Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Парадигма это в психологии простыми словами: Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Парадигма. Что такое «Парадигма»? Понятие и определение термина «Парадигма» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – термин, который применяется в огромном количестве научных областей. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период. В развитии научной дисциплины выделяются различные этапы: препарадигмальный (тот, который предшествует установлению парадигмы), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции, суть которой заключается в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

В психологии парадигма имеет три основных подхода: естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма и практическая парадигма. Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны (то есть постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Само же знание строится на гипотезе, подтвержденной экспериментом.

Гуманитарная парадигма — самая распространенная, она вводит понятие духовной жизни человека. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Последняя парадигма, практическая, предполагает реализацию преобразовательного отношения.

Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней.

< Парадиагностика

Парадокс >

Популярные термины

    Парадигма

    Звездные войны психологов: месть Фрейда

    Психоанализ занимает важное место в современном интеллектуальном пейзаже, однако в практике психотерапевтов он стал вытесняться когнитивно-бихевиоральной психотерапией (КБТ), которая претендует на эмпирическую обоснованность. Впрочем, сейчас психоанализ, похоже, берет реванш. Оливер Буркеман (Oliver Burkeman), колумнист The Guardian, углубился в сравнение двух подходов. Вот несколько тезисов его большой статьи.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Парень моей дочки употребляет наркотики. Как ей помочь расстаться с ним?»
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • Духовные практики как бегство от реальной жизни: почему это не работает
    • Как воспитать ребенка с безопасным типом привязанности: 7 главных шагов — попробуйте на практике
    • «Я боюсь всех людей, а после 24 февраля 2022 года меня пугают салюты и громкие звуки»
    • «Дочь попала под влияние секты. Она перестала ходить в церковь и подала на развод»
    • 2 приема, чтобы легко просыпаться рано утром — даже до восхода солнца
    • «Почему мужчина так себя ведет?»: как решать проблемы в отношениях— 4 типичных примера

    Сегодня читают

    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • «Испытываю дикий страх, стоит только подумать о выходе из дома»
    • «У мужа на стороне любовница и двое детей. Что мне делать?»
    • «У дочери появился мужчина, и она перестала общаться со всеми, а я стала для нее абьюзером»
    • 9 внутренних установок, которые сделают из вас неудачника
    • 10 признаков, что у ваших отношений нет будущего

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира

    Обновлено 24 июня 2022 Просмотров: 121 392 Автор: Дмитрий Петров

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Есть масса слов, с которыми мы сталкиваемся, но не всегда и не до конца понимаем их значение. Примером могут служить когда-то устаревшие, но вновь омолодившиеся комильфо и моветон, а так же расхожее слово перфекционизм или же проскакивающий в рекламе оксюморон.

    Сегодня я хочу обратить ваше внимание на чудесное (можно сказать красивое) слово «парадигма». Как звучит, а? Но что оно означает? В принципе, из контекста можно понять — это что-то такое «о высоком», глобальном и ассоциирующемся с концепцией картины мира, доктриной, толкованием, теорией или учением о чем-то.

    На самом деле интуиция нас с вами не подвела (в очередной раз) — весь наш мир технологий и мировосприятия построен именно на парадигмах. Это столпы, без которых не было бы развития и движения вперед. Однако, столпы эти рукотворные, а посему кривоватые, что приводит к их периодической замене.


    Что такое парадигма и что это слово означает

    Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь…

    Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.

    Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).

    Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).

    Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.

    Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.

    Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.

    Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.

    Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.

    Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.

    Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.

    Парадигмы — это наши очки для восприятия картины мира

    Откуда появляются парадигмы? Ну, они формируются людьми и ни кем иным. По сути, это плод прихода к консенсусу (что это?), когда большинство «людей в теме» начинает считать данную модель наиболее состоятельной, т.е. наилучшим образом объясняющей предмет изучения (суть вещей вообще или в какой-либо частности — физике, химии, антропологии, биологии, мировоззрении, языкознании и т.п.).

    Само собой, что все парадигмы ошибочны (не точны или имеют очень узкую область срабатывания). Мы опираемся на костыли (модели), но они не совершенны и со временем их приходится менять. Это, можно сказать, априори, даже не вдаваясь в подробности. Почему? Ну, потому что невозможно до конца понять суть вещей и картину мира. Мы сами являемся частью всего этого, а познать самого себя априори не возможно.

    Модели лишь позволяют на данном этапе сделать возможным целенаправленное развитие, чтобы было на что опереться, что считать догмой. Мы пытаемся вместить реальность в прокрустового ложе парадигмы. Какое-то время нам кажется, что это удалось, но при более внимательном и скрупулезном рассмотрении выходит, что мы опять «попали пальцем в небо».

    Мир гораздо сложнее (или проще), чем мы даже можем себе представить. И это замечательно!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    • Философия

    Paradigm Shift Definition & Examples

    By

    Saul Mcleod, PhD

    Updated on

    Updated on

    Saul Mcleod, PhD

    Преподаватель, исследователь

    Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

    Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.


    Узнайте о нашем редакционном процессе

    , рассмотрено

    Olivia Guy-Evans

    Olivia Guy-Evans

    Ассоциированный редактор для простого психологии

    BSC (Hons), Psychology, Psychology

    Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


    Узнайте о нашем редакционном процессе

    Резюме

    • Томас Кун утверждал, что наука не движется к истине постепенно.
    • В науке есть парадигма, которая остается неизменной, прежде чем произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию.
    • Научная революция происходит, когда: (i) новая парадигма лучше объясняет наблюдения и предлагает модель, более близкую к объективной, внешней реальности; и (ii) новая парадигма несоизмерима со старой.
    • Например, ламаркистская эволюция была заменена дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора.

    Содержание

    Сдвиг парадигмы

    Томас Кун критикует взгляды науки на «развитие путем накопления», согласно которым наука развивается линейно, накапливая независимые от теории факты. Кун посмотрел на историю науки и утверждал, что наука не просто развивается поэтапно, основываясь на нейтральных наблюдениях (например, позитивизм).

    Для Куна история науки характеризуется революциями в научном мировоззрении. У ученых есть мировоззрение или «парадигма». Парадигма — это общепризнанное научное достижение, которое на какое-то время предоставляет модельные проблемы и решения для сообщества практиков.

    Парадигма — это базовая структура предположений, принципов и методов, на основе которых работают члены сообщества.

    Это набор норм, которые говорят ученым, как думать и вести себя, и хотя в науке существуют конкурирующие школы мысли, все же существует единая парадигма, которую все ученые принимают некритически.

    Ученые принимают господствующую парадигму до тех пор, пока не возникнут аномалии. Затем ученые начинают подвергать сомнению основу самой парадигмы, появляются новые теории, бросающие вызов господствующей парадигме. В конце концов, одна из этих новых теорий принимается в качестве новой парадигмы.

    В разные периоды развития науки над мышлением исследователей господствовали определенные взгляды. Конкретная работа может «определить законные проблемы и методы исследовательской области для последующих поколений практиков».

    Фазы науки Куна

    Согласно Куну, знание, которое не развивается в соответствии с четырьмя основными фазами, не может считаться научным.

    Фаза 1: донаучная
    • 0094 консенсус был достигнут.
    • Неорганизованная и разнообразная деятельность.
    • Постоянные споры об основах.
    • Теорий столько, сколько теоретиков.
    • Нет общепринятой базы наблюдений. Противоречивые теории состоят из собственного набора наблюдений, зависящих от теории.

    Фаза 2: Нормальная наука

    (чаще всего – наука обычно стабильна)

    • Устанавливается парадигма, которая закладывает основы для законной работы в рамках дисциплины. Тогда научная работа состоит в артикуляции парадигмы при решении загадок, которые она подбрасывает.
    • Парадигма – это конвенциональная основа для исследования; это создает прецедент.
    • Головоломки, не поддающиеся решению, рассматриваются как аномалии.
    • Аномалии допустимы и не вызывают отторжения теории, так как ученые уверены, что эти аномалии со временем можно будет объяснить.
    • Ученые проводят большую часть своего времени на этапе моделирования дрейфа, борясь с появляющимися аномалиями. Они могут знать или не знать этого или признавать это.
    • Нормальной науке необходимо быть некритичным. Если бы все ученые критически относились к теории и тратили время на ее фальсификацию, никакая детальная работа никогда не была бы выполнена.

    «Нормальная наука, деятельность, на которую большинство ученых неизбежно тратят почти все свое время, основывается на предположении, что научное сообщество знает, каков мир. Большая часть успеха предприятия проистекает из готовности сообщества защищать это предположение, если это необходимо, ценой значительных затрат.

    Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они обязательно подрывают ее основные обязательства» (Кун, 1996, стр. 5).

    Фаза 3: Кризис
    • Здесь происходит смена парадигмы.
    • Аномалии становятся серьезными, и развивается кризис, если аномалии подрывают основные положения парадигмы и попытки их устранения последовательно терпят неудачу.
    • В этих условиях правила применения парадигмы смягчаются. Разрабатываются идеи, бросающие вызов существующей парадигме.
    • В условиях кризиса будет «экстраординарная наука», в которой будет несколько конкурирующих теорий.
    • Если аномалии удастся разрешить, кризис закончится, и нормальная наука возобновится. Если нет, то происходит научная революция, связанная со сменой парадигмы.

    Фаза 4: Революция
    • В конце концов, новая парадигма будет установлена, но не из-за какого-либо логически убедительного обоснования.
    • Причины выбора парадигмы во многом психологические и социологические.
    • Новая парадигма лучше объясняет наблюдения и предлагает модель, более близкую к объективной, внешней реальности
    • Различные парадигмы считаются несоизмеримыми — новая парадигма не может быть доказана или опровергнута по правилам старой парадигмы, и наоборот.
    • Не существует естественной меры или шкалы для ранжирования различных парадигм.

    Критическая оценка

    Огромное влияние работы Томаса Куна можно измерить изменениями, которые она произвела в словаре философии науки: помимо «сдвига парадигмы», Кун воспринял само слово «парадигма» из термина, используемого в определенные формы языкознания к его нынешнему
    более широкое значение.

    Частое использование фразы «смена парадигмы» сделало ученых более осведомленными и, во многих случаях, более восприимчивыми к изменениям парадигмы, поэтому анализ Куном эволюции научных взглядов сам по себе повлиял на эту эволюцию.

    Для Куна выбор парадигмы был поддержан логическими процессами, но не в конечном счете определен ими. Кун считал, что это представляет консенсус сообщества ученых. Он утверждал, что принятие или отклонение той или иной парадигмы является не только логическим, но и социальным процессом.

    Это означает, что Куна обвинили в релятивизме. Может быть, все теории одинаково верны? Почему мы должны верить в сегодняшнюю науку, когда она может быть опровергнута в будущем? Кун решительно отверг это, утверждая, что научные революции всегда приводили к новым, более точным теориям и представляли собой настоящий прогресс.

    Делает ли наука прогресс посредством научных революций? Являются ли более поздние парадигмы лучше, чем более ранние? Нет, предполагает Кун, они просто разные. Научные революции, заменяющие одну парадигму другой, не приближают нас к истине о том, как устроен мир.

    Последовательные парадигмы несоизмеримы. Кун говорит, что более поздняя парадигма может быть лучшим инструментом для решения головоломок, чем более ранняя. Но если каждая парадигма определяет свои собственные загадки, то, что является загадкой для одной парадигмы, может вообще не быть загадкой для другой.

    Так почему же прогрессивно заменять одну парадигму другой, которая решает загадки, которые прежняя парадигма даже не распознавала? Кун использовал свой тезис о несоизмеримости, чтобы опровергнуть мнение об объективности смены парадигмы. Истина связана с парадигмой.

    Наука не меняет свою парадигму за одну ночь. Молодые ученые выдвигают новую парадигму вперед. Как выразился Кун, «новая научная истина побеждает не потому, что убеждает своих противников и заставляет их увидеть свет, а скорее потому, что ее противники в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней».

    Томас Кун показал, что современные философы не могут игнорировать историю науки и социальный контекст, в котором происходит наука. Наука есть продукт общества, в котором она практикуется.

    Вопрос для обсуждения : Является ли психология преднаукой?

    Произошла ли когнитивная революция от бихевиоризма, которая изменила методологию и предположения? Является ли когнитивная психология новой парадигмой? Подсказки: это все еще редукционизм; ввод – вывод по-прежнему использует экспериментальный метод.

    Как сделать ссылку на эту статью:

    Ссылки

    Томас, К. (1962). Структура научных революций Чикаго: University of Chicago Press.

    Дополнительная информация

    Карл Поппер – Фальсификация Является ли психология наукой?

    Научные революции Томаса Куна: объяснение смены парадигмы

    теорий обучения | Консультативный совет лидеров штата Огайо

    В рамках парадигмы связанный набор теорий имеет общие фундаментальные предположения об обучении. В разных парадигмах предположения об обучении существенно различаются. Обсуждение в этом модуле классифицирует теории всего по четырем парадигмам и подчеркивает различия между ними. Но сходство между парадигмами также заслуживает внимания: все парадигмы касаются важных вопросов; все они представляют собой сложные паутины идей; все они содержат описания обучения и объяснения того, почему и как происходит обучение; и все они поддерживают наборы рекомендаций, помогающих учащимся учиться.

    Четыре парадигмы:

    • Бихевиоризм
    • Обработка информации и когнитивная психология
    • Индивидуальный конструктивизм
    • Социальный конструктивизм и ситуативное обучение

    В таблице ниже показано, как каждая из этих четырех парадигм отвечает на важные вопросы. Однако решение разделить теории на четыре парадигмы несколько условно. Еще более простая схема поддерживает только два, которые можно назвать «телом» (поведение тела: бихевиористская парадигма) и «разумом» (мышление и работа мозга: остальные три парадигмы).

    Теории обучения Что такое обучение? Как мы учимся? Какие условия помогают нам хорошо учиться? Какие условия мешают нам хорошо учиться? Что люди должны делать, чтобы помочь учащимся хорошо учиться?
    Бихевиоризм Овладение поведением (привычными действиями) Путем развития новых моделей поведения (сделав их привычными) Умело разработанные тренировочные процедуры повторения, которые «подкрепляют» привычные действия (поведение) Инструкция, которая оставляет развитие желаемого поведения на волю случая Анализ поведения; использовать поведенческие цели; систематически развивать поведение
    Обработка информации и когнитивная психология Обработка информации разумом (или мозгом) Наблюдая, классифицируя, обобщая, сохраняя и запоминая Условия, способствующие обработке информации (например, классы, которые задействуют ум) Состояния, которые мешают эффективным психическим процессам (например, страх, скука) Учить способами, которые развивают мышление; план действий, которые укрепляют мышление
    Индивидуальный конструктивизм Личное (ре)конструирование человеком существующих знаний Путем адаптации существующих знаний и наших ментальных структур к новым знаниям Учителя, которые направляют концептуальное развитие и предотвращают неверные представления Отношение к учащимся как к пассивным получателям информации «Содействовать» обучению и активно вовлекать умы учащихся
    Социальный конструктивизм и ситуативное обучение Адаптация к сообществу знаний и практики Путем подражания другим в контексте все более экспертной практики Доступ к экспертному сообществу и строительные леса, необходимые новичкам Изоляция от экспертов, желающих включить студентов в сообщество практики Делитесь опытом, помогая новичкам становиться все более опытными

    Насколько именно эти ответы (то есть ответы, полученные четырьмя парадигмами и обобщенные в таблице выше) полезны для размышлений об обучении?

    Бихевиористская парадигма исходит из того, что мы не можем действительно знать, что находится в человеческом уме, поэтому обучение должно быть сосредоточено на поведении. Более того, бихевиористские мыслители и исследователи разработали проверенные методы эффективного формирования поведения. Прикладной анализ поведения и режимы подкрепления действительно могут изменить поведение (включая поведение учащихся в классе). Однако помните, что все — это «поведение» для бихевиориста: от 10-минутного сидения на месте до освоения иностранного языка и написания хороших эссе. Некоторые бихевиористы считают, что учащиеся могут учиться, наблюдая за действиями, формирующими поведение, которые применяются к другим, а не только к самим себе.

    Парадигма обработки информации и когнитивной психологии исходит из того, что сложное обучение проявляется в уме как смысл. Однако считается, что создание разумом смысла следует регулярным схемам и планам. В последние годы нейробиология поддержала более ранние утверждения когнитивных психологов, показав, что мозг действительно очень активен во время определенных видов умственной деятельности. Очевидно, существует связь между мышлением (разумом) и поведением (деятельностью мозга, являющегося частью тела). С приходом цифровой эпохи некоторые когнитивисты приравнивают познание к цифровым вычислениям. Мозг хранит и извлекает информацию и, что более важно, связывает информацию и создает сети информации и сети значений из таких цепочек.

    Индивидуальная конструктивистская парадигма выдвигает идею о том, что люди конструируют свои собственные знания и придают им смысл в сетях значений. «Онтогенез повторяет филогенез» — ныне дискредитированная биологическая теория — была основана на аналогичной идее. С этой точки зрения на обучение существуют знания, от идентификации цвета до понимания квантовой механики, но каждый человек сам понимает их — частично на основе биологически запрограммированных последовательностей развития, а частично на основе индивидуального опыта. Конечно, императив осмысления вещей неизбежно заставляет людей совершать ошибки, и другие (например, родители, учителя) часто должны вмешиваться, чтобы помочь людям изменить свое субъективное и наивное понимание на более интерсубъективное и сложное понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *