Характер
3.05.2011
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах,
Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных свойств личности, которые выражают отношение человека к различным сторонам действительности. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих такие отношения (но В. Н. Мясищеву):
- к первой группе относят черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;
- вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.;
- третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.;
- четвертом группа включает в себя черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.
Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они становятся типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Однако типичное не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовоспитание каждого человека неповторимы, а значит, неповторима и сама личность.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему. Он представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношение к окружающему глубоко динамично, зависит от изменений, происходящих в жизни и деятельности человека: одно отношение сменяется другим — иного уровня.
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с Другой — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Тесная взаимосвязь характера и темперамента выражается также в том. что проявления темперамента могут качественно меняться под влиянием характера. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы: характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.
Характер возникает и формируется в обществе. Типичные черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, чувств, мотивов, то есть «внутренних условий», через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности. Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является «устойчивым» и «изменяющимся».
С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формируется благодаря разнообразию индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Ключевые слова: Характер
Материалы по теме |
---|
Типология характеров Р. Кеттелла и Г. Олпорта … |
Шизоидный тип характера Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии |
Концепция социального характера Э. Фромма Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма |
Акцентуации характера: понятие и формы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Черты, свойства и качества характера … |
Нарциссический характер Малкина-Пых И. Г., Техники гештальта и когнитивной терапии |
Типы акцентуаций характера Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
Оральный характер в психоанализе Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Тест по Психологии «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ» для СПО
Вопросы и эндемия к главе 3
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1. Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими. психологическими, социальными качествами и свойствами — эго:
а) личность;
б) индивидуальность.
2. Раскройте сущность понятия «личность». Какая функции общения играет ведущую роль п процессе становления личности?
3. Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интроверсии.
А. Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминания.
Б. Динамическая характеристика психической деятельности.
В. Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, легкость вступления в контакт, любовь к рискованным действиям.
4. Приведите примеры разных типов темперамента.
5. Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:
а) повышенная активность;
б) длительная работоспособность;
в) энергичность;
г) сосредоточенность внимания;
д) вспыльчивость;
е) молчаливость;
ж) терпеливость;
з) общительность
и) стойкие формы поведения;
к) непоседливость
л) быстрая переключаемость;
м) бедность движений.
6. Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют понятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.
А. Склонность к переживанию. вялость, застенчивость иробостьпри общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений.
Б. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству.
В. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспособность. вдумчивость.
Г. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности. легкость переживания неудач.
7. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:
а) энергичность:
б) выдержанность;
в) переменчивость настроения;
г) сосредоточенность внимания;
д) общительность;
е) подвижность;
ж) порывистость в движениях;
з) ровное и спокойное настроение;
и) возбужденное состояние;
к) невыразительность речи;
л) быстрая приспосабливаемостъ к новой обстановке;
м) громкая речь.
8. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:
а) сангвиника;
б) меланхолика;
в) флегматика:
г) холерика.
9. Заполните таблицу.
Хориктористика типов темперомонтв | |||||
N» п/п | Характеристика | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
I | Поведение |
|
|
|
|
2 | Эмоции |
|
|
|
|
3 | Настроение |
|
|
|
|
4 | Адаптация |
|
|
|
|
5 | Терпение |
|
|
|
|
6 | Общительность |
|
|
|
|
7 | Отношение к критике |
|
|
|
|
8 | Отношение к новому |
|
|
|
|
10. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность особенностей личности. — это:
а) характер;
б) темперамент.
11. В течение жизни у человека могут изменяться:
а) черты характера;
б) темперамент;
в) оба ответа верни:
г) оба ответа неверны.
12. Основой характера является:
а) воля;
б) эмоции;
в) способности.
13. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человеке характером», «мямля», то подразумеваем:
а) свойства темперамента;
б) волевые черты характера;
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
14. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. — это:
а) темперамент;
б) характер:
в) воля.
15. Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.
Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).
16. Вспомните уроки литературы и охарактеризуйте образ «лишнего человека» с позиции основных этапов нолевого процесса.
17. Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоятельности; г) решительности; д) настойчивости.
А. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Б. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать с во и силы для относительно длительной борьбы с трудностями. встречающимися при достижении целей.
В. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели.
Г. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями. чувствами, действиями и поступками.
Д. Способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.
18. Волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. — это:
а) настойчивость;
б) самостоятельность;
в) исполнительность.
19. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления се мечта осуществилась.
Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обоснуйте.
20. Закончите предложения, которые соответствуют вашему характеру.
А. Мне трудно назвать себя волевым человеком потому, что…
Б. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того. что…
В. Я считаю себя волевым человеком потому, что…
Г. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что…
Для того чтобы дать обоснованный ответ, проанализируйте основные волевые качества человека.
21. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней. характеризуют:
а) темперамент;
б) волю;
в) способности.
22. Способности проявляются:
а) в знаниях, умениях, навыках;
б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.
23. Человек появляется на свет:
а) с общими способностями;
б) с задатками;
в) со специалм1ыми способностями.
24. Высокий уровень развития специальных способностей называют:
а) одаренностью;
б) талантливостью.
25. Из предложенных определений выберите те, которые но смыслу соответствуют: а) эмоциям: б) настроению; в) страсти: г) аффекту.
А. Сильное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно.
Б. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей.
В. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающее действия, мысли и поведение человека.
Г. Выражение в переживании отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.
26. Эмоции, при которых у человека «все и руках горит», он «готов свернуть горы»:
а) астенические;
б) стенические.
27. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях?
А. «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега после неудачного разговора с клиентом.
Б. «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал кошт, деньги» (из разговора двух приятелей).
В. В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.
28. Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки». «Видеть все в темном цвете»?
29. Опишите эмоции холерика, флегматика, сангминика. меланхолика.
30. Для какого типа темпераме1гта характерно устойчивое, жизнерадостное настроение?
А.. Для холерика.
Б. Для сангвиника.
В. Для флегматика.
Г. Для меланхолика.
31. Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию сопровождаются:
а) интеллектуальными чувствами:
б) нравственными:
в) эстетическими;
г) все ответы верны;
д) все опиты неверны.
Выбор опита аргументируйте.
32. Мимика и пантомимика:
а) помогают общению;
б) препятствуют общению;
в) ни помогают, ни препятствуют.
33. Проявление эмоций зависит:
а) от воспитания;
б) от темперамента; н) от привычек;
г) от принятых правил приличия;
д) все ответы верны;
с) все ответы неверны.
34. Волевые действия проявляются в умении:
а) контролировал, свои эмоции;
б) сдерживать себя:
в) пропилить терпение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
35. Эмоциональное состояние собеседника мы определяем:
а) по вербальным средствам общении;
б) по невербальным средствам общения:
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
ОТВЕТЫ К ГЛАВЕ 3
1. б).
2. Личность — :гго человек, включенный в систему общественных отношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности. В процессе становления личности ведущей функцией общения является формирующая.
3. а) — Б. б) — В. в) — А.
4. I — холерик. 2 — сангвиник. 3 — флегматик. 4 — меланхолик.
5. б), г), е). ж), и), м).
6. а) — Б. б) — В. в) — Г. г) — А.
7. а), в), д). с), ж), и), л), м).
8. в).
9. Таблица с ответом приведена на с. 164.
10. a). 11. а). 12. а). 13. б). 14. в). 15. б).
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.. 1988.
Решитемлый: 1. Твердый в поступках, неколеблющийся. 2. Исполненный твердости, непреклонности (с. 554).
Торопливый — склонный торопиться, поспешный, быстрый (с. 656).
16. «Лишний человек» — принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца, т.с. полное отсутствие четвертого этапа волевого процесса.
17. а) — А б) — Г. в) — В. г) — Л. д) — Б.
18. в).
19. Целеустремленность, настойчивость.
21. в). 22. б). 23. б). 24. 6).
25. а) — Г. б) — В в) — Б. г) — А.
26. б).
27. а) настроение; б) страсть; в) аффект.
28. Взаимосвязь цвета и настроения.
29. Холерик — сильные эмоции; флегматик — слабые; сангвиник — поверхностные; меланхолик — глубокие, длительные.
30. б).
31. а), б).
32. а). 33. д). 34. г). 35. в).
Характеристика типов темпераментов
N» п/п | Характеристика | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
I | Поводомие | Неуравновешенное | Достаточно уравновешенное | Абсолютно уравновешенное | Неуравновешенное |
2 | Эмоции | Сильные | Поверхностные | Слабые | Глубокие, длительные |
3 | Настроение | Неустойчивое (преобладает бодрость) | Устойчивое. жизнерадостное | Устойчивое | Неустойчивое (преобладает пессимизм) |
4 | Адаптация | Хорошая | Отличная | Медленная | Трудная |
5 | Терпение | Слабое | Умеренное | Очень большое | Слабое |
6 | Общительность | Высокая | Умеренная (равномерная) | Невысокая | Низкая |
7 | Отношение к критике | Возбужденное | Спокойное | Безразличное | Обидчивое |
8 | Отношение к новому | Положительное | Безразличное | Отрицательное | Положительное, сменяется отрицательным и наоборот |
Необходимость характера: основа эффективного лидерства
Гейл Д. Биб, доктор философии.
Отредактированный отрывок из книги «Формирование эффективного лидера: восемь формирующих принципов лидерства»
«Все сводится к этике», — ответил бывший генеральный директор многомиллиардной инвестиционной компании. Мы играли в гольф, и я только что спросил его, в чем, по его мнению, секрет успеха в жизни и бизнесе. Наши мысли обратились к делу Берни Эбберса из WorldCom, затем к Кену Лею из Enron и, наконец, к Берни Мэдоффу и другим. Список казался бесконечным, поскольку мы рассматривали одного неэтичного лидера за другим, чьи коррупционные действия привели их компании к банкротству. Когда мы подошли к концу нашего раунда, он повернулся и спросил: «Что вы делаете, чтобы обучать этике следующее поколение студентов?»
Двадцать пятьсот лет назад Платон (427–347 гг. до н. э.) размышлял над тем же вопросом. «Можете ли вы сказать мне, Сократ, можно ли научить добродетели? Или это приходит с практикой? Или не учение и не практика дают его человеку, а природная склонность или что-то другое?» На протяжении этого длинного и провокационного диалога Платон в конце концов приходит к выводу, что добродетель развивается только у людей, которые посвящают всю свою жизнь ее реализации.
Как отмечает Платон, благодаря образованию, дисциплине, природным способностям и упорному труду мы открываем для себя преимущества добродетельной жизни и посвящения своей жизни традиции мудрости, которая может вести нас. Мы также понимаем, что цели, стоящие за каждым усилием в области образования, должны включать в себя нравственные цели. Открывая эти нравственные цели, мы понимаем, что каждое поколение должно получить руководство, если его члены хотят узнать окончательную судьбу своей жизни и окончательный вклад, который они могут внести как лидеры.
Я видел так много великих лидеров, которые лишились возможности из-за морального падения. Иногда это были пагубные пороки совершения моральных проступков, растраты денег или совершения коррумпированных политических действий. Однако чаще всего именно меньшее зло просто подрывает доверие людей к вашей работе.
Много лет назад, когда я был деканом, я работал с человеком, который не мог контролировать свой темперамент. Он злился на себя и свои обстоятельства и в разгар гнева набрасывался на окружающих. В одной показательной сцене он полностью уничтожил свою возможность, когда взорвался перед своим советом директоров и сказал о них уничижительные и деструктивные вещи, которые навсегда подорвали их способность доверять ему. Вскоре после этого он был уволен со своей должности и больше никогда не работал по этой специальности. Его погубил не смертельный порок, а неспособность проявить эмоциональный интеллект, лишившая его возможности.
Во время этого эпизода я не мог не думать о том, что у каждого из нас есть уязвимые места, которые часто мешают нам полностью реализовать свой потенциал. Многие из нас борются в определенных областях, которые мешают нам быть теми, кем мы могли бы быть. Умение выявлять и преодолевать наши самые разрушительные склонности к саморазрушению играет незаменимую роль в нашем прочном успехе.
Друкер о характере
Характер строится на нашем понимании этики. В западном обществе существовало как минимум семь основных течений этической теории, которые до сих пор информируют нас: этика добродетели, деонтологическая этика, утилитарная этика, договорная этика, коммунитарная этика, феминистская этика и постмодернистская этика. Этические теории охватывают и выражают традиции мудрости. Традиции мудрости, в свою очередь, часто пробуждают стремление и руководящие принципы, связывающие нашу индивидуальную жизнь с целями, более значительными, чем мы сами. Наша способность построить фундамент, основанный на характере, определит степень, в которой мы сможем достичь долгосрочного устойчивого успеха.
Хотя эти семь доминирующих потоков все еще информируют нас, в последнее время внимание переключилось на психологию развития и особенно на этапы морального развития. Руководящим ресурсом в этом развитии является знаменательное исследование Лоуренса Кольберга «Теории морального мышления». Определив и описав шесть основных стадий морального развития, Кольберг сделал поразительное заявление о том, что 80 процентов всех американцев живут либо на уровне третьей стадии (признание культурных норм), либо на уровне четвертой стадии (подчинение закону и порядку) моральное рассуждение. Более того, их нравственность зависела от их видения нравственной жизни.
Питер Друкер тоже исходил из морального видения, используя то, что он называет «зеркальным тестом». В этом тесте задается довольно простой вопрос: кого вы хотите видеть в зеркале, проснувшись утром, — нравственно честного и уважаемого человека или человека, лишенного души?
На протяжении всей своей долгой и выдающейся карьеры Друкер не только четко формулировал, но и признавал необходимость формирования характера. Он часто подчеркивал, что не существует такой вещи, как «деловая этика» — вы либо этичны, либо неэтичны независимо от ситуации. Более того, он настаивал на том, что принципиальность абсолютно необходима для эффективного руководства.
Я часто видел, как молодые, многообещающие руководители сбивались с пути из-за самых пагубных недостатков характера. Эти события мало связаны с компетенцией этих руководителей и связаны с отсутствием у них характера.
Друкер подчеркивает важность честности, отмечая, что величайшим испытанием нашей честности и характера было то, как мы обращались с другими людьми. В «Менеджменте» Друкер пишет: «Они могут простить человеку многое: некомпетентность, невежество, неуверенность или плохие манеры. Но они не простят ему непорядочности». Далее он подчеркивает, что недостаток честности настолько серьезен, что, если он будет обнаружен, он должен немедленно лишить человека права занимать любую руководящую должность.
Друкер также выражает обеспокоенность тем, что внимание менеджера должно быть сосредоточено на сильных, а не на слабых сторонах тех, за кого он отвечает. Он неоднократно подчеркивает важность того, чтобы наши сильные стороны преобладали, а слабости не имели значения. Он считал, что это исключительная обязанность лидера и отражение характера нашего характера. Он считал, что великие лидеры понимали своих людей, но это понимание заключалось не в том, что они могли устранить всех, кто не соответствовал требованиям. Это понимание помогло лидеру сосредоточиться на сильных сторонах человека, а не на его слабостях, и привело к его участию и интересу к движению StrengthsFinder.
Основное внимание Друкера уделялось развитию людей, находящихся под его опекой. Отметив, что каждый из нас приходит к лидерству с дарами и ограничениями, Друкер подчеркнул, что наша основная цельность и характер проявляются в нашей готовности развивать других людей. По-своему, Друкер резюмировал важность честности и характера, отметив: «Менеджер, которому не хватает характера — неважно, насколько он симпатичен, готов помочь или любезен, насколько компетентен или блестящ — представляет собой угрозу и должен быть признан негодным». быть менеджером и джентльменом».
В конечном счете, Друкер считает, что моральный тон всей организации начинается сверху. Он считал, и я думаю, что он прав, что поведение ваших высших руководителей в основе своей задает тон вашей организации. Он усиливает это, отмечая, что наши решения о людях должны демонстрировать, что мы будем непоколебимы, настаивая на том, что лидеры на всех уровнях организации должны обладать элементарной честностью, которой можно доверять и на которую можно положиться. Это просто слишком важно и не может быть получено позже. Вот почему так катастрофичны моральные недостатки: они подрывают само доверие, лежащее в основе лидерства.
Почему учитываются персонажи и как они развиваются
Но зачем беспокоиться о нашем персонаже? Формирование нашего характера создает предсказуемость для нашего лидерства. Предсказуемость, надежность и последовательность: эти три качества гарантируют надежность нашего лидерства и побуждают людей доверять нам. Наша эффективность как руководителей основана на доверии. Хотя более 75 процентов американцев, опрошенных Gallup Poll, признают, что солгали бы, обманули или украли, если бы думали, что им это сойдет с рук, лидер постоянно находится на виду и не может избежать внимания общественности.
Наша цель в отношении первого принципа эффективного лидерства состоит в том, чтобы выявить и проиллюстрировать естественные и преднамеренные процессы формирования характера. Формирование характера закладывает основу для большого лидерского успеха. Когда он отсутствует, он намечает путь к колоссальному провалу лидерства. Поскольку наш характер формируется нашими убеждениями, нашими действиями, нашими самоанализами наших действий и нашим корректирующим поведением в результате этих саморефлексий, мы должны осознать, каким образом эти убеждения, действия и размышления как формируют, так и отражают наш характер.
Одной из самых сложных задач на пути к лидерству является развитие способности к моральному самоанализу. Очень часто то, что отличает великих лидеров от неудачников, заключается в том, можете ли вы развить в себе способность к самокоррекции. Лидеры сбиваются с пути. Они слишком остро реагируют. Они входят в ситуации и не реагируют должным образом. Само по себе это обычно не проблема. Что становится проблемой, так это то, что они не могут оправиться от своих ошибок. Первый шаг к исправлению ошибок — признать, что вы их совершили.
Часто наше собственное нравственное пробуждение является результатом нашего столкновения с тем фактом, что мы полностью расходимся со своими самыми глубокими убеждениями. Когда мы осознаем это, следующим шагом будет осознание того, как вернуться на правильный путь: возвысить наши самые глубокие убеждения и следовать нашим принципам с новой точки зрения. Очень часто лидерам приходится проходить через моральную переориентацию, в ходе которой они видят свою нынешнюю реальность в совершенно новом свете. Притчи или истории, предназначенные для того, чтобы преподать нравственный урок, предназначены для того, чтобы заставить нас задуматься о нашей жизни, увидеть ее по-новому. Через столкновение с очень простой, обычной реальностью они приглашают нас совершенно по-новому взглянуть на нашу жизнь.
Как только мы осознаем, насколько мы рассинхронизированы и насколько нам нужно улучшить нашу работу, мы можем заняться таким развитием, которое вдохновляет людей следовать за нами. Люди хотят знать, что на вас можно положиться. Если они доверяют тому пути, по которому вы ведете, и он успешен, то их также будет интересовать то, как вы оправляетесь от ошибок. В совокупности и наши стратегии достижения успеха, и наше восстановление после неудач дадут людям уверенность в том, что они будут доверять вам, а вы обретете моральный авторитет, чтобы хорошо руководить.
Десять основных качеств, отражающих наш характер
Утерянный элемент формирования характера — это разработка контрольных показателей, которые помогают нам определить, продвигаемся ли мы вперед или полностью сбились с пути. Эти измерения прогресса отражены в десяти следующих качествах. Степень, в которой мы проявляем эти качества, в основном отражает здоровье и жизненную силу нашего характера, а также уровень, на котором мы можем достичь долгосрочного успеха.
Первый эффективный лидер ведет от фундамента целостности . Вебстер определяет честность как «Верность моральным принципам, честность, обоснованность, полноту». Это означает быть верным своему слову и избегать ложных проявлений.
Одна из самых важных реалий, с которой мы сталкиваемся как лидер, заключается в том, что наша жизнь всегда на виду. Люди не намерены быть навязчивыми, но они часто так и делают. Как общественные деятели, мы можем либо возмутиться вторжением, либо принять его, поскольку оно никогда не исчезнет. Как только мы примем эту реальность, мы поймем, что все, что мы делаем, должно быть безупречным и безупречным.
Кроме того, эффективный лидер проявляет мудрость и рассудительность в отношении основных аспектов успешного ведения бизнеса. Это внушает доверие и доверие нашему совету директоров, нашим коллегам по работе и нашим клиентам. Чем выше вы поднимаетесь в корпорации, тем больше времени вы тратите на выполнение своей работы через других людей. Техническая компетентность поможет вам получить работу, но реляционная компетентность поможет вам продвинуться в своей работе. Всех нас нанимают за наши способности, но мы продвигаемся по своим должностям благодаря своему отношению, поведению и поведению.
Не менее важно, что эффективный лидер обладает способностью поглощать и устранять зло других . Это требует зрелости и является настоящим испытанием нашего характера. В каждой организации, которую я когда-либо обслуживал, были сотрудники и клиенты, которые были нелюбезны. Способность милостиво ответить нелюбезному человеку является отличительной чертой формирования характера. Со временем в организации может развиться дисфункциональная межличностная динамика. В равной степени сложно, лидер также несет на себе основную тяжесть атак, направленных против организации или между сотрудниками. Обе задачи требуют навыков и понимания. Такая способность не естественна для человека; скорее, размышления и дисциплина помогают лидеру распознать реальную проблему и найти наилучший ответ.
Эффективный лидер также работает с пониманием и уважением к каждому члену организации. Эта добродетель не может быть произведена: вместо этого она возникает из фундаментальной склонности к целостности. Одним из основных проявлений честности является готовность и способность выявлять, развивать и отмечать дары тех, кто работает на вас. Чтобы достичь необходимого уровня качества в вашей организации, вы должны стремиться завоевать расположение своих сотрудников, дав им возможность в полной мере развивать свои способности. Часто требуется определенная уверенность в своих дарах и способностях, чтобы развивать дары и способности тех, кем вы руководите.
Подумайте об этой легендарной истории о Сэме Уолтоне и его первых днях работы на J. C. Penney. Сэма чуть не уволили за то, что он не смог своевременно и точно заполнить отчеты о продажах. Несмотря на то, что его продажи значительно превышали продажи любого другого человека, эта одна слабость чуть не стоила ему работы. К счастью, в ситуацию вмешался высокопоставленный руководитель, который признал, что точность отчетности вторична по отношению к результатам, и таким образом помог компании избежать исторической ошибки.
Конечно, эффективный лидер также работает на общее благо, важное следствие предыдущего акцента на развитии тех, кто работает в вашей организации. Сегодняшние лидеры склонны использовать свое нынешнее положение, чтобы продвинуться на более выгодную должность. И наоборот, те, кто работает для общего блага, не мотивированы саморекламой; вместо этого они заботятся об интересах организации. Один яркий пример этого взят из жизни Рэда Полинга, бывшего председателя правления и генерального директора Ford Motor Company.
В 2003 году Полинг выступал на бизнес-форуме, и его спросили, какие шаги он предпринял для достижения столь престижного положения. Его ответ был классическим: он ответил, что никогда не ставил перед собой цель стать генеральным директором Ford. Фактически, он изначально ушел из Ford, не занимая поста председателя и главного исполнительного директора, когда совет директоров попросил его выйти из отставки и возглавить компанию. Его смысл в этой иллюстрации состоял в том, чтобы помочь студенту понять, что если вы работаете на благо своей организации, результаты говорят сами за себя и естественным образом ведут к продвижению по службе. Это прекрасный пример принципа Друкера о том, что вы не планируете карьеру, вы ею управляете. А управляя своей карьерой, вы берете на себя ответственность за собственное развитие.
Для нас важно осознавать, что наша работа, приносящая наибольшее удовлетворение, будет состоять из усилий, которые служат более важным целям, чем мы сами. Это работа на общее благо. Тем не менее, большинство сообщений, которые наша культура посылает сегодня, эгоцентричны и эгоцентричны. Будем надеяться, что благодаря формированию характера мы сможем восстановить способность сублимировать наши собственные интересы для общего блага и стремиться к результатам, которые приносят пользу нашей компании.
Эффективный лидер также сдержан во всех вопросах . Лидер, демонстрирующий сдержанность во всем, в том числе сдержанность в отношении сотрудников-отщепенцев, не слишком остро реагирует и не вызывает в компании ненужных кризисов. Это часто трудно сделать, но очень важно. Поскольку у каждого лидера есть возможности сделать как хорошее, так и плохое, необходимо установить необходимые ограничения. Эти необходимые ограничения включают политики, руководящие принципы и стратегические планы, которые определяют реальность и помогают направлять приоритеты и решения организации. Умеренность также включает в себя дух терпимости, который удерживает лидеров от мести. Те, кто принимает ответные меры, часто приобретают репутацию людей, проявляющих презрение и пренебрежение к людям, находящимся под их опекой.
Вот почему так важно, чтобы эффективный лидер отвечал сдержанно, когда реагировал на сотрудников. Умеренность и милосердие позволяют эффективному руководителю рассматривать конкретное поведение подчиненного в более широкой перспективе их общей деятельности, а не немедленно реагировать опрометчиво. Хотя организация явно не может мириться с тираном, ленивцем или непокорным, лидер, который может сделать паузу достаточно долго, чтобы определить, является ли поведение человека аберрацией или нормативной моделью, сможет эффективно руководить. Сохранение самообладания в любых обстоятельствах имеет решающее значение.
Затем эффективный лидер должен сочетать уверенность в своих силах со скромностью в своем подходе . В книге «От хорошего к великому» Коллинз отмечает, что самые эффективные лидеры имеют низкие потребности в эго и находят наибольшее удовлетворение в том, что ведут свою организацию к успешным результатам. Быть уверенным в своих способностях, но скромным в своем подходе требует, чтобы вы научились ценить дары окружающих вас людей и осознавать, что ваша судьба может измениться в любое время.
В связи с этим Друкер часто комментировал Avis, компанию по аренде автомобилей, слоганом «Мы стараемся больше». Что привлекало Друкера, так это их знание того, что они не были номером один и, как следствие, им приходилось работать усерднее и умнее, чтобы удержать своих клиентов. Урок, который всегда следовал, был сосредоточен на необходимости предполагать, что ваши конкуренты умнее, быстрее и лучше капитализированы, чем вы. Он также отметил, что первый и основной способ, с помощью которого компании попадают в неприятности, — это уверенность в том, что они преодолели любые потенциальные проблемы в будущем.
Другим важным компонентом является необходимость того, чтобы эффективный лидер был спокойным, лояльным, благоразумным и проницательным . Возбудимому лидеру часто не хватает должной сдержанности. В конце концов, соратники теряют доверие к лидеру, который не может контролировать свои эмоции, зная, что в любой момент они могут стать мишенью неспровоцированного нападения.
Кроме того, эффективные лидеры хорошо нанимают, общаются четко и доверяют людям, которых они нанимают, для достижения результатов. Коллеги по работе не доверяют микроменеджеру. Микроменеджмент — это прямой результат отсутствия доверия либо к людям, которых вы наняли, либо к вашей способности донести убедительную миссию и видение вашей организации. Такая коммуникация включает в себя определение показателей эффективности, а также тактики и стратегии, необходимых для достижения желаемых результатов.
Доверие строится на опыте и восприятии. Со временем восприятие становится почти более доминирующим, чем опыт. Сомнительная деятельность признается законной, когда лицо заслужило право воспользоваться сомнениями. Однако когда доверие подрывается, то же самое действие подрывает нашу уверенность в наших коллегах. Благоразумие и проницательность помогают нам понять наш бизнес, а также более глубокие модели мотивов наших коллег. Это помогает нам признать, что каждый сотрудник уникален, и наш стиль управления должен учитывать эти различия.
Наконец, эффективный лидер уравновешивает заботу об общем благополучии своих сотрудников с необходимостью достижения положительных результатов . Крайне важно, чтобы мы выполняли основные обязательства нашей компании. Компания не может оставаться в бизнесе, не отвечая потребностям и требованиям своего бизнеса. Как часто подчеркивал Друкер, первая обязанность бизнеса состоит в том, чтобы покрыть стоимость капитала, чтобы остаться в бизнесе. Тем не менее, компании, которые движутся от хороших к великим, способны к долгосрочному устойчивому успеху, потому что они уравновешивают необходимость достижения долгосрочных результатов с заботой о своих людях.
Как я пытался продемонстрировать, формирование характера происходит постепенно. Это никогда не закончено. По мере того, как мы идем по жизни, и наши лидерские обязанности возрастают, наш характер будет испытываться на новых и более высоких уровнях интенсивности. Чтобы поддерживать постоянство и повышать эффективность, необходимо, чтобы мы заложили фундамент честности, который никогда не ослабевает. Этот фундамент устанавливается путем участия в дисциплинах нравственной жизни, которые могут поддерживать нас.
Взято из книги Гейл Д. Биб «Формирование эффективного лидера: восемь формирующих принципов лидерства». Copyright (c) 2011 Гейл Д. Биби. Используется с разрешения InterVarsity Press PO Box 1400 Downers Grove, IL 60515. www.ivpress.com.
Основа Лидерства. Хороший характер вызывает сильное доверие.
Джон Максвелл в своей книге «Воспитание лидера внутри себя» говорит, что в основе лидерства лежит характер.
Думаю, он прав, хороший характер не гарантирует успеха в жизни или лидерства. Но вы можете быть уверены, что плохой характер в конечном итоге подорвет вас как в личном, так и в профессиональном плане.
Хорошая новость заключается в том, что если вам не нравится прошлое, вы всегда можете его изменить.
Хороший характер вызывает сильное доверие.
Людей больше убеждает то, что лидер делает, чем то, что он говорит.
Нет ничего проще, чем говорить слова. Нет ничего труднее, чем жить ими день за днем.
Давайте углубимся в понятие « Доверие » в Лидерстве:
Доверие необходимо. Это не то, что можно взять или оставить. Если вы покинете доверие, вы покинете лидерство.
Доверие существенно влияет на реальные вопросы лидерства, такие как вовлеченность последователей, связи и эффективность. Доверие — основа лидерства. Прочный фундамент — это не роскошь. Это не просто «приятно иметь». Это важно.
Здесь Саймон Синек очень хорошо объясняет:
Но формирование доверия является обязанностью руководства. Если я хочу быть хорошим лидером, это не зависит от моих последователей; это зависит от меня. Я должен сделать первый шаг к доверию к людям, которых веду.
Джон Максвелл в упомянутой выше книге «Воспитание лидера внутри себя» пишет, что у характера есть четыре измерения: подлинность , самоуправление , смирение и мужество.
- Подлинность .
Я заметил, что многие лидеры испытывают трудности с подлинностью. Многие не хотят ослаблять бдительность. Они могут чувствовать, что находятся в безвыходной ситуации. Они беспокоятся, что если раскроют свои неудачи, то потеряют доверие. Тем не менее, если они пытаются скрыть свои неудачи, они кажутся фальшивыми. Если они будут скрывать свои успехи, они боятся, что к ним не будет такого доверия. Но если они подчеркивают только свои успехи, они кажутся высокомерными и неуместными.
Мой совет лидерам — стараться жить между строк. Позволь мне объяснить. Когда я иду по дороге лидерства, справа от меня проходит линия успеха. Когда я приближаюсь к этой черте, все идет хорошо, я добиваюсь успеха, я выигрываю. Слева от меня линия неудачи. Когда я приближаюсь к этой линии, кажется, что все идет не так.
Подлинность заключается в том, чтобы жить открытой жизнью между этими линиями. В ранние годы я хотел только рассказать другим о своем опыте на линии успеха. Я хотел произвести впечатление на людей. Когда я становлюсь старше, я чувствую противоположное стремление поделиться своими неудачами, чтобы я мог воодушевлять людей. Поскольку я публичная личность, люди часто видят меня только в лучшем виде, а не в худшем. По этой причине некоторые люди доверяют мне больше, чем я того заслуживаю.
Обратите внимание на скромность и открытость Джона Максвелла.
Никто из нас не безупречен. Хорошие люди делают плохие вещи. Умные люди делают глупости. У всех нас бывают моменты, когда мы чувствуем искушение сделать что-то, что, как мы знаем в глубине души, является неправильным, и мы все отклоняемся от курса. Это унизительно. Делиться этим с другими — это подлинно.
2. Самоуправление .
Характер — это не интеллект. Речь идет о правильном выборе.
Многие лидеры имеют высокий IQ, но низкий CQ — показатель характера. Чтобы увеличить наш CQ, нам нужно практиковать самоуправление. Один из лучших способов помочь себе в этом — установить для себя барьеры характера, чтобы не сбиться с курса. На шоссе ограждения не дают автомобилям съезжать с обрыва. С ними вы можете разбиться, но, скорее всего, не умрете.
Когда дело доходит до характера, я считаю, что лучшими ограждениями являются решения, которые вы принимаете. до вы сталкиваетесь с ситуациями высокого давления. Легче управлять собой, если вы уже приняли трудные решения, связанные с вашими ценностями. Невозможно сохранить хороший характер, если вы не знаете, что для вас ценно. Вы цените честность и порядочность? Тогда что у тебя за ограждение? Какие не хочешь ? Решите это, прежде чем столкнетесь с искушением. Вы цените отношения? Если да, то какое у вас ограждение? Какие должен вы делаете, чтобы поддерживать отношения? Определите свои ценности и решите, какие границы вы не будете пересекать задолго до того, как у вас возникнет соблазн их пересечь.
Здесь Робин Шарма о ценностях:
3. Смирение.
Никому не нравится работать с лидером, который полон самого себя и работает только для своей выгоды. Люди хотят работать с лидером, который демонстрирует смирение.
Смирение говорит радикальное «да» человеческому состоянию.
Но смирение — это недооцененное лидерское качество. Смирение — это психологическая противоположность нарциссизму, отмечает доктор Роберт Хоган, основатель и президент Hogan Assessments.
Серьезные исследования показывают, что смирение способствует эффективному лидерству. Смирение связано с минимизацией различий в статусе, выслушиванием подчиненных, получением информации, признанием ошибок и готовностью изменить курс, когда кажется, что план не работает.
Скромность — очень важная черта лидерства, — комментирует Бернд Фогель, профессор лидерства и директор Центра лидерства Хенли в бизнес-школе Хенли. «Скромность проявляется в качестве отношений, которые лидеры формируют со своими коллегами и людьми, которые им подчиняются. Это сигнализирует о том, что они ценят вклад других».
На мой взгляд, есть некоторые качества, которые делают лидеров более скромными:
Будьте любопытны; никогда не переставай учиться. Проведите время, слушая и учась у тех, кто находится на переднем крае вашего бизнеса, и у тех, чей жизненный опыт сильно отличается от вашего собственного.
Регулярно запрашивайте обратную связь; относитесь к этому как к подарку и действуйте в соответствии с ним. Развивайте понимание своих сильных и слабых сторон, чтобы знать, когда просить помощи у других.
Будьте подлинными; Признавайте ошибки и извиняйтесь, когда ваше поведение или принятие решений не соответствуют стандартам. Честность всегда оказывается на первом месте, когда мы спрашиваем людей, каковы их самые важные ценности. Людям не нужен идеальный лидер, но они с радостью последуют за тем, кто признает ошибки. Будьте готовы быть уязвимым и время от времени показывать свою человечность.
Откажитесь от необходимости знать все правильные ответы; сосредоточьтесь на том, чтобы задавать правильные вопросы. Чем выше лидер, тем важнее для него руководство с вопросами, а не с ответами. Ни у одного старшего руководителя нет в голове всей информации, необходимой для принятия мудрых решений в наш разрушительный век.
Быть лидером-слугой; моделируйте тип последователей, которого вы хотите от других, время от времени следуя примеру других. Никогда не просите никого сделать то, что вы не хотели бы делать сами.
4. Мужество.
Джон Максвелл говорит:
Мужество делает характер возможным. Это дает нам возможность поступать правильно перед лицом страха, усталости или неуверенности. Характер не развивается в легкости и спокойствии. Только через опыт, испытания и страдания можно укрепить душу.
В жизни каждого лидера бывают моменты, когда он чувствует себя обязанным вести людей туда, куда сам еще не ходил, говорить дальше, чем прошел. Я знаю, что это было правдой для меня. В такие моменты я не чувствую себя достаточно компетентным, достаточно опытным, достаточно сильным, достаточно верным, достаточно мудрым или достаточно квалифицированным. В такие моменты я должен признать свои слабости, попросить Бога и других помочь мне и набраться смелости, чтобы действовать.
И его видео, объясняющее все это:
Если вы хотите развить в себе характер, который будет поддерживать вас как лидера, примите четыре аспекта характера: искренность, самообладание, смирение и мужество. И никогда не бойтесь признать, что вы не правы. Это все равно, что сказать, что сегодня вы мудрее, чем вчера.
Серхио Роденас Кобо.
Финансовый директор и контролер группы.