Наука о любви: как строятся взаимоотношения
Казалось бы, ваши романтические отношения наладились, но через время начинается очередной спад. И это нормально: ведь меняются люди. Несмотря на скорость изменений, в любви все же есть компоненты, о которых рассказал американский психолог Роберт Стернберг. В открытой лекции от факультета психологии Высшей школы «Среда обучения» в рамках проекта «В Среде» он рассказал о феномене любви с точки зрения науки и рассмотрел процесс формирования любовных отношений.
Роберт Стернберг
Американский психолог, профессор психологии Корнеллского университета (один из крупнейших и известнейших университетов США, входит в Лигу плюща), член редакционного совета журнала «Американский психолог». В прошлом был деканом наук и искусств в Университете Тафтса, профессором психологии и образования в Йельском университете, а также президентом Американской психологической ассоциации (АПА).
Компоненты любви
Каждый из нас на разных этапах жизни сталкивается с проблемами в отношениях. Как отметил американский психолог Роберт Стернберг, он никогда не был хорош в любовных вопросах, поэтому ему важно было разобраться в феномене любви. На основе своих исследований в 1986 году психолог предложил трехкомпонентную теорию любви, которая была апробирована в 25 странах.
Главными компонентами любовных отношений являются близость, страсть и обязательства. Вместе они образуют любовный треугольник.
Треугольник любви
Близость: связь, доверие, забота, уважение, обмен, сострадание.
Страсть: сильная потребность быть с человеком, собственничество, невозможность представить свою жизнь без своего партнера.
Обязательства: решение быть с человеком всегда, несмотря на все возможные проблемы.
Каждый компонент любви проявляется в разное время. В детстве мы познаем близость — у нас появляются первые друзья, с которыми мы делимся нашими секретами. Чувство страсти накрывает в подростковом возрасте. В период первых влюбленностей мы теряем голову и полностью растворяемся в объекте наших желаний. Обязательства же настигают нас во взрослой жизни.
В отношениях компоненты любви могут быть представлены в равной степени, или же какой-то компонент может доминировать — треугольник может быть сбалансированным или несбалансированным.
Вовлеченность в отношениях
Если человек действительно вовлечен в отношения, то он прикладывает усилия для их поддержания и развития. Это отражается на близости, страсти и обязательствах, поэтому с помощью любовного треугольника мы можем оценить вовлеченность в отношениях.
Когда человек вовлечен в отношения, все компоненты любви находятся на желаемых местах: близость, страсть и обязательства располагаются на нужном уровне, поэтому образуется треугольник необходимой формы.
Идеальная вовлеченность
Возможна ситуация, когда человеку не хватает близости, страсти или его не устраивают обязательства. Возникает желание получить больше, чем у тебя есть на данный момент, — это характерно для недостаточной вовлеченности.
Недостаточная вовлеченность
В ситуации чрезмерного вовлечения вы, наоборот, получаете намного больше, чем вам требуется, поэтому такие отношения начинают вас угнетать и пугать.
Чрезмерная вовлеченность
Также форма треугольника может не совпадать с формой, которую вы бы хотели получить. Такое происходит, когда желания и интересы партнеров не совпадают. Например, в отношениях может быть много страсти, но есть потребность в близости.
Неправильная вовлеченность
Как компоненты изменяются со временем
В начале отношений, когда вы только узнаете друг друга, близость растет, но в определенный момент она достигает плато. Это неизбежно, поэтому для всех пар на этом моменте возникает вопрос: смогут ли они восстановить близость до прежнего уровня, или их устраивает нынешний уровень?
Страсть, как и близость, в начале отношений растет. Она выступает в качестве мотивации, поэтому со временем, как и любая другая мотивация, угасает. Возможно также рассматривать страсть как зависимость, удовлетворить которую со временем становится все сложнее: если вначале одна чашка кофе бодрит и придает вам сил, то с течением времени для достижения этого эффекта вам понадобится уже две чашки кофе.
Характерно изменение во времени не только для компонентов любви, но и для некоторых ее атрибутов. Со временем в отношениях возрастает значимость:
обмена ценностями;
желания измениться в ответ на запросы партнера;
готовности терпеть недостатки друг друга;
схожести религиозных убеждений.
В свою очередь, снижается интерес друг к другу, значимость общения с родителями партнера, а также партнеры реже внимательно слушают друг друга.
Разновидности любви
В отношениях могут присутствовать не все три компонента, поэтому различные комбинации дают разные виды любви.
Виды любви
Симпатия: человек испытывает лишь близость и уважение по отношению к другому, — характерно для хорошей дружбы.
Влюбленность: возникает благодаря вспыхнувшей страсти, без появления близости и обязательств утихает так же внезапно, как и появляется.
Пустая любовь: любовь без страсти и близости. Некоторые формы любви со временем трансформируются в пустую любовь.
Романтическая любовь: на этом этапе в отношениях присутствуют близость и страсть, но нет обязательств, которые могут поддерживать отношения.
Дружеская любовь: тип любви, который можно наблюдать в долгих браках.
Роковая любовь: это может быть как простое ухаживание, так и брак, но в этой любви обязательства строятся лишь на страсти.
Совершенная любовь: идеальные отношения, к которым стремятся люди.
Образ идеального партнера
У каждого из нас есть представления о том, какой бы мы хотели видеть свою вторую половинку: как она должна выглядеть, как себя вести и т. д. Проблемы людей возникают по причине несоответствия того, чего они желают и чем они обладают: представления о нашем идеальном партнере не совпадают с реальностью.
Изучая взаимосвязь реального и идеального партнера, Р. Стернберг пришел к следующим выводам:
Испытываемые симпатия и любовь не зависят от идеальных представлений о партнере.
Ваша удовлетворенность в отношениях зависит не от того, как вы относитесь к своему партнеру, а от разницы между тем, что вы хотите получить от второй половинки, и тем, что получаете.
Чаще всего ваши представления о мыслях и желаниях своего партнера не совпадают с действительностью.
Ваше счастье в отношениях не зависит от мыслей и желаний партнера.
Между тем, как партнеры ощущают себя в отношениях, и тем, что они чувствуют, нет большой связи.
Различия между образом идеального партнера и реальным партнером во многих отношениях важнее, чем сам партнер как таковой.
Главная мысль исследования заключается в том, что все мы можем быть хорошими партнерами. Многое из того, что делает людей счастливыми, зависит не от партнеров, а от их идеальных образов. Даже если ваш партнер очень хорош, но у вас завышенные требования, вы будете несчастны в отношениях. С другой стороны, если вы не требуете многого, то вам легче построить здоровые отношения.
Любовь как история
Истории любви окружают нас повсюду. Мы сталкиваемся с ними в кино, в литературе, в реальной жизни. Мы наблюдаем, как развиваются отношения наших родителей, друзей и, конечно, наши отношения.
Наш опыт и потребности формируют в сознании определенный шаблон, концепцию отношений, которые мы ищем, — любовную историю. Истории любви играют огромную роль в нашей жизни, но так как они воспринимаются на уровне бессознательного, люди часто не замечают их влияния.
Особенности любовных историй:
У любви, как и у любой истории, есть начало, середина и конец. Конец часто можно предсказать еще в начале.
Любовные истории не постоянны, они пишутся, пересматриваются и переписываются.
Все представления об отношениях фильтруются через истории.
Мы самостоятельно формируем свои истории и определяем, что для нас значит любовь.
У каждого человека есть целый набор любовных историй.
Любовные истории имеют свою иерархию. Некоторые истории значат для нас больше, чем другие.
Истории сами по себе не являются правильными или неправильными. Для них необходимо использовать понятие совместимости — ваши с партнером истории могут быть совместимы или нет.
Ваши истории с партнером никогда не будут идентичны.
Когда мы встречаем человека, то пытаемся сформировать к нему отношение на основе наших историй любви.
Для изменения отношений необходимо изменить саму историю. Иначе вы будете бороться не с причинами, а со следствиями.
В каждой истории есть две роли. Роли могут быть как симметричными, так и несимметричными.
Существуют популярные и непопулярные любовные истории.
Популярные истории любви:
История путешествия — партнеры рассматривают отношения как путешествие, которое они совершают вместе.
История сада — история базируется на идее, что отношения необходимо постоянно поддерживать и развивать.
История жертвы — в подобных историях один партнер постоянно жертвует чем-то ради другого.
История о демократическом правительстве — равенство партнеров в отношениях.
Исторический рассказ — для партнеров большую роль играет прошлое, которое оказывает влияние на настоящее. События прошлого никогда не исчезнут и всегда будут напоминать о себе.
Юмористические истории — партнеры не воспринимают ничего слишком серьезно, а юмор — способ решения всех проблем.
Непопулярные истории любви:
История-ужастик — один из партнеров терроризирует другого партнера — жертву.
История «коллекции» — выбор партнера происходит на основе критериев «коллекции» предыдущих партнеров.
История автократии — один из партнеров обладает всей властью в отношениях.
История игры — истории основаны на конкуренции. В этих историях есть только победители и проигравшие, если один партнер приближается к победе, то другой — к проигрышу.
Научно-фантастическая история — в подобных историях человек либо ищет очень странных партнеров, либо сам чувствует себя отрешенным и ищет того, кто примет его таким.
Пары наиболее счастливы, когда их истории любви совпадают. Для хороших отношений не нужно так много, как нам кажется. Успех отношений основывается на совместимости любовного треугольника и историй любви — если вы ищете одного и того же, ваши отношения будут крепкими и надежными. Важно понимать свои желания и желания партнера, а также убедиться, что они совпадают.
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ВЕЩИ В XX–XXI ВЕКЕ
УДК 316.6
ББК 60.53
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
Аристотель
Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов
начинают владеть тобой.
Чак Паланик
Эфемерность (кратковременность, недолговечность, мимолетность и даже призрачность) становится знаком современной культуры. Каждая эпоха имеет свои закономерно появившиеся особенности. Свой собственный «дух времени». Такое сложное и противоречивое явление необычайно интересно для осмысления. Интересно это становится не только социологам, культурологам и прочим, заинтересованным представителям науки и общественности, но и создателям предметности, ведь предметность — неотъемлемая часть уклада жизни социума и отдельного индивида. Задача создания «правильной предметности» не кажется невыполнимой, иначе не было бы проверенных временем вещей, остающихся практически неизменными на протяжении столетий.
В сегодняшнем дизайне отчетливо видны тенденции к эфемеризации пространства, постепенного сведения физических форм к иллюзорным. Это открывает невероятные возможности формообразования, зачастую это переориентация технологии изготовления на технологию трансляции (в случае, например, «витрин» интернет-магазина). Доступным становится неограниченное количество информации, появляется возможность экономии ресурсов, и в целом все это — закономерный знак времени.
Однако современная ситуация довольно контрастна в своих проявлениях. С одной стороны, мы все чаще сталкиваемся с все большей эфемеризацией предметной среды — многие процессы жизнедеятельности человека становятся виртуальными: мы общаемся с виртуальными персонами, скрывающимися за «никами», посредством виртуальной сети Интернет, можем совершать покупки и даже «прогулки» по музеям и галереям.
С другой стороны, мы все чаще окружаем себя огромным количеством вещей, век которых очень недолог, количество которых множится. Жизнь вещей-спутников человека рубежа XX-XXI веков невероятно сократилась, ценность — тоже. В.Б. Голофаст выделяет три основных типа отношения человека к вещам. Не имея четких названий, три эти типа хронологически отражают своеобразную эволюцию отношения человека к предметности. XX век — это движение от почти ритуального понятия — вещь как «дефицит», «коллективная ценность», «часть личности» и «символ связи поколений» первого периода (назовем его «доиндустриальный») к функциональному компоненту обычной повседневной деятельности с регулярной заменяемостью во втором историческом периоде («индустриальный») [1].
Однако к концу этого периода уже намечается тенденция к «развеществлению» и виртуализации пространства. И это несомненный признак постмодерна. Потребление становится главной задачей и деятельностью социума. В этот период большое развитие получает дизайн рекламы и упаковки. Вещи становятся довольно агрессивными элементами среды. Снижение ценности каждой вещной единицы приводит к закономерному развитию деструктивных тенденций в поведении человека. По сути люди начинают оперировать не вещами самими по себе, а скорее их знаками. Сегодняшняя ситуация в России еще отражает суть обозначенного периода. Появляются такие понятия как «ониомания (от греческих onios — для продажи, mania — безумие) или шопоголизм» [5].
Можно сказать, мы живем в эпоху одноразовых вещей. А значит – в эпоху «одноразовой культуры», формирующей наше отношение к миру, к вещи, ко времени. Нет никакой ценности в одноразовом пластиковом стакане, нет ценности в бесчисленных информационных потоках (текстовых, видео-, аудиоформатах), содержание которых еще недавно было на пьедестале почета. Их истинность все чаще под вопросом. Тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» был актуален еще десять лет назад. Сегодня — кто владеет временем, тот владеет миром. Акценты в жизни человека смещены под диктовку эпохи. По словам А.Турена, современное общество следует трактовать как «арену конфликтов из-за использования символических благ» [4]. Появляются новые задачи, которые требуют новых навыков, привычек и нового уклада жизни. А значит — приходит новое окружение, приходят новые вещи, новые традиции и ритуалы.
Такая ситуация имеет и негативные последствия. Во-первых, перспектива полного исчезновения вещного мира (если довести эту тенденцию до максимального развития) вполне возможна, и означает она исчезновение целого пласта культуры, связывающей человечество и окружающее его пространство. Возможно, это будет означать полное исчезновение прежних механизмов познания человеком себя через предмет и появление новых — актуальных в эфемерной среде. Эти вопросы лежат в области философии и психоанализа. Нас же больше интересуют возможные трансформации в сфере профессионального создания вещей, а значит и профессионального самосознания дизайнера, как создателя предметного мира. Чем будет руководствоваться в своей деятельности дизайнер уже близкого будущего? И будет ли существовать таковая профессия в виртуальном пространстве или растворится среди более необходимых?
Во-вторых, в данной ситуации совершенно очевидной становится проблема трансляции культуры через время. Будущим археологам, возможно, не достанется находок. Исчезнет возможность познания и описания прошлого, а если удастся что-либо найти, то, наверное, станет затруднительно разгадать принадлежность той или иной находки. Ведь в эпоху динамичного ритма жизни и дефицита времени мы стараемся окружить себя вещами «однодневками». Эволюция предметности от хрустального бокала начала прошлого столетия до современного пластикового стаканчика не случайна. Так мы экономим время, освобождая себя от «вещной» зависимости.
Однако повальная увлеченность одноразовостью медленно, но проходит. Все чаще люди готовы потратить время и средства на выбор более жизнеспособной и «настоящей» (во всех возможных смыслах) вещи. И, возможно, эта тенденция имела бы более широкое распространение в идеальных «вакуумных» условиях, но современная глобальная экономическая система с огромным числом производителей предметности разного класса не собирается сдавать позиций, и количество продукции множится в геометрической прогрессии. Процесс и механизм убеждения в необходимости приобретения той или иной вещи уже давно включает в себя серьезные теоретически и практически проработанные технологии воздействия, созданные в начале первой половины прошлого века Джоном Гриндером, Ричардом Бэндлером, в целом получившие универсальное название НЛП [2]. В.Б. Голофаст называет это третьим эволюционным этапом в отношении человека и предметности — это период «ухода потребительского общества в прошлое» (там же). Это время расшатывания основ безмерного потребления, с одной стороны, но и продолжения массового производства — с другой. Теперь параллельно с массовым производством снова актуализируется производство индивидуальное, имеющее свою аудиторию. Эта тенденция характерна скорее для стран Западной Европы и гораздо в меньшей степени для России. Именно поэтому интерес вызывает переход от второго к третьему этапу развития потребления предметности, возможности прогнозирования и построения профессиональных этических норм и методов.
Все сказанное справедливо и для сферы услуг — по сути, сферы продажи эфемерных «вещей». Слово «дефицит» применительно к предметности вышло из обихода. Сегодня нет ничего невозможного, все доступно. И в этом смысле казавшаяся когда-то фантастической цитата из братьев Стругацких: «Мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться. Все мы вместе и каждый из нас в отдельности…» становится пророческой [3]. Мы уже в Мире Изобилия, и этот мир требует от нас (и от создателей, и от потребителей предметности) ответственности. Иначе «хищные вещи» нашего века, заставляющие жить по инерции, не тратя время, действительно станут хищниками. Одной из главных задач современного дизайнера (и дизайнера ближайшего будущего) представляется комплексное переосмысление устройства жизни человека.
Литература
-
Голофаст В.Б. Люди и вещи / В.Б. Голофаст // Социологический журнал, 2000. – №5. – С 58-65.
-
Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб.: Питер, 2002.
-
Стругацкий А. Стругацкий Б. Хищные вещи века [Электронный ресурс] / А. Стругацкий, Б. Стругацкий // Официальный сайт Аркадий и Борис Стругацкие. – Режим доступа: http://www. rusf.ru/abs/books/hvv00.htm
-
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. – М.: Научный мир, 1998.
-
Чаусовский Г.А. Психология нейтрализации «навязчивой магазинной зависимости» [Электронный ресурс] / Г.А. Чаусовский //сайт Пси-фактор, 2009. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/psychotron48.htm
Фомина Ольга Викторовна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
профессор Салмин Л. Ю.
Отношения с людьми: 3 PR-отношения, которые необходимо укрепить -советы по уходу, сообщение новостей о приобретении клиента с помощью эксклюзива CNBC, изучение конкретного случая клиента в важной вертикали здравоохранения и многое другое.
Независимо от того, как долго вы являетесь профессионалом в области потребительского PR, PR технологий или PR стартапов, вы все равно испытываете волнение, когда видите, как ваши неустанные усилия воплощаются в жизнь в целях, к которым вы стремитесь. Что часто менее публично — и, возможно, менее известно — так это неосязаемая работа, происходящая за кулисами, чтобы заработать эти победы в СМИ и контенте. Когда PR лишен стратегии, тактики и инструментов, речь идет об отношениях. Особенно со стороны агентства мы должны посвятить время и выделить ресурсы развитию трех ключевых PR-отношений.
- Коллеги : В начале своей карьеры я получил ужасное руководство, которому, к счастью, не последовал. Это было примерно так: «Не утруждайте себя дружбой с коллегами, потому что вы здесь только для работы и не должны уделять время чему-либо еще». Это не имело смысла тогда и, конечно же, не имеет смысла сейчас, когда я формирую и направляю команды по работе с клиентами. Инвестирование в наших коллег создает доверие и уважение, что затем приводит к лояльным членам команды, которые обязуются добиваться результатов, даже когда работа становится тяжелой и напряженной. Это помогает искренне заботиться о людях, которые делят с вами более 40 часов в неделю. Тогда эти инвестиции в построение отношений с коллегами становятся противоположностью отвлекающего «высасывания времени», вопреки тому непрошеному совету, который я получил.
- Клиенты : Когда дело доходит до обслуживания клиентов, одной из наших основных целей является стать партнером нашего клиента, а не просто еще одним, легко заменяемым поставщиком в их системе закупок. Чтобы стать партнером, да, мы должны быть умными, стратегическими и творческими в наших советах и практике. Нам также необходимо узнать, что мотивирует наших клиентов, что заставляет их каждый день приходить на работу, поскольку лучшее сотрудничество происходит из духа товарищества, основанного на отношениях, которые копают глубже, чем сама работа. Узнайте больше о налаживании прочных партнерских отношений между клиентом и агентством в Ragan’s PR Daily.
- Влиятельные лица : Возможно, наиболее очевидным из этого списка являются отношения, которые мы строим и поддерживаем с журналистами, создателями контента и другими влиятельными лицами, результаты которых часто, кажется, самым непосредственным образом ведут к этим аплодисментам в отношениях со СМИ. Хотя я считаю, что хорошая история — это то, что в конечном итоге получает освещение, именно наши отношения с влиятельными лицами помогают нам получить шанс рассказать эту историю . Мы видим, что реальные результаты достигаются, когда мы целенаправленно знакомимся со СМИ — изучаем, что они освещают и что интересует их лично. Конечно, есть аргумент в пользу того, чтобы быть прямолинейным и придерживаться того, что близко к делу. Тем не менее, еще есть возможности для развития наших отношений со СМИ и укрепления этих связей между СМИ и самими клиентами. Он не должен всегда быть вокруг поля. Протяни руку помощи, даже если тебе не нужно что-то взамен, чтобы инвестировать в свои отношения с влиятельными лицами, потому что СМИ тоже люди!
PR… Связи с общественностью или отношения с людьми?
Давайте будем честными. Многие люди за пределами мира, в котором мы живем, на самом деле не знают, что мы делаем. По сей день мой папа все еще думает, что я журналист. Однако любой, кто работает в сфере PR, знает, что это стремительный и сложный, но чрезвычайно полезный карьерный путь, который позволяет вам продолжать учиться и развиваться, независимо от вашего возраста, происхождения или должности.
Как человеку, который начал измерять стоимость покрытия с помощью линейки, было невероятно наблюдать за развитием отрасли благодаря технологическим инновациям и оцифровке. Давным-давно новости не были 24/7 (ужас шок!), истории не публиковались в Твиттере, а границы между заработанным, принадлежащим и оплаченным даже не начали стираться. Бренды, аудитория и то, как мы потребляем, эволюционировали, и это добавило много дополнительных слоев к значению PR.
Но одно остается неизменным и лежит в основе PR — люди.
Воспользуйтесь преимуществами тех, кто рядом с вами
Одна из главных причин, по которой я иду к десяти годам в PR, — это люди, с которыми мне выпала честь работать. От клиентов и докторов медицинских наук, до стажеров и коллег — есть чему поучиться у людей, благодаря которым наша отрасль работает. Способы работы, отношение, внимание к деталям, сострадание, упорство, драйв – этот список можно продолжить.
Способы обеспечить счастливый улей
За последнее десятилетие я работал в четырех замечательных независимых агентствах в двух странах (Великобритания и Австралия), где я работал вместе и учился у лучших. Везде, где я был, люди были сердцем жизни агентства. Я не из тех, кто запоминает цитаты, однако мантра Ричарда Брэнсона о том, что «если вы позаботитесь о своих сотрудниках, они позаботятся о ваших клиентах» , всегда оставалась со мной.
Вот мои шесть золотых правил создания и поддержания счастливого улья:
- Обучение – инвестиции в каждого члена команды – будь то внутреннее или внешнее обучение – не должны быть необязательными. Обучение специалистов окупится в десять раз в долгосрочной перспективе, поскольку вы создадите высококвалифицированную команду и создадите новые коммерческие возможности.