Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Особенности бессознательного: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ • Большая российская энциклопедия

6 техник, которые помогут расшифровать сигналы бессознательного

«Я снова забыл о годовщине нашей свадьбы», — сокрушается один. «Какой стыд, вчера я назвала начальницу мамой», — признается другая. Кто из нас никогда не испытывал досады, а иногда — ужасной неловкости в подобных ситуациях? Фамилия, забытая во время важной встречи, дата, которую мы пропускаем, хотя не должны были, не вовремя пропавший из-под рук документ… Никто не застрахован от подобных злоключений, которые иногда влекут за собой печальные последствия.

С точки зрения психоанализа сомнений нет: в большинстве случаев за такие происшествия ответственно бессознательное. Но это не просто злые проказы, а настойчивые сигналы, идущие из внутренней вселенной. Имеет смысл к ним прислушаться, чтобы восстановить связь между сознательным мышлением и самой иррациональной частью нас и лучше осознавать свои действия. Предлагаем вам руководство, созданное в сотрудничестве с психоаналитическим психотерапевтом Еленой Ратнер.

Открыться неизвестному себе

Как обращаться с проявлениями бессознательного, непредсказуемыми и неконтролируемыми? Прежде всего последуем простому правилу: вместо того, чтобы оправдывать свои оплошности усталостью или рассеянностью, приглядимся к ним без страха и стыда, вслушаемся в противоречивые внутренние импульсы.

Позволив им проявиться, мы получим шанс узнать, что сообщает наша неизвестная сторона. Прост ли этот метод интерпретации? Нет, конечно. Самоанализ сложен для того, кто на самом деле избегает знания о себе. Но если мы захотим и откроемся новой информации, это одинокое исследование наших глубин вполне осуществимо.

1. Заметить, что забывается (вытеснение)

Когда мы забываем или не можем запомнить имя собственное, это признак вытеснения. Одна из причин: это имя напоминает имя дорогого нам умершего человека.

Пример: на работе 29-летней Анне никак не удается запомнить имя помощницы. Так же звали ее лучшую школьную подругу, которая умерла. Здесь забвению может спо­соб­ствовать комплекс выжившего: «Почему осталась в живых я, а не она?» Даже если мы хотим перестать задаваться этим вопросом, он возвращается из прошлого. Когда мы забываем имя кого-то знакомого, это часто связано с подавленными мыслями о ком-либо, кто носит такое же или созвучное имя. Например, противоречивые чувства часто бывают между братьями и сестрами или между друзьями: к ним примешивается горечь, ревность… Забывая имя, мы, возможно, бессознательно прибегаем к беззвучной «психической казни».

Совет: когда мы обнаруживаем, что забываем или не можем запомнить нечто, можно задуматься: «Почему у меня столько двойственных чувств? Что я, возможно, должен высказать, но держу про себя?»

2. Проанализировать оговорки (скрытые импульсы)

Чтобы обнаружить проявления бессознательного, требуется некоторая открытость. Это еще более верно в случае оговорок — собственное бессознательное может поставить нас в двусмысленное положение.

Пример: Алексей Кудрин, занимавший в 2010 году пост министра финансов России, сказал однажды: «Борьба с коррупцией сегодня является главным злом». Оговорки нередко оставляют у нас привкус стыда. Почему? Потому что они часто скрывают подавленный гнев… который в итоге вылезает в самом неожиданном месте. Этот гнев может быть вызван тем, что нас не слышат или что мы не можем быть собой.

Совет: вместо того чтобы стараться скорее обо всем забыть, задайте себе вопросы: «Почему я допустил эту оговорку при этом человеке, именно в таких условиях? На кого обращен мой гнев?» Иногда мы обнаруживаем, что глубинная причина связана с моментом личной истории, когда мы чувствовали, что нас не понимают. Но, во всяком случае, лучше исследовать источник гнева, чем позволить ему управлять нами.

3. Справиться с потерей вещей (восполнить отсутствие)

Кто чаще всего теряет свои вещи и в чем причина?

Пример: 19-летний Никита регулярно теряет ключи, а 34-летняя Марина каждый раз, когда моет руки, оставляет на раковине обручальное кольцо. Почему? Не будем спешить с обобщениями, однако известно, что некоторые компульсивные «растеряхи» — это те, у кого рядом не было контейнирующей (принимающей эмоции ребенка) матери. Они не ощущали поддержки и безопасности в материнском присутствии, поэтому некоторые позднее начинают терять вещи, чтобы повторять свой опыт недостающего объекта (матери), создавая для себя иллюзию, что они самостоятельно контролируют его/ее отсутствие.

Совет: если мы считаем, что мать была невнимательной к нам, лучше проконсультироваться с психотерапевтом. Потому что когда речь идет о первичных отношениях между матерью и младенцем, это глубинная проблема, ее трудно решить самостоятельно.

4. Обнаружить ошибочные действия (предостережения)

Все мы живем под властью собственной истории, в которой есть хорошие и плохие стороны. Проблема в том, что, пока мы не выявим плохие стороны, они продолжают действовать на нас.

Пример: 40-летний Игорь размышлял о возможности развода. В тот момент он играл с двухлетним сыном, подбрасывая его в воздух. И произошло несчастье. Падение, скорая помощь, облегчение, что все обошлось… Но почему он уронил сына, подумав о том, чтобы расторгнуть брак? На что указывало это ошибочное действие? В ходе самоанализа Игорь преобразовал вопрос: от чего на самом деле он хотел уйти? В свои два года он лишился младшего брата из-за несчастного случая. Эта трагедия наложила отпечаток на его психику: ревность к брату, который отнял у него мать, заставила Игоря желать, чтобы тот исчез, что в итоге и случилось, оставив его с чувством облегчения, но и вины, и фантазией о собственной разрушительности.

Возраст сына напоминает об этой трагедии и заставляет, с одной стороны, постараться забыть о своей вине и о чувствах, которые она вызывает. С другой стороны, порождает страх за благополучие собственного ребенка и опасение, что та давняя история может повториться вновь. Этот ответ пришел не сразу. Но Игорь решил подумать, не торопясь, прежде чем разводиться. Он понял, что дело не в отношениях с женой, а в желании, с одной стороны, забыть прошлое, с другой стороны — защитить сына.

Совет: анализируйте свою историю, чтобы не повторять ее.

5. Открыть смысл сновидений

Анализировать свои сны, не впадая в карикатурные интерпретации, нужно учиться. Спросите у Фрейда: если хотите узнать смысл сна, следует записать его и затем развивать свободные ассоциации практически к каждому слову. При этом надо учесть, что сновидения осуществляют смещение и конденсацию.

Пример: смещение — когда чувства, которые в реальности вызваны одним знакомым, переживаются во сне по отношению к кому-то другому. Конденсация — когда главный герой сновидения совмещает в себе черты нескольких реальных лиц: он может быть одет как А, разговаривать как Б, ходить как В, и так далее.

Совет: разгадывайте сновидения, как маленькие ребусы, постепенно и терпеливо.

6. Слушать свое тело

Помимо психического бессознательного у нас есть и соматическое. Сердцебиение, частота дыхания, выделение пота — бессознательные процессы. Мы редко замечаем, как работает наше тело. Но оно обращается к нам с помощью телесных симптомов.

Пример: хронические боли, избыточный вес, дерматологические заболевания — эти проблемы, похоже, становятся все более распространенными. У многих наших современников плохие отношения с собственным телом и серьезные пробелы в имеющемся у них образе тела. У нас возникает сенсорный дефицит, который ложится в основу физического страдания. Как его восполнить? Лучший способ — мягкая гимнастика или телесное расслабление, которые позволяют осознать, что тело — не просто масса плоти. Можно лечь и попытаться ощутить, что чувствует щиколотка, когда мы поворачиваем стопу. Ощутить размер своих рук…

Совет: если во время расслабления вы почувствовали боль где-то в теле, попробуйте поработать с ассоциациями. Что мне напоминает эта боль? Как по-другому я могу назвать эту зону? Это не всегда легко проделать в одиночку. Хорошо, если у вас есть близкий, который сможет задать эти вопросы и внимательно выслушать ответы, не навязывая собственных соображений.

Статьи по тегу Бессознательное | Журнал по психологии «ПсихоПоиск»

Теперь совсем сузим круг – ваша жизнь: знакомые вам люди, их ментальность, жизненный уклад и опыт, их индивидуальные черты характера и особенности, профессиональные навыки и предубеждения, все прочие традиции вашего общества; средства массовой информации, которыми вы пользуетесь, индустрии, с которыми вы имеете дело, экономические связи, в которые вы включены… Продолжать можно до бесконечности. Всё это, взятое вместе (а брать нужно именно всё вместе, потому что всё связано со всем), и есть наша…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Все человеческие суждения, от политических предпочтений и до оценки качества бытовых услуг, отображают два направления ума: сознательное и неосознанное. О процессах, протекающих в бессознательной части, и о том, как эти процессы влияют на человека, занимательно, понятно и подробно написано у Леонарда Млодинова в книге «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением». Многие научные факты объяснены так, что становится ясно, как неосознанное влияет на жизнь каждого из нас. &nbsp…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Что такое поддерживающая терапия? Кому она полезна, а кому нет? В чем ее отличительные особенности? Почему ее рекомендуют при тяжелых личностных расстройствах? Определение поддерживающей терапии В своей работе Кернберг ставит задачу «пересмотреть и сформулировать заново представления о поддерживающей терапии и сформулировать их заново в свете нового знания о тяжелой психопатологии» [1]. Он определяет терапию с технических позиций, смотрит на нее с точки зрения работы терапевта и выделяет три осн…

Раздел: Псевдопсихология

подробнее

По данным ВОЗ, за последние 30 лет наблюдается заметный рост психических заболеваний, в том числе и тяжелых. Понятно, почему книга Отто Кернберга, посвященная исследованию серьезных личностных патологий, очень актуальна и своевременна сейчас. Отто Фридманн Кернберг (Otto F Kernberg) Отто Кернберга не зря в разных источниках, обучающих программах называют живым классиком. С 1997 по 2001 гг. он возглавлял Международную Психоаналитическую Ассоциацию. Был профессором психиатрии Корнуэллского Универс…

Раздел: Мастера

подробнее

Выучить язык — задача не из легких. В самом деле, в нашей стране иностранные языки преподают в школе абсолютно всем, но многие ли умеют разговаривать на них? Изучая иностранный язык в школе, затем в университете, большинство людей не поднимаются выше уровня начинающего и «ниже среднего».

Чтобы начать уверенно говорить на иностранном языке, люди вынуждены ходить на дорогостоящие курсы и к репетиторам. Педагоги разрабатывают все новые и новые методы, как «закачать» знания языка в человеческий мозг…

Раздел: Социальная психология

подробнее

В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных воздействий. Психологические защиты – феномен, который продолжает изучаться. Впервые о них заговорили З. и А. Фрейд, впоследствии характер и специфика защитных механизмов постоянно пополнялись и уточнялись. Сегодня можно говорить о большом р…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Мы ощущаем себя независимыми деятелями, свободно взаимодействующими с окружающим нас материальным миром.

Мы осознаем себя и свои поступки, ведь мы полностью контролируем свои действия. Мы поступаем по своему разумению и несем ответственность за свой выбор. Каждый поступок и каждое решение становится частью опыта, образующего наш внутренний субъективный мир представлений и ощущений. Мир обособленный, принадлежащий исключительно нам. Но так ли это? Британский нейробиолог Крис Фрит на примерах демо…

Раздел: Нейрофизиология

подробнее

Современная нейронаука семимильными шагами ведет нас к пониманию того, как мозг управляет нашим поведением и нашей жизнью. И даже человека, далекого от нейробиологии, уже не удивить рассказом о том, что мозг посылает сигналы в разные участки нашего организма и вызывает изменения нашего психического состояния, что, в свою очередь, приводит человека к конкретным решениям и действиям. Но остается нерешенным вопрос: какое место в этой биологически детерминированной машине занимает личность человека,…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Проблему страха смерти пытались решить ещё в эпоху античности, и уже тогда обсуждение этой темы сопровождалось постоянными спорами великих философов. И до сих пор множество исследований психологов посвящено этому феномену [1]. Одно известно точно – постижение того, что мы не бессмертны и жизнь не бесконечна, имеет сильное влияние на нашу психику. В основном, эта тема вызывает панику не столько из-за самого понимания бренности бытия, сколько из-за недостаточной информации о том, что будет «после»…

Раздел: Экзистенциализм

подробнее

Судя по содержанию понятия, трансперсональная психология направлена на изучение того, что лежит за пределами личностного непосредственного опыта. Сам этот научный термин вызывает некоторые вопросы, особенно если придерживаться старой парадигмы, в которой личность трактовалась как нечто отдельное, наподобие «вещи в себе». Как известно, предметом изучения психологии является психика, а трансперсональное направление, принятое на мировом уровне в качестве пятой отрасли научной психологии (наряду с б…

Раздел: Псевдопсихология

подробнее

Эта книга была последней, заключительной в жизни великого мастера психоанализа Карла Густава Юнга. Она имеет свою интересную историю и особое предназначение. Если точнее, то книга «Человек и его символы», в отличие от других работ Юнга, предназначена широкому кругу читателей, далеких от психологии и философии. Чтобы написать ее, Юнг собрал своих ближайших последователей, вместе с которыми выполнял непростую задачу: уместить все свое учение и взгляды на психологию человека в одну книгу, написанну…

Раздел: Карл Густав Юнг

подробнее

Эту книгу многие называют лучшей книгой о рунах. Пожалуй, спорное заявление, но это действительно одна из первых книг о рунах, появившихся на постсоветском пространстве. И, пожалуй, чуть ли не единственный источник информации, доступный тогда, в 90-е годы, когда еще не было засилья всевозможной литературы о рунах, но и научных исторических источников в открытом доступе тоже. Руны найдешьи постигнешь знаки,сильнейшие знаки,крепчайшие знаки,Хрофт их окрасил,а создали богии Один их вырезал Хавамал…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Эта женщина – поэт, психоаналитик и философ, прославилась как автор работ по женской психологии, а именно – женской инициации (хотя ее работы вполне можно отнести и к мужчинам).

Она выступает последовательницей Юнга, основывая свои догадки и интуицию на понятиях архетипа, коллективного бессознательного, Самости, а также заимствуя у Юнга это отношение к мировой культуре – как, в числе прочего, хранилищу базовых психологических смыслов, ситуаций, поведенческих моделей. Известно, что К. П. Эстес во…

Раздел: Карл Густав Юнг

подробнее

В свое время психоанализ стал своего рода революцией в психологии. Господствовавшая точка зрения о том, что все действия человека являются результатом деятельности его сознания, уступила место теории, где человеческие поступки — это результат борьбы подавляемых стремлений и превалирующих идеалов, а сознание лишь часть психики, а не ее суть. Эта идея заставила психологов пересмотреть свои взгляды и обратить свое внимание туда, где хранятся все человеческие страсти — в бессознательное. Вместо введ…

Раздел: Зигмунд Фрейд

подробнее

Гипноз стали применять на практике ещё до того, как его начали изучать в науке. Если обратиться к первым попыткам научного обоснования данного метода, то можно отметить, что с современной точки зрения их довольно сложно назвать научными. Первым обосновать и применить метод гипноза для лечения нервных заболеваний попытался Франц Антон Месмер в XVIII веке. Он считал, что суть метода гипнотерапии тесно связана с животным магнетизмом. По мнению учёного, от тела магнетизера исходила особая энергия, к…

Раздел: Психиатрия

подробнее

В середине 30-х годов ХХ века в одной из лондонских клиник, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг выступил с циклом докладов, которые позднее получили название «Тавистокские лекции». В своих лекциях Юнг затронул понятия, которые отражатх структуру бессознательного и его содержание [1, с.12]. В данной статье раскрываются, введенные Юнгом, понятия о природе сознания и его взаимосвязи с бессознательным. Сознание и бессознательное Согласно Юнгу, важнейшим аспектом исследования бесс.

..

Раздел: Карл Густав Юнг

подробнее

Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов. Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания. Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки. История возникновения Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Аналитическая психология зародилась в недрах психоанализа. Ее основал близкий соратник Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, врач психиатр по образованию. Он родился в семье пастора реформаторской церкви. Его интересы были весьма разносторонними: помимо медицины, он изучал этнографию, культуру древних народов, теологию, религиозные воззрения различных диких племен. Это не могло не отразиться и на его психологической теории. Работы Юнга актуальны по сей день и вызывают глубокий интерес не только у пси…

Раздел: Карл Густав Юнг

подробнее

Фридрих Ницше – вы обязательно слышали о нём. Произнося эту редкую и запоминающуюся немецкую фамилию, вы можете вызвать интерес у слушателей, но мало кто способен до конца понять всю хитрую глубину его идей и мыслей и уж тем более начать дискутировать на тему его многочисленных трудов. Задачей этой статьи будет приоткрыть дверь в мир размышлений одного из самых сложных философов и на современном простом языке объяснить ключевые позиции идеологии Ницше. А теперь расслабьтесь, мы с вами не немцы и…

Раздел: Ницше Фридрих Вильгельм

подробнее

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия. Фрейд и общество Первая половина X…

Раздел: Зигмунд Фрейд

подробнее

Бессознательное

Бессознательное
«Структура бессознательного»

Зигмунд Фрейд


Сознательное, Бессознательное, Предсознательное

Отправной точкой для этого расследования служит факт без параллели, которая не поддается никакому объяснению или описанию, — факт сознание. Тем не менее, если кто-нибудь говорит о сознании, мы сразу знаем, и из нашего самого личного опыта, что под этим подразумевается. Много людей, как внутри, так и вне науки психологии, удовлетворяются в предположение, что только сознание является ментальным, и тогда ничего не остается для психологии, а различать в феноменологии разума между восприятия, чувства, мыслительные процессы и волевые процессы. Это в целом согласились, однако, что эти сознательные процессы не образуют непрерывных ряд которые полны сами по себе; чтобы не было альтернативы предполагая что существуют физические или соматические процессы, сопровождающие психическое те, которые, по общему признанию, должны быть более полными, чем мысленные ряды, так как некоторые из них имеют параллельные им сознательные процессы, а другие не имею. Таким образом, представляется естественным делать упор в психологии на эти соматические процессы, видеть в них истинную сущность того, что является психическим и попытаться прийти к какой-то другой оценке сознательных процессов. большинство философов, впрочем, как и многие другие люди, спор эту позицию и заявляют, что понятие ментальной вещи, бывшей бессознательный является самопротиворечивым.

Но именно это и обязан утверждать психоанализ, и это ее вторая фундаментальная гипотеза. Это объясняет предполагаемое соматический вспомогательные процессы как то, что по существу является психическим и не принимает во внимание на данный момент качество сознания.

Вскоре мы приходим к важному разделу в этом бессознательном. Некоторый процессы легко становятся осознанными; тогда они могут перестать быть сознательными, но может снова прийти в сознание без каких-либо затруднений: как говорят люди, их можно воспроизвести или запомнить. Это напоминает нам, что сознание в целом очень беглое состояние. То, что сознательно, сознательный только на мгновение. Если наши представления не подтверждают этого, противоречие является лишь кажущимся. Это объясняется тем, что раздражители восприятия может сохраняться в течение некоторого времени, так что в ходе него восприятие их может повторяться. Вся позиция может быть ясно видимый от сознательного восприятия наших интеллектуальных процессов; это правда что они могут сохраняться, но они могут так же легко пройти в мгновение ока. Все бессознательное, которое ведет себя таким образом, которое может легко обменять бессознательный состояние сознательного, поэтому лучше описать как «способный вхождения в сознание», или как предсознательное. Опыт научил нас что почти нет психических процессов, даже самых сложный вид, который иногда не может оставаться предсознательным, хотя, как правило, они устремляются вперед, как мы говорим, в сознание. Есть другие психический процессов или умственного материала, которые не имеют такого легкого доступа к сознание, но которые должны быть выведены, обнаружены и переведены в сознательный форма в порядке, который был описан. Именно для такого материала мы зарезервировать имя собственно бессознательного.

Таким образом, мы приписали психическим процессам три качества: они являются либо сознательное, либо предсознательное, либо бессознательное. Разделение между в три класса материалов, обладающих этими качествами, не являются ни абсолютный ни постоянный. Как мы видели, то, что предсознательно, становится сознательным. без какой-либо активности с нашей стороны; то, что бессознательно, может, в результате наших усилий, быть осознанными, хотя в процессе мы можем иметь такое впечатление, что мы преодолеваем то, что зачастую очень сильно сопротивления. Когда мы совершаем подобное покушение на кого-то другого, мы не должны забыть, что сознательное заполнение перерывов в его восприятия – конструкция, которую мы ему предлагаем, — еще не значит, что мы иметь сделал сознательным в нем бессознательный материал, о котором идет речь. Все, что есть до сих пор верно то, что материал присутствует в его уме в двух версии, сначала в сознательной реконструкции, которую он только что получил и во-вторых в исходном бессознательном состоянии.


Ид, Эго, Супер-эго

[Идентификатор] . . . хаос, котел кипящего возбуждения. Мы предполагать что оно находится где-то в прямом контакте с соматическими процессами, и берет отделяет от них инстинктивные потребности и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется этот контакт. Эти инстинкты наполнить его энергией, но в нем нет организации и единой воли, только стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, т. соответствие С принципом удовольствия. Законы логики — прежде всего закон противоречие — не выполняется для процессов в id. Противоречивый импульсы существовать бок о бок, не нейтрализуя и не разделяя друг друга; в чаще всего они объединяются в компромиссные образования под подавляющим экономический стремление выплеснуть свою энергию. В id ничего нет который можно сравнить с отрицанием, и мы с удивлением находим в нем исключение к утверждению философов, что пространство и время являются необходимыми формами наших умственных действий. В id нет ничего соответствующего идея времени, отсутствие признания течения времени и (вещь, которая очень замечательно и требует должного внимания в философской мысли) нет внесение изменений психических процессов с течением времени. Конативные импульсы, которые иметь никогда не выходил за пределы id, и даже впечатления, которые были вытеснены вниз в Ид путем вытеснения, практически бессмертны и сохраняются для целые десятилетия, как будто они произошли совсем недавно. Они могут только быть признаны принадлежащими прошлому, лишенными своего значения, и лишены их заряда энергии, после того как они были сделаны сознательный работой анализа, и немалая часть терапевтического эффекта На этом факте основывается аналитическое лечение.

Мне постоянно приходит в голову, что мы слишком маленький использование нашей теории о несомненном факте, что вытесненное остается неизменный по ходу времени. Кажется, это дает нам возможность подход к некоторым действительно глубоким истинам. Но я сам не сделал дальше прогресс здесь.

Естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали. экономический или, если угодно, количественный фактор, который так тесно связанный с принципом удовольствия, господствует над всеми его процессами. инстинктивный катексисы, ищущие разрядки, — это, на наш взгляд, все, что содержит. Действительно кажется, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в состоянии, отличном от того, в котором он находится в других регионы разума. Он должен быть гораздо более гибким и способным быть выписан, ибо иначе не было бы у нас тех смещений и сгущений, которые так характерны для Ид и которые так полностью независимый качеств того, что катектируется…

Что касается характеристики эго, насколько она должна быть выдающийся от Ид и Супер-Эго, мы лучше поладим, если внимание отношения между ним и самой поверхностной частью психический аппарат; которую мы называем системой Pcpt-cs (перцептивно-сознательной). Этот система направлена ​​на внешний мир, она опосредует восприятие его, и в нем порождается, пока он функционирует, явление сознание. Это орган чувств всего аппарата, воспринимающий, причем не только возбуждений извне, но и таких, как продолжить изнутри разума. Вряд ли можно ошибиться в отношении эго как той части ид, которая была изменена его близостью к внешний мир и влияние, которое последний оказал на него, и служит для получения раздражителей и защиты организм из них, как корковый слой, с которым частица живого вещество окружает себя. Это отношение к внешнему миру является решающим для в эго. Эго взяло на себя задачу представления внешнего мира для идентификатора и, следовательно, для его сохранения; для id, слепо стремясь к удовлетворять свои инстинкты в полном игнорировании превосходящей силы внешнего силы, иначе не могли бы избежать уничтожения. В выполнении этот функции, эго должно наблюдать за внешним миром и сохранять истинное представление о нем в следах памяти, оставленных его восприятиями, и, означает теста на реальность, он должен исключить любой элемент из этой картины внешний мир, являющийся вкладом внутренних источников возбуждение. От имени Ид Эго контролирует путь доступа к подвижности, но он вставляет между желанием и действием откладывающий фактор мышления, в ходе которого он использует остатки накопленного опыта в памяти. Тем самым он ниспровергает принцип удовольствия, который прилагает безоговорочная власть над процессами в id и заменители ее в принцип реальности, обещающий большую безопасность и больший успех.

И отношение ко времени, которое так трудно описать, сообщил к эго через систему восприятия; на самом деле вряд ли можно сомневаться что способ, в котором работает эта система, является источником идеи времени. Что, однако, особенно выделяет Я в противоположность Ид, это тенденция к синтезу своего содержания, к объединению и унифицировать его психические процессы, которые полностью отсутствуют в Ид. Когда мы придем чтобы разобраться с инстинктами в душевной жизни, я надеюсь, что мы преуспевать в прослеживании этой фундаментальной характеристики эго до ее источника. Это только это обеспечивает ту высокую степень организации, которую эго нуждается в своих высших достижениях. Эго продвигается от функция восприятия инстинктов к контролю над ними, но последнее достигается только посредством ментального представителя инстинкта становится подчиняется более крупной организации и находит свое место в последовательный единство. На популярном языке мы можем сказать, что эго означает разум. и осмотрительность, в то время как ид означает необузданные страсти…

Пословица говорит нам, что нельзя служить сразу двум господам. бедному эго приходится еще тяжелее; он должен служить три суровых мастера, и должен сделать все возможное, чтобы примирить претензии и требования всех три. Эти требования всегда расходятся и часто кажутся совершенно несовместимыми; нет удивительно, что эго так часто уступает своей задаче. Три тираны являются внешним миром, Супер-Эго и Ид. Когда человек наблюдает за усилия эго удовлетворить их все, или, скорее, повиноваться им всем одновременно, нельзя сожалеть о том, что персонифицировал эго и утвердил его как отдельный существование. Он чувствует себя окруженным с трех сторон и ему угрожают три виды опасности, на которые он реагирует, развивая тревогу, когда он слишком сильно нажимается. Возникнув на опыте перцептивный система, она предназначена для представления требований внешнего мира, но он также желает быть верным слугой Ид, оставаться на хорошем отношения с идентификатором, рекомендовать себя идентификатору как объекту и рисовать либидо Ид на себя. В своей попытке стать посредником между id и реальность, его часто заставляют облачать Ucs. команды идентификатора с свои собственные ПК. рационализации, чтобы затушевать конфликты между ид и реальность, и с дипломатической нечестностью, чтобы показать притворный внимание реальности, даже когда Оно упорствует в своем упрямстве и бескомпромиссный. С другой стороны, за каждым его движением следят суровые супер-эго, который придерживается определенных норм поведения, независимо от каких-либо сложности исходящие из ид и внешнего мира; а если эти нормы не действовал вплоть до того, что оно наказывает эго чувствами напряжения, которые проявляются себя как чувство неполноценности и вины. Таким образом, подстрекал Ид, окруженное Супер-Эго и отвергнутое реальностью, Эго изо всех сил пытается справиться со своей экономической задачей сокращения сил и влияет которые работают в нем и на нем к какой-то гармонии; и мы вполне можем понимать как получается, что мы так часто не можем подавить крик: «Жизнь нелегка». Когда эго вынуждено признать свою слабость, оно тревога: реальная тревога перед лицом внешнего мира, нормальная тревога перед лицом Супер-Эго и невротическую тревогу перед лицом силы страстей в ид.

Я представил структурные отношения внутри ментального личность, как я объяснил их вам на простой диаграмме, которую я здесь воспроизводить.

Вы увидите, как Супер-Эго спускается в Оно; как наследник к Эдипову комплексу оно имеет, в конце концов, тесную связь с идентификатор. Оно находится дальше от системы восприятия, чем эго. Идентификатор только имеет дело с внешним миром через посредство эго, по крайней мере в эта диаграмма. Конечно, еще слишком рано говорить о том, насколько рисунок верно; в одном отношении я знаю, что это не так. Пространство, занимаемое бессознательное Оно должно быть несравненно больше, чем то, что дано эго или предсознательному. Вы должны, пожалуйста, исправить это в твой воображение.

А теперь, в заключение этого, конечно, довольно утомительного и, может быть, не очень информативная учетная запись, я должен добавить предупреждение. Когда вы думаете о это разделение личности на эго, супер-эго и ид, вы должен не воображайте резких разделительных линий, вроде тех, что искусственно проведены в области политической географии. Мы не можем отдать должное характеристики ума с помощью линейных контуров, таких как рисунок или в примитивной живописи, а нам нужны скорее области цветового затенения друг в друга, которые можно найти на современных картинах. После того как мы разошлись, мы должны позволить тому, что мы разъединили, сливаться снова. Не судите слишком строго за первую попытку изобразить что-либо так неуловим, как человеческий разум. Весьма вероятно, что степень эти дифференциация очень сильно варьируется от человека к человеку; это возможный что сама их функция может варьироваться, и что они могут время от времени претерпевать процесс инволюции. Это, по-видимому, особенно верно в отношении большинства ненадежным и, с филогенетической точки зрения, самым поздним из их, Различие между эго и суперэго. Это также неоспоримый что то же самое может произойти в результате психического заболевания. Это может легко представить также, что определенные практики мистиков могут иметь успех в нарушении нормальных отношений между различными регионами разум, так что, например, система восприятия становится способной схватывать отношения в более глубоких слоях Эго и в Ид, которые в противном случае быть недоступным для него. Может ли такая процедура поставить человека в владение истин в последней инстанции, из которых проистекает все добро, можно безопасно сомневался. Тем не менее мы должны признать, что терапевтические усилия психоанализ выбрали почти такой же метод подхода. Ибо их цель состоит в том, чтобы укреплять эго, сделать его более независимым от суперэго, расширить его поле видения, и таким образом расширить свою организацию, чтобы она могла взять на себя новые части идентификатора. Где было ид, там будет эго.

Это мелиоративные работы, такие как осушение Зюйдер-Зее.


Из Очерк психоанализа [1940], перевод Джеймс Стрейчи. Нью-Йорк: Нортон.

И из Новые вводные лекции по психоанализу [1933], переведено WJH Sprott. Нью-Йорк: Нортон.

Фрейд и бессознательное | BPS

МНОГИЕ люди верят, что Фрейд открыл бессознательное, а наиболее циничные даже утверждают, что он его изобрел. Однако великолепная история предмета — «Открытие бессознательного» (Элленбергер, 1970) — более 400 страниц, прежде чем дойти до главы о Фрейде.

С точки зрения современной психологии, возможно, наиболее значимая из этой ранней работы принадлежит одному из интеллектуальных героев Фрейда, Гельмгольцу, который писал о важности бессознательных процессов в зрительном восприятии. Вторая важная линия современника Фрейда, Пьера Жане, была сосредоточена на ряде загадочных явлений, которые до сих пор интересуют нас. К ним относятся такие явления, как гипноз и временная, но существенная потеря памяти, наблюдаемая в так называемых состояниях «фуги» (потеря осознания своей личности, часто включающая уход из дома в качестве реакции на эмоциональный стресс), и поведение например лунатизм.

Теории бессознательного

Сам Фрейд за период своей работы разработал ряд моделей бессознательного. Первоначально он делал акцент на динамических аспектах бессознательного. Это контрастировало со многими более ранними описаниями бессознательного, в которых, как он утверждал, бессознательное играло просто описательную роль. То есть во многих более ранних отчетах о бессознательном бессознательное просто рассматривалось как «хранилище» забытых воспоминаний, которые могут или не могут быть вспомнены снова. Фрейд, однако, распространил влияние бессознательного на все аспекты нашей бодрствующей и спящей жизни.

Фрейд считал, что не существует таких вещей, как «случайная» оговорка, трудности с запоминанием имени или сюрреалистический сон, который кажется бессмысленным (см. статью Джеймса Ризона об оговорке по Фрейду в этом специальном выпуске ). Многие из снов и оговорок, которые, по словам Фрейда, исходили от «друзей» или «пациентов», оказались, конечно, его собственными примерами, которые часто были замаскированы и отредактированы из-за их смущающего содержания.

В дальнейшем развитии своих идей о бессознательном Фрейд (1915/1984a) пошел дальше идеи о том, что процессы могут быть просто бессознательными, к предположению, что существует отдельная система, которую он назвал системой Ucs. Эта система обладала рядом важных свойств, в том числе вневременной, свободной от противоречий, основанной на принципе удовольствия и управляемой инстинктивной энергией, которая стала известна на английском языке как «либидо».

Эти свойства были необходимы, утверждал Фрейд , для объяснения многочисленных явлений , с которыми он столкнулся в своей клинической работе. Например, пациент может заново пережить неприятное событие из детства, как если бы оно происходило прямо сейчас, даже если это событие могло произойти 20 или 30 лет назад. Сила аффекта в таких случаях убедила Фрейда в том, что система Ucs не работает в рамках нашего обычного понимания течения времени. Точно так же система Ucs, казалось, содержала полностью противоречивую информацию о прошлом, себе и значимых других, без какой-либо необходимости рационализировать эту информацию.

Эта идея бессознательного, основанного на энергии, имела важные последствия для психопатологии в рамках модели Фрейда. Блокирование выражения энергии — процесс, который Фрейд называл вытеснением — считался источником самых разных проблем, таких как тревога и истерические симптомы, которые он наблюдал в своей клинической практике. Хотя в начале его работы основное внимание уделялось сексуальной природе этой энергии, его работа с травмированными людьми во время Первой мировой войны и его собственный опыт смерти его любимой старшей дочери Софи (см. превосходную книгу Питера Гэя «Фрейд: жизнь для наших время, 1988) побудил его включить основанные на агрессии «инстинкты смерти» как часть этой системы.

Одна проблема с этой промежуточной моделью заключается в том, что, несмотря на уважение Фрейда к Гельмгольцу, он считал, что процессы мышления, восприятия и внимания происходят в сознательных или предсознательных системах , а не в системе Ucs. Однако, в согласии с Гельмгольцем, большая часть современной когнитивной психологии сосредоточена на автоматических или бессознательных механизмах, не только в зрительном восприятии, но и в широком спектре других когнитивных процессов, примеры которых будут приведены позже.

В последней так называемой структурной теории , которую Фрейд развил в своей статье «Эго и Ид» (1923/1984b), бессознательное снова становится свойством процессов , а не системой самой по себе. Таким образом, он отверг идею о существовании особой бессознательной структуры, такой как Ucs; он вернулся к своей более ранней идее, хотя и с рядом модификаций. Фрейд внес это изменение отчасти потому, что понял, что из-за его чрезмерного внимания к вытеснению как к источнику материала в системе Ucs в его новой теории был ряд других особенностей, которые были исключены. Эти особенности включали в себя сами защитные механизмы, которые обычно действовали вне сознания человека, и аспекты новой структуры, которая в английском переводе дала нам термин «супер-эго». Бессознательные аспекты суперэго включали стандарты, которым мы пытаемся соответствовать (наш эго-идеал), что приводит к переживанию вины или «совести» в случае неудачи.

Доказательства: Затем

Конечно, за последнее столетие психоаналитические взгляды на бессознательное претерпели ряд значительных изменений, не говоря уже об альтернативных моделях, предложенных Джанет и Юнгом одновременно с Фрейдом. Побуждение или энергетические аспекты предложения были радикально изменены, например, так называемыми теоретиками объектных отношений, такими как Фэйрбэрн, и все более влиятельной работой Джона Боулби о внутренней репрезентации отношений привязанности.

Хотя к моменту обзора этого вопроса Холтом (1967) понятие бессознательного, основанного на энергии и влечениях, было отвергнуто большинством психоаналитиков (за исключением нескольких ортодоксальных фрейдистов), внутри психоанализа существует продолжающаяся традиция. психология, использующая понятия энергетического типа. Эта традиция, вероятно, связана с неотразимым изображением нервных импульсов, несущих электрохимическую энергию по нервным волокнам.

В своей современной форме традиция продолжается в степени интереса к так называемым коннекционистским подходам, вытекающим, в частности, из влиятельной работы Румельхарта и Макклелланда (1986). Однако на психологическом и вычислительном уровне существует множество систем, которые могут действовать так, как если бы они работали подобным образом, но не предполагают буквальной передачи и хранения энергии (см. Power & Dalgleish, 1997).

Основным источником доказательств психоаналитического бессознательного, конечно же, всегда было то, что находилось на кушетке аналитика. Сила этого подхода в том, что с терапевтической точки зрения нет предположения, что замечания анализируемого должны приниматься за чистую монету, и он допускает возможность того, что мы не всегда можем осознавать мотивы или причины наших мыслей, чувств и действий. Говоря более абстрактно, в любой системе с двумя или более уровнями репрезентации нет причин, по которым репрезентации на одном уровне должны точно отражать репрезентации на другом уровне (Power, 19).97). Вероятно, нет более драматических примеров этой проблемы, чем наше собственное восприятие себя, которое часто ошибочно.

Если сила психоаналитического подхода является центральным этапом терапевтической встречи, то это также его слабость. Фрейд, как известно, отверг необходимость чего-либо, кроме свидетельств терапии, для доказательства существования таких психоаналитических концепций, как бессознательное. Однако до появления записывающих устройств было невозможно подвергнуть терапевтическую встречу научному анализу. Таким образом, психоаналитическая настойчивость на тайной тайне терапевтического контакта сделала психоанализ чрезвычайно уязвимым для критики более эмпирически настроенных наук.

Доказательства: Теперь

Если оставить в стороне вопрос о подавлении болезненного материала в бессознательном (см. статью в этом специальном выпуске Криса Брюина и Бернис Эндрюс), большая часть современной когнитивной психологии и нейробиологии согласуется с фрейдистской точкой зрения. что поведение может стать автоматизированным посредством повторения, и что контроль над таким поведением передается автономным или полуавтономным бессознательным структурам. Современные теории о проявлении лицевого аффекта, например, прямо признают роль сознательного и бессознательного контроля над поведением (Экман, 1986).

Нейропсихология также предлагает убедительные отчеты о поведении, которое не зависит от сознательного опыта. Например, в феномене «слепого зрения» (например, Weiskrantz, 1997) было показано, что люди, которые кажутся слепыми в части своего поля зрения, могут все еще сохранять некоторые зрительные способности, которые могут управлять их действиями автоматически, несмотря на то, что они недоступны сознанию. .

Утверждение Фрейда о том, что бессознательное работает по другим правилам , также получило значительную поддержку. Исследования восприятия, обучения и памяти предполагают, что бессознательная обработка не подвержена таким ограничениям возможностей, как сознательная обработка, и работает более стереотипно, на нее меньше влияет развертывание преднамеренных стратегий.

По мере того, как современная когнитивная психология становится все более изощренной и начинает заниматься проблемами эмоций и мотивации, она также начинает рассматривать возможность того, что существуют бессознательные влияния на сознательные мысли и действия (например, Dalgleish & Power, 1999). Примеры взаимодействия сознательных и бессознательных процессов можно найти в исследованиях внимания и восприятия, памяти, настроения и эмоций.

Социальные психологи также продемонстрировали взаимодействие сознательных и бессознательных процессов в исследованиях отношения и убеждения, социального восприятия и социального суждения (например, Bargh & Chartrand, 1999). В классической ранней демонстрации этих эффектов Шварц и Клор (1983) звонили людям в дождливые или солнечные дни, чтобы спросить их об их удовлетворенности жизнью. Они обнаружили, что люди оценивали свою удовлетворенность жизнью как более высокую в солнечные дни, но этот эффект не возникал, если внимание привлекалось к погоде с помощью вопроса: «Какая там погода?» То есть некоторые из этих автоматических или бессознательных эффектов возникают только в том случае, если человек не осознает ни самого стимула (как при подсознательном восприятии), ни значимости связи между стимулом и действием.

Как Уильямс и др. (1997) элегантно подытожили:

Шесть десятилетий назад наши психоаналитически ориентированные предшественники боролись с проблемой формулирования достоверного описания бессознательного. Как это ни парадоксально, современные психологи, собрав за последние годы такие убедительные доказательства в поддержку существования обширной и сложной бессознательной обработки информации, столкнулись с прямо противоположной проблемой. Серьезной проблемой, стоящей перед современной психологией, является необходимость разработки адекватного описания природы и функций сознания. (стр. 260)

 

Возможна ли интеграция?

Представление о том, что существуют разные типы сознательных и бессознательных процессов, работающих на разных уровнях, является устойчивым и столь же полезным предложением сегодня, как и 100 лет назад. Хотя представление об инстинктивной энергетической основе для бессознательного, кажется, не поддерживается, явно существует потребность во врожденных факторах, связанных с темпераментом и эмоциями, которые обеспечивают отправные точки развития.

Точно так же ошибочным может показаться чрезмерное внимание к вытеснению как к источнику содержания бессознательного. Более поздние работы в области когнитивной психологии подчеркивают автоматические процессы, ограничивая интерес к подавлению и отрицанию небольшой долей людей, для которых, как представляется, такие стили выживания имеют последствия для здоровья. В то время как когнитивная психология делала акцент на сотрудничестве между сознательными и автоматическими процессами (необходимыми, например, во время вождения), психоанализ всегда делал акцент на конфликте. Самые последние модели в психологии стали рассматривать как сотрудничество, так и конфликт между сознательными и бессознательными процессами.

Подобно тому, как Гельмгольц продемонстрировал, как мы начинаем видеть единый визуальный мир несмотря на разные входные данные от наших двух глаз, возможно, современная психология сможет, наконец, интегрировать два мировоззрения, представленные традициями Гельмгольца и Фрейда.

— Профессор Мик Пауэр работает на кафедре психиатрии Королевской больницы

Эдинбурга Эдинбургского университета, Эдинбург Eh20 5HF.

 

Ссылки

 

Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 года, 462–479.

Далглиш, Т., и Пауэр, М.Дж. (ред.). (1999). Справочник по познанию и эмоциям. Чичестер: Уайли.

Экман, П. (1986). Ложь. Нью-Йорк: Berkley Books.

Элленбергер, Х. Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и развитие динамической психиатрии. Нью-Йорк: Основные книги.

Фрейд С. (1984а). Бессознательное. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: Теория психоанализа (стр. 159).–222). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)

Фрейд, С. (1984b). Эго и Оно. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: теория психоанализа (стр. 339–407). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.)

Гей, П. (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени. Лондон: Дент.

Холт, Р. Р. (1967). За пределами витализма и механизма: концепция психической энергии Фрейда. В JH Masserman (Ed.), The ego. Нью-Йорк: Grune & Stratton.

Power, MJ (1997). Сознательные и бессознательные представления смысла. В MJ Power & C.R. Brewin (Eds.), Преобразование значения в психологической терапии. Чичестер: Уайли.

Power, M.J., & Dalgleish,T. (1997). Познание и эмоции: от порядка к беспорядку. Хоув: Psychology Press.

Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986). Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (1983). Настроение, неправильное определение и суждения о благополучии: информативные и директивные функции аффективных состояний. Журнал личности и социальной психологии, 45, 513–523.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Williams, J.M.G., Watts, F.N., MacLeod, C., & Mathews,A. (1997). Когнитивная психология и эмоциональные расстройства (2-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *