Цели и мотивы — Чёрным по белому — LiveJournal
WIKI: “Мотив часто путают с потребностьюицелью, однако потребность— это, по сути, неосознаваемое желание устранитьдискомфорт, а цель— результат сознательного целеполагания, выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Например: жажда— этопотребность, желание утолить жажду— это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется— это мотив.”
По сути, мотивация это инструмент, с помощью которого можно достичь определенной цели, а также это и сам процесс. Однако, первична не цель, а потребность. Если потребность нельзя реализовать прямо сейчас по каким-либо причинам, то тогда и формируется цель, а уже средства достижения цели на разных этапах могут быть различными. Эти средства и есть мотив, а действие, направленное непосредственно на достижение цели – это мотивация. Вроде я ничего не перепутал =)
В это контексте сложно понять такой термин, как «мотивы преступления», ведь в этом случае мотивом является способ осуществления преступления, а не подразумевающиеся по контексту побудительные основания к реализации такового. Возможно, здесь речь идёт опять-таки о подмене понятий, но настолько глубоко я не «копал».
В современном мире все цели можно условно упростить до четырёх: власть, богатство, знание и творчество. При желании даже можно расширить этот список смертными грехами, но речь сейчас не о конкретных пунктах списка, а о понимании структуры.
Проблема заключается в том, что выбрать можно только один пункт. Это чтобы эффективно его достигать. Можно и несколько выбрать, но, как говорится, «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Всё упирается, как я всегда говорю, в приоритеты. Это как с той задачкой: можно выполнить работу быстро, дёшево и качественно, но выбрать можно только два пункта из трёх. Всегда один параметр будет в ущерб другому. Хотя бы по закону сохранения энергии. Поэтому, всегда есть одна преобладающая цель с высшим приоритетом и несколько целей поменьше.
Для иллюстрации можно вспомнить момент формирования навыков у персонажа какой-нибудь РПГ.
Так вот, когда мы говорим «у меня нет мотивации», то что это значит? Отсутствие средств достижения цели или невозможность совершать какие-то действия по её (цели) достижению? Ведь на бытовом уровне, фраза про отсутствие мотивации сообщает нам об отсутствии настроения и нежелании что-то делать, а нежелание и невозможность это, как говорится, две большие разницы, а правильная формулировка, даже для самого себя, играет не самую последнюю роль.
Фраза «отсутствует мотивация» равнозначна фразе «у меня нет цели и я не понимаю, как достичь того, чего нет». Бред какой-то! Ну, так сядь и подумай, какова цель и как её можно достичь, этапы распиши, расставь приоритеты – чтобы пришло понимание, ничего тут особо сложного.
В таком деле нужно быть честными прежде всего с самими собой. Возможно, подойдёт фраза «у меня нет вдохновения»? Или признание своего лентяйства и трусости будут более точными? В любом случае, нужно провести ревизию целей и средств их достижения, проверить, соответствует ли всё это с потребностями, а то может это и не нужно совсем. Ошибка большинства людей лишь в том, что они не осознают важность составления плана и самонадеянно полагают, что всё само случится. Ну, что-то обязательно случится — здесь не поспоришь, но что именно это будет, сказать сложно.
Предлагаю провести простой мысленный эксперимент. Вы заходите в незнакомый супермаркет с завязанными глазами. У вас есть тележка для покупок, но вы не знаете, что именно нужно купить и сколько у вас денег. Представили? А теперь подумайте, на сколько сократится поиск, если знать ваш бюджет и иметь список покупок? А если ещё и глаза развязать? Сопоставимо ли будет время на составление списка покупок со временем бесцельного блуждания между полками с товаром?
Вот об этом я и говорю. Даже творчество можно регламентировать, только в этом случае система оценки будет другая, а сама методика не изменится. Посмотрите на художественные училища и институты. Они ведь как-то готовят специалистов, существуют учебные планы и методики преподавания, списки когда, чего и сколько рисовать. Правда, не учитывается тот факт, что эти знания благополучно устарели уже лет сто назад. Изменилось всё. От качества материалов и инструментов (и появления совершенно новых) до полного изменения концепций. Например, сам термин «современное искусство» за сто лет несколько раз полностью поменял своё значение.
Раз есть методика, то при желании можно научиться чему угодно в любом возрасте и с любым набором стартовых навыков. Первично желание (цель) и вера в результат. Желание появляется само, а веру даёт само наличие методики.
2
Другой вопрос, правильная это методика или нет, но нужно учитывать тот факт, что правильной методика становится только при индивидуальном применении. Я могу долго рассуждать на эту тему разными правильными словами, в итоге нагородить какие-то схемы или даже написать целую книгу, но кто гарантирует, что прочитав её вы не скажете что-то вроде «всё замечательно, но это не совсем про меня»? А так оно и бывает когда всех пытаются причесать под одну гребёнку, и тем более плачевный результат будет при использовании уравниловки применительно к творчеству. На начальных этапах – да, это всё работает, но опять же, длительность этого начального этапа у всех разная и стартовые возможности разные – как тут быть? Да очень просто, нужно заниматься самостоятельно, но при этом часть заданий должна выполняться в группе, а другая часть индивидуально, а когда появляются вопросы, можно обратиться к наставнику.
Я полагаю, мы сейчас совершенно неправильно представляем себе процесс и результат обучения потому что не понимаем, какая цель преследуется. Понимаете, обучение — оно на самом деле никогда не заканчивается. Это в принципе невозможно, как невозможно заставить кого-то учиться.
Что именно я хотел сказать этой кучей печатного текста, неизвестно, но к счастью, в своё оправдание могу сказать лишь то, что при написании этой статьи ни одного дерева не погибло =)
4. Мотивы и цели деятельности.
Цель – желаемый результат, модель потребного будущего. В отличие от мотвиа цель осознана. Побуждаемый теми или иными мотивами субъект ставить перед собой цели.
Мотив и цель могут переходить друг в друга. Цель, одалживая у мотива побудительную силу, может стать мотивом (сдвиг мотива на цель): например, девушка поступает в институт ради молодого человека, а затем начинает втягиваться в учебу, ей становится это гораздо интереснее. Мотив может превратиться в мотив – жизненную цель. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.
Цели и мотивы могут не совпадать. Вспомним пример Леонтьева с загонщиком. Люди охотятться на зверя для того, чтобы утолить голод. Одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл. Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его. А вот третья группа людей совершает действие, предмет (цель – отогнать от себя зверя) которого и мотив (предмет потребности – утолить голод) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя,
чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования. В данном случае предмет деятельности (мотив) и предмет действия (цель) между собой фактически противоположны! И А.Н.Леонтьев: процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой – действия.Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.
Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл. Чувственная ткань – это система ощущений от разных органов чувств, является связью между субъектом и предметным миром. Биодинамическая ткань – обьобщенное выражение пердметных действий и движений, строящих образ. Значения – это обобщенное отражение наиболее существенныхь для объекта свойств мира.
Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.
Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.
Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.
Способы осознания мотива:
1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.
2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.
Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов. То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.
Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.
3) Мотивы – жизненные цели. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.
4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.
Мотив и цель — в чем разница?
мотив | цель | В устаревших терминах разница между мотивом и цельюзаключается в том, что мотив есть идея или сообщение, вызывающее желание действовать, особенно из духовных источников; божественное побуждение, в то время как цель является экземпляром; пример. В переходных терминах разница между мотивом и цельюзаключается в том, что мотив состоит в побуждении или подстрекательстве посредством мотив или мотивы; двигаться, пока цель есть ( пассив ) Предназначен для какой-то цели. Как прилагательноемотиввызывает движение; обладающий силой двигаться или стремящийся к движению; как мотивирующий аргумент; сила мотивации.
|
Мотив и цель — В чем разница?
Мотив и цель — в чем разница? | Спросите разницуОпубликовано:
Просмотров: 2,407
Motivenoun
(устарело) Идея или сообщение, вызывающее желание действовать, особенно из духовных источников; божественное побуждение.
Purposenoun
Объект, которого нужно достичь; цель; цель; цель. «цель».
Motivenoun
Побуждение действовать определенным образом; причина или эмоция, которая заставляет человека хотеть что-то сделать; все, что побуждает к выбору действия.
Purposenoun
Желаемый результат; намерение.
Motivenoun
Конечность или другой орган тела, который может двигаться.
Purposenoun
Акт намерения что-то сделать; разрешение; определение.
Motivenoun
(юридический) Что-то, что заставляет кого-то хотеть совершить преступление; причина преступного поведения.
‘Каковы были его мотивы для поджога коттеджа?’; «Никто не мог понять, зачем она спрятала лопату; ее мотивы были в лучшем случае неясны».
Purposenoun
Предмет дискурса; спорный момент.
Motivenoun
Мотив.
Purposenoun
Причина, по которой что-то делается, или причина, по которой это делается определенным образом.
«Целью выключения света на ночь является экономия энергии.»;
Мотивсуществительное
(музыка) Мотив; тема или предмет, особенно тот, который занимает центральное место в произведении или часто повторяется.
‘Если внимательно прислушаться, то можно услышать, как флейты имитируют мотив виолончели.’;
Назначение существительное
(устаревшее) Экземпляр; пример.
Motiveverb
(переходный) Подстрекать или подстрекать по мотиву или мотивам; двигаться.
Глагол-цель
(непереходный) Ставить своей целью; решимость выполнить; намереваться; план.
Мотив прилагательное
Вызывающий движение; иметь возможность двигаться или стремиться двигаться
«мотивирующий аргумент»; ‘сила мотивации’;
Глагол-назначение
Спроектировать для какой-либо цели.
Мотив-прилагательное
Относящийся к движению и/или его причине
Глагол-цель
К дискурсу.
Motivenoun
То, что движется; двигатель.
Purposenoun
То, что человек ставит перед собой в качестве цели, которую необходимо достичь или выполнить; цель или цель, на которую направлен взгляд в любом плане, мере или усилии; вид; цель; дизайн; намерение; план.
‘Он изменит свои первые цели.’; «Как постановил мой вечный замысел». «Безумная цель никогда не будет достигнута, если дело не будет сопровождаться ею»;
Motivenoun
То, что побуждает к действию; что-либо побуждающее или возбуждающее к выбору или возбуждающее волю; причина; причина; побуждение; объект; мотивация{2}.
‘Под мотивом я подразумеваю все то, что движет, возбуждает или побуждает ум к волеизъявлению, будь то одно по отдельности или много вместе.’;
Purposenoun
Предложение другому; дискурс.
Motivenoun
Тема или предмет; ведущая фраза или отрывок, который воспроизводится и изменяется в ходе коморного или движения; короткая фигура или мелодический зародыш, из которого развивается целое движение. См. Также Ведущий мотив в разделе Ведущий.
Назначение существительное
Экземпляр; пример.
Motivenoun
То, что производит замысел, изобретение или творение в уме художника при выполнении своего предмета; руководящая или контролирующая идея, проявленная в произведении искусства или любой его части.
Глагол-цель
Излагать; выдвигать.
Мотив прилагательное
Вызывающий движение; обладающий силой двигаться или стремящийся к движению; как мотивирующий аргумент; сила мотивации.
Purposeverb
Предлагать себе в качестве цели; определить, как некую цель или объект, который должен быть достигнут; намереваться; проектировать; Разрешить; — часто после инфинитива или зависимого предложения.
«Ничего не предпринимал против государства»; «Я намерен написать историю Англии от восшествия на престол короля Якова Второго до времени, которое осталось в памяти еще живущих людей».
Motiveverb
Подстрекать или подстрекать по мотиву или мотивам; двигаться.