Основные виды памяти
- Details
- Просмотров: 321117
- Предыдущая статья Особенности памяти как психологического процесса
- Следующая статья Определение и общая характеристика памяти
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.
По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную. [20, с. 245].
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.
Рис. 1.4. Классификация видов памяти (по А. Г. Маклакову)
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [12, с. 257-258].
Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.
Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. [12, с. 276].
Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой деятельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).
Рис. 1.3. Сущность памяти (по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)
Индивидуальные различия в памяти людей
Индивидуальные различия в памяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).
- Предыдущая статья Особенности памяти как психологического процесса
- Следующая статья Определение и общая характеристика памяти
ВИДЫ ПАМЯТИ
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей — деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» [1].
Эмоциональная память в известном смысле может оказываться сильнее других видов памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и основательно забытых событий, книг, кинофильмов остается только впечатление, чувство. Однако и такое чувство не беспредметно. Именно поэтому оно может выступать в качестве первого узелка в развертывании цепочки ассоциаций.
Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.
Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий.
Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти, — это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, «переводя взгляд» с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии. Можно предположить, что по аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, может быть, даже и осязательная память.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное . заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Непроизвольная и произвольная память. В рассмотренных выше видах памяти отражены такие ее характеристики, которые, сформировавшись в деятельности, становятся затем как бы конституциональными ее особенностями. Тот или иной склад памяти человека может проявляться уже и независимо от переменных условий деятельности: от ее мотивов, целей, способов.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Кратковременная и долговременная память. Оперативная память. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних воздействий, а также в самый момент их образования. Для того чтобы тот или иной материал закреплялся в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько. специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).
В самом термине «кратковременная память» закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность события само по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения его в будущем, что требует к нему большей готовности. В этом смысле консолидацию следов можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материала для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его в долговременную память.
Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память» и т. п. Некоторые авторы, однако, в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная память», стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой» характер той же кратковременной памяти. Между тем за этим термином в нашей психологии закрепилось другое содержание. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям, кусками. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.
Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти.
Взаимосвязь различных видов памяти. Критерии, принятые здесь за основание деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.
С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны прежде всего соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. Сложные преемственные связи существуют также между непроизвольной и произвольной памятью (сущность их будет раскрыта при характеристике процесса запоминания). Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память — это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все ее процессы.
1 Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания. // Собр. соч. в 8-ми т. — М.: Искусство, 1954. — Т. 2. — С. 217.
Память
| Процессы памяти в человеческом мозгу
Введение
Память — это способность мозга удерживать прошлые или происходящие в настоящее время события и различные фрагменты информации, чтобы их можно было использовать в будущем, в нужный момент. Человеческая память – одно из величайших чудес природы. Долгий и сложный ход эволюции дал людям разум, являющийся поразительным образцом ловкости и ловкости. Наш мозг — главный ключ, отпирающий для нас чердаки пищевой цепи.
Обучение и адаптация — две важные вещи, необходимые для выживания в любой среде. Эти двое неразрывно связаны с памятью. Сильная сторона памяти заключается не только в том, чтобы сохранять вещи такими, какие они есть, но также в том, что это очень сложный процесс, состоящий из различных этапов, через которые информация передается и обрабатывается, поэтому ее можно использовать для облегчения процессов адаптации и обучения. Это частное явление можно понять на простом примере. Всякий раз, когда вы идете, едете, прокручиваете свой телефон или просто сидите где-нибудь, вы связаны со своим окружением. Иногда эта связь настолько пассивна, что вы даже не осознаете этого. Человеческий мозг постоянно создает мысли, и эти мысли создаются какой-то сенсорной информацией.
Каждая мысль начинается с сенсорной информации. Информация всегда поступает в мозг, стимулируя его и порождая мысль, которая может длиться несколько секунд, а иногда стимул или информация настолько сильны, что могут создать какой-то узор или отпечататься в нашем уме, который длится дольше, в таких случаях. случаях вы даже можете вспомнить это конкретное время даже спустя годы. Сенсорная информация может быть визуальной, если она воспринимается глазами, слуховой, если она поступает в ваш мозг через уши, это может быть определенный запах, который остается в вашем мозгу в течение длительного времени, или это может быть определенный тип прикосновения, ожидаемый сенсорным нейроном. формирование барорецепторов на коже. Ваши чувства играют самую важную роль в формировании воспоминаний, которые прямо или косвенно заставляют нас учиться и адаптироваться к окружающей среде.
Интересно знать, что наш мозг постоянно улавливает информацию, но никогда не переполняется и не переполняется ею (в нормальных и непатологических условиях). Потому что наш мозг использует разные уровни хранения памяти. То, что находится на более низком уровне внимания и приоритета, забывается. Человеческий мозг постоянно отбрасывает их и сохраняет только то, что нам нужно.
Кладовая как аналогия
Мы можем понять, как человеческий мозг хранит информацию, используя простую аналогию. Наш мозг подобен кладовой, когда мы рассматриваем хранилище памяти. Как в магазине, вы хотите держать важные вещи на полке, потому что таким образом они станут легко доступными. Точно так же наш мозг хранит важные вещи на поверхностных уровнях памяти. Вы обращаете внимание на то, что вам нравится, поэтому интересующие вас предметы легче запомнить, чем то, что вам не нравится.
Вот почему некоторые люди считают, что это помогает организовать свой разум самостоятельно, стараясь помнить только то, что важно и важно для вас. Таким образом, нужная информация всегда будет доступна на полке, как и сахар, который вы хотите добавить к чаю.
Анатомия хранения памяти человека
Части мозга, которые служат информационными процессорами для создания воспоминаний и их хранения, включают префронтальную кору, неокортекс, базальные ганглии, мозжечок, гиппокамп и миндалевидное тело. Эти разные части мозга имеют разные функции, связанные с различными типами воспоминаний.
Префронтальная кора
Эта часть мозга служит хранилищем кратковременной памяти. Префронтальная кора состоит из двух функциональных сторон — левой и правой. Обе стороны коллективно обслуживают кратковременную рабочую память.
Неокортекс
Эта часть мозга выполняет функцию обработки информации. Это часть коры головного мозга, которая участвует в рассуждениях и обучении. Говорят, что неокортекс извлекает информацию из явных воспоминаний, хранящихся в гиппокампе, для создания рассуждений и логики.
Базальные ганглии
Они присутствуют глубоко в мозгу, где хранятся неявные воспоминания и обеспечивают автоматическое или непроизвольное обучение на основе информации, предоставленной мозгу в прошлом.
Миндалевидное тело
Расположено в височной доле; это одна из самых важных частей мозга, которые служат для функции памяти. Известно, что миндалевидное тело создает сентиментальные и эмоциональные реакции, которые затем связываются с воспоминаниями. Это помогает в создании долгосрочных эпизодических воспоминаний.
Гиппокамп
Височная доля мозга содержит эту маленькую структуру, выполняющую огромный список функций. Это имеет решающее значение для создания долговременных воспоминаний. Он действует как катализатор для долговременных эпизодических воспоминаний. Гиппокамп также необходим для кратковременного хранения памяти. Если гиппокамп повреждается или удаляется хирургическим путем, как в знаменитом случае Генри Молисона, мозг теряет способность формировать новые воспоминания и хранить их.
Типы памяти
Любая информация, временно или постоянно хранящаяся в мозгу, становится воспоминанием. Мы можем грубо классифицировать воспоминания на основе их продолжительности, которую они испытывают в нашем мозгу, а также классификация основана на способности мозга вспоминать их.
Сенсорная память
Как было сказано ранее, информация поступает в мозг через органы чувств. Этими органами являются глаза, уши, нос и кожа. Сенсорная память создается, как только информация, воспринимаемая этими органами, достигает той части мозга, которая ее обрабатывает. Обработка сенсорной информации и ее преобразование в память — сложный, но немедленный процесс. Сенсорная память остается в мозгу только одну-две секунды. В течение этого периода секунды информация об объекте обрабатывается, и мозг вызывает предыдущую память о похожих на него объектах. Этот процесс припоминания позволяет мозгу идентифицировать объект и назвать его. Если объект является чем-то уникальным, он сохраняется или передается в память со сравнительно более длинным типом памяти.
Упростим это на примере. Как и в любой обычный день, вы едете домой. Вы наблюдаете за машинами впереди вас. Ваши глаза воспринимают автомобили и транспортные средства перед вами. Общий размер автомобиля и размер, который вы сейчас наблюдаете, создают сенсорную информацию, которая проецируется в ваше сознание как расстояние между вашим автомобилем и автомобилем рядом с вами. Восприятие цвета является одной из основных сенсорных функций глаз. Эта информация говорит вам, что машина перед вами просто красная. Вы, вероятно, забудете увидеть красную машину по дороге домой, потому что каждый день вы видите много красных машин. Вся сенсорная информация обрабатывается вашим мозгом, чтобы вы могли вернуться домой. Не столь важная информация отбрасывается в ямы вашего мозга всего за одну секунду. Но говорят, что ничто никогда не удаляется из мозга, оно просто отбрасывается на нижние уровни, как бесполезный хлам на складе. Но он всегда остается там.
Кратковременная память
Изучение и понимание памяти у человека — сложный и запутанный процесс. Некоторые ученые считают кратковременную память и оперативную память одним и тем же. Однако некоторые другие ссылки наводят на мысль, что это два разных сценария.
Кратковременная память является промежуточным типом памяти и хранения. Наиболее правильным и разумным будет считать кратковременную память и оперативную память «тесно связанными».
Кратковременная память занимается хранением обработанной информации, прошедшей уровень сенсорной памяти. Когда информация прошла сенсорный уровень, мы можем принять тот факт, что мозг теперь полностью понимает предмет. Однако на этапе кратковременной памяти определяется приоритет предмета и информации о нем. Способность мозга хранить информацию простирается от нескольких секунд до минут. После этого память и информация становятся нечеткими, поскольку они исчезают в списке приоритетов, поскольку новая информация продолжает поступать в мозг.
Кратковременную память можно понять на простом примере. Когда кто-то сообщает вам свой адрес или номер телефона, он остается в вашей памяти только на несколько секунд после того, как числа начинают меняться местами, пока ваш мозг обрабатывает новую сенсорную информацию. Итак, чтобы не потерять его полностью, вы записываете его. Это упрощенный способ рассказать, как работает кратковременная память.
Кратковременная память и рабочая память
Кратковременная память и рабочая память тесно связаны. Эту взаимосвязь можно понять, если понять, что такое рабочая память. Рабочая память – это активный процесс хранения информации и удержания ее. Это небольшая или умеренная часть информации, которую наш мозг считает важной.
Этот процесс можно упростить на простом примере. Всякий раз, когда вы идете за покупками, вы не всегда составляете список. Вы просто наблюдаете за тем, что требуется, и составляете список в своей кратковременной памяти. Однако этот список считается важным, поэтому ваш мозг держится за него дольше. Этот период растягивается на часы.
Маловероятно, что вы все еще помните, что купили в продуктовом магазине на прошлой неделе.
Оперативную память чаще всего рассматривают как способность мозга вспоминать объекты, которые были подвергнуты кратковременной памяти. Вот почему рабочая память рассматривается как активный процесс, который в большинстве случаев происходит произвольно. С другой стороны, кратковременная память похожа на сенсорную память, которая представляет собой непрерывный, но пассивный процесс. Информация, которая отбрасывается мозгом на уровне кратковременной памяти, не стирается так сильно, как память или информация, которая отбрасывается на стадии сенсорной памяти.
Хранение долговременной памяти
В отличие от кратковременной памяти, долговременная память имеет очень большой объем памяти. При этом емкость накопителя, т.е. количество информации, которое может быть сохранено, практически не ограничено. Информация иногда попадает в долговременную память и сохраняется там на всю жизнь.
Некоторые отдельные фрагменты информации очень легко попадают в долговременное хранилище. Вам не нужно сознательно или насильно направлять на это свое внимание, но они достигают планов долговременного хранения памяти, даже не беспокоя вас. А иногда вам нужно повторить часть информации, чтобы она попала в вашу долговременную память.
Возьмем простой пример: вы навсегда запомните свое первое свидание, день свадьбы или последний день в школе/колледже. Воспоминания настолько глубоки и ясны, что большинство людей могут вспомнить даже мельчайшие детали определенного дня или события. В отличие от этого сценария, вам нужно зубрить, повторять и делать несколько репетиций вашего курса, чтобы сдать экзамены. Это закладывает основу для двух конкретных типов долговременной памяти.
Эпизодическая память
Этот тип памяти — это название более раннего примера долговременной памяти, где важные дни или события, которые произошли в нашей жизни, всегда будут оставаться яркими и ясными, как день. Эпизодические воспоминания состоят из фрагментов информации, которые имеют очень высокую сентиментальную ценность, они относятся к очень эмоциональным событиям, а сентиментальная ценность конкретного события связывает все другие воспоминания, окружающие эту конкретную временную метку, впечатываются в долговременную память. .
Процедурная память
Это относится к более позднему примеру памяти. Это долговременная память, которая становится долговременной в результате непрерывного повторения определенной информации. Например, ваше постоянное повторение и знакомство с важными телефонными номерами закрепит их в вашей долговременной памяти. И вы можете легко вызвать их, когда они вам понадобятся.
Модели памяти человека
Модели являются одной из основных основ биологии. Стоит упомянуть модели, о которых идет речь в этой статье, поскольку они пытались наилучшим образом объяснить сложную систему человеческой памяти.
Модель памяти Аткинсона-Шиффрина
Это очень простая модель, описывающая, как информация находит свое место в долговременной памяти. Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина, единственный возможный путь, через который часть информации должна достичь уровней долговременной памяти, — это ее строгое повторение. Однако эта идея достижения долговременной памяти с помощью репетиций была отвергнута, поскольку существуют сценарии, когда человек запоминает событие, произошедшее только один раз, на всю жизнь.
Модель рабочей памяти
Эта модель довольно сложна, и утверждается, что она состоит из нескольких компонентов, и каждый компонент играет различную роль в обработке информации и сохранении воспоминаний. Модель рабочей памяти была предложена Баддели и Хитчем. Это активно работающая модель, которая больше ориентирована на кратковременное хранение памяти и вызов информации, хранящейся в кратковременной памяти. Эта модель состоит из трех неотъемлемых компонентов, которые действуют как хранилища: один называется центральным исполнителем, второй известен как фонологическая петля, а третий считается зрительно-пространственным блокнотом.
Центральный исполнитель связан с обработкой информации. Два других управляют визуальной и слуховой информацией.
Эта модель доказывает тот факт, что трудно слышать или визуализировать две разные вещи одновременно, вместо того, чтобы использовать способность слышать и видеть каждую на двух разных предметах.
Резюме
Память — это процесс, с помощью которого мозг может хранить факты или события, чтобы они могли быть полезны в будущем. Это процесс, посредством которого жизненный опыт накапливается, а различные наборы навыков изучаются и сохраняются в мозгу.
Наш мозг постоянно участвует в процессе хранения памяти. Он получает несколько фрагментов информации даже в течение секунды, обрабатывает их и сохраняет ценную информацию в виде памяти.
Воспоминания хранятся в мозгу на разных уровнях. Те, что хранятся на более низких уровнях, легко забываются, а те, что хранятся на более высоких уровнях, сохраняются в течение более длительного времени.
Наш мозг действует как кладовая, где хранятся воспоминания. Воспоминания, связанные с вещами, которые нас больше всего интересуют, быстро сохраняются и сохраняются гораздо дольше.
В процессе хранения памяти участвуют разные области мозга. К ним относятся;
- Неокортекс
- Гиппокамп
- Миндалевидное тело
- Префронтальная кора
- Базальные ганглии
На основе времени, в течение которого информация хранится в мозгу, воспоминания следующих типов;
- Сенсорная память создается, когда сенсорная информация поступает и обрабатывается мозгом. Он либо связан с какой-то предыдущей памятью и сохраняется, либо отбрасывается после его обработки.
- Кратковременная память хранится в мозгу от нескольких секунд до минут
- Рабочая память — это тип кратковременной памяти, которая считается важной для мозга и сохраняется в течение некоторого времени, пока задача не будет выполнена
- Долговременная память хранится от месяцев до лет. Она включает в себя воспоминания о фактах и жизненных событиях, а также воспоминания, связанные с некоторыми навыками, такими как письмо, набор текста и т. д.
Для объяснения процесса хранения человеческой памяти были предложены различные модели. Двумя наиболее известными являются модель Аткинсона-Шиффрина и модель рабочей памяти. Краткая информация об обеих этих моделях была рассмотрена ранее в статье.
Ссылки
- Кумаран, Д. (апрель 2008 г.). «Кратковременная память и гиппокамп человека» . Журнал неврологии. 28 (15): 3837–3838. doi : 10.1523/JNEUROSCI.0046-08.2008 . ЧВК 6670459 . PMID 18400882 .
- Миллар, А. Г. (1956). «Волшебное число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию» . Психологический обзор. 101 (2): 343–35. doi : 10.1037/0033-295X.101.2.343 . hdl : 11858/00-001M-0000-002C-4646-B . PMID 8022966 .
- Баддели, AD (ноябрь 1966 г.). «Кратковременная память на последовательности слов как функция акустического, семантического и формального сходства» (PDF) . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии. 18 (4): 362–5. doi : 10. 1080/14640746608400055 . PMID 5956080 .
- Гобет Ф.; Лейн, П.; Крокер, С.; Ченг, П .; Джонс, Г.; Оливер, И.; Пайн, Дж. (2001). «Механизмы фрагментации в обучении человека». Тенденции в когнитивных науках. 5 (6): 236–243. doi : 10.1016/s1364-6613(00)01662-4 . ISSN 1364-6613 . PMID 113 .
- Озтекин И.; МакЭлри, Б. (2010). «Взаимосвязь между показателями объема рабочей памяти и временной динамикой кратковременного извлечения памяти и разрешения помех» . Журнал экспериментальной психологии. Обучение, память и познание. 36 (2): 383–97. doi : 10.1037/a0018029 . ЧВК 2872513 .
Источники изображений:
- https://www. flickr.com/photos/nihgov/34276634144
- https://www.pxfuel.com/en/free-photo-ojjcz
- https:// commons.wikimedia.org/wiki/File:Prefrontal_cortex_(left)_-_lateral_view.png
- https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BraakStagingbyVisanjiEtAl.png
- https://commons.wikimedia.org/ wiki/Файл:Basal_Ganglia_and_Related_Structures.svg
- https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Amygdala.jpg
- https://pixabay.com/vectors/hippocampus-brain-anatomy-medicine-148151/
Рабочая память и внешняя память
Когда люди используют веб-сайты или другие пользовательские интерфейсы, частая причина трудностей заключается в том, что они забывают информацию из предыдущего шага, даже если она потребуется на более позднем этапе для выполнения их задачи. Это не потому, что пользователи особенно забывчивы. И не потому, что они не утруждают себя вниманием — хотя никогда не делайте ошибку, предполагая, что выяснить, как использовать ваш сайт, — это самая важная вещь в мире. Нет, причина, по которой люди забывают информацию посреди задачи, заключается в том, что пользовательский интерфейс требует от них держать в рабочей памяти больше, чем может вместить их мозг.
Предположим, кто-то попросил вас сложить в уме числа 353 и 489. Как бы вы это сделали? Некоторые могут попытаться мысленно выстроить числа, а затем добавить соответствующие цифры для единиц, десятков и сотен соответственно. Другие могут преобразовать одно из чисел в «простое» число (например, 300 или 500), а затем добавить его к другому числу (например, прибавив 11 ко второму числу и вычитая 11 из первого, чтобы получить 342+500). ).
Каким бы ни был метод, есть вероятность, что задача будет сложной. Чтобы ее решить, нам нужно иметь при себе много информации: не только точные числа, которые нужно сложить, но и промежуточные продукты сложения. Эта задача трудна, потому что нагружает нашу рабочую память .
Определение: Рабочая память человека может быть представлена как буфер или блокнот, в котором разум хранит информацию, относящуюся к текущей задаче.
Буфер оперативной памяти имеет ограниченную емкость — представьте его как коробку для яиц с небольшим количеством слотов. Если задача требует хранения слишком большого количества информации в рабочей памяти, нам нужно освободить некоторые из занятых слотов, чтобы освободить место для этой информации. То, что удалено из рабочей памяти, на самом деле все еще может быть необходимо для завершения задачи, и в конечном итоге мы можем усерднее работать над восстановлением этих данных; в результате нам может потребоваться больше времени, чтобы выполнить задачу или сделать ошибки. В нашем примере сложения мы можем в конечном итоге выбросить перенос или цифру из одного из исходных чисел и получить неправильный ответ.
Концепция рабочей памяти была впервые проиллюстрирована в знаменитой серии экспериментов, проведенных психологами Аланом Баддели и Грэмом Хитчем из Стерлингского университета в Шотландии. В этих экспериментах участникам давали от 1 до 6 цифр, чтобы они запомнили их при выполнении другого задания, где им нужно было определить, соответствует ли предложение порядку предъявления двух букв. Чем больше цифр людям приходилось хранить в памяти, тем хуже было выполнение второго задания. Эксперимент показал, что часть рабочей памяти участников была занята хранением цифр, поэтому у них было меньше слотов, доступных для второго задания. (Этот процесс примерно подобен пробуксовка в компьютерных науках — явление, при котором у процессора недостаточно внутренней памяти для хранения всей информации для задачи, и в итоге часть ее сбрасывается на диск, а другая загружается с диска.)
В экспериментах Бэддели и Хитча люди должны были хранить некоторые цифры в своей рабочей памяти и запоминать их после выполнения второго задания. Когда количество цифр, которые им нужно было запомнить, было небольшим (1–2), их успеваемость во втором задании не страдала. Но когда им нужно было запомнить больше цифр, их производительность действительно ухудшилась, потому что у них было меньше рабочей памяти, доступной для этой задачи.Связь с кратковременной памятью
Рабочая память и кратковременная память связаны между собой, а иногда даже в психологии используются взаимозаменяемо. Однако технически они совершенно разные. Концепция рабочей памяти ориентирована на задачи: ее можно рассматривать как «интерфейс» между различными процессами (например, восприятием, вниманием, памятью), подчиненными более крупной задаче.
Напротив, кратковременная память просто представляет мозговой процесс, который позволяет нам хранить информацию (например, слова, предложения, понятия) в течение короткого промежутка времени. Наиболее известно, что это связано с фрагментацией и магическим числом Миллера 7, которое представляет приблизительную емкость кратковременной памяти, основанной на наблюдении, сделанном Джорджем Миллером еще в 1919 году.58 мы можем запомнить около 7 «фрагментов» информации в течение короткого промежутка времени.
Рабочая память и взаимодействие с пользователем
В нашей области распространенной концепцией, тесно связанной с рабочей памятью, является концепция когнитивной нагрузки . Если задача сопряжена с высокой когнитивной нагрузкой, это обычно означает, что она сильно нагружает рабочую память. Задачи, которые нагружают нашу рабочую память, обычно воспринимаются как сложные; поэтому, чтобы сделать процесс приятным и полезным, дизайнеры должны убедиться, что рабочая память пользователя не будет перегружена.
Но как узнать объем оперативной памяти наших пользователей? Хотя рабочая память имеет ограниченный объем, ее точный объем будет варьироваться от человека к человеку. Образование и IQ обычно положительно коррелируют с объемом рабочей памяти, тогда как возраст влияет на него отрицательно. Если мы нацелимся на специализированную аудиторию (например, на экспертов), мы сможем получить довольно хорошее представление о возможностях рабочей памяти ее членов. Но для широкой публики размер рабочей памяти будет довольно разным.
Хотя объем рабочей памяти зависит от человека, вполне вероятно, что многие члены вашей проектной группы обладают значительно большим объемом памяти, чем представители вашей целевой аудитории. Наверняка у многих разработчиков большая рабочая память из-за самоотбора: программирование настолько сложно, что люди, скорее всего, преуспеют в нем, если смогут удерживать в своей рабочей памяти много материала во время кодирования. В результате ваши коллеги могут подумать, что определенный поток задач прост — потому что он не перегружает их собственную рабочую память — но у большинства реальных пользователей возникнут большие трудности, потому что у них заканчивается рабочая память при попытке выполнить задачу. Как всегда, вы не пользователь.
Хороший пользовательский интерфейс полезен для всех, а не только для тех, у кого большой объем оперативной памяти. Таким образом, общая хорошая практика проектирования заключается в том, чтобы ограничить нагрузку на рабочую память пользователей . Другими словами, убедитесь, что пользователи могут легко получить доступ ко всей информации, необходимой им для задачи, без необходимости фиксации ее в рабочей памяти.
Внешняя память
Легко сказать: «ограничьте нагрузку на оперативную память», но одни задачи, естественно, сложнее других. Как мы можем помочь пользователям обойти ограничения рабочей памяти? В нашем исходном примере сложения мы не можем изменить задачу; дополнение, что это такое. Но мы можем упростить задачу — предоставив ручку и бумагу, чтобы люди могли записывать числа и промежуточные продукты в задаче, не сохраняя их в рабочей памяти. Бумага действует как физический блокнот, «фальшивая» рабочая память.
Определение: Внешняя память относится к любому инструменту или функции пользовательского интерфейса, которая позволяет пользователям явно сохранять и получать доступ к информации, необходимой во время выполнения задачи.
То же самое с веб-задачами. Дополнить оперативную память формой внешней памяти — виртуального блокнота, где пользователи могут хранить всю необходимую им информацию, не фиксируя ее во внутренней памяти.
Примером задачи с высокой потребностью в оперативной памяти является чтение сложного отрывка на мобильном телефоне. Наши исследования показывают, что для достижения одинакового уровня понимания на маленьком экране и на большом экране пользователи должны проводить больше времени на мобильных устройствах — вероятно, из-за более высоких требований к оперативной памяти. Экран служит естественной внешней памятью — если люди что-то забыли, они могли бросить взгляд и вернуться к концепции из предыдущего абзаца. Но на меньшем экране информация из предыдущего абзаца уже не видна (то есть размер блокнота внешней памяти меньше), поэтому приходится тратить время на ее восстановление.
Типичным примером веб-задачи с высокой нагрузкой на оперативную память является сравнение элементов: пользователь должен взвесить все за и против нескольких вариантов и выбрать лучший. Сравнивая отели, обувь или страховые планы, сравнение включает в себя запоминание доступных вариантов и определение оптимальной комбинации вариантов. Такие инструменты, как сравнительные таблицы, представляют собой форму внешней памяти — они позволяют пользователям выбирать набор интересующих элементов и явно сравнивать их плюсы и минусы, выстроенные друг с другом, в удобной для просмотра таблице.
Иногда пользователи создают собственные средства внешней памяти. Например, мы можем использовать электронную таблицу, файл или веб-заметку, чтобы отслеживать интересные летние лагеря для наших детей, места, которые можно увидеть во время отпуска, или статьи, которые нужно прочитать. Совершая покупки в Интернете, многие пользователи сохраняют кандидатов для целевого товара в корзине, а затем, в конце концов, решают, какой из них лучше. Миллениалы занимаются парковкой страниц — открывают интересные объекты в разных вкладках, сохраняют для просмотра в будущем, не отрываясь от задачи выбора. Все эти действия создают некоторую форму внешней памяти и помогают пользователям справляться с трудностями, связанными с задачами, требующими большого объема рабочей памяти.
Заключение
Различные задачи имеют разные требования к рабочей памяти. Дизайнеры должны понимать, какую информацию пользователи должны будут хранить в своей рабочей памяти, когда они пытаются достичь своих целей на веб-сайте, и предоставлять функции пользовательского интерфейса, которые действуют как внешняя память, чтобы помочь им разгрузить это бремя и выполнить задачу быстрее.
Узнайте больше о рабочей памяти и внешней памяти на наших курсах по психологии и взаимодействию человека с компьютером для дизайнеров.