Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

От чего зависит мышление: Мышление – Гуманитарный портал

Мышление – Гуманитарный портал

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения. В мышлении человек рассматривает интересующий его предмет в связях, которые не даны ему в непосредственном восприятии. В этом плане мышление представляет собой особого рода «реконструкцию» форм функционирования или изменения предмета, выходящую за рамки его непосредственной данности. В мышлении человек сопоставляет своё поведение с поведением других людей, он может рассматривать себя и свои возможности с позиций и точек зрения других людей, использовать такое рассмотрение для применения своих действий, и для конструирования связей своего бытия. Мышление есть деятельная способность, с помощью которой человек может осуществлять особого рода преобразования объектов, не производя в них реальных изменений и не совершая реальных действий с ними.

Такая — «идеальная» (по терминологии Э. В. Ильенкова) — деятельность мышления является условием функционирования социальных структур, воспроизводства социальных связей, сохранения и развития культуры.

Мышление может выражаться разными способами с точки зрения взаимодействия внутренних процессов и внешних действий, а также синтеза и взаимодействия чувственных и нечувственных компонентов:

  1. Мышление на основе восприятия. Оно выражается в переструктурировании поля восприятия, как с помощью перцептивных действий, так и посредством внешних действий субъекта. Восприятие может относиться как к обычным предметам опыта, так и к искусственно созданным предметам.
  2. Мышление на основе наглядных представлений. Комбинирование этих представлений, их разделение и синтез могут выступать средствами решения проблем, а в некоторых случаях играют ведущую роль.
  3. Мышление на основе языка. Оно может выражаться как в виде внешне выраженной речи, (диалога, полилога), так и в виде внутренней речи, размышления «про себя».
    Мышление такого рода может быть ненаглядным, использовать понятия, непосредственно не соотносимые с восприятием или представлением. Исторически именно этот частный вид мышления — ненаглядное мышление «про себя» — считался выражением существа мышления.

Мышление является одним из основных предметов философствования, присутствуя в его структуре с момента возникновения философии как таковой (см. Философия), а его проблематика часто оказывается в центре философских дискуссий между различными школами, подходами и в периоды смены философских и научных парадигм. В философской традиции, изначально разделяющей познание на чувственное и рациональное (логическое), мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное

отражение реальности непосредственному (см. Знание). Мышление изучается логикой, психологией, лингвистикой и многими другими науками. Философские исследования мышления так или иначе всегда были связаны с вопросом о логике мышления. В отличие от логики как самостоятельной дисциплины (см.  Логика), занимающейся структурами мышления, выраженными в рассуждениях, философию интересовали вопросы связи мышления с бытием и деятельностью человеческого индивида, с развитием общества, с функционированием культуры.

Основоположник Афинской философской школы Анаксагор в рамках своего учения о вечных элементах мира вводит категорию с близким мышлению семантическим содержанием — нус, которая выступает как первоначало мирового порядка. Анаксагоровская категория больше не встречается в философии, но этим было положено начало традиции мыслить мышление как субстанцию, какими бы терминами оно в дальнейшем ни именовалось: логос, софия, чистый разум и тому подобные. Идея субстанциональности мышления была органична для «физики» досократовского периода античной философии, затем менялись формы представления субстанции мышления в метафизических системах. Наиболее популярными были системы, разделившие мир на умопостигаемый и нравственный (Платон) или как состоящий из двух субстанций (мышление и материя) у Р.

 Декарта, как вариант — два модуса одной субстанции у Б. Спинозы. Аристотель впервые обратился к мышлению не с метафизической установкой, а с технической. Имея дело с софистикой и с развитым мышлением платоновской философии Аристотель предпринял попытку формализации мышления через нормировку и задание системы правил. Так был сформирован корпус «Органона» с «Аналитиками, «Топикой» и «Метафизикой». После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном мышлении, и о правильном и неправильном в самом мышлении. До «Аналитик» и «Метафизики» можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод. В античной математике был принят методологический принцип доказательства, а сами аристотелевские «Аналитики» были положены в основание нормативной
формальной логики
(см. Логика формальная). Далее нормировкой правильного мышления занималась логика, в основе которой лежала силлогистика Аристотеля, совершенствовавшаяся и формализуемая многими поколениями античных и средневековых логиков. Начиная с Нового времени техническое отношение к мышлению находило выражение в изобретениях новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик.

Рассмотрение в философии мышления, прежде всего с точки зрения его логики, естественно выдвигало на первый план исследование связей между понятиями. Связи между другими образами и формами, фактически обеспечивающими переживание индивидами своего бытия, возможность их общения, воспроизведение и изменение их предметной обстановки, в философии учитывались явно недостаточно. Структуры повседневного опыта людей — причём структуры весьма различные, — ориентирующие взаимодействия людей и их самоопределение, трактовались сквозь призму общих форм как более или менее логичные. Мышление в разных вариациях философствования (здесь имеется в виду главным образом европейская «классическая» философия) оказывалось обобщением человеческого опыта или приобщением человека к неким всеобщим формам разумной деятельности. Тема развития мышления, предполагавшая сопоставление различных мыслящих субъектов, также развёртывалась на основе признания универсальных форм познания и логики, которые может осваивать (или не осваивать) человеческий разум, присоединять (или не присоединять) к своей деятельности человеческий субъект.

Различия мышления научного и профанного, культурного и «варварского» во многом определялись убеждением в том, что единство мышления зиждется на универсальных формах.

Мышление, структурированное всеобщими категориями и законами, рассматривалось не только как средство проникновения человека в различные сферы бытия, но и как связь (точнее, социальная связь), обеспечивающая преемственность культуры, сохранение её норм, а следовательно — и возможности взаимопонимания между людьми, взаимосогласованного их поведения. Воспроизведение европейской культуры в значительной мере понималось именно как сохранение логики мышления с помощью общих категорий, понятий, определений. Мышление же по большей части выступало в роли логики обобщения, сводящего различия индивидуальных явлений к правилу, закономерности, тенденции. Понятие, вырастающее из обобщения, оказывалось вместе с тем и культурной формой, общезначимой нормой, соединяющей поведение и мышление людей. Эта традиция фактически воспрепятствовала развитию в философии логики индивидуального, особенного, конкретного, идеи, к развёртыванию которой были близки В.

 Дильтей, В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Вопрос о мысли, вырастающей в мышление о конкретном, особенном, целостном был фактически сформулирован уже к середине XIX века в немецкой классической философии (Г. В. Лейбниц, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, Ф. В. Й. Шеллинг, К. Маркс). Однако в распространившихся в конце XIX века вульгарных версиях гегельянства и марксизма идея мышления о конкретном была сведена к идее диалектики как логики всеобщего. Так эта традиция сомкнулась с традицией понимания мышления как оперирования общими понятиями и всеобщими определениями, в крайних догматических вариантах — как использования готовых мыслительных форм в познании, образовании, построении практических действий. Реакцией на эту традицию явились попытки рассматривать и формулировать мышление на основе идей, что были определены Дильтеем, Риккертом и Виндельбандом, и, соответственно, — потребностями понимания конкретных индивидов, событий, групп, субкультур.

Хотя «понимание» на первых порах трактовалось по преимуществу психологически, как взаимодействие индивидов на уровне «обмена» чувствами, мотивациями, предпочтениями, в дальнейшем его истолкование стало сближаться с философской традицией описания мышления. Поскольку наиболее важным моментом понимания оказывается подстановка субъектом себя на место другого (как средство «вживания» в структуры его психики и мышления), постольку выявляются непсихологические моменты понимания, необходимость мыслительного, рационального, логического определения среды понимания, его конкретного контекста. Мышление в этом плане выступает в роли инструмента, определяющего временные и пространственные формы, задающие систему понимания, его общезначимые параметры, «картину» ситуации, которой пользуются взаимодействующие субъекты. Под знаком этой задачи возникает традиционный вопрос о категориях мышления, но подход к категориям оказывается нетрадиционным, ибо суть вопроса — не всеобщая природа категорий, а их «естественное» функционирование во взаимодействиях субъектов, их роль в упорядочивании или выстраивании контекста межсубъектных связей. В понимании, трактуемом достаточно широко, образ «другого» оказывается нетождественным образу другого индивида: в разных познавательных и практических ситуациях в этом качестве могут выступать группы, субкультуры, художественные или религиозные направления, предельные мыслительные характеристики мироздания, доступные человеку.

Возникает естественная потребность преобразования мыслительных форм, их выведения за пределы обычного опыта, а стало быть — использования рационально-логических средств и культуры оперирования этими средствами, созданной философией.

Вплоть до XX века мышление представлялось философам гомогенным и гомоморфным процессом. Поэтому всегда предпринимались попытки либо искусственно выработать единые его правила, либо установить законы процесса мышления и на их основе определить для него соответствующие нормы (классическая логика, математика, грамматика). В XX веке основная проблематика мышления перемещается из плоскости соотнесения мысли индивида с универсальными формами разумности в многомерное пространство взаимодействия человеческой мысли с разными способами практического и духовного освоения мира, с разными, характеризующимися собственной логикой бытия, «классическими» и «неклассическими» объектами и процессом их познания. Культура перестаёт быть внешним ориентиром мышления и становится его внутренней формой. Более того, этот «поворот» обнаруживает, что и прежде культура была «внутренней формой», «настраивающей» и «выстраивающей» мышление, хотя она иногда — как, например, в европейской рациональности, — и выступала в превращённой форме некоей привилегированной или универсальной логики.

Переход от одномерного к многомерному и плюралистическому представлению о мышлении выявил проблему его эволюции, периодизации этого процесса, выделения типов мышления и разных способов их взаимодействия. Вопрос о мышлении включается в исследования, описывающие разные типы социальности и связанные с ними культуры мышления. Однако предметная и дисциплинарная организация науки, философии и европейской рациональности в целом оказалась устаревшей перед лицом задач исследования мышления. Требовались новые формы синтеза и конфигурирования областей знания и методов. Продолжение исследований мышления в рамках одного предмета (например психологии, логики или кибернетики) вели к очевидному редукционизму. В свою очередь, сами объекты и предметы конкретных наук стали трактоваться не как объекты природы, а как организованности мышления, а само мышление выступать как центральный момент познавательной деятельности. Не подвергавшиеся ранее критике представление о спонтанности и естественности мышления, его индивидуальном характере, о локализации его в сознании или в психике перестали быть адекватными поставленным проблемам. Наряду с этим стало понятно, что мышление может быть специально организовано как трансперсональный процесс в деятельности, диалоге (полилоге) или в игре. Предпринимались разные попытки организации мышления без преодоления редукционизма (разнообразные технологии мышления), разрабатывались различные программы для решения прикладных задач, в которых мышление организовывалось (или «улавливалось») теми или иными косвенными способами (Think Thanks, Манхэттенский проект, Римский клуб, Тэвистокские сессии, Кремниевая долина и другие).

Отдельная линия в исследовании процессов мышления проводилась в психологии, которая претендовала на выявление его закономерностей как реально протекающего процесса. До начала XX века в целом считалось, что мышление не может исследоваться методами научной психологии, поскольку рефлексия и интроспекция нивелируют сам процесс мышления, а исследователю доступны только знаки уже осуществлённого мышления, что, таким образом, выходит за пределы предмета психологии. Современные психологические школы имеют несомненные достижения в исследовании феноменальной стороны процесса мышления (О. Кюльпе, М. Вертхеймер, К. Дункер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, когнитивная психология и гештальтизм).

В течение многих лет мышление было предметом интенсивного изучения в Советском Союзе, особенно в 1960–1980-х годах. Оригинальная программа, синтезирующая знания и подходы разных предметов и дисциплин под задачу исследования мышления была сформулирована в 1950-х годах в Московском методологическом кружке (Г. П. Щедровицкий, Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили) в процессе разработки содержательно-генетической логики. С конца 1970-х годов эта программа разрабатывается как системо-мыследеятельностная методология (см. СМД-методология) на основе онтологических и организационных представлений о мыследеятельности. Влиятельные школы сложились также в российской психологии, где проблематика мышления разрабатывалась на основе разных теоретических программ и экспериментальных исследований. Толчок для многих таких разработок дал в начале 1930-х годов в своей книге «Мышление и речь» Л. С. Выготский. Отталкиваясь от ряда идей Л. С. Выготского, А Н. Леонтьев сформулировал программу экспериментального исследования мышления. Эта линия была продолжена в работах П. Я. Гальперина (концепция формирования умственных действий), В. В. Давыдова (исследование формирования разных видов обобщения в обучении), О. К. Тихомирова (проблема целеполагания в процессе мышления) и других. С. Л. Рубинштейн развил теорию мышления как аналитико-синтетической деятельности и как процесса. Эта программа получила дальнейшее развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях А. В. Брушлинского, К. А. Славской и других.

  • Абульханова-Славская К. А. Мысль в действии. — М., 1967.
  • Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979.
  • Брунер Дж. Мышление. — В книге: Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
  • Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. — М., 1982.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. — М., 1989.
  • Выготский Л. С. Мышление и речь. — В книге: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тт., т. 2. — М., 1982.
  • Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — В книге: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
  • Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. — М., 1984.
  • Кедров Б. М. Проблемы логики и методологии наук. — Избранные труды. — М., 1990.
  • Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. — М., 1973.
  • Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
  • Леонтьев А. Н. Мышление. — В книге: Философская Энциклопедия, т. 3. — М., 1964.
  • Лефевр В. А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. — М., 1991.
  • Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. — М., 1968.
  • Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. Беседы. — М., 2000.
  • Михайлов Ф. Т. Общественное сознание, самосознание индивида. — М., 1980.
  • Ньюэлл А., Саймон Г. GPS — программа, моделирующая процесс человеческого мышления. — Вычислительные машины и мышление. — М., 1967.
  • Пиаже Ж. Психология интеллекта. — М., 1969.
  • Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рижский Философский симпозиум. — Liepnieks & Ritups, 2002.
  • Райл Г. Понятие сознания. — М., 2000.
  • Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.
  • Сёрль Дж. Р. Сознание, мозг и наука. — М., 1993.
  • Сёрль Дж. Р. Проблема сознания. — М., 2003.
  • Стёпин В. С. Теоретическое знание. — М., 2000.
  • Садовский В. Н. К целостной концепции искусственного интеллекта. — В книге: Искусственный интеллект и проблемы организации знаний. Сборник трудов ВНИИСИ, выпуск 8. — М., 1991.
  • Таванец П. В. Вопросы теории суждения. — М., 1955.
  • Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 2002.
  • Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. — М., 1969.
  • Туровский М. Б. Труд и мышление. — М., 1963.
  • Уинстон П. Искусственный интеллект. — М., 1980.
  • Финн В. К. Интеллектуальные системы: проблемы их развития и социальные последствия.  — В книге: Будущее искусственного интеллекта. — М., 1991.
  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1977.
  • Хант Э., Ховленд К. Машинная модель формирования человеческих понятий. — Вычислительные машины и мышление. — М., 1967.
  • Хант Э. Искусственный интеллект. — М., 1978.
  • Швырёв В. С. Методологический анализ науки. — В книге: Философия, методология, наука. — М., 1972.
  • Швырёв В. С. Живое созерцание и абстрактное мышление, эмпирическое и теоретическое знание и познание. — В книге: Теория познания в 4-х тт., т. 3. — М., 1993.
  • Шенк Р., Хантер Л. Познать механизмы мышления. — Реальность и прогнозы искусственного интеллекта.  — М., 1987.
  • Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М., 1995.
  • Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М., 1997.
  • Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении. Цикл лекций. — В книге: Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 6. — М., 2003.
  • Эндрю А. Искусственный интеллект. — М., 1985.
  • Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания. — М., 2004.
  • Юм Д. Исследования о человеческом познании. — Сочинения в 2-х тт., т. 2. — М., 1965.
  • Юнгер Ф. Г. Язык и мышление. — СПб., 2005.

От чего зависит быстрое мышление

От чего зависит быстрое мышление. Новое исследование ученых из медицинской школы NUS Yong Loo Lin о том,как мозг формирует нейронные связи.

Помните, как учителя в школе некоторых учеников  называли  медлительными? Это часто используемое описание человека, которому требуется немного больше времени для обработки информации, теперь имеет научную основу.

Ученые из медицинской школы NUS Yong Loo Lin под руководством д-ра Саджикумар Шридхарен провели исследование, которое было опубликовано в международном журнале Proceedings Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки (PNAS) 1 марта 2019 года. Они обнаружили, что скорость, с которой человек способен воспринимать, обрабатывать, понимать, хранить и использовать информацию, зависит от скорости и времени запуска нейронов в мозге. Чем меньше разрыв между запуском одного нейрона и другого, тем больше скорость, с которой информация принимается, хранится и обрабатывается. Другими словами, когда дело доходит до быстроты мышления, время имеет решающее значение.

Способность адаптироваться и приобретать опыт – одна из самых интригующих особенностей человеческого мозга. Этот захватывающий орган состоит из миллиардов нейронов, которые, в свою очередь, связаны со многими другими клетками. Физические связи между нейронами, называемые синапсами, – это «общение» нейронов друг с другом. Синапсы удивительно пластичны, эти соединения могут динамически усиливаться или ослабляться в ответ на поступающую информацию. Такие изменения в эффективности синапсов лежат в основе обучения и формирования памяти в мозге.

Команда NUS обнаружила, что нейроны в гиппокампе – отделе мозга, критическом для памяти и когнитивных процессов – используют удивительно широкий спектр механизмов обучения. Одна такая форма обучения, называемая «пластичность, зависящая от времени спайка» (STDP), зависит от времени каждой пары электрических пиков (электрическая активность, используемая для передачи информации внутри нейронов) в пресинаптическом нейроне и постсинаптическом нейроне.  Электрический скачок в пресинаптическом нейроне стимулирует нейрон высвобождать нейротрансмиттеры, которые перемещаются через синапс, чтобы активировать постсинаптический нейрон, где информация преобразуется обратно в электрический скачок. Когда пре- и постсинаптические нейроны активны одновременно (с интервалом менее 30 миллисекунд), между ними устанавливается связь.

Кроме того, исследователи продемонстрировали, что, когда пре- и постсинаптические всплески происходят одновременно (или в пределах десятков миллисекунд друг от друга), имеет место увеличение силы синапса, которое сохраняется до 4 часов, и синапс может даже усилить слабую информацию, чтобы она сохранялась. Эффект был специфическим, работая только для усиления этого синапса, а не для усиления изменений в других синапсах. Это исследование показывает, насколько важны доли секунды в активности нейронов для формирования обработки информации в мозге.

Модель STDP была предложена для объяснения  пространственной и временной последовательности.  Кроме того, модель STDP оказывается полезной в различных ситуациях, когда идентификация объекта и принятие решения должны быть выполнены быстро – например, реакция на действие соперника в спортивной игре, или идентификация друга или врага. Например, когда мяч летит к нам, мы должны определить объект и его траекторию движения за очень короткое время, чтобы быстро принять меры, выполнив правильное движение в игре. Точно так же, когда мы сталкиваемся с другим человеком, мы должны быстро решить, другом или врагом он является. Это  требует скоординированных действий различных областей мозга в пределах временного интервала активности, объяснённого STDP.

Также исследователи выяснили, что, к  сожалению, способность мозга меняться в ответ на информационный поток, требующий быстрой реакции, отсутствует в мозге, пораженном болезнью Альцгеймера, так как гиппокамп  при этой болезни сильно повреждён.

Полное понимание факторов, которые формируют нейронные связи, имеет решающее значение для нашего понимания обработки информации в мозге.  Это также помогает нам понять, как формируются воспоминания. Кроме того, твердое понимание этих нейронных вычислительных правил может помочь в создании технологии искусственного интеллекта, например, глубоких нейронных сетей.

Говоря о пользе данного исследования, д-р Саджикумар отметил: «В случае расстройства аутистического спектра некоторые нейронные системы более активны, чем другие. Это может быть причиной того, что некоторые аутичные люди хороши в определенных задачах, таких как искусство или математика, но испытывают трудности в социализации. Использование искусственного интеллекта предоставит возможность идентифицировать нейронные сети, которые более или менее активны, и поможет нормализовать их функционирование, используя правила STDP »

Основываясь на этом улучшенном понимании того, как нормальный мозг вычисляет информацию и учится, исследователи могут определить механизмы дальнейшего изучения и помощи, например, в таких состояниях, как шизофрения, депрессия, потеря сна, инсульт, хроническая боль, неспособность к обучению и болезнь Альцгеймера. Кроме того результаты данного исследования будут полезны при разработки новых методик направленных на развитие мышления.

Источник истории:

https://www.sciencedaily.com

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Как думает мозг?

Внутри разума

Наш мозг не может все тщательно анализировать. Вот как они все это продумывают.

Shutterstock

Тайлер Дэниел Андерсон-Зиг

Ревущий звук наполняет воздух , и небольшой объект проносится по небу. Люди в толпе поднимают глаза, и три голоса кричат: «Смотрите! Высоко в небе! Это птица!» «Это самолет!» «Это Супермен!»

Тот же объект, то же небо. Это даже тот самый рев. Так почему же три человека, ставшие свидетелями одного и того же события, приходят к разным выводам?

Ответ на этот вопрос заключается в том, как устроен наш мозг. Мы ощущаем и интерпретируем мир вокруг нас, основываясь на том, что мы уже знаем, хотя иногда то, что мы знаем, ошибочно.

Проблема мышления

Мир запутан и занят. Наш мозг должен понимать это, обрабатывая нескончаемый поток информации. В идеале — потому что это было бы наиболее точным — наш мозг все тщательно анализировал. Однако они не могут, потому что это слишком непрактично.

Другие приматы часто весьма разумны, включая макаки. Shutterstock

Обдумывание требует времени, и наши решения часто должны быть быстрыми. Вы должны немедленно знать, что нужно быстро переходить дорогу — даже бежать — когда вы слышите быстро приближающийся автомобиль.

Мышление также использует энергию — или умственные способности — а наш мозг имеет лишь ограниченный запас. Анализ всего быстро истощит наши энергетические запасы.

Эти ограничения представляют собой проблему мышления: нашему мозгу просто не хватает ресурсов, чтобы понять мир, не прибегая к каким-то умственным сокращениям.

Наш умный, ленивый мозг

Наш мозг находит кратчайший путь для решения проблемы мышления, полагаясь на мысли, уже хранящиеся в нашем уме, называемые схемами. Схемы выполняют обработку для мозга, как автозаполнение, но для мышления.

Использование схем более эффективно, чем анализ каждого аспекта каждого момента. Они позволяют нашему мозгу обрабатывать больше информации с меньшими усилиями, экономя энергию мозга для других важных размышлений и решения проблем.

Если бы вы однажды ночью вышли на улицу и увидели это, что бы вы подумали? Это может зависеть от того, что вы уже знаете. Shutterstock

Наш мозг как библиотека

Схемы — это строительные блоки наших знаний о мире. Наш мозг полагается на разные типы схем, чтобы понять разные типы ситуаций.

Схемы подобны книгам в вашем уме, которые рассказывают вам, что представляют собой различные объекты и что они делают. Схема птицы, например, может говорить, что птицы — это «маленькие животные», «имеют крылья» и «могут летать». Вместе все известные вам объекты образуют коллекцию книг, которые в вашем воображении заполняют полки библиотеки.

Наш мозг доверяет тому, что говорят нам эти книги или схемы, когда мы пытаемся понять объекты в нашем окружении. Сделать это намного быстрее и проще, чем заново анализировать их особенности, и вывод обычно — но не всегда — один и тот же.

Я вижу вещи иначе, чем вы?

Точны ли наши суждения, зависит от схем или книг, доступных в наших ментальных библиотеках.

Когда наш мозг пытается понять незнакомые объекты, он должен полагаться на схему для другого, но похожего объекта, потому что правильная схема недоступна. Если объект и выбранная схема близко совпадают, наш мозг без особых усилий — но неточно — предполагает, что эти два объекта одинаковы.

Человек, который никогда не видел летучую мышь, может предположить, что летучая мышь — это птица, потому что черты летучей мыши и их схема для птицы схожи: оба — маленькие животные с крыльями и могут летать. Наш мозг допускает случайные неточности.

Нет никакой ошибки в морской свинке. Но согласились бы вы, если бы никогда не видели его раньше? Shutterstock

Для двух человек, которые думали, что Супермен был птицей или самолетом, ни один из них не видел Супермена раньше, поэтому ни один из них не мог полагаться на схему Супермена. Вместо этого их мозг без особых усилий выбирал схемы для птиц и самолетов, потому что эти схемы наиболее точно соответствовали объекту в небе.

Их мозг делал быстрые предположения, основанные на несовершенных знаниях. Человеческий мозг «думал», что видит что-то одно, но в интересах быстрого и эффективного мышления совершил ошибку. Нет ничего плохого в том, чтобы думать, что Супермен — это птица или самолет, даже если это не так. Достаточно одной встречи с Суперменом, чтобы создать новую схему и навсегда изменить ваше мышление.

Эта статья была первоначально опубликована на Разговор по Тайлер Даниэль Андерсон-Зиг в Университете Южной Каролины. Прочтите оригинальную статью здесь . Похожие теги:

  • 69 814

    ПРОСМОТРОВ

    То, на чем вы сосредотачиваетесь, становится могущественным. Послание реально и подкреплено серьезной наукой. Это называется нейропластичностью, зависящей от опыта. Исследования вокруг него загорелись, и результаты убедительны. Последствия для всех нас глубоки.

    В основе исследования лежит открытие, что опыт меняет мозг. Просто подумайте об этом на минутку: у вас есть невероятная способность изменять свой мозг благодаря своему опыту. Вплоть до последнего десятилетия или около того считалось, что мозг практически не изменился и не поддается влиянию или изменениям. Теперь мы знаем, что это просто неправда.

    У каждого из нас есть мозг, который должен быть податливым, пластичным и открытым для нашего влияния. Он постоянно совершенствуется, чтобы быть лучшим для нас. Наш опыт является топливом для этого формирования, и все, что мы видим, чувствуем, переживаем, чувствуем и делаем, медленно, но верно меняет архитектуру нашего мозга, посылая нам мягкие инструкции о том, как он может построить, чтобы наилучшим образом поддерживать нас.

    Как это работает?

    Между стенками нашего черепа миллиарды нейронов (клеток головного мозга) работают вместе, чтобы сформировать из нас людей, которыми мы являемся. Разные нейроны отвечают за разные части нашего опыта, будь то еда, осязание, сон, ощущение угрозы, возбуждение, влюбленность, правописание, смех, запоминание, обучение, забота — вы поняли идею. Быть человеком сложно, и всем этим управляет наш мозг — неудивительно, что мы все еще открываем его секреты.

    Каждый раз, когда вы получаете опыт, соответствующие нейроны включаются и начинают активироваться. Когда это происходит, нейронные связи становятся сильнее, и начинают расти новые синапсы.

    Пока читаешь это, в голове летают искры. Около 100 миллиардов нейронов ждут и готовы действовать, но не все из них будут задействованы. Те, которые будут зависеть от вашего опыта. Нейроны, которые связаны с вашим непосредственным опытом — что вы чувствуете, думаете, видите, ощущаете, делаете, переживаете, — активируются, и новые связи начинают формироваться в течение нескольких минут. Чем больше связаны нейроны, чем сильнее эта область мозга, тем более отзывчивой и эффективной она будет.

    Нейроны, которые не нужны, со временем отомрут. Это увядание является нормальным и здоровым, и это один из способов, которым мозг становится наиболее эффективным. Вы не можете отрастить края головы, чтобы ваш мозг занимал какую-то драгоценную недвижимость. Пространство зарезервировано для нейронов, которые вам нужны больше всего — тех, которые будут лучше всего поддерживать вас, учитывая жизнь, которой вы живете.

    Каждый раз, когда мы получаем опыт, активируются соответствующие нейроны. Каждый раз, когда они активируются, они немного повышаются в порядке важности. Повторение или продление опыта сохранит связи между нейронами сильными и обеспечит их сохранение. Вот почему, например, мы можем произносить алфавит, не думая. Это не потому, что мы родились гениями-малышами с милой буквой, отпечатанной в нашем мозгу. Это потому, что на протяжении всего нашего детства мы поем песенку с алфавитом, и ее поют нам так много раз, что соответствующие нейроны постоянно активируются достаточно, чтобы в конечном итоге сформировать прочные связи.

    Опыт не просто влияет на изменения, создавая новые связи и укрепляя существующие. Похоже, что он также проникает в наши гены (крошечные атомы ДНК внутри ядер нейронов) и меняет способ их функционирования. Например, регулярная практика осознанности повысит активность генов, которые способны смягчить стрессовую реакцию в пылу момента, что в конечном итоге сделает вас более способными справляться со стрессом.

    Все, что вы испытываете, каким-то образом меняет физическую структуру вашего мозга. То, что вы делаете, люди, с которыми вы проводите время, каждое чувство, мысль и автоматический опыт будут влиять на работу вашего мозга, чтобы сделать вас тем, кто вы есть, и повлиять на то, кем вы можете стать.

    Мозги могут измениться. Позвольте мне рассказать вам правдивую историю …

    Группа нейробиологов хотела изучить, как может меняться мозг. Для этого они призвали лондонских таксистов и сделали серьезные снимки мозга.

    Чтобы стать лондонским таксистом, потенциальные таксисты должны пройти «Знание». Это тест на память, и это один из самых сложных тестов в мире. Он включает в себя запоминание не менее 320 основных маршрутов, 25 000 улиц в пределах этих маршрутов и около 20 000 ориентиров и достопримечательностей. Обычно это занимает около 4 лет упорного обучения, и в конце его те, кто проделал работу, в конечном итоге получают что-то вроде дорожной карты Лондона, отпечатанной в их мозгах.

    Серия сканирований мозга, проведенных на группе водителей после их обучения, показала, что их мозг фактически изменился, чтобы поддерживать их обучение. До обучения часть их мозга, отвечающая за пространственную память (задний гиппокамп), была почти такой же, как и у всех остальных. Перенесемся к концу тренировки, и оказалось, что он значительно больше. Чем дольше таксист работал, тем больше была эта часть его мозга. Обучение и повторяющийся опыт изменили мозг в соответствии с работой, для которой он был нужен.

    Почему ТАК важно осознанно относиться к тому, с кем ты и что ты делаешь.

    Опыт имеет значение. Они имеют значение в данный момент и в том, как они могут изменить мозг за пределами непосредственного момента.

    Ваш мозг будет строиться и изменяться, хотите вы этого или нет. Очень важно строить его в том направлении, в котором вы хотите его строить. Думайте об этом как о пометке на странице. Сначала отметина может быть настолько слабой, что даже не будет заметна, но продолжайте двигаться по отметке, даже при малейшем надавливании, и эта отметина станет более четкой и постоянной. Ваше внимание и фокус всегда будут на чем-то — может быть, во многих местах — а это значит, что постоянно происходят проводки и выстрелы, усиливая то, что есть, или создавая что-то новое.

    Если вы не намеренно и сознательно формируете свой мозг, другие люди и опыт сделают это за вас. Опыт, ситуации и люди — положительные или отрицательные — оставят неизгладимый след в вашем мозгу благодаря усилению нервных путей.

    Целенаправленно относясь к своему опыту и опыту, который вы повторяете или проводите дольше, вы можете иметь прямое влияние на то, как ваш мозг укрепляется и растет, а также на пути, которые, скорее всего, выдержат, — но это требует преднамеренных и сознательных усилий. .

    То, на чем вы концентрируетесь, определяет те части вашего мозга, которые активизируются, соединяются и укрепляются. Затем, когда эти части мозга включаются и нейроны начинают активироваться, устанавливаются прочные связи, укрепляющие воспоминания и влияющие на то, что мозг будет делать в будущем (положительно или отрицательно).

    Если вы позволите своему разуму сосредоточиться на самокритике, ненависти к себе, боли, бедствии, стрессе, беспокойстве, страхе, сожалении, вине, эти чувства и мысли будут формировать ваш мозг. Вы будете более уязвимы для беспокойства, депрессии, беспокойства и с большей вероятностью заметите негативные стороны ситуации, сформулируете ситуацию в негативном ключе и будете сбиты с толку тем, что вы могли или должны были сделать.

    С другой стороны, если вы сосредоточитесь на положительных чувствах и создадите ситуации с уклоном в сторону позитива, в конечном итоге ваш мозг примет форму, отражающую это, установив и укрепив связи вокруг устойчивости, оптимизма, благодарности, положительных эмоций и самоконтроля. почитать.

    Способность изменить ваш мозг. У всех нас есть это. Вот как это использовать.

    Мы запрограммированы замечать угрозы и плохие чувства. Это совершенно нормально и здорово, и это то, что поддерживает нашу жизнь на протяжении тысячелетий. Мы, люди, гениальны, когда дело доходит до замечания плохого, его анализа и удержания, пока мы не научимся чему-то из этого. Это называется негативным уклоном, и он очень силен.

    Проблема в том, что, хотя это наш очень человеческий способ замечать плохое, также по-человечески упускать хорошее из виду. Нет ничего необычного в том, что в день хороших разговоров, замечательных людей и обогащающих впечатлений ваш разум будет придерживаться одного аргумента, одного неудачного телефонного звонка или одного придурка, который перешел вам дорогу. Представьте, что могло бы быть наоборот, когда хорошее прилипает, а плохое соскальзывает в зону «не имеет значения». Поскольку мы, люди, могущественные существа, мы можем сделать это лучше, чем воображать — мы можем это сделать, но для этого требуется сильный и преднамеренный толчок, и это нормально — потому что это есть в каждом из нас.

    Во-первых, мы должны переключиться на хорошее и осознанно подмечать положительные переживания. Это может быть сложнее, чем кажется, особенно если ваш мозг, как и многие прекрасные человеческие мозги, хорошо обучен замечать плохое.

    Когда на вашем радаре появляется что-то хорошее, пусть ваш разум сосредоточится на нем достаточно долго, чтобы нейроны в вашем мозгу активировались. Не просто замечайте это, чувствуйте это. Удерживайте ее не менее 20 секунд. По прошествии этого времени опыт будет жестко закреплен в вашем мозгу, запуская нейроны и укрепляя связи, которые в конечном итоге сформируют ваш опыт.

    Это начнет расти в этих частях вашего мозга и сформирует мозг, способный замечать хорошее, реагировать на плохое и двигаться вперед, а не стоять на месте.

    Если положительный опыт еще не готов и ждет вас впереди, сделайте все возможное, чтобы создать его. Он не должен быть монументальным. Попробуйте вызвать воспоминание, послушать песню, позвонить по телефону, организовать встречу, поиграть или сделать что-то, что заставляет вас чувствовать себя взлелеянным. Когда вы это сделаете, сделайте так, чтобы это чувство осталось. Он может захотеть исчезнуть, но не позволяйте ему, не сразу.

    Как и любая привычка, замечание хорошего требует времени, чтобы стать автоматическим. Обратите внимание, как быстро вы замечаете плохое и отпускаете хорошее. Будьте осмотрительны в уравновешивании вещей и постепенно, это само по себе также изменит ваш мозг.

    Значит ли это, что негативные чувства запрещены?

    Негативные чувства никогда не проходят. Преднамеренное сосредоточение внимания на положительном не означает, что мы должны притворяться, что отрицательного не существует. Негативные чувства тоже важны и заслуживают того, чтобы быть там. Они побуждают нас уйти, когда нам нужно пространство для исцеления, они предупреждают нас о проблемных людях или ситуациях и действуют как предупреждающий знак. Отрицательные чувства следует уважать так же, как и положительные, но они будут иметь свою цену, если им позволят взять верх.

    Нейроны, которые активируются вместе, объединяются и вызывают длительные изменения в мозге. Пребывание в плохих чувствах сверх их полезности нанесет вред. Это как проходить снова и снова через метку, которая не служит никакой полезной цели, кроме того, чтобы держать рану открытой. Каждый раз, когда вы проходите через это, вы делаете его немного тяжелее, немного сильнее, немного труднее для вас, чтобы существовать без его влияния.

    Всегда нормально чувствовать плохое, сидеть с ним и исследовать мудрость, которая в нем заключена. Мудрость всегда будет где-то там. Конечно, избегание негативных эмоций будет иметь свою цену.

    Чтобы негатив не убегал и не наносил урон, активно работайте над балансом везде, где это возможно. Найдите время, чтобы сосредоточиться на своей стойкости, своей смелости, своей силе, своей внутренней мудрости. Если вы чувствуете себя одиноким, уделите время воспоминаниям или людям, которые любят и ценят вас. Будь то текст «привет», приглашение, фотография, воспоминание. Если вы чувствуете себя истощенным, найдите время, чтобы воспользоваться опытом, который питает вас.

    Когда случаются переживания, позвольте чувствам оставаться достаточно долго, чтобы они могли выполнить свою важную работу. Замечайте плохое, чувствуйте его, пусть оно принесет вам новую мудрость, но не смотрите на него в зеркало заднего вида, когда вокруг вас есть другие вещи, которые могут начать двигать вас вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *