется чувство сделанности, искусственности этих образов. Такие больные жалуются на возникновение внутри них «чужих голосов», таинственных сигналов, символов, различных видений.
Больные обычно находят фантастические или иррациональные объяснения этим явлениям: «голоса» исходят из космоса, от представителей внеземных цивилизаций; это результат воздействия таинственных аппаратов, лазерных лучей и т.д.Психосенсорные расстройства — одна из разновидностей нарушения восприятия. Это понятие было введено М.О.Гуревичем для ряда сложных искажений восприятия внешнего мира и собственного тела, при которых расстраиваются не ощущения, а их сенсорный синтез.
Психосенсорные расстройства следует отличать от иллюзий. При иллюзиях одно принимается за другое; при психосенсорных расстройствах узнавание предметов не нарушено, но целостное восприятие оказывается искаженным. Такие нарушения отмечаются чаще у больных с органическим поражением центральной нервной системы.
К психосенсорным расстройствам относят нарушения восприятия схемы тела, метаморфопсии, нарушения восприятия времени, дереализацию, деперсонализацию.
Расстройства схемы тела — искаженное ощущение формы, величины и положения в пространстве тела или отдельных его частей. Больному начинает казаться, что его тело или отдельные части увеличены: голова становится круглой как шар, раздувается, вот-вот лопнет. При зрительной проверке этого ощущения больной убеждается, что никаких изменений в его теле не наблюдается.
Метаморфопсии — искаженное восприятие величины, формы, пространственного расположения реально существующих предметов. Больной видит неестественно уменьшенные или увеличенные предметы, иногда меняется их форма: дома искривлены, улица бесконечно длинна. Больной пытается поставить стакан на стол, но, не рассчитав расстояния, промахивается; стакан падает на пол. Земля, пол кажутся бугристыми, больной то очень высоко поднимает ногу при ходьбе, то неожиданно для себя наталкивается ногой на землю.
Эти нарушения обычно являются признаком психического заболевания, но могут проявляться и при психических нарушениях, связанных с тяжелыми соматическими заболеваниями.
Нарушение восприятия времени, изменчивости окружающего часто сопутствует эмоциональным расстройствам и изменениям сознания. Кажется, будто время тянется мучительно долго или наоборот: дни мелькают с невероятной быстротой.
Дереализация — расстройство восприятия реальности и действительности окружающего, которое кажется отдаленным, безжизненным, неподвижным, застывшим, неотчетливым, бесцветным. Дереализация обнаруживается при нарушениях сознания и самосознания.
Деперсонализация
Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология
- Главная -> org/Breadcrumb»>Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Клиническая психология
1. Психосенсорные расстройства.
2. Иллюзии.
3. Галлюцинации.
Восприятиеявляется результатом сложной аналитико-синтетической деятельности, предполагающей выделение наиболее общих, существенных признаков и объединение их в одно осмысленное целое — в образ предмета.
Патология восприятиявключает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.
-
Психосенсорные расстройства или нарушения сенсорного синтеза– нарушение восприятия размеров, формы, взаимного расположения окружающих предметов в пространстве (метаморфопсии), и (или) размеров, вес, формы собственного тела (расстройства схемы тела).
Симптомы психосенсорных расстройств:
Аутометаморфопсия — искажение формы или величины своего тела, переживание несоответствия между ощущением, получаемым от того или иного органа и тем, как этот орган был ранее отражен в сознании.
Метаморфопсии — нарушение восприятия размеров и формы предметов и пространства в целом. Предметы кажутся увеличенными или уменьшенными (макро- и микропсия), удлиненными, перекрученными вокруг оси, скошенными (дисмегалопсия), изменяется восприятие структуры пространства.
Нарушения восприятия времени, кроме ощущения его ускорения или замедления, проявляются также в утрате различия между прошлым, настоящим и будущим.
Состояние деперсонализации — это ощущение измененности собственного “Я”, с утратой эмоционального компонента психических процессов.
-
Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений. Иллюзорное восприятие можно отнести к обманам восприятия, стоящих на границе с галлюцинациями, хотя некоторые иллюзии встречаются и у здоровых людей.
Выделяются физические, физиологическиеиллюзии у психически здоровых лиц и психические (патологические) иллюзии при психопатологических расстройствах. К первой группе относятся феномены, связанные с обманчивым проявлением физических свойств предмета или действия (восприятие палки, опущенной в воду) или обусловленные физиологическими особенностями нормально функционирующих анализаторов (проба Деллофа: ощущение большей тяжести 3-килограммового металлического шара сравнительно с пластмассовым шаром того же веса).
Истинные иллюзии:
— Аффективные иллюзии возникают при патологических изменениях аффективной сферы, под влиянием сильного страха, чрезмерного нервного напряжения. Н-р, висящий в углу халат воспринимается как зловещая фигура.
— Вербальные иллюзиизаключаются в извращенном восприятии различного рода звуковых раздражителей. Н-р, нейтральная речь воспринимается как угрозы.
— Парейдолическиеиллюзии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Н-р, в кроне деревьев видятся необычные фигуры, сказочные персонажи, пейзажи и т.п.
Иллюзии, в основном, встречаются при остро возникающих экзогенных психических расстройствах, например, в состоянии опьянения некоторыми наркотическими веществами (препараты опия, гашиш) и при лихорадочных состояниях.
-
Галлюцинации — мнимые восприятия, восприятия без объекта.
-
Истинные галлюцинации характеризуются внешней проекцией галлюцинаторного образа (проекция в окружающее пространство, «во вне»), они связаны с реальной, конкретной обстановкой, чувственно — крайне живые, яркие и обладают такой степенью объективной достоверности, что галлюцинант полностью отождествляет их с действительностью: галлюцинации так же естественны для больного, как и реальные вещи. Характерны также направленность на физическое «Я», телесность, предметность и поведенческие реакции.(их деление, признаки)
-
Псевдогаллюцинации, впервые описанные В.Х. Кандинским (1890), проецируются, в отличие от истинных, в субъективное пространство (внутри головы, в теле, «во внутрь»). Вне возможностей анализатора.
Как правило, галлюцинации — симптом психического расстройства, хотя в отдельных случаях они могут возникнуть и у здоровых людей (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха. Критическое отношение во время галлюцинирования, как правило, отсутствует, очень важно учитывать объективные признаки галлюцинаций (изменения мимики, жестикуляции, поведения). Содержание галлюцинаций при этом крайне разнообразно.
В зависимости от органа восприятия различают:
— Слуховые галлюцинации, которые подразделяются на акоазмы (отдельные звуки, шорохи, шумы — неречевые) и фонемы или «голоса» — патологическое восприятие каких — то слов, фраз, разговоров, речи.
— Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (т.н. фотопсии — в виде мушек, искр, зигзагов) либо предметными («видение» различных не существующих в действительности животных (зоопсии) и т.д.
— Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении неприятного прикосновения к телу (термические галлюцинации), появления на теле влаги, жидкости (гигрические галлюцинации), ощущения схватывания (гаптические галлюцинации). Разновидностью тактильных галлюцинаций являются и висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле животных, каких-то предметов, посторонних органов. Эротические тактильные галлюцинации.
— Обонятельные и вкусовые галлюцинации подчас сложно отличить от иллюзий и бреда. Галлюцинаторные переживания такого рода характеризуются крайне неприятным содержанием («трупный, гнилостный запах», «омерзительный привкус»).
— Галлюцинации общего чувства (интероцептивные) – инородные тела, живые существа, приборы. Отличие от сенестопатий – телесность, предметность.
О наличии галлюцинаций судят не только по тому, что больной сам о них рассказывает, но также по его внешнему виду и поведению.
Дополнительная информация.
При тотальной аутометаморфопсии все тело воспринимается явно увеличенным или уменьшенным (макросомия и микросомия) вплоть до его полного исчезновения, при парциальной речь идет об изменениях веса, формы, объема и взаиморасположения отдельных частей тела; может быть нарушено восприятие положения отдельных частей тела в пространстве (голова кажется повернутой затылком вперед и т.п.).
Возникают ощущения отделения, смещения, исчезновения тех или иных частей тела, нарушение восприятия единства тела, ощущения невесомости и легкости, при резко выраженных нарушениях тело воспринимается искаженным до полной неузнаваемости, полностью потерявшим прежнюю физическую индивидуальную форму. Аутометаморфопсии могут быть постоянными или периодическими, возникают чаще при закрытых глазах, при засыпании (при открытых глазах тело может восприниматься нормально), они характеризуются стремлением к коррекции и отрицательными аффективными переживаниями. Это может встречаться при органических поражениях головного мозга.
Виды деперсонализаций.
Различают аллопсихическую деперсонализацию (дереализацию) к которой относятся потеря или притупление эмоционального восприятия окружающего мира. Больные жалуются на то, что окружающее стало «тусклым», «бесцветным», воспринимается как «через пленку», или «мутное стекло». Они говорят, что различают цвета, но не осознают их различие, все кажется одинаково бесцветным. Аутопсихическая деперсонализация — ощущение «пустоты в голове», полное отсутствие мыслей и воспоминаний, но при этом нет чувства отнятия мыслей. Утрачивается ощущение знакомости, привычная обстановка воспринимается как чуждая. Невозможно воссоздать мысленно образ близкого человека. Нарушается восприятие собственного «Я», «как будто пропала душа», «стал роботом, автоматом», возникает ощущение полной утраты чувств, сопровождающееся ощущением мучительности такого состояния. Это «скорбное бесчувствие» — anaesthesia phsychica dolorosa. При этом отмечается отсутствие чувства тоски, гнева, жалости. Иногда наблюдается отчуждение процессов мышления и памяти – ощущение отсутствия мыслей и воспоминаний. Важным компонентом деперсонализации является нарушение восприятия времени: реальное время течет для больных невыносимо долго и даже останавливается, поскольку образы и мысли не сопровождаются эмоциональной окраской. Прошедшее время как бы не оставляет следов и поэтому воспринимается, как короткое мгновение.
Часто наблюдаются явления соматопсихической деперсонализации. Это отсутствие чувства голода, насыщения, снижение температурной, болевой, тактильной и проприоцептивной чувствительности. В некоторых случаях массивная соматопсихическая деперсонализация, развивающаяся на фоне тревоги, приводит к бредовой интерпретации, ипохондрическим нигилистическим идеям, достигающим степени бреда Котара.
При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро. Больной к чуму-то прислушивается, его мимика и пантомимика изменчивы и выразительны. При некоторых психозах, например, алкогольных, на словесное обращение врача к больному он может жестом или короткой фразой не мешать ему слушать. О наличие слуховых галлюцинаций может говорить факт сообщения больным окружающим лицам каких-либо необычных фактов, например, о начале войны. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся «голоса». При галлюцинациях угрожающего содержания больные могут спасаться бегством, совершая импульсивные поступки – выпрыгнуть из окна, спрыгнуть с поезда, и.т.п., или, напротив, перейти к обороне, например, забаррикадироваться в том помещении, в котором они в данный момент находятся (ситуация осадного положения), оказывая упорное, подчас сопряженное с агрессией сопротивление, направленное против мнимых врагов или самих себя. Некоторые больные, обычно с длительно существующими слуховыми галлюцинациями, затыкают ватой уши, прячутся под одеяло. Однако очень многие больные с длительно существующими слуховыми галлюцинациями ведут себя, особенно – на людях совершенно правильно. В ряде случаев некоторые из таких больных способны годами выполнять профессиональные обязанности, требующие значительного умственного и душевного напряжения приобретать новые специальные знания. Обычно речь идет о больных зрелого возраста, страдающих шизофренией.
При зрительных галлюцинациях, особенно сопровождаемых помрачением сознания, поведение больного всегда дезорганизуется в той или иной степени. Чаще больной становится неусидчивым, внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя. Значительно реже появляется двигательная неподвижность или же двигательные реакции ограничиваются лишь изменчивой мимикой: страх, изумление, любопытство, сосредоточенность, восхищение, отчаяние и т. д., возникающее то обособленно, то сменяющие одно другое.
Особенно резко меняется поведение больных с интенсивными тактильными галлюцинациями. В острых случаях они ощупывают себя, что-то сбрасывают или стряхивают с тела или одежды, пытаются раздавить, снимают одежду. В ряде случаев больные начинают дезинфицировать окружающие их предметы: моют и гладят нательное или постельное белье, дезинфицируют различными способами пол и стены комнаты, в которой живут и т. д. Нередко они предпринимают ремонт своего помещения.
При обонятельных галлюцинациях больные зажимают или затыкают чем-либо нос. При вкусовых галлюцинациях часты отказы от еды.
Мозг и неправильное восприятие – искусство мозга
Иллюзии – это удивительные феномены, с которыми почти каждый, вероятно, сталкивался в тот или иной момент своей жизни, оставляя их в полном замешательстве и недоумении от того, как кажущиеся нереальными эффекты или ситуации вдруг становятся очень настоящий. На самом деле, даже исследователи, которые посвящают себя изучению различных аспектов этих явлений, остаются в замешательстве и имеют гораздо больше вопросов, чем получили ответов. Иллюзии по-прежнему являются относительно малоизученной и противоречивой областью интересов из-за различных факторов, которые могут играть роль в каждой иллюзии, различных типов существующих иллюзий и сложности изучения чего-то, что технически не существует. Тем не менее, эти причины делают его главной темой для тщательного изучения психологами, неврологами и биологами из-за сложного и взаимосвязанного характера предмета.
Как упоминалось выше, иллюзии — невероятно известная концепция и полная загадка в нашем мире. Все знают, что они существуют, но очень немногие полностью понимают, как и почему они существуют. Почему мы видим определенные образы и объекты определенным образом в одних условиях, а не в других? Что заставляет одного человека видеть иллюзию иначе, чем другого человека? Есть ли ошибки в наших сенсорных входах или вместо этого есть ошибки в восприятии и понимании этих чувств нашим мозгом? Все эти загадки оставляют людей во всем мире в замешательстве, но все мы, похоже, обожаем, когда нас обманывают таким образом.
От вирусных фотографий печально известного «платья» до звуковых байтов «Янни против Лорел» до более приземленных повседневных эффектов, таких как просмотр фрагмента 3D-стрит-арта или наблюдение луны как безумно большой по сравнению с ее реальным размером, иллюзии проявили себя столькими уникальными и интересными способами в нашей жизни. Все это создало интригу и мистику вокруг этих причудливо типичных событий, которые меня завораживают и которые я жаждал исследовать глубже с самого детства.
Чтобы как можно лучше понять иллюзии, мы должны сначала понять, как мы можем их воспринимать. Однако это уже оказывается трудной задачей, учитывая разнообразие иллюзий, которые могут иметь место, что приводит к разнообразному набору стимулирующих триггеров для мозга, чтобы затем начать воспринимать. Он получает 11 миллиардов битов сенсорной информации от всех органов чувств в мозг, когда он может обрабатывать не более 50 битов в секунду (Грегори, 1997). В результате этого избытка информации мозгу необходимо вносить коррективы и сокращать пути, чтобы собрать наиболее важную и актуальную информацию за как можно меньшее время: таким образом, войти в иллюзии.
Например, с точки зрения оптических иллюзий, когда мы впервые видим объект, глаза получают сенсорную информацию в виде фотонов, когда свет проходит через сетчатку глаза. Специализированные клетки, известные как ганглиозные клетки, затем преобразуют сенсорный вход (фотоны) в электрический сигнал, который может проходить по зрительному нерву, пока, наконец, не достигнет зрительной коры головного мозга. Как только эта информация получена, она должна быть воспринята . Мозг выполняет эту задачу, отправляя визуальные данные из зрительной коры в другие части мозга по двум отдельным путям (дорсальный и вентральный пути) для дальнейшего анализа определенного набора наблюдаемых характеристик, включая ЧТО, ГДЕ и КАК. объекта (Григорий, 1997).
Даже в этом случае процесс восприятия не завершен, поскольку мозг должен организовать всю воспринятую им информацию в разумные и сжатые фрагменты (Грегори, 1997). Способность мозга быстро и эффективно воспринимать визуальные ощущения путем идентификации групп, распознавания образов и т. д. объясняется гештальт-теорией восприятия, в которой изложены 7 конкретных принципов того, как наш мозг организует воспринимаемую информацию (Грегори, 1997). Наконец, оптические иллюзии вступают в игру, когда возникают ошибки или несоответствия между физическим, реальным объектом или экземпляром, который мы видим, и воспринимаемым воссозданием образа, который создает наш мозг из-за «кратчайших путей» в организации, которые наш мозг использует, чтобы что-то увидеть.
Процесс восприятия в видении, вероятно, является причиной того, что оптические иллюзии являются наиболее распространенными иллюзиями среди людей, состоящими из известных иллюзий, таких как невозможный треугольник и иллюзия стены кафе. Эти типы иллюзий даже стали популяризированы благодаря известным произведениям искусства, таким как «Все суета» или «Водопад» (изображенные ниже).
Описанный выше процесс представляет собой сжатую версию невероятно сложного процесса восприятия, который постоянно происходит в нашем мозгу. Если это не было достаточно сложно, есть и другие процессы, через которые постоянно проходит мозг, чтобы воспринимать информацию от всех наших других органов чувств. Это означает, что да, мы действительно можем испытывать иллюзии во всех наших чувствах, а не только оптические иллюзии.
Оптические иллюзии, пожалуй, самые известные из иллюзий, однако иллюзии слуха, вкуса, осязания и обоняния также присутствуют. По словам Лерера (2007), в исследовании, проведенном Фредериком Броше в 2001 году, были проведены два теста с участием 57 профессиональных дегустаторов, которым было представлено одно и то же вино. В одном тесте одно из вин было окрашено в красный цвет пищевым красителем. Дегустаторов обманом заставили попробовать фруктовые и яркие ароматы в красном вине по сравнению с обычным вином, хотя они были одним и тем же. Это показывает, что наше чувство вкуса также может быть скомпрометировано иллюзиями.
Слуховые иллюзии также возможны и даже в некоторой степени распространены. Самый популярный пример слуховой иллюзии — упомянутая ранее иллюзия «Янни/Лорел», в которой два звука накладываются друг на друга одновременно, создавая иллюзию присутствия другого слова. Этот эффект известен как «фантомное слово» и был обнаружен Дайан Дойч.
Обонятельные (или обонятельные иллюзии) менее распространены и в основном состоят из присутствия запаха, которого не существует, потому что разум создал его в отсутствие его источника (например, в мечтах или воображении).
Наконец, тактильные иллюзии, связанные с осязанием, по-видимому, зависят как от зрительной коры, так и от теменной доли, отвечающей за осязание. Согласно Робертсону (1902), когда участникам предъявляли оптические иллюзии и просили «пощупать их», участники в целом сообщали о результатах, соответствующих оптической иллюзии. Например, иллюзия Мюллера-Лайера (изображенная ниже) обычно представляет собой оптическую иллюзию, в которой зритель видит одну линию больше другой, основываясь на форме стрелок на каждом конце, тогда как на самом деле все линии абсолютно одинаковы. длина. Когда участникам этого исследования представили эту иллюзию, им было предложено физически почувствовать длину каждой линии и решить, какая из них, по их мнению, длиннее. Участники сообщили, что линия со стрелками, обращенными наружу (b), была не только больше, но и значительно больше, чем линия со стрелками, обращенными внутрь (a). Те же результаты согласовывались с другими иллюзорными эффектами, отображающими глубину, и показали, что восприятие мозгом зрения может обманывать и другие чувства, особенно тактильные в значительной степени. Тем не менее, до сих пор не совсем понятно, почему происходит этот обмен обманом между органами чувств.
Как я уже подробно описал, иллюзии — это очень сложная и относительно неизвестная концепция, которая включает в себя весь мозг и его функциональные возможности. В результате множество загадок, стоящих за иллюзиями, оставляют многое для воображения с точки зрения того, как и почему с нами происходят определенные случаи. Большинство иллюзий можно объяснить тем, как мы воспринимаем свет, цвет, перспективу, форму и т. д., однако мир иллюзий настолько огромен и неизведан, что нам, обществу, есть над чем задуматься. И хотя это, безусловно, увлекательный мир, в который я хотел бы погрузиться еще больше, я доволен тем, что с благоговением смотрю на чудесные творения, которые наш мозг создает для нас тем временем.
Иллюзии очень крутые, и я настоятельно рекомендую вам проверить их в свободное время для развлечения!
Ссылки
Грегори Р.Л. (2015). Глаз и мозг: психология зрения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Лерер, Дж. (2008). Пруст был нейробиологом . ХМХ.
Робертсон, А. (1902). Исследования психологической лаборатории Калифорнийского университета
. VI. Геометро-оптическая иллюзия на ощупь. Psychological Review , 9 (6), 549.
Восемь способов искажения вашего восприятия реальности
Увидеть — значит поверить . В какой-то степени это, конечно, правда: наши глаза позволяют нам видеть то, что нас окружает, помогая нам ориентироваться в нашем мире.
Но оказывается, что зрение намного сложнее, согласно новой книге Восприятие: как наши тела формируют наш разум психологов Университета Вирджинии Денниса Проффитта и Дрейка Бэра. То, что мы воспринимаем в любой данный момент, определяется не только сенсорным входом, но и нашими личными физическими способностями, уровнем энергии, чувствами, социальной идентичностью и многим другим.
«Здравый смысл полагать, что мы воспринимаем мир таким, какой он есть объективно», — пишут авторы. «Несмотря на то, что наша наивная интуиция состоит в том, что мы видим мир таким, какой он есть, мы его не видим».
Бессознательные процессы влияют не только на наше зрение. Книга Проффитта и Бэра полна захватывающих результатов исследований, которые бросают вызов не только вещам, которые мы воспринимаем, но и суждениям и решениям, которые мы принимаем на основе того, что мы воспринимаем. Вещи, которые кажутся истинными и универсальными, часто являются просто нашим уникальным опытом восприятия мира.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Это полезно знать — особенно сейчас, когда мы боремся со смертельной пандемией и погрязли в политических и социальных потрясениях. Если мы поймем, какие нерелевантные факторы влияют на то, что мы видим и думаем, мы, возможно, сможем найти способы преодолеть эти влияния и принять более эффективные решения в обществе.
«Если мы хотим лучше понять себя и своих собратьев, мы должны ценить поразительную индивидуальность каждого опыта», — пишут Проффит и Бэр. Это означает иметь смирение. Вот восемь из множества интересных выводов из их книги.
1. Наша энергия и способности влияют на наше мировоззрение
Несколько исследований, проведенных Проффитом и другими, показывают, что наше физическое тело и наша способность двигаться влияют на то, как мы воспринимаем окружающее. Например, исследователи обнаружили, что если вы страдаете ожирением или устали, расстояния кажутся вам дальше. Люди с тяжелыми рюкзаками видят перед собой более крутые холмы, чем те, у кого нет рюкзаков.
«Скажем иначе: наша способность ходить формирует кажущуюся проходимость холма, которая определяет то, как мы его видим. Вы видите холм не таким, какой он есть, а таким, каким его видите вы», — пишут Проффит и Бэр.
Если вы держите что-то, что расширяет вашу досягаемость, например, граббер, предметы также кажутся ближе к вам. В спорте успешные бейсболисты буквально видят большие мячи, идущие к ним из питчера, а игроки в гольф, которые хорошо наносят удары, видят большие лунки.
Это явление очевидно даже у маленьких детей. Вот почему в одном эксперименте ползающие младенцы демонстрировали страх, когда их опускали на платформу с фальшивым утесом (очевидный обрыв, который на самом деле был прозрачным пластиком), но дети, которые не умели ползать, не показывали того же страха. страх. Они не считали это чем-то страшным, потому что, будучи не ползунами, им пока не нужно было беспокоиться об обрывах.
2. Осознание нашего тела влияет на наши решения
В ходе одного эксперимента исследователи изучали менеджеров хедж-фондов, которым приходилось быстро принимать решения о торговле акциями в условиях сильного давления. Их странная находка? Менеджеры, которые могли более точно подсчитывать удары своего сердца, не прикасаясь к своему телу, были более успешными трейдерами.
Однако люди, которые были более уверены в своих точных счетах, были , а не более успешными, и чем больше разрыв между их уверенностью и точностью, тем выше их беспокойство. Это говорит о том, что реальное осознание своего тела может быть полезно в стрессовых ситуациях на работе.
Хотя неясно, почему это так, возможно, люди, которые лучше понимают свое сердцебиение, лучше успокаивают себя в стрессовых ситуациях и, следовательно, принимают более взвешенные решения. Или может случиться так, что успешные люди, которые лучше настроены на свое тело, более точно интерпретируют свое восприятие, понимая, как они взаимодействуют. В любом случае, эти открытия служат аргументом в пользу развития большей осознанности тела.
3. Если мы голодны (или нет), это меняет наш выбор
Восприятие: как наши тела формируют наш разум (St. Martin’s Press, 2020, 304 страницы)Уровень энергии нашего тела также влияет на принятие решений. В одном эксперименте участники, которые пили сладкий напиток, принимали более правильные решения и дольше откладывали немедленное удовлетворение, чем люди, которые глотали сладкий напиток без глюкозы. Точно так же, когда судьи принимают решения об условно-досрочном освобождении непосредственно перед обеденным перерывом или в конце рабочего дня, они, как правило, отказывают в условно-досрочном освобождении. Это потому, что решение об условно-досрочном освобождении требует более тщательного рассмотрения и, следовательно, больше энергии.
Исследования также показали, что люди, которым нравился высокий сладкий стакан лимонада, как правило, более полезны для других. А дети, которые завтракают, лучше учатся в школе и имеют меньше проблем с поведением.
«То, как вы думаете, бесконечно связано с тем, как вы себя чувствуете физически», — пишут авторы. Поэтому важно убедиться, что мы (или другие люди, на которых мы полагаемся) не слишком истощены, когда необходимо принимать трудные решения.
4. Легко читаемые утверждения кажутся более верными
Наши представления о мире также зависят от кажущихся несущественными влияний. В одном эксперименте, когда исследователи попросили участников определить истинность утверждения, например, «Лима находится в Перу», написанного разными цветами, участники согласились больше с легко читаемыми утверждениями, чем с менее легко читаемыми. Точно так же утверждения, сделанные по схеме рифмовки, например «Горе объединяет врагов», считались более верными, чем утверждения без схемы рифмовки, например «Горе объединяет врагов».
От этой склонности можно избавиться, если просто указать на нее людям. Но, в противном случае, эти силы действуют за пределами сознательного понимания, и мы можем быть обмануты тем, как легко во что-то поверить или что-то найти в нашем уме.
«Наша склонность к беглости делает нас восприимчивыми к чуши — если это кажется правильным, то это правильно — и когда эта уязвимость масштабируется до уровня СМИ, вы получаете правдивые и фальшивые новости», — пишут авторы.
5. Наши чувства влияют на наши политические взгляды
Наверное, неудивительно, что наши чувства влияют на наше восприятие и мысли. Тем не менее, даже для таких людей, как я, хорошо знакомых с этим исследованием, Восприятие преподнесло несколько сюрпризов.
В одном исследовании, процитированном в книге, исследователи обнаружили, что люди, которые легче вызывают отвращение, когда представляют себе такие вещи, как мусорное ведро, наполненное личинками, или кусок шоколадного торта в форме собачьих какашек, как правило, более консервативны в политическом плане. И они, как правило, испытывают более сильные негативные чувства к людям, которые поддерживают сексуальные свободы, с которыми они не согласны, например права геев или право на аборт.
Такие чувства, как отвращение, которые исходят из лимбической системы нашего мозга, часто за пределами сознательного понимания, направляют наши реакции и оценки, делая их менее чем беспристрастными.
«Эмоции позволяют нам воспринимать добро и зло в мире, наполненном и тем, и другим. Может показаться, что они приходят непрошено, но на самом деле они созданы нами самими и обладают как мудростью, так и превратностями наших самых древних и фундаментальных мозговых структур», — пишут Проффит и Бэр.
6. Плохое самочувствие усложняет жизнь
Любой, кто когда-либо чувствовал грусть или депрессию, знает, как трудно смотреть в лицо миру, когда ты подавлен. Но интересно отметить, что эти чувства также меняют наше сенсорное восприятие. Например, люди, слушающие меланхоличную музыку, склонны думать, что холм выглядит круче, чем люди, слушающие веселую музыку.
«Эмоции. . . должны давать красный или зеленый свет на приближение или избегание объектов, людей и ситуаций и соответствующим образом формировать восприятие», — пишут Проффит и Баер. Это означает, что взращивание положительных эмоций может помочь нам легче решать сложные задачи — идея, которая подтверждается, по крайней мере, некоторыми исследованиями.
7. Наличие других людей облегчает жизнь
Присутствие других людей также влияет на наше восприятие в трудных ситуациях. Держась за руки с кем-то во время болезненного события, вы можете уменьшить боль. Ожидание того, что вам придется нести тяжелую ношу с кем-то еще (а не в одиночку), делает ее легче, а просто мысль о друге может сделать холмы менее крутыми.
Наши социальные связи, по-видимому, играют определенную роль в уменьшении стресса, поэтому, возможно, общение с другими людьми меняет наше восприятие боли или трудностей, облегчая их перенос. Эти и другие исследования указывают на центральную роль наших социальных отношений в обеспечении устойчивости в трудные времена.
8. Наши политические убеждения влияют на наши математические способности
Еще одно интересное открытие заключается в том, как наша групповая принадлежность, например, политическая партия, к которой мы принадлежим, влияет на наше восприятие. Например, в одном исследовании людей попросили решить математические уравнения, чтобы проверить истинность результатов исследования, например, эффективна ли вакцина или спасает ли жизнь запрет на оружие. Как и предсказывалось, люди с лучшими математическими способностями могли легче найти ответы, но только тогда, когда результат вычислений не противоречил их политическим убеждениям. Если да, то математика у всех была хуже: они решали задачу правильно на 25–45 % реже.
Это противоречит идее, что людям просто нужно больше информации, чтобы понять правду о ситуации. «Мышление — даже математика — это не процесс, происходящий изолированно, а встроенный в наши личные мысли и групповую идентичность», — пишут авторы. «Мы буквально сбиты с толку, ошеломлены и неспособны использовать все свои способности, когда сталкиваемся с фактами, которые угрожают нашей социальной идентичности».