Речевое общение — виды, этикет, особенности, речевые средства
Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.
Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения. Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально. Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.
Этикет речевого общения
Речевой этикет и правила общения представляют собой систему норм вербального поведения и неизменные формулы вежливых коммуникаций. Владение этикетом вербального общения помогает приобретению авторитета, рождает доверие и уважительное отношение. Освоение канонов вербального этикета, их соблюдение, способствует ощущению быть уверенным человеком, не испытывать чувство неловкости и трудностей в общении.
Обязательное следование этикету речевого общения в деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о личности и о компании в целом, поддерживает ее положительный и привлекательный имидж.
Этикет речевого общения обусловлен национальной спецификой, так как каждый народ в процессе своей эволюции вырабатывал собственную систему правил вербального поведения. В нашем современном социуме особую ценность являют собой такие качества, как корректность, такт, предупредительность, учтивость, терпимость, доброжелательность, выдержка.
Тактичностью называется этический канон, предполагающий понимание говорящим партнера по взаимодействию, избегание неуместных реплик и вопросов, обсуждения неприятных тем.
Предупредительность предполагает умение предвосхищать возможные вопросительные реплики и пожелания партнера по коммуникации, готовность детально обговорить с ним все существенные для разговора моменты.
Терпимость предполагает под собой спокойное отношение к вероятным разногласиям в позициях и взглядах, избегание резкой критичности в суждениях. Необходимо уважать воззрения других личностей, стремиться постигнуть, почему именно у них сформировалась та или иная позиция. С терпимостью тесно взаимосвязано такое личностное качество как выдержанность, которая представляет собой умение спокойно и выдержанно реагировать на внезапные или нетактичные и вопросительные реплики собеседника.
Доброжелательность необходима не только в отношении к партнерам по коммуникациям, но и в процессе самой беседы, в ее форме и содержании, в выборе слов и интонации.
Этикет вербальных коммуникаций имеет тесную связь с этикой, которая предписывает каноны нравственного поведения. Этикет предполагает использование в вербальных коммуникациях определенных стилей поведения и внешне выраженных формул вежливости в конкретных вербальных действиях.
Следование требованиям этикета будет считаться обманом окружающих и лицемерием при нарушении норм этики. Одновременно с этим этичное поведение, которое не сопровождается соблюдением канонов этикета, неминуемо произведет неблагоприятное впечатление и приведет к сомнениям в нравственных качественных характеристиках индивида. Поэтому при устных коммуникациях необходимо следовать целому комплексу этических и этикетных канонов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такой комплекс предполагает, во-первых, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику. Категорически запрещено наносить собеседнику при помощи вербальных средств оскорбления, обиды, выражать пренебрежение. Также рекомендуется в разговоре избегать прямых негативных оценок личности собеседника, оценивать разрешается только лишь конкретные поступки, при этом соблюдая тактичность.
В интеллигентном общении образованных индивидов недопустимо использование грубых слов, матерных выражений, высокомерия, развязных формул речи. В практическом аспекте подобные речевые формулировки также считаются неуместными, так как они никогда не приведут к достижению нужных результатов общения.
Вежливость в коммуникативном взаимодействии направлена на понимание ситуации в целом, учет возрастной категории, половой принадлежности, профессионального и общественного положения собеседника. Перечисленные факторы обусловливают степень официальности коммуникаций, определяют выбор этикетных формул, подходящих тем для обсуждения.
Говорящему партнеру необходимо быть скромным в самооценивании, стараться не навязывать личных суждений, сторониться излишней категоричности и ультимативности в речи.
Кроме этого, следует направить все внимание на партнера по коммуникациям, показывать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес той или иной темой. Также необходимо учитывать возможности собеседника воспринимать и понимать значение высказываний говорящего. Поэтому следует в процессе монолога дать ему время «отдышаться» и сосредоточиться. С этой целью нужно избегать чересчур длинных высказываний, полезно делать небольшие интервалы в процессе разговора, употреблять вербальные формулы поддержания контакта. Нормы общения обусловливают также и поведение слушающего.
Речевой этикет и правила общения для слушающего, во-первых, предполагают необходимость потратить время и отложить дела, для того чтобы иметь возможность выслушать говорящего.
В процессе слушания человек должен относиться к говорящему уважительно и терпеливо, при этом стремиться внимательно выслушать всю информацию до конца. В официальном вербальном общении абсолютно неприемлемо перебивать партнера по коммуникации, в ходе его монолога вставлять различные замечания, особенно такие, которые негативно характеризуют суждения и просьбы говорящего. Слушающий, так же как и говорящий, должен акцентировать внимание на своем собеседнике, подчеркивать собственную заинтересованность во взаимодействии с ним.
Речевой этикет, правила общения и нормы этики охватывают также и письменную речь.
Речевые средства общения
Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Речь и речевое общение
Речь – это важнейший компонент коммуникативного взаимодействия людей, который служит для выражения их мыслей, эмоциональных настроений, целей и планов. С помощью речевого общения индивид имеет возможность взаимодействовать с окружающим социумом. Любая речь ориентирована на интеллект, чувства, намерения и желания слушателей.
В контексте коммуникативного вербального взаимодействия речь характеризуется рядом психологических свойств, отражающих индивидуальные (персональные) и групповые (коллективные) характерные черты людей, которые вступили в вербальное взаимодействие. К ним относят информативность, ясность, содержательность, выразительность, воздейственность. Перечисленные свойства обуславливаются различными умениями, такими как логично изъясняться, добиваться смыслового единства фраз, употреблять паралингвистические средства, применять кинетические приемы, использовать экстралингвистические детали коммуникации.
Внешнее выражение чувств и эмоциональных состояний, а также отношение самого говорящего в отношении того, что он говорит, называется выразительностью речи. К инструментам выразительности относят мимику и жесты, ритмичность, интонацию, акценты, интервалы и ударения, афоризмы и шутки. Некоторые люди, к сожалению, оправдывают грубые слова и использование матерных выражений во время беседы этим свойством речи. Они считают ненормативную лексику неотъемлемой частью языковой системы, что накладывает отпечаток в целом на речевую культуру и этикет.
Информативность речи обусловлена важностью озвучиваемого сообщения для собеседников. Ярким примером низкой информативности материала служат следующие высказывания: «вода мокрая», «рыба водится в воде» и т. п. Информативность речи увеличивается на 15% при грамотном использовании интонаций и пауз.
Воздейственность речи представляет собой возможность ее воздействия на партнеров по коммуникациям, направляет их мысли и действия в нужную сторону.
Речевое общение служит для выражения конкретного коммуникативного замысла говорящего и состоит из коммуникативных составляющих, имеющих разные функции. Условием результативной коммуникации является сложная, многоплановая категория, которая представляет собой единство лингвистического понимания, культурологического и социального знания, психологического опыта.
Эффективное речевое общение предполагает не только овладение языковым и лингвистическим мастерством, но и знаниями, связанными с пониманием закономерностей вербальной коммуникации в цельности и взаимосвязанности всех ее компонентов, а именно материальной и духовной культуры языка, структурно-содержательного устройства деятельности общения; социокультурные каноны и модели вербальной коммуникации и др.
Виды речевого общения
Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.
Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.
Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.
Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.
Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.
Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.
Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.
Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.
Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.
Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.
Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.
Культура общения и речевой этикет
Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.
Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.
Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.
Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.
Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.
Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.
Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.
Особенности речевого общения
Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.
Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.
Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т. п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.
Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психологические особенности речевого общения — Студопедия
Поделись
Общие принципы речевого общения.
Речевые стратегии деловых разговоров.
Правила подготовки публичного выступления.
Слово обозначает предмет, процесс и отношение. Слово в контексте понимается нами как информация, имеющая познавательный, ценностный и личный смысл. Любое сообщение имеет содержание, цель, мотивы и раскрывает личность собеседника.
Речевое общение непрерывно. Мы все время что-то говорим друг другу. При этом, мы иногда говорим осознанно, но бессознательно оговариваемся. Например, называем партнера именем другого человека. Иногда мы нарочито оговариваемся, рассчитывая, что партнер поймет намек, или неформально сообщаемую информацию. Часто мы оговариваемся ненарочито, но тут же осознаем оплошность и пытаемся ее поправить. Кроме того, мы неверно понимаем рациональное содержание информации, неправильно ее интерпретируем, ложно воспринимаем эмоциональное содержание речи. Специалисты утверждают, что, если «задуманное» принять за 100 %, то после «сформулировано», «высказано», «услышано», «понято» в «памяти остается» всего 24 %. Отсюда, всеобщее увлечение чтением невербальных знаков, которое приносит не слишком много пользы, поскольку нет никакой однозначной и типичной для всех связи между содержанием и формой выражения психических состояний. Вы можете наверняка определить, что человек волнуется, но при этом ошибиться и принять простое возбуждение за раздражение или протест против Вас лично.
Что вообще означает – понять другого человека? Необходимо – выделить информацию, осмыслить ее и адекватно на нее ответить. По выражению немецкого философа Мартина Хайдеггера «Язык говорит сам», то есть подбор слов не является случайным, а выражает наше отношение к передаваемому сообщению и к партнеру.
Существуют формы речевого общения, которым можно научить и стоит учиться. Во-первых, это речевой этикет, во-вторых, умение задавать вопросы, в-третьих, навыки публичного выступления, в-четвертых, особенности разговора по телефону, и в-пятых, поведение в деловом разговоре. Специалисты определяют: разговор – ситуационный контакт, а беседа – предметный разговор, спор – доказательство истинности собственного мнения, дискуссия – обмен мнениями, а полемика – борьба мнений, доведенная до конфликта оснований.
В ситуации делового общения мы используем «речь в социально ориентированном общении». Речь обслуживает совместную деятельность. Поэтому ее использование регламентировано рядом правил.
Принцип кооперации:
– Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;
– Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;
– Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке понятном собеседникам.
Принцип вежливости:
– Общение прерывается по общему согласию;
– Соблюдаются общие правила речевого этикета;
– Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.
Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.
10 основных качеств хорошей речи
Устное общение является старейшим и наиболее широко используемым средством общения. Это может происходить в разных формах, и речь – одна из них. Речь, как правило, является наиболее эффективным средством передачи сообщения на собраниях, семинарах, конференциях и т. д. Под речью понимается передача сообщения из уст в уста или произнесенные слова перед аудиторией, собравшейся на собрании, семинаре или конференции.
С помощью речи оратор может представить свое мнение и мысли по любому вопросу большому количеству аудиторий одновременно.
Поэтому он широко используется для передачи устных сообщений на деловых, общественных, политических и религиозных собраниях.
Речь представляет собой строго структурированную форму обращения, в которой говорящий обращается к аудитории, собравшейся, чтобы услышать сообщение.
По крайней мере, мы можем сказать, что речь — это своего рода официальное обращение к аудитории, собравшейся в каком-то месте, чтобы услышать сообщение.
Связано с: 7С делового общения
Что есть в хорошей речи?
Хорошая речь обладает 10 качествами, позволяющими эффективно донести сообщение устно или произнесенными словами перед аудиторией, собравшейся на совещании, семинаре или конференции.
Речь – эффективное средство устного общения. Он доставляется перед большим собранием.
Таким образом, речь служит важным средством представления информации на собраниях, политических или деловых собраниях.
Однако речь становится эффективной, если она соответствует следующим характеристикам:
- Ясность
Ясность — неотъемлемая часть хорошей речи. Речь должна быть ясной и недвусмысленной, чтобы аудитория могла легко ее понять. Если он недостаточно ясен, чтобы выразить смысл аудитории, он станет неэффективным. - Определенность сообщения
Сообщение речи должно быть определенным и относящимся к теме. - Краткость
Зрители теряют терпение от длинной речи. Поэтому речь должна быть максимально лаконичной. Однако он не должен быть неполным. - Интересно
Выступление должно быть произнесено интересно и приятно, чтобы аудитория была заинтересована в том, чтобы обратить на него внимание. Для того чтобы сделать выступление интересным, можно привести различные истории, примеры, цитаты, анекдоты. - Неформальное общение
Хотя речь является формальным обращением, она должна быть представлена в личной и неформальной форме. - Учитывая аудиторию
Речь обращена к определенной аудитории. Таким образом, оратор должен активно учитывать ожидания, интерес и характер аудитории. - Медленная речь
Идеальная речь — та, которая произносится медленно и обычным тоном. Это помогает аудитории четко слышать и понимать сообщение. - Без эмоций
Еще одна важная черта хорошей речи – она должна быть произнесена непредвзято и неэмоционально. Эмоции говорящего могут отвлечь его от основной темы. - Использование языка тела
Хорошая речь сочетается с необходимым языком тела. Поэтому во время произнесения речи говорящий должен использовать различные невербальные сигналы. - Обеспечение участия аудитории
Хорошая речь та, которая обеспечивает участие аудитории вместе с выступающим. Это означает, что аудитория обеспечит свое внимание эффективным слушанием, выражением солидарности с речью и так далее.
Если ваша речь не соответствует этим качествам, она потеряет свою остроту.
Несмотря на некоторые ограничения речи; если все сделано достаточно хорошо, вы заставите аудиторию перевернуть землю для вас.
8 ключевых элементов высокоэффективной речи… и почему ваши слова почти ничего не значат!
Эндрю Ньюберг, доктор медицинских наук, и Марк Уолдман, авторы книги «Слова могут изменить ваш мозг». : «Нейропластические механизмы, имеющие отношение к растущему числу эмпирических исследований способности направленного внимания и умственных усилий, систематически изменяют функцию мозга».
Увлекательно? Едва ли! Фактически, большинство слов, которые вы читаете, едва запоминаются в вашем мозгу, а большинство слов, которые вы произносите, едва запоминаются в мозгу слушателя. Фактически, исследования показывают, что слова являются наименее важной частью общения, когда вы разговариваете с другими людьми лицом к лицу. Итак, перед тем, как произнести еще одно слово другому человеку, запомните этот список из 8 ключевых элементов высокоэффективной речи:
1. Нежный зрительный контакт
2. Доброе выражение лица
3. Warm tone of voice
4. Expressive hand and body gestures
5. Relaxed disposition
6. Slow speech rate
7. Brevity
8 . Сами слова
Эффективное общение основано на доверии, и если мы не доверяем говорящему, мы не будем слушать его слова. Доверие начинается со зрительного контакта, потому что нам нужно видеть лицо человека, чтобы оценить, лжет он или нет. На самом деле, когда за нами наблюдают, сотрудничество усиливается. Когда за нами не наблюдают, люди ведут себя более эгоистично и нечестно.
Мягкий зрительный контакт повышает доверие и побуждает к сотрудничеству в будущем, а счастливый взгляд увеличивает эмоциональное доверие.
Однако если мы увидим на лице говорящего хоть немного злости или страха, наше доверие быстро уменьшится. Но вы не можете подделать доверие, потому что мышцы вокруг рта и глаз, отражающие удовлетворенность и искренность, непроизвольны. Решение: если вы думаете о ком-то, кого любите, или о событии, которое принесло вам глубокую радость и удовлетворение, на вашем лице появится улыбка «Мона Лизы», а мышцы вокруг глаз смягчятся.Тон вашего голоса не менее важен, когда дело доходит до понимания того, что на самом деле пытается сказать человек. Если выражение лица выражает одну эмоцию, а тон передает другую, в мозгу возникает нервный диссонанс, вызывающий у человека замешательство. Результат: доверие подрывается, подозрительность возрастает, а сотрудничество уменьшается.
Исследователи из Университета Амстердама обнаружили, что выражения гнева, презрения, отвращения, страха, печали и удивления лучше передаются через тон голоса, чем через выражение лица, тогда как лицо более точно передает выражения радости, гордости и смущения.
Вы можете легко тренировать свой голос, чтобы вызывать у других больше доверия, и все, что вам нужно сделать, это замедлить темп и снизить тон. Это было проверено в Хьюстонском университете: когда врачи снижали скорость и высоту речи, особенно при сообщении плохих новостей, слушатель воспринимал их «как более заботливых и сочувствующих». Тед Капчук из Гарварда также обнаружил, что использование теплого голоса удваивает целительную силу терапевтического лечения.
Если вы хотите выразить радость, ваш голос должен становиться все более мелодичным, а о грусти говорить ровным и монотонным голосом. Когда мы злимся, взволнованы или напуганы, мы повышаем высоту и интенсивность нашего голоса, и скорость и тон сильно варьируются. Однако, если эмоция не соответствует словам, которые вы используете, это создаст путаницу у слушателя.
Жесты, и особенно движения рук, также важны, потому что они помогают управлять центрами понимания языка в вашем мозгу. Фактически, ваш мозг должен интегрировать как звуки, так и движения тела говорящего, чтобы точно воспринимать то, что имеется в виду. С эволюционной точки зрения речь возникла из жестов рук, и оба они происходят из одной и той же языковой области мозга. Если наши слова и жесты несовместимы, это создаст путаницу в мозгу слушателя. Наше предложение: потренируйтесь говорить перед зеркалом, сознательно используя руки для «описания» слов, которые вы произносите.
Степень вашего расслабления также отражается на языке вашего тела, выражении лица и тоне голоса, и любая форма напряжения будет передавать сообщение о недоверии. Почему? Ваш стресс сообщает мозгу наблюдателя, что, возможно, что-то не так, и это стимулирует слушателя к защитной позе. Исследования показывают, что даже одноминутное упражнение на расслабление повышает активность тех частей мозга, которые контролируют речь, общение, социальную осведомленность, регуляцию настроения и принятие решений. Таким образом, непринужденная беседа способствует большей близости и сопереживанию. Стресс, однако, заставляет нас говорить слишком много, потому что он мешает нашей способности говорить ясно.
Когда говоришь, медленнее! Медленный темп речи повысит способность слушателя понимать то, что вы говорите, и это верно как для молодых, так и для пожилых людей. Более медленная речь также укрепит уважение этого человека к вам. Говорить медленно не так естественно, как может показаться, и в детстве мы автоматически говорим быстро. Но вы можете научить себя и своих детей замедляться, сознательно сократив скорость речи вдвое. Медленный голос оказывает успокаивающее действие на человека, который испытывает тревогу, тогда как громкий быстрый голос вызывает возбуждение, гнев или страх.
Попробуйте этот эксперимент: объединитесь с партнером и говорите так медленно, чтобы… вы… оставили… 5… секунд… тишины… между… каждым… словом. Вы осознаете свою негативную внутреннюю речь, которая говорит вам, что вы должны болтать бесконечно и как можно быстрее. Это ловушка, потому что мозг слушателя может вспомнить только около 10 секунд контента! Вот почему, когда мы обучаем людей сострадательному общению, мы просим участников говорить только одно предложение за раз, медленно, а затем внимательно слушать, пока другой человек говорит в течение десяти секунд или меньше. Это упражнение повысит ваше общее осознание важности первых 7 элементов высокоэффективного общения. Тогда и только тогда вы по-настоящему поймете более глубокий смысл, который вкладывается в каждое слово, произнесенное другими.
А как насчет письменного общения, когда у вас есть доступ только к словам? Когда дело доходит до взаимопонимания, написанное слово меркнет по сравнению с речью. Чтобы компенсировать это, ваш мозг накладывает на слова произвольное значение. Вы, читатель, придаете словам эмоциональное воздействие, которое часто отличается от задуманного автором, поэтому так много переписки по электронной почте неправильно истолковывается. И если писатель не заполнит пробелы конкретными эмоциональными словами и описательной речью — повествованием — читатель воспримет ваше письмо как плоское, скучное, сухое и, возможно, более негативное, чем вы предполагали.