Отражение. Что такое «Отражение»? Понятие и определение термина «Отражение» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Отражение – результат взаимодействия двух объектов, который проявляется в своеобразной реакции одного из них на стимулы другого. Любое взаимодействие – это двусторонний процесс, который не может проходить бесследно.
Отражение имеет место быть, когда один из объектов, участвующих в контакте, сохраняет в своей материи следы другого и воспроизводит их. Следы на снегу – самая наглядная иллюстрациях механизма отражения: снег сохраняет в себе визуальные отметки, доказывающие присутствие второго объекта (человека, животного и тд.). Отражение может происходить в совершенно разных сферах, варьируясь от простых механизмов до самых сложных – в зависимости от свойств взаимодействующих материй.
Механизм психического отражения состоит из нескольких этапов. Первый, сенсорный, запускает в работу органы чувств, которые позволяют расширить знания относительно другого субъекта. На втором этапе то, что было воспринято через сенсорику и отложено в памяти, появляется в воображении. При этом незначительная информация отсеивается, сохраняется лишь то, что действительно имеет важность.
На последнем этапе происходит активная работа логического мышления – ни органы чувств, ни реальные события уже не играют роли. Значимо лишь то, что было сохранено в сознании, а также общечеловеческий опыт, доступный субъекту.
< Ответственность
Отрицание реальности >
Популярные термины
Отражение
Можно ли встать на место другого человека?
«Я бы на твоем месте…» За этими словами часто следует добрый совет. Но всегда ли хороша такая позиция в диалоге? Пояснения в четырех актах.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Муж, самый прекрасный мужчина в мире, умер в январе. Без него я никто. Как быть?»
- Вы часто извиняетесь? Ученые узнали, как к этому относятся окружающие
- 3 этапа развития либидо: от первой любви до счастливого брака
- «Некрасивых женщин не бывает…»: как связаны алкоголь и сексуализированные преступления
- Восстание нейросетей: главы техкомпаний призвали приостановить ИИ-эксперименты из-за потенциальной опасности
- Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
- «Свекровь говорит, что я нагуляла ребенка, а муж не заступается за меня и не помогает»
- Как повысить креативность: советы от маркетолога Nike
Сегодня читают
- «Муж живет рядом с женой, но сам по себе. Надо ли разводиться, если ей 48, а ему 56?»
- Как понять, что партнер собирается сделать чек-аут из брака: 5 признаков — спасите отношения
- «Хочу рассказать дядиной жене, что тот до меня домогался в мои 14. Но боюсь»
- «Не могу простить матери того, что в детстве меня насиловали братья»
- «Мужчина пил и бил меня. Обещает исправиться, если вернусь. Верить ли ему?»
- Проклятье родителей: 8 главных ошибок в выборе профессии для подростка
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Центр психологической помощи
Посмотреть расписание Посмотреть прайс лист
Тэги: Психологический центр нижнего новгорода, Семейный психотерапевт
Литературная гостиная
12 апреля, в среду, онлайн.
Тема денег, богатства, материального расширения в мировой культуре и психотерапии.
«Логопедия и психотерапия. Интенсив трудностей общения и речи»
с 1 по 22 июня 2023 года.
Городской детско-родительский интенсив
Подготовка к школе
С 4 апреля по 25 мая
для ребят 6 -7 лет начинаются занятия в группе по психологической подготовке к школе.
Вторник и четверг c 18:00 — 19:30
Ведущая: Прошина Елена.
СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕНСИВ
24 июля – 3 августа 2023 г.
Нижегородская область, Павловский район, город Ворсма, экопарк «Лесной ключ».
«
Пришли в центр с проблемой, у ребёнка задержка психо- речевого развития, аутические расстройства. На время обращения к специалисту ребёнок очень плохо шёл на контакт, был очень раздражительным, но спустя уже!!! 5 занятий !!! Ребёнок с радостью бежал на занятия, адекватно реагировал на предложенные упражнения. Короче говоря, ребёнок открылся для общения. Очень заметил изменения папа, который не видел ребёнка неделю. Хочу выразить слова благодарности Алёне Викторовне за всё, что она делает, за внимание, за понимание, за профессионализм, за индивидуальный подход к каждому ребёнку.
»
Все отзывы Анна , 09. 10.2014
Новости
21.03.2023Войди в тишину
21.03.2023Литературная гостиная
13.02.2023Воскрешение основ Гештальта.
13.02.2023Литературная гостиная
31.01.2023Зимняя Онлайн — Конференция «Детство для взрослых» ГЕШТАЛЬТ В СЕМЬЕ.
22.12.2022Поворот Года. Межветрие.
22.12.2022ГЕШТАЛЬТ-ЁЛКА
05.12.2022Тайный санта
05.12.2022Литературная гостиная
22.11.2022Психологический разговорный клуб «Английский для психологов»
27.10.2022СЧАСТЬЕ. Обучение работе с семейной системой. Курс семинарско-практических встреч онлайн.
27.09.2022Психолого — логопедическое занятие «ГОВОРЮШИ»
27.09.2022″Девчата» терапевтическая группа для девочек 16-18 лет
15.09.2022Мероприятия ко дню рождения центра
15.09.2022Программа «Уникум»: Нейропсихология. Арт-терапия. Телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия. Сказкотерапия.
07.09.2022Группа для созависимых. Старт в сентябре. Ведущая Ильичёва Елена.
31.08. 2022Деньги и секс в семейной паре
31.08.2022В рамках Школы жён. Свидания с собой, любимой. Реабилитационная программа для тех, кто пребывает в блаженном неведении, как любить себя.
28.07.2022Гештальт для всех
25.07.2022Детство для взрослых. Онлайн программа.
Воспользуйтесь поиском
Что такое психологическая помощь? Можно дать разные определения, но суть останется неизменной – это помощь адаптации в социуме, и обретение гармонии с самим собой.
Перед нашими потенциальными клиентами всегда стоит неуверенность, сомнения и ряд вопросов. Но все же, самый главный звучит так: Как выбрать тот центр психологической помощи в Нижнем Новгороде, где мне реально помогут?
На этот вопрос объективно мы не сможем ответить, но к счастью, у нас есть огромное количество отзывов, которые вы можете прочитать тут.
Преимущества психологического центра помощи Отражение
Наше преимущество — это целостный подход к личности и здоровью человека. Поэтому мы предоставляем большое количество программ, консультаций и терапий, для людей разных возрастов — от детей до пенсионеров.
У нас Вы сможете пройти семейные терапии, обратиться за помощью к детскому психологу, или записать на занятия к логопеду, как ребенка, так и взрослого.
Наши методики работы основаны на многолетнем опыте, и знаниях выдающихся людей в области психологии и психотерапии.
Наши услуги психологической помощи
С течением времени, от основания центра Отражения, наш список услуг психологической помощи в Нижнем Новгороде вырос до больших размеров:
- программы личностного роста;
- системная семейная терапия;
- профориентация, психодиагностика, нейродиагностика;
- работа с различными видами зависимостей, фобий, паническими атаками, с депрессивными состояниями, психосоматическими заболеваниями;
- помощь в социальной адаптации детей и подростков – сюда же можно отнести занятия с логопедами, детских психологов, и др. специалистов;
- плейбек — театр для подростков и взрослых;
- театральная студия, арт-классы для детей, взрослых;
- танцедвигательная терапия с беременными;
- глубокая терапия с болью бесплодия;
- и многое другое…
Психологическое здоровье человека – очень важная составляющая часть жизни в социуме. В наше время информации и скоротечности, необходимо быть всегда в тонусе. Нужно уметь быстро адаптироваться к новым реалиям, к новым обстоятельствам — без потрясений, без депрессий. Мы поможем Вам стать сильным, уравновешенным и счастливым человеком.
Что такое саморефлексия и почему она важна для хорошего самочувствия
Источник: Pixabay
В нашем подсознании похоронено множество наших привычек, моделей поведения и предустановленных программ. Они действуют в своего рода «диспетчерской», управляя тем, как мы думаем, чувствуем и действуем, часто нанося вред нашему благополучию (пройдите этот тест, чтобы узнать, как у вас дела). Если мы хотим контролировать ситуацию, нам нужно заглянуть в «диспетчерскую», за пределы сознательного разума, и изменить некоторые программы, от которых мы больше не получаем пользы. Один из способов получить доступ к бессознательному — это саморефлексия, т. е. поставить перед собой зеркало и максимально объективно проанализировать то, что мы видим или чувствуем, чтобы мы могли лучше понять себя и то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. Но как нам заняться этим типом глубокой саморефлексии?
Подготовка к саморефлексии
Во время исследования для моей новой книги Перехитрить свой смартфон мне стало ясно, что мы очень заняты, отвлекаемся и, следовательно, нам, кажется, труднее справляться с собой. отражение. Это потому, что саморефлексия требует достаточно спокойного ума. Некоторые саморефлексоры начинают с короткой медитации, может быть, нескольких глубоких вдохов или ритмичного дыхания, чтобы успокоить свои мысли. Возможно, вы предпочитаете воображать, что натягиваете воображаемые поводья, чтобы успокоить свой скачущий ум, или выполняете другие творческие действия воображения, подходящие вам, которые смягчают ваш разум.
Конечно, проникновение в бессознательное может быть иллюзорным. Иногда при глубоком самоанализе может показаться, что вы пытаетесь укротить бушующее море, поэтому уговаривайте себя, если это помогает, и задавайте себе вопросы, чтобы добраться до сути вашего дела. Если ответов нет, подождите некоторое время и вернитесь к любым мыслям или вопросам позже, когда вы почувствуете, что готовы узнать больше о себе. Отпустите навязчивые мысли и сосредоточьтесь на своей цели — лучше узнать себя.
Определите «что» саморефлексии
Как только вы почувствуете спокойствие и тишину, направьте свое внимание внутрь себя. Выберите конкретную проблему, которую вы хотите изменить. Воспоминание о важном событии.
Спросите себя:
- Какие впечатления возникают, когда вы сосредоточиваетесь на этом вопросе?
- Что это заставляет вас чувствовать?
- О чем ты думаешь?
Определите «почему» саморефлексии
Успокоив свой разум, попытайтесь заглянуть глубже. Постарайтесь вернуться к самому ключевому моменту, связанному с этим воспоминанием. Что вы чувствовали, думали или делали? Теперь загляните на уровень глубже и спросите себя: почему вы думали, чувствовали или делали эти вещи?
Подобные миссии по поиску и открытию себя посредством самоанализа могут оказаться неприятными, так что не торопитесь. После того, как вы открыли пробку на бутылке этого джина, работа началась, и она, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока некоторые основные проблемы не будут лучше поняты, если не полностью решены.
Наблюдайте за собой с этим новым пониманием
Затем наблюдайте за собой, живущим своей жизнью в настоящем. Попытайтесь «поймать себя», когда ваше бессознательное находится под контролем, заставляя вас чувствовать, думать и действовать таким образом, который вас беспокоит. Благодаря саморефлексии ваше самосознание будет расти. Как только вы осознаете свое внутреннее программирование, вы встанете на путь подлинности и большего контроля над своей жизнью.
Используйте саморефлексию как инструмент для изменения
Следующий шаг — культивировать желание изменить поведение, которое вас беспокоит. Выявив какие-либо проблемные аспекты себя, сядьте за руль и медленно меняйте свое поведение таким образом, чтобы оно лучше отражало то, каким вы хотите быть.
Если вы думали, что «эта проблема» была «решена», но она возвращается, подумайте еще раз, чтобы увидеть, не пропустили ли вы что-то важное. Нелегко изменить себя/свое поведение, и может потребоваться несколько попыток, чтобы сделать это «правильно», так что продолжайте в том же духе каждый раз, когда поведение, которое вам не нравится, всплывает на поверхность.
Самоанализ с состраданием к себе
Будьте нежны с собой во время самоанализа. Цель состоит не в том, чтобы осуждать свой прошлый выбор, а в том, чтобы размышлять о нем, учиться на нем и вносить те изменения, которые, по вашему мнению, уместны для вас здесь и сейчас. Вырабатывая новые привычки посредством самосознания, вы можете стать более уравновешенным, здоровым и счастливым.
Размышления об эффективности рефлексивной практики
Самопознание высоко ценится в современном обществе; достаточно просмотреть разделы психологии или самопомощи в любом книжном магазине, чтобы столкнуться с целым рядом книг, рекламирующих потребность в саморефлексии как средстве лучшего понимания своих мыслей и действий. Точно так же в современной клинической психологии важность саморефлексии провозглашается в всеобъемлющем подходе к клиническому обучению, называемом 9.0009 рефлексивная практика. Рефлексивная практика считается неотъемлемым атрибутом профессиональной компетентности Американской психологической ассоциацией, среди других организаций. Рефлексивная практика определяется как «осознание психологами важности самосознания и необходимости оценивать и размышлять над своей собственной практикой» (BPS, 2008, стр. 8), и широко утверждается, что она является ключевым компонентом для достижения более глубокое самосознание, клиническая мудрость, профессиональный опыт, повышенная забота о пациентах и этическое обоснование (Gates & Senediak, 2017; Sendiack, 2013; Lavender, 2003).
Будучи студенткой магистратуры, первый автор этого блога познакомилась с рефлексивной практикой во время своей клинической практики в Мельбурнском университете. В рамках практики по нейропсихологии от нее требовалось документировать свои клинические случаи в бортовом журнале и заполнить раздел «Размышления об опыте», где ее попросили подробно остановиться на вопросах, связанных с «вкладом нейропсихологии, вашей личной реакции на обстоятельства пациента, то, что вы узнали, развиваемые основные компетенции и/или выявленные ограничения». Упражнения на рефлексивную практику несколько различаются в зависимости от программы обучения и могут также включать ответы на вопросы, которые просят обучаемых поразмыслить над своими когнитивными и аффективными реакциями на пациентов, подумать, почему они приняли определенные клинические решения, спросить себя, какие альтернативные варианты действий они могли бы выбрать. , чтобы оценить, что они сделали и что не сделали хорошо, и как они могли бы изменить свою клиническую практику в свете этих суждений.
Рефлексивные модели практики предполагают, что эти действия могут повысить способность практикующих врачей критически относиться к своей повседневной работе и, в идеале, позволить им стать более проницательными и эффективными клиницистами. Учитывая, сколько времени она тратила на самоанализ своего клинического опыта, первый автор, естественно, начала задаваться вопросом, существуют ли какие-либо научные доказательства эффективности этой практики. Наш недавний обзор литературы и комментарии были направлены на то, чтобы выяснить, согласуется ли рефлексивная практика с выводами, полученными из фундаментальной психологии, такой как социальное познание.
Во-первых, одно из основных предположений рефлексивной практики состоит в том, что саморефлексия позволяет людям преодолевать свои предубеждения. Однако одна из проблем, связанных с этим предположением, заключается в том, что мы склонны иметь ограниченный прямой доступ к нашим когнитивным процессам более высокого порядка, таким как доступ к причинам нашего поведения (Nisbett & Wilson, 1977). Таким образом, вопросы рефлексивной практики, которые просят обучаемых рассмотреть, как на их убеждения повлиял определенный клинический опыт, скорее всего, отражают их неявные причинно-следственные связи, а не действительные причины такого поведения. Кроме того, у нас есть склонность к слепому пятну предубеждений (Pronin, Lin, & Ross, 2002), то есть склонность воспринимать других, но не себя, как восприимчивых к предубеждениям. Одним из источников слепого пятна предубеждений является иллюзия самонаблюдения, когда люди ошибочно полагают, что их самоанализ дает ценную информацию об их предубеждениях (Hansen & Pronin, 2012). Исследования показывают, что, когда люди пытаются обнаружить предвзятость в себе, они обычно смотрят внутрь себя в поисках доказательств такой предвзятости. Не обнаружив его, они делают вывод, что они беспристрастны (Pronin & Kugler, 2007). Несмотря на корреляционный характер, это исследование предполагает, что упражнения на рефлексивную практику, в которых используется самоанализ для устранения предубеждений, могут непреднамеренно усугубить слепое пятно предубеждений, поскольку они могут подпитывать ошибочное впечатление о том, что наши предубеждения никуда не делись.
Во-вторых, литература по рефлексивной практике предполагает, что, учитывая свои сильные и слабые стороны, а также то, что мы сделали хорошо и что плохо, психологи могут улучшить свою клиническую деятельность. Однако одним из важнейших препятствий для рефлексивной практики является то, что многие или большинство людей плохо оценивают себя. Например, хорошо воспроизведенные своды данных показывают, что люди, обладающие низким уровнем навыков и знаний, склонны переоценивать свои навыки и знания, явление, называемое эффектом Даннинга-Крюгера (Dunning, 2011). В случае клинической работы одним из важнейших навыков является способность размышлять о своей деятельности; тем не менее, из-за эффекта Даннинга-Крюгера, специалисты-практики, которые наименее склонны к размышлениям, могут быть среди тех, кто с наибольшей вероятностью не сможет обнаружить пробелы в знаниях и навыках и считать себя знатоками.
Третий вызов литературе по рефлексивной практике заключается в том, что исследования показывают, что мы склонны приобретать опыт, в том числе клинический, в крайне ограниченных условиях. Например, мы обычно накапливаем знания с опытом только в условиях высокой достоверности (Kahneman & Klein, 2009), а именно там, где большинство неудач и успехов очевидны, а обратная связь относительно немедленна. Профессии и хобби, такие как игра в шахматы, пожаротушение и компьютерное программирование, являются примерами того, где профессионалы обычно извлекают пользу из опыта. Напротив, большинство условий клинической практики представляют собой среду с низкой достоверностью, в которой обратная связь с клиницистами часто неоднозначна и запаздывает (Tracey et al., 2014). Например, определить, стал ли клиент менее подавленным, чем на предыдущем сеансе, может быть непросто, а определить, вызвано ли такое изменение вмешательством, тем более сложно, учитывая, что клиницисты могут ждать недели, прежде чем обнаруживать, улучшилось ли состояние клиента. Даже в этом случае делать причинно-следственные выводы опасно. Следовательно, в той мере, в какой люди, как правило, не могут развить опыт в результате обратной связи в среде с низкой достоверностью, маловероятно, что простое размышление о своем клиническом опыте поможет обойти этот камень преткновения на пути к обучению.
В целом, мы пришли к выводу, что рефлективная практика в том виде, в каком она концептуализирована и реализована в настоящее время, несовместима с когнитивными способностями людей, такими как их способность точно отражать свои мотивы и поведение, а также извлекать пользу из самооценки и учиться на собственном опыте. Напротив, многообещающее направление исследований направлено на уменьшение предубеждений с помощью методов «рассмотрения альтернативы», которые побуждают людей поддерживать гипотезы, отличные от их собственных (Crosskerry, Singhal, & Mamede, 2013). Мы надеемся, что в будущем литература по рефлексивной практике установит более тесные связи с фундаментальными исследованиями социального познания, обучения и клинического суждения/предсказания.
Вопросы для обсуждения
- Могут ли рефлексивные практики быть вредными для людей, которые слишком уверены в себе и имеют низкий уровень понимания?
- Как можно пересмотреть рефлексивную практику, чтобы она соответствовала литературным данным по социальному познанию и клиническому суждению/прогнозу?
Биография автора
Кэндис Бастерфилд получила степень магистра клинической нейропсихологии в Мельбурнском университете (Австралия). В настоящее время она работает научным сотрудником в Университете Эмори, на кафедре реабилитационной медицины, в отделении нейропсихологии.
Скотт О. Лилиенфельд — Сэмюэл Кэндлер Доббс, профессор психологии в Университете Эмори. Его интересы включают доказательную практику и применение научного мышления в клинической психологии.
Справочная статья
Лилиенфельд, С.О., Бастерфилд, К. Рефлексивная практика в клинической психологии: Размышления из фундаментальной психологической науки. Clin Psychol Sci Pract . 2020; 00:e12352. https://doi.org/10.1111/cpsp.12352
Ссылки
Британское психологическое общество (BPS). (2008). Критерии аккредитации программ последипломного образования по клинической психологии . Лестер: Британское психологическое общество.
Кроскери, П., Сингхал, Г., и Мамеде, С. (2013). Когнитивное устранение предубеждений 2: препятствия и стратегии для изменений. BMJ Qual Saf, 22, ii65-ii72.
Даннинг, Д. (2011). Эффект Даннинга-Крюгера: о незнании собственного невежества. В Дж. М. Олсон и М.П. Занна (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 44, стр. 247-296). Нью-Йорк: Academic Press
Гейтс, Нью-Джерси, и Сенедиак, К.И. (2017). Нейропсихологическая супервизия: включение рефлексивной практики. Австралийский психолог , 52 , 191-197.
Хансен, К. Э., и Пронин, Э. (2012). Иллюзии самопознания. В S. Vazire & TD Wilson (Eds.), Справочник по самопознанию (стр. 345–362). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Канеман, Д., и Кляйн, Г. (2009). Условия для интуитивного опыта: отказ от несогласия. Американский психолог , 64, 515-526.
Лаванда, Т. (2003). Восстановление баланса. Место, история и будущее рефлексивной практики в клинической подготовке.
Нисбетт, Р. Э., и Уилсон, Т. Д. (1977). Рассказывая больше, чем мы можем знать: Вербальные отчеты о психических процессах.