Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Особенности мировоззрения обществознание: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение, его виды и формы. Обществознание ЕГЭ



Еще больше полезной информации в моем telegram-канале

Https://t.me/punsta Подписывайтесь!!!


 

13 сентября 2022

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Типы (формы) мировоззрения:

I.             Обыденное (житейское) – суеверия, стереотипы, народные приметы.

II.            Научное – основано на научных знаниях о мире.

III.          Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.

IV.          Мифологическое – основано на фантастическом повествовании о мире.

V.           Гуманистическое — основано на нормах человеколюбия.

Структура мировоззрения:

а) идеи и идеалы;

б) духовные ценности;

в) знания;

г) убеждения;

д) установки;

е) принципы.

Источники формирования мировоззрения:

               окружающие люди;

               система ценностей, принятая в обществе;

               наука и уровень знаний;

               быт и условия жизни;

               искусство.

Мировоззрение включает пять компонентов:

1.            Мироощущение – восприятие себя и окружающего мира на уровне чувств, эмоций.

2.            Мировосприятие – наглядные представления об окружающем мире.

3.            Миропонимание – восприятие мира на интеллектуальном уровне, осознание абстрактных идей, рационально-теоретическое мышление.

4.            Мироотношение – совокупность ценностных ориентиров человека.

5.            Менталитет – индивидуальные особенности психологии, сформированные в результате получения и анализа жизненного опыта, результат развития культуры и традиций.

Пути формирования мировоззрения: стихийный (случайно) и осознанный (целенаправленно).

Самосознание («Я – концепция») – это осознанное и зафиксированное представление человека о самом себе.

Социальное поведение – это поведение людей в обществе, их поступки.

Виды социального поведения:

Рациональное – продуманное поведение, направленное на получение максимальной пользы.

Иррациональное – необдуманное, импульсивное поведение.

Девиантное – отклоняющее поведение от общепринятого в обществе.

Деликвентное – противоправное поведение.

Конформное поведение — поведение индивида под влиянием давления общества «стадное чувство», отказ от своего мнения, своей индивидуальности в угоду другим.

Вернуться к списку

Мировоззрение кодификатора ЕГЭ обществознание | Презентация к уроку по обществознанию (11 класс):

Слайд 1

ПЛАН Понятие «мировоззрение» Уровни мировоззрения Мироощущение Мировосприятие Миропонимание Структура мировоззрения Знания Убеждения Идеалы Принципы Духовные ценности Идеи Особенности мировоззрения Всегда исторично Догматизм/скептицизм/разумный критицизм Связано с убеждением Определяет направленность личности Носители мировоззрения Личность Социальная группа Общество в целом Типологии мировоззрения По главенствующему явлению ( Теоцентризм / Антропоцентризм/ Природоцентризм / Социоцентризм / Наукоцентризм ) По соотношению с общественным прогрессом (Прогрессивное/реакционное) По отношению к преобразованиям (Революционное/консервативное) По оценке хода исторических событий ( оптимистическое/пессимистическое) По источнику (Обыденное/религиозное/философское/научное ) Роль мировоззрения в жизни человека

Слайд 3

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. 2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития. 3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер. 4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности. 5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».

Слайд 4

ыберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей. 2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности. 3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества. 4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности. 5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

Слайд 5

Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны 1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира. 2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями. 3) Мировоззрение проявляется в поступках человека. 4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека. 5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания.

Слайд 10

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Мировоззрение — это совокупность представлений, _______ (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _______ (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение — это основной _______ (В), мерило мыслей и поступков человека. В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека _______ (Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется _______ (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения». Список терминов: 1) миропонимание 2) врождённые инстинкты 3) понятийное мышление 4) чувственное постижение 5) представление 6) критерий 7) оценка 8) наблюдение 9) деятельность

Слайд 11

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения; − одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека. − одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.

Слайд 13

Приведите три примера проявления человека как личности

Слайд 14

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте одно предложение, раскрывающее роль мировоззрения в жизни человека.

Слайд 15

1)Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его роль, место в этом мире. 2) Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели в его теоретической и практической деятельности.

Слайд 16

1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения а) знания б) принципы в) идеалы г) идеи д) духовные ценности е) убеждения 3. Виды мировоззрения: а) обыденное б) религиозное в)философское г)научное 4. Роль мировоззрения в жизни человека.

Критическая задача: меняющееся мировоззрение


Студенты исследуют мировоззрение эпохи Возрождения, представленное в искусстве, науке, религии, политике, исследованиях и философии, чтобы определить, в какой степени эти влияния сформировали их личное мировоззрение.

Изучение личных взглядов на мир
Предложите учащимся провести пятиминутную «быструю запись» (письменный мозговой штурм), чтобы записать свои впечатления о ключевых элементах личного мировоззрения; например, взгляд на человеческую природу, взгляд на хорошую жизнь, отношения человека с природой.

См. «Понятие мировоззрения» (справочная информация) для объяснения ключевых элементов.

Поскольку некоторым учащимся могут быть неудобны одна или несколько тем, дайте им разрешение опустить один или несколько элементов.
Поощряйте студентов размышлять о влиянии, которое породило их взгляды; например, личный опыт, духовность, религия, родители, средства массовой информации, сверстники.

Вы можете использовать диаграмму, например следующую:

Элементы мировоззрения и влияния

Элементы мировоззрения

Основные убеждения о каждом элементе

Влияния, породившие эти убеждения

Взгляд на человеческую природу

 

 

Взгляд на хорошую жизнь

 

 

Равенство с другими

 

 

Ответственность перед другими

 

 

Отношения личности и государства

 

 

Отношения человека с природой

 

 

Источники этической мудрости

 

 

Сравнение личных мировоззрений
Попросите учащихся поделиться с партнером своим личным мировоззрением, ответив на следующие вопросы:

  • Что вы думаете о каждом элементе своего мировоззрения?
  • Какие факторы повлияли на ваши представления о каждом элементе?

Используйте ответы, чтобы проиллюстрировать сходство и различие мировоззрений учащихся и влияние, сформировавшее их мировоззрения.

Исследуйте мировоззрение эпохи Возрождения
Поручите учащимся работать в малых группах для изучения основных верований людей эпохи Возрождения в одной из следующих областей:

  • арт
  • литература
  • наука
  • религия
  • политика
  • разведка
  • философия.
  • Чтобы удовлетворить различные потребности в обучении, предоставьте информацию о каждой области.

    Предложите учащимся найти доказательства, подтверждающие выводы о взглядах людей эпохи Возрождения на следующие элементы мировоззрения:

    • взгляд на человеческую природу
    • взгляд на хорошую жизнь
    • равенство с другими
    • обязанности перед другими
    • отношения между личностью и государством
    • отношения человека с природой
    • источника этической мудрости.

    Изучение выводов о мировоззрении эпохи Возрождения
    Предложите студентам изучить ключевые убеждения людей эпохи Возрождения по каждому из этих элементов и найти подсказки относительно источников этих убеждений. Вы можете предложить учащимся записать их в таблицу, аналогичную приведенному ниже примеру.

    Следующий пример из философии иллюстрирует взаимосвязь между основными убеждениями и влияниями, формирующими эти убеждения.

    Философия Возрождения

    Элементы мировоззрения

    Основные убеждения о каждом элементе

    Влияние, породившее эти убеждения

    Взгляд на человеческую природу

    люди прекрасны (важно)

    древние греки/римляне

    Смотреть на хорошую жизнь

    улучшить свою станцию ​​(статус)

    Римляне, торговля

    Равенство с другими

    регулируется личной инициативой и статусом

    коммерция (спонсорство меценатов)

    Ответственность перед другими

    люди распоряжаются своей судьбой

    Древние греки/римляне или философы той эпохи (например, Платон; Святой Фома Мор

    Отношения личности и государства

    правительство имеет обязательства перед народом

    древние греки/римляне (например, Платон; святой Томас Мор)

    Отношения человека с природой

    человек властвует над природой

    Римляне, католическая церковь

    Источники этической мудрости

    Бог и Церковь

    Католическая церковь

    Используйте графический органайзер, чтобы сравнить взгляды на мир тогда и сейчас
    После того, как учащиеся завершили свое исследование, попросите их использовать графический органайзер, такой как диаграмма Венна, для сравнения сходств и различий между их собственным мировоззрением и основными убеждениями назначенной им области эпохи Возрождения.

    Вместе с классом просмотрите критерии эффективного сравнения, такие как:

    • степень различия
    • подтверждено доказательствами
    • ясно сказано.

    Определите, в какой степени идеи Ренессанса повлияли на мировоззрение личности
    Наконец, попросите учащихся определить, в какой степени идеи эпохи Возрождения сформировали их собственное мировоззрение, заполнив следующие основы предложений:

    .

    Когда я думаю об этих двух мировоззрениях…

    они почти одинаковые
    (характеристики лишь немного отличаются)

    есть отличия
    (большинство функций отличаются, но не настолько)

    они очень разные
    (большинство функций очень разные)

    Я так думаю, потому что _______________________________________________________.

    Возможно, вы захотите адаптировать схемы и стратегии из раздела «Сравнение различий» (вспомогательный материал) для структурирования и оценки этого упражнения.

    Расширение: создание значка или логотипа эпохи Возрождения
    Предложите учащимся самостоятельно создать значок или логотип, чтобы представить мировоззрение одной из следующих групп людей: художников, ученых, религиозных лидеров, политиков, исследователей или философов. Следуя представлениям значков или логотипов, определите как класс общие и уникальные черты мировоззрений этих групп.

    Расширение: Сравнение исторических мировоззрений
    Предложите учащимся использовать стратегии, обсуждаемые на этом уроке, для выявления и сравнения мировоззрений других исторических групп в период времени, охватываемый учебной программой 8-го класса. Студенты могут захотеть сравнить мировоззрения европейцев, японцев и ацтеков.

    Развитие философии и социальных наук с учетом китайского языка

    Развитие философии и социальных наук с учетом китайского языка*

    17 мая 2016 г.

    Отличительная черта и стиль философии и социальных наук страны являются результатом развития на определенном этапе, а значит, символ его зрелости, силы и уверенности в себе. В области философии и социальных наук в современном мире Китай занимает одно из первых мест по количеству исследователей и диссертаций, а также по вкладу правительства. Однако наше положение в области академических идей, мыслей, точек зрения и стандартов, а также наш голос в международных академических кругах по-прежнему несоизмеримы с нашей общей национальной мощью и международным статусом. Чтобы изменить эту ситуацию, мы должны развивать нашу философию и социальные науки, основанные на китайских условиях, учиться у других стран, проявлять гуманистическую заботу, исследовать историю, фокусироваться на настоящем и смотреть в будущее. Они должны демонстрировать характерные черты и стиль китайского языка в таких областях, как руководящие принципы, ряд дисциплин, академическая система и система дискурса.

    Какой должна быть философия и общественные науки с китайскими чертами? На мой взгляд, они имеют три признака.

    Во-первых, они охватывают все ресурсы и наследие и сохраняют свою китайскую идентичность.

    Статус философии и социальных наук является результатом слияния различных знаний, концепций, теорий и методов на протяжении всей истории. Поэтому наша философия и социальные науки должны наилучшим образом использовать различные ресурсы, древние и современные, китайские и иностранные, особенно следующие три:

    (1) Марксистские ресурсы. К ним относятся аксиомы марксизма, достижения адаптации марксизма к китайскому контексту и его культурным проявлениям — теории, руководящие принципы, принципы и политика КПК; путь, теоретические системы и институты китайского социализма; а также мысли и достижения в области философии и социальных наук, касающиеся экономики, политики, законодательства, культуры, общества, окружающей среды, дипломатии, национальной обороны и развития КПК Китая. Они составляют основное содержание философии и социальных наук с китайскими чертами. Они также являются самыми быстрорастущими областями китайской философии и социальных наук.

    (2) Лучшее из традиционной китайской культуры, ценный ресурс для развития философии и общественных наук с китайской спецификой.

    (3) Философия и социальные науки других стран, включая все полезные результаты исследований по всему миру, которые обеспечивают необходимое питание для философии и социальных наук с китайской спецификой.

    Мы должны сделать так, чтобы прошлое служило настоящему, а иностранцы служили Китаю, объединяя все доступные ресурсы для непрерывных инноваций в наших знаниях, теориях и методах. Мы должны учиться у других стран и смотреть в будущее, не отказываясь от своей истории и наследия. Внутренне мы должны провести тщательные исследования по ключевым вопросам, касающимся народного хозяйства и уровня жизни; внешне мы должны активно исследовать основные вопросы, касающиеся будущего человечества. Мы должны дать точную оценку тенденциям развития китайского социализма, наследуя и развивая лучшее из традиционной китайской культуры.

    Великолепная китайская культура, насчитывающая тысячи лет, предлагает благодатную почву для развития философии и социальных наук с китайскими чертами. Как я уже говорил в других случаях, благодаря территории в 9,6 миллиона квадратных километров, богатым культурным «питательным веществам», накопленным в результате длительных напряженных усилий, и огромной силе объединенного народа в 1,3 миллиарда человек, Китай может идти своим собственным путем. с большой решимостью, с безграничными горизонтами впереди и несравненной цивилизацией за спиной. Мы, китайцы, — каждый из нас — должны быть уверены в этом.

    Наша уверенность в нашем пути, в наших теориях и в нашей системе сводится к нашей уверенности в нашей культуре – существенной, основополагающей и непреходящей силе нации. И в это, и в прежнее время было доказано, что народ, отрекающийся или предающий свою историю и культуру, никак не может добиться развития и, что еще хуже, может столкнуться с трагическими последствиями.

    Богатые культурные традиции и система мышления с местными чертами воплощают в себе знания, мудрость и рациональное мышление, накопленные китайцами на протяжении тысячелетий. Они дают нам несравненную силу.

    Китайская цивилизация продолжает духовную и этическую линию китайской нации и ее народа. Его нужно передавать из поколения в поколение, идти в ногу со временем посредством инноваций, избавляться от несвежего и производить свежее. Мы должны прилагать больше усилий для поиска и разъяснения лучших элементов традиционной китайской культуры, акклиматизации основных культурных генов китайского народа к современной культуре и современному обществу, а также для продвижения тех культурных элементов, непреходящая привлекательность которых не поддается времени и границам и которые по-прежнему актуальны сегодня. .

    Мы должны продвигать вперед инновационную трансформацию и творческую эволюцию китайской цивилизации, чтобы повысить ее жизнеспособность, чтобы она могла обеспечить правильное руководство для человечества вместе с другими великолепными цивилизациями. Мы должны выдвигать концепции, предложения и программы по основным проблемам, стоящим перед Китаем и остальным миром, которые выражают китайскую позицию, китайскую мудрость и китайские ценности. В дополнение к китайским деликатесам, показанным в хорошо принятом документальном фильме «Укус Китая», мы также должны представить остальному миру академические круги, теории, философию и социальные науки Китая, создав образ Китая в процессе развития, открытого Китая и Китая, вносящего постоянный вклад в человеческую цивилизацию.

    Подчеркивая национальную идентичность нашей философии и социальных наук, мы не хотим отвергать результаты исследований других стран. Вместо этого мы должны провести сравнительный и критический анализ, прежде чем поглощать и расширять их, чтобы китайская философия и социальные науки могли лучше реагировать на текущие потребности национального и международного развития. Все, что уникально для одной нации, имеет большое значение для остального мира. Только после решения национальных проблем мы будем в лучшем положении для решения международных проблем. А анализируя отечественную практику, мы развиваем большую способность предлагать предложения и решения для глобальных проблем. Это закон эволюции от частного к всеобщему.

    Китайская философия и социальные науки должны основываться на национальных условиях, и в то же время открываться остальному миру, опираясь на хорошие теории, идеи и интеллектуальные достижения всего человечества. Но мы не можем закрепить ни одну из этих теорий, идей или интеллектуальных достижений в качестве единственного критерия или пытаться преобразовать мир одним-единственным способом. Иначе мы соскользнем в трясину механизма. Определенные теории, идеи и интеллектуальные достижения обозначают ход развития определенных стран и народов и имеют смысл в контексте определенного региона, культуры или истории. Смешно навязывать их всем странам и народам или использовать их для вынесения суждений о жизни людей и сведения их к одному формату. Мы должны анализировать и оценивать чужие теории, концепции, утверждения и методы, принимая то, что нам подходит, и отбрасывая то, что не подходит. Исследователи философии и социальных наук должны занять критическое отношение, самое ценное качество марксизма.

    Философия и социальные науки имеют широкую сферу, охватывающую различные дисциплины, каждая из которых имеет свою систему обучения и метод исследования. Мы должны изучать все системы обучения и методы исследования и учиться у хороших, а не отвергать их без разбора без проведения какого-либо анализа. Карл Маркс и Фридрих Энгельс широко опирались на творения своих предшественников в процессе создания своих собственных теоретических систем. Мы тоже должны хорошо использовать достойные системы обучения и эффективные методы современной науки, включая такие модели, как дедукция и количественный анализ. Но при этом мы должны помнить о своих корнях и сохранять здравый смысл.

    «Капитал» Маркса, «Об империализме» Владимира Ленина и серия отчетов о расследовании сельского Китая Мао Цзэдуна содержат большой объем статистических данных и информации, собранных в ходе полевых исследований. Мы должны придерживаться китайского мировоззрения и китайской методологии при решении внутренних проблем и предложении решения вопросов, касающихся всего человечества. Слепое преклонение перед чужими мыслями и методами без должного анализа лишает нас оригинальности, равно как и получение тех же выводов, что и иностранные исследователи, пользуясь их методами. Чтобы достичь оригинальных результатов, китайские исследователи должны опираться на реальность Китая, придерживаться практических, исторических, диалектических и перспектив развития, а также открывать, проверять и продвигать истину на практике.

    Во-вторых, философия и социальные науки с китайскими чертами должны демонстрировать оригинальность и дух времени.

    Бездумное подражание другим не может привести нас к философии и социальным наукам, адаптированным к нашим условиям, или решениям наших собственных проблем. Мао Цзэдун заметил еще в 1944 году: «Наша позиция заключается в критическом восприятии нашего собственного исторического наследия и чужой мысли. Мы против слепого принятия, равно как и слепого отрицания любых идей. Мы, китайцы, должны думать своими мозгами и должны решать для нас самих то, что может вырасти на нашей собственной земле».

    Мы должны выдвигать субъективные, оригинальные теории и взгляды на основе изучения китайских условий, строить дисциплинарные, академические и дискурсивные системы со своими особенностями. Это единственный способ для китайской философии и социальных наук развить независимые свойства и сильные стороны.

    Жизнь теории заключается в инновациях, которые являются вечной темой развития философии и социальных наук и необходимым условием социального, практического и исторического прогресса. По мере того как человеческое общество продолжает развиваться, возникают новые обстоятельства и новые проблемы. Одни из них можно решить с помощью имеющегося опыта и подходов, другие нет. Без создания и применения новых мыслей, концепций и методов посредством своевременного изучения теории будут бессильны перед лицом реальности, а философия и социальные науки будут хромыми и вялыми. Инновации в философии и социальных науках могут проявляться во многих формах. Это может означать открытие правила, основание школы мысли, иллюстрирование истины или поиск решения конкретной проблемы.

    Там, где начинается теоретическое мышление, решается, какие результаты будут достигнуты, а все теоретические инновации начинаются с конкретных проблем. Курс теоретических инноваций — это, в некотором смысле, курс выявления, просеивания, исследования и, в конечном счете, решения проблем. Карл Маркс проницательно писал: «… вопрос , а не ответ , составляет главную трудность… вопросов … это голоса времени…; они в высшей степени практические  высказывание, провозглашающее состояние своей души». Томмазо Кампанелла, Два трактата о правительстве Джон Локк, Дух законов Монтескье, Общественный договор Жан-Жак Руссо, Элементы философии права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, О войне Клаузевица, Исследование о природе и причинах богатства народов Адама Смита, Очерк принципа народонаселения Мальтуса , Общая теория занятости, процента и денег Кейнса, Теория экономического развития Йозефа Шумпетера, Экономика Пола Самуэльсона, Капитализм и свобода Милтона Фридмана и Экономический рост наций автора Саймон Кузнец. У меня сложилось впечатление, что они без исключения являются продуктом своего времени и результатом размышлений и углубления в известные конфликты и проблемы данного общества в данное время.

    С момента начала реформ и открытости Китай упорствовал в теоретических нововведениях, правильно отвечая на такие важные вопросы, как «что такое социализм», «как построить социализм», «какой партией должна быть КПК», «как строить КТК», и «какое развитие мы должны проводить и как мы можем этого добиться». Мы постоянно выдвигаем новые теории в свете новых практик, которые дают нам научное руководство при формулировании политики и продвижении нашей работы.

    Концепции и теории оригинальности и духа времени, созданные Китаем в последние годы, включают в себя те, которые касаются модернизации его системы управления и потенциала управления; развитие социалистической рыночной экономики, социалистической демократической политики и социалистической консультативной демократии; построение социалистической правовой системы с китайскими чертами; продвижение передовой социалистической культуры; воспитание и реализация основных социалистических ценностей; построение гармоничного социалистического общества, здоровой экологической среды и новой открытой экономической системы; реализация общей стратегии национальной безопасности; создание сообщества общего будущего для человечества; продвижение инициативы Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века; отстаивание общего блага и преследование общих интересов; укрепление управленческого потенциала партии; следовать китайскому пути создания более сильных вооруженных сил; и достижение целей партии в отношении армии в нынешнюю эпоху. Сектор философии и общественных наук Китая внес значительный вклад в развитие этих концепций и теорий и в процессе добился несравненного конкурентного преимущества.

    Широкие социальные изменения, которые переживает Китай, — это не просто расширение исторического и культурного опыта Китая, повторение социалистических практик другими странами или дублирование усилий по модернизации в других странах. Они также не могут быть легко вписаны в шаблон, разработанный более ранними авторами классиков марксизма. Таким образом, нет учебника заранее определенных решений, к которому мы могли бы обратиться.

    Китайская философия и социальные науки должны сосредоточиться на текущих начинаниях страны и углубиться в опыт реформ и развития Китая, чтобы найти новые материалы, выявить новые проблемы, создать новые идеи и найти новые теории. В то же время ему следует приложить больше усилий для систематического анализа практического опыта, накопленного Китаем в ходе его реформ, открытости и построения социалистической модернизации, для анализа и изучения таких важнейших вопросов, как социалистическая рыночная экономика, демократическая политика, передовая культура, гармоничная общество, экологическая среда и управленческий потенциал КПК, а также сбор и разъяснение новых концепций, новых идей и новых стратегий управления, выдвинутых ЦК КПК. При этом ожидается создание новых теорий, основанных на научном обосновании и новых практических методах. Это основное направление и приоритет построения китайской философии и социальных наук. Любой подход, который игнорирует меняющиеся обстоятельства или механически имитирует других, заведет нас в тупик.

    В-третьих, философия и социальные науки с китайскими чертами должны быть систематичными и профессиональными.

    Он должен охватывать историю, экономику, политику, культуру, общество, экологию, вооруженные силы и партийное развитие, а также охватывать традиционные предметы, новые предметы, передовые предметы, междисциплинарные предметы, а также менее популярные предметы. Ожидается, что они превратятся во всеобъемлющую систему обучения за счет постоянного улучшения и обновления основной дисциплинарной системы, академической системы и системы дискурса.

    На сегодняшний день китайская философия и социальные науки создали свою основную дисциплинарную систему, но некоторые неотложные вопросы все еще существуют. Например, некоторые предметы не имеют ничего общего с общественным развитием; первичная дисциплинарная система несовершенна; и новые и междисциплинарные предметы все еще слабы. То, что мы должны сделать дальше, — это опираться на наши сильные стороны, расширять области наших исследований, устранять наши слабости и в целом улучшать основную дисциплинарную систему. Для этой цели мы должны прежде всего усилить марксистскую тематику. Во-вторых, мы должны и дальше совершенствовать основные предметы, включая философию, историю, экономику, политологию, юриспруденцию, социологию, этнологию, журналистику, демографию, религиоведение и психологию, создавая основную дисциплинарную систему с китайскими чертами и международным значением. В-третьих, мы должны уделять большое внимание важным предметам, в которых мы сильны. В-четвертых, мы должны отдавать приоритет новым и междисциплинарным темам, имеющим большое практическое значение, которые предлагают потенциал для прорывов в китайской философии и социальных науках в целом. В-пятых, мы не должны пренебрегать более маргинальными предметами, имеющими высокую культурную ценность или имеющими отношение к китайскому наследию. Эти темы могут показаться далекими от сегодняшней повседневной жизни, но от этого они не менее актуальны. Как гласит китайская поговорка: страна содержит свою армию на тысячи дней для использования в однодневной битве. При необходимости их можно легко использовать. Некоторые предметы связаны с преемственностью культурного наследия Китая, например, изучение надписей на костях оракула и других древних письменностей. Мы должны серьезно относиться к этим предметам и следить за тем, чтобы над ними работали люди, которые передавали их из поколения в поколение.

    Таким образом, мы должны стремиться развивать сектор философии и социальных наук, в котором основные предметы являются надежными и полными, где у нас есть явное конкурентное преимущество по ключевым предметам, где новые и междисциплинарные предметы развиваются творчески, где менее популярные предметы даны должное академическое внимание от поколения к поколению, когда фундаментальные исследования и прикладные исследования дополняют друг друга, а академические исследования и применение результатов исследований взаимно усиливают друг друга.

    Дисциплинарная система неотделима от системы учебников, а по уровню развития они взаимозависимы. Исследования показывают, что почти все китайские университеты предлагают программы по философии и общественным наукам на уровне бакалавриата, а студенты, специализирующиеся в области гуманитарных наук, составляют значительную долю от общего числа учащихся. Эти студенты являются резервом для китайской философии и социальных наук. Однако они не могут выполнить миссию, если не сформируют правильное мировоззрение и методологию, не заложат прочный интеллектуальный фундамент в школьные годы.

    Программы высшего образования по философии и общественным наукам несут ответственность за воспитание людей высокого уровня. Они должны обращаться ко всем учащимся, помогая им воспитывать здоровое мировоззрение и взгляды на жизнь и ценности, благородный ум, сильный моральный характер и научное мышление, чтобы они могли расти здоровыми умом, телом и личностью. Хорошие учебники необходимы для подготовки будущих специалистов в области философии и социальных наук. Китай добился значительных успехов в этом отношении в ходе изучения и развития марксистских теорий. Но наша система учебников в целом еще слаба. Необходимо сделать больше, чтобы он мог оказывать более сильную поддержку развитию китайского социализма, выйти на передний план мировой академии и установить полный набор категорий.

    С этой целью необходимо внедрить механизмы и институциональные инновации в составление, распространение и применение учебников, задействовав инициативу всех заинтересованных сторон, включая ученых, школы и издателей.

    Для того чтобы китайская философия и общественные науки могли играть свою роль, также необходима более сильная система дискурса. Мы должны иметь больше права голоса, чем кто-либо другой, при толковании китайских практик и построении китайских теорий. Однако правда в том, что наш голос на международной арене все еще слаб, когда речь идет о философии и социальных науках, из-за нашей неспособности привести убедительные аргументы и охватить более широкую аудиторию. Чтобы исправить этот недостаток, мы должны отточить свои навыки в формулировании традиционных концепций и создании новых концепций, областей и выражений, которые могут быть легко поняты и приняты международным сообществом, тем самым побуждая международных ученых к соответствующим исследованиям и дискуссиям. Усилия в этом отношении должны начинаться с создания систематических теорий и концепций в каждой дисциплине. Мы также должны поощрять исследовательские институты философии и социальных наук вступать в международные академические организации и создавать их, поддерживать создание китайских исследовательских центров за рубежом и поощрять исследования иностранных ассоциаций и фондов по проблемам Китая. Кроме того, мы будем способствовать обмену мнениями между китайскими аналитическими центрами и их зарубежными коллегами и поощрять изучение Китая в других странах.

    Сектор философии и социальных наук Китая должен расширить свое международное влияние, сосредоточив внимание на вопросах, представляющих глобальный интерес, а также инициируя и возглавляя соответствующие исследовательские проекты. Он также должен приложить больше усилий для создания превосходных академических веб-сайтов и журналов на иностранных языках и помочь представить достижения китайских исследователей остальному миру, поддерживая их участие в международных семинарах и публикацию их исследовательских работ.

    Развитие философии и социальных наук с китайской спецификой — это систематический проект и трудная задача, требующая качественной разработки на высшем уровне и скоординированных усилий всех заинтересованных сторон. Мы должны запускать инновационные программы и создавать инновационные платформы, а также продвигать инновации во всех областях философии и социальных наук. Мы должны интенсифицировать и расширять исследования, пропаганду и образование марксистских теорий, в полной мере используя программы исследований и разработок в области марксистской теории, центры исследований китайских социалистических теорий, академии марксизма, а также газеты, периодические издания, веб-сайты и другие площадки для идейно-теоретической работы. Кроме того, Интернет и большие данные следует использовать для модернизации ИТ-инфраструктуры и приложений в области философии и социальных наук, в таких областях, как книги, досье, веб-сайты и базы данных.

    Необходимо ускорить строительство национального центра литературы по философии и общественным наукам, а также создать эффективную и доступную цифровую платформу для изучения философии и социальных наук, позволяющую обмениваться ресурсами. Системы распределения, предоставления и управления финансированием исследований должны быть обновлены, чтобы обеспечить более эффективное использование средств. Это включает в себя увеличение вклада, эффективное использование средств путем объединения бюджетных ассигнований с конкретными ассигнованиями, общего финансирования с конкурсным финансированием и государственных субсидий с общественными пожертвованиями. Между тем, необходимо установить авторитетную и прозрачную систему оценки и систему продвижения для эффективного выявления и распространения хороших результатов исследований.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *