Тема 2. Понятие морали. Моральные нормы, ценности, категории нравственного сознания
I
S: Можно ли утверждать, что мораль составляет ядро культуры:
+:Да
-:Нет
I
S: Что такое нравственность?
+:Идеальное поведение людей
-:Реальное поведение людей
I
S: Что означает понятие «императивность морали»:
+:Обязательность, повелительность
-:Наличие цели
-:Наличие идеального положения вещей
I
S: Что является этическим принципом:
+:Гуманизм
-:Добро
-:Ревность
I
S: Когда возникла мораль?
+:В первобытном обществе
-:В рабовладельческом обществе
-:В средневековом обществе
I
S: Что является основным показателем нравственности?
-:Любые отношения между людьми
+:Отношение к человеку не как к вещи, а как к ценности
I
S: Как понимал этику И. Кант:
-:Как науку о культуре
+:Как науку о долге
-:Как науку о нравственности
I
S: Что означает понятие «стихийность морали»:
-:Моральные нормы создаются каждым человеком отдельно
+:Моральные нормы формируются непосредственно в общественной жизни как -:выражение насущных потребностей
-:Моральные нормы создаются специальными органами, стихийно созванными
I
S: В каких двух видах существует мораль:
+:Как характеристика личности
+:Как характеристика групповых, в целом общественных отношений
-:Как характеристика институциональных отношений
I
S: Что является этической категорией?
+:Добро
-:Материализм
-:Деонтология
I
S: Что не входит в состав этики, как науки, согласно взглядам современных отечественных ученых:
-:Прикладная этика
+:Метаэтика
-:Деонтология
I
S: К какой функции морали относится умение человека делать предъявляемые к нему требования своими личными мотивами поведения?
-:к регулятивной
-:оценочно-императивной
+:воспитательно-гуманистической
-:познавательной
-:прогностической
I
S: Где и в чем, прежде всего, проявляются санкции морали?
-:в специально организованных институтах
+:в общественном мнении
I
S: Где имеет место моральная регуляция?
+:в семье
+:в науке
-:в политике
I
S: Существуют ли универсальные моральные принципы?
+:Да
-:Нет
I
S: К какому типу моральной регуляции относится моральная саморегуляция?
-:К обычному варианту моральной регуляции
+:К высшему типу моральной регуляции
I
S: К какой функции морали относится установление моральной ценности различных явлений действительности?
-:к регулятивной
+:оценочно-императивной
-:воспитательно-гуманистической
-:познавательной
-:прогностической
I
S: Каков наиболее авторитетный субъект моральной оценки?
-:Индивид
-:Группа
+:ОбщественностьI
S: Взаимозависимы ли мотив и результат действия?
+:Взаимозависимы
-:Невзаимозависимы
-:В большинстве случаев взаимозависимы, но есть примеры расхождения мотива и результата
I
S: Что (кто) является объектом моральной оценки
+:Индивиды
-:Сферы общественной жизни
-:Явления природы
I
S: Существуют ли случаи неадекватной моральной самооценки?
+:Да
-:Нет
I
S: К какой функции морали относится постижение человеком своего призвания в мире?
-:К регулятивной
-:Оценочно-императивной
-:Воспитательно-гуманистической
+:Познавательной
-:Прогностической
S: Что такое нравственный идеал личности?
+:Воплощение идеи морально безупречного человека
-:Гуманистический идеал
-:Воплощение всех известных добродетелей
I
S: Кто из представителей нижеприведенных направлений отрицал свободу?
+:Фаталисты
-:Волюнтаристы
I
S: Какие человеческие характеристики способствуют постижению философского понятия свободы?
+:Уровень образования
+:Уровень культуры
-:Квалификация
-:Состояние здоровья
I
S: Какое из нижеприведенных суждений верно?
-:Счастье зависит от объективных условий
+:Счастье зависит от внутреннего мира человека
-:Субъективное ощущение счастья должно быть объективно обусловлено
I
S: К какой моральной категории близко понятие «долг»?
+:Ответственность
-:Совесть
-:Стыд
I
S: К какому моральному понятию очень близко понятие «стыд»?
-:Честь
+:Совесть
-:Ответственность
I
S: В каком виде чаще всего выражается справедливость?
-:Как проблема равенства
+:Как проблема свободы
I
S: Как формулируется правило талиона («золотого принципа нравственности»)
+:Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе
-:Око за око, зуб за зуб
I
S: Какой этический принцип противоположен «золотому принципу нравственности»?
-:Не отвечай злом на зло
+:Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую
I
S: Аксиология – область этических знаний, которая изучает….
+:Ценности
-:Нормы
-:Проблемы свободы
I
S: Дескриптивная этика – область этических знаний, которая изучает….
-:Проблемы должного и долга
-:Ценности
+:Нравы, обычаи и мораль конкретного этноса
I
S: Деонтология – область этических знаний, которая изучает….
-:Ценности отдельных народов
-:Общегосударственные нормы
+:Проблемы должного и долга
I
S: Что такое толерантность?
+:Терпимое отношение, стремление уважать взгляды других
-:Справедливость в отношениях с людьми
-:Субординация в отношениях с другими
I
S: Как соотносятся понятия «духовность» и «религиозность»?
-:Обозначают приблизительно одно и то же
+:Понятие «духовность» шире понятия «религиозность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов
-:Понятие «религиозность» шире понятия «духовность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов
-:Оба понятия обозначают принципиально разные вещи
I
S: Менталитет – это…. .
-:То же, что и мораль
+:Совокупность взглядов на мир, мировосприятие, мироощущение
-:Совокупность взглядов на свободу и закон
-:То же, что и толерантность
I
S: Что такое гуманизм?
-:Доброта
-:Совестливость
+:Человечность
I
S: Этика – это философская дисциплина, изучающая
-:культуру и искусство
-:развитие человеческого общества
+:мораль и нравственность
-:внутреннюю природу человека
I
S: Термин «этика» имеет происхождение
+:древнегреческое
-:русское
-:немецкое
-:латинское
I
S: Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные
-:особенностями личности руководителя
-:требованиями повышения эффективности профессиональной деятельности
-:личными взаимоотношениями в коллективе
+:спецификой профессиональной деятельности
I
S: Что такое мораль?
+:Совокупность правил и норм поведения
-:Само поведение людей
-:Отношения между людьми
I
S: Что такое нравственность?
+:Идеальное поведение людей
-:Реальное поведение людей
I
S: Перечислите три важные составляющие духовного идеала
-:Истина
+:Красота
+:Добро
-:Свобода
-:Честь
I
S: Слово этика происходит от греческого слова «ЭТОС» и первоначально означало:
-:манера
-:стойбище
-:нрав
+:привычка
I
S: К какому роду литературного произведения относятся жанры, роман, повести, рассказа, очерка?
+:Эпос
-:лирика
-:драма
-:поэзия
I
S: Одним из недостатков морали, по мнению Ф. Ницше, является:
-:отстаивание своих интересов индивидом
+:отречение от своих интересов
-:следование желаниям
-:воплощение своих желаний
I
S: Как моральное существо, человек совершает сознательные поступки, а как биопсихическое:
+:бессознательные
-:неразумные
-:агрессивные
-:аморальные
I
S: Неспособность человека отстоять нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, называется
-:чванством
-:косностью
-:лицемерием
+:малодушием
I
S: Отличие между стыдом и совестью состоит в том, что стыд возникает, когда человек что-то должен был, но не смог проконтролировать, а совесть говорит в нем тогда, когда он должен был и мог проконтролировать, но
-:несознательно не стал этого делать
-:сознательно не стал этого делать
+:подсознательно не стал это делать
-:бессознательно не стал это делать
I
S: Поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности, называется:
+:проступком
-:грехом
-:преступлением
-:деянием
I
S: Объектом этики является:
+:поведение человека
-:поведение живых существ
-:в поступок человека
-:добродетельность человека
I
S: Моральный принцип предписывающий человеку готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого называется:
-:коллективизм
+:альтруизм
-:индивидуализм
-:эгоизм
I
S: Слепая приверженность требованиям какой-либо морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, называется:
-:догматизмом
-:конформизмом
+:малодушием
-:косностью
I
S: Абсолютизм исходит из ___________человеческой воли, т. е. ее подчинения чему-то внешнему.
-:гетерономности
+:автономности
-:слабости
-:бессилия.
I
S: Самосовершенствование человека в буддизме происходит через
+:самопожертвование
-:самообразование
-:самоотречение
-:самовоспитание
I
S: Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике человека на основании его предшествующего поведения называется:
-:характеристикой
-:мнением
-:биографией
+:репутацией
I
S: Самой древней морально-правовой системой является:
+:Надписи Ашока
-:Законы Ману
-:Законы Хаммурапи
-:Законы Моисея
I
S: Средневековый способ определения виновности или правоты обвиняемого путем испытания огнем, раскаленным железом и т.п. называется _________:
+:ордалия
-:оргия
-:пытка
-:инквизиция
I
S: Деятельность будет считаться исключительно моральной, если она мотивирована:
-:долгом
+:правильно
-:обоснованно
-:с учетом обстоятельств
I
S: В отличие от человека, склонного принимать все на себя, в том числе и даже чужую вину, человека, имеющего устойчивую склонность перекладывать негативную ответственность на внешние факторы, на других людей или на объективные обстоятельства, называют ____
+:экстерналом
-:интерналом
-:экстравертом
-:интровертом
I
S: Согласно утилитаризму, соблюдение моральных норм позволяет достичь:
+:наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей
-:наибольшее количество счастья для наиболее достойных людей
-:обществу наибольшего количества материальных благ
-:мира и согласия в обществе
I
S: Предметом этики является:
-:поведение человека на основе свободного выбора
-:правила вежливого поведения
+:раскрытие сущности морали
-:мотивы поступка человека
I
S: Свод норм регламентирующих поведение, практически каждый шаг мусульманина от рождения до смерти, получил название:
-:фикх
-:хадис
+:шариат
-:сура
I
S: Структура морального______ представляет собой систему взаимосвязанных понятий, таких как свобода воли, добро и зло, добродетель и долг, нормы морали, стыд и совесть, честь достоинство, справедливость и т. д.
+:сознания
-:поступка
-:деятельности
-:отношения
I
S: Счастье в его обыденном понимании это_____
-:наиболее полное удовлетворение своих желаний
-:случайная удача и дар судьбы
+:отсутствие желаний и полное спокойствие
-:быть здоровым и богатым
I
S: Поступок будет однозначно морален, если он совершен___
-:по зову совести
-:ради общественной пользы
+:из чувства долга
-:ради собственного удовольствия
I
S:Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, называется___
+:желание
-:стремление
-:влечение
-:возбуждение
I
S:Основу моральных норм составляют
-:моральные ценности
+:добрые отношения между людьми
-:традиции
-:научно обоснованные теории
I
S:Различные способы воздаяния, поощрения, наказания для обеспечения выполнения всеми людьми предписываемых им требований называются
-:принципами
-:санкциями
-:заповедями
+:императивами
I
S:Формирование достоинства человека связано с его оценкой
+:своих властных полномочий
-:своей одаренности
-:своей внешности
-:своей ценности
I
S:Поведение человека в обществе регулируется определенными нормами, именуемыми:
-:социальными
+:политическими
-:государственными
-:стандартными
I
S:Процесс осознания и выбора причины поступка называется
+:лицемерием
-:мотивацией
-:атараксией
-:малодушием
I
S:Предписывание заведомо безнравственным поступкам возвышенные мотивы и человеколюбивые цели, называется
+:лицемерием
-:мотивацией
-:атараксией
-:малодушием
I
S:Моральная значимость человека, оценивается обществом двумя этическими понятиями:
-:честь и достоинство
-:честность и верность
-:порядочность и доброжелательность
+:покорность и независимость
I
S:Ханжество, как показная строгость нравов соотноситься с _______
-:обманом
-:хитростью
-:клеветой
-:лицемерием
I
S:Все этические теории можно подразделить на два основных вида:
+:аксиологические и деонтологические
-:аксиологические и психологические
-:психологические и деонтологические
-:утилитарные и психологические.
I
S:Вне общества человек становится __
+:имморальным существом
-:аморальным существом
-:высоконравственным существом
-:тем кто он есть на самом деле
I
S:Одно из главных понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, называется ____
-:нирвана
-:умиротворенность
+:апатия
-:дуккха
I
S:Чувство несправедливости связано с эмоцией ___
+:обиды
-:жалости
-:злобы
-:страха
I
S:Рабская приверженность человека отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое актуальными потребностями современности, называется ______
+:косностью
-:лицемерием
-:конформизмом
-:малодушием
I
S:Религиозное понимание вины, при котором оценка проступка дается не обществом или человеком, а Богом называется________
-:Раскаянием
+:грехом
-:предательством
-:богохульством
I
S:Способность человека к состраданию является генетической основой
-:стыда
-:депрессии
-:совести
+:жалости
I
S:Что такое калокагатия?
+:гармония внешнего и внутреннего
-:подражание
I
S:Главной нравственной ценностью в религии является приобщение к
-:церкви
-:культуре
+:Богу
-:потустороннему
I
S:Социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей, называется _____
+:конформизмом
-:косностью
-:лицемерием
-:малодушием
I
S:Принцип морали, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор строго и неуклонно следуя канону; безотносительно к конкретным обстоятельствам и даже вопреки целесообразности называется:
+:ригоризм
-:волюнтаризм
-:фатализм
-:героизм
I
S:Деонтология – это
-:наука о должном
+:учение о долге
-:разновидность онтологии
-:учение о сущем
I
S:К основным жизненным ценностям обычно относят:
-:счастье; любовь; творчество; социальное положение;
-:любовь; семейное положение; долголетие
+:материальное положение; здоровье:
-:счастье; интеллект; слава;
I
S: Общественное мнение и самооценка могут не совпасть. Если самооценка занижена, то это ведет к:
-:высокомерию
+:скромности
-:гордости
-:тщеславию
I
S: Объектом этики является:
+:поведение человека
-:поведение живых существ
-:в поступок человека
-:добродетельность человека
I
S: Если низкая самооценка совпадает с низким общественным мнением, то человек осознает себя:
-:ничтожеством
-:одиноким
+:ненужным
-:брошенным на произвол судьбы
I
S: Слепая приверженность требованиям какой-либо морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, называется:
-:догматизмом
+:конформизмомом
-:малодушием
-:косностью
I
S: Первой ответной реакцией на несправедливость является
-:спор
+:месть
-:бранная речь
-:проявление агрессии
I
S: Легендарные спартанские нравы были созданы Ликургом. Это была воинская, героическая мораль, вырабатывавшая воинскую доблесть и презрение к труду, это мораль утверждала:
-:роскошь
-:богатство
-:привилегированность аристократии
+:право на насилие
I
S: Сопереживание, окрашенное в негативные тона, называют _____
-:состраданием
+:эмпатией
-:симпатией
-:стыдом
I
S: Категорический императив гласит:
+:поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время
-:можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом
+:поступай согласно такой цели, руководствуясь которой ты в то же время можешь
-:пожелать, чтобы она стала желанной для всех
-:поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого -:другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству
-:поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого -:другого так же, как к средству, и никогда не относился бы к нему только как к цели
I
S: Мотивы и поведение человека, который рассматривает и направляет свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальном выгоды, называется_______
+:корыстолюбием
-:конформизмом
-:косностью
-:лицемерием
I
S: Общественное мнение и самооценка могут не совпасть. Если самооценка завышена, то это ведет к___
+:высокомерию
-:гордости
-:скромности
-:тщеславию
I
S: Известно положение римского права гласит: «Наказание не может быть вечным, но ___ пребывает вовек»
-:грех
+:вина
-:преступление
-:позор
I
S: Право вообще — это внешняя форма выражения свободы человека и справедливого отношения к нему. Внутренней же формой свободы и справедливости является:
+:мораль
-:закон
-:совесть
-:разум
I
S: Моральный принцип, предписывающий человеку готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого называется
-:коллективизм
+:альтруизм
-:индивидуализм
-:эгоизм
I
S: Человек имеет развитое чувство собственного достоинства, если он может__
+:доставлять радость людям
-:обходится без посторонней помощи
-:быть вежливым в обращении
-:верным своему слову
Что такое моральные принципы человека? Как следовать правилам морали и что входит в это понятие?
Известная фраза «все разрешено, кроме того, что законом запрещено» не совсем верная. Есть еще один ограничивающий фактор — принципы морали и нравственные нормы.
Они регулирую поведение человека вне юридического поля и выступают в качестве особой формы общественного сознания и межличностных отношений.
В этой статье мы поговорим о том, что в себя включают морально-этические нормы и каких правил поведения должен придерживаться человек.
Что такое моральные принципы?
В обществознании, социологии можно увидеть такое определение. Нормы морали — это общепринятые нормы и правила поведения для общества, возникающие из морали. Они составляют главные общечеловеческие ценности и определяют действия людей в социуме.
Мораль является индикатором нравственности в обществе, и она дает оценку и характеристику действиям людей — что — хорошо, а что — плохо, разделяет добро и зло.
Если говорить простыми словами, то правила морали — это нормы, правила и принципы поведения людей, которые ограничены общечеловеческими понятиями о хорошем и плохом.
Очень часто между основой морали и моральными принципами человека ставят знак равенства и рассматривают это как одно понятие.
Моральные правила обязательны к исполнению каждый здравомыслящим человеком. Они отражают понятие и категории этики. Они нужны, чтобы понимать важность и значимость чего-либо, идеалы и ценности общества в целом и отдельно взятой личности.
Важно! Общечеловеческие моральные принципы, нравственность и этика взаимосвязаны между собой. Индивид, оценивая свои действия, делает свой личный моральный выбор, сам решает проявлять ему нравственность или нет. Индивид волен выбирать для себя главные моральные нормы и следовать им.
Функции морали
Как мы уже сказали выше, мораль диктует нормы и общепринятые правила поведения общества.
Испокон веков из поколение в поколение передавались знакомые нам всем понятие о добре и зле. Мы росли и учили этому наших детей, точно так как учили детей наши бабушки и прабабушки. Детские сказки, басни, мультфильмы учат малышей запоминать на всю жизнь принятые в обществе признаки морального и нравственного поведения. То есть, можно сказать, что моральные правила несут воспитательную функцию.
Остальные функции морали приведем в таблице ниже.
Причины одиночества |
Особенности моральных норм |
Оценочная |
Основные нормы морали оценивают не только поступки людей, но их мотивы. Благодаря морали, у общества есть нравственные ориентиры. |
Регулятивная |
Мораль сохраняет баланс интересов всех индивидов в определенном обществе. Поощряя одни действия и осуждая другие, моральные ценности регулируют поведение отдельных индивидов в обществе. |
Воспитательная |
Моральные ценности воспитывают в людях патриотизм, гуманность, милосердие, самоотдачу, смелость, уважение, самопожертвование. |
Контролирующая |
Те люди, которые состоят в обществе, должны соблюдать и считаться с принятыми нормами морали. |
Объединяющая |
Единые правила морали объединяют общество, их мысли и действия. Все члены общества знают, что у них общие убеждения и цели. |
Примеры и виды моральных норм
За много веков существования человечества моральные нормы изменялись, закреплялись и совершенствовались. Они закреплены во многих религиях, учениях, убеждениях, вероисповеданиях.
Рассмотрим кратко основные их черты. Итак, к моральным нормам относятся:
- Благоразумие. Индивид должен руководствоваться разумом, а не эмоциями.
- Воздержание. Духовные ценности нельзя познать без воздержания от материальных благ и различных удовольствий. Примером является время поста в различных религиях.
- Справедливость. Это соответствие между поступком и следствием. За хороший поступок будет справедливым наградить, а за плохой — наказать.
- Вежливость и уважение. Каждый человек должен уважать другого и относиться вежливо к нему.
- Трудолюбие. Труд всегда поощрялся и нес в себе воспитательную функцию. Благодаря трудолюбию каждого члена, общество могло развиваться и становиться сильнее.
- Смирение. Эта черта моральной нормы, идущая от религиозных основ. Каждый индивид должен уметь сделать паузу, остановиться, проявить послушность и покорность.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о ценностях и моральных нормах, понять, как общепринятые правила поведения отражаются лично на вас. Наши психологи помогут вам проанализировать ваше поведение на соответствие нормам морали.
Последствия нарушения моральных норм
Моральные нормы законодательно никак не закреплены, они не прописаны в различных документах, за их несоблюдение человека нельзя оштрафовать или лишить свободы (избрать меру наказания в виде заключения под стражу). Но личность можно осудить и дать его поступкам отрицательную оценку.
Человек вправе сам решать, соблюдать ему принятые правила или нет, его никто не принуждает. Но он должен помнить, что за нарушение морали на него одного или на целую социальную группу могут быть наложены определенные санкции в виде осуждения, порицания или иной отрицательной оценки.
Иногда последствия могут быть более серьезными. Например, в армии у военнослужащих есть более строгие нормы морали. А последствия их нарушения будут определены в зависимости от тяжести последствий.
Что касается религиозных канонов, то за нарушения общепринятых принципов могут отлучить из религиозной общины, или ограничить участие в определенных ритуалах, назначить исправительные работы и т.д.
Воспитание моральных качеств
Каждого ребенка учат соблюдать моральные нормы, понимать и различать хорошее и плохое с самого детства. Данные качества в ребенке воспитывают не только родители, но и другие близкие родственники, а также иные члены общества — воспитатели в детском саду, учителя в школе, тренеры на секциях. Даже другие дети — одноклассники и друзья могут влиять на ребенка и показывать пример соблюдения морали.
Психологи выделяют несколько методов, благодаря которым ребенок может усвоить общепринятые правила:
- Личный пример родителей и других родственников. Если вы хотите воспитать ребенка в соответствии с принципами морали и нравственности, то вам нужно самим их соблюдать и на собственном примере показывать, что такое хорошо, а что — плохо.
- Прослушивание различных лекций, презентаций, выступлений на данную тему.
- Чтение художественной литературы. Детские сказки, басни учат ребенка отличать хорошее от плохого и понимать, что можно делать, а что — нельзя.
- Просмотр кинофильмов, мультфильмов.
- Анализ действий и формирование позитивного опыта.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить в своем ребенке моральные качества, но не знаете, как это сделать. Наши психологи на связи с вами круглосуточно. Они могут в любое удобное для вас время провести консультацию по телефону или видеосвязи.
Частые вопросы
Что относится к морали?
+
Моральные нормы — это общепринятые правила поведения всех членов одного общества, которые приняты в интересах данного общества, при этом они имеют добровольный характер исполнения и незафиксированные законом.
Зачем вообще нужны эти правила?
+
Моральные принципы помогают человеку адаптироваться в обществе, соблюдать собственные интересы (чтобы он не шли вразрез интересам общества), анализировать поступки, воспитывать иные волевые качества, формировать этические правила, объединять и развивать общество, в котором находится этот человек.
В каких сферах жизни принципы морали помогают человеку?
+
Абсолютно во всех. Отдельно стоит выделить профессиональную сферу, семейные и дружественные отношения, бытовую сферу, а также сферу межгрупповых и международных отношений.
Заключение эксперта
Нормы морали, как некий свод правил, не имеют под собой законодательной основы и каждый человек вправе сам выбирать — соблюдать их или нет. Но эти правила старается соблюдать каждый человек, потому что в каждом из нас живет страх осуждения, одиночества, стыда, страх быть не принятыми в обществе или определенной группе. И именно аморальные поступки сулят изгнание, порицание, осуждение остальными членами общества.
Человек — существо социальное и именно стремление быть в группе и обществе заставляет нас принимать и соблюдать общесоциальные правила. Мы учим этому наших детей, чтобы обезопасить себя от чувства стыда и не мучатся муками совести, если наш ребенок нарушит общепринятые правила и будет вести себя аморально.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
5 нравственных основ — Центр художественной активности
Мы используем эти оси «5 нравственных основ» на наших семинарах, чтобы рассказать о том, как активисты могут встретиться с людьми, которых они пытаются достичь там, где они . Цель творческих активистов состоит не только в том, чтобы понять, сочувствовать и уважать твердые убеждения наших «противников», но и в создании более изощренных кампаний, давая нам представление о тех, кто не разделяет наших моральных убеждений. (См. ниже, как использовать это в качестве инструмента в вашей собственной творческой деятельности).
5 основ морали
Когда мы говорим о том, что «хорошо, а что нет», мы часто думаем о насилии или обмане. Но есть и другие аспекты вынесения моральных суждений, которые менее очевидны. Исследователи разбили их на пять моральных рамок, которые люди используют для определения того, что с моральной точки зрения правильно, а что нет. Вы можете узнать больше ниже, но вот примерное описание каждой из пяти осей.
1. Уход и вред
Ценности доброты, мягкости и заботы. У нас есть способность заботиться о других и быть привязанными к ним. У нас также есть способность чувствовать и не любить боль других.
2. Справедливость и обман
Когда мы помогаем другим или проявляем к ним доброту, мы ценим тех, кто отвечает взаимностью. Отсюда порождаются идеи справедливости, прав и автономии. Это также касается пропорциональности — люди берут свою «справедливую долю».
3. Верность и предательство
Люди способны формировать изменчивые коалиции, и мы ценим тех, кто верен этим коалициям. Отсюда идеи патриотизма и самопожертвования ради группы.
4. Авторитет и подрывная деятельность
Люди также обладают способностью формировать иерархические социальные взаимодействия. Эта основа лежит в основе добродетелей лидерства и последователей, включая почтение к законной власти и уважение к традициям.
5. Святость и деградация
Этот фундамент был сформирован психологией отвращения и осквернения. Оно лежит в основе представлений о стремлении жить возвышенно, менее плотски, более благородно. Это лежит в основе широко распространенного представления о том, что тело — это храм, который может быть осквернен аморальными действиями и загрязнениями.
Как использовать это как инструмент
Вы можете загрузить раздаточный материал и самостоятельно или вместе со своей группой определить, как люди понимают проблему, над которой вы работаете, по каждой из этих осей. Некоторые могут быть сложнее, чем другие, но проведите мозговой штурм и посмотрите, что у вас получится. В игре могут быть противоречивые и нелогичные истории. Затем найдите места, где моральные нарративы могут быть более широко распространены и, таким образом, могут быть подчеркнуты в вашей кампании, или места, где может быть место для смещения.
Например, когда мы работали над обеспечением прав людей, употребляющих наркотики, мы вместе обсуждали, как можно изменить стигму, используя эти оси. Ось святости и деградации обычно используется для осуждения людей, употребляющих наркотики за введение в свой организм опасных инородных веществ. Это подтверждает аргумент о том, что люди, употребляющие наркотики, заслуживают страданий. В наших кампаниях мы использовали эту концепцию неприкосновенности, чтобы говорить о необходимости предоставления чистых игл и стерильных помещений под наблюдением, чтобы люди, употребляющие наркотики, могли предотвратить заражение.
Это только один пример, и здесь есть нюансы, которые мы углубляемся в наши тренировки. Если вы хотите узнать больше о том, как использовать эти оси в своих проектах и как мы используем их в сочетании с упражнениями для создания эффективных кампаний, свяжитесь с нами.
Где я могу узнать больше?
Первое место, где мы рекомендуем узнать больше о теории моральных основ, — это посмотреть этот выпуск подкаста «Ты не такой умный»:
YANSS 189 — Почему мы должны использовать социальные науки для борьбы с дезинформацией, пристрастностью и конспирологическим мышлением. , и всеобщее замешательство, когда у нас наконец появится вакцина от COVID-19
Если вы хотите пройти обследование моральных устоев, чтобы увидеть свое место в таблице, вы можете сделать это на этом сайте. (На самом деле это довольно весело.)
Мы многое позаимствовали из книги Джонатана Хайдта «Праведный ум: почему хорошие люди разделены политикой и религией» и его рассуждения о том, почему мы по умолчанию придерживаемся трайбализма в биполярной американской политической системе. Мы также использовали категории, изложенные группой социальных психологов в «Теории моральных основ», которые пытаются понять, «…почему мораль так сильно различается в разных культурах, но при этом обнаруживает так много сходства и повторяющихся тем».
Если это полезно для вас, пожалуйста, пожертвуйте несколько долларов
Помогите C4AA обучить и поддержать больше активистов и художников своим пожертвованием. Ваш вклад имеет значение, спасибо.
Опубликовано Steve Lambert Posted inБлог исследований, Инструменты обученияТеория моральных основ — Определение и примеры — Концептуально
Что такое теория моральных основ?
Определение и объяснение
Если вы когда-либо путешествовали в другую страну, вы видели нормы, отличные от тех, где вы выросли. Эти различия могли даже шокировать вас! Однако под различиями вы, вероятно, заметили сходство и общие темы о том, как общества думают о том, что делает вещи правильными и неправильными. Можем ли мы объяснить эти тенденции?
Теория основ морали — это психологическая теория, пытающаяся объяснить, почему мораль различается, но при этом имеет общие фундаментальные характеристики. Это было впервые изложено психологом Джонатаном Хайдтом.
Теория предполагает, что каждый из нас наделен тем, что он называет «интуитивной этикой», то есть врожденной способностью чувствовать вспышки одобрения или неодобрения по отношению к определенным моделям человеческого поведения. Эти бессознательные и автоматические интуитивные интуиции отражают заранее запрограммированные реакции, к которым мы эволюционировали.
Хайдт выделяет не менее пяти общих тем морали по всему миру, которые отражают модули нашей «интуитивной этики»: модуль «Забота» (инстинкт защищать других), модуль «Справедливость» (инстинкт наказывать за обман), модуль «Лояльность». (чувство связи со своей «командой»), модуль Авторитета (знание, когда нужно повиноваться) и модуль Чистоты (отвращение к отвратительным вещам). Почему нас всех волнуют эти пять вещей? Теория моральных основ утверждает, что мы можем проследить их до универсальных инстинктов, которые наши предки развили в ответ на давление их доисторической среды.
У всех нас есть пять моральных модулей. Однако каждый из них может быть либо усилен, либо ослаблен такими факторами, как наша личность, окружающая среда и опыт. Это приводит к различным моральным и политическим взглядам между культурами и внутри них.
Как использовать теорию моральных основ
Хайдт рассматривал теорию моральных основ как способ облегчить новые подходы к разрешению и пониманию моральных конфликтов благодаря признанию того, что культуры строят свою уникальную мораль на основе общих универсальных интуитивных представлений.
Представьте себе горячий политический спор на работе о государственном обеспечении. Один из ваших коллег кричит, что правительство должно повысить уровень налогов и финансировать больше социальных пособий: «Если вы не поддерживаете увеличение налогов, вы бессердечны!» Другой яростно кричит через весь офис: «Если люди не работают усердно, они должны потерпеть неудачу.