Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Особенности и характерные черты прагматизма: 3. Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма

3. Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Прагматизм. Он возник в конце XIX в. как реакция на фи­лософию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей — У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «фи­лософию действия». Исследуя соотношение знания, веры и дей­ствия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно нахо­дится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по кото­рому необходимо действовать согласно установкам общей разум­ности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возмож­ность объективного познания.

Цель познания Пирс сформулиро­вал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позити­визм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокрити­цизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание — это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

К 20-м годам XX в. возникает «третий» позитивизм — неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии — дать логический анализ таких предложений.

Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, — отвечающие правилам логики и математики, и вторые, — фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние — метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности — в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения — это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2×2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза крас­на». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к раз­ряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бес­смысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

В 60-х годах XX в. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер (1902-1988), отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение явля­ется научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Теорию нельзя обосновать ссылкой на опыт, поскольку последний всегда огра­ничен, но опытом ее можно фальсифицировать.

Фальсифицируемость это демаркационный критерий науки и метафизики. Эта концепция Поппера заложила основы критического рационализ­ма — нового направления в эпистемологии, в котором на первый план выступает проблема рациональности: существует ли единый стандарт научности, рациональности и в чем состоит его обосно­вание?

Экзистенциализм — философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого — экзистенциального — способа мышления. Его содержание — это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б.

Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.

Развитие экзистенциализма связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева в России, М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.П. Сартра и А. Камю во Франции для философского стиля мышления экзистенциализма, час­то использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуа­лизма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному, однако реальностью стала потеря Бога. Правда, и здесь Ясперс на­талкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то ком­муникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, на­носит вред («С кем поведешься — от того и наберешься»).

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред­ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по­следовательной атеистической позиции».

Мир, по Сартру, — это «универсальное не то», полное отсут­ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир — «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бы­тию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета­физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свобо­ду, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе, им будут манипулировать.

Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Русская философия XX в. разделила судьбу русского наро­да и его культуры. Испытав несомненный взлет в начале века, она после революции 1917 г. постепенно утратила национальное своеобразие своих сущностных характеристик, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию, чем она очень гордилась. Идеалистическими направлениями русской философии XX в. культивировались не политические, а нравственные или рели­гиозные пути спасения России. Эта направленность русской фи­лософской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были далеки от схоластицизма и абстрактных схем, были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, т. е. тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней не отражает бытие, как, например, в английском эмпиризме, не тождественен бытию, как в немецком панлогизме, а выступает как факт внутри бытия. Онтологизм означает не просто примат реальности над «чистым соз­нанием», но означает включенность познавательного процесса в жизнь субъекта в мире. В результате бытие превращается в событие, или в «житие». Другими словами, русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, проти­востоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, прав­да, не означало, что в русской философии этого периода не раз­рабатывались так называемые метафизические проблемы онтоло­гии, методологии, гносеологии.

В XX вв. в русской философии больше, чем раньше, обна­руживается тяга к синтезу знания, к обретению подлинно «цель­ного знания», объединяющего в себе философию, науку и религию.

В конце XIX в. промышленное производство развивалось настолько бурно, что порой доходило до самоотрицания, а авто­матизация производства приводила к механизации духа. В этой ситуации наиболее прозорливые и совестливые русские мыслите­ли предупреждали: «Человека забыли!» (А.П. Чехов).

Годы первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих со стороны победивших большевиков постепенно снизили потенциал этого развития, сведя его на нет, хотя о полном пре­кращении существования русской философии говорить нельзя поскольку даже после 1917 г. выходили философские журналы и книги отдельных философов-идеалистов. Однако судьба русской философии была предопределена. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: П.Б. Струве (1917), П.И. Новгородцев (1917), Л.И. Петражицкий (1918), П.Н. Милюков (1920), Л.Шестов (1920), В. Иванов (1924), Г.П. Федотов (1925) и др. А в 1922 г.

По инициативе В.И. Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Вы­сылка шла различными путями, железной дорогой — через Прибалтику и морем — из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Б.В. Лковенко, { ф.А. Степун, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (П. Фло­ренский, А. Лосев, Г. Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX в. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в рус­ской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем ирра­циональных начал. Неудивительно, что именно русская филосо­фия еще в начале XX в. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования — экзистенциализ­ма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым эк­зистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) — один из самых загадоч­ных, неповторимых («одиноких») мыслителей.

31. Прагматизм: проблематика и особенности.

Прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839 — 1914), Дж. Дьюи (1859 — 1952), У. Джемсом (1842 — 1910), — философское направление, исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее, напротив, заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.

Философия в понимании прагматизма должна помогать человеку «двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям.

Прагматизм, следуя традициям эмпиризма, объявил всю реальность «опытом» человека. Однако этот «опыт» не сводился к чувственным ощущениям и восприятиям. Он понимался как то, что дано переживанием. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах, действиях, замыслах и в конечном счете в его опыте.

Согласно прагматизму опыт никогда не дан человеку изначально, априорно. Он не есть нечто определенное. Он может быть переживанием (Дьюи), потоком сознания (Джемс). Прагматизм, восприняв идеи дарвинизма, объявил человеческое сознание и мышление не более чем средством приспособления организма к окружающей среде с целью выживания и оптимизации действий. Задача мышления заключается не в познании окружающей действительности способом ее отражения, а в выборе средств, необходимых для достижения своих целей.

Прагматизм выдвинул свою программу «реконструкции философии», согласно которой философия должна была стать методом решения вопросов, которые встают перед человеком, и особенно в сложных (проблематичных) ситуациях.

При этом действительный мир, в котором живет человек, трактовался как то, что «переживается» человеком в его опыте, а сама человеческая жизнь – как «поток переживаний», содержащихся в человеческом сознании. Отсюда, вся философская и естественнонаучная проблематика, связанная с существованием внешнего мира, его особенностями и закономерностями, отсекается как несущественная. Неважными оказываются вопросы о том, что есть внешний мир сам по себе, откуда он взялся, что лежит в его основе и т.д.; важно лишь, как этот внешний мир воздействует на нас (в нашем опыте) и как мы должны действовать сами, чтобы получать нужные нам

результаты. Отсюда вытекает знаменитый «принцип Пирса»: понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Отдавая себе отчет в том, что сознание работает с помощью языка и посредством использования языка, Пирс много внимания уделял знаковой природе языка и тем самым заложил основы общей теории знаков (семиотики, или семиологии), ставшей самостоятельной наукой в XX в.

Человеческое сознание понимается в прагматизме как «орудие приспособления» к внешнему миру, нужное человеку для выживания в его борьбе за существование (как утверждал Джемс, разум есть функционально динамический инструмент приспособления к среде обитания человека). Поэтому задача сознания состоит не в познании мира, а в обосновании успешных действий.

Значение, определение, принципы и характеристики прагматизма.

.

. Значение прагматизма. Некоторые другие ученые считают, что слово «прагматизм» произошло от греческого слова «

прагматикос », что означает осуществимость или полезность. Таким образом, согласно этой идеологии большое значение придается практичности и полезности. Прагматики твердо придерживаются мнения, что сначала выполняется деятельность или эксперимент, а затем на основе результатов выводятся принципы или идеи.

Следовательно, прагматизм также известен как экспериментализм или консеквенциализм. Он называется экспериментализмом, потому что прагматики считают эксперимент единственным критерием истины. Для них Истина, Реальность. Добро или зло — все это относительные понятия. Эти понятия не являются предопределенными и абсолютными. Они доказаны собственным опытом человека.

Вышеизложенное ясно показывает, что прагматизм очень тесно связан с человеческой жизнью и человеческим благополучием. Именно поэтому ее также называют гуманистической философией жизни. В двух словах можно сказать, что там, где натурализм нейтралоцентричен, идеализм психоцентричен, а прагматизм антропоцентричен, согласно которому собственные переживания человека являются центрами реальности и истины.

Определение прагматизма

1. Согласно Дж. С. Росс , «Прагматизм — это по существу гуманистическая философия, утверждающая, что человек создает свои собственные ценности в ходе деятельности, что реальность все еще находится в процессе становления и ожидает своей части завершения от будущее, что в неустановленной степени наша истина является рукотворным продуктом».

2. Согласно Джеймсу Б. Претту , «прагматизм предлагает нам теорию значения, теорию истинности знания и теорию реальности».

Формы прагматизма

Существуют три формы прагматизма как

1. Гуманистический прагматизм:- Согласно его идеологии, только те вещи или принципы являются истинными, которые удовлетворяют потребности, потребности, стремления и цели человека существ и заботиться о благе человечества. Другими словами, истинно и реально только то, что удовлетворяет человеческую природу. Гуманистические прагматики верят: «Все, что соответствует моей цели, удовлетворяет мое желание, развивает мою жизнь, является правдой».

2. Экспериментальный прагматизм:- В соответствии с этой идеологией истинна та вещь или принцип, истинность которых может быть подтверждена экспериментом. Следовательно, согласно экспериментальным прагматикам, «все, что может быть подтверждено экспериментально, является истинным или то, что работает, является истинным».

3. Биологический прагматизм:- Согласно биологическому прагматизму, та сила или способность человека является ценной и важной, которая позволяет ему приспосабливаться к окружающей среде или дает ему возможность изменять окружающую среду в соответствии со своими нуждами и потребностями. главным героем этой идеологии был Джон Дьюи из Америки, который провозгласил. «По этому типу прагматизма тест обнаруживается в функции мышления, в приспособлении человеческого организма к окружающей его среде».

Принципы прагматизма

Ниже приведены основные принципы прагматизма-

1. Изменение природы истины:- Прагматики не верят в предопределенную истину. По их мнению, истина всегда меняется в зависимости от времени, места и ситуации. Они также верят, что то, что является верным для человека в определенное время, в определенном месте и ситуации, не обязательно должно быть верным для других» или для кого-либо еще в каком-либо другом месте или времени. вчерашний день не обязательно должен быть для него таким же сегодня или останется таким же на завтра».0013

2. Истина формируется своим результатом:- По мнению прагматиков, истина не является фиксированной и определенной сущностью. По их мнению, истина — понятие относительное, меняющееся в зависимости от стадий развития и ситуаций, с которыми сталкивается человек в процессе своего роста и прогресса. Главная причина этого в том, что изменение ситуаций порождает новые проблемы, которые необходимо решать новыми мыслями и новыми усилиями. Из этих мыслей истинна только та мысль из всего множества, которая служит решению задачи и достижению желаемого результата. Следовательно, прагматизм твердо придерживается мнения, что именно результат формирует или строит истину.

3. Проблемы как мотивы истины:- Согласно прагматизму, человеческая жизнь подобна лаборатории, в которой каждый человек проводит различные эксперименты для решения проблем, с которыми он сталкивается в ходе своего роста и развития. Успех эксперимента – это поиск истины. Следовательно, проблемы являются движущей силой поиска истины.

4. Акцент на социальных и демократических ценностях:- Прагматизм утверждает, что человек является социальным существом. он рождается в обществе и все его развитие происходит в обществе. Следовательно, прагматики поддерживают социальные и демократические взгляды и ценности.

5. Акцент на принципах полезности:- Прагматизм — это утилитаристская идеология, согласно которой реальность принципа заключается в его полезности. Любая идея или вещь, которая нам полезна, правильна и правильна. Если это бесполезно, то это неправильно, неправильно и не соответствует действительности. Другими словами, истинны только те идеи и вещи, которые полезны для человека. По словам Уильяма Джеймса: «Это правда, потому что это полезно».

6. Важность человеческой силы:- Прагматизм придает большое значение силе человека. В силу этой силы человек может создать среду, полезную, выгодную и способствующую его собственному развитию и благополучию общества.

7. Важность деятельности:- Прагматизм уделяет большое внимание деятельности, а не идеям. Прагматики придерживаются мнения, что идеи рождаются из деятельности. Человек — активное существо. Он учится на своей деятельности, которой он всегда занимается на своем длинном жизненном пути. Таким образом, наибольший вклад прагматизма в образование это принцип обучения действием.

8. Вера в настоящее и будущее:- Прагматизм не держится за прошлое. Согласно этой идеологии каждый человек должен решать проблемы своей настоящей и будущей жизни. Следовательно, настоящее и ближайшее будущее имеют большую ценность для человека. Прошлое мертво и ушло, говорит Прагматизм. Таким образом, бесполезно думать и говорить о том, что умерло и ушло.

Прагматизм и цели образования

В отличие от идеализма идеология не верит в заранее определенные и фиксированные цели жизни. Когда ничто не предопределено и абсолютно истинно, как могут быть предопределены цели образования? Прагматизм подчеркивает, что цели человеческой жизни всегда меняются со сменой времени, мест и обстоятельств.

По словам Джона Дьюи, «образование как таковое не имеет цели; образование — это абстрактная идея». Цели есть только у людей. А цели людей бесконечно разнообразны, различны у разных детей, меняются по мере взросления детей и их учителей.

Приведенное выше утверждение ясно показывает, что прагматизм не верит в фиксированные, предопределенные, конечные и общие цели образования для этой идеологии, если может быть какая-либо цель образования, это может быть согласно ниже. Для прагматизма единственная цель образования состоит в том, чтобы дать ребенку такое динамичное направление и руководство в соответствии с его естественными интересами, способностями и способностями в области академической деятельности, чтобы он рос и развивался все больше и больше и наделялся способностями противостоять постоянно меняющиеся проблемы и вызовы современной жизни, успешно ведущие к более счастливой, лучшей и богатой жизни.

Прагматизм и учебная программа

1. Принцип полезности:- Первый принцип прагматической учебной программы — это принцип полезности. В соответствии с этим принципом в учебную программу должны быть включены только те предметы, виды деятельности и опыт, которые полезны для нынешних потребностей ребенка, а также соответствуют будущим ожиданиям взрослой жизни. Как таковой Язык, Физическое благополучие. Физическая культура, география, история, естествознание, сельское хозяйство и домоводство для девочек должны быть включены в учебную программу. Он должен меняться в соответствии с меняющимися потребностями и требованиями меняющегося общества.

Согласно прагматизму, простое получение знаний ради знаний не является истинной целью образования. Согласно этой идеологии, различные аспекты воспитания, а именно — умственное, религиозное и эстетическое, — это различные способы человеческой деятельности. Прагматики твердо убеждены в том, что посредством этих различных видов деятельности человек создает свои собственные идеалы и ценности. По словам Джона Дьюи, «философия — это теория образования в самом общем смысле».

Характеристики прагматического образования

Ниже приведены основные характеристики прагматического образования-

1. Образование как жизнь:- Прагматики твердо верят, что старое и традиционное образование мертво и безжизненно. Она дает ребенку приготовленное знание, которое притупляет его исследовательский дух и делает его пассивным «получателем» без всякого динамизма и напора. Настоящие знания можно получить только путем деятельности, экспериментов и реального жизненного опыта.

2. Образование как рост:- Согласно прагматизму общество находится в процессе постоянных изменений. Образование также должно соответствовать своей деятельности и организации изменениям в обществе. Только тогда образование будет полезным процессом, обеспечивающим рост и развитие как личности, так и общества, неотъемлемой частью которого он является. Можно отметить, что процесс социального роста сегодня идет очень быстро по сравнению с условиями около шестидесяти лет назад.

3. Образование как непрерывная реконструкция опыта:- Прагматизм считает, что образование – это развитие, а не просто книжное знание. Прагматики твердо верят, что знание не фиксировано и не предопределено. Он меняется в зависимости от времени и обстоятельств.

Вышеприведенные принципы ясно показывают, что прагматики хотят создать такую ​​гибкую, динамичную и интегрированную учебную программу, которая все больше и больше помогает развивающемуся ребенку и меняющемуся обществу в соответствии с потребностями, требованиями и ситуациями.

Прагматизм и методы обучения

Как в области построения учебных программ, так и в области методологии прагматизм внес большой и очень важный вклад. Эта идеология не поддерживает никаких устаревших.

Прагматизм и Учитель

Согласно Прагматизму, учитель является другом, философом и проводником для детей. Таким образом, ему необходимы два качества, а именно: (1) способность вступать в близкие отношения с детьми, чтобы знать их интересы, и (2) полное понимание условий и ситуаций меняющегося общества. Согласно его идеологии, от учителя требуется ставить перед детьми такие задачи, соответствующие их интересам, чтобы они занимались решением задачи и собственными усилиями получали все больше и больше знаний. В то же время учитель также должен создавать такие ситуации, чтобы все дети могли развивать социальные интересы, взгляды и привычки на благо всего общества, неотъемлемой частью которого они являются.

Прагматизм и дисциплина

Прагматизм осуждает принудительную дисциплину и выступает за социальную дисциплину, основанную на интересах ребенка, деятельности и чувстве социальной ответственности. Согласно Джону Дьюи, дисциплина — это своего рода психическое состояние, в формировании которого большую роль играют социальные условия. Все эти факторы учитываются в методе проектов. Прагматизм выступает за слияние игры с работой. Такое слияние игры и работы разовьет в ребенке интерес и целеустремленность выполнять свою работу с радостью и рвением, не мешая работе других.

Это психическое состояние вселяет в человека серьезность, искренность и внимание к другим. Он разовьет уверенность в себе, самостоятельность, сотрудничество. сочувствие и сочувствие к другим. По мере развития этих социальных качеств у него разовьется чувство социальной дисциплины и морального долга по отношению к себе и другим. Следовательно, согласно прагматизму, школа должна предоставлять ребенку целенаправленный и благоприятный опыт в свободной и благоприятной атмосфере, чтобы у него развилось чувство социальной ответственности и он стал настоящим гражданином в реальном смысле этого слова.

Прагматизм и школа

Прагматики рассматривают школу как социальный институт, где ребенок получает реальный жизненный опыт, который развивает в нем социальное чувство и чувство долга перед обществом и нацией. Джон Дьюи утверждает, что школа — это общество в миниатюре, где ребенок получает реальный опыт действовать и вести себя в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.

Групповые игры, работа в лабораториях и занятия в библиотеках вместе с другими – это различные виды деятельности и опыт, которые прививают детям социальную позицию, дух взаимопомощи и совместной деятельности. Таким образом, согласно прагматизму, школа является не только центром образования, но и общественным центром различных видов деятельности и опыта. Джон Дьюи справедливо утверждает: «Школа должна быть истинным представителем общества».

6 Наиболее важные характеристики прагматизма

Характеристики прагматизма следующие:

1. Вера в демократию

Эта философия верит в гуманизм, который соответствует демократии. Прагматизм показывает свою глубокую веру в демократию, поскольку демократия — это образ жизни и дух обмена опытом.

Источник изображения: fmaonline.net/wp-content/uploads/2012/05/faith-road-sign-with-dramatic-clouds-and-sky.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Не верит в вечные ценности. Человек сам создает свои ценности. Ценности меняются в соответствии со сменой времени. Они относительные. Нет ничего во имя вечных ценностей. Истина — это то, что работает, служит какой-то цели и полезно человеку. Истина создана человеком, и ценности жизни и правды всегда меняются.

Это восстание против традиционализма. Эта философия находится на полпути между натурализмом и идеализмом. Он не верит ни в установленные верования, ни в объективную интерпретацию натурализма. Он делает упор на осуществимость вещей и действий.

2. Принцип полезности

Прагматизм верит в принцип полезности. Полезность — это мера точки зрения. Полезно то, что приносит удовлетворение. В соответствии с этим истинны только те идеи и вещи, которые полезны для человека.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

3. Мысль подчинена действию

Прагматизм считает, что мысль неразрывно связана с действием. Это придает высшую позицию действию.

4. Метафизика

Прагматизм считает материальный мир истинным. Она рассматривает человека как высшую личность. Он существо социальное и его развитие возможно только в обществе. Для него этот мир есть сочетание разных стихий. Он считает истину изменчивой.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:



Истина создана человеком. Меняется его форма и концепция. Прагматизм верит в силу Бога, если существование Бога способствует росту человека, в противном случае нет. Он делает акцент на действии и его последствиях. Он рассматривает реальность как процесс выполнения задачи.

5. Аксиология

Прагматизм не верит в вечные ценности. Человек сам создает ценности. Ценности не предопределены. Прагматики считают последствия основой выбора всех типов ценностей.

Если значения полезны, их выбор уместен, в противном случае нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *