Проблема бессознательного в психологии
Определение 1
Бессознательное в психологии — это совокупность психических процессов и явлений, которые не включены в область сознания субъекта, это все то, в отношении чего нельзя обеспечить контроль сознания.
Понятие бессознательного
Понятие психики человека существенно шире, чем категория «сознание». Есть множество явлений, которые невозможно рассматривать на сознательном уровне. Они включают психические явления, процессы, свойства и состояния, оказывающие не меньшее влияние на поведение. Тем не менее, их фиксации в сознании человека не происходит.
Бессознательные явления в психологии включены в состав неосознаваемого. Таким образом, проблема бессознательного в самых общих чертах определяется в качестве системы психических состояний (процессов, явлений), которые обусловлены воздействиями, в которых человек не дает себе отчета.
Существуют данные анализаторов, которые осознаются. Они представляют собой сигналы, используемые индивидом в целях сознательного управления поведением и реакциями. Есть сигналы, не попадающие в сферу сознания. Они используются как регуляторы поведения и протекания психических процессов. Это происходит на бессознательном уровне.
В той или иной степени бессознательное представлено почти во всех психических процессах, состояниях и свойствах. Все знают о бессознательных ощущениях (зрительных, слуховых, мышечных), вызывающих неосознаваемую реакцию на неощущаемый раздражитель (например, реакции на ультразвук или инфразвук).
Неосознаваемыми могут быть также образы восприятия. Подобные образы начинают появляться, например, через узнавание чего-либо ранее виденного или не слышанного (человек не может вспомнить, что им уже воспринимался определенный объект, и в каких обстоятельствах это происходило). Всем известен эффект «25-й кадр», восприятие которого происходит бессознательно (фиксируется сознанием).
Особенности бессознательного
Бессознательные движения – это движения, которые в прошлом являлись сознательными. По причине частого повторения они становятся автоматическими (например, привычка человека поправлять очки даже тогда, когда он уже носит контактные линзы).
В сферу бессознательного необходимо включить:
- Психические явления, которые проявляются во сне;
- Некоторые побуждения к деятельности, где нет осознания цели;
- Явления, которые вызваны болезненным состоянием (например, бред, галлюцинации).
Существует бессознательная память, включающая генетическую память и некоторую часть долговременной памяти. Она неосознанно воздействует на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации. Так, человек может без причины испытывать отрицательные эмоции в отношении того, с кем он даже мало знаком. Настоящая причина этой неприязни может скрываться в том, что этот неприятный человек напомнил ему ранее знакомого субъекта, негативное воспоминание о котором сохраняется в бессознательной памяти.
В психологии рассматривается бессознательное мышление, которое особо ярко проявляется в ходе решения творческих задач или при проведении мозгового штурма. Бессознательная речь — это внутренняя речь человека, не прерывающаяся в состоянии бодрствования.
В область ясного осознания людей могут попадать объекты или ситуации, которые препятствуют выполнению цели. Они затрудняют выбор стратегии поведения или требуют новых способов решения. Но, после принятия соответствующего решения и устранения затруднения, управление поведением передается в бессознательное. Сознание при этом становится свободным и начинает разрешать следующие проблемные ситуации.
Взгляды ученых на проблему бессознательного
Проявления феномена бессознательного показывают, что нельзя отождествлять психику и сознание. Присутствие в психике большой области бессознательного представляет неоспоримый факт для ученых разных областей.
Философскую концепцию бессознательного создал немецкий философ Э. Гартман XIX веке. До него в философии была принята точка зрения Р. Декарта о сознании в качестве единственной формой духовной жизни. В 1910 году в Бостоне состоялось первое Международное совещание, которое было полностью посвящено проблеме бессознательного. К этому времени исследователи уже поняли, что бессознательное представляет собой фактор, который необходимо учитывать, анализируя различные психиатрические и психологические проблемы.
В то время бессознательное ученые выдвигали в качестве объясняющего фактора многих психических явлений. Тем не менее, подходы к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей не были разработаны. Ситуацию коренным образом изменил З. Фрейд. Именно его труды положили начало новой эре в исследовании бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бессознательного выделяются 2 направления:
- Теория психоанализа (З. Фрейд),
- Теория установки Д. Н. Узнадзе.
Данные концепции отличаются подходами к взаимодействию бессознательного и сознания с психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставила сознательное бессознательному, рассматривая их в качестве взаимоисключающих структур психической деятельности. Психология установки, в противовес этому, основывались на идее целостной психики (представление о единстве личности).
Фрейд сравнивал область бессознательного с большой передней, где имеют место быть все психические явления. К ней примыкает узкий коридор, на пороге которого на посту стоит стражник. Он не только пристальным образом рассматривает каждое движение души, но и вынужден решать вопрос, пропускать или нет его. В данной метафоре Фрейда передняя представляла собой обитель бессознательного, коридор являлся вместилищем подсознания, а маленькая келья в конце коридора принадлежала сознанию.
Позже исследователь видоизменил представление о структуре психики, выделив три уровня: «ид» («оно»), «Эго» («Я») и «Супер-эго» («сверх Я»). Фрейд, таким образом, внес самый большой вклад в анализ бессознательного.
Сознание и бессознательное
Общая характеристика сознания и бессознательного
Определение 1
Сознание является особым состоянием человека, в котором он имеет возможность одновременного восприятия окружающей действительности и самого себя как отдельного индивида и личности.
При этом человек отдает себе полный отчет в имеющихся у него мыслях, намерениях и проявлениях поведения.
Основное содержание деятельности сознания человека заключается в следующих действиях:
- эмоциональной оценке окружающей действительности,
- обеспечении процесса осуществления целенаправленной деятельности;
- предварительном мысленном построении оптимально организованных и мотивированных действий;
- прогнозировании возможных последствий осуществления деятельности;
- способности человека к самоанализу и адекватному восприятию событий, происходящих в окружающей его реальности.
Таким образом сознание является идеальной психической формой деятельности человека, которая ориентирована на активное и целенаправленное отражение и преобразование окружающей действительности.
Говоря о наличии у человека сознательной психической деятельности нельзя забывать о существовании бессознательной сферы психики.
Определение 2
Бессознательное является совокупностью имеющихся у человека психических явлений, действий и состояний, которые лежат вне сферы проявления человеческого разума.
Они безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознательной стороны психики человека. Примерами бессознательных процессов являются сновидения, гипнотическое состояние, невменяемые состояния человека.Таким образом, все что находится не в фокусе сознания человека в данный конкретный момент, но может найти свое проявление в сознании с помощью памяти, можно отнести к бессознательным процессам.
Также примером проявления бессознательных процессов могут выступать автоматизмы, которые получили свое развитие с помощью сознания, но в результате длительных тренировок и многократных повторений приобрели бессознательный характер и вышли из-под контроля сознания.
Такими автоматизмами являются, например, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки спортсменов, автоматизированные навыки совершения определенных трудовых операций.
Структуры бессознательного могут различаться в зависимости от степени их близости к сознанию.
Замечание 1
Выделяется также особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включены те психические явления, которые связанны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
Процессы бессознательного могут направлять деятельность и поведение человека и тем самым определенным образом воздействовать на сознание.
Исследования бессознательных процессов в психологии
Основные идеи в развитии теории бессознательного были выдвинут Зигмундом Фрейдом, который не только теоретически описал особенности данного явления, но и смог придать этим представлениям практический характер.
Данная теория позволила Фрейду лечить людей от многих психических заболеваний. Созданное им учение называют психоанализом, и оно является актуальным и на современном этапе развития психологии и психотерапии.
Согласно учению Фрейда, психика человека подразделяется на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», где «Оно» это бессознательные влечения человека, «Я» — сознательная сфера, которая выступает в качестве посредника между проявлениями бессознательного и внешним миром человека, а «Сверх – Я» является инстанцией, олицетворяющей установки, нормы и правила, имеющиеся в обществе.
С помощью анализа процессов, происходящих в психике человека Фрейд избавлял его от неврозов. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
- сначала обнаруживается бессознательное;
- затем, при готовности пациента, бессознательное переводится в сознание.
- болезненные установки, скрывающиеся в бессознательном, исчезают и таким образом исчезает и источник болезненных неврозов.
Следует отметить то невозможно избавить человека от проявления бессознательного, в связи с тем, что человек является существом не только сознательным, но и бессознательным. Сторонники учения Фрейда придерживаются точки зрения о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека.
Защитная функция бессознательного
Проявления бессознательного в жизни человека имеет множество функций, основной среди которых является защитная функция. В чем же ее значение и особенности проявления. Рассмотрим это вопрос более подробно.
Психофизиология бессознательного имеет для человека огромное значение, именно оно помогает сознанию человека защититься от перегрузок. В процессе вытеснения сильных и ограничивающих переживаний, травмирующих психику человека, бессознательное защищает человека от возможного психологического перенапряжения и нервных срывов.
Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.
Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания.
В процессе перемещения в область бессознательного ту информацию и действия, которые могут обходиться без активного участия сознания, человек позволяет своему мозгу и сознанию обратить больше внимания и сконцентрироваться на решении более важных и интересных задач.
Однако стоит понимать, что в любом процессе необходим баланс: полностью подавлять и вытеснять неприятные воспоминания и ощущения не целесообразно, так как они все равно найдут выход наружу в виде травмирующих ощущений неосознаваемой тревоги и беспокойства. Но и постоянно держать все процессы, происходящие в психики в области сознания также чревато постоянным напряжением и угрозой возникновения стресса и депрессии.
Замечание 2
Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.
Бессознательное
БессознательноеЗигмунд Фрейд
Сознательное, Бессознательное, Предсознательное
Отправной точкой для этого расследования служит факт без параллели, которая не поддается никакому объяснению или описанию, — факт сознание. Тем не менее, если кто-нибудь говорит о сознании, мы сразу знаем, а также из нашего самого личного опыта, что под этим подразумевается. Много людей, как внутри, так и вне науки психологии, удовлетворяются в предположение, что только сознание является ментальным, и тогда ничего не остается для психологии, а различать в феноменологии разума между восприятия, чувства, мыслительные процессы и волевые процессы.
это в общем согласились, однако, что эти сознательные процессы не образуют непрерывных серии которые полны сами по себе; чтобы не было альтернативы предполагая что существуют физические или соматические процессы, сопровождающие психическое те, которые, по общему признанию, должны быть более полными, чем мысленные ряды, так как некоторые из них имеют параллельные им сознательные процессы, а другие не имею. Таким образом, представляется естественным делать упор в психологии на эти соматические процессы, видеть в них истинную сущность того, что является психическим а также попытаться прийти к какой-то другой оценке сознательных процессов. большинство философов, впрочем, как и многие другие люди, спор эту позицию и заявить, что понятие ментальной вещи, бывшей бессознательный является самопротиворечивым.Но именно это и обязан утверждать психоанализ, а также это ее вторая фундаментальная гипотеза. Это объясняет предполагаемое соматический вспомогательные процессы как то, что по существу является психическим и не принимает во внимание на данный момент качество сознания.
Вскоре мы приходим к важному разделу в этом бессознательном. Немного процессы легко становятся осознанными; тогда они могут перестать быть сознательными, но может снова прийти в сознание без каких-либо затруднений: как говорят люди, их можно воспроизвести или запомнить. Это напоминает нам, что сознание в целом очень беглое состояние. То, что сознательно, сознательный только на мгновение. Если наши представления не подтверждают этого, противоречие является лишь кажущимся. Это объясняется тем, что раздражители восприятия может сохраняться в течение некоторого времени, так что в ходе него восприятие их может повторяться. Вся позиция может быть ясно видимый от сознательного восприятия наших интеллектуальных процессов; это правда что они могут сохраняться, но они могут так же легко пройти в мгновение ока. Все бессознательное, которое ведет себя таким образом, которое может легко обменять бессознательный состояние сознательного, поэтому лучше описать как «способный вхождения в сознание», или как предсознательное. Опыт научил нас что почти нет психических процессов, даже самых сложный вид, который иногда не может оставаться предсознательным, хотя, как правило, они устремляются вперед, как мы говорим, в сознание. Есть и другие психический процессов или умственного материала, которые не имеют такого легкого доступа к сознание, но которые должны быть выведены, обнаружены и переведены в сознательный форма в порядке, который был описан. Именно для такого материала мы зарезервировать имя собственно бессознательного.
Таким образом, мы приписали психическим процессам три качества: они находятся либо сознательное, либо предсознательное, либо бессознательное. Разделение между в три класса материалов, обладающих этими качествами, не являются ни абсолютный ни постоянный. Как мы видели, то, что предсознательно, становится сознательным. без какой-либо активности с нашей стороны; то, что бессознательно, может, в результате наших усилий, быть осознанными, хотя в процессе мы можем иметь такое впечатление, что мы преодолеваем то, что зачастую очень сильно сопротивления. Когда мы совершаем подобное покушение на кого-то другого, мы не должны забыть, что сознательное заполнение перерывов в его восприятия – конструкция, которую мы ему предлагаем, — еще не значит, что мы имеют сделал сознательным в нем бессознательный материал, о котором идет речь. Все, что есть до сих пор верно то, что материал присутствует в его уме в двух версии, сначала в сознательной реконструкции, которую он только что получил и во-вторых в исходном бессознательном состоянии.
Ид, Эго, Супер-эго
[Идентификатор] . . . хаос, котел кипящего возбуждения. Мы предполагать что оно находится где-то в прямом контакте с соматическими процессами, и берет отделяет от них инстинктивные потребности и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется этот контакт. Эти инстинкты наполнить его энергией, но в нем нет организации и единой воли, Только стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, т. соответствие С принципом удовольствия. Законы логики — прежде всего закон противоречие — не выполняется для процессов в id. Противоречивый импульсы существовать бок о бок, не нейтрализуя и не разделяя друг друга; в чаще всего они объединяются в компромиссные образования под подавляющим экономический стремление выплеснуть свою энергию. В id ничего нет который можно сравнить с отрицанием, и мы с удивлением находим в нем исключение к утверждению философов, что пространство и время являются необходимыми формами наших умственных действий. В id нет ничего соответствующего идея времени, отсутствие признания течения времени и (вещь, которая очень замечательно и требует должного внимания в философской мысли) нет изменение психических процессов с течением времени. Конативные импульсы, которые имеют никогда не выходил за пределы id, и даже впечатления, которые были вытеснены вниз в Ид путем вытеснения, практически бессмертны и сохраняются для целые десятилетия, как будто они произошли совсем недавно. Они могут только быть признаны принадлежащими прошлому, лишенными своего значения, и лишены их заряда энергии, после того как они были сделаны сознательный работой анализа, и немалая часть терапевтического эффекта На этом факте основывается аналитическое лечение.
Мне постоянно приходит в голову, что мы слишком маленький использование нашей теории о несомненном факте, что вытесненное остается неизменный по ходу времени. Кажется, это дает нам возможность подход к некоторым действительно глубоким истинам. Но я сам не сделал дальше прогресс здесь.
Естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали. экономический или, если угодно, количественный фактор, который так тесно связанный с принципом удовольствия, господствует над всеми его процессами. инстинктивный катексисы, ищущие разрядки, — это, на наш взгляд, все, что содержит. Действительно кажется, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в состоянии, отличном от того, в котором он находится в других регионы разума. Он должен быть гораздо более гибким и способным быть выписан, ибо иначе не было бы у нас тех смещений и сгущений, которые так характерны для Ид и которые так полностью независимый качеств того, что катектируется…
Что касается характеристики эго, насколько она должна быть выдающийся от Ид и Супер-Эго, мы лучше поладим, если внимание отношения между ним и самой поверхностной частью психический аппарат; которую мы называем системой Pcpt-cs (перцептивно-сознательной). Этот система направлена на внешний мир, она опосредует восприятие его, и в нем порождается, пока он функционирует, явление сознание. Это орган чувств всего аппарата, воспринимающий, причем не только возбуждений извне, но и таких, как продолжить изнутри разума. Вряд ли можно ошибиться в отношении эго как той части ид, которая была изменена его близостью к внешний мир и влияние, которое последний оказал на него, и служит для получения раздражителей и защиты организм из них, как корковый слой, с которым частица живого вещество окружает себя. Это отношение к внешнему миру является решающим для в эго. Эго взяло на себя задачу представления внешнего мира для идентификатора и, следовательно, для его сохранения; для id, слепо стремясь к удовлетворять свои инстинкты в полном игнорировании превосходящей силы внешнего силы, иначе не могли бы избежать уничтожения. В выполнении это функции, эго должно наблюдать за внешним миром и сохранять истинное представление о нем в следах памяти, оставленных его восприятиями, и, означает теста на реальность, он должен исключить любой элемент из этой картины внешний мир, являющийся вкладом внутренних источников возбуждение. От имени Ид Эго контролирует путь доступа к подвижности, но он вставляет между желанием и действием откладывающий фактор мышления, в ходе которого он использует остатки накопленного опыта в памяти. Тем самым он ниспровергает принцип удовольствия, который оказывает безоговорочная власть над процессами в id и заменители ее в принцип реальности, обещающий большую безопасность и больший успех.
И отношение ко времени, которое так трудно описать, сообщил к эго через систему восприятия; на самом деле вряд ли можно сомневаться что способ, в котором работает эта система, является источником идеи времени. Что, однако, особенно выделяет Я в противоположность Ид, это тенденция к синтезу своего содержания, к объединению и унифицировать его психические процессы, которые полностью отсутствуют в Ид. Когда мы придем чтобы разобраться с инстинктами в душевной жизни, я надеюсь, что мы преуспеть в прослеживании этой фундаментальной характеристики эго до ее источника. Это только это обеспечивает ту высокую степень организации, которую эго нуждается в своих высших достижениях. Эго продвигается от функция восприятия инстинктов к контролю над ними, но последнее достигается только посредством ментального представителя инстинкта становится подчиняется более крупной организации и находит свое место в последовательный единство. На популярном языке мы можем сказать, что эго означает разум. а также осмотрительность, в то время как ид означает необузданные страсти…
Пословица говорит нам, что нельзя служить сразу двум господам. бедному эго приходится еще тяжелее; он должен служить три суровых мастера, и должен сделать все возможное, чтобы примирить претензии и требования всех три. Эти требования всегда расходятся и часто кажутся совершенно несовместимыми; нет удивительно, что эго так часто уступает своей задаче. Три тираны являются внешним миром, Супер-Эго и Ид. Когда человек наблюдает за усилия эго удовлетворить их все, или, скорее, повиноваться им всем одновременно, нельзя сожалеть о том, что персонифицировал эго и утвердил его как отдельный существование. Он чувствует себя окруженным с трех сторон и ему угрожают три виды опасности, на которые он реагирует, развивая тревогу, когда он слишком сильно нажимается. Возникнув на опыте перцептивный система, она предназначена для представления требований внешнего мира, но он также желает быть верным слугой Ид, оставаться на хорошем отношения с идентификатором, рекомендовать себя идентификатору как объекту и рисовать либидо Ид на себя. В своей попытке стать посредником между id и реальность, его часто заставляют облачать Ucs. команды идентификатора с свои собственные ПК. рационализации, чтобы затушевать конфликты между ид и реальность, и с дипломатической нечестностью, чтобы показать притворный внимание реальности, даже когда Оно упорствует в своем упрямстве и бескомпромиссный. С другой стороны, за каждым его движением следят суровые супер-эго, который придерживается определенных норм поведения, независимо от каких-либо трудности исходящие из ид и внешнего мира; а если эти нормы не действовал вплоть до того, что оно наказывает эго чувствами напряжения, которые проявляются себя как чувство неполноценности и вины. Таким образом, подстрекал Ид, окруженное Супер-Эго и отвергнутое реальностью, Эго изо всех сил пытается справиться со своей экономической задачей сокращения сил и влияет которые работают в нем и на нем к какой-то гармонии; и мы вполне можем понять как получается, что мы так часто не можем подавить крик: «Жизнь нелегка». Когда эго вынуждено признать свою слабость, оно тревога: реальная тревога перед лицом внешнего мира, нормальная тревога перед лицом Супер-Эго и невротическую тревогу перед лицом силы страстей в ид.
Я представил структурные отношения внутри ментального личность, как я объяснил их вам на простой диаграмме, которую я здесь воспроизводить.
Вы увидите, как Супер-Эго спускается в Оно; как наследник к Эдипову комплексу оно имеет, в конце концов, тесную связь с я бы. Оно находится дальше от системы восприятия, чем эго. Идентификатор Только имеет дело с внешним миром через посредство эго, по крайней мере в эта диаграмма. Конечно, еще слишком рано говорить о том, насколько Рисование правильно; в одном отношении я знаю, что это не так. Пространство, занимаемое бессознательное Оно должно быть несравненно больше, чем то, что дано эго или предсознательному. Вы должны, пожалуйста, исправить это в ваш воображение.
А теперь, в заключение этого, конечно, довольно утомительного и, может быть, не очень информативная учетная запись, я должен добавить предупреждение. Когда вы думаете о это разделение личности на эго, супер-эго и ид, вы должен не воображайте резких разделительных линий, вроде тех, что искусственно проведены в области политической географии. Мы не можем отдать должное характеристики ума с помощью линейных контуров, таких как рисунок или в примитивной живописи, а нам нужны скорее области цветового затенения друг в друга, которые можно найти на современных картинах. После того как мы разошлись, мы должны позволить тому, что мы разъединили, сливаться опять таки. Не судите слишком строго за первую попытку изобразить что-либо так неуловим, как человеческий разум. Весьма вероятно, что степень эти дифференциация очень сильно варьируется от человека к человеку; это возможный что сама их функция может варьироваться, и что они могут время от времени претерпевать процесс инволюции. Это, по-видимому, особенно верно в отношении большинства ненадежным и, с филогенетической точки зрения, самым поздним из их, Различие между эго и суперэго. Это также неоспоримый что то же самое может произойти в результате психического заболевания. Это Можно легко представить также, что определенные практики мистиков могут иметь успех в нарушении нормальных отношений между различными регионами разум, так что, например, система восприятия становится способной схватывать отношения в более глубоких слоях Эго и в Ид, которые в противном случае быть недоступным для него. Может ли такая процедура поставить человека в владение истин в последней инстанции, из которых проистекает все добро, можно безопасно сомневался. Тем не менее мы должны признать, что терапевтические усилия психоанализ выбрали почти такой же метод подхода. Ибо их цель состоит в том, чтобы укреплять эго, сделать его более независимым от суперэго, расширить его поле видения, и таким образом расширить свою организацию, чтобы она могла взять на себя новые части идентификатора. Где было ид, там будет эго.
Это мелиоративные работы, такие как осушение Зюйдер-Зее.
Из Очерк психоанализа [1940], перевод Джеймс Стрейчи. Нью-Йорк: Нортон.
И из Новые вводные лекции по психоанализу [1933],
переведено WJH Sprott. Нью-Йорк: Нортон.
без сознания | психология | Britannica
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Эдуард фон Хартманн Пьер Жане Мортон Принц
- Похожие темы:
- сознание архетип коллективное бессознательное оговорка по Фрейду
Просмотреть весь связанный контент →
бессознательное , также называемое Подсознание , совокупность умственных действий внутри индивидуума, протекающая без его осознания. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, утверждал, что такие бессознательные процессы могут влиять на поведение человека, даже если он не может о них сообщить. Фрейд и его последователи чувствовали, что сны и оговорки на самом деле были скрытыми примерами бессознательного содержания, слишком угрожающими, чтобы с ними можно было столкнуться напрямую.
Некоторые теоретики ( например, ранний психолог-экспериментатор Вильгельм Вундт) отрицали роль бессознательных процессов, определяя психологию как изучение сознательных состояний. Тем не менее, существование бессознательной психической деятельности, кажется, хорошо установлено и продолжает оставаться важной концепцией в современной психиатрии.
Фрейд различал разные уровни сознания. Действия в непосредственной области осознания он назвал сознательными; например, чтение этой статьи является сознательной деятельностью. Сохранение данных, легко доводимых до сознания, является предсознательной деятельностью; например, человек может не думать (осознавать) свой адрес, но легко вспоминать его, когда его спрашивают. Данные, которые невозможно вспомнить с усилием в определенное время, но которые можно вспомнить позже, сохраняются на бессознательном уровне. Например, в обычных условиях человек может не осознавать, что в детстве его когда-либо запирали в шкафу; тем не менее под гипнозом он может живо вспомнить пережитое.
Поскольку другой человек не может непосредственно наблюдать за своими переживаниями (так как один не может чувствовать чужую головную боль), усилия по объективному изучению этих уровней осознания основаны на умозаключениях; т. е. самое большее , исследователь может сказать только то, что другой индивид ведет себя так, как если бы он был без сознания, или так, как если бы он был в сознании.
Попытки интерпретировать происхождение и значение бессознательной деятельности в значительной степени опираются на психоаналитическую теорию, разработанную Фрейдом и его последователями. Например, считается, что происхождение многих невротических симптомов зависит от конфликтов, которые были удалены из сознания посредством процесса, называемого вытеснением. По мере роста знаний о психофизиологических функциях многие психоаналитические идеи связываются с деятельностью центральной нервной системы. То, что физиологическая основа памяти может лежать в химических изменениях, происходящих в клетках головного мозга, было выведено из клинических наблюдений, которые: (1) прямая стимуляция поверхности мозга (коры), когда пациент находится в сознании на операционном столе во время операции, эффект возвращения к осознанию давно забытых (бессознательных) переживаний; (2) удаление определенных частей мозга, по-видимому, устраняет сохранение определенных переживаний в памяти; (3) общая вероятность осознания бессознательных или предсознательных данных повышается за счет прямой электрической стимуляции части структуры мозга, называемой ретикулярной формацией или ретикулярной активирующей системой.